Зарплата социального педагога в школе в 2020 году – С 1 января 2020 года вступит в силу региональный закон о статусе педагога. Разбираемся, что он в себя включает и что дает

С 1 января 2020 года вступит в силу региональный закон о статусе педагога. Разбираемся, что он в себя включает и что дает

В январе 2020 года вступит в силу принятый закон «О статусе педагога». В преддверии Дня учителя 25 сентября Сергей Морозов подписал соответствующий документ. Ранее высокую оценку принятому закону дала Министр просвещения РФ Ольга Васильева, отметив, что Ульяновская область первой из регионов предложила принять такой документ, который в дальнейшем может стать  основой для разработки федерального закона.

По словам Министра образования и науки Натальи Семеновой, основная цель инициативы — закрепить статус педагога на законодательном уровне. В документе максимально полно прописаны принципы и нормы профессиональной этики педагогических работников. Кроме того, в региональном законе отражены права педагогических работников, условия обеспечения профессиональной деятельности, аттестации учителей, повышения квалификации, виды поощрения и меры социальной поддержки. Напомним, вопрос о повышении статуса педагогического работника является ключевым при реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Учитель будущего».

 

Что включает в себя закон. 

— Педагоги выполняют важнейшую задачу национального масштаба. И, чтобы подчеркнуть этот государственный статус, предлагается выдавать каждому педагогу именное удостоверение и снабжать фирменным нагрудным знаком. Всем окружающим должно быть сразу понятно – это  идет Учитель!

— Помимо этого закон наделяет педагогических работников правом первоочерёдности приема государственными, муниципальными и деловыми структурами и ведомствами.

— Он дает право педагогическим работникам региона входить в состав координационных органов, рабочих групп, создаваемых совместно с Губернатором и Правительством Ульяновской области по вопросам социальной сферы. А структуры, организующие такие рабочие группы и советы, обязаны включать педагогов в их состав.

— Также творчески работающим педагогам будут установлены учительские категории — статусы, которые в результате длительного реформирования системы образования утратили смыслы. Так, закон предлагает на уровне области ввести особые категории для педагогов, обладающих наибольшим опытом, показывающих устойчивые значимые результаты в обучении и воспитании, активно повышающих свое профессиональное мастерство. Таких категорий три. Это «педагог-наставник», «педагог-методист» и «педагог-исследователь».   Учителя, получившие эти категории, будут получать существенную денежную выплату.

— Также будут введены возможности стажировок педагогов. Место стажировки педагоги будут выбирать сами. Например: во Всероссийском центре «Сириус». Финансирование будет осуществляться за счет областного бюджета.

В преддверии Дня учителя мы пообщались с педагогической общественностью о реализации данного закона.

  Директор  областного государственного учреждения «Институт развития образования» Сергей Андреев.

— Принятие закона о статусе педагога важнейшее событие в жизни региона.  С 1 января 2020 года закон вступит в силу. Но уже сегодня необходимо начать работу по определению механизмов его эффективной реализации. Необходимо иметь четкое представление,  какие категории педагогических работников появятся в образовательных организациях. Это означает, что процедуры отбора претендентов на категории педагога-наставника,  педагога-методиста,  педагога- исследователя  должны будут запущены заблаговременно. В январе в образовательных организациях данные категории педагогических работников должны приступить к своей деятельности. Нужно понимать, что в образовательных организациях придется скорректировать свои планы и программы деятельности, создать условия для работы. Конечно, потребуется создание переговорных площадок для обсуждения стратегии действия в данном направлении, изучения имеющегося опыта и  трансляция лучших практик и др.

Игонина Елена Михайловна, директор муниципального общеобразовательного учреждения Октябрьский сельский лицей  

— Рассуждая над вопросом готова ли школа к внедрению закона «О статусе педагогического работника» вспоминаю слова В.А. Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования». Все изменения в образовательной деятельности требуют от педагога инициативности, творчества, нестандартного мышления, умение организовать так учебный процесс, чтобы он способствовал жизненной самореализации учащихся. Значит, учитель нового времени – учитель-исследователь. Считаю, что педагог-исследователь должен заниматься практической и исследовательской деятельностью, направленной на научный поиск методов и способов совершенствования образования, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включаться в инновационные процессы, иметь творческую индивидуальность, владеть методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа. Педагог-исследователь поможет своим ученикам стать конкурентоспособным в современном быстроразвивающемся мире экономики. Такой педагог просто необходим для школы! Школа готова включиться в реализацию нового закона.

Толстых Людмила Анатольевна, заместитель директора Ульяновского педагогического колледжа 

— В законе появилась долгожданная всеми нами статья о категориях педагогических работников. Для педагогического колледжа тема наставничества особенно актуальна. Говоря о наставничестве как о форме социально-педагогического сопровождения, хотелось бы найти понимание решения различных проблем, связанных с деятельностью наставников. Получить ответы на вопросы. Среди них, например, такие: Только ли молодые и начинающие работать педагоги могут быть наставляемыми? Или институт наставничества предполагает освоение новых прикладных профессиональных компетенций более опытными педагогами под руководством Мастеров-наставников?  Должен ли наставник владеть набором специфических техник для передачи опыта, где и как можно этому научиться? Где узнать, у кого, чему и в какой форме молодой педагог может учиться? Думается, решить эти и другие вопросы могла бы Ассоциация педагогов-наставников Ульяновской области. И одним из первых направлений ее деятельности могло бы стать создание регионального банка данных о наставниках и сфере их профессиональных интересов.

Гуткович Ирина Яковлевна, заведующая детским садом «Волгарик» г. Ульяновска  

— Переориентация образовательного процесса в вузах, школах и дошкольных учреждениях на компетентностный подход ставит ряд проблем. Они связаны в первую очередь с тем, для  педагогов актуальным становится овладение  технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее становление ключевых компетенций у детей. В то время как существующая система повышения квалификации самих педагогов еще не переориентирована непрерывную систему профессионального роста. Ключевой смысл которой – индивидуальный образовательный маршрут педагога. Считаю новеллой закона о статусе педагога статью  о создании условий для прохождения педагогическими работниками стажировок. Что особенно важно,  что стажировки для педагогов будут полностью финансово обеспечены.  Как руководитель стажировочной площадки сразу же задалась вопросом: сами площадки должны измениться? Ведь на стажировку придут педагогические работники, достигшие значимых результатов в свой деятельности. Будет ли наша площадка для них полезной в плане наращивания личностного потенциала? Ответ однозначный: стажировочная площадка должна стать площадкой «образования будущего». А это значит, что на такой площадке должны появиться новые категории педагогов — руководителей сажировки: педагоги-проектировщики образовательных траекторий, организаторы проектного обучения, тьюторы и это далеко не полный перечень новых педагогических профессий. Задача руководителя запустить этот механизм создания образовательной среды,  обеспечивающей реализации программы стажировки.

 

С 2020 года зарплата всех педагогов вырастет от 20 до 70 %

Реформа оплаты труда предусматривает увеличение оплаты труда для всех педагогов от 20 до 70 % уже в следующем году, а также поэтапное продолжение повышения зарплаты для них до 2023 года.

Соответствующее постановление было принято на правительственном заседании 10 июля 2019 года.

Особый акцент будет сделан на повышении оплаты труда молодых учителей, дошкольников и мастеров производственного обучения в заведениях профобразования.

По словам Министра образования и науки Лилии Гриневич, было решено сделать привязку для оплаты труда учителей к прожиточному минимуму

, который изменяется и отражает экономическую ситуацию в стране. Размер прожиточного минимума легко можно найти в модуле «Справочники» ИПС ЛІГА:ЗАКОН. В заключительных положениях Закона «Об образовании» указано, что до 2023 года наименьший должностной оклад педагогов должен вырасти до 4 прожиточных минимумов.

Изменение системы оплаты труда предусматривает погодовой план внедрения с 2020 до 2023 года.

В этом году минимальный должностной оклад составляет 1,73 от прожиточного минимума.

По правилам новой системы оплаты труда педагогов, в 2020 году этот оклад будет составлять 2,5 прожиточных минимумов, в 2021-м будет на уровне 3,0 прожиточных минимумов, 2022-м — 3,5, с января 2023 года — 4,0 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. При этом каждая следующая категория педработников будет расти на 10 %, по сравнению с предыдущей.

Вместо 25 тарифных разрядов все педагоги и ученые будут оплачиваться с учетом того, к какой группе и подгруппе новой системы они относятся. Так, предусмотрены 3 основных категории:

— в категории «предработники» 7 подгрупп;

— в категории «научно-педагогические работники» — 5 подгрупп;

— научные работники — 4 подгруппы.

Реформа касается всех работников сферы образования и науки. Молодой воспитатель детсада, который сегодня кроме оклада еще имеет надбавку за престижность 10 %, получает в платежке ежемесячно начисленную минимальную заработную плату 4 тыс. 173 грн. В 2020 году дошкольник, получая только оклад без надбавок, будет получать 6 тыс. 369 грн. То есть рост на 52,6 %. При этом тело должностного оклада вырастет на 68,3%.

Существенно вырастет и зарплата опытного воспитателя детсада

(должностной оклад вырастет более чем на 40 %).

Еще одной из наименее оплачиваемых категорий являются молодые учителя. Сейчас такой учитель, если у него есть 10 % за престижность, а также 20 % за проверку тетрадей, получает 5 тыс. 410 грн. В следующем году, благодаря предлагаемой реформе, месячная зарплата такого учителя, без средств на оздоровление и 13-й зарплаты, будет составлять 7 тыс. 643 грн. Это на 41,3 % больше, чем сейчас.

Заработная плата опытных учителей, получающих надбавку за выслугу лет 30 %, также вырастет. Сейчас, получая оклад, 30 % надбавки за стаж, 10 % — за престижность и 20 % за проверку тетрадей, ежемесячно такой учитель в платежке получает 8 тыс. 182 грн. Следовательно, в 2020 году с надбавкой за стаж и тетради учитель высшей категории будет получать 10 тыс. 500 грн. Рост 28,3 %.

Сейчас молодой мастер производственного обучения получает одну из самых низких зарплат — 4 тыс. 540 грн. В эту сумму входит оклад +10 % за престижность, + 10 % за заведование мастерской. Благодаря новому подходу к оплате труда молодой мастер уже в следующем году получит в месячной платежке 7 тыс. 700 грн. (оклад + 10 % за заведование мастерской). То есть рост на почти 70 %.

Опытный мастер со стажем 21 год и заведованием мастерской получает в месячной платежке 6 тыс. 974 грн., то есть меньше, чем со следующего года будет получать молодой мастер. В результате изменения системы он будет получать уже 9 тыс. 800 грн., что на 40 % больше, чем сейчас.

Руководитель кружка внешкольного образования также получит увеличение зарплаты уже со следующего года. Сейчас его заработная плата на уровне минимальной, а со следующего года будет на уровне 5781 грн. То есть вырастет на 50,3 %.

Уже с 1 сентября 2020 года эта реформа также коснется работников высшего образования и науки, и у них также зарплаты вырастут от 10 до свыше 60 %.

С 1 сентября 2019 также будет увеличена на 10 % зарплата для тех педагогов, кому соответствующее увеличение не сделали 1 января 2018 года.

По словам Лилии Гриневич, в 2018 году зарплата всех педработников, оплачиваемая из образовательной субвенции, выросла более чем на 20 %. Остальные педагоги получили увеличение только на 10 %. С 1 сентября 2019 года дошкольники, внешколье, профобразование (кроме учителей, оплачиваемые из субвенции) и профессиональное предвысшее получит рост на эти 10 %.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в Казахстане

Что делает казахстанцев довольными своей жизнью и вызывает чувство национальной гордости? Ответ на этот вопрос попытались найти эксперты форума OEF-2019.

Депутат Альтаев о шымкентском счастье

На минуточку, в Шымкенте и Туркестанской области при самых низких доходах живут самые довольные собой люди. Об этом на панельной сессии «Экономика благосостояния: новые подходы в определении экономического развития, качества жизни и благополучия стран» рассказал депутат Парламента, член Комитета по аграрным вопросам Нуржан Альтаев.

«Все опросы показывают, что самые счастливые люди живут в этом регионе. То есть они абсолютно удовлетворены, хотя другие экономические показатели там самые низкие, – сказал депутат и добавил, что с такими примерами он сталкивается практически каждый день: – Кроме того, что я являюсь депутатом Парламента, я еще возглавляю Союз промышленников и предпринимателей. Ко мне часто обращаются предприниматели, и иногда их вопросы удивляют».

По словам Альтаева, недавно к нему обратился учредитель одной птицефабрики, на которой работники получают самую высокую зарплату в сравнении с другими птицефабриками, а также имеют бесплатное питание и достаточно оперативное решение всех вопросов. Но, как рассказал учредитель депутату, люди стали бастовать, хотя на птицефабриках, где зарплаты ниже, никто не бастовал.

«Ему пришлось объяснять, что на самом деле при решении каких-то базовых потребностей человека вступают в силу уже иные законы. В результате опросов мы выяснили, что важный показатель удовлетворенности человека на рабочем месте – это влияние на процессы. То есть если человек, находясь на своем рабочем месте, чувствует себя каким-то винтиком и его мнение никого не интересует, что он просто должен выполнять какую-то функцию, то даже при самой высокой заработной плате он будет не удовлетворен. А человек при невысокой заработной плате, но который может влиять на процесс, как правило, более счастлив. И это не просто красивая теория», – рассказал депутат.

По мнению Альтаева, ВВП и другие экономические показатели не отражают уровень благополучия.

«Опять же в том же Шымкенте во время кризиса 2008-2009 годов, когда упали цены на все, люди говорили, что «если это и есть экономический кризис, тогда пусть он продлится как можно дольше, потому что цены упали и все стало доступным». Я считаю, что настал момент, когда перед государственными органами должны стоять не какие-то абстрактные вещи в виде роста валового внутреннего продукта, а то, что конкретно связано с уровнем благополучия населения, – сделал вывод депутат. – У населения есть базовые потребности и вопросы, которые должны быть решены в первую очередь: это стабильные доходы, образование, здравоохранение, это вопросы безопасности человека».

Депутат Смирнова о голодных детях

Ирина Смирнова, рассуждая на тему новых подходов в измерении экономического развития, что значит в современном мире быть развитой, передовой страной, которая обеспечивает благополучие и благосостояние своим гражданам, сказала, что, узнав из новостей о росте цен на нефть или об увеличении ВВП, человек не чувствует себя счастливым, потому что знает – его жизнь от этого лучше не станет.

«Я раньше была директором школы и, конечно, мерила свое счастье счастьем детей, которые приходили в школу. Если дети приходили голодные, если приходили разутые, мы понимали, что индекс счастья не уменьшается. Разутые дети могли бы быть более счастливыми, чем тот ребенок, который был полностью упакован и сыт. Понимание счастья – оно такое достаточно спорное. Но, живя в богатой стране, которая наполнена полезными ископаемыми, наверное, мы можем надеяться не только на счастье посчитать звезды или пройтись по бескрайней степи, мы все же можем получить какой-то достаток от того богатства, что имеется в нашей стране».

По мнению Смирновой, Казахстан подошел к определенный черте и теперь топчется на месте – ни туда и ни сюда.

«Да и сейчас от нас зависит то, куда мы пойдем – вверх или вниз. А может получиться и то и другое. Хотя наше Правительство всегда высказывает самые лучшие пожелания, стремления и намерения, но лучше что-то не происходит. В нашей стране многодетный человек считается иждивенцем. Я категорически против этого. Я считаю, что во всех проблемах мы должны находить точку роста. Если мы найдем этот положительный момент, то обязательно будем двигаться вперед и вверх. Сейчас говорят, что у многодетных есть проблемы, а мы давайте назовем это не проблемами, а возможностями. Мы должны решать проблему, не видя в ней проблему, а видя точку роста. И тогда все будет у нас хорошо и будет нам счастье».

Экс-министр Кулекеев про 58-е место Казахстана

«Есть индекс человеческого развития, и Казахстан попал в число стран с высокими индикаторами человеческого развития, расположившись на 58-й строчке рейтинга, – сообщил научный руководитель Центра исследований прикладной экономики, экс-министр экономики Жаксыбек Кулекеев. – Кроме Казахстана, еще две страны находятся в этом рейтинге – Россия на 48-м месте и Беларусь на 54-м. Хотя наш ВВП на душу населения, по данным 2017 года, значительно выше, чем в Белоруссии».

Как рассказал Кулекеев, когда речь идет о качестве жизни по индексу человеческого развития, имеются в виду три показателя: ВВП, продолжительность жизни и уровень образования.

«По качеству образования и индикатору младенческой смертности Беларусь находится на уровне развитых стран мира. В Казахстане за последние 10 лет смогли материнскую и младенческую смертность сократить в 2-2,5 раза, и теперь этот показатель равен 12. Конечно, это огромный прогресс. Но не в сравнении с Беларусью, которая по данному показателю в три раза лучше Казахстана (показатель материнской и младенческой смертности в Беларуси равен четырем). В России этот показатель равен шести-семи.

По продолжительности образования во всех странах СНГ ситуация примерно одинаковая, а вот по качеству – разная. Опять Беларусь опережает и нас, и Россию», – рассказал Кулекеев.

Как сказал экс-министр экономики, ВВП не является самым главным индикатором уровня благосостояния населения. В Казахстане более высокие показатели ВВП, но при этом худшие показатели в других аспектах жизни.

«По темпам увеличения жилищного фонда мы опережаем все страны СНГ. Но наша стартовая позиция была очень слабой, поэтому по обеспеченности населения жильем мы уступаем всем европейским странам. На сегодня у нас 22 квадрата на одного жителя страны, в Беларуси – 26 квадратных метров и примерно столько же в России. Россия и Беларусь хотят к 2025 году обеспечить 30 квадратных метров, а Казахстан 30 квадратных метров планирует достичь только в 2030 году. При этом жилье является одним из важных индикаторов благосостояния населения», – сравнил показатели трех стран Кулекеев.

Еще одна проблема Казахстана в том, что в стране наблюдается принцип экономии на оплате труда.

«Если по методу образования дохода посмотреть структуру ВВП, то легко обнаружить, что в России и Белоруссии примерно 47-48% доходов ВВП распределяются в пользу оплаты труда. На долю труда в Казахстане приходится только 30%. Поэтому средняя заработная плата в России больше, хотя у нас примерно одинаковый ВВП на душу населения. У нас и минимальная заработная плата тоже значительно ниже, чем в России и Белоруссии. По данным середины текущего года, средняя заработная плата составила 188 тысяч тенге, а минимальная – 42,5 тысячи тенге. В развитых странах разрыв между средней и минимальной заработной платой составляет порядка 65-68%, а у нас – в четыре раза», – рассказал экс-министр экономики.

По мнению Кулекеева, чтобы улучшить благосостояние населения, надо доплачивать людям. Низкие доходы населения тормозят и будут тормозить развитие экономики.

Советник Лхагважав о концепции общенационального счастья

«Когда говорим о сильной и здоровой экономике, имеем в виду рост, но необязательно оцениваем эту экономику с точки зрения того, как складывается благосостояние граждан, – выступил на пленарной сессии Тур-Од Лхагважав, советник президента Монгольской национальной торгово-промышленной палаты, председатель правления Transparency International, член наблюдательного совета OGP. – И здесь важно посмотреть не только с точки зрения удовлетворенности, но также и в контексте счастья».

Тур-Од Лхагважав напомнил про инициативу гималайского Королевства Бутан добавить к традиционным экономическим расчетам индекс валового национального счастья.

Индекс валового национального счастья в Бутане рассчитывают, основываясь на показателях издержек экономической деятельности, то есть социальные и экологические издержки приуменьшают значение роста ВВП, а также выявляют, что в итоге получает человек и становится ли он счастливее.

«Когда мы говорим о ВВП – это скорее материалистический подход к измерению развития, а речь идет в акценте на более качественные показатели в виде общенационального счастья. Я думаю, концепция общенационального счастья представляет не только новый способ измерения благосостояния людей, но это, скорее, больше новая этика, новая мораль», – сказал советник.

Катерина Клеменкова

«Статус педагога» – что изменится в 2020 году

– Бейбут Баймагамбетович, как мы знаем, мажилис одобрил законопроект «О статусе педагога», и до конца текущего года он может быть принят. Скажите, что изменит этот закон?

– Законопроект небольшой, в нем порядка 20 статей. Вместе с тем они охватывают большой круг вопросов, которые касаются профессиональной подготовки педагогов и повышения их квалификации. С участием педагогов, директоров школ на рабочих группах обсуждались вопросы обеспечения их профессиональной деятельности, пересмотра нормативов учебной нагрузки в неделю, обязанностей и прав, в том числе на материальное обеспечение и поощрение. В отдельных статьях обозначены социальные гарантии педагогам и наставничество. Но сказать, что в одном законопроекте решены все вопросы, касающиеся статуса педагога, трудно. Но, уверен, шаг вперед этим законом будет сделан. Не будем забывать также, что очень многое зависит от самих педагогов. Профессиональная гордость, знания наших педагогов с опорой на новый закон должны продвинуть нас вперед.

Хочу сказать, что и родители тоже должны меняться, не перекладывать всю ответственность на школу и учителя. Большая ответственность за менеджментом образования – создать достойные условия для жизни и работы учителя. Всех проблем разово не решить, но совместными усилиями мы можем практически все. Жизнь меняется быстро сейчас, и настанет день, когда снова придется перестраиваться под новые реалии. Пока же задачи определены, давайте их решать сообща.

– В 2020 году во всех городских школах внедряется подушевое финансирование. Как оно повлияет на качество среднего образования?

– Апробация подушевого финансирования в среднем образовании в республике началась шесть лет назад в 50 пилотных школах в четырех областях: Алматинской (четыре школы), Актюбинской (15 школ), ВКО (12 школ) и ЮКО (19 школ). С сентября 2020 года планируется полномасштабное внедрение подушевого финансирования во всех городских школах.

По мнению министерства, это создаст хорошую конкуренцию за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.

Отмечу, что выводы пилотных проектов не получили своей оценки и не обсуждены пока среди общественности. Нужен серьезный всесторонний анализ с привлечением компетентных специалистов. Как показывает история реформ, скорость и количество их зачастую не достигают своей цели – повышения качества образования. Декларативность, непродуманность планирования, спешка в реализации, «глухота» к голосу общественности, гипертрофированная тяга к контролю-надзору – все это приводит к тому, что родители не вовремя информированы или же получают информацию через вторые-третьи руки. Отчасти отсюда и возникает в диалоге взаимное непонимание.

– Поможет ли подушевое финансирование решить проблему с поборами в школах?

– В принципе, подушевое финансирование по замыслу правительства должно решить проблему обеспечения школ. Однако вопрос финансирования с повестки дня не снят. И причина здесь не только в объемах финансирования, но и в самом менеджменте системы образования.

Пора пересмотреть педагогам механизмы доплат, новый механизм доплат не должен ставить педагога, учителя в зависимость от заполнения многочисленных бумаг с представлением всяких сертификатов о повышении квалификации, курсов и т. д. и т. п., а быть напрямую связан с результатами работы конкретного специалиста. Что, кстати, и было доказано многолетними исследованиями лауреатов Нобелевской премии 2019 года в области экономики (результаты учеников улучшались более всего при прямом стимулировании учителей за это и менее всего – от изменения технической оснащенности). Безусловно, для этого требуется привести в порядок нормативы нагрузки.

Отсюда вывод: проблема поборов в школах сама по себе не решится. Необходимы комплексные и системные решения, связанные как с увеличением финансирования, так и с улучшением менеджмента в системе образования. Не надо перекладывать на других свои обязанности.

– Как сегодня педагогическая наука помогает в укреплении статуса педагога и процессу обучения?

– Необходимость качественных научных исследований в области педагогики и психологии ни у одного профессионального педагога не вызывает сомнений. Потенциал у нас есть: это соответствующие кафедры крупных и региональных вузов гуманитарного профиля, это Назарбаев Университет, где работают уже несколько лет приглашенные зарубежные профессора, которые знакомы с отечественной педагогической школой. Словом, было бы желание… Не надо забывать, что требуется корректировка по таким дисциплинам, как «Возрастная психология» и «Возрастная физиология». У меня бывает ощущение, что многие учителя и воспитатели забыли даже классические курсы по этим предметам, прослушанные в стенах вуза. Ведь есть такие понятия, как порог внимания, пределы усвояемых знаний, особенности восприятия нового материала. Читая некоторые учебники, начинаешь сомневаться – это для первого класса или для пятого? Ведь если разница между взрослыми 40 и 45, скажем, лет условна, то разница между трех- и четырех-, девяти- и 11-летними детьми колоссальная. Сейчас эти давно известные вещи преподносятся на различных тренингах как революционные открытия.

Кроме того, нужны новые исследования, решающие вопросы, связанные с влиянием Интернета, увеличением массива информации, внедрением полиязычия. Как правильно вести занятия с учетом этих факторов, как обратить их на пользу ребенку? И наука педагогическая должна перестроиться, кроме чисто теоретических выкладок, использовать активнее и полевые исследования, привлекать родителей, их мнение также важно.

– Как вы думаете, обязательно ли высшее педагогическое образование для учителей? Ведь, в принципе, инженер-химик мог бы преподавать химию, а, например, выпускник колледжа IT  информатику. И так далее.

– Убежден, высшее образование для современного учителя необходимо и обязательно! Особенно учитывая скорости информационных потоков, глобализацию мира в целом и знаний в том числе. Кроме предметной подготовки, будущие учителя системно и последовательно обучаются методике преподавания своих предметов, возрастной психологии и физиологии, проходят практику под руководством опытных педагогов, разрабатывают собственные концепции преподавания предмета. Это не ново и, тем не менее, необходимо. В класс должен входить профессиональный педагог. Тем более в любом случае он еще неоднократно будет на протяжении всей своей карьеры повышать квалификацию.

Другой вопрос – воспитатели детских садов, в садиках могут спокойно работать выпускники педагогических колледжей. Заметьте – педагогических колледжей. Пусть среднее специальное, но профильное образование. В самом юном возрасте закладываются основы мышления ребенка, его способность искать новое и применять его. Вы же не захотите, чтобы вашими детьми или внуками в садике занимался, например, бывший инженер-технолог или специалист по ремонту телевизоров? Везде нужны профессионалы, и особенно в педагогике.

А представлять давно известные знания за революционные открытия давайте оставим тем «специалистам», которые проводят всевозможные тренинги по правильному воспитанию, правильному развитию детей и не только, и тем родителям, у кого не хватает сил и знаний собственных, чтобы заниматься воспитанием и развитием детей. Первые хотят заработать побыстрее, вторые – снять с себя эту непростую работу – ежедневно думать и направлять деток, вместе с ними расти и меняться.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Почему средние учебные заведения будут получать госзаказ.

17 Январь 2020 08:12 467

Как будут финансироваться частные школы в этом году

Ранее модель финансирования была опробована в нескольких школах, теперь же она будет применяться по всему Казахстану.

На сегодня в Казахстане около 120 частных школ. Из них порядка 15 – международные.

Механизм возмещения затрат почти такой же, как и для детсадов. Но разница все же есть. Финансирование идет из республиканского бюджета через оператора – АО «Финансовый центр» при Министерстве образования и науки.

Размер госзаказа зависит от уровня образования, вида программ, месторасположения (город/село) и проживания (зона радиационного риска и т. д.).

Для начальных классов он составит в среднем 224,3 тыс. тенге за одного учащегося в год, в селе эта сумма составит 280,6 тыс. Для средних классов – 287,3 тыс. тенге (в селе – 373,062 тыс.), старших – 333,157 тыс. тенге (440,121 тыс. тенге).

Если условно взять школу на 500 мест с такой же численностью учеников, то сумма госфинансирования может составить не менее 9,3 млн в месяц, или 112 млн тенге в год.

В НПП «Атамекен» считают, что данное новшество положительно повлияет и на рост числа средних образовательных учреждений в Казахстане. Поскольку инвесторам государство возместит часть затрат: при строительстве школы на 500 мест ему возвращается 96 МРП за одного ученика в год – это более 127 млн тенге в год. Выплаты идут в течение восьми лет.

Здание остается в собственности бизнесмена, но при этом оговаривается, что он не может изменить его целевое назначение. При открытии школы путем реконструкции здания государство выплачивает 47 МРП за одного ученика в год, или 62,2 млн тенге, если там учится 500 детей. За восемь лет инвестору выплачивается 1,15 млрд тенге.

«Около 50 инвесторов заинтересовались госзаказом. Спрос есть, ведь в Казахстане сохраняется дефицит ученических мест, на сегодня это почти 200 тыс. мест. С учетом того, что в среднем школа рассчитана на 1200 ученических мест, можно посчитать, что стране не хватает как минимум 160 школ», – говорит эксперт департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Инна Региль.

По мнению председателя республиканской Ассоциации частных организаций образования Розы Садыковой, внедрение подушевого финансирования в среднем образовании, упрощение квалификационных требований стали толчком для развития частных школ.

«Они вправе получать эти деньги, поскольку являются частью национального образования. Я думаю, это большая помощь со стороны государства. В прошлом году оператором госзаказа выступал местный бюджет, управления образования, а с этого года – АО «Финансовый центр»», – говорит она. По ее мнению, госзаказ будет востребован среди большинства школ, которые предоставляют образовательные услуги по средней стоимости.

Это также даст старт развитию бизнеса. Предприниматель Кулянда Батырбекова несколько лет назад открыла частные детсад и школу близ Алматы. Годовая стоимость обучения в ее школе (с учетом госфинансирования) составляет 680 тыс. тенге, сюда входит пятиразовое питание, два кружка на выбор. Кроме того, есть скидки для семей, обучающих в школе несколько детей, для сотрудников и детей, которым необходимы особые условия обучения по состоянию здоровья.

«Сейчас государственные школы переполнены, у родителей нет времени заниматься дополнительным образованием ребенка. Частные же школы занимают детей до вечера, – говорит наша собеседница. – У нас нет текучки кадров, мы живем одной большой семьей. И инклюзивным детям гораздо комфортнее обучаться в частных школах».

По словам бизнесвумен, поток госинвестиций в частную сферу, несомненно, повлияет на ее рост. В этом она видит большую экономию бюджетных средств, поскольку частник подходит к делу более хозяйственно, в системе отсутствуют коррупция и откаты. В настоящее время Кулянда Батырбекова намерена расширить свой бизнес, который она называет социальным. Предприниматель хочет построить еще одну среднюю школу, для старшеклассников. «Меня еще радует, что в подушевом финансировании есть привязка к МРП, а он с каждым годом увеличивается», – говорит она.

Что это даст родителям?

В коммерческом секторе среднего образования цены на обучение разные, как и пакет тех услуг, которые они предоставляют. Например, в ВИП-школах в Нур-Султане стоимость обучения для начальных классов колеблется от 3,4 млн тенге в год до 6,4 млн. Там и преподавание идет на нескольких языках, в том числе иностранных, реализуются различные программы обучения и пр. В городских школах, занимающих сегмент ниже, оплата начинается от 1 млн в год. Но есть и дешевле. Ценовой диапазон, как говорится, широк.

Как говорят частники, подушевое финансирование позволит им удерживать либо снижать свои цены для клиентов. Кто-то приобретает необходимое оборудование, повышает зарплаты учителям и так далее.

«Сколько будет платить родитель школе, получившей госзаказ? Все зависит от стоимости обучения. Установлен предельный размер родительской платы: при госзаказе сумма для них не должна превышать 3 млн 181 тыс. 200 тенге в год (2020 год), это в школах с обычной госпрограммой, а в международных – не более 6,362 млн в год. То есть все зависит от изначальной стоимости обучения в школе, ее статуса, программы», – говорит эксперт НПП Инна Региль.

В АО «Финансовый центр» сообщили inbusiness.kz, что заявки на возмещение затрат можно подать до 1 июня 2020 года для действующих школ на новый учебный год (2020/21), и в течение календарного года – для вновь созданных. Относительно суммы, выделенной для госзаказа для частных школ на этот год, попросили официальный запрос на имя руководства.

Айгуль Тулекбаева

Власти Восточного Казахстана намерены полностью закрыть потребность студентов в общежитиях, выделить 5 млрд тенге на гранты в местные вуз.

14 Январь 2020 10:51 1574

Фото: Sputnik Казахстан

К 2023 году в Восточно-Казахстанской области обещают полностью обеспечить студентов вузов и колледжей жилой площадью, построив для этого восемь общежитий на 3348 мест. Эти стройки ведутся по специальной областной программе «Білікті маман», которую разработали в рамках Третьей инициативы главы государства «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодежи».

Три на пять

По данным заместителя акима ВКО Алишера Мархабата, строительство общежитий для трех высших и пяти средних учебных заведений будет вестись в рамках ГЧП и за счет местного бюджета.

«На сегодняшний день в семи вузах региона имеется 17 общежитий с общим числом 5638 мест и 28 колледжей с 30 общежитиями на 3863 места, – привел Алишер Мархабат цифры статистики. – В 2018 году уже введены в эксплуатацию два общежития по 350 мест для электротехнического и медицинского колледжей в Семее. В 2020 году планируется строительство трех общежитий за счет средств областного бюджета для Усть-Каменогорского медицинского колледжа на 428 мест, Усть-Каменогорского колледжа строительства на 244 места, колледжа бизнеса и сервиса на 288 мест».

Дополнительными общежитиями обзаведутся такие государственные вузы, как Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Даулета Серикбаева, Государственный медицинский университет и Государственный университет имени Шакарима города Семея. Общее количество мест в этих трех вузах – свыше двух тысяч. Частные вузы также ведут работу по увеличению числа общежитий. В 2019 году Казахско-Американский свободный университет сдал общежитие на 106 мест, колледж Кайнар в Семее – на 105 мест. До 2021 года Казахский инновационный университет, колледж экономики и финансов в Усть-Каменогорске также сдадут два общежития.

Самое большое число грантов

Одно из трех направлений проекта «Білікті маман» включает в себя повышение конкурентоспособности региональных вузов. В Восточном Казахстане – семь региональных вузов, из них четыре государственных и три частных. Для поддержки их деятельности, снижения оттока выпускников и обеспечения региона квалифицированными кадрами с 2017 года из областного бюджета выделяют гранты. В 2017 году было выдано 200 грантов, в 2018-м – 446, в прошлом году – 400 грантов. Общая сумма для 1046 грантов составила 2,8 млрд тенге. Эта программа предусматривает трехлетний период, в 2021 году она заканчивается. К этому моменту, по словам Алишера Мархабата, будет предоставлено 1846 мест, и на эти гранты выделят пять млрд тенге.

«Мы провели в целом анализ по республике, – заявил он. – За прошлый год ВКО выдала самое большое количество грантов из областного бюджета. Остальные области меньше предоставили своим студентам мест из местного бюджета. По результатам проведенных мероприятий существенно, в три раза, снизился отток выпускников в зарубежные вузы».

В 2016 году 1800 выпускников предпочли обучаться в зарубежных вузах, а в 2019 году – 535. Также, по словам г-на Мархабата, повысилась доступность высшего образования. Если в 2017 году 48% выпускников выбирали казахстанские вузы, то в 2019 году уже 64% выпускников ВКО поступили в вузы Казахстана. 134 претендента из малообеспеченных и многодетных семей также получили образовательные гранты. Таким образом, все заявки по этой категории были обеспечены.

На одном из недавних заседаний в акимате глава региона Даниал Ахметов дал поручение управлению образования, акимам совместно с компанией KAZ Minerals в месячный срок подготовить общую программу, в рамках которой в местных колледжах будет обучаться около четырех тысяч студентов для дальнейшей вахтовой работы на производственном комплексе этого предприятия в Российской Федерации.

«Только мы обладаем соответствующим опытом, только у нас есть такое современное оборудование, а РФ не имеет возможности обучать именно этому процессу, поскольку нет таких технологических комплексов, – объяснил аким. – В целом мы должны в течение трех лет довести коэффициент трудоустройства до 92%. И это не какая-то заоблачная цифра. Студенты, которые заканчивают геологический колледж в городе Семее, студенты, которые заканчивают электротехнический колледж города Семея, имеют такой показатель. Особое внимание обратить на детей из малообеспеченных и многодетных семей. Они должны получить профессию своей жизни. А те из них, кто хочет получить высшее образование, должны быть взяты под особый контроль. Все предложения должны рассматриваться на комиссии с участием многодетных, малообеспеченных матерей, взяты под особый контроль управлением образования. При всех прочих равных условиях дети из этой категории должны учиться в университете».

«Білікті маман»

К слову, первое из трех направлений областной программы «Білікті маман» предусматривает повышение школьного образования в условиях перехода на его обновленное содержание по стандартам НИШ. Цель второго направления – проведение агитационной и профессиональной работы с учащимися школ, колледжей в регионе. Третье сосредоточено на том, чтобы сделать местные вузы в ВКО более конкурентными.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

Как вырастут зарплаты учителей со всеми надбавками в 2020 году — новости Казахстана

В МОН рассказали, как вырастут зарплаты учителей в Казахстане в наступившем 2020 году, если учесть все надбавки, пишет NUR.KZ.

Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

В министерстве пояснили, что уже с 1 января учителям засчитывается 25%-ное увеличение зарплаты, 10 МРП за степень магистра, в два раза повышены выплаты за проверку тетрадей и классное руководство.

Надбавки положены и учителям-наставникам, которые будут брать шефство над новенькими недавно устроившимися в школу учителями – МОН все еще прорабатывает этот вопрос юридически, но выплаты планируют начать уже в этом учебном году.

Также учителю положена доплата за квалификацию – 30-50% от должностного оклада, за управленческое мастерство – 30-100% от оклада.

Три должностных оклада положены учителю, который подготовил ученика, победившего в международном конкурсе или олимпиаде – как только победителю вручат награду, учителю сделают выплату.

Также в стране введена новая госнаграда персонально для учителя – получивший ее педагог получит 1000 МРП.

Как подсчитала вице-министр Бибигуль Асылова, с началом 2020 года зарплата педагога увеличится на 30% — это около 30-40 тысяч тенге.

Следующее повышение будет сделано по итогам педагогической аттестации и нацквалтеста — его начнут начислять с сентября 2020 года после присвоения категории.

Вице-министр рассчитала, что через 4 года учитель с полной нагрузкой в Казахстане, имея все виды надбавок, будет получать на целых 268% больше.

Напомним, также в МОН заявили, что учителей запрещено принуждать к обходу домов и квартир для переписи населения, которая пройдет в стране в 2020 году — за это грозят предупреждения и штрафы.

В МОН также рассказали, что хотят вернуть возможность казахстанским школьникам не сдавать ЕНТ при победе в международных олимпиадах.

В нашем Telegram-канале только самые важные и интересные новости. Это удобно. Подписывайтесь!

Идите и учите!

Зарплата и надбавки

— Вот закон о статусе педагога, и он уже начал действовать с 1 января 2020 года! — торжествующим голосом объявила на пресс-конференции вице-министр образования и науки Бибигуль АСЫЛОВА, положа руку на документ.

Бибигуль АСЫЛОВА.

По ее словам, уже в феврале педагоги получат повышенную на 25 процентов зарплату (за январь), а также двойные надбавки за класс­ное руководство и проверку тетрадей. Если до этого доплата за ведение класса составляла от 4424 до 5309 тенге, то теперь это будет 8848 — 10 618 тенге. За проверку тетрадей вместо 3533 — 4424 тенге светочи науки будут получать 7066 — 8848 тенге.

Кроме того, с февраля педагогам со степенью магистра начнут выплачивать надбавку в 10 МРП (26 510 тенге). Таких магистров-учителей в стране 7,5 тысячи человек.

А чуть позже, возможно, с весенней зарплаты, педагогам начнут доплачивать за наставничество над коллегой-новичком в школе в размере одного базового долж­ностного оклада (17 697 тенге).

— По наставничеству мы сейчас разрабатываем правила. В принципе, мы планировали на этот учебный год, мы обеспечены финансированием и максимально постараемся предусмотреть это. После того как проконсультируемся с Министерством юстиции, когда утвердим правила, соответственно, с того времени будет доплата по наставникам, — сообщила Бибигуль Асылова.

Итого: если педагог — классный руководитель — проверяет тетради, имеет степень магистра и еще наставляет желторотого коллегу, то, по словам Бибигуль Асыловой, в этом году его зарплата увеличится на 30-40 тысяч тенге. А следующее повышение доходов возможно для него по итогам педагогической аттестации и Национального квалификационного теста — эту надбавку к зарплате начнут начислять с сентября 2020 года после присвоения категории.

Наряду с этим педагогам, подготовившим призеров международных олимпиад, с этого года будут назначать единовременную выплату в размере трех должностных окладов из бюджета акимата.

— Почему мы не берем республиканские и областные олимпиады? По сути это его (педагога. — Т. Г.) квалификационные требования, и когда он проходит аттестацию и готовит портфолио, в его достижениях уже сказано, что он подготовил столько-то олимпиадников внутри страны. Поэтому мы определили только международные олимпиады, и не все, а только самые значимые в мире, которые влияют на имидж нашей страны, на рейтинги качества образования стран. Список мы скоро дадим, это около 5-6 таких конкурсов. В год мы получаем не так много таких побед (чтобы критично не отзываться ни о ком, скажу, что до десяти). Поэтому отследить на местах каждого педагога, который достиг таких результатов, есть возможность. Мы будем мониторить такие случаи, — проинформировала вице-министр.

При этом в МОНе подумывают над поощрением и самих учеников — победителей престижных конкурсов мира. Правда, не в денежной форме, а в моральной. Один из вариантов — победа на международной олимпиаде станет поводом для освобождения от ЕНТ.

И еще в списке государственных наград страны появилась новая, долгожданная — “заслуженный учитель Казахстана”. Причем к этому званию полагается премия в 1000 МРП (2 миллиона 651 тысяча тенге в 2020 году).

Вице-министр добавила, что акиматы вправе устанавливать дополнительные стимулы педагогам через учреждение местных знаков отличия, почетных званий с выплатой единовременных премиальных или иных способов вознаграждения, в том числе к праздничным датам. До этого такого права у местных властей не было, отметила Асылова.

— Закон финансово обеспечен, на его реализацию до 2024 года из республиканского бюджета преду­смотрено 5,3 трлн тенге. Как финансист хочу сказать, что вообще это впервые: у нас на систему образования такие затраты никогда не выделялись! — горделиво заявила вице-министр.

Нарушаете, уважаемые!

С 1 января учителя могут уверенно отказаться от не свойственных для них нагрузок: выход на субботники, поквартирный обход, продажа билетов, ткнув работодателей или акимат носом в новый закон. Одна из его статей грозит нарушителям штрафом в 60-120 МРП (1 МРП в этом году — 2651 тенге).

При этом в грядущей в 2020 году переписи населения педагогов можно будет заметить среди интервьюеров.

— Учитель может участвовать в переписи населения, но только во внеурочное время и на платной основе, заключив соответствующий договор. Бюджетные средства на оплату труда интервьюеров уже выделены. Привлекать во время учебного процесса без оплаты и согласия учителя строго запрещено! — предупредила Бибигуль Асылова.

В законе есть поправки, карающие за неуважение к педагогам. Так, за нецензурную брань, непристойное поведение, оскорбительное приставание, демонстрацию неприличных жестов, знаков и предметов, в том числе с использованием сети телекоммуникаций и СМИ, грозит штраф в размере 20-40 МРП либо административный арест до пяти суток. При этом норма эта действует, только если педагога обидели при исполнении им должностных обязанностей, и не имеет силы, если такая непочтительность произошла на улице, в магазине или на отдыхе.

Кроме того, за истребование непредусмотренной отчетности будет вначале предупреждение, за повторное нарушение — штраф от 20 до 120 МРП. Проведение проверок, не предусмотренных законодательством, влечет сначала предупреждение, а потом штраф от 20 до 120 МРП.

Педагогов станет больше

Социальные гарантии педагогов с принятием нового закона почти не изменились, появились лишь две новеллы: дети педагогов будут обеспечиваться местами в детских садах в первую очередь, а сельские педагоги будут получать земельные участки под ИЖС в приоритетном порядке. Все остальное — финансовая компенсация за аренду жилья и оплату коммунальных услуг, полные или частичные выплаты для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и отдых — по решению акиматов.

Законом предусмотрено создание советов по педагогической этике при каждой школе страны. Как отметила представитель Мин­обра, ранее правила по педагогической этике, прописанные в действующем законе об образовании, не работали.

— Если, допустим, возникали какие-то спорные вопросы, связанные с деятельностью педагога, то решение по дисциплинарному взысканию принималось единолично либо завучем, либо руководителем организации. На сегодняшний день это (советы по педэтике. — Т. Г.) будет конкретно работающий коллегиальный орган, который будет принимать коллегиальные решения. Это все, по сути, направлено на защиту прав педагога. Это снимет многие вопросы по жалобам на первых руководителей и директоров организаций образования, которые поступают к нам каждый день, — разъяснила Асылова.

И напоследок отметим, что перечень должностей педагогов расширился на 28 наименований. Поэтому еще 100 тысяч казахстанцев, ранее просто приравненных к педагогическим работникам, стали настоящими педагогами, будут отдыхать все 56 дней трудового отпуска вместо 42 и получат все положенные по статусу “плюшки”.

— Теперь с учетом того, что у нас вводится единое понятие “педагог”, все педагоги приравниваются к этому единому понятию, то есть абсолютно каждый педагог имеет право пройти нацквалтест и получить надбавку в размере от 30 до 50 процентов от должностного оклада. Ранее это охватывало только педагогов школ. При этом директорам и замдиректора школ, дошкольных организаций и проф­техорганизаций образования мы увеличиваем доплату за управленческое мастерство в размере от 30 до 100 процентов должностного оклада. Раньше уровень зарплат у них был низкий в связи с тем, что была ограничена учебная нагрузка до 8 часов и все надбавки они получали только на эти 8 часов. Данные виды оплат будут выплачиваться по результатам успешной сдачи аттестации, — пояснила вице-министр.

Теперь гордое имя “педагог” носят работники дошкольных организаций образования, организаций среднего (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных организаций образования, организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций дополнительного образования для детей, методических кабинетов.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Класснуть

Российских педагогов ждет еще большее расслоение и неравенство в зарплатах

Суть Национальной системы учительского роста, которая планируется к введению в школах нашей страны в 2020 году, — градация учительских должностей, при которой плюс к нынешнему «просто» учителю появятся учитель старший (учитель-методист) и ведущий (учитель-наставник). Нечто подобное издавна имеется в нашей инженерной среде. Так что, придерживаясь этой аналогии, учитель имеет шанс стать полноценным «инженером человеческих душ».

Шутки шутками, но апробация критериев оценки уровня российских учителей уже началась, хотя и в ограниченных масштабах: в 13 регионах, причем добровольно и только в отношении преподавателей самых массовых школьных предметов — русского с математикой (всего 4,5 тыс. педагогов). Однако идет она по полной программе, выявляя и знание предмета, и качество методики проведения урока. В итоге, уверяют разработчики, это позволит разбить учительство на три категории по степени владения педагогическими компетенциями: умение решать задачи с известными условиями; то же, но с вероятной неопределенностью; и высший класс — разрешение учителем заранее любых неопределенностей. Ну чем не критерии?

Между тем есть и серьезные вопросы. С одной стороны, власти уверяют, что единственным итогом проверки станет выявление каждым учителем собственных пробелов с целью затем их по-тихому ликвидировать, пройдя целенаправленный курс повышения квалификации. А вот каких бы то ни было «наказаний» и близко не будет, пообещал глава Рособрнадзора Сергея Кравцова. Однако, с другой, он связал апробацию с решением Госсовета о создании Национальной системы учительского роста. А это значит, что «наказание» после ее введения пусть и в опосредованном виде, но все-таки будет, т.к. не блестящий результат поставит крест на возможности претендовать на высшие учительские должности.

фото: Геннадий Черкасов

Правда, пока речи о расширении эксперимента по проверке качества работы учителей не идет, заверила «МК» замминистра образования и науки Татьяна Синюгина: «Вначале важно получить результаты пилота, изучить их и лишь затем решать, что с ними делать».

В любом случае, заверила чиновница «МК», Минобрнауки не собирается принимать решения единолично. И это мудро, ибо к идее ранжирования педагогов есть серьезные претензии, как сообщили «МК» эксперты:

— При наличии карьерных амбиций у учителей и сейчас есть возможность продвижения на должность завуча, замдиректора, директора, работника управления образования. Продолжают действовать и категории (первая, высшая), присваиваются звания «Заслуженный учитель» и прочие, проводятся конкурсы «Учитель года». Так что идея о том, что учителя страдают из-за невозможности профессионального роста, — ложная в принципе. Непонятно также, будет ли «вертикальная карьера» связана с ростом зарплаты, и как именно. Школы получают определенное финансирование по региональным нормативам. И если не будут предусмотрены дополнительные расходы в бюджете города или региона на учителей-методистов и учителей-наставников, то появление этих должностей будет означать просто перераспределение имеющегося школьного бюджета между учителями, что приведет к еще большему расслоению и неравенству в зарплатах и негативно скажется на отношениях в коллективе.

Всерьез опасаются педагоги и что новая система «потребует новой отчетности от школ (директорам наверняка спустят план по присвоению новых званий) и дополнительной аттестации учителей. А ведь уже сейчас аттестация во многих регионах остается крайне трудоемким процессом, который заставляет педагога собирать массу ненужных бумаг и отрывает его от непосредственных обязанностей». Неясно также, оставят ли написание методичек и наставничество, вмененные в обязанность высшим категориям учителей, время для проведения ими уроков. Да и само наставничество в школе то и дело натыкается сегодня на острейшую конкуренцию учителей между собой.

Таким образом, «Национальная система учительского роста не только не нужна российскому образованию, но и опасна. Она усугубит ряд проблем современной школы, сделает неравенство в оплате труда еще более существенным, приведет к уходу из системы образования лучших педагогов, не желающих бесконечно подстраиваться под бюрократические игры Министерства образования», подчеркивает «Учитель».

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о