Художественный тип текста: Типы и стили речи – как определить основной функциональный или художественный стиль текста и примеры для этого в русском языке

как определить, типы речи и примеры

Общение — способ объединения или разделения людей. Живые диалоги, насыщенность темы, структура слова и предложения формируют стили текста. Среди сотен элементов языка это наиболее яркий инструмент оформления, подачи и воздействия на читателя.

Стилистика текста в русском языке

Описать предмет можно по-разному. Учёные и статисты редко понимают юмор, но детальное внимание уделяют цифрам. Эмоции и переживания — частые гости диалогов на форумах, в социальных сетях. Художественная книга не увлечёт сотни читателей, если она написана официальным языком. Но серьёзные переговоры не принесут долгожданного контракта при использовании просторечий.

Стиль текста — упорядоченная система приёмов выразительности языка, используемая при коммуникациях и передаче текстового материала. Выбор конкретного типа определяется целью, сферой деятельности, особенностями лексики и структурой предложений.

Известны 5 основных стилей изложения:

  • публицистический;
  • разговорный;
  • официально-деловой;
  • научный;
  • художественный.

Выбор варианта подачи особенно важен при сегментировании целевой аудитории, иначе содержание окажется неинтересным и останется без внимания. От правильного выбора стиля текста зависит успех работы.

Соотношение стилей в литературном языке

Если неверно определить аудиторию, для которой создаётся статья или произведение, установить цель, подобрать нерабочие инструменты и лексику, результат останется без внимания и не принесёт пользы.

Художественный отрывок покажется странным на научной конференции, эмоции и чувства неуместны в исследовательской статье, а проценты и суммы не укрепят соседскую связь. Ошибка в стиле текста не позволит сформировать отношение к общественной проблеме и не окажет нужного влияния на людей.

Какие бывают стили: примеры текста

Литературные стили в русском языке отличаются, прежде всего, по типу, признаку, характеру изложения.

Таблица 1. Особенности стилей текста.

Название стиля Функции Охват аудитории Основные черты
Публицистический — новостное информирование — информационная

— влияние на мнение об актуальной проблеме — социальная

широкий круг разновозрастной аудитории точность изречений, логичность структуры,

эмоциональная оценка ситуации

Художественный — высказывание мыслей автора — коммуникативная;

— формирование образа и обнажение чувств аудитории — социальная

читатели художественной литературы образные выражения и фигуры речи, выразительность и иносказание
Разговорный — неформальное общение —коммуникативная

— решение бытовых вопросов понятным языком —социальная

ежедневное использование в устной речи, читатели художественных произведений жаргонизмы, просторечия, дополненные мимикой, жестами

простота и эмоциональность высказываний

непринуждённость

Научный — передача результатов исследований —информационная, историческая

— отражение причин явлений, доказательство фактов —социальная

участники научных конференций, студенты, работники исследовательской сферы факты, термины, развёрнутые или короткие примеры статистики

логичность, умеренная выразительность

Официально-деловой — информационная

— правовая

— историческая

— культурная

юристы, секретари, кадровые работники, лидеры бизнеса речевые штампы, специальная лексика, регламентированность, упорядоченная структура слов в предложении

Публицистический

Главные ценители изложения в публицистическом стиле — средства массовой информации. Газеты, журналы, периодические издания ежедневно используют инструменты:

  • точность и логичность формулировок,
  • образные и красочные обороты речи.

Экономические и политические заметки нейтральной лексикой передают факты. Культурные репортажи, наполненные экспрессивной оценкой, формируют восприятие и интерес к традициям и истории. Ораторы используют стиль для скорейшего установления контакта с аудиторией. Образовательные статьи делают доступными знания широким массам людей.

Приёмы публицистического стиля прослеживаются в отрывке ниже:

«Вчера над центральными районами Иркутской области прошла гроза небывалой силы. В ряде мест повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии».

Благодаря противоречивости и неоднозначности речи, публицистика пробуждает эмоции и заставляет мыслить.
Публицистический стиль

Черты публицистического стиля

Художественный

Авторское отношение, описательные характеристики, метафоричные выражения характерны для художественной литературы, источника одноименного стиля. Создание образа заставляет фантазировать и фиксировать картину в уме.

Художественный стиль занимает особое место в методах воздействия на публику. Читателя не оставят равнодушным:

  • эпитеты;
  • градации;
  • риторические вопросы;
  • инверсии и аллегории.

Герой, формирующийся в сознании, доставляет эстетическое наслаждение или вызывает отвращение. Возникающие чувства — основа действий и обсуждений.

Для понимания силы инструментов воздействия предлагается отрывок:

«Я лёг на траву, которая была здесь очень низка и мягка, и заснул так крепко, как не спал никогда в жизни. Я лежал на спине и обнаружил, что мои руки и ноги с обеих сторон крепко привязаны к земле, и точно так же прикреплены к земле мои длинные и густые волосы». Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

Официально-деловой

Трудный для восприятия в бытовых условиях, официально-деловой стиль насыщен речевыми штампами и клише. Формулировки текста стандартизированы, безэмоциональны и точны. В документах часто применяются термины и аббревиатуры.

Официально-деловое изложение незаменимо для передачи материала в приказах, законах, справках и других правовых документах.

Прямой порядок слов, сжатость и специфическую лексику можно проследить в примере:

«Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей». ГК РФ

Официально-деловой

Черты официально-делового стиля

Научный

Для информирования, доказательства истинности событий и значений применяются:

  • специальная терминология;
  • абстрактная лексика;
  • общенаучные слова.

Предложения обезличены, однозначны и логичны. Оценка даётся объективная, основанная на фактах, результатах исследований и цифрах. Стиль обязателен к применению в докладах, учебной литературе, диссертациях, научных статьях и монографиях.

Небольшой текст полностью отражает основные элементы языка:

«Тело амёбы представляет собой одну клетку до 0,25 мм длиной. Её форма постоянно меняется, благодаря чему клетка перемещается. Во время движения на передней стороне клетки возникают выросты, в которые постепенно перетекает цитоплазма из центральной и задней части клетки».

Подготовка материалов длительная, позволяет детально обдумать формулировки и выводы. Для журналов, в которых выразительность и эмоциональность добавляют особенность текстам, более характерен один из видов стиля — научно-публицистический.

Разговорный

Близкий большему числу людей, понятный и не требующий специальных знаний стиль — разговорный. Он преподносится отдельно от остальных, книжных, форм. Речи несвойственно обдумывание и подбор фраз.

Эмоциональность, спонтанность и живость языка — основные черты стиля. Чаще всего он встречается в устном неформальном диалоге, беседе и дополнен мимикой, жестами, интонацией. Реже в письменном жанре: дневнике, записке или произведении, где выражается жаргонизмами, фразеологизмами, просторечиями и междометиями.

Маленький текст ярко подчёркивает непринуждённость и эмоциональность языка:

«— Да куда ты, чёрт, идёшь? Ночь на дворе». — «А в Чаплино». — «Да на что тебе тащиться в Чаплино, за десять вёрст?

— А пусть дрыхнет, — равнодушно заметил мой верный слуга, — набегался, так и спит».

И. С. Тургенев «Записки охотника»

Разговорный стиль

Характерные признаки разговорного стиля

Определение стиля текста

Грамотная подача информации обеспечивает успех автора. Разговор, рассказ, очерк, публикация — разные сферы общения требуют особенного подхода. Определить стиль текста без невербальных коммуникаций помогут следующие шаги:

  1. Установить место размещения материала. Образные мысли писателя для художественной книги, публицистическая статья для новостного портала, статистические данные для учебника или научного журнала. Правовые документы признают только официально-деловой стиль.
  2. Выявить адресата послания. Узкоспециальные термины редко используются в общественных газетах, а учебники не пишутся жаргонным языком.
  3. Внимательно изучить особенности лексики. Просторечия явно указывают на разговорный стиль, а канцеляризмы — на официально-деловой.
  4. Обозначить цель текста. Передача идеи и оценки острых вопросов характерна для публицистики, логически структурированные факты и знания — спутники научных материалов. Возникший образ героя в живописном месте возможен только при чтении художественных текстов. Конкретика и сжатый вид данных определяют официально-деловой документ.

Использование сходных элементов и единиц речи, пересечение стилей текста приводят к ошибкам. Жанровое разнообразие, многозначность слов требуют неразрывной связи научного языка с публицистическим, а художественного с разговорным. Точный выбор стиля основывается на цели текста и его преобладающих чертах.

Типы речи как инструмент стиля

Форма мыслей, способ выразить отноше

4.6. Типы художественных текстов

Художественные тексты классифицируются не только и жамроно стилистическом отношении (ср.: стихотворение, поэма, расска:», роман и т.д.), по и по другим признакам. Традиционной является диффергп циация поэтических и прозаических текстов. Среди прозаических тек сгон выделяются проза классическая и орнаментальная, которая «осип капа на ассоциативно-метафорическом типе связи» [Валгииа, 2003, с. 185]; лирическая, мифологическая, социально-психологическая, лиан норная и др. [Хализев, 2002, с. 431J.

Остановимся на поэтических текстах, отметив их наиболее яркие особенности. Исследователи указывают на «затрудненность, затормо женность» языка поэзии [Шкловский, 1919, с. 113], которая «требует своего кода и шифра» [Гальперин, 1974, с. 95]; подчеркивают значимое гь звуковой стороны речи (ритма, рифм, метра, размера) и эмоциональное отношение к звукам [Овсянико-Куликовский, 1910, с. 182;Якубинский, 1986, с. 170 и др.]; особую роль иносказаний [Потебня, 1976, с. 34 11; вы сокую степень энтропии [Гальперин, 1974, с. 159] и авторской субьек тивной интерпретации отрезка реальной действительности [Чернухи па, 1987, с. 6]. Поэтические тексты, впрочем, тоже могут дифференци роваться не только по жанровому признаку. «Сопоставлять можно степень и тип экспрессивности поэтических текстов, склонность поэта к созданию эффекта неожиданности, семантику образов лирических iс роев и т.д.» [Чернухина, 1987, с. 4].

В.В. Виноградов [1959, с. 28], касаясь вопроса о различии поэтичес ких и прозаических текстов, отмечал разный механизм их членения: «Членение прозаической речи целиком определяется смысловым и син­таксическим строем и автоматически из него вытекает. Оно подчинено своим законам равновесия и благозвучия.

В стихотворной речи членение — сложное и разностепенное (стих, двустишие, четверостишие, строфа и т.п.; ср. также полустишие. Стих обладает более тесным единством интонации, чем высшие и низшие д< >л и стихотворной речи. Разные степени членения стиха равномерны и соот­носительны…»

Вместе с тем В.В. Виноградов [1959, с. 27] справедливо полагал, что «Стихи и проза — не две замкнутых системы. Это два типа, исторически размежевавших поле литературы, но границы между ними размыты и переходные явления возможны». Не случайно исследователь критико­вал точку зрения Б.В. Томашевского, который сводил различие между

/ .чипа I. I it им urn

(тихом и прозой к тому, что «1)стихотнорная речь дробится на сопоста­вимые между собой единицы (стихи), a upo:i<i сплошная речь; 2) стих обладает внутренней мерой (ритмом), а проза ею не обладает» (Вино­градов, 1959, с. 27].

Ритм, как известно, есть и у прозы, но характер его организаци и и ной, отличны и средства выражения. О том, что нельзя сводить различие поэтических и прозаических текстов только к ритмико-звуковой диф­ференциации, писал Б.А. Ларин, подчеркивая, что самой яркой особен­ностью поэзии являются не стихотворные размеры, а «смысловая осложненность слова», эффект «смыслового эха». Ученые указывают на приоритет «мысленной стихии» [Ларин, 1974, с. 47], «смыслового на­чала» в ней [Сильман, 1977, с. 50].

Как отмечал Б.А. Ларин [1974, с. 81], «простор смыслового ослож­нения (семантическая кратность, — чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно» — гораздо в большей степени характеризует и отличает лири­ческую речь, чем стихотворность и другие фонетические признаки».

Ученые подчеркивают особую роль лексических средств в поэзии: «Стиховая форма «выжимает» из слов максимум выразительных воз­можностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предель­ную эмоционально-смысловую насыщенность» [Хализев, 2002, с. 272]. Все эти особенности поэтических и прозаических текстов необхо­димо учитывать, рассматривая их на уроках русского языка и литерату­ры. Специфика текстов, несомненно, определяет процедуру их анализа. В связи с неадекватностью в осмыслении жизненного материала, прин­ципиально различным характером речевой организации, различной функциональной нагрузкой ритмико-звуковых средств, разной степе­нью эмоциональности поэтических и прозаических текстов, методика их интерпретации должна существенно отличаться. Это должно выра­жаться, например, в усилении внимания исследователей к эмоциональ­ной тональности поэтических текстов, их звуковой организации и бо­лее пристальном внимании к актуализированным речевым средствам. Прозаическую речь исследователи определяют как речь отрывис­тую, в которой членение «определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает» [Валгина, 2003, с. 181]. «Клас­сическая проза основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей» [там же, с. 185]. По мнению ученого, ритмика в прозе опирается на «приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций»; отмечается отсутствие соизмеримых отрезков в ней [там же].

Размышляя о достоинствах прозаических текстов и опираясь на ра­боты М.М. Бахтина, Е.В. Хализев пишет, что в прозе «перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соеди-

ПСНИЯ II одном и том же тексте ра:шмх MUHep МЫСЛИТЬ п ИЫСКЯЛЫНЙТЬСИ» | Хализеи, 2002, с. 2721. 11аряду с :>тим исследователь указывает на тпкиг особенности прозаических текстов, как тяготение к констатирующему слону, ипеэмоциопальному и «псетилеиому»; на более полное и шири кое использование изобразительных и познавательных возможностей речи [там же, с. 273].

В коммуникативном аспекте выявленные особенности создают раз иую установку на восприятие поэтических и прозаических текстов чи­тателем и определяют специфику коммуникативной стратегии автора и том и в другом случае.

Подведем итоги:

  • Художественные тексты делятся на поэтические и прозаические, которые, в свою очередь, классифицируются по жанрово-стилистичес ким, тематическим, хронологическим и многим другим параметрам.

  • К особенностям поэтических текстов ученые относят: затруднен ность, «заторможенность» языка поэзии; наличие своего кода; но вышенную значимость звуковой организации; сложное членение с особой ритмикой, метрикой; словесную экспрессию; смысловую «осложненность» слова; особую роль иносказаний; повышенную эмоциональность и т.д.

  • Поэтические тексты отличает предельная эмоционально-смы ел< >нни насыщенность, тенденция к монологичности (особенно в лирике), яркое проявление речетворческого начала, выражение экспресии и т.д. (В.Е. Хализев).

  • Проза рассматривается как «сплошная» речь, для которой характе­ рен иной ритм, определяемый синтаксическими параметрами; члене ние прозаических текстов обусловлено смысловым и синтаксическим строем, наличием семантико-логических связей в изложении.

  • К особенностям прозаических текстов ученые относят возможное ти языкового многообразия, многоголосие, тяготение к «конститу­ ирующему» слову, «внеэмоциональному» и «нестилевому», более широкое использование изобразительных и познавательных поз можностей речи (В.Е. Хализев).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  • Как классифицируются художественные тексты?

  • Назовите яркие особенности поэтических текстов.

  • Какие черты поэтических текстов отмечали В. Шкловский, Б.А. Ларин, И.Р. Гальперин?

  • Характерен ли ритм для прозаических текстов? В чем его своеобразие?

  • Свойственно ли разноречие поэтическим текстам?

> Правильно ли угворждонио: «В прозе наиболоо полно и широко ис­пользуются изобразшельныо и познавательный возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические нача­ла» (В.Е. Хализев)?

В заключение подчеркнем, что многообразие имеющихся в литера­туре классификаций текстов обусловлено их сложной лингвистической и экстралингвистической природой, специфическими качествами, раз­личной структурой, семантикой и прагматикой. Рассмотренные в главе типологии текстов основаны на учете лингвистических и экстралингвис­тических критериев, объективных и субъективных, семантических, струк­турных, жанрово-стилистических, логических, психологических, функцио­нальных, прагматических, информационных, интерпретационных и т.д.

Наряду с широко распространенными в лингвистике и литературо­ведении классификациями текстов заслуживают специального внима­ния классификации, отражающие психолингвистический подход к ним; типы текстов, выделяемые в учебной литературе, а также классифика­ции текстов на основе учета сфер общения и функций (типология В.Г. Адмони), жанрово-тематических критериев (типология Э. Гроссе), структурных качеств текстов (типология К. Гаузенбласа ) и др.

Разработка различных классификаций текстов значима для изуче­ния сложного и многообразного мира текстов, окружающих нас, для расширения наших знаний о текстовой деятельности, результатом ко­торой они являются; ее целях и задачах; факторах, влияющих на нее.

Хотя традиционным является деление текстов на художественные и нехудожественные, а художественные тексты особенно часто стано­вятся объектом специального внимания ученых, в выявлении своеобра­зия художественных произведений разных типов и систематизации их качеств еще многое не выяснено. Новые подходы к изучению художе­ственного текста (когнитивный, коммуникативный, культурологичес­кий и др.) позволяют по-новому посмотреть на этот сложный и загадоч­ный феномен. Его своеобразие обусловлено не только противоречивой сущностью текста, о которой писали многие исследователи. Специфика художественного текста обусловлена и его двойственной природой: эс­тетической, идеальной, и языковой, материальной. Именно поэтому ху­дожественный текст будет всегда интересен не только читателю, но и исследователю.

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ II

Текст как основной объект филологических исследований получа­ет наиболее глубокое и разностороннее осмысление в конце XX — нача-

ле XXI иска. И учебной и научной литератур? последних деентилгпп’ существенно дополнена информация о тексте, его сущности, нри:ишкю и основных категориях, разработаны многочисленные классификации текстов.

Известны разнообразные определения текста, основанные пи |ш пых подходах к нему: с позиций семиотики, лингвистики, психолшп ни сгики, литературоведения и других паук. Особенно интенсивно разки маются коммуникативное, когнитивное и культурологическое пикрин ления в изучении текста. Коммуникативный подход к тексту являете» комплексным, он опирается на учет различных лингвистических и :>к с.тралингвистических факторов в организации текстовой деятельности на основе которой и происходит общение.

С точки зрения коммуникативной стилистики текст можно опреде лить как речевое произведение, концептуально обусловленное, комму никативно ориентированное в рамках определенной сферы общения имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность,

При таком подходе целесообразно вслед за Е.В. Сидоровым признан коммуникативность как интегральное совокупное качество текста, фо кусирующее и определяющее его системные качества (информативность структурность, интегративность, регулятивность), с которыми соотпо сятся наиболее часто выделяемые исследователями признаки текста связность и цельность, членимость, смысловая завершенность и др.

Текст как форма коммуникации и единица культуры взаимосняла ны. Герменевтический подход к пониманию и определению культурь предполагает ее трактовку как совокупности текстов и механизма, со здающего их. Вступая в диалог с текстом, читатель приобщается к куль туре (Л.Н. Мурзин). Текст как единица культуры погружен в культур ное пространство эпохи, несет печать определенного этапа в исторш общества, культуры народа с его традициями и менталитетом.

Сложная природа текста отражается не только в многообразии под ходов к его определению и систематизации признаков, но и в систем! текстовых категорий. Дискуссионность в их интерпретации и класс и фикации имеет не только объективную, но и субъективную природу обусловленную спецификой подхода к тексту, своеобразием целей и за дач, решаемых исследователями. Наиболее целесообразна трактов к; текстовых категорий как общих и существенных признаков текста, ко торые характеризуют его как целое, отражая его специфику и внутрен нюю сущность.

Учитывая коммуникативную и культурологическую сущность тек ста, к наиболее важным глобальным текстовым категориям, на пап взгляд, следует отнести категории диалогичности (включая катеторш субъектности и адресованности, связанные с образами автора и адреса та), категории времени и пространства, а также событие.

Основные признаки it текстовые категории сноообрално отряжают­ся и текстах ра:шых типон, хотя и их реализации имеется но только на-риативное, но и инвариантное, обусловленное природой самого текста. В имеющихся классификациях отражаются различные свойства текста, обусловленные его лингвистической и экстралингвистической приро­дой, являющегося фокусом и генератором разных смыслов и эмоций в процессе первичной и вторичной текстовой деятельности.

Рассмотренные типологии текстов дополняют друг друга, расширяя представление о многообразии текстовой деятельности и факторах, оп­ределяющих ее.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.

  1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гума­ нитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность: Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 227— 249.

  2. Болотнова Н.С., Безменова Л.Р. и др. Основы текстоведения в школе: Кни­ га для учителя. Томск, 2000.

  3. Волгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.

  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

  5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: На­ ука, 1981.

  6. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта, 1998.

  7. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та, 1999.

  8. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк., 1992.

  1. Кожина М.Н. О функциональных семантико-стилистических категориях текста // Науч. докл. высш. школы: Филол. науки. 1987. № 2.

  2. Лотпман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словес­ ность. Антология / Под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 202— 205.

  3. Матвеева Т.М. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990.

  4. Мурзин Л.Н. Язык, текст, культура // Человек — Текст — Культура / Под ред. Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 160—169.

  5. Николина НА. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

  6. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002.

  7. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М., 1987.

  8. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М., 1988.

Материал «Виды анализа художественного текста» (5-11 классы)

Виды анализа художественного текста

• предварительный

• информативный

• комплексный

• лингвистический

• стилистический

• литературоведческий

• филологический

Текст является основной информативной единицей компетентностно-деятельностной парадигмы образования

Текст — основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования

Главной целью современного образования является изучение не механизмов, а смысла.

На элементарном уровне, доступном школьнику основной ступени, учитель показывает, что связность – это формальные и смысловые связи предложений в тексте, а цельность – внутреннее, органически присущее тексту смысловое единство.

Текст — основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования

• Текст — одновременно и результат деятельности (автора) и материал, стимул для деятельности (читателя интерпретатора).

• Текст — цель и средство, и результат обучения, прежде всего, языкам, а через них и всем другим дисциплинам школьного цикла.

• Именно текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке.

Текст — основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования

• В школе текст изучается как языковая и как речевая единица (художественное произведение).

• На уроке русского языка текст используется как материал для изучения языковых компонентов, «живущих» в тексте. На уроке литературы текст выступает как речевое произведение, включающее комплекс сложных синтаксических целых, которые выступают в нём в качестве смысловых частей. Текст предстаёт как результат, художественное произведение.

• На уроках русского языка и литературы идёт постоянная перекличка от изучения текста как языковой единицы, включающей изучаемые языковые явления, к постижению текста как художественной формы, «сотканной» из языка.

Анализ текста в УМК «Русский язык. 5-9 классы и 10-11 классы» для углублённого изучения под редакцией В.В. Бабайцевой

• УМК «Русский язык. 5-9 классы и 10-11 классы» для углублённого изучения под редакцией В.В. Бабайцевой содержит методически обоснованную систему анализа учебных текстов, обеспечивая все этапы деятельностного урока: мотивационный, этап первичного предъявления нового материала, все виды закрепления и повторения.

• Это УМК, в котором любая письменная работа на основе текста-образца сопровождается его системным анализом. 6

Виды анализа текста в современной школе

1. предварительный

2. информативный

3. комплексный

4. лингвистический

5. стилистический

6. литературоведческий

7. филологический

Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют универсальные учебные действия на уроке русского языка

Предварительный (системный) анализ текста

• Приложим к любой ступени анализа текста.

• Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы.

• Включает три составляющих: тема, тип, стиль.

Предварительный анализ текста на уроках русского языка

• Формулирование темы и заголовка текста предусматривает опору на ряды ключевых слов.

• Определение типа текста опирается на структуру его смысловых частей.

• Границы смысловых частей, как правило, показывают смену типов внутри текста.

• Типы текста определяются преимущественным использованием тех или иных синтаксических структур. Описание создаётся сгущением двусоставных предложений с составными именными сказуемыми, односоставных назывных, безличных предложений. Повествование включает двусоставные предложения с глаголами-сказуемыми активного действия преимущественно в форме совершенного вида, определённо-личные, неопределённо-личные предложения.

Предварительный анализ текста на уроках русского языка

Предварительный анализ текста на уроках русского языка

Предварительный анализ текста на уроках литературы

• Можно ли однозначно определить тему и тип текстов стихотворений А.С. Пушкина «Узник», «Арион», «Пророк», стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»?..

• Неоднозначность ответов показывает, что гениальные стихотворения настолько многомерны, что могут быть поняты только в результате углублённого филологического анализа. Тем не менее, предварительный анализ текста может использоваться и здесь – «в первом приближении», настраивая учащихся на постепенное «проникновение» в текст-шифр.

Информативный анализ текста

• Имеет целью выбор нужной информации для составления собственного высказывания в устной или письменной форме (рассуждения, пересказа, изложения, сочинения).

• Именно этот вид анализа имеет максимальный метапредметный потенциал.

• Это самый распространённый вид анализа текста при изучении содержания других предметов школьного цикла, начинается он с составления плана в начальной школе. Конечный этап – изложения разной формы и объёма.

Информативный анализ текста

Комплексный анализ текста

• Помогает развитию языковой компетенции.

• Систематизирует и обобщает знания о единицах языка, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, которые максимально проявляются в тексте.

• Комплексный анализ в КИМах переплетается с информативным. Комплексный анализ текста применяется на разных этапах современного урока русского языка:

• на мотивационном этапе перед изучением новой темы, чтобы показать её структуру и объём, место в изучаемой системе;

• в процессе первичного предъявления нового материала,

• на этапе повторения и обобщения,

• в процессе тренинга.

• Комплексный анализ текста предваряет творческую работу (изложения и сочинения всех видов), предъявляя образец с определённым языковым содержанием.

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА)

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста (связь с уроком литературы)

Комплексный анализ текста

Упорядочить систему комплексного анализа текста помогает опора на его предварительный анализ.

• Определение темы связано с выделением ключевых слов, их морфологической принадлежностью, особенностями функционирования в тексте.

• Частеречная принадлежность слов связывает понятия смысловой цельности со структурной связностью: определённый тип текста создаётся преимущественным выбором определённых частей речи и синтаксических структур.

• Квалификация стилистической принадлежности текста напрямую связана с лексикой и художественно изобразительными средствами. Таким образом, задания должны быть выстроены в системной последовательности.

Лингвистический и стилистический анализ текста

• Лингвистический и стилистический анализ текста объединяет уроки русского языка и литературы. В центре – анализ функций художественно-изобразительных языковых средств, особенности употребления лексических, словообразовательных и синтаксических средств языка. • Обычно лингвистический анализ ограничивается анализом слов в художественной функции, но в последнее время стал доступен анализ и художественной формы-образа лирического произведения.

Стилистический и литературоведческий анализ текста

• Стилистический анализ текста усложняется по мере изучения грамматики – морфологии и синтаксиса: учащиеся постепенно накапливают знания, квалифицируя принадлежность текста к определённому стилю при опоре на изученные грамматические средства.

• Литературоведческий анализ на уроках литературы определяет место произведения в творческом пути автора, метод, проблемно-тематическое направление, в русле которого создано художественное произведение, идею, её развитие, интертекстуальные связи, способы языкового выражения авторской точки зрения, особенности художественного воплощения системы образов, их художественную и нравственную оценку и т.д.

Филологический анализ текста

• Постижение художественного шифра (Ю.М. Лотман) произведения «от его языковой ткани».

• Филологический анализ предусматривает сотворчество с автором.

• Современный филологический анализ синтезирует анализ языка, воплощённого в художественную форму произведения, с имплицитными смыслами, зашифрованными в нём.

• Филологический анализ прямо связан с теорией внутренней формы слова.

Филологический анализ текста

… «Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его содержании» (Потебня А.А. Мысль и язык. – М., 1999. – С. 146). Проникая в потаённые смыслы художественного произведения, мы постепенно воспитываем культурного внимательного читателя, тонкого и проницательного ценителя прекрасного – долгожданную отраду писателей.

Ответы Mail.ru: какие бывают типы текста???

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение. 1.Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка. В художественное повествование могут включаться описательные фрагменты, характеризующие действующих лиц, окружающие предметы, место действия. 2.Описание — смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. В художественном описании языковые средства для обозначения признаков значительно разнообразнее, чем в научном. Если в научном описании признаки выражаются обычно прилагательными или существительными, причем книжными, прямым, часто отвлеченным значением, слова в переносном значении, сравнение. 3.Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое – то явление, факт понятие. Рассуждение строится по следующему плану: тезис, т. е. утверждение, которое нужно доказывать; аргументы, т. е. обоснование высказанной мысли (доводы, доказательства) ; вывод. Обычно тезис и аргументы связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно. Текст рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей: Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, мистическое. Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся. (Н. Морозова)

типы художественных текстов

Выделяются поэтические и прозаические типы, которые, в свою очередь, классифицируются по жанрово-стилистическим, тематическим, хронологическим и др. параметрам. К особенностям поэтических текстов относятся:

1) затрудненность, «заторможенность» языка поэзии;

2) наличие своего кода;

3) повышенная значимость звуковой организации;

4) сложное членение с особой ритмикой, метрикой;

5) словесная экспрессия: смысловая «осложненность» слова;

6) особая роль иносказаний;

7) повышенная эмоциональность и др.

Поэтическим текстам присущи:

1) предельная эмоционально-смысловая насыщенность;

2) тенденция к монологичности;

3) яркое проявление речетворческого начала;

4) выражение экспрессии.

Проза рассматривается как «сплошная» речь, для которой характерны:

1) иной ритм;

2) членение прозаических текстов, обусловленное смысловым и синтаксическим строем;

3) наличие семантико-логических связей в изложении.

Выделяются следующие особенности прозаических текстов:

1) возможности языкового многообразия;

2) многоголосие;

3) тяготение к «конституирующему» слову, «внеэмоциональному» и «нестилевому»;

4) широкое использование изобразительных и познавательных возможностей речи.

Поделитесь на страничке

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о