Типы текстов 3 класс таблица – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом | Начальная школа

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом

Автор: Малкина Любовь Николаевна

Организация: МБОУ Нововоронежская сош №1

Населенный пункт: Воронежская область, город Нововоронеж

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа России»

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса, часть 1, Москва «Просвещение», 2015 г.

Тема урока: «Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом»

Класс: 3

Цель урока: сформировать умение различать разные типы текстов.

Задачи урока:

  • формировать умение различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение; восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст; составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта;
  • способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, вырабатывать навыки грамотного письма, формировать коммуникативные навыки работы в парах и группах;
  • воспитывать аккуратность, умение слушать учителя и товарищей, уважать чужое мнение, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы, расширять кругозор учащихся.
  • Планируемые результаты:

Предметные:

  • выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста;
  • закрепление умения различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • формирование умения восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста;
  • Метапредметные:
  • формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;

Личностные:

  • определять, формулировать, понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  • закреплять полученные знания;
  • выработка умения быть внимательным и аккуратным;
  • слушать и понимать речь других, работать в парах и группах;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;
  • воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». Учебник для 3 класса, часть 1; Канакина В.П. «Методические рекомендации»; Канакина В.П. «Рабочая тетрадь»; толковый словарь; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки для игры «Школа разведки», колокольчик; карточки со словами для работы в группах, клей, полоски бумаги для предложений, листы бумаги для текстов, смайлики для самооценки.

 

 

I. Этап мотивации к учебной деятельности.

Слайд 2.

Учитель: — Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

(Дети приветствуют друг друга в парах.)

Дети: — Ладошка в ладошку

Мы руки возьмём.

Дружной семьёй

Мы в классе живём.

Учитель: — А девиз у нас какой?

Дети: — Один за всех, все за одного!

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

Письмо по образцу:

Нн

Наст.ящий дру. позн.ётся в б.де.

Учитель: — Как понимаете эту поговорку?

(Ответы детей.)

Учитель: — Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Слайд 3.

(Проверка.)

2. Словарная работа.

Работа в «Рабочих тетрадях», с.6, упр. 10

Учитель: — Что такое диалог?

Дети: — Диалог — это разговор двух и более лиц.

Учитель: — Прочитайте слова. Написание каких букв нужно запомнить?

(Дети читают слова и называют буквы.)

Учитель: — Запишите эти слова и составьте с ними диалог.

3. Работа в парах.

Слайд 4.

(Слушание получившихся диалогов.)

3. Игра «Школа разведки».

Учитель: — Дети, вы поступили в школу разведки. Я выдаю вам «секретные карточки». Тот, кто получил карточку: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», или «Предлог» — генералы. Остальные выступают в роли разведчиков. Задача генералов: пробраться в тыл противника, встретиться с разведчиками (собрать команду). Игра начинается по сигналу (колокольчик) учителя.

(Карточки: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, тяжёлый, рисовать, погремушка, они, из, про, детство, вежливый, одобрить, мы, океан, вертелся, я, от, счастливая, картофель, над, яркое, он, читал, ты)

(По окончании проводится проверка выполненной работы.)

III. Самоопределение к деятельности.

Слайд 5.

(Открываются 3 текста.)

У Миши пропал щенок. Мальчик долго искал Дружка, громко звал его, но щенка нигде не было. Миша был сильно расстроен и ходил грустный.

Щенок был весь чёрненький, а грудка и лапки – беленькие. Глазки блестели, как пуговки.

Почему пропал щенок? Его никто не обижал. Может он просто пошёл погулять и заблудился?

Учитель: — Что вы сейчас прочитали?

Дети: — Тексты.

Учитель: — Как догадались?

Дети: — Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет тему и главную мысль.

Учитель: — Сколько текстов вы прочитали?

Дети: — Три текста.

Учитель: — Чем похожи тексты?

Дети: — Темой.

Учитель: — А чем различаются тексты?

Дети: — Разные типы текстов.

Учитель: — Определите тип каждого текста.

Дети: — Первый текст – повествование, второй – описание, третий – рассуждение.

Учитель: — Предположите, чему мы будем сегодня учиться?

Слайд 6.

Дети под руководством учителя определяют учебную задачу:

Сегодня на уроке мы будем учиться … (различать типы текстов).

Учитель: — Правильно. А ещё мы будем учиться восстанавливать деформированный текст.

Учитель: — Как определить тип текста?

Дети: — Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)

IV. Работа по теме урока.

1. Восстановление деформированного текста.

Учитель: — Отгадайте загадку:

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех,

Называется…

Дети: — Орех.

Слайд 7.

Учитель: — Какую букву нужно запомнить в этом слове?

Дети: — Букву «а».

Учитель: — Запишите это слово в словарик.

Работа по учебнику.

Выполнение упр. 14, с. 14.

(Определение значения слова набекрень по толковому словарю.)

Набекрень – с наклоном набок, сдвинувшись к уху.

Учитель: — Определите тип текста.

Дети: — Это текст описание.

Учитель: — Назовите из текста родственные слова к слову орех.

Дети: — Орешник, орешки.

Учитель: — Какую роль в тексте играют имена прилагательные?

Дети: — Помогают читателю представить орех.

Физкультминутка.

Встанем дружно из-за парты

И скорее стройтесь в ряд!

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Поработаем ногами,

Поработаем руками.

Улыбнёмся: день хороший,

И похлопаем в ладоши!

Устное выполнение упр. 15, с. 14.

Подготовка к сочинению на основе личных впечатлений.

Упр. 16, с. 14.

2. Работа с текстами.

Учитель: — А сейчас мы будем работать в парах и группах. Давайте вспомним правила работы.

Слайд 8.

Памятка

1) Говорим вежливо.

2) Говорим по очереди.

3) Слушаем внимательно.

4) Если не понял – переспроси.

5) Чётко высказывай своё мнение.

6) Уважаем мнение собеседника.

Работа в парах.

(Каждая пара получает карточки со словами, из которых нужно составить предложение и наклеить на полоску бумаги.)

Учитель: — А теперь послушаем, какие предложения у вас получились. Из них мы должны будем составить три текста. Слушайте внимательно. Определите тему каждого текста.

(Дети по очереди зачитывают составленные предложения, а затем определяют тему каждого текста.)

Работа в группах.

(Учитывая тему текста, дети образуют группы. Каждая группа из предложений составляет свой текст. Предложения составленного текста дети наклеивают на лист бумаги.)

Слайды 9-11.

(Тексты на листах вывешиваются на доску. Каждый текст зачитывается и сравнивается с оригиналом. Дети определяют тип текста, подбирают к нему заголовок.)

Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.

Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.

 

Узоры на стекле.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: — Как определить тип текста?

Дети: — Нужно определить, что содержит текст (сообщение, описание или объяснение) и какой вопрос можно поставить к тексту (что? где? как? когда? произошло; какой? какая? какое? какие?; почему?)

Слайд 12.

Домашнее задание: с. 14, упр. 16 – устно; в «Рабочей тетради» выполнить на с. 5 упр. 7 и 8.

VI. Рефлексия.

Слайд 13.

Учитель: — Ребята, кто помнит, о чём мы говорили в начале урока?

Дети: — О дружбе.

Учитель: — За вашей работой на уроке было приятно наблюдать. Вы все работали дружно. Молодцы!

— Что больше всего вам понравилось на уроке?

— О чём расскажете своим родителям, когда придёте домой?

— Испытывал ли кто на уроке затруднения? В чём?

(Ответы детей.)

Учитель: — Оцените свою работу на уроке смайликом.

(Дети показывают смайлики.)

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: Просвещение, 1994

2) Жиренко О.Е., Полещук В.Ф., Обухова Л.А. Тренажёр по русскому языку для начальной школы: Пословицы и поговорки. – М.: «Ювента», 2005

3) Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьёва Л. И. «С любовью к природе», М.: Педагогика, 1983

 

 

 

 

Приложения:

  1. file3.zip.. 2,5 МБ
  2. file2.doc.. 59,5 КБ
Опубликовано: 11.12.2017

Картотека по русскому языку (3 класс): Примеры типов текстов

Типы текстов по речевому назначению. Примеры для наблюдений.

Тексты на одинаковую тему,но разные по типу.

Белка

  1. Белка спустилась по стволу сосны , у самых моих ног сковырнула сыроежку и принялась её есть, а гриб держала в передних лапах. Её щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Она съела шляпку, но корешок ей не понравился, и она перешла на другое место.

Белочка была совсем маленькой, величиной с ладонь. Она нашла другую сыроежку,, отгрызла ей красную шляпку и спрыгнула с ней на пенёк. На пеньке, наверное, было комфортабельнее закусывать. Шляпка гриба была велика для белочки, и она объела её не всю.

Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, белка ушла на высоту и покачалась на ветке, и пошли гулять одна за другой ветки, по которым она направлялась.

  1. Очень запасливый зверёк — белка. В окрестностях своего гнезда она устраивает множество кладовых, где хранит орехи, жёлуди, шишки. Там, где мало орехов и шишек, белка заготавливает впрок грибы. Рацион белки включает грибы более сорока видов. Сушить зверьки предпочитают в основном маслята и опята. Так на участке двадцати пяти квадратных метров было найдено сорок маслят, развешанных по сучкам белками для просушки. Зверёк засушивает грибы даже тогда, когда собирается кочевать, и таким образом как бы проявляет заботу о своих сородичах.
  1. Бывает идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями великанами и вдруг видишь лёгкого маленького зверька с пышным хвостом, который перескакивает с ветки на ветку. Шуба у белки летом рыжая, лёгкая, а зимой серая густая. У нёё маленькие ушки с кисточками на концах, подвижный носик, маленькие и чёрные как уголь глаза. Бывают и чёрные белки, такие встречаются в Эстонии, а белки летяги серой масти, хвост длинный, а на ушах нет кисточек.

Тексты на разные темы и разные по типу.

Барсук.

Барсук – аккуратный и чистоплотный зверь. Вокруг его норы всегда чисто. Пищей ему служат слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. Перед спячкой барсук устраивает себе мягкую постель.

Сорока.

У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. Голова, крылья и хвост чёрные. Хвост у птицы длинный, прямой, будто стрела. Сорока – подвижная, суетливая птица.

 

Узоры на стекле.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Дело в том, что водяной пар оседает на холодные стёкла. Он превращается в кристаллы льда. Льдинки соединяются друг с другом. Вот и вырастают на стекле причудливые узоры.

Урок родного (русского) языка в 3 классе «Типы текста описание»

ТЕМА:Типы текста. Описание.

ЦЕЛИ:познакомить учащихся с тремя типами текста — повествованием,

описанием, рассуждением;

изучить структуру текста — описания;

развивать связную речь;

воспитывать любовь и бережное отношение ко всему

окружающему.

ОБОРУДОВАНИЕ:2 таблицы, рисунки снегиря, дятла и белки.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

1. Артикуляционная работа.

1) Упражнения на дыхание:

раздувать огонь в потухающем костре,

задуть свечку (порывистый выдох, раздувание челки, манной

крупы)

подуть на горячее молоко

2) Гимнастика со звуком:

Как воздух выходит из шарика? с-с-с

Изобразите на одном дыхании:

шум ветра в-в-в

жужжание пчелы ж-ж-ж

рычание собаки р-р-р

писк летающего комара з-з-з

3) Чистоговорка (таблица):

са — са — са — в лесу бегает лиса

со — со — со — у Вовы колесо

су — су — су — было холодно в лесу

ас — ас — ас — у нас свет погас

усь — усь — усь — на лугу пасется гусь

ос — ос — ос — на поляне много ос

У маленького Сани сани едут сами. Определите жанр. Назначение жанра.
Что интересного заметили? (сани — омонимы)

4) ( Снег пошел ) Прочитайте вопросительно, с удивлением, с

восхищением, огорчением.

II Повторение пройденного:

— Что такое речь? (Все что мы говорим)

— Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная)

— Из чего состоит речь? (Из предложений)

— Что выражает предложение? (Законченную мысль)

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

Вот группа слов: лиса, в, заяц, лесу, и, жили,

— Какой текст содержит размышление об увиденном? (Почему
тигры слушаются дрессировщика?)

Это текст — рассуждение.

Можно поставить общий вопрос: почему произошло?
— В каком тексте дается описание зверей (какими были тигры)?
Это текст — описание.

Рисуется внешний вид тигров, к нему можно поставить общий вопрос какой? (ие)?

2) Подробнее ознакомимся с текстом — описанием.

3) Игра «Кто больше подберет слов»

К предмету снег требуется признак! (белый, пушистый,

холодный). Зима (снежная, морозная, вьюжная, холодная… )

К слову хмурый требуется предмет ( погода, небо, тучки, день, человек, настроение).

4) Послушайте стихотворение:

Белая, узорная звездочка — малютка.

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

— Какими словами сказано про снежинку?

— Как бы вы описали снежинку? (Ответы учащихся)

Получилось описание.

Как же этот текст отличить от других текстов?

Послушайте продолжение стихотворения:

Покружилась звездочка

в воздухе немножко

села и растаяла на моей ладошке.

Это тоже описание? ( Нет, это повествование).

Как узнали? (Ответы учащихся)

Нам поможет отличать типы текстов прием фотографирования.

— Сколько снимков нужно сделать для первого текста

(о снежинке).

Один снимок.

— А для второго? (2-3 снимка).

Если я попрошу вас ответить на вопрос: «Как образуются снежинки?» (в этом случае невозможно воспользоваться фотоснимками)

Это текст — рассуждение.

5) Работа по определению типов текста.

Снегирь — зимняя птица.

У снегиря красная грудка, голубовато серая спинка, черная бархатная шапочка. Самка снегиря окрашена так же, только грудка у нее не красная, а серая.

Текст — описание имеет следующую структуру (вывешивается таблица)

Текст — описание

Структура

План

Используй

1. Общий признак

Как будто…

2. Признаки частей:

— рост, вес, цвет

— лицо, голова

— слева, справа

— вблизи, вдали

Что? – Какое?

Что? – На чем?

Словно …

Похоже на …

С помощью таблицы проанализировать рассказ о снегирях.

6)Самостоятельная работа: описание белочки (по картинке)

Проверка работ учащихся.

7)Игра «Угадайка»

Учитель предлагает описания животных, птиц.

Ученики должны назвать описанный предмет.

Например: На засохшем дереве пристроилась птичка. Какая она нарядная! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Это … пестрый дятел.

( по Г,Скребицкому)

— Как вы думаете, о чем самом главном нам хотел сказать автор? Какие признаки убеждают в том, что дятел — нарядная птица. Почему ни слова не сказано о величине птицы, о ее клюве?

Вывод: для описания отбираются только те признаки, которые помогают раскрыть основную мысль текста.

— Подберите заглавие к описанию так, чтобы оно отражало основную мысль.

Vl. Обобщение.

VII. Дoмашнее задание: описание зверька (на выбор).

Урок развития речи «Типы текстов» (3 класс)

Урок развития речи в 3классе.

Тема урока: Работа над текстами повествование, описание, рассуждение.

Цель: повторение типов текста: повествование, описание, рассуждением.

Задачи: 1. Актуализировать знания о типах текстов.

2.Совершенствовать умение различать тексты: повествование, описание, рассуждение,

определять последовательность частей в тексте.

3. Формировать умение использовать средства выразительности для передачи авторского отношения.

1. Организация класса.

2. Игра « Снежный ком».

На доске предложение — Белочка прыгала.

— Давайте поиграем с вами в игру «Снежный ком» (Рыженькая белочка прыгала. Красивая рыженькая белочка прыгала. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку и собирала орехи. Красивая рыженькая белочка прыгала с ветки на ветку дерева и собирала орехи.)

-Ребята, как вы думаете, если объединить все ваши предложения (и прочитать их подряд?) у нас получился текст?

Вывод: текст – это не любой набор предложений, предложения в тексте связаны друг с другом по смыслу.

3. Постановка учебной задачи

— На экране три текста.

Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Чего она только не делала!

Сначала вставала на задние лапы, брала из наших рук орехи и прыгала с ними с ветки на ветку. Потом она бежала до укромного, по её мнению, места. А затем быстро зарывала орехи под сосной. Так белка заготавливала для себя запасы на зиму. Ведь зимой всё вокруг будет укрыто снегом и еду найти будет трудно. В сильные морозы белка отыщет орешки и поспешит с ними в своё уютное гнёздышко.

Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку. Какая она красивая и быстрая! Белка была маленькая, рыженькая, с пушистым хвостом и огромными глазами. У зверька большие уши с кисточками на концах, а лапки короткие, сильные, с большими когтями.

Вчера мы с папой гуляли в парке и видели белку.

Почему белка не боится людей?

Может быть потому, что знает – ее здесь не обидят? Или потому, что человек позаботится о ней? А может быть, она очень боится людей, но все равно выбегает им навстречу, потому что голод сильнее страха? А как вы думаете?

— Какое предложение есть во всех трех текстах? (Первое предложение)

— Узнаем ли мы из первого предложения, о чем будет говориться в текстах?

— А что именно будет говориться в каждом из этих текстов, как мы можем догадаться (по какому предложению)?

— Внимательно прочитайте второе предложение первого текста. Как вы думаете, о чем пойдет речь? ( О том, что делала белка.)

— Верно! Во втором предложении рассказывается о событиях, о действиях и нам подсказывает слово — делала..

— Прочитайте второе предложение второго текста. О чем мы узнали из второго текста?

( Мы узнаем о том, какая была белочка.)

— Я выделила слово какая, которое подсказывает нам, о чем пойдет речь, что в нем будет описываться быстрая и красивая белочка.

— Прочитайте второе предложение третьего текста. В нем ставится вопрос. О чем дальше будет говориться в тексте? (В нем будет объясняться, почему белка не испугалась людей.)

— Этот текст объяснит нам причину поведения белки, почему она не боится людей. Какое слово нам это подсказывает? (почему?)

4. Сравнение текстов.

— Читаем первый текст.

— Как можно озаглавить этот текст? ( «Что белка в парке делала», «Как и зачем белка орешки брала»)

— Прочитайте выделенные слова, на какой вопрос они отвечают? (сначала, потом, затем)

— Они указывают на время, когда совершалось действие.

— Какой мы с вами можем сделать вывод?

Тексты, где рассказывают о событиях, действиях, которые происходят одно за другим, называют повествованиями. К тексту-повествованию мы можем поставить общий вопрос «Что произошло?» НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СХЕМА

А если мы будем фотографировать, что будет?

— Прочитаем второй текст. Какое заглавие можно подобрать к этому тексту? («Красивая белочка»)

— О чем говорится в этом тексте? (Какая белочка встретилась в парке.)

— Что вы узнаете о белке, какая она? (Узнаем, какие у нее ушки, глазки, лапки.)

— Какие слова рисуют облик белки? (Маленькая, пушистый, короткие, рыженькая, сильные, огромные)

— На какие вопросы отвечают эти слова? (Какие?)

— А слова «хвост», глазки», «ушки», «лапки», «когти» показывают, что именно описывается в белочке.

— Какой мы с вами можем сделать вывод?

Текст-описание – это текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», где описывается какой-либо предмет, явление. ДОПОЛНЯЕТСЯ СХЕМА

Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-А если сделать фотографии?

— Прочитайте третий текст.

— На какой вопрос есть ответ в тексте? (Почему?)

— Как объясняется, что белочка не боится человека?

— Какие слова помогают объяснить? (Потому что?)

— Сколько объяснений предлагается в тексте? (Два)

— Какой можно сделать вывод?

Текст, в котором что-то объясняется, называется рассуждением. К нему можно поставить вопрос «почему?» ДОПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ

5. Работа в парах

— Я вам буду читать тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить тип текстов и прийти к единому решению.

У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (оранжевая — описание, персиковая- повествование, розовая — рассуждение).

-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)

— Я читаю текст, вы обсуждаете и показываете определенную полоску-ответ и доказываете свой выбор.

 1. Раньше Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно и пил горькие лекарства. Надоело мальчику постоянно болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.П 

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.О

 

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит. Р

 

4. Сколько разных цветов на земле! Я многие люблю, но особенно мне нравится гвоздика. Это очень красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки. О

             

5.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.Р

 — Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице)

— Какие виды текстов вы повторили?

— На какие вопросы они отвечают?

6. Работа в группах

Прочитайте три зачина к текстам и определите по началу, какой именно текст задумал автор в каждом случае.

Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Вид у щенка был жалкий…

Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Дело было так…

Мальчик нашел во дворе маленького щенка. Почему щенок во дворе оказался один?

Устно придумайте продолжение текстов

7. Списывание текста

На экране текст, посоветуйтесь в парах, определите тип текста и спишите его

Зимний лес – это нетронутый снег, сказка из белых стволов, глубокие, чистые сугробы, синеватые тени кустарников на белоснежном ковре, ожерелье еловых шишек на зеленом насыщенном фоне. Радуясь солнцу, качаются на ветках ели красногрудые клесты.

8. Домашнее задание

Списать текст-рассуждение «Какую пользу приносят леса?», вставляя пропущенные слова (можно пользоваться словами для справок).

Урок-закрепление по русскому языку «Типы текстов» (3класс)

Урок русского языка в 3 классе «Г»

Солдатова О.Н.

Тема: Типы текстов. Закрепление понятия.

Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.

Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.       

                           

Ход урока.

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

«Улыбка»

Улыбкой отобразить свой эмоциональный настрой

Сообщаю детям, что сегодня на уроке будем работать в группах, для организации работы в группах (6 групп по 4 человека, три наблюдателя – эксперта, фотограф ) выбрать лидера.

Предлагаю всем повторить  «Правила работы в группе».

— Каждый этап урока вы будете отмечать в таблице «Оценочный лист».

II. «Минута чистописания»

Ете тет ект есе стс

По вторым буквам каждого сочетания прочитайте слово.

Текст

III. Словарная работа

Игра «Эстафета»

яг . да с. рока в .р . бей

п .суда вдру . быстр .

д . журный т . вар . щ х . роший

з . вод ф . милия дежда

IV. Взаимопроверка. Группы проверяют работы друг друга, передавая карточки по часовой стрелке.

V. Актуализация знаний

«Корзина идей»

В каждой группе корзина и карточка. Выбрать то, что относится к тексту.

  1. Работа в группах

Текст

Повествование описание рассуждение

У каждой группы набор текстов. Приклеить тексты на плакат, объяснить.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

  1. Диаграмма Эйлера

Составить диаграмму «Тексты»

VI. Физминутка

Гимнастика для глаз.

VII. Самостоятельная работа.

Составление текстов в группах.

— Сейчас выберите в группе одного представителя, он подходит ко мне. С помощью жеребьевки мы выберем картины, по которым вам нужно будет составить один текст. Никому не говорите и не показывайте, какой текст вам достался, потому что позже мы будем угадывать это. Кому-то достанется описание, кому-то повествование, кому-то рассуждение. Совещаетесь группой, выполняете задание, затем мы послушаем каждую группу.

— Какой общей темой объединены ваши тексты? (тексты о природе)

— Какова идея всех текстов? (необходимо беречь и охранять природу)

VIII. Анализ творческих работ учащихся.

— Зачитайте ваши творческие работы.

IХ. Игра “ Плюс – минус”.

(Тест “Верные и неверные высказывания”)

– Если высказывание верное, ставим “плюс”; если неверное – “минус”.

  • Текст состоит из предложений;

  • К тексту нельзя придумать заглавие;

  • Все предложения в тексте имеют границы;

  • В тексте всегда о чем-то или о ком-то говориться;

  • Текст можно разделить на части;

  • Каждая часть текста записывается с красной строки.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

«Костёр знаний».

— Наклейте стикеры разных цветов на плакат. Эти цвета обозначают оценки, которые ученики получили за урок.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Текст. Типы текстов.

Тема: Текст. Типы текстов. (Закрепление)

Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа. 
Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов. 
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся. 
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Ход урока:

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний

  1.  Минутка чистописания

У Ч у ч

УчУ   ЧуЧ

  1. Словарная работа

Игра «Дешифровщик»

— парный звонкий согласный в слове крокодил;

— безударная гласная в слове привязать;

— буква, стоящая в алфавите перед буквой у;

— безударная гласная в слове светильник;

— мягкий согласный в слове лето – дятел.

Записать слово, составить словосочетания, предложения с этим словом. Одно предложение записать и определить грамматическую основу

III Работа над темой урока

  1.  Работа в парах (Приложение 1)

‒ У вас на партах есть конверты с карточками. Ваша задача найти карточку с текстом и доказать, что это действительно текст. (Это несколько предложений, объединённых общей темой и связанных по смыслу)

‒ Определите тему и главную мысль прочитанного вами текста.

  1.  Работа с текстом (фронтально)

Пингвины идут с пляжа молча. Они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и поднимет его. Бывает и так: другому пингвину покажется этот камушек лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить.

‒ Определите тему текста.

‒ Подберите заглавие к тексту.

  1. Физкультминутка

IV Закрепление

  1.  Игра «Ответьте на вопрос». (Метод «Микрофон», проводит подготовленный ученик)

‒ Что такое текст?

‒ Как определить тему текста?

‒ Как определить главную мысль текста?

‒ Как составить план текста?

‒ Какие вы знаете типы текста?

‒ Как их отличить друг от друга?

  1. Физкультминутка для глаз
  2. Работа в группах (Приложение 2)

‒ Как вы думаете, можно ли по названию текста определить его тип?

‒ Кто помнит, какое словарное слово мы расшифровали в начале урока? (Дятел) Какого типа будет текст с названием «Дятел»?

‒ Сейчас вам предстоит творческая работа в группах. Каждая группа будет работать над созданием текста о дятле. Но отличаться ваши тексты будут в первую очередь типом текста. А с каким типом текста вам предстоит работать, вы поймёте по первому предложению текста.

Группа 1. Однажды летним днём мы с друзьями отправились на прогулку в лес.

Группа 2. А знаете ли вы, кого называют санитаром леса?

Группа 3. Дятлы – птицы мелкой и средней величины.

Для помощи в работе предлагается изображение птицы. На выполнение задания даётся 10 минут. По окончанию работы команды презентуют свои тексты.

V Рефлексия

Мне понравилось…

У меня легко получалось…

У меня вызвало затруднения…

Мне надо повторить…

VI Подведение итогов и выставление оценок


Приложение 1

Карточка 1

Белка, картофель, автомобиль, мороз, лисица.

Карточка 2

Ласточки летают на большой высоте. Вы были на лугу в начале лета? Быстрокрылые стрижи давно улетели на юг. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, жёлтые сливы усыпаны росой.

Карточка 3

Кругом белые снега, косые сугробы. Построил я избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. Любуюсь, как жалуют ко мне в гости живые цветы. Вот стайкой опустились синицы. Грудки у них ясные, жёлтые. Кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачиваются на кустах снегири, то словно красные маки распустятся. Поглядишь – и будто теплее станет.


Приложение 2

Карточка 1

Однажды летним днём мы с друзьями отправились на прогулку в лес.

Карточка 2

А знаете ли вы, кого называют санитаром леса?

Карточка 3

Дятлы – птицы мелкой и средней величины.

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка «Текст. Типы текстов» (3 класс)

Слайд 1

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» Уроки 2, 3

Слайд 2

У меня прекрасное, солнечное настроение. Я волнуюсь. У меня нет настроения работать.

Слайд 3

Речь Виды речи Письменная Внутренняя Устная

Слайд 4

Разделите текст на предложения. Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы. З венит звонок . О н зовёт детей на урок . У читель читает текст диктанта . У ченики быстро пишут свои работы .

Слайд 5

Составьте из слов предложения. севера, резкий, с, дует, ветер С сев е ра ду е т ре з кий вет е р . деревьев, листья, жёлтые, с, падают Жё лтые лист ь я пад а ют с д е рев ьев. небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей В неб е р а здаё тся грус т ный кри к жур а влей .

Слайд 6

Лес обнажился, поля опустели, Поздняя осень. Грачи улетели, Грустную думу наводит она. Только не сжата полоска одна…

Слайд 7

Н. Некрасов «Несжатая полоса» Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она.

Слайд 8

Текст. Типы текстов

Слайд 9

Цели урока: вспомнить … что такое текст признаки текста какие типы текстов бывают

Слайд 10

Что такое текст? Это много предложений. Это предложение, записанное в тетрадь. Это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Слайд 11

Два или несколько предложений. Тема (то о чём говорится в тексте) Главная мысль — идея (чему учит) Предложения расположены в определённой последовательности. Они связаны по смыслу Текст выражает законченную мысль. Заголовок

Слайд 12

Типы текстов Повествование Что, когда, где Смена случилось? кадров фильма Описание Какой? Картина Какая? (Изображение Какое? «замерло») Рассуждение Почему? Поиск Зачем? решения

Слайд 13

Мимо города большого: Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят, На поднятых парусах Ветер по морю гуляет Кораблю пристать велят. Мимо острова крутого, И кораблик подгоняет; Кораблю пристать велят.

Слайд 14

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого: Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.

Слайд 15

А. Дорохов «Сластёна» Наша Мурка – странная кошка. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл Мурку к улью. Мурка стала на задние лапки и сунула мордочку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку. Мурка стрелой умчалась прочь.

Слайд 16

В. Сейранян «Янтарь» Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы. Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря. А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

Слайд 17

Разделите текст на части Ласточки Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. Л. Толстой

Слайд 18

Проверь! Ласточки Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенчик. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птичку и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. Л. Толстой

Слайд 19

И. Шахрай «Ромашка и жук» Жила на лугу ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга. Жила на лугу ромашка. Дружила она с жуком. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

Слайд 20

Отгадайте загадки Прижались тесно к брату брат, В зелёных гнездышках сидят, Гнёздышки искусные, А братишки вкусные. Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки! орех орешник

Слайд 21

Запомни новые словарные слова! О рех, о ре ш н и к, о реш е к, о рех о вый. Составьте предложение со словом орех. Выделите грамматическую основу предложения, подпишите части речи. 02.01.2017 21

Слайд 22

Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Очень красив лес в осенние ________ . Солнечные лучи ____________ верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие _________ листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших __________ . дни освещают жёлтые листьев

Слайд 23

Определите тип текста по заголовку. 02.01.2017 23 «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?» «Как мы с папой ходили в зоопарк» «Красив русский лес!»

Слайд 24

Цели урока достигнуты? Что такое текст? Какие признаки текста знаете? Какие типы текстов бывают?

Слайд 25

Уровни моей успешности Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно! У меня получалось почти всё! Но я чувствую себя не совсем уверенно! Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!

Слайд 26

Автор презентации: учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Саранск Республики Мордовия Нугаева Людмила Васильевна

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о