Чем отличается художественный стиль от публицистического – «Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Чем отличается публицистический стиль от художественного

Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.

Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.

Определение

Художественный стиль – функциональная разновидность литературной речи, сложившаяся как совокупность художественных приемов и способов словесного изложения, используемых в литературном творчестве.

Публицистический стиль – способ использования средств языка в целях воздействия на формирование общественного сознания через средства массовой информации и публичные выступления.

к содержанию ↑

Сравнение

Художественный стиль характеризуется рядом общих признаков, свойственных произведениям всех литературных жанров. Прежде всего, это образность речи, которая достигается благодаря использованию особых языковых и синтаксических средств художественной выразительности. Они по-разному проявляются в эпических, лирических и драматических произведениях, но всегда служат главной цели литературного творчества: вызвать сопереживание читателя и пробудить в его душе эстетическое чувство.

В поэзии образность достигается благодаря широкому использованию сравнений, эпитетов, метафор и особой ритмической организации текста. Художественной прозе свойственно использование синонимических рядов, приемов гиперболизации и параллелизма, стилистически оправданных элементов просторечной лексики. Иносказание, ирония, олицетворение ярче всего проявляются в сатирических жанрах.

Публицистическому стилю свойственна другая важная функция речи – информационная. Лаконичность сжатой формы, точность, логичность, неординарность суждений в сочетании с остротой формулировок и оценочным содержанием неизбежно вызывают у читателя или слушателя ответную реакцию.

Публицистический стиль используется как тонкий инструмент идеологического воздействия на сознание и активно применяется для формирования устойчивых общественно-политических стереотипов.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Функциональные отличия художественного и публицистического стилей заключаются в способе воздействия на сознание читателя.
  2. В художественном стиле способ воздействия – литературный образ; в публицистическом – экспрессивно окрашенная злободневная информация.
  3.  Художественный стиль – основа любого литературного произведения. Публицистический стиль – инструмент журналистов, политиков и общественных деятелей.
  4. Художественная стилистика соприкасается с духовным миром человека. Публицистика способствует формированию массового сознания.

Разница в понимании публицистического и художественного текста

Разница в понимании публицистического и художественного текста имеет объективную природу. Если автор публицистического текста стремится быть максимально понятым и для этого он использует весь арсенал средств: прямые оценки, недвусмысленно формулирует и проблему, и свое отношение к ней, предлагает решение и т.д., то автор художественного текста этого не делает. Художник создает образ, ситуацию, характер. Художественный текст принципиально многозначен. Какую проблему писатель имел в виду в данном эпизоде (то есть выбранном для экзамена фрагменте), сказать бывает не всегда легко. Возникает и вопрос, правомерно ли «выдергивать» фрагмент из целого, потому что художественный текст в целом решает авторскую задачу. Но даже если допустить, что из текста выбирается удачный фрагмент, все равно он требует иных мыслительных операций для понимания, чем содержание публицистического текста. Чтобы понять проблему и позицию автора в публицистическом тексте, надо уметь читать внимательно, то есть находить («вычитывать») нужные словосочетания и предложения. Читая художественный текст, хорошо бы понять, зачем эта ситуация рассказывается, проанализировать характеристику героев, понять роль описаний, деталей и т.д.

Автор, используя оценочную лексику, очень ярко характеризует всем знакомые ситуации (первый абзац текста). Авторская позиция выражена также явно: в предложении 9 в форме риторического вопроса В.Астафьев называет причину процветания пакости (Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?),

 а в предложениях 16–17 дает прямой ответ, что с этим делать (Власть употребить и силу всенародную). В арсенал ученика предлагаем ввести новые средства для формулировки авторской позиции – глаголы, выражающие отношение автора к поднимаемой проблеме: негодует, резко осуждает, категоричен в своей оценке происходящего и т.д. + призывает (к чему? например, принять самые строгие меры + цитата из текста).

Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: 

описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.

Рассмотрим возможный ход рассуждений на чеховском тексте. Кто? – пожилой человек (старик, как он говорит о себе), что делает? размышляет о детях, о своем отношении к ним. При этом он очень точно и емко характеризует/описывает свои чувства и переживания, в том числе и с помощью художественных средств: мне стыдно, я холоден, от поцелуя дочери я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела (сравнение), подобные мысли о детях отравляют меня (метафора) и т.д.

 

(1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? …

(7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…»…

(11) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (12) И что же, пакостник унялся? (13) Притормозил? (14) Засовестился? (15) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая, не помогут. (16) Но годится тут лишь одно средство, возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

(17) И силу, добавляю я, всеобщую, народную!

(1) Когда пью чай, ко мне входит моя Лиза, <…> уже совсем готовая, чтобы идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой… (4) Она нежно целует меня в висок и в руку и говорит:

(5) Здравствуй, папочка. Ты здоров?

(6) В детстве она очень любила мороженое… (7) Мороженое для нее было мерилом всего прекрасного. (8) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила: «Ты, папа, сливочный». (9) Один пальчик назывался у нее фисташковым, другой сливочным и т.д. (10) Обыкновенно, когда по утрам она приходила ко мне здороваться, я сажал ее к себе на колени и, целуя ей пальчики, приговаривал:

Сливочный… фисташковый… лимонный…

(11) И теперь, по старой памяти, я целую пальцы Лизы и бормочу: «Фисташковый… сливочный…», но выходит у меня совсем не то. (12) Я холоден, как мороженое, и мне стыдно. (13) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела. (14) С тех пор я страдаю бессонницей, в моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: «Отец, вот мои часы, браслеты, сережки, платья… (15) Заложи все это, тебе нужны деньги…»? (16) Отчего она, видя, как я и мать стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой? (17) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни жертв, храни меня бог, – мне не это нужно.

(18) Кстати, вспоминаю и про своего сына, кадрового офицера. (19) Это умный, честный и трезвый человек. (20) Но мало этого. (21) Я думаю, если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники. (22) Подобные мысли о детях отравляют меня… (24) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей и ждать, что они станут героями, может только узкий и озлобленный человек.

(По А.П. Чехову)

Публицистический стиль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2019; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2019; проверки требуют 7 правок.


Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально-деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

  • Linda Jorgensen. Real-World Newsletters (1999)
  • Mark Levin. The Reporter’s Notebook : Writing Tools for Student Journalists (2000)
  • Buck Ryan and Michael O’Donnell. The Editor’s Toolbox: A Reference Guide for Beginners and Professionals (2001)
  • Allan M. Siegal and William G. Connolly. The New York Times Manual of Style and Usage: The Official Style Guide Used by the Writers and Editors of the World’s Most Authoritative Newspaper (2002)
  • M. L. Stein, Susan Paterno, and R. Christopher Burnett, The Newswriter’s Handbook Introduction to Journalism (2006)
  • Bryan A. Garner. The Winning Brief: 100 Tips for Persuasive Briefing in Trial and Appellate Court (1999)
  • Philip Gerard, Creative Nonfiction: Researching and Crafting Stories of Real Life (1998)
  • Steve Peha and Margot Carmichael Lester, Be a Writer: Your Guide to the Writing Life (2006)
  • Andrea Sutcliffe. New York Public Library Writer’s Guide to Style and Usage (1994)
  • Bill Walsh, The Elephants of Style: A Trunkload of Tips on the Big Issues and Gray Areas of Contemporary American English (2004)

20.Публицистический стиль. Специфика языка и стиля художественно-публицистических жанров

Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [Советский энциклопедический словарь 1987: 1565].

Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» [Литературный энциклопедический словарь 1987: 516].

Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе.

Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.

Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности [Лямзина].

Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем.

Еще одной важной особенностью жанра является мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить [Дмитровский].

В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке.  Яркие примеры философских эссе  – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе  автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. 

Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья,  дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

Фельетон

Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

В советской журналистике к «фельетонным» фактам относились тунеядство, спекуляция, бюрократическая волокита, халатность, недобросовестность, воровство и т.д. В новое время фельетон пережил серьезную трансформацию. В роли «фельетонных» фактов, как правило, выступают общественно-политические явления: внутриполитическая обстановка в стране, международные отношения. Ведущими темами фельетонов, соответственно, становится политика, экономика, некоторые социальные аспекты.

Исходным началом в фельетоне всегда является конкретный фактический материал, но факт в нем служит материалом для создания образа, при котором внутреннее содержание фактов и оценка выступают с  полной   очевидностью.   Художественность   или образность фельетона всегда были обязательным условием его эффективности и действенности.

Фельетонный образ, несмотря на свою специфичность, обладает теми же качествами, что и образ в художественных жанрах: он эмоционален; он представляет собой обобщение жизни; он раскрывает смысл явлений и дает им оценку, утверждая или отрицая их.

В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием.

Один из главнейших законов фельетонного жанра – ассоциативность. При ассоциативном зачине с самого начала привносится элемент эмоционально-образного развития темы, поскольку она начинает раскрываться не прямо, а косвенно, опосредованно.

Способы создания комического эффекта в фельетоне [Розенталь 1980].

Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств. Фельетонист обращается к речевым средствам и стилистическим приемам, создающим комический эффект. Это гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование. Фельетон основывается на нарочитом разрушении всех языковых норм: семантических, стилистических, грамматических, словообразовательных и фразеологических. Использование иронии

Ирония приписывает явлению то, чего ему недостает с целью подчеркнуть отсутствие приписываемых свойств. В речи используются две группы иронических слов и выражений:

1. Общеязыковые, употребляемые в современном русском языке с постоянной иронической окраской. В словарях – с пометой «ирон.». Это книжно-архаические слова –  лицезреть, соизволить, сподобиться и др., отдельные значения многозначных слов –артист (плут), богадельня (бездеятельный коллектив) и др.

2. Индивидуальные, «разового употребления».

  • Построенные на оценке факта словами с обратным смыслом – Мощные, торжественные звуки «У самовара я и моя Маша».

  • Построенные на сочетаниях слов, значение которых противоречит друг другу – частенько в единичных случаях.

  • Построенные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов – пьяненькие в драбаданчик дяденьки надавали щелбанов прохожему.

Использование каламбура

Каламбур в зависимости от художественного задания может иметь шутливую, ироническую, саркастическую окраску. Каламбур представляет собой сближение или сопоставление понятий, которые в обычных условиях несопоставимы.

Каламбуры:

  • Построенные на полисемии (многозначности) и омонимии (совпадение по звучанию, различие по значению). В речевом контексте обычно реализуется только одно значение многозначного слова или омонима. Для создания комического эффекта в контекст вводится слово, выявляющее сразу два (реже – три) значения. Можно устранить (изжить) недостатки, но легчеустранить (ликвидировать) человека, о них говорящего. Боря выехал из школы на одних лихих тройкахВколол разгильдяю «антиленивого» стимулятора – и вот он сам вкалывает в поте лица. Здесь используются разностилевые значения.

  • Построенные на омоформах (совпадение отдельных грамматических форм). Редакция переслала письмо в местный ОНО, а оно помедлило и ответило.

  • Построенные на столкновении однокоренных слов. Врачи что-то нашли у меня. Что именно – не знаю, потому что сиянаходка имеет латинское название.

  • Построенные на парономасии (звуковое сходство слов). Это что же получается – не планирование, а фланирование. Раз нет фактов, не будет и актовИногда похожие слово могут иметь противоположные значения, что усиливает комический эффект.  Первые дни я ходил гадко выбритый. Иногда автор может использовать пароним-неологизм. Откуда этоттерпениум-мобиле.

Разрушение норм сочетаемости слов

В русском языке существуют определенные законы семантико-стилистического сочетания слов. Нет такого слова, которое могло бы вступить в связь с любым другим словом. Причины этого кроются в семантике слов, в их стилистической и эмоционально-экспрессивной  окраске. Однако эти нормы могут целенаправленно разрушаться для создания комического эффекта.

  • Разрушение семантических норм сочетаемости. Поздравительная эпиграмма – столкновение слов с противоположной семантикой. Крематорий на 400 персон – перенесение слова или словосочетания, закрепленных нормой в определенном контексте.

  • Разрушение норм стилистической сочетаемости. Введение иностилевых слов в узкий контекст в обычных условиях ограничено. Для создания комического эффекта такое столкновение оправдано. Каждый день информация на тебя – навалом. Отполируем, инкрустируем черным деревом, присобачим бронзовые ручки (книж. + простореч.). Уворованные на заводе запчасти продают за наличный расчет (простореч. + официал.-дел.). Пробовал состязаться на ристалище драматургов, но бросал за неимением сюжетов (высок., архаич. + канцеляр.). Куда грядут поруганные люди? В верха идут, блукают по коридорам (устар. книж. + простореч.). Двое очаровательных трудящихся лежали на пляже. Малогабаритные огурцы.Восьмидюймовая банка с медом (слова из разных областей применения).

Использование индивидуально-авторских неологизмов.

Индивидуально-авторские неологизмы, или окказионализмы – неологизмы, не закрепляющиеся в языке, не утрачивающие своего необычного звучания. «Окказионализм – это словесно-художественное произведение в своем предельном минимуме».  Серенадить, гусекрад, стихокрад, толконавты, датка, приводы в милицию и приносы в вытрезвитель.

Нередко окказионализмы отличаются от привычного слова только каким-нибудь аффиксом – оградостроитель. Или имеют сходство с каким-либо словом – зряплата. Помимо словообразовательных неологизмов могут возникать семантические – появление нового значения – временщик (человек делает что-либо временно).

Использование сравнений.

Мрачные, как канализационные трубы. Волосы торчали дыбом, как велосипедные спицы. 

Порой оригинальность сравнения достигается за счет употребления историзмов: На национальном блюде такая цена, будто его везли из Патагонии на парусной шхуне. Размахивает счетами, как кистенем. Возможен прием сужения понятия в составе сравнительной части оборота: холоден как серебристый хек (ср. холоден как рыба).

Использование индивидуальных метафор (перенос  названия с одного предмета на другой на основе сходства их признаков).Газетная тухлятина. Идеологический карманник. Антракт между первым и вторым блюдами.

Использование индивидуальных перифразов.

Перифраз – описательное выражение, заменяющее слово. Курячий роддом – инкубатор. Механический цирюльник – электробритва.  Иногда общеязыковой перифраз вводится не как общее название, а в качестве обозначения действующего лица –Визжат от восторга полдюжины цветов жизни.

Индивидуальная обработка фразеологизмов.

  • Столкновение первичного и переносного значений: Мы утопили Курослепова сегодня, но он может всплыть на поверхностьзавтра.

  • Извлечение из фразеологизма слова для последующего образования авторского неологизма: С милым рай и в шалаше. Но в том случае, если милый в шалаше прописан и занесен шалашеуправлением в шалашную книгу.

  • Слияние двух фразеологизмов, в составе которых есть общее слово:  Стреляного воробья на мякине не проведешь = Стреляный воробей + Старого воробья на мякине не проведешь.

  • Введение во фразеологизм нового слова: Цифра взята с канцелярского потолка. Кто ищет, тот всегда найдет ошибку.

  • Сокращение фразеологизма: Своя рубашка ближе.

  • Замена слов в составе фразеологизма: Черствый кусок трудового банана.

  • Сложная обработка фразеологизма: Плыть против течения = Мужественно плыть наперекор течению.

Очерк

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже и событии  обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором случае – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна некоторая однобокость. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла:  документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Существует три основных типа авторского повествования.

Книжный стиль и его черты: научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Книжный стиль и его черты: научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Стили речи различают в зависимости от цели высказывания. К книжным стилям относятся научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Признаки научного стиля:

  1. сообщение научных сведений, научное объяснение фактов;

  2. использование в официальной обстановке;

  3. научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация;

  4. терминологическая и профессиональная лексика;

  5. строгая логичность, объективность текста, смысловая точность, отвлеченность и обобщенность.

Научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научной речи считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля не исключает их эмоциональности, экспрессивности.

Объективность – еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты – всё это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Здесь недопустимо личное, субъективное мнение.

В научном стиле можно выделить несколько ПОДСТИЛЕЙ:

  • собственно научный;

  • научно – популярный;

  • научно – учебный.

Слово ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ образовано от латинского publicus , что значит «общественный», государственный.

Цель публицистического стиля – информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления – общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, TV, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистческий текст часто строится как научное рассуждение, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.

Публицистическое выступление отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике,- общедоступность.

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты:

  1. Точность, не допускающая иного толкования. Это проявляется в употреблении специальной терминологии, в однозначности лексики. Типичная особенность деловой речи – ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, терминов.

  2. Неличный характер выражается в отсутствии форм глаголов 1 и 2 лица и личных местоимений 1 и 2 лица, использовании формы 3 лица глагола и местоимения в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляются собирательные существительные (выборы, граждане, оружие, войско).

  3. Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи (по истечении срока, вступать в законную силу и др.)

  4. Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов – взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова (необходимо решительно устранять)

Основная функция – эстетическая, воздействие на читателя.

Характеризуется:

  1. Единством коммуникативной и эстетической функций языка.

  2. Разнообразием стилистических подсистем.

  3. Мотивированным использованием и преобразованием элементов других стилей.

  4. Широким применением экспрессивных и изобразительных средств языка, переносно-метафорического и образного свойства слова.

  5. Богатством синтаксических форм.

  6. Индивидуализацией стиля (слог писателя).

Публицистический стиль — это… Что такое Публицистический стиль?

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

Это очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.

Публицистический стиль, его многообразие и особенности

Публицистический стиль речи тесно взаимодействует с общественно-политической, экономической и культурной сферой. Автор предстает в роли публичного деятеля, как правило, это журналист или политик.

Главной целью публицистики является предоставление достоверных научных фактов, информации об актуальных событиях, а также воздействие на аудиторию.

Человеческое сообщество не может существовать без речевого общения.

Мы используем речевые образцы не только при взаимодействии друг с другом, но также и для передачи информации людям, находящимся далеко от нас, как по расстоянию, так и во временном пространстве.

Таким образом, речь имеет классификацию на различные функциональные стили. У каждого стиля свои особенности. В этой статье мы поговорим о публицистическом стиле речи.

Этот стиль присущ письменной составляющей речи и является официальным стилем средств массовой информации, а также донесения важной общественно-политической информации через выступления и побуждения слушателей или читателей к активным действиям.

Как любой стиль письма, публицистический имеет свои характерные особенности. Рассмотрим несколько из важнейших характеристик публицистики.

Немного истории

Совсем недавно для того, чтобы узнать какую-то новость, люди получали газеты, другие ежедневные средства массовой информации, просматривали новостные программы по телевидению.

Сегодня же доступ к новостной информации стал намного шире.

Практически каждый из нас имеет круглосуточный доступ к новостным лентам, которые ежедневно освещаются в Интернет-пространстве.

Причём мы получаем новости в различных форматах. Интересно, что, каким бы способом мы не получали новость — через газеты, журналы, через Интернет, сама же публицистика новостной информации осталось неизменный, как и сам стиль публицистики и принципы подачи свежей информации.

Рассматриваемый нами стиль также называют журналистским письмом. Это такой стиль письма, который используется для сообщение новый информации по разным каналам.

Таких каналов четыре:

  • новости в газетах и журналах;
  • телевизионные передачи;
  • радио;
  • интернет.

Стоит отметить, что этот стиль письма значительно отличается от других стилей.

Открыв газету или новостное сообщение в Интернете, мы сразу заметим своеобразие новостного стиля. Публицистика выделяется своей краткостью, каждый новостной сюжет имеет строгую определённую структуру.

Например, привлекателен большой жирный заголовок, а также уже в первом предложении или абзаце внимание читателя обращается на краткое изложение того, что последует далее в статье.

Публицистика затрагивает различные типы информации. Это могут быть нейтральные новости о спортивной или культурной жизни, также это могут быть острые политические заметки.

Публицистика используется не только в средствах массовой информации, также и литературные произведения данного стиля раскрывают правдивую информацию о тех или иных событиях или личностях.

В литературе публицистика раскрывается обычно автором через его рассуждения.

В то время как газетная публицистика передаёт точные факты по определенной информации.

Жанры публицистического стиля, такие как репортаж, заметка, интервью, статья, очерк, фельетон и другие резко выделяются на фоне других литературных жанров.

Благодаря особым языковым функциям публицистическая речь имея две цели:

  • первая цель направлена на точную передачу информации слушателям или читателям. Такая информация не только точна, но и актуальна на определённый момент времени.
  • вторая цель — это эмоциональное воздействие, то есть данный стиль речи способствует побуждать слушателей или читателей на эмоциональном уровне к определённого вида действиям.

Возможно, это призыв на субботник или обычная просьба не переключать канал во время рекламы. Да, и это тоже публицистический стиль речи.

Жанровое своеобразие публицистики

Публицистические произведения поднимают довольно много тем. Среди них — быт, философия, экономика, социум, политика, культура, педагогика и многое другое. Все эти вопросы раскрываются в абсолютно различных жанрах, а именно:

  • информационном. Произведения больше напоминают документы (заметки, репортажи, отчеты), а по оформлению схожи с официально-деловым стилем;
  • аналитическом. К этой группе публицистического стиля относятся статьи, комментарии, рецензии и обзоры. В них проводится анализ определенных проблем. Близок к научному стилю;
  • художественно-публицистическом — это очерки, фельетоны, зарисовки и памфлеты. Присутствуют тропы и фигуры речи.

Функции публицистического стиля

Важнейшими функциями публицистического стиля являются — информационная и воздействующая.

Информационная функция заключается в том, чтобы автор текста информировал наибольшее количество читающих о приоритетных общественных проблемах, а также высказывал свое мнение относительно объявленного вопроса.

Она свойственна самым разным стилям речи, но в публицистическом стиле имеет уникальную специфику. Здесь описываются не только сухие факты, но и включаются размышления и мнение автора, часто передается его настроение.

Воздействующая функция, как правило, дополняет информационную. Публицист не только сообщает о положении дел в обществе, делясь своими взглядами на происходящее, но и призывает читателей к определенному отношению и поведению, касательно поднятого вопроса. Инструменты автора — тенденциозность, полемичность и эмоциональность.

Также публицистике присущи такие функции, как коммуникативность, экспрессия и эстетичность.

  • Коммуникативность подразумевает то, что автор пишет свой текст не для внутренней эксплуатации или конкретного человека, а для наибольшего количества людей. Она предоставляет возможность обратной связи, то есть ответа адресата (дискуссии, письма от читателей в редакцию газеты, телефонные звонки на радио и прочее). Понятность, выразительность и уважение ко всем участникам приоритетны для коммуникации.
  • Экспрессия помогает оратору выразить свои чувства и эмоции, а также раскрывает его личностные качества. Как и в ряде стилей речи, этические нормы не позволяют автору заходить за рамки приличий. Высказывание своих чувств не должно быть главной задачей для автора.
  • Эстетичность подразумевает достоверность и точность информации, а также художественное описание. Она не является необходимой функцией для публицистики.

Научно-публицистический стиль

В научно-публицистическом стиле выходят газетные статьи, очерки, фельетоны и репортажи, телепередачи, выступления общественных ораторов на митингах и дебатах. Выпускаются рекламные плакаты, объявления и лозунги, а также научная фантастика.

ВАЖНО! Главная задача — общение автора с аудиторией и передача ей научной информации.

Информационный публицистический стиль

Цель информационно-публицистического стиля — это передача нужной информации публицистом и воздействие ею на наибольший круг лиц.

В отличие от научного стиля здесь текст создается более доступным для понимания людьми, не ознакомленных со специализированной терминологией. Автору важно использовать только достоверную информацию и факты.

Художественно-публицистический стиль

Данный стиль выражается в повышенных требованиях к речи, художественной образности, эмоциональной окраске текста и глубине обобщения реальности автором. Публицист раскрывает типичное через индивидуальное.

Он делится своим мнением, переживаниями, чувствами. Поэтому освоение художественно-публицистического стиля является высшей ступенью авторского мастерства.

Аналитический публицистический стиль речи

Аналитический стиль речи направлен на воздействие на конкретное лицо или аудиторию. Он подразумевает анализ автором того или иного человека, происшествия, факта или явления. Сюда относятся беседы, статьи, корреспонденции и рецензии.

ВАЖНО! Статьи являются главным инструментом данного стиля, ведь они представляют собой подробный обзор чего-либо и часто подкреплены фактами.

Основные признаки публицистического стиля речи

  • Соединение экспрессивности и стандартов. Наличие инструментов, выражающих экспрессию в публицистике гораздо больше, чем в других стилях. Их применение тесно связано с влиянием на аудиторию. Стандарты зарождаются там, где информация циклична (официальные визиты, прогноз погоды и т.д.).
  • Бесконечное стремление к чему-то новому, несущее за собой множество неологизмов. Они, в свою очередь, представляют собой как мощное средство для экспрессивного выражения, так и прародитель штампов. Удачно подобранные и сложенные слова уходят в тираж и теряют экспрессию.
  • Простота и общедоступность. Применяются предложения с небольшим объемом слов, используются доступная к пониманию лексика и логика.
  • Реклама. Привлекается внимание аудитории.
  • Достоверные факты.

Языковые особенности публицистического стиля затрагивают лексические, морфологические и синтаксические стороны речи.

Лексические особенности публицистического стиля

Публицистическому стилю присуща общественно-политическая терминология, а так же лексика, раскрывающая моральные понятия, медицину, экономику, культуру, психологию. В публицистике распространены слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с)- и суффиксы -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист.

Так же часто встречаются слова с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-. Текст дополняется сложными и сложносокращенными словами и устойчивыми оборотами речи.

Морфологические особенности

  1. Преобладание форм настоящего времени глаголов в повелительном и условном наклонениях.
  2. Использование восклицательных частиц (что, как), указательных частиц (вот), усилительных частиц (даже, ведь).
  3. Употребление междометий.
  4. Применение распространенных обращений.
  5. Использование модальных слов (конечно, возможно).
  6. Применение отрицательных частиц.
  7. Употребление причастий с приставкой не- (неиссякаемый).
  8. Употребление большого числа прилагательных для обозначения позиции автора.
  9. Применение глаголов в настоящем времени.

Синтаксические особенности

В публицистическом стиле речи распространены существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. Роль сказуемого в предложении чаще достается глаголу в форме повелительного наклонения и возрастному глаголу.

Авторы используют однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты и сложные синтаксические конструкции.

СПРАВКА! Языковые средства публицистического стиля представлены зачастую готовыми формулами речи, которые помогают легко и быстро сформировать любой текст.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Нередко публицисты применяют образные средства, переносные значения слов и слова с высокой эмоциональной окраской. Средства эмоциональной выразительности в этом случае безграничны.

Публицистический текст становится похож на художественный, однако во втором главная задача — это создание художественного образа, тогда как в публицистике — это воздействие на аудиторию. Авторы используют эпитеты, сравнения, метафоры, а так же риторические вопросы и обращения.

Пример текста публицистического стиля

Какое потрясающее открытие! Житель деревни Лямкино, которая находится в северной части России, придумал и изобрел уникальное средство, позволяющее клубням картофеля вырастать до 7 кг! Много столетий ученые провели в раздумьях над вопросом «как прокормить большую семью?», а ответ нашел наш соотечественник!

Изобретатель пока еще находится в сильном шоке от своего эксперимента и пока не дает комментариев. Но можно однозначно сказать, что подобные открытия — это большой шаг на пути к уничтожению голода населения во многих странах!

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *