Практические задания к уроку «Типы текста» 6 класс
Задание: определить тип текста (описание, повествование, рассуждение).
Текст №1. Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого. С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.
Текст №2. В пять утра третий вагон поезда Владивосток–Новосибирск мирно спал. А в одном купе уже развернулись настоящие боевые действия. Когда состав подходил к станции Зима, один из пассажиров разбудил троих соседей и объявил, что взял их в заложники. Для убедительности погрозил отвёрткой. 40-летний иркутянин-попутчик попытался было сопротивляться, но захватчик ткнул его отверткой. Остальные тут же притихли. А террорист тем временем выдвинул свои требования.
Текст №3. Объем, который занимают пары, в несколько сот раз больше объема воды, из которой они образовались. Пары окружают горящее тело и оттесняют от него воздух, а без воздуха горение невозможно. Вот почему вода гасит огонь.
Текст №4. Я просыпаюсь в огромном городе солнечным летним утром. Если смотреть с моей стороны, ничего особого нет как будто. Но если отсюда же вдаль смотреть на летние утра раннего детства, тогда от сплошного волшебства жалобно ноет сердце. Поэтому я уверена, что волшебство есть везде и сразу. Просто его никак не заметить неопытному глазу.
Текст№5. Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый номер достался ему, вечному любимцу счастья. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною…
Текст №6. У меня дома живёт кошка Муська. Она очень красивая, вся белая, без единого тёмного пятнышка. У неё зелёные умные глаза, пушистый хвост, маленький розовый нос и длинные белые усы. Муська грациозна и подвижна. Она то лениво потягивается, то вся подбирается для прыжка, то, изогнув спину, ласково мурлычет, преданно смотрит в глаза и просит вкусного угощения. Моя кошка — настоящая охотница. Летом она ловит мышей по нескольку штук в день. Мы часто весело играем с моей кошкой в прятки и догонялки. Я дружу с Муськой и очень люблю её.
Текст №7. Я думаю, что человеку мечта нужна обязательно. Если он о чём-нибудь мечтает, значит он будет стараться, чтобы его мечта сбылась. Мечта бывает сбывается, а бывает и нет, но человек всё равно любит мечтать и надеяться. У меня есть мечта побывать когда-нибудь на море и увидеть дельфина.
Повествование – примеры, тип речи, элементы (6 класс, русский язык)
В стилистике русского языка принято все тексты подразделять на несколько типов. В этой статье мы поговорим об одном из них – повествовании. Что это за тип текста и где он используется – читайте ниже.
Понятие типа текста
Все тексты, как бы разнообразны они ни были, можно разделить на несколько групп в зависимости от того, о чем в них в основном говорится. Эти группы – типы речи или, точнее, типы текстов. Эта характеристика указывает на особенности информации, содержащейся в тексте или его части.
Например, если автору необходимо описать какой-то предмет или человека, он прибегает к описанию. Описательный текст существует лишь в синхронии (говорит об объекте в конкретный момент времени: как в этот момент выглядит или выглядел человек, а не каким он был двадцать лет назад или сегодня рано утром).
Цель такого текста – дать представление о внешнем облике (реже – и о внутреннем содержании) чего-либо. Например, мы просим друга передать тетрадь учительнице, которую он не знает, и описываем ее, сообщаем, как она выглядит, – естественно, сейчас, а не в прошлом году.
Текст-рассуждение содержит мысли автора. В нем есть динамика, но она существует не во времени, а в логике развития мысли. Неважно, целый год мы думали об этом вопросе или только двадцать минут, по тексту этого никак невозможно заключить. Мы видим, как развивается мысль, а не с какой скоростью.
Повествование же привязано ко времени.
Учение о типах речи очень древнее и уходит в глубь веков; однако некоторые элементы этого учения менялись на протяжении времени и в современной стилистике несколько отличаются от мыслей на эту тему М. В. Ломоносова.
Повествование как тип текста
В большинстве случаев отличить один тип текста от другого не представляет сложности и ребята в 6 классе легко справляются с этим.
Повествовательный текст – это сообщение о каких-то действиях в диахронии (во временнОй последовательности). То есть в таком тексте имеется некая последовательность событий. Это может быть просто последовательность, а может быть ряд взаимосвязанных событий – это не имеет значения.
Повествовательный текст обычно легко пересказать, достаточно запомнить последовательность происходящего. Графически такой текст можно представить себе как прямую.
Если необходимо составить план повествовательного текста, стоит предпочесть простой план сложному: он точнее передает суть текста.
Где используется повествование
И в реальной жизни, и в литературе мы находим множество примеров повествования.
В нашей жизни повествование – ответ на вопрос «Как дела? Что интересного было…?» Например, ребенок рассказывает о том, что произошло в школе; школьник рассказывает об экскурсии и так далее.
В художественной литературе без повествования, разумеется, тоже не обойтись. Это тип текста, свойственный эпосу (в противовес лирике) и тесно связанный с таким литературоведческим понятием как сюжет. Под эпосом понимается не древняя народная поэзия, а род литературы.
В школьном сочинении повествование уместно, если тема его предполагает («Как я провел каникулы», «Поездка в Казань», «Моё утро» и т.д.) и если в сочинении-рассуждении в качестве аргумента требуется ссылка на какое-то событие (реальное или эпизод литературного произведения). Тогда стоит использовать частичный пересказ.
Промежуточные типы
Нередко мы встречаем не чистый тип, а промежуточный. Например, идет повествование, а по ходу предлагается описание места или лица, вовлеченного в повествование. Или какие-то рассуждения, поясняющие дальнейшие события.
Невозможно представить себе и более-менее крупное произведение литературы, построенное только на повествовании. Ведь в любом есть рассуждения автора или героев, описания героев или элементов окружающего мира (пейзаж, интерьер).
Что мы узнали?
Существует три типа текста: повествование, описание и рассуждение. Кроме того, повествование может быть частью смешанных типов. В повествовании последовательно освещаются какие-либо события во времени. Тексты такого типа часто используются и в реальной жизни, и в художественной литературе.
ПредыдущаяРусский языкДеловой стиль речи – примеры, черты и особенности
СледующаяРусский языкДиалектные слова – примеры выражений (6 класс, русский язык)
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: ТИП РЕЧИ-ОПИСАНИЕ
Слайд 1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 г. Санкт-Петербурга Урок русского языка 6 классСлайд 2
Работа учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 г. Санкт-Петербурга Малыгиной Ольги Николаевны Тип речи-описание
Слайд 3
Нам дан во владение самый богатый , меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский Тип речи — описание
Слайд 4
Повествование Рассуждение О писание Типы речи: Повествование-это такой тип речи , где события следуют одно за другим. И каждое предложение несёт в себе что-то новое . Несколько фотографий или рисунков . Рассуждение – это такой тип речи, где нет никаких картин, рисунков, образов. Выдвигается тезис, затем идут доказательства, размышления . Описание — это такой тип речи, когда мы подробно рассказываем о предмете, его внешнем виде, свойствах, которые воспринимаются одновременно Один рисунок (фотография).
Слайд 5
Тип речи -повествование Я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нем варились картошки. Павлуша наблюдал за ними , стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.
Слайд 6
Тип речи-рассуждение Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Слайд 7
Тип речи — описание Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить.
Слайд 8
А для чего нам нужно описание? Тип речи — описание
Слайд 9
Тип речи — описани е Цель описания: наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Слайд 10
описание с остояния природы человека места, помещения, интерьера Обычно выделяют следующие виды описания :
Слайд 11
Состояние природы Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой… ( И.С.Тургенев » Бежин луг»).
Слайд 12
Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой , полурассеянной улыбкой. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку… ( И.С.Тургенев » Бежин луг»). Описание человек а
Слайд 13
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. ( И.С.Тургенев «Муму») Описание помещения
Слайд 14
Какой? Основной вопрос, характерный для данного типа речи:
Слайд 15
1.Общее представление о предмете. ( Каков предмет описания ? ) 2.Признаки предмета, человека, явления или животного. ( Как он выглядит ? ) 3.Общая оценка предмета описания. Может быть авторская оценка, вывод . ( Какие признаки для него характерны ? ) Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком). Композиция описания
Слайд 16
На р_бине я заметил сн_гиря ! Это небольшая серая птичка с красной гру_кой , на голове — от клюва до затылка — ч_рная шапочка, хвостик и крылышки черного оп_рения . А гла_ки поблескивают, как бусинки! Полакомиться прилетел ! Определить композицию текста.
Слайд 17
Задание: определить композицию текста Вот взять ягоду чернику,- та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Она любит влажную почву. (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»). Исследовательская работа
Слайд 18
Пришла зима! Раскинула свое … покрывало. … снег искрится под лучами … солнца, переливается! Словно … искорки вспыхивают! Зимние забавы ожидают детвору. ( слова для справок: пушистый, белый, разноцветные, яркий ) Эпитет (греч. «приложение») – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Слайд 19
— Теперь можно сказать, что это текст-описание ? — Какова его основная тема? — Какова его основная мысль? — Как автор подчеркивает эту красоту? Каким стилем написан этот текст? — Как можно озаглавить текст? Беседа по тексту:
Слайд 20
— Что я нового узнал на уроке? -Чему научился? -Где я применю полученные знания? Рефлексия
Слайд 21
Домашнее задание: составьте и запишите текст из 3-4 предложений на тему: «Зимушка-зима».
Слайд 22
Спасибо за урок!
Тест: Повторение темы «Речь, ее стили и типы»
Входной тест на тему «Речь, ее стили и типы» предназначен для повторения обозначенной темы учащимися 6 класса. Тест составлен по по учебнику М.М. Разумовской и др. В тесте даны задания базового уровня сложности. На каждый из 12 вопросов необходимо выбрат
Русский язык 6 класс | Автор: Иванова Евгения Владимировна | ID: 2639 | Дата: 15.7.2014
Вопрос № 12 Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст:
1) Она оказалась меньше всех.
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
4) Пятая планета была очень занятная.
4, 1, 3, 2
1, 3, 2, 4
Получение сертификата
о прохождении теста
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему: Типы и стили речи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
(МБОУ «СОШ №21» Г.Симферополь)
Конспект урока
русского языка в 5 классе
Тема: Типы и стили речи.
Урок разработан учителем
русского языка и литературы Абдураимовой Э.Н.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста.
Цели:
1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова; учить владеть детей художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры. Научиться определять особенности текста описания, создавать текст художественного стиля и описательного типа речи.
2. Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.
3. Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям; воспитывать культуру общения и самостоятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление знаний о типах и стилях речи;
- написание слов с орфограммами; умение объяснять и писать орфограммы (попутное повторение).
Развивающие:
- закрепление навыков чтения;
- выработка умения отвечать на проблемные вопросы;
- выработка умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развитие речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- мультимедийная доска;
- плакат со сказочными героями;
- Ход урока :
- Организационный момент.
- Мотивационный.
Учитель : Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе живём.
Учитель : Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать
В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.
3. Актуализация знаний
Учитель : Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока
СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС — ТЕКСТ
— Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически
— Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).
— Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)
—Прослушайте стихотворение.
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
-Сформулируйте тему урока.(Типы и стили речи)
2. Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Типы речи.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
- Познакомиться с…
- Учиться различать …___ ___ …
А как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Работать с текстами.
Итак, у нас урок развития речи и мы определять тип речи.
Наша задача:
- Познакомиться с тремя типами русской речи;
- Научиться отличать их друг от друга;
- Применить полученные знания при работе с текстом.
3. Повторение.
Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила :
- Что такое текст?
- Как связываются предложения в тексте?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
4.Изучение новой темы.
В русском языке различают 3 типа речи:
- повествование
- описание
- рассуждение
Давайте подумаем,
- От каких глаголов образованы эти существительные?
- Что значит повествовать ,
- описать,
- рассуждать?
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
- Тема текста – случай с собакой.
- Основная мысль – собачья преданность.
- Связь предложений в тексте – цепная.)
О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?
Узнали ли мы ,
- как выглядит пёс?
- какой он породы?
- почему он понравился хозяину?
Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?
- Что произошло?
Представим, что мы очевидцы этой истории.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?
- Что на них будет изображено?
- 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.
- 2.Шляпа летит в речку.
- 3.Песик поймал шляпу.
- 4.Он принес шляпу хозяину.
Обобщим наши суждения
- Какой вопрос мы подобрали к тексту?
- Что произошло?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На нескольких.
- О чем говорится в тексте?
- О последовательных действиях.
- Перед нами тип речи повествование
2) Анализ текста типа описание.
У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
Тема текста – Нордик.
- Основная мысль – красивая у нас собака.
- Связь предложений в тексте — параллельная.
Что мы узнали о собаке в данном тексте?
(о ее внешних признаках)
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Какой пёс ?
- На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
- На одной .
- Перед нами тип речи описание.
3. Анализ текста типа рассуждение.
Прочитаем и третий текст. Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
- Тема текста – почему мы любим Нордика?
- Основная мысль – Нордик – наш большой друг.
- Связь предложений в тексте – цепная.
- О чём мы узнали в данном тексте?
- О том, почему собаку любят.
- Какой вопрос мы подберём к тексту?
- Почему мы любим Нордика ?
- Можно ли отобразить содержание данного текста на фотографии ?
- Нет .
- Перед нами тип речи рассуждение
5.Обобщение.
Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?
- Собака Нордик.
- А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают:
- 1.О том, что произошло с собакой.
- 2.О том, как выглядит собака.
- 3.О том, за что любят пса.
Если текст отвечает на вопрос: что произошло?
Его содержание можно передать на нескольких фотографиях,
значит, это тип…
6. Физкультминутка.
Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка!
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
5)Закрепление изученного материала.
Учащиеся строят ответ на основе образца ( по таблице )
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Текст № 1.
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами … Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
(По Ю. Алешковскому)
Это тип речи повествование.
Текст № 2
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …
Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По И. Соколову-Микитову)
Это тип – описание.
Текст № 3
Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют …золотым.
Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека.
Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.
(В. Солоухин)
Это тип – рассуждение.
6. Домашнее задание.
Совсем незаметно пришло время для домашнего задания:
Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о чем?
Чему научились?
А сможем дома самостоятельно, используя данную таблицу, написать сочинение-миниатюру о своей кошке и доказать, какого типа получился текст?
Замечательно будет, если получится сразу три текста.
Успехов вам!
Спасибо за урок!
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему «Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета.»
Технологическая карта урока
I. Стадия вызова |
II. Стадия осмысления |
III. Стадия рефлексии |
Прием «Мозговой штурм» |
Составление кластера «Типы речи» Стратегия «Чтение с остановками» |
Стратегия «РАФТ»
|
Деление учащихся на группы. Учитель раздает при входе картинки для деления на группы «Приметы осени»: дубовые листья, ягоды рябины, грибы, желуди, орехи.
- Стадия вызова. Прием «Мозговой штурм»
— Прочитайте слова, написанные на доске. Что между ними общего?
ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ (Типы речи) (1 мин.)
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
- Познакомиться с…
- Учиться различать …___ ___ …
Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила:
- Что такое текст?
- Как связываются предложения в тексте?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста? (диалог) (2 мин.)
II. Стадия осмысления (реализация).
Задание 1. Составление кластера «Типы речи». У вас на партах находится материал «Типы речи». Ознакомитесь с ним сначала в индивидуальном режиме (2 мин.) Затем в группе составьте кластер. (5 мин.)
Защита кластеров.
Задание 2. (работа в группах)
- Внимательно прочитайте текст.
- К какому типу речи относится данный текст? Докажите. (3 мин.)
Выступление представителей каждой группы.
Физминутка
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
Задание 3. Стратегия «Чтение с остановками». (работа в группах)
Учащиеся строят ответ на основе образца (по таблице)
Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.
Текст № 1.
Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
( В данном тексте говорится о последовательных действиях,
содержание текста можно отразить на нескольких фотографиях,
к тексту можно подобрать вопрос «Что произошло?»,
значит, это тип речи повествование)
Как вы думаете, какое продолжение будет у текста? (дописать в индивидуальном режиме). 1 учащийся из каждой группы читает свой вариант. А как же у Ю. Алешковского:
Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.
На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
(Золотая рыбка)
III. Стадия рефлексии. Стратегия «РАФТ». Презентация «Золотая осень» (индивидуальная, парная)
Р – роль (от чьего лица)
А – аудитория (для кого)
Ф — форма (в каком жанре)
Т – тема (выбрать тему)
Написание сочинения эссе (5 мин.) Проверка работ сначала в паре, затем работа доделывается. При проверке работ использовался прием «Авторское кресло» и «Театр одного актера».
Работы поддерживаются тремя хлопками.
Презентация «Типы и стили речи», 6 класс
Презентация по русскому языку на тему «Типы и стили речи» (6 класс).
Содержание
1.Стили речи.2.Типы речи.
Характеристика стилей речи:
Разговорный. Общение(разговорные слова, неполные предложения,диалог )
НАУЧНЫЙ-сообщение(термины)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение)(особые слова и обороты)
Разговорный стиль
Особенности разговорного стиля
Цель — общение
Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.
Стилевые черты
— Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. — Мы не знаем , какие слова подберём. — Мы должны видеть и слышать участника разговора.
Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечныхслов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и короткихпредложений, богатство интонаций.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Сфера употребления – язык художественной литературы.
Цель использования – создание художественного образа,эмоционально – эстетическое воздействие.
Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,обращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.
Художественный стиль отличается образностью,широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.
Художественный стиль речи
1. Предназначен для создания художественных, поэтических образов , эмоционально – эстетическоговоздействия , и все языковые средства , включаемыев художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.
2.Основная функция – эстетическая.
3.К средствам
художественной выразительности
относятся РИТМ , РИФМА , ИНТОНАЦИЯ, ЗВУКОПИСЬ
4.Характерная особенность – соединение различныхстилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,присутствие разговорной лексики ,иногда – просторечий , диалектизмов, профессионализмов.
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Сфера употребления — используется в официальной обстановке ( сфера законодательства , делопроизводства,административно – правовой деятельности ).
Цель: сообщение, информирование.
Основные жанры: законы, приказы ,постановлениярезолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,докладная…)
Особенности языка:1.Официально – деловая лексика2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи3.Точность,не допускающая иного толкования.
Официально – деловой стиль речи.
Сфера употребления – правовые , служебные , производственные отношения.
Цель использования – сообщение, информирование.
Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования.2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипностьпостроения текста.4.Долженствующе-предписывающий характер.
Языковые особенности.1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии.2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительныесредства языка.
Схема научного стиля речи
Речевая ситуация :
ЦЕЛЬ — СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,точность , доказательность, неэмоциональность и объективность
Стилистический эксперимент
Задание
Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Типы речи . Повествование.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности.
Композиционные особенности: 1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой , хронологической последовательности и в обратной , когда мы сначала узнаём о развязке , а потом уже о самом дейcтвии).
2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.
3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события ,по-могают развёртыванию повествования.
ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ , сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
Главное – порядок протекания действия и развитие сюжета
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего времени совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования ).
К тексту – повествованию можно поставить вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Повествование и его структура
Вступление
Завязка
Развязка
КУЛЬМИНАЦИЯ
Заключение
Описание и его структура
Описание – словесное изображение какого — либо явления действитель –ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
Композиция описания:1.Общее представление о предмете.2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)3.Авторская оценка, вывод ,заключение .
Языковые особенности:1. Широкое использование слов, обозначающих качества , свойства предметов. 2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,а для особой наглядности ,изобразительности – в форме настоящего времени.3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .
Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные
Рассуждение и его структура
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли .
Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснованные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны.
Композиция1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)…
Убедительные, сопровождаемые примерами
3. Вывод ( заключение )
Рассуждение и его характерные особенности
Важно, чтобы
а) тезис был доказуемым и чётко сформулированнымб) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезисав) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам — матическая связьг) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство).д) для грамматической связи между аргументами , а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом
Жанровые формы рассуждения
Письмо
Статья
Отправить ответ