Какая зарплата у следователя следственного комитета в России?
2019 год должен принести прибавку к зарплатам следователей СК на 20 %, а за три ближайших года оклады по прогнозам вырастут до 110-130 тысяч. Люди, занятые раскрытием преступлений, порой с риском жизни, должны получать за это достойное вознаграждение.
Влияние разных факторов на размеры зарплат
А пока оклады варьируются от 25 тысяч до 65. Больше всего получают столичные следователи. Меньше остальных выпадает тем, кто трудится в небольших по численности населения городах. На конкретные цифры оказывают влияние:
- Место службы. Самые доходные должности в СК. У следователей прокуратуры зарплаты ниже примерно на 10 тысяч. Еще меньше получают в МВД и ФСБ.
- Регион проживания. У следователей даже в Санкт-Петербурге средние зарплаты гораздо ниже, чем в столице. И чем удаленнее от центра, тем они меньше.
- Офицерские звания.
- Надбавки за следовательский стаж.
- Особые заслуги перед Отечеством.
Значение выслуги лет
Каждое раскрытое преступление вознаграждается материально. И размер вознаграждения может быть до 50 тысяч в рублях.
Зарплаты следователей растут с приобретением служебного опыта. Понятно, что у тех, кто только начинает служить, они самые низкие. Но приобретение 2-5 лет стажа прибавляет к окладам 20 %. От 5 до 10 лет – еще плюс 15%. Прослужившие 10-15 лет получают право на 45 процентов надбавки, от 15 до 20 — 55 %. Больше всего доплачивают за стаж более 20 лет – целых 70%.
Куда можно выезжать сотрудникам МВД на отдых?
Доплаты за звания
За присвоенные звания офицеров юстиции надбавки не столь значительны, как за приобретенный на службе опыт. Младшие лейтенанты СК получают дополнительные 15 %. При быстром подъеме по карьерной лестнице каждое следующее повышение в звании приносит прибавку в 1 процент от величины должностного оклада.
Самые высокооплачиваемые должности
Естественно, больше прочих государство оценивает генералов юстиции, давая им 30 % доплаты за звание. Занимаемая должность тоже имеет свое значение. Более высокооплачиваемы те, кто служит в центральном аппарате СК. Рядовым следователям остается лишь мечтать и стремиться подняться до ежемесячной зарплаты помощникам по особым поручениям председателя СК или его заместителей, имеющих зарплаты 350-375 тысяч в месяц
Наименование должности |
Размер должностного оклада (в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации) |
I. Центральный аппарат Следственного комитета Российской Федерации | |
Заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации |
92 |
Старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям |
86 |
Старший помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации |
86 |
Помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям |
82 |
Помощник Председателя Следственного комитета Российской Федерации |
82 |
Помощник первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям |
82 |
Помощник заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации по особым поручениям |
82 |
Руководитель главного управления |
88 |
Первый заместитель (заместитель) руководителя главного управления |
86 |
Помощник руководителя главного управления |
80 |
Руководитель управления |
86 |
Первый заместитель (заместитель) руководителя управления |
82 |
Помощник руководителя управления |
78 |
Руководитель отдела |
86 |
Заместитель руководителя отдела |
82 |
Руководитель отдела (в составе главного управления, управления) |
80 |
Заместитель руководителя отдела (в составе главного управления, управления) |
78 |
Руководитель отделения (в составе управления, отдела) |
78 |
Заместитель руководителя отделения (в составе управления, отдела) |
74 |
Старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации |
80 |
Старший следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист |
80 |
Следователь по особо важным делам, следователь-криминалист |
78 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор |
74 |
Следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор |
68 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
66 |
II. Главные следственные управления Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации | |
Руководитель главного следственного управления |
87 |
Первый заместитель руководителя главного следственного управления |
|
Заместитель руководителя главного следственного управления |
78 |
Старший помощник руководителя главного следственного управления |
72 |
Помощник руководителя главного следственного управления |
62 |
Руководитель следственного управления (управления) |
78 |
Первый заместитель (заместитель) руководителя следственного управления |
76 |
Заместитель руководителя управления (в составе главного управления) |
76 |
Помощник руководителя следственного управления (управления) |
60 |
Руководитель отдела (в составе главного следственного управления, следственного управления, управления) |
72 |
Заместитель руководителя отдела (в составе главного следственного управления, следственного управления, управления) |
70 |
Руководитель отделения (в составе следственного управления, управления) |
70 |
Заместитель руководителя отделения (в составе следственного управления, управления) |
64 |
Старший следователь-криминалист |
68 |
Следователь по особо важным делам, следователь-криминалист |
66 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор |
64 |
Следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор |
62 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
60 |
III. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области | |
Руководитель следственного управления |
87 |
Первый заместитель руководителя следственного управления |
82 |
Заместитель руководителя следственного управления |
78 |
Старший помощник руководителя следственного управления |
72 |
Помощник руководителя следственного управления |
62 |
Руководитель отдела |
72 |
Заместитель руководителя отдела |
70 |
Руководитель отделения |
70 |
Заместитель руководителя отделения |
64 |
Старший следователь-криминалист |
68 |
Следователь по особо важным делам, следователь-криминалист |
66 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор |
64 |
Следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор |
62 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
60 |
IV. Следственные управления Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета Российской Федерации | |
Руководитель следственного управления |
84 |
Первый заместитель руководителя следственного управления |
78 |
Заместитель руководителя следственного управления |
76 |
Старший помощник руководителя следственного управления |
70 |
Помощник руководителя следственного управления |
60 |
Руководитель отдела |
70 |
Заместитель руководителя отдела |
67 |
Руководитель отделения |
67 |
Заместитель руководителя отделения |
62 |
Старший следователь-криминалист |
66 |
Следователь по особо важным делам, следователь-криминалист |
64 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт, старший специалист, старший ревизор |
62 |
Следователь, инспектор, эксперт, специалист, ревизор |
60 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
58 |
V. Следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям по субъектам Российской Федерации, по городам с численностью населения свыше 100 тыс. человек, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также межрайонные следственные отделы, следственные отделы по административным округам, районам и приравненные к ним, в том числе специализированные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации в главных следственных управлениях, специализированные следственные отделы в ггода Москве и Санкт-Петербурге | |
Руководитель следственного отдела |
76 |
Первый заместитель руководителя следственного отдела |
70 |
Заместитель руководителя следственного отдела |
68 |
Руководитель следственного отделения |
62 |
Заместитель руководителя следственного отделения |
61 |
Старший помощник руководителя следственного отдела |
62 |
Помощник руководителя следственного отдела |
57 |
Следователь-криминалист, следователь по особо важным делам |
61 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт |
59 |
Следователь, инспектор, эксперт |
57 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
55 |
VI. Межрайонные следственные отделы, следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации по городам с численностью населения от 15 до 100 тыс. человек, по районам, административным округам (в городах) и приравненные к ним, в том числе специализированные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации | |
Руководитель следственного отдела |
71 |
Первый заместитель руководителя следственного отдела |
65 |
Заместитель руководителя следственного отдела |
63 |
Руководитель следственного отделения |
61 |
Заместитель руководителя следственного отделения |
60 |
Старший помощник руководителя следственного отдела |
61 |
Помощник руководителя следственного отдела |
54 |
Следователь-криминалист, следователь по особо важным делам |
60 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт |
56 |
Следователь, инспектор, эксперт |
54 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
52 |
VII. Следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации по городам с численностью населения до 15 тыс. человек, по районам | |
Руководитель следственного отдела |
68 |
Первый заместитель руководителя следственного отдела |
64 |
Заместитель руководителя следственного отдела |
62 |
Руководитель следственного отделения |
60 |
Заместитель руководителя следственного отделения |
59 |
Старший помощник руководителя следственного отдела |
60 |
Помощник руководителя следственного отдела |
53 |
Следователь-криминалист, следователь по особо важным делам |
59 |
Старший следователь, старший инспектор, старший эксперт |
55 |
Следователь, инспектор, эксперт |
53 |
Помощник: следователя, следователя-криминалиста |
51 |
Наименование должности |
Размер должностного оклада (в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации) |
I. Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации (центральный аппарат) | |
Заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления |
92 |
Первый заместитель руководителя Главного военного следственного управления |
90 |
Заместитель руководителя Главного военного следственного управления |
89 |
Старший помощник руководителя Главного военного следственного управления |
86 |
Помощник руководителя Главного военного следственного управления по особым поручениям |
82 |
Помощник руководителя Главного военного следственного управления |
82 |
Руководитель (начальник) управления |
86 |
Первый заместитель (заместитель) руководителя (начальника) управления |
82 |
Руководитель (начальник) отдела (в составе Главного военного следственного управления) |
86 |
Заместитель руководителя (начальника) отдела (в составе Главного военного следственного управления) |
82 |
Руководитель (начальник) отдела (в составе управления) |
80 |
Заместитель руководителя (начальника) отдела (в составе управления) |
78 |
Старший следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист, старший инспектор |
80 |
Следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, инспектор |
78 |
Старший следователь |
74 |
Следователь |
68 |
II. Военные следственные управления Следственного комитета Российской Федерации по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации | |
Руководитель военного следственного управления |
87 |
Первый заместитель руководителя военного следственного управления |
82 |
Заместитель руководителя военного следственного управления |
78 |
Старший помощник руководителя военного следственного управления |
72 |
Помощник руководителя военного следственного управления |
62 |
Руководитель (начальник) отдела |
72 |
Заместитель руководителя (начальника) отдела |
70 |
Старший следователь-криминалист |
68 |
Следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший инспектор |
66 |
Старший следователь, инспектор |
64 |
Следователь |
62 |
III. Военные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, численностью свыше 12 работников | |
Руководитель военного следственного отдела |
76 |
Первый заместитель руководителя военного следственного отдела |
70 |
Заместитель руководителя военного следственного отдела |
68 |
Руководитель военного следственного отделения |
76 |
Заместитель руководителя военного следственного отделения |
68 |
Руководитель следственного участка военного следственного отдела |
76 |
Заместитель руководителя следственного участка военного следственного отдела |
68 |
Старший следователь-криминалист |
65 |
Следователь-криминалист, следователь по особо важным делам |
61 |
Старший следователь |
59 |
Следователь |
57 |
IV. Военные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, численностью от 8 до 12 работников | |
Руководитель военного следственного отдела |
71 |
Первый заместитель руководителя военного следственного отдела |
65 |
Заместитель руководителя военного следственного отдела |
63 |
Руководитель военного следственного отделения |
71 |
Заместитель руководителя военного следственного отделения |
63 |
Руководитель следственного участка военного следственного отдела |
71 |
Заместитель руководителя следственного участка военного следственного отдела |
63 |
Старший следователь-криминалист |
62 |
Следователь-криминалист, следователь по особо важным делам |
60 |
Старший следователь |
56 |
Следователь |
54 |
V. Военные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета Российской Федерации по районам, городам, численностью до 8 работников | |
Руководитель военного следственного отдела |
68 |
Заместитель руководителя военного следственного отдела |
62 |
Руководитель следственного участка военного следственного отдела |
68 |
Старший следователь-криминалист |
61 |
Следователь-криминалист, следователь по особо важным делам |
59 |
Старший следователь |
55 |
Следователь |
53 |
Социальные гарантии и льготы — Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются форменной одеждой в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.
Сотрудникам Следственного комитета, проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней.
Сотрудникам Следственного комитета, сотрудникам научных и образовательных учреждений Следственного комитета, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или в органах и учреждениях Следственного комитета, расположенных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда устанавливается Председателем Следственного комитета.
Сотрудникам Следственного комитета предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы продолжительностью:
1) при выслуге 10 лет — 5 календарных дней;
2) при выслуге 15 лет — 10 календарных дней;
3) при выслуге 20 лет — 15 календарных дней.
В стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
Дополнительное профессиональное образование сотрудника Следственного комитета осуществляется не реже одного раза в три года с сохранением на период обучения денежного содержания.
Результаты дополнительного профессионального образования сотрудника Следственного комитета учитываются при решении вопросов о соответствии этого сотрудника замещаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.
Дополнительное профессиональное образование сотрудников Следственного комитета осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Денежное содержание сотрудника Следственного комитета состоит из должностного оклада; доплат за специальное звание, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе; надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей служебным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», за нагрудный знак «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и за год; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доплата за специальное звание производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу сотрудника Следственного комитета.
Доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за специальное звание (окладу по воинскому званию) сотрудника Следственного комитета.
В выслугу лет для назначения доплаты включается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя.
Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя следственного органа или учреждения Следственного комитета с учетом объема работы и результатов службы каждого сотрудника Следственного комитета в размере до 50 процентов должностного оклада.
Надбавки за ученую степень и ученое звание выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов должностного оклада (оклада по должности), докторам наук или профессорам — в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по должности), за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» — в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по должности).
Сотруднику Следственного комитета, награжденному нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов должностного оклада (оклада по должности) и доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию).
Выплата премий сотрудникам Следственного комитета по итогам службы за квартал и за год осуществляется в порядке, установленном для государственных гражданских служащих органов исполнительной власти.
Сотрудникам, замещающим отдельные должности в Следственном комитете (за исключением военнослужащих), устанавливается ежемесячное денежное поощрение, исчисляемое исходя из их должностных окладов в установленных размерах. Президентом Российской Федерации сотрудникам, замещающим отдельные государственные должности Российской Федерации или должности федеральной государственной гражданской службы в Следственном комитете, может устанавливаться дополнительное ежемесячное денежное поощрение.
Сотрудникам Следственного комитета может оказываться материальная помощь в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета.
Пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»). Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Сотрудникам Следственного комитета, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, выплачивается выходное пособие при увольнении:
1) в связи с выходом на пенсию;
2) по достижении предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете;
3) по состоянию здоровья;
4) в связи с упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета.
Сотрудники Следственного комитета и федеральные государственные гражданские служащие в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, приобретаемыми Следственным комитетом у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета и федеральные государственные гражданские служащие, направляемые в служебные командировки, пользуются правом бронирования и получения во внеочередном порядке мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Сотрудникам Следственного комитета, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения. При невозможности предоставления служебного жилого помещения сотруднику Следственного комитета, признанному не имеющим жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Детям сотрудников Следственного комитета во внеочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, имеющих интернат, летних оздоровительных учреждениях.
Медицинское обеспечение (в том числе обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения) сотрудников Следственного комитета и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Сотрудники Следственного комитета подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников со дня начала службы в следственных органах Следственного комитета по день увольнения со службы.
Погребение сотрудника, погибшего (умершего) в связи с исполнением служебных обязанностей, либо уволенного со службы сотрудника, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Следственному комитету.
Сотрудники Следственного комитета находятся под государственной защитой.
Государственная защита сотрудников в случаях исполнения ими служебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.
Следственный комитет имеет службы обеспечения собственной безопасности и физической защиты сотрудников Следственного комитета.
Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия, порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Коррупционный прайс в Следственном департаменте МВД — взгляд изнутри
Каков процент честных и коррумпированных следователей и адвокатов? Какую взятку можно получить за бездействие? Сколько стоят незаконные услуги высокопоставленных сотрудников Следственного департамента и Генпрокуратуры? Что нужно сделать, чтобы снизить уровень коррупции в следствии? Об этом и не только рассказал в интервью ПАСМИ следователь центрального аппарата МВД.
Две недели назад «Первое антикоррупционное СМИ» опубликовало интервью с действующим сотрудником Следственного комитета. Он поведал о болевых точках ведомства Александра Бастрыкина и высказал свое видение путей решения проблем следствия. После публикации в редакцию обратился действующий сотрудник другой правоохранительной структуры — Следственного департамента МВД России. Подчиненный Владимира Колокольцева вскрыл коррупционные схемы, которые реализуют рядовые сотрудники и руководство департамента и даже назвал расценки на сомнительные услуги полицейских следователей.
Прикомандированная коррупция
Что сейчас происходит в Следственном департаменте, насколько он эффективно работает, насколько функционал соответствует реальности?
Функционал конечно же соответствует, без этого никак. В Центральном аппарате расследуются наиболее резонансные дела. Мелких дел там уже и не было в последнее время. Например, расследуется какое-либо уголовное дело в одном из следственных подразделений какого-либо округа Москвы. Руководство может забрать данное дело вместе со следователем.
А почему их забирают? Потому что там коррупционная составляющая?
Конечно, не без этого. Обосновывают это большим общественным резонансом, большое объемное дело, а по факту получается — просто на уровне центрального аппарата, под давлением все это проще решать.
А инициатива откуда исходит? Сверху?
Все зацикливается не только на уровне центрального аппарата нашего департамента , в большей степени — по оперативной линии. То есть, инициатором может быть какой-нибудь руководитель ГУЭБиПК, например. Типа, сопротивление оказывают в округах, давай на уровень Следственного департамента заберем вместе со следователем. Следователь приходит, и здесь все это затихает.
Можете привести примеры?
Не будем называть конкретных фамилий. Вот такой пример приведу, я правда не помню, какую он должность сейчас занимает в ГУЭБиПК, был один из руководителей одного из управлений. Он специально «вытянул» одного из руководителей следственного подразделения ближайшего с Москвой региона на должность следователя следственной части. Всем было понятно, что его сюда «вытянули» под свои реализации, под свои материалы. Очевидно, для того, чтобы на уровне департамента решать свои коррупционные вопросы.
Часто обращаются, как говорится, решить вопрос?
Это обращения знакомых лиц, с которыми раньше как-то контактировал. Это всё стандартно, ничего нового. Кто-то из коллег обратился, адвокатский корпус в меньшей степени. Если ты работал с людьми, естественно, тебе там доверяют. Но доверяют уже меньше. То есть, если появляется Вася Батарейкин, которого ты второй раз видишь, и сразу же просит какие-то там моменты и предлагает решить… Раньше люди велись на это, сейчас — конечно же, нет. Стало опасно, общаются только с доверенными лицами.
А как дела забирают? Начальника же нельзя обойти?
Как без начальника — конечно, он в курсе. Но надо понимать, что в этой схеме может присутствовать и более широкий круг людей, например, сотрудники Контрольно-методического управления. Из региона дело может попасть через изучение следственной части управления, или через КМУ, которое тоже расследует дела. Следователь КМУ изучает дело, пишет докладную записку: дело целесообразно расследовать в следственной части департамента, там большой резонанс, в регионе не справляются. Картина существенно не изменилась.
Письмо счастья за 100 тысяч долларов
Просто сузился сектор входящих и удорожание произошло?
В процентах — точно. Вообще тарификации как таковой нет, всё индивидуально. Всё зависит от доказательной базы, которая собрана на данный момент. На запросах департамента при отработке контрагентов по обнальной теме, требуя предоставить необходимые документы о финансово-хозяйственной деятельности организации, можно заработать порядка 100 тысяч долларов. Запрос по большей части делается наугад. Например: по банковской выписке «выбили» 20-300 организаций, во все организации делается веерная рассылка данных «писем счастья». Рассылаешь и сидишь, ждешь. Через некоторое время прибежал человек. Видишь выводы — не докажешь никаким образом преступную составляющую, да и времени нет, но раз он прибежал сам — давай «соточку»… Обычно прибегает кто-нибудь знакомый. Большинство как делает — я лучше отдам, но лучше бы меня не трогали. А по факту он не понимает, что он деньги отдает просто так, и никто «копать» и не собирался. Сейчас любой следователь хочет «срубить», но ничего не хочет за это делать. Удивительно.
А по изменению квалификации?
Здесь в большей степени индивидуально. Любой следак хочет минимизировать свою работу. Он может взять, но, в большей степени, чтобы вообще не трогать. За основополагающие решения по делам, таким как переквалификация, изменение меры пресечения, вряд ли кто будет деньги брать. Прекратить уголовное преследование уже невозможно. Такие серьезные процессуальные решения уже не принимаются на уровне следствия, это прошлый век.
А еще у следователя какие возможности — обыски, выемки?
Как правило — работа с оперативным подразделением, с теми, кто подготавливал материал к возбуждению дела и его сопровождает. Следователь в любом случае работает с опером. Ты же не идиот, чтобы себе всё схапнуть. Ты понимаешь, что должен отщипнуть кусок оперу. На уровне департамента это между ними делится пополам, чтобы не было недомолвок.
Они должны быть в курсе:
— президент России Владимир Путин
— глава администрации президента Антон Вайно
— спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— генпрокурор Юрий Чайка
— директор ФСБ Александр Бортников
— глава МВД Владимир Колокольцев
— председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев
Получается вести объективное и всестороннее расследование?
Получается, просто все понимают, насколько объемны эти дела. Положительный результат для любого следователя — это направленное в суд дело. Если для Центрального аппарата не было как таковой статистики, с 2011 года она началась: на совещаниях начали ставить планирование окончания.
Это плохо или хорошо — планирование?
Тут палка о двух концах. Плохо, потому что следователь стал меньше внимания обращать на качество расследования в части привлечения большего круга лиц, количества эпизодов преступлений. Плохо, потому что ты понимаешь, что тебе нужно в этом месяце закончить дело, нет времени, чтобы его расширять, проводить дополнительные мероприятия. Ты выделяешь какие-то эпизоды и отправляешь дело в суд. А остаток дела — у тебя нет времени с ним возиться. То есть ты просто «висяк» этот скидываешь в регион, и там он погибает. А хорошо, потому что тебе не дают дело заволокитить. Раньше дела расследовались годами, а теперь тебе через полгода-год его в суд направить. Хотя ты и так это понимаешь.
Неподкупное меньшинство
Какое количество честных следователей, которые ни при каких условиях не возьмут денег?
Такие остались. Их остаточно много, примерно, процентов 20 из Следственного департамента. А остальные 80 процентов — они прямо не будут просить и вымогать, они ждут и никогда не откажутся от заманчивых предложений.
А есть ли элитарные группы в 80%? Которые занимаются только «решалами»?
При прошлом начальнике СД Александре Савенкове работал «карманный следователь» — приходил материал, и он поручался именно ему. То есть, если приходили и говорили, например, что «по этому банку провести работу» — возбуждались дела и отдавались именно этому следователю.
Сколько таких следователей, какая их доля?
Про некоторые отделы, например, управление по наркотикам и третий отдел первого управления управления следственной части, я могу сказать — там «работяги», у них реально не на чем «заработать». Первый и второй отделы первого управления, которые экономику расследуют — есть один-два человека (всего их там порядка 15).
То есть это 20% честных, 75% — готовых фифти-фифти, и 5% приближенных — «отрабатывающих на потоке»?
Да. Примерно один-два в каждом отделе. Но с каждым годом это становится все более завуалированным. Есть явные вещи как следователь при Савенкове, и есть уже неявные.
А есть современные примеры?
Надо отметить, что с приходом нового руководителя состав подчиненных ротируется. Пришел Александр Романов, тут же появился под Романовым начальник КМУ Дмитрий Кокошин. То есть, Романов — бывший начальник ГСУ Петербурга, Кокошин — его зам в Питере. Соответственно, он курирует все регионы, здесь все свое, никто не сольет инфу. Тот же Андрей Мецгер — бывший начальник Следственного управления ЦАО, сейчас начальник второго отдела первого управления Следственного департамента. Он еще при Алексее Аничине был в СД начальником наркоманского отдела, и его выкинули оттуда. Он уходил на Вологду начальником Следственного управления, потом приехал в ЦАО, его вытащили, сейчас опять вернулся в Департамент. И он подогнал под себя из Вологды следователя, потом взял из ЦАО одну или двух девчонок. Берут не за ум в данном случае, а чтобы были какие-то карманные моменты. Ты притаскиваешь следователя из Вологды, даешь ей возможность вырасти, конечно, она сделает все для тебя.
Но реально есть много следователей — компетентные, профессиональные, матерые, которые работают в СД длительное время, но карьерный рост у них не складывается. Зато на руководящие должности управления назначают людей из регионов, вот в третьем отделе начальником назначили заместителя начальника ГСУ Саратовской области Дмитрия Саранцева.
А в первом отделе такая же история?
Начальником первого отдела был Сергей Шнайдерман, тоже из Саратова, он при Савенкове приехал. Он поработал и сейчас уехал начальником ГСУ Саратова. Я к тому, что внутри следственной части тебе не дадут расти. Почему люди уходят? Они понимают, что перерастают свои должнос
Отправить ответ