Тема и главная мысль текста. Видеоурок. Русский язык 2 Класс
Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.
Прочитать текст и определить его тему:
«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».
Э. Шим
Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.
Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.
«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».
По Н. Садкову
В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.
Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».
Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.
«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».
Предложенные темы:
- Был жаркий день.
- Леня.
- Жучка.
- Леня и собака Жучка.
Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.
У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.
Определить тему и основную мысль текста:
«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».
Тема – букварь.
Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».
Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.
Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:
«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».
В. Абдулова
Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.
Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:
«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».
Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.
Задание
Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.
«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»
Е. Чарушин
О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.
Варианты:
- Лиса.
- Пушистая охотница.
- Лиса и мыши.
Самый удачный вариант – пушистая охотница.
Заголовок может отражать тему текста или его основную мысль.
Задание
Прочитать текст, определить какой из заголовков отражает тему текста, а какой – основную мысль.
«Каждый слабый сам для кого-то сильный. Филин сильнее ежа, ежик сильнее гадюки, гадюка сильнее землеройки, землеройка сильнее ящерицы, ящерица сильнее жужелицы, а жужелица сильнее червяка. Кто тут вредный и кто полезный? Для меня все равны, все в лесу нужны. И даже необходимы».
Н. Сладков
Заголовки
- Обитатели леса.
- Лесу необходимы все его обитатели.
Тему текста отражает первый заголовок – обитатели леса, вторым заголовком автор хотел рассказать нам, что в лесу необходимы все его обитатели – это основная мысль.
На уроке мы с вами узнали, что все предложения в тексте объединены одной темой, что в тексте можно выделить основную мысль, то есть то, о чем хотел рассказать нам автор.
Домашнее задание
- Что такое текст и тема текста?
- Что такое основная мысль?
- Всегда ли заголовок отражает тему текста и основную мысль?
Список литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. – М.: Просвещение, 2012.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. – М.: Баласс, 2012
- Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. – М.: Дрофа, 2013
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Wordru.ru (Источник).
- Kakprosto.ru (Источник).
- Kakimenno.ru (Источник).
Автоматическое определение рубрики текста / Habr
Введение
В предыдущих статьях, посвященных организации данных в виде рубрикатора (Использование графа, как основы для создания рубрикатора и Проблемы, подстерегающие любого создателя рубрикаторов) были описаны общие идеи по организации рубрикатора. В этой статье я опишу один из возможных алгоритмов автоматического определения тематики текста на основе заранее подготовленного графа-рубрикатора. При этом я сознательно избегаю сложных формул, чтобы донести идею, лежащую в основе алгоритма, максимально просто.
Подготовка данных рубрикатора
Для начала определимся с тем, в каком виде мы будем готовить данные для рубрикатора.
- 1. Рубрикатор – это граф, а не дерево
- 2. Текст, тематика которого определяется, может быть отнесен к нескольким рубрикам одновременно
- 3. Для каждого соотнесения с рубрикой указывается коэффициент точности определения рубрики
- 4. Тематика текста определяется для каждого текста отдельно, и не зависит от того как были определены рубрики других текстов ранее
Последний пункт нуждается в небольшом пояснении. Независимость определения тематики текста очень хороша, когда не требуется последующая сортировка результатов. Когда тексты просто отнесены к рубрики или нет. Но при наличии в рубрике нескольких текстов, наверняка возникнет необходимость отсортировать их по критерию наилучшего попадания в рубрику. В данной статье этот вопрос опущен для ясности.
Алгоритм определения тематики текста, кратко
Описываем рубрикатор. Извлекаем из исследуемого текста ключевые слова, описанные в рубрикаторе. В результате извлечения получаем кусочки разорванного и чаще всего несвязного графа. Используем волновой (или любой другой, по желанию) алгоритм для «дотягивания» извлеченных кусочков графа до вершины «всё». Анализируем и выводим результаты.
Алгоритм определения тематики текста, подробно
Создание рубрикатора было подробно описано в предыдущих статьях. На данном этапе считаем, что у нас есть расчерченный граф-рубрикатор, в листовых элементах которого присутствуют ключевые слова, а в узловых-рубрики.
Алгоритм Ахо — Корасик
Алгоритм характеризуется довольно сложной логикой построения дерева и обработки «возвратов», существует множество примеров реализации. На хабре было хорошее описание этого алгоритма.
Алгоритм Рабина — Карпа. Отличительная особенность алгоритма – эффективная работа с очень большими наборами слов.
В принципе, почитав описания двух, предложенных выше, алгоритмов, не составляет труда придумать на их основе свою реализацию, способную учитывать какие-то дополнительные условия. Например, требование чувствительности к регистру текста, учёту морфологии и т.п.
Волна
В рубрикаторе присутствует вершина «всё». Так же присутствуют найденные в тексте ключевые слова. Цель данного этапа – найти путь от каждого, найденного ключевого слова для вершины «всё».
Для ключевого слова «песок», путь к корню рубрикатора будет выглядеть следующим образом:
Аналогично строятся пути до вершины по всем, найденным на предыдущем шаге словам.
В результате такого построения для каждого ключевого слова находится путь до вершины.
Определение тематики
Рассмотрим теперь, как было произведено автоматическое определение рубрики на примере статьи: «Как уложить тротуарную плитку?». Человек, даже не читая статью, может предположить, что речь будет идти о возможных способах кладки плитки и о сопутствующих материалах и технологиях.
Проверим, как сработает автоматическое определение рубрики для этой статьи.
Начнём, традиционно, с ключевых слов, найденных в статье и имеющих отображение в рубрикаторе.
На рисунке, отметка «рубрика» означает, что данный элемент рубрикатора не является листовым. Это позволяет «совместить» название рубрики и описывающего её ключевого слова.
Самое популярное слово в статье «Как уложить тротуарную плитку?» – это «тротуарная плитка», что и следовало ожидать.
Ниже, часть рубрикатора, которая была задействована в примере:
Для примера, показано что ключевое слово «гравий» отнесено к двум рубрикам, а ключевое слово «тротуарная плитка» только к одному. Так же светлым фоном выделены рубрики, названия которых в тексте не встречаются. (Помним, что ключевое слово и рубрика могут иметь одно и то же название. Подробности в предыдущих статьях).
Теперь посмотрим на рубрики, к которым была отнесена статья:
Первая рубрика, к которой отнесена данная статья – это рубрика «Материалы для мощения».
На рисунке – выделенная строка – это рубрика с итогами и ниже табличка с данными по каждому слову.
Итоговая оценка принадлежности к этой рубрике – 7. Это самая высокая оценка. Из этой рубрики в тексте встретилось 2 слова, 7 раз на суммарном расстоянии 2. Напомню, что расстоянием между двумя вершинами графа называется число рёбер в кратчайшем пути.
А именно, в тексте встретились ключевые слова «гравий» — один раз. И ключевое слово «тротуарная плитка» 6 раз. Оба этих слова являются дочерними по отношению к рубрике «материалы для мощения».
Итого: (Гравий 1 слово) + (Тротуарная плитка 6 слов) + Встретилось 2 слова — (1 (Расстояние от слова Гравий до «Материалы для мощения») +
1 (Расстояние от слова Тротуарная плитка до «Материалы для мощения»))
Для полноты картины приведу схему сведения остальных рубрик:
Интересно отметить тот факт, что «на пути» к разделу «Строительные материалы» были две рубрики: «сыпучие материалы» и «сыпучие и вяжущие материалы». Одна из них попала в итоговое определение, а другая – нет.
Песок и гравий вместе можно отнести к рубрике «Сыпучие материалы». «Сыпучие материалы» можно отнести к «Сыпучим и вяжущим материалам». Расстояние до более общей (верхней) рубрики больше чем расстояние до более конкретной (нижней) то по формуле вычисления релевантности «Итого» получается очень маленьким (вплоть до отрицательного.
Формула
Формула для определения колонки «итого» в таблице выглядит следующим образом:
Итого = «Встречи» + «Кол-во слов» — «Расстояние»
Встречи – сколько всего раз были найдены ключевые слова.
Количество слов – Сколько разных слов было найдено.
Расстояние – суммарное расстояние от каждого слова до выбранной рубрики.
И эта формула – далеко не фундаментальный постулат. И, наверняка, может быть улучшена, снабжена дополнительными элементами и т.п. (Предлагаю обсудить это в комментариях).
Забегая в перед, хочу отметить, что при разработке данной системы мы специально старались избегать любых явно заданных коэффициентов, дабы не запутаться в премудростях тонкого тюнинга.
Точки роста
По своей сути рубрикатор не может сразу быть составлен однородно. Наверняка, отдельные его разделу окажутся более проработанными, чем другие. Это может привести к «перекосу» графа и к увеличению расстояния от «листьев в вершине» в одной части и существенному уменьшению в другой. Этот дисбаланс может отрицательно влиять на «правильное» вычисление расстояния в графе. Здесь можно попытаться учесть количество дочерних элементов у каждого узла графа.
Второй интересной идеей по оптимизации процесса определения тематики текста, является идея выборочного определения тематики для разных разделов текста с последующей композицией результатов.
Идея основана на том, что, как правило в начале любой статьи существует раздел «введение» изобилующий самыми разными ключевыми словами, в последующих разделах идёт уточнение идеи статьи, что позволяет классифицировать каждую отдельную главу более достоверно.
Как это делают другие
Интересно посмотреть, как выглядит тот же самый пример в других онлайн сервисах определения тематики.
Сайт http://www.linkfeedator.ru/index.php?task=tematika даёт следующий результат:
Сайт: http://sm.ashmanov.com/demo/
Выводы
Тема автоматической категоризации-рубрикации текстов очень актуальна для поисковых системы, и систем обработки и извлечения знаний. Я надеюсь, что эта статья будет полезна не только тем, кто только начинает изучать технологии автоматической классификации, но и тем, кто съел на этом не одну собаку.
Благодарности
Выражаю признательность тем, кто прочитал первые две статьи и поделился обратной связью, а также лично Андрею Бенькову за помощь в получении красивых таблиц с числами.
Автоматическое определение тематики текста — MegaIndex
Описание приложения
Приложение поможет в автоматическом режиме проанализировать текст и определить его тематику по содержимому или URL-адресу страницы, на которой он размещен.
Определение тематики текста приложением MegaIndex позволяет анализировать качество контента с точки зрения робота, что поможет улучшить его видимость наполняя сайт, или его категорий, содержимым одной тематики.
Для определения рубрики текстов система использует собственный алгоритм и базу данных, собранные роботом, который индексирует миллионы страниц сайтов. Они позволяют предложить три максимально подходящие тематики по совпадению содержимого.
Качественный контент это залог “пользовательского счастья” и высоких позиций в выдаче поисковых систем. При написании текстов, необходимо строго придерживаться тематики, определить которую не всегда получается “на глаз”, для этого и был разработан наш сервис, упрощающий задачу и позволяющий автоматизировать процесс. Подробная инструкция в faq.
Отзывы приложения
jотличный ресурс советую!
Хорошее приложение, но не хватает подсказок по дополнительным ключам которые увеличат % соответствия категории.
Неверно совсем определил(
Определяет не всегда корректно, судит больше по сайту
Что такое тема текста и как ее определить?
Работа с текстом — это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.
В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия «текст». Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.
Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст — это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.Признаки текста
Первый и самый основной — единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея — то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова «Мартышка и очки». Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.
Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста — связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.
Третий признак — смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.
Виды тем текста
В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев — столько микротем.
Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.
Зачем нужно выделять темы и микротемы?
Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.
Основные варианты тем текстов
Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы — например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.
Еще одна часто встречающаяся тема — любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь — всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, «Нищий»), любовь — самое светлое чувство в жизни человека и т. д.
Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.
Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.
Что такое основная мысль текста и как ее определить :: SYL.ru
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Как определить основную мысль текста?
Как определить основную мысль текста?
Как выделить основную мысль текста?
-
Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.
-
При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.
-
Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.
Алгоритм определения основной мысли текста
-
Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
-
Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
-
Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
— автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
— в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
— автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?
Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, — это его тема.
Главная мысль текста — это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.
……………………………………………………………….
Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.
Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.
(По. В. Бианки.)
…………………………………………………………………..
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.
(Сказка)………………………………………………….
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
………………………………………………………………………………..
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю— и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.
………………………………………………………………….
В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.
— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.
…………………………………………………………………………………
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.
……………………………………………………………………………………
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.
……………………………………………………………………………….
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.
Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.
………………………………………………………………………………
Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.
Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.
…………………………………………………………………………….
Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.
Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.
Урок по русскому языку на тему «ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА» (5 класс)
Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 11
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА Урок 11
Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цели:
1. Повторить понятие текста.
2. Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы.
3. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы.
Методическое обоснование: на уроке обобщаются известные учащимся сведения о тексте – о ряде предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств. Все предложения в тексте объединены общей темой, подчинены общей идее (основной мысли), связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Повторяются типы речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В описании перечисляются конкретные детали предметов, явлений, называются их постоянные или временные признаки. При рассуждении выдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод. Следует обратить внимание на то, что часто в одном высказывании сочетаются разные типы речи.
Ученики вспоминают о разговорном стиле речи и четырех книжных: научном, официально-деловом, публицистическом и художественном. При характеристике стиля речи определяется, когда и для чего он используется, какие языковые средства отбираются для достижения цели.
В научном стиле передается научная информация, изложение предельно точно, образные средства языка отсутствуют. Слова употребляются только в прямом значении. Помимо нейтральных слов, которые используются во всех стилях, здесь есть специальные слова-термины, а прилагательные лишены оценочного характера.
В различных документах (справках, расписках, указах, приказах) используется официально-деловой стиль, основная цель которого – передача деловой информации. Для этого стиля характерна точность изложения, исключающая разное толкование, поэтому используются специальные слова и стандартные обороты речи.
Задача публицистического стиля – при сообщении определенной информации повлиять на читателя, воздействовать на его мысли, чувства, сделать его союзником автора. Признак публицистического стиля: ярко выраженная позиция автора, который не только передает информацию, а осмысливает, оценивает ее, призывает читателя пережить те чувства, проникнуться теми мыслями, что волнуют его самого.
Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Для этого используются различные языковые средства: употребление слов в переносном значении (метафора), олицетворения, сравнения; слова, передающие эмоциональную оценку предметов и действий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней работы.
III. Повторение понятия текста.
Беседа о важнейших признаках текста по материалам параграфа 8 на с. 16–17.
План беседы
1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.
3. У текста есть заглавие.
4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль – то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст).
5. В тексте всегда есть начало.
6. Тема и идея текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).
7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Миктротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.
9. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.
10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).
IV. Составление текста.
Учитель предлагает учащимся составить текст из предложений.
Вариант I
1) Самые разнообразные, самые капризные растения.
2) Тропические пальмы…
3) Пёстрые с терпким запахом гвоздики…
4) Яркие японские хризантемы…
Вариант II
1) В середине осени устанавливается удивительная погода.
2) Каждая травинка, каждый упавший на землю лист…
3) Небо чисто… Солнце начинает пригревать…
4) В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы.
V. Тема текста.
1. Работа по материалам параграфа 9.
2. Определение темы текста (упражнение 39).
3. Понятие широкой и узкой темы (упражнение 40).
VI. Итог урока.
Учитель. Сделайте кратко выводы по сегодняшнему уроку.
Домашнее задание: параграфы 8, 9, упражнение 42.
Отправить ответ