Что такое художественный стиль образ язык – План-конспект урока музыки (8 класс) по теме: ВТОРОЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ. ТЕМА: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ- СТИЛЬ-ЯЗЫК»

«Художественный образ — стиль — язык»

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Большой Сфинкс в Гизе.

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда.

Большой Сфинкс в Гизе.

Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас. Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи.

Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.

Египет. Искусство александрийской эпохи.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык. О. Роден. Граждане Кале.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему.

Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

О. Роден. Граждане Кале.

Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. В. Ван Гог. На пороге вечности.

Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

В. Ван Гог. На пороге вечности.

Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи. И. Крамской.  Незнакомка.

Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

И. Крамской.

Незнакомка.

означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. Собор в готическом стиле. Милан.

означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.

Собор в готическом стиле. Милан.

В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».

В искусстве различают стиль эпохи

(исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств. К. Малявин. Вихрь.

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.

К. Малявин. Вихрь.

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом , графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом , графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом , графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.
Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом , графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом , графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Моцарт. Реквием.

Моцарт. Реквием.

Моцарт. Реквием.
Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений. П. Пикассо. Менины

Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

П. Пикассо. Менины

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению. Х. Миро. Карнавал Арлекина

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Х. Миро. Карнавал Арлекина

Урок по искусству на тему: «Художественный образ — стиль

ИСКУССИВО 8 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 2

Тема: Художественный образ – стиль – язык.

Цель: познакомить с выражениями «стиль», «язык», «образ» и раскрыть эти понятия посредством знакомства с разными видами искусства, развитие активного, осознанного восприятия музыки уч-ся на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

Задачи:

1) формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передает музыка;

2) воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать его содержание и средства выразительности;

3) развитие умения выявить характерные стилевые особенности музыки;

4) показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;

5) воспитывать интерес и любовь к музыке.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Искусство», презентация к уроку

ХОД УРОКА

. — Здравствуйте. Все готовы к уроку, тогда начнем наше занятие.

Личностные

2.Актуализация знаний

Чтобы вспомнить о том, о чем мы говорили на прошлом уроке проведем тест.

ТЕСТ

  1. Слово «искусство» употребляется только

А) в одном значение

Б) в двух значениях (широком и узком)

В) в трех значениях (узком, широком и специальном).

2. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

3. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?

А) да Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому

Б) к временному

В) к пространственному

Ответы детей

Коммуникативные

3.Постановка целей, темы

СЛАЙД 1. — Тема сегодняшнего нашего урока: Художественный образ – стиль – язык. Значит, какая цель нашего урока? (варианты ответов).

Обобщение: Расширить представление о художественном образе произведения, а также выяснить, что такое стиль и язык разных видов искусств.

Ответы детей

Регулятивные

4.Решение учебной задачи (объяснение нового материала)

Музыкальный материал 19 слайда:

1.Соната №14 Бетховен

2.Симфония №7 Шостакович

3. р.н.т. «Судврыня»

20. слайд. Видео «Хоровод»

Беседа

СЛАЙД 2. – Что испытывает человек, когда встречается с произведениями искусства разных времен? (проникается атмосферой ушедших времен, узнает жизнь людей)

— Какое значение будет иметь современное искусство для наших потомков? (лучше поймут наше время, по произведениям искусства будут судить о нас)

Обобщение: У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые участвуют в творческом процессе, сопереживают ему.

— Что необходимо знать молодому поколению, чтобы войти в мир художника, приблизиться к искусству? (не обойтись без понимания, что такое художественный образ, стиль, язык)

Обобщение: Чтобы приблизиться к искусству, не обойтись без понимания таких категорий, как образ, стиль, язык.

Поисковая ситуация

СЛАЙД 3. – Как вы понимаете словосочетание «художественный образ» (варианты ответов)

СЛАЙД 4. Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

СЛАЙД 5. Рассмотрим образы произведений, представленных на стр. 10-12 учебника.

— Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение… Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.

СЛАЙД 6. Портрет юноши в золотом венке написанный неизвестным египетским художником еще в начале II века. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка.

Смуглое лицо оттеняет венок из золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.

СЛАЙД 7. Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в 14 веке. Во времена осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей и города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристика каждого из них.

СЛАЙД 8. Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина – крестьянки в ярких нарядах. Все полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией русской души.

СЛАЙД 9. – Как вы думаете, что такое стиль в искусстве? (варианты ответов).

СЛАЙД 10. Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».

СЛАЙДТ11. К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?

СЛАЙД 12. К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?

СЛАЙД 13. – Как вы думаете, что такое язык в искусстве? (варианты ответов).

СЛАЙД 14. Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.

СЛАЙД. 15. При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

СЛАЙД 16-21 язык разных видов искусств. 19 слайд и 20 слайд музыкальные.

Обобщение после 21 СЛАЙДА. Авторы в своих произведениях с помощью специфических для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

СЛАЙД 22. Что нам необходимо для того, чтобы разбираться во всем многообразие искусства? (Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению).

Обобщение: Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Ответы детей

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

5.Подведение итогов

— О чем мы сегодня говорили на уроке? (варианты ответов)

Обобщение:

Регулятивные

Коммуникативные

6.Домашнее задание

Выучить записи в тетрадях. Мини-сочинение на тему: «Стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»

7.Рефлексия

— Все молодцы. Давайте вместе ответим на вопросы:

1. Кто заслуживает сегодня оценки…

2. Мне было интересно…

3. Мы сегодня узнали…

4. Мне было трудно…

5. Довольны вы своими ответами…

Коммуникативные, Регулятивные,

Личностные

План-конспект урока музыки (8 класс) по теме: ВТОРОЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ. ТЕМА: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ- СТИЛЬ-ЯЗЫК»

ИСКУССТВО — Второй урок

Тема: Художественный образ – стиль – язык.

Цель: познакомить с выражениями «стиль», «язык», «образ» и раскрыть эти понятия посредством знакомства с разными видами искусства. развитие активного, осознанного восприятия музыки уч-ся на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

 Задачи:

 1) формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передает музыка;

 2) воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать его содержание и средства выразительности;

 3) развитие умения выявить характерные стилевые особенности музыки;

 4) показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;

 5) воспитывать интерес и любовь к музыке.

Оборудование: мультимедийный проэктор, учебник «Искусство», презентация к уроку

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Слово учителя.

  У  каждого  времени  свое  лицо,  свой образ,  свои  мелодии  и  ритмы.  Когда мы  видим  величественные  египетские  пирамиды  или  храм  Василия Блаженного,  слушаем  музыку  Баха, Моцарта,  Чайковского,  читаем  былины  и  народные  предания,  сочинения Шекспира  или  Дюма,  Пушкина  или Чехова,  мы  проникаемся  атмосферой ушедших  времен,  мы  узнаем  людей, которые  жили  тогда.  Последующие поколения  лучше  поймут  наше  время,  если  будут  слушать  музыку,  читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей  эпохи. Ведь  современное искусство  —  это  то,  в  чем  воплощается наш мир, мы  с  вами. И  по  тому,  что сейчас  создано,  потомки  будут  судить о  нас.

Художник  и  скульптор,  композитор  и  исполнитель,  поэт  и  писатель, режиссер  и  актер  нуждаются  в  контакте  со  зрителем,  слушателем,  читателем,  которые участвуют  в  творческом  процессе,  сопереживают  ему. Чтобы  приблизиться  к  искусству,  не  обойтись  без  понимания  таких  категорий,  как  образ, стиль,  язык.

а) Художественный  образ  —  это обобщенное  представление  о  действительности,  выраженное  языком искусства отношение  к жизни,  к окружающему  миру.  Раскрывая  свой  внутренний  мир,  художник  всегда  настроен  на  волну  своего  времени  со  всеми его  тревогами  и  радостями,  предчувствует  те или иные  перемены. Поэтому и  становится возможным  создание художественного  образа  эпохи.

б)  Стиль  (от  греч.  stylos  —  буквально палочка  для  письма)  означает  почерк, совокупность  характерных  черт,  приемов,  способов,  особенностей  творчества.  В  искусстве  различают  стиль эпохи  (исторический),  национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),  индивидуальный  стиль  конкретного  художника  в  широком  смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре,  говорят,  что  «стиль —  это  эпоха»,  в  других искусствах —  в живописи, музыке,  литературе —  «стиль —  это  человек».

в) Язык  любого  искусства  помогает услышать  в  произведении  живой  голос  художника,  многовековую  мудрость  народа.  Выразительность,  эмоциональность,  образность  языка  живописи  и  графики,  музыки  и  скульптуры,  поэзии  и  танца  обеспечивают композиция, форма, — фактура,  ритм, тон,  интенсивность.  Это  общее  —  в языке  искусств.

При  этом  каждый  вид  искусства говорит  своим  языком:  живопись  — цветом,  графика  — линией  и  пятном, скульптура —  объемом,  музыка —  звуком,  интонацией,  танец  —  пластикой жестов и движений, литература — словом.  Авторы  в  своих  произведениях  с помощью  специфичных  для  того  или иного  искусства  средств  выражения расставляют  смысловые  акценты,  выделяют  самое  существенное.  Это  позволяет им передавать зрителям, слушателям,  читателям  различные  чувства, доносить  до  них  содержание  своих произведений.

 Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.  Другими словами  музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.

СЛУШАНИЕ  ПЕСНИ С. КРЫЛОВА « ЗИМНЯЯ СКАЗКА».

Когда зимний вечер

Уснет тихим сном,

Сосульками ветер

Звенит за окном,

Луна потихоньку

Из снега встает

И желтым цыпленком

По небу идет.

А в окна струится

Сиреневый свет

На хвою ложится

Серебряный снег,

И, словно снежинки,

В ночной тишине

Хорошие сны

Прилетают ко мне.

Ах, что вы хотите,

Хорошие сны?

Вы мне расскажите

О тропах лесных,

Где все, словно в сказке,

Где — сказка сама —

Красавица русская

Бродит зима.

Но что это? Холод

На землю упал,

И небо погасло,

Как синий кристалл? —

То желтый цыпленок,

Что в небе гулял,

Все белые звезды,

Как зерна, склевал.

 УЧИТЕЛЬ.

 Какой музыкальный образ отражён в песне?

 Дети.

Образ зимы.

 УЧИТЕЛЬ.

Правильно,  холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни снежной королеве.

 Волшебница, которая очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.

СЛАЙД

Зима, одно из времен года.

 УЧИТЕЛЬ.

 В музыки какого композитора- классика есть музыкальные образы, отражающие времена

 года?

 ДЕТИ.

 Это « Времена года» П.И. Чайковского.

УЧИТЕЛЬ.

Чайковский родился за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившуюся издалека песню.

 Его детство проходило в атмосфере любви и сердечности. Именно здесь в провинции широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная русская речь.

 В большой семье Чайковских между детьми были очень теплые отношения. Родители будущего композитора были людьми интеллигентными и образованными. Часто в их доме звучала музыка, проходили любительские концерты, на которых присутствовал и Петя, очень сильное впечатление производили на мальчика крестьянские песни. Будущий композитор с большой остротой воспринимал весь окружающий мир, в котором природа занимала огромное место. Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в своих произведениях.

СЛАЙД (ЗВУКОВОЙ)

УЧИТЕЛЬ.

 Какой образ отражён?

 ДЕТИ.

 Образ русской природы, образ зимы.

 УЧИТЕЛЬ.

 Важнейшее качество музыки Чайковского- то, что он был до глубины души русским человеком. Он любил русскую песню, русскую природу, русское искусство, любил русского человека.

Времена года Чайковского — одно из любимых произведений миллионов почитателей его таланта

 УЧИТЕЛЬ.  Времена года написан в жанре фортепианный цикла, кторый содержит 12 частей.

 

 УЧИТЕЛЬ.

 Чайковскому пришла такая интересная мысль — написать музыку круговорота, смены времен года после того, когда редактор Петербургского журнала «Новеллист» Н.Бернар предложил композитору поместить в журнале пьесы, которые будут соответствовать впечатлениям определенного месяца.  В декабрьском номере за 1875 г. было напечатано сообщение, что знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, характер которых будет соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в который каждая из них появиться в журнале. Издание выходило первого числа каждого месяца. Композитор начал сочинять цикл пьес. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель. Это цитаты стихов русских поэтов — А.С.Пушкина, П.Вяземскова, А.Фета, Жуковского.

УЧИТЕЛЬ.

 Сейчас мы прослушаем ещё одно произведение этого цикла вконце прослушивания вы должны ответить на следующие вопросы.

 Какое настроение?  Какое состояние души? Какие средства музыкальной выразительности? Какой изобразительный момент использует П.И. для создания музыкального образа?

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

 УЧИТЕЛЬ.

 Какое настроение?

 ДЕТИ.

Радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надежда

 счастья, упоение расцветающей природой. Волнение, которое происходит во время смены весенней природы, и радость и надежда на будущее

 УЧИТЕЛЬ.

Какой образ?

 ДЕТИ. Образ природы, чистый, прозрачный

 Музыка проникнута порывом, взлетом эмоций.

 УЧИТЕЛЬ.

 Ритм?

 ДЕТИ.

Вальсообразный

 УЧИТЕЛЬ.

 Какое время года?

 ДЕТИ.

 Весна.

 УЧИТЕЛЬ

А как вы воспринимаете это время года?

 ДЕТИ.———————

 УЧИТЕЛЬ.

 Какой месяц? Как он называется?

 ДЕТИ.

 Подснежник.

 УЧИТЕЛЬ.

 Подснежник- символ надежды и любви, символ счастья и любви,

 пробуждение природы.

СЛУШАНИЕ. АПРЕЛЬ. СЛАЙД.

 Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее наигрованием, как бы ни прекрасны были леса и поля, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь- все же образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения.

 УЧИТЕЛЬ.

 Времена года — это только образ природы?

 ДЕТИ. Нет .

 Это не столько зарисовки состояния природы, сколько выражение смены состояний человеческой души.  

ИТОГ.

  Чтобы  научиться  разбираться  во всем  многообразии  искусства,  надо понять  образный  строй  художественного произведения, принадлежность  к определенному  стилю,  направлению.

— Спасибо за урок, до свиданья!

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) на тему: Художественный образ, стиль, язык.

Слайд 1

Художественный образ – стиль – язык

Слайд 2

Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру.

Слайд 3

Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества . В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова

Слайд 4

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живо й голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.

Слайд 5

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

Слайд 6

Фаюмский портрет

Слайд 8

Жители Кале. Огюст Роден

Слайд 9

Горюющий старик на пороге вечности. Ван Гог

Слайд 10

Вихрь. Малявин

Слайд 11

Менины . Диего Веласкес

Слайд 12

Менины.Пабло Пикассо

Слайд 13

Эскиз декорации «Маскарад» М. Ю. Лермонтова

Слайд 14

Карнавал Арлекина. Миро

Слайд 15

музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа , человечества .

Слайд 16

Зимняя сказка Когда зимний вечер Уснет тихим сном, Сосульками ветер Звенит за окном, Луна потихоньку Из снега встает И желтым цыпленком По небу идет. А в окна струится Сиреневый свет На хвою ложится Серебряный снег, И, словно снежинки, В ночной тишине Хорошие сны Прилетают ко мне. Ах , что вы хотите, Хорошие сны? Вы мне расскажите О тропах лесных, Где все, словно в сказке, Где — сказка сама — Красавица русская Бродит зима. Но что это? Холод На землю упал, И небо погасло, Как синий кристалл? — То желтый цыпленок, Что в небе гулял, Все белые звезды, Как зерна, склевал.

Слайд 17

Натюрморт с атрибутами науки.Шарден .

Художественный образ стиль — язык Большой

Художественный образ – стиль - язык Художественный образ – стиль — язык

Большой Сфинкс в Гиззе. У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и Большой Сфинкс в Гиззе. У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда.

Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи. Последующие поколения лучше Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрийской эпохи. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

О. Роден. Граждане Кале. Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер О. Роден. Граждане Кале. Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к Художественный образ Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. В. Ван Гог. На пороге вечности.

Художественный образ И. Крамской. Незнакомка. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну Художественный образ И. Крамской. Незнакомка. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Стиль означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. Собор в готическом стиле. Стиль означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. Собор в готическом стиле. Милан.

Стиль В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), Стиль В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха» , в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек» .

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, — фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств. К. Малявин. Вихрь.

Язык искусства Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией Язык искусства Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом.

Язык искусства Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией

Язык искусства Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией

Язык искусства Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись — цветом, графика — линией

Моцарт. Реквием. Моцарт. Реквием.

Александр Пушкин К *** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное Александр Пушкин К *** Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твой небесные черты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Художественный образ – стиль язык П. Пикассо. Менины Авторы в своих произведениях с помощью Художественный образ – стиль язык П. Пикассо. Менины Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Художественный образ – стиль язык Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять Художественный образ – стиль язык Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению. Х. Миро. Карнавал Арлекина

Конспект урока искусство 8 класс «Художественный образ — стиль

Искусство. 8 класс. 2 урок.

Тема: Художественный образ – стиль – язык.

Цель: познакомить с выражениями «стиль», «язык», «образ» и раскрыть эти понятия посредством знакомства с разными видами искусства. развитие активного, осознанного восприятия музыки уч-ся на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.

 Задачи:

 1) формирование у учащихся умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передает музыка;

 2) воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать его содержание и средства выразительности;

 3) развитие умения выявить характерные стилевые особенности музыки;

 4) показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;

 5) воспитывать интерес и любовь к музыке.

Оборудование: мультимедийный проэктор, учебник «Искусство», презентация к уроку

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя.

  У  каждого  времени  свое  лицо,  свой образ,  свои  мелодии  и  ритмы.  Когда мы  видим  величественные  египетские  пирамиды  или  храм  Василия Блаженного,  слушаем  музыку  Баха, Моцарта,  Чайковского,  читаем  былины  и  народные  предания,  сочинения Шекспира  или  Дюма,  Пушкина  или Чехова,  мы  проникаемся  атмосферой ушедших  времен,  мы  узнаем  людей, которые  жили  тогда.  Последующие поколения  лучше  поймут  наше  время,  если  будут  слушать  музыку,  читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей  эпохи. Ведь  современное искусство  —  это  то,  в  чем  воплощается наш мир, мы  с  вами. И  по  тому,  что сейчас  создано,  потомки  будут  судить о  нас.

Художник  и  скульптор,  композитор  и  исполнитель,  поэт  и  писатель, режиссер  и  актер  нуждаются  в  контакте  со  зрителем,  слушателем,  читателем,  которые участвуют  в  творческом  процессе,  сопереживают  ему. Чтобы  приблизиться  к  искусству,  не  обойтись  без  понимания  таких  категорий,  как  образ, стиль,  язык.

а) Художественный  образ  —  это обобщенное  представление  о  действительности,  выраженное  языком искусства отношение  к жизни,  к окружающему  миру.  Раскрывая  свой  внутренний  мир,  художник  всегда  настроен  на  волну  своего  времени  со  всеми его  тревогами  и  радостями,  предчувствует  те или иные  перемены. Поэтому и  становится возможным  создание художественного  образа  эпохи.

б)  Стиль  (от  греч.  stylos  —  буквально палочка  для  письма)  означает  почерк, совокупность  характерных  черт,  приемов,  способов,  особенностей  творчества.  В  искусстве  различают  стиль эпохи  (исторический),  национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),  индивидуальный  стиль  конкретного  художника  в  широком  смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре,  говорят,  что  «стиль —  это  эпоха»,  в  других искусствах —  в живописи, музыке,  литературе —  «стиль —  это  человек».

в) Язык  любого  искусства  помогает услышать  в  произведении  живой  голос  художника,  многовековую  мудрость  народа.  Выразительность,  эмоциональность,  образность  языка  живописи  и  графики,  музыки  и  скульптуры,  поэзии  и  танца  обеспечивают композиция, форма, — фактура,  ритм, тон,  интенсивность.  Это  общее  —  в языке  искусств.

При  этом  каждый  вид  искусства говорит  своим  языком:  живопись  — цветом,  графика  — линией  и  пятном, скульптура —  объемом,  музыка —  звуком,  интонацией,  танец  —  пластикой жестов и движений, литература — словом.  Авторы  в  своих  произведениях  с помощью  специфичных  для  того  или иного  искусства  средств  выражения расставляют  смысловые  акценты,  выделяют  самое  существенное.  Это  позволяет им передавать зрителям, слушателям,  читателям  различные  чувства, доносить  до  них  содержание  своих произведений.

 Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.  Другими словами  музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.

СЛУШАНИЕ  ПЕСНИ С. КРЫЛОВА « ЗИМНЯЯ СКАЗКА».

Когда зимний вечер

Уснет тихим сном,

Сосульками ветер

Звенит за окном,

Луна потихоньку

Из снега встает

И желтым цыпленком

По небу идет.

А в окна струится

Сиреневый свет

На хвою ложится

Серебряный снег,

И, словно снежинки,

В ночной тишине

Хорошие сны

Прилетают ко мне.

Ах, что вы хотите,

Хорошие сны?

Вы мне расскажите

О тропах лесных,

Где все, словно в сказке,

Где — сказка сама —

Красавица русская

Бродит зима.

Но что это? Холод

На землю упал,

И небо погасло,

Как синий кристалл? —

То желтый цыпленок,

Что в небе гулял,

Все белые звезды,

Как зерна, склевал.

 УЧИТЕЛЬ.

 Какой музыкальный образ отражён в песне?

 Дети.

Образ зимы.

 УЧИТЕЛЬ.

Правильно,  холодная, великолепная, бесстрастная красавица, сродни снежной королеве.

 Волшебница, которая очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.

СЛАЙД

Зима, одно из времен года.

 УЧИТЕЛЬ.

 В музыки какого композитора- классика есть музыкальные образы, отражающие времена

 года?

 ДЕТИ.

 Это « Времена года» П.И. Чайковского.

УЧИТЕЛЬ.

Чайковский родился за тысячу верст от Москвы и Петербурга, в небольшом заводском поселении. Впечатлительного мальчика не могла оставить равнодушным красота тех мест, которую отмечали все жившие в поселке. Особое настроение посещало маленького Петю, когда вечером, в окружении родных и близких он любовался тихой картиной заката, слушая доносившуюся издалека песню.

 Его детство проходило в атмосфере любви и сердечности. Именно здесь в провинции широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная русская речь.

 В большой семье Чайковских между детьми были очень теплые отношения. Родители будущего композитора были людьми интеллигентными и образованными. Часто в их доме звучала музыка, проходили любительские концерты, на которых присутствовал и Петя, очень сильное впечатление производили на мальчика крестьянские песни. Будущий композитор с большой остротой воспринимал весь окружающий мир, в котором природа занимала огромное место. Всю свою любовь к природе Чайковскому удалось передать в своих произведениях.

СЛАЙД (ЗВУКОВОЙ)

УЧИТЕЛЬ.

 Какой образ отражён?

 ДЕТИ.

 Образ русской природы, образ зимы.

 УЧИТЕЛЬ.

 Важнейшее качество музыки Чайковского- то, что он был до глубины души русским человеком. Он любил русскую песню, русскую природу, русское искусство, любил русского человека.

Времена года Чайковского — одно из любимых произведений миллионов почитателей его таланта

 УЧИТЕЛЬ.  Времена года написан в жанре фортепианный цикла, кторый содержит 12 частей.

 

 УЧИТЕЛЬ.

 Чайковскому пришла такая интересная мысль — написать музыку круговорота, смены времен года после того, когда редактор Петербургского журнала «Новеллист» Н.Бернар предложил композитору поместить в журнале пьесы, которые будут соответствовать впечатлениям определенного месяца.  В декабрьском номере за 1875 г. было напечатано сообщение, что знаменитый композитор П.И.Чайковский обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, характер которых будет соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в который каждая из них появиться в журнале. Издание выходило первого числа каждого месяца. Композитор начал сочинять цикл пьес. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель. Это цитаты стихов русских поэтов — А.С.Пушкина, П.Вяземскова, А.Фета, Жуковского.

УЧИТЕЛЬ.

 Сейчас мы прослушаем ещё одно произведение этого цикла вконце прослушивания вы должны ответить на следующие вопросы.

 Какое настроение?  Какое состояние души? Какие средства музыкальной выразительности? Какой изобразительный момент использует П.И. для создания музыкального образа?

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

 УЧИТЕЛЬ.

 Какое настроение?

 ДЕТИ.

Радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надежда

 счастья, упоение расцветающей природой. Волнение, которое происходит во время смены весенней природы, и радость и надежда на будущее

 УЧИТЕЛЬ.

Какой образ?

 ДЕТИ. Образ природы, чистый, прозрачный

 Музыка проникнута порывом, взлетом эмоций.

 УЧИТЕЛЬ.

 Ритм?

 ДЕТИ.

Вальсообразный

 УЧИТЕЛЬ.

 Какое время года?

 ДЕТИ.

 Весна.

 УЧИТЕЛЬ

А как вы воспринимаете это время года?

 ДЕТИ.———————

 УЧИТЕЛЬ.

 Какой месяц? Как он называется?

 ДЕТИ.

 Подснежник.

 УЧИТЕЛЬ.

 Подснежник- символ надежды и любви, символ счастья и любви,

 пробуждение природы.

СЛУШАНИЕ. АПРЕЛЬ. СЛАЙД.

 Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее наигрованием, как бы ни прекрасны были леса и поля, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь- все же образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения.

 УЧИТЕЛЬ.

 Времена года — это только образ природы?

 ДЕТИ. Нет .

 Это не столько зарисовки состояния природы, сколько выражение смены состояний человеческой души.  

ИТОГ.

  Чтобы  научиться  разбираться  во всем  многообразии  искусства,  надо понять  образный  строй  художественного произведения, принадлежность  к определенному  стилю,  направлению.

— Спасибо за урок, до свиданья!

«Искусство» 8 класс тест по темам «Что такое искусство? Виды искусства. Образ, стиль, язык.»

ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО? ВИДЫ ИСКУССТВА. ОБРАЗ СТИЛЬ ЯЗЫК

ИСКУССТВА

1.О каких видах искусства идет речь? (Это виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением).

А) о пластических

Б) о временных

В) о пространственно-временных

2. Что из ниже перечисленного «лишнее»

А) живопись

Б) графика

В) кино

Г) архитектура

3. К временному виду искусства относится

А) литература

Б) декоративно-прикладное искусство

В) скульптура

4. Художественный образ – это

А) обобщенное представление действительности, выраженное языком искусства

Б) фантазия художника

В) многовековая мудрость народа

5. Что такое художественный язык в искусстве?

А) словесное выражение образа

Б) способ передачи художественного образа

В) несущественное явление для искусства

6. Отметьте «лишнее» в предложенном списке

А) национальный стиль

Б) стиль эпохи (исторический)

В) индивидуальный стиль

Г) характерный стиль

7. Стиль в искусстве – это

А) почерк, совокупность характерных черт

Б) умение, мастерство, знание дела

В) воспроизведение действительности

8. Что является общим в языке искусств?

А) динамика, регистр, форма

Б) цвет, фон, композиция

В) фактура, ритм, тон, интенсивность

9. отметьте верное утверждение, которое характеризует стиль в музыке, живописи и литературе.

А) эпоха

Б) время

В) человек

10. Что из перечисленного НЕ относится к пластическому виду искусства

А) графика

Б) дизайн

В) фольклор

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о