Текст художественный для 5 класса: Attention Required! | Cloudflare – Тексты диктантов по русскому языку 5 класс

Содержание

Тексты диктантов по русскому языку 5 класс

Диктанты по русскому языку для 5 класса

 

Диктант №1.

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

 

                                                                     (115 слов)

Диктант № 2.

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

 

                                                                             (118 слов)

                 

 

Диктант №3.

Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

 

                                                                           (118 слов)

Диктант № 4.

Белки в лесу.

 С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

                                                                          (120 слов)

 

Диктант № 5.

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

                                                                                 (120 слов)

Диктант № 6.

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» — раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

                                                                        (119 слов)

                       

    

Диктант № 7.

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» — радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

 

                                                                       (119 слов)

Диктант № 8.

Барсучонок.

Как-то  мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», — предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

                                                                       (119 слов)

                         

Диктант № 9.

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в  сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» — удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

                                                                       (118 слов)

                                

Диктант № 10.

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» — отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

                                                                       (119 слов)

Диктант № 11.

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», — написали они в книге, которую подарили ему.

                                                                       (120 слов)

 

 

Диктант№ 12

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

                                                                      (119 слов)

 

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи Работа с художественным текстом. 5 класс.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района

города Санкт-Петербурга

Конспект урока русского языка

для 5 класса

Тема урока: Работа с художественным текстом

Тип урока: урок развития речи

Разработчик урока: учитель русского языка и литературы

                                   Магир Татьяна Васильевна

Санкт-Петербург

2015 г.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

Учитель: Магир Татьяна Васильевна

Класс: 5      Предмет: русский язык

УМК: Русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 317, с ил., 8 л.цв.вкл.

Тема урока: Работа с художественным текстом

Тип урока: Урок развития речи.

Цели урока (образовательные): развить устную и письменную речь учащихся; закрепить знание понятий «тема», «основная мысль текста»; познакомить с понятием «проблема текста», дать определение термина.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста. Выделять в тексте необходимые лексические единицы. Создавать собственный текст на основе наблюдений за словом автора.

Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные: Понимать величайшую значимость матери в жизни ребёнка вне зависимости от принадлежности к разным группам живых существ.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, интерактивная доска, рабочие листы на каждого ученика.

Урок развития речи «Работа с художественным текстом»

При входе в класс ученики рассаживаются на места в соответствии с номером рабочего листа (выдаются при входе).

  1. Орг. момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к занятию.

  1. Актуализация знаний учащихся, столкновение с проблемой и высказывание первичных гипотез.

Учитель способствует воспроизведению жизненного опыта учащихся через постановку проблемного вопроса. Учащиеся ищут способы решения путём выдвижения гипотез.

На экране – различные варианты художественных текстов, писем («Война и мир», сказки, былины, басни, сборники рассказов)

  • Что перед вами?
  • Как вы думаете, для чего человек создаёт романы, сказки, рассказы, пишет письма? Что заставляет человека писать? (передать информацию, передать чувства, решить вопрос, проблему)
  • Исходя из того, о чём мы с вами сейчас сказали, попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока (работа с текстом, будем учиться понимать, анализировать текст – 3 мин.)
  1. Знакомство с текстом. Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Подпишите их.

(1 мин.). Выполните задание 1 (Ознакомиться с текстом — 2 мин.)

ОРЁЛ И КОШКА.

        За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. 
        Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
        Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
        Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

(К.Г.Ушинский)

  1. Выполните Задание № 2. «Цепочка связей» (Укажите стрелками последовательность связей в тексте – 1 мин.)

Задание выполняется индивидуально. Ответ даёт один из учеников.

  • Как мы называем последовательное изложение названий микротем текста? (план)
  • Как вы думаете, для чего автору может понадобиться план будущего произведения? (наметить логику изложения событий, не забыть вставить важные элементы текста)

Давайте проследим, как автор описывает своих персонажей.

  1. Выполните Задание № 3. «Описание» (3 варианта задания по группам: 1. Состояние, настроение, действия кошки; 2. Описание орла; 3. Состояние, действия, настроение котёнка). Задание выполняется в группе. (5 мин.)
  • Каждая группа читает лучшее описание, которое у них получилось.

Беседа с классом.

  • Как вы думаете, для чего Константин Георгиевич Ушинский включил в повествование элементы описания персонажей? (это помогает нам лучше представить героев, само происшествие)
  • А что нам поможет лучше понять поступки героев? Что остаётся как бы «за кадром»? (их мысли, чувства)
  • Молодцы! Вот и сейчас мы и попытаемся понять, какие же чувства испытывает каждый из персонажей нашего текста. Для продолжения работы поменяйтесь, пожалуйста, местами так, чтобы в одной группе оказались ребята с одинаковым цветом рабочего листа. (1 мин.)
  1. Выполняем Задание № 4. («Внутренний монолог». Задание выполняется в группе – 10 мин.)
  • Представьте себе, что вы соавторы данного текста. Какой монолог мог бы произносить каждый из персонажей? Что вам нужно донести до ваших читателей? (причину поступков; эмоции, которые испытывает персонаж)
  • Группа с жёлтыми листами составляет и записывает внутренний монолог котёнка во время битвы его матери с орлом.
  • Группа с голубыми листами составляет и записывает внутренний монолог кошки во время битвы с орлом.
  • Группа с розовыми листами составляет и записывает внутренний монолог орла во время битвы с кошкой.

        Группы зачитывают лучшие из получившихся текстов.

После представления каждого текста — Беседа с классом.

  • Удалось ли авторам донести до нас, слушателей, причину поступка кошки (орла), понять чувства котёнка, наблюдавшего за битвой?
  1. Беседа с классом. (3 мин.)
  • С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?

(показать, что мать, защищая своего ребёнка, пожертвует всем, даже жизнью)

  • Ребята, вы совершенно правильно ответили на вопрос. Что же вы сейчас сформулировали? (осн. мысль текста).
  • Назовите тему текста (мать и дитя)
  1. Посмотрите на экран (на экране последовательно показываются фото с изображением кошек, орлов, детёнышей животных, матери и дитя. Даётся общий коллаж)
  • Выполните Задание № 5. (В рамке № 1 запиши номера тех фото, которые НЕ отражают тему и основную мысль текста, в рамке № 2 – тех, которые верно передают тему и основную мысль текста). На экране – правильный ответ (2 коллажа).
  • Назовите одним словом коллаж № 1 (животные) и коллаж № 2 (мать и дитя) – 2 мин.
  1. На какой вопрос отвечает автор своим произведением? (тесно связан с основной мыслью) (Чем готова пожертвовать мать ради спасения ребёнка?)

Ребята, данный вопрос называется ПРОБЛЕМОЙ текста.

  • Прочитайте определение – что такое проблема текста? (вопрос, требующий разрешения, цель написания произведения)
  • Что может нам помочь в определении проблемы текста? (определение темы и основной мысли текста, внимательное и вдумчивое чтение текста, анализ поступков героев, стремление понять, почему автор именно так создал своё произведение) (3 мин.)
  1.  Рефлексия (на рабочих листах)
  1. Мой рабочий лист заполнен аккуратно, нет пропусков.
  2. У меня нет ошибок в определении содержания фотографий.    
  3. Я определил проблему текста на уроке.
  4. Я понимаю, что такое проблема текста.
  5. Я думаю, что смогу определить проблему других текстов. (3 мин.)

                                                             

  1.  Молодцы, ребята! Вы сегодня проделали большую работу. И я надеюсь, что в дальнейшей работе с текстами вы будете так же внимательны и вдумчивы, как сегодня.

Рабочий лист № 1 ученика __________________________________________________________

  1. Ознакомьтесь с текстом.

ОРЁЛ И КОШКА.

                За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. 
                Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
                Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
                Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

(К. Г. Ушинский)

  1. «Цепочка связей».

Пронумеруйте и соедините стрелками последовательность изложения текста.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       

  1. Выпишите из текста слова, дающие представление о состоянии, настроении, действиях кошки. Обсудите в группе и выберите лучший вариант.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Смотри задание на доске в соответствии с цветом листа. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В рамке № 1 запиши номера тех фото, которые НЕ отражают тему и основную мысль текста, в рамке № 2 – тех, которые верно передают тему и основную мысль текста

1)                                                                                     2)      

        _________________________________                         __________________________________

  1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, над которым рассуждает автор в своём произведении.
  1. По итогам своей работы на уроке поставь галочку напротив того утверждения, с которым ты согласен. За каждую галочку начисли 1 балл.
  1. Мой рабочий лист заполнен аккуратно, нет пропусков.                 ◻
  2. У меня нет ошибок в определении содержания фотографий.    ◻
  3. Я определил проблему текста на уроке.                                                       ◻
  4. Я понимаю, что такое проблема текста.                                                       ◻
  5. Я думаю, что смогу определить проблему других текстов.           ◻

                                                                                                   Итого баллов: _______________

Рабочий лист № 2 ученика __________________________________________________________

  1. Ознакомьтесь с текстом.

ОРЁЛ И КОШКА.

                За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. 
                Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
                Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
                Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

(К. Г. Ушинский)

  1. «Цепочка связей».

Пронумеруйте и соедините стрелками последовательность изложения текста.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       

  1. Вставьте определения в описание орла, используя информацию из текста. Обсудите в группе и выберите лучший вариант.

Вдруг откуда ни возьмись с вышины спустился _______________________________________________

_______________________________________________ орёл. У хищника были ______________________________

крылья, ____________________________________клюв, __________________________________________, лапы с

_________________________________________ когтями.

  1. Смотри задание на доске в соответствии с цветом листа. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В рамке № 1 запиши номера тех фото, которые НЕ отражают тему и основную мысль текста, в рамке № 2 – тех, которые верно передают тему и основную мысль текста
  1.                                                                                      2)      

        _________________________________                         __________________________________

  1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, над которым рассуждает автор в своём произведении.
  1. По итогам своей работы на уроке поставь галочку напротив того утверждения, с которым ты согласен. За каждую галочку начисли 1 балл.
  1. Мой рабочий лист заполнен аккуратно, нет пропусков.                 ◻
  2. У меня нет ошибок в определении содержания фотографий.    ◻
  3. Я определил проблему текста на уроке.                                                       ◻
  4. Я понимаю, что такое проблема текста.                                                       ◻
  5. Я думаю, что смогу определить проблему других текстов.           ◻

                                                                                                   Итого баллов: _______________

Рабочий лист № 3 ученика __________________________________________________________

  1. Ознакомьтесь с текстом.

ОРЁЛ И КОШКА.

                За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. 
                Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.
                Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
                Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

(К. Г. Ушинский)

  1. «Цепочка связей».

Пронумеруйте и соедините стрелками последовательность изложения текста.

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                       

  1. Выпишите из текста слова, дающие представление о состоянии, настроении, действиях котёнка. Обсудите в группе и выберите лучший вариант.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Смотри задание на доске в соответствии с цветом листа. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В рамке № 1 запиши номера тех фото, которые НЕ отражают тему и основную мысль текста, в рамке № 2 – тех, которые верно передают тему и основную мысль текста

1)                                                                                     2)      

        _________________________________                         __________________________________

  1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – это вопрос, над которым рассуждает автор в своём произведении.
  1. По итогам своей работы на уроке поставь галочку напротив того утверждения, с которым ты согласен. За каждую галочку начисли 1 балл.
  1. Мой рабочий лист заполнен аккуратно, нет пропусков.                 ◻
  2. У меня нет ошибок в определении содержания фотографий.    ◻
  3. Я определил проблему текста на уроке.                                                       ◻
  4. Я понимаю, что такое проблема текста.                                                       ◻
  5. Я думаю, что смогу определить проблему других текстов.           ◻

                                                                                                   Итого баллов: _______________

План-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему: Урок словесности для 5 класса на тему «Слова-средства художественной выразительности»

Парамонова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»

Открытый интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе на тему «Слова – средства художественной выразительности» (урок-мастерская, практикум).

Цель: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить в тексте, определять вид тропа.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, литота, гипербола), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале (стихотворения русских поэтов).

Современные педагогические технологии, методы обучения, которые были использованы при проведении урока:  технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, коллективные методы обучения, активные методы обучения.

УМК: «Инновационная школа».

Учебник: «Русский язык.5 класс» под редакцией Е.А.Быстровой.

План урока:

  1. Приветственное слово учителя.

Можно использовать метод «Поздоровайся локтями». Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. А теперь посмотрите на меня. Доброе утро! Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поздоровайтесь с ними (1минута).

  1. Дата, тема урока. Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Стр.260, зачитываю по учебнику (2 минуты).
  2. Целеполагание. Попробуйте определить нашу цель: что мы сегодня на уроке будем делать? (1 минута)
  3. Мотивация.

Какие вопросы у вас возникают по данной теме? С какой целью нам нужно изучать их? Мотивация: где нам в жизни это пригодится? (1 минута)

  1. Актуализация знаний по теме.

Кластер: средства художественной выразительности (3 минуты)

А) что такое эпитет?

Б) что такое метафора?

В) что такое олицетворение?

Какие ещё средства вы знаете? (Оксюморон, сравнение, гипербола, литота, метонимия).

  1. Работа с текстом. Чтение с пометами (что уже знаете, что не знаете, что нового узнали, какие вопросы возникают?) (5 минут)

Средства художественной выразительности

Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету.

 Мы, действительно, очень часто не замечаем выразительности «обычных» слов. Например, мы «не слышим» изначальный смысл и выразительность выражений «время идет», «семейные узы», «нос корабля». «Не слышим» мы и выразительности многих слов: «она к нему очень привязана (от слова «привязать»)», «она отличница (от слов «отличаться», «отличие»)». 

Тропы – сердцевина художественной речи, именно благодаря им поэт может увидеть и подчеркнуть новые, неожиданные связи мира. Еще Аристотель писал, что невозможно научить поэта создавать метафоры, это знак таланта, поскольку для создания удачной метафоры необходимо подмечать неожиданные черты сходства.

В самом общем смысле слова тропы – это слова и выражения, употребляемые в переносном значении.

  1. Словарная работа (3 минуты)

М..тафора, …лиц..творение, сре..тва, окс..морон, изображает..ся, п..йзаж, мног..знач?ный, выр..зительность, …краска, ст…листический.

  • Составьте небольшой рассказ по ключевым словам (словарная работа).
  1. «Литературная гостиная». Художественные средства в поэзии: ученики рассказывают стихотворения. На экране презентация, содержащая весенние, зимние, летние, осенние пейзажи. В качестве фона играет спокойная музыка, подобранная заранее (приложение).

А) Лаура Назирова, «Первый снег», В.Я.Брюсов

Б) Анна Горшкова, «Доброе утро», С.А.Есенин

В) Александра Яровикова, «Лес точно терем расписной», И.А.Бунин

(3минуты).

  1. Работа в группах.

Каждой группе выдаётся памятка «Правила работы в группе». Группа получает стихотворение. Нужно провести анализ стихотворения (найти метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) (5 минут).

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:

  • В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАСПРЕДЕЛЕНЫ РОЛИ. ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ:
  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
  • КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ВЕРСИЮ РЕШЕНИЯ.
  • ОДИН ГОВОРИТ, А ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТ.
  • КАЖДАЯ ВЕРСИЯ ОБСУЖДАЕТСЯ В ГРУППЕ.
  • В ГРУППЕ СОГЛАСУЕТСЯ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕ.
  • ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРУППЫ ЗАЩИЩАЕТ СОГЛАСОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД КЛАССОМ.
  1.  Физкультминутка (приложение).

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.        

  1.  Задание: описать картину с использованием средств выразительности. Упражнение 380 (по учебнику).  (5 минут).
  2.  Задание: оживить текст, добавив средства выразительности (методичка)(5 минут).
  3.  Закрепление: кроссворд (приложение) (3 минуты).
  4.  Выводы по уроку. Рефлексия (1 минута).
  5.  Домашнее задание.  (1 минута).

А) составить описание зимы с использованием художественных средств выразительности (6-7 предложений)

Б) сочинить небольшое стихотворение, употребив метафоры, эпитеты, олицетворения и пр.

В) составить кроссворд (сканворд), но не теоретический, а практический (приводится пример: строчка из стиха, нужно определить, какой этот троп).

  1.  Самооценка. Кружочки (1 минута). Технология самооценки: у каждой группы на столах будут карточки с алгоритмом самооценивания (приложение) своей деятельности на уроке.

Алгоритм самооценки:

Если ты работал(а) активно, поднимал(а) руку, отвечал(а) на все вопросы, обращённые к тебе, практически не ошибался, а также видел и исправлял ошибки других, выполнял все задания быстро и правильно, значит, тебе следует поднять зелёный кружок («5»).

Если большую часть заданий ты выполнял(а) правильно, довольно быстро, но иногда ошибался, что-то забывал, пользовался чьей-то помощью (подсказкой), чувствуешь, что не совсем понял тему, не совсем уверен в своих знаниях, значит, поднимай жёлтый кружок («4»).

Если ты выполнил не все задания (половину и меньше) или допустил 3-4 ошибки, не можешь самостоятельно ответить на какие-то вопросы, понял только самые основные моменты, но чувствуешь, что знаешь очень мало по данной теме, путаешься, забываешь, нуждаешься в помощи, значит, рекомендуется поднять красный кружок («3»).

  1.  Благодарим друг друга за работу (возьмёмся за руки, пожмём их друг другу). Всем спасибо за работу! Мы довольны собой, я довольна вами. До завтра!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кроссворд «Средства художественной выразительности»

Вопросы кроссворда

По горизонтали: 1. Троп, в котором слово употребляется в переносном значении, основанном на сходстве. В переводе с греческого значит «перенос».

2. Это особый вид метафоры. Например: «Уж небо осенью дышало».

3. Образное использование прилагательного.

По вертикали: 1. Сопоставление одного предмета или явления с другим.

2. Стилистическая фигура, основанная на сочетании двух противоположных значений. Например: «Горячий снег», «печальная радость».

3. Троп, основанный на чрезмерном преувеличении. Например: «В сто сорок солнц закат пылал»; «Я тебе уже сто раз говорил».

Тест «Художественные приёмы 5 класс»

Тест «Художественный приёмы» 5 класс

1. В какой строчке все словосочетания являются эпитетами:

а) изумрудная трава, золотые руки, железная воля

б) жёлтые тюльпаны, синее небо, широкий шаг

в) добрый человек, яркое солнце, тёплая весна

2. В какой строчке все словосочетания являются метафорами:

а) бархат зелени, огонь рябины красной, царство леса

б) печь пироги, затрещали голоса, крыло самолёта

в) ехать на поезде, ставить дом, считать мух

3. В какой строчке все словосочетания являются сравнениями:

а) надоедливый как муха, железное здоровье, нос самолёта

б) как Мамай прошёл, ставить стол, ставить диагноз

в) словно лебедь прекрасна, горит как печка, как репей пристал

4. Где метафора?

а) железное здоровье б) часы остановились

в) чернобровая девица г) мелованная бумага

5. Где эпитет?

а) одноглазый циклоп б) хрустальный голос

в) хитрая лисица г) шинкованная капуста

6. Где сравнение?

а) красный рак б) будто я видела в) глаза сияли, будто два огонька г) чистота небес

7. Где олицетворение?

а) идёт сильный дождь б) сизый голубь

в) мохнатый пудель г) крошечная такса

8. Определите средство выразительности:

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.

а) эпитет б) метафора в) антитеза г) оксюморон

9. Определите средство выразительности: Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождём разолью.

а) анафора б) сравнение в)эпитет г)олицетворение

10. Определите средство выразительности: И луч блеснул с него чудесный, как с чёрной тучи день небесный.

а) сравнение б) метафора в) олицетворение

г) литота

11. Определите средство выразительности: Мы не виделись с тобою целых сто лет!

а) сравнение б) метафора в) гипербола г) литота

12. Определите средство выразительности: «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик»

а) сравнение б) метафора в) гипербола г) литота

Тест «Художественный приёмы» 5 класс

1. В какой строчке все словосочетания являются эпитетами:

а) изумрудная трава, золотые руки, железная воля

б) жёлтые тюльпаны, синее небо, широкий шаг

в) добрый человек, яркое солнце, тёплая весна

2. В какой строчке все словосочетания являются метафорами:

а) бархат зелени, огонь рябины красной, царство леса

б) печь пироги, затрещали голоса, крыло самолёта

в) ехать на поезде, ставить дом, считать мух

3. В какой строчке все словосочетания являются сравнениями:

а) надоедливый как муха, железное здоровье, нос самолёта

б) как Мамай прошёл, ставить стол, ставить диагноз

в) словно лебедь прекрасна, горит как печка, как репей пристал

4. Где метафора?

а) железное здоровье б) часы остановились

в) чернобровая девица г) мелованная бумага

5. Где эпитет?

а) одноглазый циклоп б) хрустальный голос

в) хитрая лисица г) шинкованная капуста

6. Где сравнение?

а) красный рак б) будто я видела в) глаза сияли, будто два огонька г) чистота небес

7. Где олицетворение?

а) идёт сильный дождь б) сизый голубь

в) мохнатый пудель г) крошечная такса

8. Определите средство выразительности:

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть.

а) эпитет б) метафора в) антитеза г) оксюморон

9. Определите средство выразительности: Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождём разолью.

а) анафора б) сравнение в)эпитет г)олицетворение

10. Определите средство выразительности: И луч блеснул с него чудесный, как с чёрной тучи день небесный.

а) сравнение б) метафора в) олицетворение

г) литота

11. Определите средство выразительности: Мы не виделись с тобою целых сто лет!

а) сравнение б) метафора в) гипербола г) литота

12. Определите средство выразительности: «Дюймовочка», «Мальчик с пальчик»

а) сравнение б) метафора в) гипербола г) литота

Урок литературы для 5 класса по теме «Обучение анализу художественного текста»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

В 5 КЛАССЕ

«Обучение анализу художественного текста»

Автор работы:

Лось Марина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 г. Оленегорска Мурманской обл.

2018 г.

Тема урока: Обучение анализу художественного текста.

Цель урока: кратко познакомить с творческой биографией К.Г. Паустовского, раскрыть нравственный и идейный смысл сказки «Теплый хлеб», выявить элементы сказки и притчи в произведении.

Задачи урока.

  1. Обучение анализу художественного текста.

  2. Развитие навыков вдумчивого чтения. (Чтение как сотворчество.)

  3. Показать, что в основе преподавания литературы лежит культурологический аспект.

Используемое оборудование: портрет Паустовского, книги его и о нём, ПК, мультимедиа-проектор.

Эпиграф: Следить за мыслями великого человека

есть наука самая занимательная.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня наш урок посвящён творчеству К.Г. Паустовского, его сказке «Теплый хлеб».

Вам предстоит исполнить роль внимательных, вдумчивых читателей, т. к. очень важно суметь не просто прочитать произведение, а понять автора, раскрыть его замысел.

А.С. Пушкин очень точно заметил, что «следить за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Вот мы и постараемся проследить за мыслями Паустовского, читая его сказку.

  1. Знакомство с этапами творческой биографии писателя (Сообщение обучающегося.)

  2. Аналитическое чтение сказки с комментариями учителя и элементами беседы

Чтение I части сказки с начала и до слов «…конь…пострадал от врага».

Мы прочитали с вами введение, оно знакомит со сложившейся ситуацией, вводит нас в обстоятельства, которые предшествовали главному событию. Здесь мы узнаем про коня и про мельника Панкрата. А сейчас прочитаем о главном герое и выясним наше к нему отношение.

Чтение II части сказки от слов «Жил в Бережках…» до слов «Да ну тебя! Надоела!»

Ничего привлекательного в нем нет: грубый, неласковый, недоверчивый.

  • Почему его прозвали: Ну тебя? (Это его любимое выражение, он хочет отмахнуться от всех.)

  • А почему он такой? Почему его зовут Филькой, а не Филей, и почему он живет с бабкой, а не с бабушкой? Почему они живут вдвоём? Где родители?

Мне жалко Фильку, ведь угрюмому и неласковому всегда труднее живется, чем доброму и привлекательному, которого все любят.

  • А теперь читаем дальше. Интересно, что думает о мальчике автор, создавший его образ?

Со слов «Зима в этот год…» до слов «…кружатся льдинки».

  • Какую живую картину мы видим? (Мокрый снег, грязь, слякоть.)

А ведь совсем не случайно рисует писатель этот слякотный пейзаж в Бережках. Следующий абзац сообщит нам о важном, поэтому читаем не спеша.

«Панкрат починил мельницу…» до слов «…а зерно лежит немолотое».

Итак, будем читать дальше о том, что же случилось в Бережках.

Абзац: «В один из таких…» до слов «…Иди, копай!»

Давайте вдумаемся в прочитанное. Мальчик совершил грех, он обидел раненого коня, который и жил только милосердием людей.

  • Каким мы увидели Филю в сцене с раненым конем? (Жестоким, злобным, отвратительным.)

Какие черные слова сорвались с губ, с языка мальчика! Злая энергия этих слов может много бед натворить, а вот и беда пришла.

Абзац: «И вот после этого злобного крика…» до слов «…причитанием бабки».

Вот какая беда приключилась для всей деревни из-за одного злого слова!

Ведь мир так устроен, что люди должны нести ответственность.

Словарная работа.

Даётся толкование слова ответственность (необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них)

Итак, люди должны отвечать за то, что сделали, и не только за себя, но и за тех, с кем они связаны.

Вы, наверное, замечали, что ваши ошибки, плохие поступки огорчают близких, а добрые дела, наоборот, приносят радость окружающим.

Мы все отвечаем друг за друга и за всё, что совершается вокруг нас. И главное, в жизни всё время происходят схожие события и расплата за них бывает похожа. Но часто люди, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а повторяют ошибки и потом за них расплачиваются общей бедой.

«Сто лет назад…» до слов «…-сказал Филька и затих».

Дело-то ведь нешуточное, гибелью пахнет. Но сначала зададимся вопросом,

  • А зачем бабушка рассказала внуку эту историю со стариком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

Ведь она не видела, как он обидел коня. А история, которая произошла 100 лет назад, очень похожа на ту, что случилась с Филькой и конем. Изменились только действующие лица.

  • Вспомните, как называется краткий, сжатый рассказ-назидание? (Притча.)

Именно в форме притчи передают люди из поколения в поколение свой жизненный опыт.

  • Воспринял ли Филька бабкин урок? Осознал ли свой грех? Понял ли, что совершил дурной поступок и что надо содеянное как-то исправить? (Да.)

  • А что в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление? (Мужик, совершивший грех, злой поступок, умер.)

  • Он сразу решился искать пути исправления своего проступка? (Нет.)

  • Докажите текстом. (Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления.)

Вспомните себя, когда что-нибудь натворите, вам хочется, чтобы этого не заметили. Но чем дольше скрываешь свой грех, тем горше потом будет расплата и труднее будет преодолеть страх и стыд.

  • Теперь вам понятно, что происходит в душе Фильки, который затаился на печке?

  • Читаем дальше.

«Ночью он слез с печи…» до слов «…втащил в избу».

Остановимся на минутку, чтобы перевести дух вместе с Филькой и представить, что пережил мальчик, пока бежал от дома до мельницы. Сколько страхов он натерпелся на своём пути к покаянию.

Словарная работа.

Даётся толкование слова покаяние. (Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке; исповедь.)

  • Как вы считаете, Филька чистосердечно устыдился содеянного им зла и покаялся перед Панкратом? (Да, так как, плача, рассказывал, как обидел коня.)

Да, Филька совершил грех, но готов принять на себя вину в случившейся беде. И Панкрат должен простить его, как обычно это делают мама и бабушка, но этого в сказке Паустовского не происходит.

Абзац: «- Да, — вздохнул Панкрат» до слов «…сроку час с четвертью».

На этом мы прервём чтение сказки К.Г. Паустовского. Если захотите узнать, как Филька искупил свой грех, то прочитайте сказку сами дома до конца.

  1. Запись домашнего задания

  1. Дочитать сказку Паустовского «Теплый хлеб».

  2. Подумать над смыслом названия сказки.

  3. Придумать свои варианты, как помочь Фильке исправить зло.

V. Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016.

  2. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах. (Библиотека учителя- словесника). М.: Русское слово, 2010.

  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-7 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа учебного курса «Искусство слова» для 5-6 классов.

МБОУ «Большеполянская общеобразовательная основная школа»

Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от ______2014__   года

Председатель педсовета

    _____________  

Подпись, печать  ОУ                  

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Искусство слова»

Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

    Направление: общекультурное

    Срок реализации: 5-6 классы

    Возраст участников:  11-13лет

                                                                                           

             

  Автор:       Абаева Светлана Шамиловна

Учитель русского языка и литературы

2015 год

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности

 «Искусство слова»

Автор С.Ш.Абаева

I.Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Любовь к русскому языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предметам «Русский язык» и «Литература», возникающего как на классных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит учебный курс, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Программа учебного курса по русскому языку «Искусство слова» предназначена для обучающихся, обладающих склонностью к русскому языку по подготовке к решению грамматических задач, нестандартных заданий, ребусов и т. д. Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа данного учебного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Безусловно, изучение курса  «Искусство слова» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель предмета филологического цикла – расширение  и углубление знаний  учащихся  о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения. 

       Курс внеурочной деятельности «Искусство слова» решает следующие задачи:

—  создание целостного подхода к изучению языка;

-углубление теоретических знаний учащихся  о нормах русского языка, о языковых средствах;

-создание предпосылок для всестороннего изучения художественного произведения;

— формирование  речевых умений и навыков: замечать в  собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;

— развитие коммуникативных навыков;

— воспитание уважения к требованиям  речевого этикета.

  Изучение данного курса поможет школьникам:

     -научиться относиться к слову как к единству отвлечённый и конкретных, общих и индивидуальных, нейтральных и эмоционально окрашенных значений;

— узнать как устроен наш язык и что ему помогает быть самым удобным средством общения;

    — участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;

    — участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;

    — свободно излагать в форме письма, статьи, свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому курс

внеурочной деятельности «Искусство слова» как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

II. Ценностные ориентиры содержания  курса

внеурочной деятельности «Искусство слова»

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Принципы, лежащие в основе курса: Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;

  2. научность;

  3. сознательность и активность;

  4. наглядность;

  5. доступность;

  6. связь теории с практикой;

  7. индивидуальный подход к учащимся.

Учебный курс «Искусство слова» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

     Новизна курса внеурочной деятельности «Искусство слова» заключается   в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.  

III. Место учебного курса «Искусство слова»

 в плане внеурочной деятельности.

Объём учебного времени, отводимого на изучение с 5-го по 6-й класс – 1 час в неделю, (по 34 часа), общий объём учебного времени составляет 68 часов (теории — 34 часов, практических занятий – 34 часов)

         Преподавание курса «Искусство слова» рассчитано на учащихся основной школы 5-6 класс, увлекающихся русской словесностью. Важность   этого курса  для школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности,   рекомендованного Федеральным государственным стандартом.

 Преподавание программы курса «Искусство слова» проводится  во второй половине дня. Курс занятий внеурочной деятельностью даёт широкие возможности для проведения школьных олимпиад, конкурсов словесности, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Участники программы: дети от 11  до  13 лет, родители, учитель,  администрация  школы.

Администрация

школы

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.

Участие в проведении занятий, конкурсов, олимпиад

Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч.

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися. Организация проектной деятельности

Консультации  родителей по вопросам организации внеурочной деятельности.

Организация и контроль учебного процесса

Сроки реализации:  2015-2017г.г.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

        Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

           Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся .

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Икусство слова»

Результаты обучения по курсу внеурочной деятельности «Искусство слова» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных Федеральным государственным стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные результаты 

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

       Метапредметные результаты

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач;

  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

V. Содержание программы курса «Искусство слова»

Тематический план программы.

Теория

Практика

1

Общение. Как устроен наш язык

2

1

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

2

Поэтическое слово

3

2

1

3

Образные средства речи

10

5

5

Составлять рассказ по опорным словам.

Объяснять уместность (неуместность) использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

4

Вселенная слов и мысли

6

4

2

Анализировать коммуникативные качества речи.. Стремиться к ясности, точности и чистоте речи.

5

Искусство слова и творческая лаборатория писателя и читателя

5

2

3

Анализировать важнейший признаки литературного языка. Определять виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообра-зовательная, лексическая, морфологическая, син-таксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая. Определять композицию и жанр литературного произведения.

6

Слово и образ в художественном тексте

2

1

1

Разбираться в цепочке: идея-образ-слово .

Составлять собственное монологическое выска-зывания, приветствия.

 Моделировать собственное высказывание.

7

Функциональные стили литературного языка

6

2

4

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, на капливать опыт собственного использования речевых средств.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Различать стили литературного языка

2

Текст

14

5

9

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествователь ные/побудительные/вопросительные предложения.

Распространять предложения по опорным вопросам.

Задавать смысловые вопросы (от слова к слову).

Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

3

Проектная деятельноть

20

4

16

Разрабатывать проекты

Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.

Итого

68ч

26

42

VI. Содержание курса

1.Как устроен наш язык.  (2 часа)

      Слово и его значение, или как слова замещают вещи. Слово под «лингвистическим» микроскопом. Как мы воспринимаем текст.

2.Поэтическое слово. (3 часа)

Слова образные о безоразные. Как и почему появилось поэтическое слово. Мифология. Словесный образ.

3. Образные средства речи.(10 часов)

     Из истории образного слова. Поэтика. Риторика. Стилистика. Тропы. Фигуры.

4. «Вселенная» слов и мысли. (6часов)

Художественный текст. Как его изучать? Языковой уровень текста. Литературный уровень текста. Идейно-эстетический уровень текста.

5. Искусство слова и творческая лаборатория писателя и читателя. (5 часов)

Сюжет. Композиция и жанр теста.

6.Слово и образ в художественном тесте.. (2 часов)

Цепочка: идея-образ-слово.

7. Функциональные стили литературного языка (6 часов)

        Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи,  выразительность речи, благозвучие  речи).

2. Текст (14 часов)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Типы текстов.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

3. Проектная деятельность. (20 часа)

       Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на  психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи). Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.

VII. Описание материально-технического обеспечения программы

1

4

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.- М.: Русский язык,1993г.

1

5

Лекнт П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. – М.: Дрофа, 1998г.

1

2. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

                                            3. Экранно-звуковые пособия

1

Интерактивная доска

1

                                           4. Оборудование кабинета

Плакаты демонстрационные

1

Стили речи.

1

2

Выразительные средства языка.

1

3

Типы текста

1

4

Жанры речи

1

5

Жанры произведений.

1

5. Оборудование кабинета

1

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

30

2

Стол учительский с тумбой.

1

3

Шкафы для хранения дидактических материалов.

2

4

 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

2

VIII. Рекомендуемая литература.

2. Л.Д.Чеснокова «На берегах Лингвинии…». М. «Просвещение. 2004 г.;

3. Е.В.Любичёва «Учиться языку как искусству». Санкт-Петербург. «Паритет». 2005 г.;

4. С.А. Брагина «Энциклопедия здоровья на уроках русского языка». Волгоград, 2005 г.;

5. С.А. Брагина «Необычные диктанты» Волгоград, 2009 г.;

6. Л.Т. Григорян «Язык мой — друг мой», М. «Просвещение»,1988 г.;

7. З.Н. Люстрова «Мир родной речи», М. «Знание»,1998 г.

ГДЗ Русский язык 5 класс Разумовская, Львова, Капинос Номер 373

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Разумовская

авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос.

издательство: Дрофа, 2012 г.


Посмотреть глоссарий

  1. Прочитайте тексты, определите, какая это речь — разговорная или книжная.
    Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.
    (Энциклопедический словарь)
    Вдруг в стоячем воздухе что−то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.
    (А. Чехов)
  2. Чем различаются эти два вида книжной речи? Какой из текстов уместен в учебнике географии или в справочной литературе, какой — в художественном произведении? Одинаковые или разные задачи решают авторы текстов? Какие именно?
  3. Спишите художественный текст. Обозначьте корни в словах с орфограммой. Слова с проверяемой безударной гласной подчеркните.

Решение 1

Оба текста относятся к книжной речи.

Решение 2

Первый текст относится к научному стилю и уместен в учебнике географии или в справочной литературе. Второй текст относится к художественному стилю и уместен в художественном произведении. Авторы текстов решают разные задачи: первый текст − сообщение точных сведений, второй текст − изображение картины.

Решение 3

Вдруг в стоячем воздухе что−то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.



×

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Отправить

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о