Признаки текста схема: Признаки текста — это… (8 признаков текста) – Текст. Основные признаки текста. Виды и средства связи предложений в тексте. Типы речи

Признаки текста — это… (8 признаков текста)

Узнаем, какие при­зна­ки тек­ста поз­во­ля­ют назвать инфор­ма­тив­ный отре­зок пись­мен­ной речи тер­ми­ном «текст».

Чтобы понять, какие при­зна­ки тек­ста свя­зы­ва­ют несколь­ко пред­ло­же­ний в еди­ное целое, преж­де вспом­ним, что такое текст.

Определение

Текст — это несколь­ко пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­не­ны темой и основ­ной мыс­лью.

Все пред­ло­же­ния и части тек­ста (абза­цы, пара­гра­фы, гла­вы) долж­ны рас­кры­вать его тему и основ­ную мысль.

Определение

Тема — это то, что о чем гово­рит­ся в тек­сте (пред­мет речи). Тема может быть опре­де­ле­на в заго­лов­ке тек­ста.

Пример:

«Осенью в лесу», «Удачная рыбал­ка», «Поход за  гри­ба­ми», «Счастливый слу­чай» и пр.

Определение

Основная мысль — это та идея, кото­рую автор хочет объ­яс­нить чита­те­лю или в чем-то убе­дить его.  Это то глав­ное, ради чего созда­ет­ся текст.

В каж­дом тек­сте мож­но ука­зать ряд основ­ных при­зна­ков, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми его мож­но назвать этим тер­ми­ном.

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие основ­ные при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цель­ность.

Рассмотрим более  деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цель­ность.

Основные признаки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли тек­ста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные  смыс­ло­вые отрез­ки:

  • пред­ло­же­ния
  • абза­цы
  • слож­ные син­так­си­че­ские целые;
  • пара­гра­фы
  • гла­вы.

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся тек­стом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста. В каж­дом тек­сте про­сле­жи­ва­ет­ся логи­че­ская после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го. Набор раз­роз­нен­ных пред­ло­же­ний не явля­ет­ся тек­стом. Предложения в тек­сте после­до­ва­тель­но свя­за­ны по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Для свя­зи пред­ло­же­ний в тек­сте исполь­зу­ют­ся как лек­си­че­ские, так и грам­ма­ти­че­ские сред­ства (повто­ры, сино­ни­мы, место­име­ния,  сою­зы, парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций и пр.).

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку  язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыс­лу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста.  Небольшие  тек­сты состо­ят в основ­ном из трех частей: зачи­на (нача­ла), сред­ней части и кон­цов­ки. Законченным, или завер­шен­ным, счи­та­ет­ся тот текст, в кото­ром име­ют­ся три ука­зан­ные части, а тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла авто­ра.

8. Стилистическое един­ство тек­ста пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских средств в соот­вет­ствии со сти­лем, к кото­ро­му при­над­ле­жит текст (науч­ный, официально-деловой, худо­же­ствен­ный, пуб­ли­ци­сти­че­ский, раз­го­вор­ный стиль).

Итак, тема­ти­че­ское един­ство, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, раз­вер­ну­тость, завер­шен­ность и пр. при­зна­ки тек­ста поз­во­лят опре­де­лить, что рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент пись­мен­ной речи явля­ет­ся тек­стом.

Скачать ста­тью: PDF

Урок по теме «Текст и его признаки» ( 8 класс)

Тема урока: Текст и его признаки.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу 5-8 классов;
2. дать определение текста;

3. выявить основные признаки текста;

4. вспомнить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;

5. составить целостное представление о лингвистическом анализе текста;
6. формировать и совершенствовать умения:

— характеризовать текст по его признакам,

— определять вид и средства связи предложений в тексте;

7. развивать логическое мышление;

8. развивать умение работать в парах;

9. воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Методы и приёмы: метод системного анализа, частично-поисковый метод, интуитивный метод, наблюдение над языковым материалом, обобщений наблюдений.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.

2. Создание проблемной ситуации. 

Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?

звуки  слоги слова  предложения (Слайд 1)

Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.

Учитель: Давайте найдем ее на схеме. (Слайд 2) Отличается ли она от других единиц?

Дети: Да, своими признака

3.Формулировка темы и цели урока обучающимися. 

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – Текст и его признаки.

С помощью вопросов просит обучающихся сформулировать цель урока:

Информационная: Что и чему будем учиться?

Операционная: Как и каким образом будем учиться?

Мотивационная: Зачем нам это надо? Дети: Всё это, во-первых, пригодится вам при сдаче экзамена. Во-вторых, чтобы каждый из вас был грамотным человеком с правильной и красивой речью.

Коммуникативная: С кем и где?

Цель: вспомнить основные признаки текста, анализировать текст по этим признакам.

4. А теперь побудьте учёными-лингвистами. Лингвистический эксперимент №1.

Задание: Прочитайте текст. Выделите основную мысль в тексте. Во второй столбик запишите этот же текст без основной мысли, а в третий столбик запишите только основную мысль без текста. Сравните, проанализируйте написанное в трех столбиках. Сформулируйте первый признак текста.

Среди комнатных растений нередко можно встретить своеобразное небольшое травянистое растение с сочными продолговато-яйцевидными листьями, зубчатые края которых густо усажены множеством крошечных растеньиц с нитевидными корнями. Растение это называется каланхое Дегремона, или бриофилл Дегремона, и относится к семейству толстянковых. Обычно вся поверхность земли, где растет каланхое, усыпана многочисленным потомством разных возрастов. На самом материнском растении может находится сразу два поколения каланхое. Таким оригинальным способом растения приспособились к естественному размножению, широко распространенному в природе. Отсюда и название каланхое — бриофилл, что в переводе с греческого означает «прорастающий лист».

— Текст не может существовать без основной мысли. Первым признаком текста является Тематическое единство.

Лингвистический эксперимент №2.

Задание: Прочитайте. В какой последовательности эти предложения образуют текст? Восстановите текст. Определите, в каких предложениях содержится тезис

, в каких – аргументы. Как вы думаете: какие тексты представляют собой идеал логичности?  Сформулируйте второй признак текста.

1) Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. (2) Так, в начале XX века возникла радиотехника, в 30-е годы – ядерная физика, в 50-е годы – химия синтетических волокон. (3) Научно-техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. (4) На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий. (5) Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений – термины. (6) Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика и бионика

1.

— В какой последовательности эти предложения образуют текст? (3, 1, 4, 2, 6, 5.) Определите, в каких предложениях содержится тезис (3, 1), в каких – аргументы (4, 2, 6, 5). Как вы думаете: какие тексты представляют собой идеал логичности? (Математические.) Вторым признаком текста является КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО (логичность и последовательность изложения мыслей, законченность)

Лингвистический эксперимент №3.

Задание: Перед вами газетные заголовки. Составьте текст по этим заголовкам. Сформулируйте третий признак текста.

— Третий признак текста — ТЕКСТ МОЖНО ОЗАГЛАВИТЬ.

Лингвистический эксперимент №4.

Задание: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? Сформулируйте четвертый признак текста.

— В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из ткани удалить какую-нибудь нить, она может рассыпаться. Так и в тексте предложения связаны по смыслу. Четвертым признаком текста является смысловая цельность.

Лингвистический эксперимент №5.

Задание: Перед вами текст. Прочитайте его. Что в этом тексте неправильно? Исправьте. Сформулируйте пятый признак текста.

Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Hy и ветрище! До кожи пробирает! Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем. 3автра ожидается переменная облачность. Ветер сильный, порывистый, местами достигающий 10-12 метров в секунду. А я люблю ветер! Любой. Холодный ветер, проясняющий сознание, нежный, теплый, ласкающий кожу; влажный, охлаждающий юношескую горячность. Люблю, когда ветер треплет волосы, раздувает полы пальто, швыряет в лицо осенние листья. Недаром в песне поется: «У природы нет плохой погоды».

— Пятым признаком текста является СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО.

Лингвистический эксперимент №6.

Задание: Создайте 3 мини-текстов разных типов речи на одну тему. Сформулируйте шестой признак текста.

— Шестым признаком текста является ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТИПУ.

5. Группы отвечают — Пирамиду собираем.

— Давайте какой – нибудь элемент уберем. Возможно ли это? Почему?

6. Задание: определите признаки данного текста — раздаю пирамиду ( 1- 2 признак; 2 – 3 признак; 3 – 4 признак; 4 – 5 признак; 5 – 6 признак; 6 – 1 признак)

(1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.

(7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.

(9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»

7. Группы отвечают – собираем пирамиду ( начинаем с 6,1,2, 3, 4, 5).

8. Задание: Составьте таблицу, как работать с текстом (не забудьте про признаки текста)

КИА

— Перед вами план работы читателя с текстом, предложенный автором учебника. Давайте внимательно изучим его. Что совпало с вашим планом? Что вы забыли? Что бы ещё добавили?

1.Определи для себя цель чтения.

2.Прочитай заглавие, постарайся предположить тему и содержание текста.

3.Определи количество частей по количеству абзацев.

1.Задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте.

2.Обращай внимание на ключевые слова.

3.Определи главную и второстепенную информацию.

4.Определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац; запиши эти вопросы.

1.Ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу.

2.Отметь то новое, что ты узнал из этого текста.

3.Расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.

4.Определи, достигнута ли цель чтения.

8. Подводим итоги. Рефлексия.

— Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня:

Ум хорошо, а два лучше

Схема

4. Текст и его структура. Средства и способы связи предложений в тексте.

Конспект урока русского языка «Признаки текста»

Тема урока: Признаки текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по тексте, известные учащимся по курсу 5-9 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. дать понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте ;
5. формировать и совершенствовать умения: ;
— характеризовать текст по его признакам;
— определять вид и средства связи предложений в тексте.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

1. Актуализация темы.

2. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;
б) определение признаков текста;
в) работа со схемой “Основные виды грамматической связи предложений в тексте” .

3. Практическая работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание .

Ход урока

I этап Актуализация.

Учитель:

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( — В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.

— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд 1):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

II этап Объяснение нового материала.

Работа в парах:

Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(варианты на карточках)

 Слушаем ответы учащихся:

( — в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
— во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
— в третьем варианте текст.)

 Учитель:

Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144 стр. учебника и заполнить схему.

 

 

1. __________________________              1. __________________________

2. __________________________              2. __________________________

3. __________________________

Заполненную схему сравниваем со схемой на слайде ( слайд 3)

Учитель:

Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи.

Схема на слайде (слайд 4)

Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.

III этап Практическая работа .

Для анализа возьмем два текста.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, — вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. 
(Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. 
( Д. Лихачев)

Анализ текстов (схемы текстов на слайде).

В первом тексте пять предложени.

Средства связи предложений:

1 – 2 — повтор ключевого слова “художник”.

2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.

Связь – цепная.

 Во втором тексте пять предложений.

Средства связи предложений

— Повтор первого слова.

— Одинаковая конструкция предложений.

— Члены предложения выражены одинаковыми формами.

Связь – параллельная.

 IV этап Самостоятельная работа.

1 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.

( “Книжное обозрение”)

2 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У

берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)

Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы)

V этап Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой:

Домашнее задание:

1. выучить теоретический материал по теме “Признаки текста”.

2. выполнить упражнения:

“3” — упр. 285; “4” — упр. 286; “5” — упр. 288.

Тема урока: Текст. Признаки текста.

Тема урока: Текст. Признаки текста.

Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями текста, дать понятие о тексте как тематическом единстве предложений, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста; отрабатывать навык озаглавливать текст, формировать навыки связного устного высказывания,

развивать умение работать с информацией; воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, тест, учебник русского языка для 5 класса

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивационное начало.

На доске пословица: Яркое слово – пища душе.

-Как вы понимаете ее смысл? (Речь наша должна быть яркой, грамотной. Красивая речь радует душу. Красочные слова приятно слушать. Нужные слова воспитывают человека)

— Как вы думаете, должны мы с вами уметь говорить ярко, красиво, грамотно? (Конечно, ведь наша речь показывает владение языком, умение пользоваться словарным запасом).

II. Актуализация знаний учащихся.

Определение темы и цели урока.

1.Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание…………………

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

2.Давайте вспомним, какие разделы лингвистики изучают эти единицы языка? (Звук – фонетика, слово – лексикология, словосочетание и предложение – синтаксис)

Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

3. Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

(Поэтому в этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)

Какова будет тема нашего урока? (Текст)

— На уроке мы будем говорить о тексте. А что такое текст, дайте этому термину определение? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)

Запись темы урока: «Основные признаки текста».

Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании сочинений, при общении в социальных сетях, устном общении)

— Какие признаки текста мы знаем? (В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)

III. Систематизация и обобщение знаний.

1. Работа в парах. Работа с деформированным текстом

Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.

Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!

— Что вы сделали, чтобы получился текст? (Расставили предложения по порядку).

Запись в тетрадь: Это текст т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

1обязательный признак текста — тематическое и смысловое единство.

— Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту? (Слово. Человеческая речь)

2 признак текста-наличие заглавия

2 задание. Работа в паре. Прочитать текст. Можно ли прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими еще признаками должен обладать текст.

3 признак текста: Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

— Сделайте вывод о следующем признаке текста.

4 признак текста: Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

— Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.

5 признак текста: наличие темы и основной мысли.

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выполнение теста «Верные и неверные высказывания» (да-нет)

— текст состоит из предложений;

к тексту нельзя придумать заглавие;

— все предложения в тексте имеют границы;

предложения в тексте не имеют определенной последовательности;

— в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится;

— текст можно разделить на части;

— каждая часть текста записывается с красной строки.

Какие задачи в начале урока мы ставили перед собой?

Знать: основные признаки текста.

Уметь: создавать текст

— Выполнили мы поставленные перед собой задачи?

V. Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

1. Работа в парах. Работа с деформированным текстом

Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст. Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.

Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!

2 задание. Работа в паре. Прочитать текст. Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

3 задание. В тексте предложения перепутались. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

4 задание. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

План-конспект урока по русскому языку на тему: Понятие о тексте. Основные признаки текста

Тема: Понятие о тексте. Основные признаки текста

Цель:

предполагается, что в результате деятельности учащиеся будут

знать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершённость).

уметь: определять наличие признаков в тексте.

Задачи  развития:   

содействовать  развитию умений  сравнивать, анализировать, высказывать суждения,

содействовать  развитию навыков рефлексии, коммуникативных умений учащихся.

Воспитательные задачи:

способствовать развитию интереса к чтению;

способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Введение в тему (словарный диктант)

Телеграмма, ель, коридор, счастлив, территория.

(определение учащимися темы и цели урока)

Актуализация опорных знаний.

В ходе работы составляется опорная схема.

А) — Ребята, а что такое текст? (Текст – это несколько предложений связанных по смыслу).

3.  Операционно-обучающий этап.

Б) — Можно ли следующую запись назвать текстом?

№ 1

За рекой было поле. В это время они проходили мимо яблони, которая росла посреди улицы. Два окна выходили во двор. (Нет, они не объединены темой.)

— Да, ребята, мы не можем определить, о чём идёт речь, т. е. не можем назвать предмет речи.

  • Начало работы над схемой.

Текст = тема                    +                   основная мысль

↓        ↓

предмет речи                                главное о предмете речи

(о чём?)        (что говорится о нём?)

В) — Обратимся к ещё одной записи.

№ 2

Для меня хорошая книга – праздник. Папа вечером всегда читает книгу. Завтра в библиотеку принесут новые книги.

— Предмет речи один – книга. Но будет ли эта запись текстом? (Нет.)

— Значит, нужно ещё что-то важное. Найдите нужную информацию в учебнике (стр. 109.)

Завершение построения опорной схемы.

Г) – Что может подсказать нам заголовок? (Тему или основную мысль.)

Выполнение упражнения 190.

Дополнительное задание: составить схемы предложений с прямой речью. (А: «П?». А: «П».)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Рожицы»

Работа с понятийным словарём. Чтение материала на стр. 110 (единство темы и основной мысли, связность.)

— В том, что тема и основная мысль составляют центр, основу текста, мы с вами убедились. Данный признак подтверждает и наша схема. Но обратимся ещё раз к записи № 1. Докажите, что здесь нарушен ещё один признак текста. (Связность.)

Выполнение упражнения 192.

Дополнительное задание: выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц.

Ο и Ο.

Работа с понятийным словарём. Чтение материала на стр. 111-112

(последовательность, завершённость.)

Составить схему, которая могла бы разъяснить, что значит завершённость.

  1. начало

тема         2. средняя часть                 завершённость в раскрытии темы

3.концовка

4. Контрольно-коррекционный этап.

Выполнение упражнения 194 (1).

5. Этап определения д/з.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §29, 30. Упр. 194 (2).

6. Рефлексивный этап.

Урок по теме:»Основные признаки текста»

Урок по теме: «Основные признаки текста»(6 класс)

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

III.Самоопределение к деятельности.

1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу.

Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.

ТРОПИНКА.

Через поляны, через душистый сосновый бор вьётся лесная тропинка.

Весной, летом и осенью мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

-Какая из записей является текстом?

-Какие признаки текста вы знаете? (наличие темы и основной мысли, возможность заголовка, смысловая связь между предложениями, использование языковых средств).

-Докажите, что вторая запись – текст.

1.     У текста есть заглавие.

2.     В заглавии указывается тема или основная мысль. Здесь тема – лесная тропинка.

3.     В тексте всегда есть начало. (О чём говорится в первом предложении?)

4.     На сколько  частей можно разделить этот текст? (Здесь три части: начало, основная часть и конец текста.)

5.     Все части текста связаны между собой. Как именно? (По смыслу и структурно, то есть по строению.)

6.     Для текста характерна композиционная завершённость: конец текста как бы перекликается с заглавием или его началом.

Миниатюра заканчивается словами «любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию и началу её. То есть произведение получает композиционную завершённость.

Сделаем вывод:

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, есть заглавие, делимость на части, связность, завершённость.

2.(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)

IV.Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Проще всего найти признак, противоположный конечному предложению, — начальное предложение, поместим его на левый лепесток схемы. Начальное и конечное предложение придают тексту завершенность. Тема и основная мысль могут быть выражены в заглавии; запишем слово заглавие вверх слева. В оставшийся незаполненным лепесток впишем ключевые слова.

Мы знаем, что текст-высказывание, состоящее из предложений, которые связаны между собой общим смыслом. Значит текст может делиться, члениться на фрагменты-предложения и группы предложений. Несколько предложений, выражающих законченную мысль текста, называется микротемой. Микротомы составляют абзацы, отделяются отступами.

Предложения в тексте должны стоять в определённой после­довательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью.

V.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением.
Комментарии

Это шуточное стихотворение построено как краткое и мате­матически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: предложения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бу­терброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста придают ему завершённость. Ключевые слова (математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.

2.  Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его  и запишите.

1. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Начался листопад. 4. Этот дождь шёл неделями. 5. Леса моросили дождём облетевшей листвы. (3, 2, 1, 5, 4.)

Какова тема данного текста?

Есть ли здесь предложение, выражающее основную мысль?

3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Сочинение-миниатюра на тему « Осень и школа»

ЗАЧИН.

1. Быстро заканчивается лето.

2.     Когда я вспоминаю школу, почему-то сразу вижу осенние листья, школьную линейку и …слышу звонок.

3.     Кто сказал, что осень – это грустная пора?

КОНЦОВКА.

1.     Осень и школа – понятия неразделимые.

VI. Подведение итогов урока

— Расскажите о тексте по схеме.

— Каковы отличительные черты, признаки текста? (Членимость, связность, завершённость, смысловая цельность.)

VII.Домашнее задание

Учебник: § 17, упр. 83

Конспект по русскому языку на тему «Признаки текста»

Дидактический проект урока

Учитель: Барбарова А.Л.

Учебное заведение: теоретический лицей с.Светлый

Класс: 2

Дата: 08.10.14 г.

Предмет: Русский язык и литература

Тема урока:

Литературно-речевая: «Открой мир вокруг себя!»

Языковая: Признаки текста.

Тип урока: Урок по изучению нового материала.

Специфические компетенции:

I. Понимание системных явлений в языке и в речи как основы грамотного использования средств языка в речевой деятельности.

II. Умение сравнивать, классифицировать и обобщать языковые явления и жизненные ситуации, отражённые в предмете речи.

Субкомпетенции:

1) Определение логической связи между предложениями устного сообщения.

2) Умение использовать необходимый тон, тембр и силу речи.

3) Конструирование текста.

Операциональные цели:

идентифицировать словарные слова;

объяснять орфографическое написание слов;

находить главные члены предложения;

сравнивать группы предложений;

-устанавливать связи между текстом и отдельными предложениями;

— определять тему и основную мысль текста;

-предлагать заголовок текста;

— различать текст по признакам текста;

-обнаруживать ошибки в построении текста;

— писать текст согласно смысловой последовательности.

Дидактические стратегии:

а) Формы: индивидуальная работа, групповая работа

б) Методы и приёмы: разгадывание кроссворда, проблемная ситуация, анализ, наблюдение, объяснение, упражнение, самостоятельная работа, чтение по ролям, аргументирование, обобщение.

Дидактические материалы:

Учебник русского языка 2 класс. Т.В.Рассказова, Т.М. Михайлова

Презентация с кроссвордом, заданиями.

Технические средства: проектор, компьютер.

Длительность урока:45 минут

Место проведения: кабинет №5

Оценивание: текущее, вербальное, самооценивание.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Организация класса. Отгадывание кроссворда. Постановка проблемы.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сколько правил,

правил сколько,

С непривычки станет дрожь.

Будь внимательным и только,

Будь старательным и только,

Всё узнаешь,

Всё поймёшь!

Наш девиз: «Правила знаешь-

Отгадайте кроссворд:

  1. Сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке.

  2. Длинная коробочка для хранения ручек и карандашей.

  1.  Домашнее животное, дающее молоко; относится к крупно рогатому скоту.

  2. Домашнее животное, родственник волка.

  3. Расположенные в определенном порядке буквы.

-Прочтите слово по вертикали.

-Как вы думаете, все ли группы предложений являются текстом?

Девочка Таня считает, что «Да», а мальчик Ваня — «Нет». Кто из них прав?

Слушание.

тебе повезёт»

Тетрадь

Пенал

Корова

Собака

Алфавит

Текст

Отвечают.

Вербальное.

Объявление темы и целей урока.

— На этот вопрос нам поможет ответить тема нашего урока «Признаки текста».

Слушание.

Звуко-буквенный разбор слова. Минутка чистописания.

-Откройте тетради и запишите число и классная работа.

-Слово «октября». Сколько букв, звуков, слогов, ударный слог, разделите для переноса.

-Назовите самый звонкий звук в этом слове .(р) Он твердый или мягкий ? На каком месте стоит буква р в алфавите?

-Пропишите букву р у себя в тетради.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою: ручку правильно возьму

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Отвечают.

Прописывают заглавную и прописную букву Рр.

Самооценивание.

Вербальное.

Работа со скороговоркой. Письмо по памяти.

-Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп.

-Прочитайте быстро скороговорку.

На горе Арарат

Растёт крупный виноград.

-Назовите орфограммы в словах.

Произносят.

Записывают по памяти в тетрадь.

Самооценивание.

Работа по теме урока.

а) Текст (от латинского textus — «связь»)

Что такое текст?

1 Это много предложений.

2 Это предложение, записанное в тетради.

3.Это группа предложений, связанных по смыслу.

б)Откройте учебники на стр.46 упр.1

Прочитайте. Определите, где отдельные предложения, а

где текст.

1)Утром ребята бегут в лес. На горе стоят высокие сосны. На лугу гуляют козы. Горная речка течёт быстро. В саду собирают урожай.

2)Осень пришла. Листочки усыпали все дорожки. Сухие листья под ногами шепчутся, шуршат. Высоко в небе пролетели журавли.

-Соединим цифры с правильным ответом.

1) Текст

2) Предложения

в) Что такое тема текста?

А. То, о чём говорится в тексте.

Б. То, о чём говорится в 1 предложении.

О чём говорится в тексте? (об осени)

Определите , какое из заглавий отражает тему нашего текста:

а) Журавли.

б) Осень.

в) Падают листья.

-Озаглавьте текст и запишите его в тетрадь.

Найдём и подчеркнём в последнем предложении главные члены предложения.

Выбирают и аргументируют правильный ответ.

Отвечают.

Читают предложения.

Определяют и аргументируют.

Называют определение.

Выбирают нужный заголовок.

Записывают текст в тетрадь. Обозначают подлежащее и сказуемое.

(у доски и в тетради)

Самоконтроль

Вербальное.

Самооценивание

Физминутка.

Мы писали и устали,

И тихонько дружно встали,

Ручками похлопала:

Раз,два, три,

Ножками потопали:

Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели,

Мы немного отдохнём,

И опять писать начнём!

Выполняют движения.

Работа с деформированным текстом.

-Прочитаем выделенные слова.

-Установим последовательность предложений, чтобы получился текст.

Они улетают на зиму в тёплые страны.

С наступлением холодов птицы собираются в стаи.

Там они смогут найти себе корм.

Этих птиц называют перелётными.

-Прочитаем текст. Определим тему текста. Озаглавим его.

Запишем в тетрадь с красной строки 2 и 3 предложения.

Читают хором слова.

Устанавливают последовательность предложений.

Устное озаглавливание.

Запись в тетрадь.

самоконтороль

Работа над понятием «основную мысль текста». Чтение текстов.(по ролям и обычно)

-Заглавие (заголовок) может выражать тему или основную мысль текста.

Основная мысль–это главное, о чём хотел сказать автор, чему учит текст.

А)Прочитаем по ролям текст «Кузнечик»

-Что выражает заглавие текста? Найдите и прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Как вы его понимаете?

Б)Прочитаем текст «Росинка».

Что выражает заглавие текста? Найдите и прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Как вы его понимаете?

Устные ответы.

Чтение текста.

Выборочное чтение

Чтение текста.

Выборочное чтение

Отвечают.

Самоконтроль

Рефлексия. «Проверь себя» хлопками.

1.Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3.Предложения в тексте связаны по смыслу.

4. Предложения в тексте не имеют границ.

5.В тексте можно выделить тему.

Хлопают.

Самоконтроль.

Вербальное.

Обобщение по теме. Оценивание.

-Кто из детей был прав? Почему?

-Назовите признаки текста.

-Оцените свою работу.

Отвечают.

Называют.

! Материал усвоен хорошо. Всё выполнено верно.

+ Материал усвоен хорошо. Но есть небольшие ошибки.

-Материал не понят. Много ошибок.

Самооценивание.

Текущее.

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

стр.46 Упр.4

Запись в дневник

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о