1.4.5 Художественный стиль речи
Художественный стиль занимает особое положение по отношению к другим стилям и к литературному языку в целом. Художественная речь использует языковые средства всех остальных функциональных стилей. Однако эти средства в художественном произведении выступают в эстетической функции и образуют иную системность. В художественной речи можно обнаружить все известные стилистические ресурсы языка.
Художественная речь, отличаясь от научной и официально-деловой речи, сближается с публицистической речью, а по некоторым чертам близка устной разговорно-бытовой речи и широко использует её средства – как лексику и фразеологию, так и синтаксис.
Другой особенностью художественной речи является существование в ней индивидуальных стилей, без которых художественная литература немыслима. Каждое художественное произведение есть целостная стилистическая система, объединённая образом автора.
Из лексических особенностей художественной речи можно отметить то, что она бедна словами среднего рода с отвлечённым значением, а абстрактные существительные приобретают конкретно-образное значение благодаря метафоризации (
Все лексические средства в художественной речи демонстрируют жизнь слова в языке художественной литературы. А язык опирается на современную языковую норму, но в отдельных своих жанрах он выходит за рамки нормы. При обращении к прошлому автор использует, например, архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления) и историзмы (слова и словосочетания, обозначающие предметы или понятия, относящиеся к той или иной исторической эпохе, а ныне неизвестные). Для описания будущего авторы создают неологизмы (вновь появившееся в языке слово или словосочетание), окказионализмы (индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем и использующийся исключительно в условиях данного текста как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры). Это говорит о том, что язык художественного произведения обладает многоголосием, под которым понимают речь автора и речь персонажей. Вот почему принято утверждать, что язык художественной литературы не вмещается в границы литературного языка, в то же время представляет собой его наиболее полное, концентрированное и образцовое воплощение. Именно поэтому многие из лингвистов не выделяют художественный стиль как самостоятельный наряду с рассмотренными выше функциональными стилями.
Приведём для сравнения два текста аналогичной тематики, представляющих собой научный стиль и пример художественной речи, которые показывают, что языковые средства других стилей «заимствуются» автором художественного произведения, а не используются в полном составе: 1 По народной примете, лес притягивает к себе воду, чтобы затем отпустить её облачком в дальнейшее странствие. Значит, он каждую каплю воды впрягает в двойную и тройную работу.
2 Лес, образуя огромную охлаждающую поверхность в виде многочисленной листвы, ветвей, сучьев и стволов, содействует конденсации паров в большей степени, чем другие типы растительности.
Первый из текстов относится к художественному стилю – это фрагмент речи героя романа Л. Леонова «Русский лес». Второй текст заимствован из учебного пособия М.Е. Ткаченко «Общее лесоводство». Текстам присущи все особенности, о которых говорилось выше, как в лексическом, так и в морфологическом и синтаксическом планах.
Вопросы для контроля
Какие функциональные стили вам известны?
Чем отличаются стили языка от функциональных стилей литературного языка?
В чем больше всего проявляются функционально-стилистические различия в языке?
Можно ли говорить об абсолютной закрытости каждого отдельного функционального стиля?
Как называется отсутствие «чистых» функциональных стилей?
Назовите разновидности книжных стилей литературного языка.
Каковы функции научного стиля?
Назовите подстили научного стиля.
В каких жанрах воплощается собственно научный стиль?
Для каких жанров характерен научно-учебный подстиль?
Каковы задачи научно-популярного подстиля?
-
Что характерно для лексики научного стиля?
Каковы морфологические особенности собственно научного подстиля?
Каковы особенности употребления глагола в собственно научном подстиле?
Чем отличается синтаксис научного стиля?
В каких речевых жанрах реализуется научный стиль языка?
Назовите разновидности рефератов. Укажите композиционные элементы реферата.
Каков алгоритм написания рецензии?
Какие разновидности официально-делового стиля вы знаете?
Как обычно называются лексические единицы официально-делового стиля?
Назовите морфологические средства выражения базовых стилевых черт языка служебных документов.
-
Каковы отличительные черты синтаксиса текстов официально-делового стиля?
Перечислите основные подстили официально-делового стиля.
Перечислите основные подстили публицистического стиля?
Назовите жанры современного публицистического стиля.
Дайте определение слогана.
Каковы лексические особенности публицистического стиля?
Какова специфика морфологического строя публичной речи?
Какие синтаксические приемы экспрессии применяются в публицистических текстах?
Чем отличается разговорно-обиходный стиль от других функциональных стилей?
Какой пласт словарного состава языка удовлетворяет потребности обиходного общения?
-
Какова активность морфологических разрядов частей речи в разговорно-обиходном стиле?
Чем объясняется специфика синтаксиса разговорного стиля?
На какие функциональные стили оказывает свое влияние разговорный стиль?
Что можно сказать о нормативном аспекте разговорно-обиходного стиля?
Каковы функции художественного стиля?
Назовите жанры художественного стиля.
Каковы лексические особенности художественного стиля?
Какова специфика морфологического строя художественного стиля?
Урок по литературе «Художественный стиль речи. Тропы. Фигуры речи»
Художественный стиль речи.
Тропы. Фигуры речи
Цели урока:
образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.
развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.
Ход урока
II. Сообщение темы урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.
III. Целеполагание.
IV. Актуализация опорных знаний.
Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный на прошлом уроке.
1. Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?
В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции – использование образных возможностей языка (звуковой организации речи, изобразительно-выразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова). Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, назначением и местом в составе художественного произведения, соответствием его образному содержанию. Слово в художественном тексте двупланово: это номинативно-коммуникативная единица и средство создания художественной выразительности, создания образа. восприятие художественной действительности
2. В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?
Художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов, эмоционально-эксперессивного воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
3. Какие средства художественной выразительности вам известны?
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.
4. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).
Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
5. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.
Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.
Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.
Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
V. Проведение проверочных упражнений.
1. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Карточка-консультант №1. (Приложение №1)
Цель: среди предложенных текстов определите текст художественного стиля речи, опираясь на его основные особенности. Приступайте к работе в парах. Обсудите результаты и подготовьте план своего выступления. (Выступления учащихся)
2. Тест открытого типа. (Приложение № 2)
Продолжаем работу. При анализе текста нам необходимо с вами знать и уметь определять средства выразительности. Предлагаю выполнить тест. Работа будет проводиться по следующему плану: 1,2,3 предложение выполняем вместе со мною, 4,5,6 – поработайте в парах, а 8,9,10 выполните самостоятельно. (проверка работы)
3. Тест закрытого типа.
Цель: отрабатывать умение различать изобразительно-художественные выразительности (тропы и стилистические фигуры). (Приложение № 4)
Выполняем следующее упражнение. Работу выполняет каждый ученик по цепочке.
Какое затруднение вызвало у вас это задание?
4. Тренировочные упражнения по алгоритму. (Приложение № 3)
Цель: Уметь определять принадлежность текста к художественному стилю речи, тип речи, композицию.
Задание усложняется, вам предлагается определить тип речи и композицию текста. Подготовьте выступление, доказав свою точку зрения.
5. Редактирование рецензии.
Учитель читает написанную рецензию на текст И.С.Тургенева. (Приложение № 5)
Ребята, вашему вниманию предлагается рецензия на текст И.С.Тургенева. Внимательно прочитаем её. Исследуйте текст, обсудите свои наблюдения в паре и выскажите свою точку зрения.
(Далее идёт обсуждение рецензии, учащиеся находят ошибки и предлагают исправленные варианты)
VI. Творческая работа (упражнение творческого характера).
Для лингвистического анализа, совершенствования навыков написания сочинения я раздаю вам текст Л.Н.Толстого “Весна”. (Приложение №6)
Ваша задача: написать сочинение-рецензию на текст художественного стиля речи, образно и красочно передать собственные впечатления о прочитанном тексте. Работать вы будете в малых группах. Продуктом вашей деятельности будет монолог. Один представитель из группы защищает ваш ответ, а остальные ребята ему помогают.
VII. Защита творческой работы.
Цель: проанализировать правильность ответа другими группами.
VIII. Рефлексия.
Обратимся к цели нашего урока.
Справились с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
Какое задание у вас вызвало затруднение?
Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
IX. Домашнее задание.
Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи , докажите его принадлежность к данному стилю речи.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Урок русского языка в 11 классе «Художественный стиль речи»
Урок русского языка в 11 классе «Художественный стиль речи».
Цель: — обобщить знания о художественном стиле речи, полученные ранее
на уроках русского языка и литературы;
— сконцентрировать внимание обучающихся на эстетической функции
художественного стиля речи;
— развивать умение находить изобразительно-выразительные средства
языка и определять их функции;
— пробудить у учащихся интерес к родному краю, воспитывать чувство
гордости за свой край, за малую родину, чувство красоты.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Летом 1907 года в лесах Кольского полуострова появился никому не ведомый в этих местах человек. Из Кандалакши путешественник направился на север, в глубины Русской Лапландии. Осторожной походкой опытного охотника двигался он через ягельные боры, преодолевал зыбкие пространства болот, на лодке переправлялся через озёра и тихие речные плёсы, а светлые полярные ночи проводил у костров, в тихой беседе с проводниками-лопарями. И вот что записал путешественник в своей походной тетради: «Путешествие, которое описывается в этой книге, не было задумано вперёд. Я просто хотел провести три летних месяца как лесной бродяга, с ружьём, чайником и котелком. Конечно, за это время я много узнал о жизни на Севере… Плана путешествия у меня не было, но когда я стал о нём раздумывать, то мне представилось, будто кто-то мной руководит…
И мне стало казаться, что я, как в сказке, шёл по Северу, за волшебным колобком…»
Свои записки путешественник соединил с другими, которые составили лирический путевой дневник его странствий по Русскому Северу. Книга эта называется «За волшебным колобком», а написал её Михаил Михайлович Пришвин, человек, который не родился на Севере, но искренно полюбил этот край.
— Кто догадался, почему именно сегодня мне захотелось вспомнить о Пришвине, о его путешествии на Север (В 2007 году было 100 лет его путешествию; родился 5 февраля 1873 г – в этом году – 135 лет)
II. Чтение отрывка из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком». Текст на партах и на слайде.
— Прочитаем отрывок из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком».
1) Реки нет, птиц нет, леса нет, зато перед глазами такой покой, такой отдых! 2) Я забываю о птицах, я понимаю, что это совсем не то. 3) Я не говорю себе: «Это Имандра, горное озеро». 4) Нет, я пью это вечное спокойствие.
5) Имандра – это мать, молодая, спокойная. 6) Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного спокойного озера, окружённого чуть видными чёрными горами с белыми пятнами. 7) Я знаю, что это озеро высоко над землёй, что тут теперь солнце не сходит с неба, что всё здесь прозрачно и чисто. 8) И всё это потому, что очень высоко над землёй, почти на небе.
9) Такой прозрачной воды я никогда не видел. 10) Кажется, что она должна быть совсем лёгкой, невесомой. 11) Не могу удержаться, чтобы не попробовать: холодная, как лёд. 12) Всего две недели, говорят мне, как Имандра освободилась ото льда. 13) Холодная вода и потому, что с гор – налево горы Чуна-тундра, направо чуть видны Хибинские. 14) Непрерывно всё лето стекает тающий снег.
15) Хорошая погода, но какая-то странная. 16) Вероятно, такой день был после потопа, когда только начала сбывать вода. 17) Вся эта грешная земля, там, внизу, залита водой; остались только эти чёрные верхушки гор с белыми пятнами. 18) Всё успокоилось, потому что всё умерло. 19) И смертную тишину насквозь пронизали лучи вечного солнца. 20) Вода, небо, кончики гор.
21) Достаю мелкую монету и пускаю в воду. 22) Она превращается в зелёный светящийся листик и начинает там порхать из стороны в сторону. 23) Потом дальше, в глубине, она светится изумрудным светом и не исчезает. 24) Её зелёный глазок смотрит оттуда, из затопленных садов и лесов, сюда, наверх, в страну незаходящего солнца.
III. Анализ текста.
— Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
— Как вы могли бы озаглавить этот отрывок?
1. Работа с 1 – 4 абзацами.
— С какого предложения начинается этот текст? (с восклицательного, восхищение, восторг)
— Какое изобразительно-выразительное средство вы увидели в этом предложении? (градация – нет, нет, покой, отдых)
— Найдите изобразительно-выразительные средства языка во всём первом абзаце.
— Как объяснить выбор используемых средств. С какой целью автор употребляет их? (восхищение, восторг, первозданность, неповторимость)
— Чем восхищён автор? Выпишите из 1 – 4 абзацев текста однокоренные слова, словосочетания и синонимичные слова.
1) покой 2) прозрачно
отдых чисто
вечное спокойствие прозрачная вода
спокойная мать лёгкая вода
спокойное озеро невесомая вода
успокоилось всё как лёд
умерло всё ото льда
смертная тишина тающий снег
тишина, покой после потопа
вода
залита водой
затопленных
гора с белыми пятнами
— Какими ещё изобразительно-выразительными средствами подтверждает автор чистоту, первозданность, неповторимость, тишину? (гипербола – всё успокоилось, всё умерло, смертная тишина…)
— На ваш взгляд, в каком предложении выражена основная мысль текста? (5)
— Имандра – это мать, молодая, спокойная. Какое изобразительное средство применяет автор? (метафора)
— Как вы понимаете это выражение? (живое, родное, Имандра освободилась)
2. Работа с 5-ым абзацем.
— Выпишите однокоренные и синонимичные словосочетания из 5-ого абзаца.
зелёный глазок
зелёный листик
светящийся листик
светится изумрудным светом
— Какие средства выразительности использует автор, употребляя эти словосочетания?
— Почему преобладает зелёный цвет?
— Какие особенности на уровне фонетики вы заметили в 5-ом абзаце? (ассонанс, звук с)
— Какой приём использует автор в последнем предложении? (перифраза – в страну незаходящего солнца)
— Какая картина предстаёт перед вами при сравнении 1 – 4 и 5 абзацев? Какой рисунок вы бы нарисовали, изображая эту картину? Какое средство выразительности использует автор в тексте? (антитеза – противопоставление)
IV. Вывод учителя.
Итак, Имандра – мать наша, молодая, спокойная. Охраняйте её. Берегите её первозданную тишину и красоту.
V. Обобщение знаний о художественном стиле.
Мы разобрали текст художественного стиля. Давайте обобщим знания об этом стиле речи.
На слайде таблица. Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы.
Сфера применения. Где используется? |
В художественных произведениях |
Задачи речи. |
Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать читателю чувства, эмоции, которые испытывает автор; создать поэтический образ. |
Стилевые черты. Каким бывает высказывание? |
Высказывание отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью; широкое применение изобразительно-выразительных средств; стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов эмоционально-эстетического воздействия. |
Функция |
Эстетическая |
VI. Слово учителя.
Художественный стиль речи рассматривается часто как язык художественной литературы и занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух материей, без которой не может быть создано произведение.
«Мёртвых слов нет – все они оживают в сочетаниях», — писал А.Н. Толстой. И задача писателя в том и состоит, чтобы «оживить слово». Если не найдено нужное слово, то и не родился образ.
Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Н. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать чувства. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.
VII. Тестовая работа по тексту. (Тест раздаётся каждому ученику)
1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании НАЧАЛА СБЫВАТЬ.
2. Из предложений 18 – 21 выпишите словосочетание со связью примыкание.
3. Из предложений 15 – 18 найдите страдательное причастие.
4. Из предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленными одиночными прилагательными.
5. Из предложений 6 – 9 найдите предложение с распространённым обособленным определением.
6. Из предложений 4 – 12 найдите предложение с однородными придаточными.
7. Из предложений 7 – 12 найдите предложение с уточняющим членом предложения.
8. Из предложений 13 – 16 найдите предложение с вводным словом.
9. Из предложений 10 – 15 найдите предложение с вставной конструкцией.
10. Из предложений 16 – 20 найдите назывное предложение.
11. Из предложений 16 – 22 найдите простое определённо-личное предложение с однородными членами предложения.
12. из предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением.
Д/З написать сочинение-рассуждение по данному тексту.
План-конспект занятия по русскому языку (10 класс) по теме: Разработка урока по теме «Художественный стиль речи»
Особенности художественного стиля речи
Дисциплина: Русский язык.
Тема: Особенности художественного стиля речи.
Тип занятия: комбинированный урок.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.: Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10 – 11 кл., М., 2007, раздаточный материал.
Цели занятия:
Обучающая: Знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств). Рассмотреть стилистику художественного стиля речи.
Развивающая: Пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность.
Воспитательная: Воспитывать внимание, наблюдательность, точность.
Домашнее задание: Конспект, упр. 512.
План занятия:
- Орг. Момент (3мин).
- Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности (3мин).
- Проверка домашнего задания (2 мин).
- Проверка знаний и умений по пройденному материалу (25 мин).
- Объяснение нового материала (30мин).
- Закрепление нового материала (20 мин).
- Подведение итогов (5мин).
- Постановка домашнего задания (2мин).
Ход занятия:
- Организационный момент (3мин)
- Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.
- Проверка домашнего задания.
Упражнение 483.
4. Проверка знаний и умений по пройденному материалу.
Разговорный стиль
Задание 1. Дайте определение разговорному стилю речи и укажите его основные черты.
Задание 2. Замените приводимые ниже предложения синонимичными разговорными конструкциями. При необходимости некоторые книжные слова замените общеупотребительными.
- За введением следует первая часть, заключающая в себе историю вопроса.
- Алексеев – хороший шахматист, но, тем не менее, выиграть эту партию он не смог.
Научный стиль
Задание 1. Дайте определение научному стилю речи и укажите его основные черты.
Задание 2. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, «общие фразы», устраните многословие, исправьте ошибки.
- В ходе осмотра отчетливее стали видны имевшиеся недостатки в организации метеорологической службы, выявились узкие места, наметились пути их устранения.
- Один из методов, помогающих предвидеть землетрясение,- это наблюдение над состоянием источников подземных вод.
- Между тем малые архитектурные формы обычно бывают расположены в непосредственной близости от зрителей.
Официально-деловой стиль
Задание 1. Дайте определение официально-деловому стилю речи и укажите его основные черты.
Укажите, какой вид документации вы будете использовать в следующих случаях.
- Вы опоздали на занятия.
- Вам нужно сдать экзамен раньше официально назначенного срока.
- Вы получили два магнитофона в студенческом клубе для проведения вечера.
- Вы не можете получить стипендию и разрешаете получить ее другому человеку.
- Ваш друг разрешает вам управлять его машиной.
- Вы хотите перевестись с одного отделения на другое.
Публицистический стиль
Задание 1. Дайте определение публицистическому стилю речи и укажите его основные черты.
Задание 2. Что означают слова:
Мэрия, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, менталитет, маркетинг, брокер?
Учащимся предлагается дать собственное толкование данных слов, после чего значение слов дает учитель. Слова записываются на доске.
Мэрия — орган местной городской исполнительной власти.
Спикер – председатель парламента.
Рейтинг – показатель популярности какого-либо лица, фильма, представления и др.
Инвестор – вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий вклады в какое-либо предприятие, дело.
Менеджер – специалист по управлению производством, работой предприятия.
Менталитет – мировосприятие, умонастроение.
Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации услуг.
Брокер – агент, выступающий посредником, при купле-продаже ценных бумаг.
Задание 3.Вставьте пропущенные буквы, запишите данные ниже слова.
Сол..дарность, д..пл..матия, д..ржава, экстр..мальный, предвыборная к..мпания, строительная к..мпания, сам..сознание, мис..ия, к..нгресс, д..партамент, д..кларация.
5. Объяснение нового материала.
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.
В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.
Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.
Признаки художественного стиля:
а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.
б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.
в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.
г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.
- Закрепление пройденного материала.
- Работа с учебником. Выполнение упр. (505).
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов.
- Постановка домашнего задания.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: конспект урока русского языка на тему «Практическая работа по художественному стилю речи»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»
242611, Брянская обл., г. Фокино, ул. К. Маркса, 13
Тел. 8(48333)4 24 55
E-mail: [email protected]
Урок русского языка в техникуме
«Практическая работа по художественному стилю речи»
Подготовила
преподаватель русского языка
и литературы
Мартынова Наталья Александровна
2013
Цели урока:
— образовательные: обобщить и углубить знания студентов, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;
— развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи студентов, интереса к родному языку;
— воспитательные: нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Задачи для студентов: знать особенности художественного стиля, художественные средства выразительности, выполнить творческие задания.
Время: занятие рассчитано на 90 минут
Форма: открытый урок
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.
Оборудование: мультимедийный проектор;
компьютерная презентация по теме урока;
слайды с заданиями;
диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;
гитара
Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для
анализа изобразительно-выразительных средств;
листы с заданиями «Творческой мастерской»
Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;
лексические и фразеологические единицы языка;
знать основные виды тропов и фигур речи;
подготовить рисунок для анализа цветописи
произведения
Ход урока
- Организационный момент
Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.
2. Этап проверки домашнего задания
Терминологический диктант
— Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог)
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).
4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).
6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)
7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)
- Практическая работа
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
♦ Определите лексические значения выделенных слов
1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.
2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.
3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.
4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», — сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.
5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.
(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;
2. Дурной тон, невоспитанность;
3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;
4. Удовлетворение;
5. Человек, верящий в судьбу)
♦ Придумайте пару омонимов…
1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.
2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.
3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.
(1. Мина ;
2. Ерш;
3. Гриф)
♦ Объясните смысл следующих устойчивых выражений:
1. Потемкинские деревни;
2. Куда Макар телят не гонял;
3. Глас вопиющего в пустыне;
4. Буря в стакане воды.
(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;
2. Очень далеко;
3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;
4. большое волнение по ничтожному поводу)
♦ Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
(Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
(Что написано пером, то не вырубишь топором)
♦ Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:
1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.
(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)
2.Луч света в сером царстве.
(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)
3.Откуда фисташки?
(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)
4.Маленький фриц.
(«Маленький принц» А. Экзюпери)
5.Много шума – и ничего
(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)
6.Хождение по внукам.
(А. Толстой «Хождение по мукам»)
7. На трейлере слона возили.
(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)
♦ Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)
Там, где капустные грядки
Красной зарей поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)
Как бабочка – я на костер
Лечу и огненность целую. (С. Есенин)
Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)
♦ Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.
В Совет старейшин острова Итаки
от Одиссея, царя, проживающего
на Козьем холме, 15
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.
(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)
♦ Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :
Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:
«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.
Шв…р».
Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:
«Семечки в квартире есть запрещено».
Ф. Преображенский
И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:
«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».
Затем рукой Зины:
«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».
Рукой Дарьи Петровны (печатно),
«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».
(публицистический, официально-деловой, разговорный)
4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.
Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.
Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача — проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.
♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»
В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.
— Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?
Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:
— Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…
♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»
— Дозволь, боярин, слово молвить.
— Говори.
-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.
Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….
— Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?
— Что у тебя глаза лопнули, что ли? — отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!
(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)
Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее не буди…
На заре она сладко так спит!
Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.
Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.
♦ Надо мною небо… (продолжить)
А Маяковский продолжил так:
Надо мною небо – синий шелк.
Никогда не было так хорошо!
♦ То сердце не научится любить, которое…
(У Некрасова: устало ненавидеть)
♦ Ее глаза — …
( Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два обмана,
Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)
♦ Кто прячет прошлое ревниво…
(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)
♦ Спасибо, музыка, за то…
(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)
Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.
Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)
Задание: самостоятельно — «вместо поэта» — подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.
Звёзды
Звёздочки , звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?
Частые звёздочки, звёздочки !
Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ,
Звёзды небесные, звёзды !
Задание:
- Подберите синоним к слову «светлые».
- Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.
- Подберите синоним к слову «частые».
- Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
жгучий. - Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
страдать. - Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
далёкие.
Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».
5. Этап проверки знаний
ТЕСТ — ПРОВЕРКА
- Стиль литературного языка – это:
А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;
Б) исторические сложившиеся образцы и правила;
В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;
Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2. Книжных стилей в русском языке:
А) 3; Б) 1;
В) 2; Г) 4.
3. Особенности художественного стиля:
А) индивидуально-авторский подход;
Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через
средства массовой информации;
В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;
Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств
языка.
4. Функция художественного стиля:
А) сообщение, информация; Б) передача мыслей и чувств;
В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.
5. Жанры художественного стиля:
А) романс; Б) заметка;
В) комедия; Г) фельетон.
6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую
Русь»:
А) параллелизм; Б) сравнение;
В) бессоюзие; Г) олицетворение.
7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:
А) сравнение; Б) гипербола;
В) антитеза; Г) эпифора.
8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей
художественной выразительности:
А) тропы; Б) фигуры;
В) синонимы; Г) фразеологизмы.
9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной
речи, усиления выразительности текста:
А) крылатые слова; Б) поговорки;
В) тропы; Г) фигуры.
10. Найдите метонимию:
А) лес поет; Б) золотые волосы;
В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.
11. Найдите градацию:
А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;
Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;
В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;
Г) утешится безмолвная печаль.
12. Фонетические средства выразительности:
А) аллитерация; Б) парцелляция;
В) градация; Г) ассонанс.
6. Домашнее задание
Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.
7. Подведение итогов занятия
А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»
1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;
2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;
3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;
4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;
5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.
Использованная литература
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.
М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
- Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».
Урок русского языка «Художественный стиль речи»
«Художественный стиль речи. Творческая мастерская»
Цели урока:
— образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;
— развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку;
— воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Задачи для учащихся: знать особенности художественного стиля, художественные средства выразительности, выполнить творческие задания.
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы учащихся и анализа языковых явлений.
Оборудование: мультимедийный проектор;
компьютерная презентация по теме урока;
слайды с заданиями;
диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;
Раздаточный материал: тексты стихотворения для
анализа изобразительно-выразительных средств;
листы с заданиями «Творческой мастерской»
Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;
лексические и фразеологические единицы языка;
знать основные виды тропов и фигур речи;
Ход урока
1.Оргмомент
— Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить или, говоря словами французского философа и писателя Мишеля Монтеня, «оттачивать и шлифовать свои умы об умы других».
2. Этап проверки домашнего задания
Терминологический диктант
— Ответьте, какой термин скрывается под определением:
1. Разговор двух и более лиц (диалог)
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)
3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).
4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).
6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)
7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)
Практическая работа
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля (в группах)
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
(Тише едешь – дальше будешь)
3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
(Что написано пером, то не вырубишь топором)
— Назовите сферу употребления художественного стиля. (художественные произведения)
— Какова цель употребления художественного стиля? (Цель художественного стиля — эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)
— Что вызывают эти образы? (Художественные образы вызывают в читателе эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют сопереживать, т.е. воздействуют на мысли, чувства, воображение читателя, оказывают воздействие на душу человека.)
— Назовите жанры художественного стиля (повесть, рассказ, роман, притча, стихотворение, поэма…)
— Какова основная функция художественного стиля? (эстетическая)
— Т.е., приобщение к прекрасному с помощью художественных образов.
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:
— тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
— фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
— ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
Задания на слайдах.
Творческая работа
Разминочные задания:
1. Закончите стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова:
(Записываем)
Божественный пастух! Среди тиши и мрака
Ты слышал имена, ты видел горный свет.
Ты первый начертал пути своих планет,
Нашел названия … … … (для знаков Зодиака)
2.Докажите, что Николай Степанович Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой:
(Записываем)
Аддис-Абеба — город грез
На берегу ручьев прозрачных.
Небесный див тебя принес
Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих)
3. У С.Я.Маршака есть стихотворение:
Лошадь захромала — командир убит.
Конница разбита, армия бежит,
Враг вступает в город, пленных не щадя
Оттого, что в кузнице … … … (… не было гвоздя)
Укажите эту роковую причину.
4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков. Стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
У каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.
Задание 1. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств. Стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.
Задание 2. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.
♦ Надо мною небо… (продолжить)
^ А Маяковский продолжил так:
Надо мною небо – синий шелк.
Никогда не было так хорошо!
♦ То сердце не научится любить, которое…
(^ У Некрасова: устало ненавидеть)
♦ Ее глаза — …
( Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два обмана,
Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)
♦ Кто прячет прошлое ревниво…
(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)
♦ Спасибо, музыка, за то…
(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)
Повторяющаяся рифма.
Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:
Как-то утром под горой
Предвечернею порой
Шёл мальчишка с бородой.
Помидор ел голубой.
С ним старик шёл молодой
С водосточною трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой.
Хочешь — плачь, а хочешь — пой
Над такою ерундой.
В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму — «…ой».
Выступление групп с домашним заданием (на рифму –ре, -ка, -ый)
5. Рефлексия. От каждой группы другой группе «Две звезды и одно пожелание».
6. Домашнее задание.
1. Напишите миниатюру на тему «Весна пришла»
2. «Отцы и дети», глава 11, абзац «И он посмотрел кругом…» Найти изобразительно-выразительные средства языка.
3. Сочинить стихотворение на свободную тему.
План-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему: Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»
Урок русского языка в 11 классе по теме:
«Художественный стиль речи.
Виды тропов и стилистических фигур»
Учитель Г.С.Летягина
Цели урока:
Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.
Развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
Воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.
Ход урока
Эпиграф.
Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
М. Монтень
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.
Вот и сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста и написании сочинения-рецензии.
III. Целеполагание.
С какой целью вы пришли сегодня на урок?
Посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.
Где пригодятся вам полученные знания? Вспомните задания В8 и С из ЕГЭ по русскому языку.
Я согласна с вами, ребята, так как задание С звучит так: Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту. Выскажите своё мнение о содержании текста. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте своё мнение.
Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления.
IV. Актуализация опорных знаний.
Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный на прошлом уроке.
1. Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?
В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции – использование образных возможностей языка (звуковой организации речи, изобразительно-выразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова). Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, назначением и местом в составе художественного произведения, соответствием его образному содержанию. Слово в художественном тексте двупланово: это номинативно-коммуникативная единица и средство создания художественной выразительности, создания образа. восприятие художественной действительности
Научный стиль |
Художественный стиль |
С помощью понятий, научное мышление |
С помощью образов, образное мышление |
2. В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?
Художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов, эмоционально-эксперессивного воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
3. Какие средства художественной выразительности вам известны?
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.
4. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).
Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — обращение к Ослу)
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
5. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.
Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.
Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.
Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
V. Проведение проверочных упражнений.
1. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования. Карточка-консультант №1. (Приложение №1)
Цель: среди предложенных текстов определите текст художественного стиля речи, опираясь на его основные особенности. Приступайте к работе в парах. Обсудите результаты и подготовьте план своего выступления. (Выступления учащихся)
2. Тест открытого типа. (Приложение № 2)
Продолжаем работу. При анализе текста нам необходимо с вами знать и уметь определять средства выразительности. Предлагаю выполнить тест. Работа будет проводиться по следующему плану: 1,2,3 предложение выполняем вместе со мною, 4,5,6 – поработайте в парах, а 8,9,10 выполните самостоятельно. (проверка работы)
3. Тест закрытого типа.
Цель: отрабатывать умение различать изобразительно-художественные выразительности (тропы и стилистические фигуры). (Приложение № 4)
Выполняем следующее упражнение. Работу выполняет каждый ученик по цепочке.
Какое затруднение вызвало у вас это задание?
4. Тренировочные упражнения по алгоритму. (Приложение № 3)
Цель: Уметь определять принадлежность текста к художественному стилю речи, тип речи, композицию.
Задание усложняется, вам предлагается определить тип речи и композицию текста. Подготовьте выступление, доказав свою точку зрения.
5. Редактирование рецензии.
Учитель читает написанную рецензию на текст И.С.Тургенева. (Приложение № 5)
Ребята, вашему вниманию предлагается рецензия на текст И.С.Тургенева. Внимательно прочитаем её. Исследуйте текст, обсудите свои наблюдения в паре и выскажите свою точку зрения.
(Далее идёт обсуждение рецензии, учащиеся находят ошибки и предлагают исправленные варианты)
VI. Творческая работа (упражнение творческого характера).
Для лингвистического анализа, совершенствования навыков написания сочинения я раздаю вам текст Л.Н.Толстого “Весна”. (Приложение №6)
Ваша задача: написать сочинение-рецензию на текст художественного стиля речи, образно и красочно передать собственные впечатления о прочитанном тексте. Работать вы будете в малых группах. Продуктом вашей деятельности будет монолог. Один представитель из группы защищает ваш ответ, а остальные ребята ему помогают.
VII. Защита творческой работы.
Цель: проанализировать правильность ответа другими группами.
VIII. Рефлексия.
Обратимся к цели нашего урока.
Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?
Какое задание у вас вызвало затруднение?
Сможете на ЕГЭ правильно определить принадлежность текста к художественному стилю речи и написать по нему сочинение-рецензию?
Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
IX. Домашнее задание.
Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи.
Отправить ответ