Виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:
внешнюю;
внутреннюю.
2.1 Внешняя речь
Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:
жаргон;
интонация.
Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной.
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению [2].
Итак, внешняя речь включает следующие виды:
устную:
письменную
Рисунок 1 – Виды внешней речи
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монолог — вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
грамматически правильное оформление;
выразительность голосовых средств.
Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог — это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.
Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности — достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации [7].
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.
В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и – в какой-то мере – переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь – ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.
В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, – более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь.
Письменная речь — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи [3].
Основные виды речи
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: — устной, — письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.
Разговорная речь
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи — она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.
Монологическая речь
Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений: — излагать связно, — излагать последовательно и доходчиво, — соблюдать нормы языка, — ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории, — ориентироваться на психическое состояние слушающих, — контролировать себя.
Активная и пассивная форма речи
Слушающий, разумеется, тоже прикладывает определенные усилия для понимания того, что ему говорят. Интересно, что когда мы слушаем, то повторяем про себя слова говорящего. Слова и фразы говорящего еще какое-то время «циркулируют» в сознании слушающего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. При этом активность слушающего может быть очень разной: от вялого и равнодушного до судорожно активной. Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим). У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно. И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди — наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.
Виды речи.
Внешняя речь, которая подразделяется на устную речь и письменную.
Особенностью устной речи является то, что она может содержать много неточностей и будет достаточно нелогичной. Часто это незрелый и смешной продукт. На этом часто строиться политическое манипулирование, когда есть потребность дискредитировать оратора. Неточность и нелогичность устной речи объясняется тем, что в коре головного мозга центры устной и письменной речи различны.
Устная речь всегда произносится в определенном контексте. Существует много исследований, согласно которым, люди могут различаться на «говорящих» и «пишущих». Это означает, что если человек хорошо владеет письменным словом, он также хорошо будет владеть и устным словом, и наоборот.
Устная речь – это вербальное общение при помощи средств, воспринимаемых на слух. Она достаточно сложна, потому что компоненты речевого сообщения мы порождаем и воспринимаем последовательно. Устную речь трудно остановить и еще раз повторить то, что было сказано несколько минут назад. Процесс рождения устной речи сложен. С одной стороны человек должен спланировать высказывание, сориентироваться в нем, реализовать высказывание, проконтролировать его правильность. С другой стороны он контролирует и выстраивает двигательный компонент.
Поэтому программирование идет по двум каналам одновременно: по смысловому каналу, и моторно-артикуляционному, для того, чтобы правильно произнести то, что нам необходимо.
Внешняя устная речь происходит в форме монолога и диалога. Они различаются по степени активности каждого из партнеров. Монолог ассиметричен, потому что один партнер говорит, а другой слушает. Слушатель может находиться в различных состояниях, от состояния суггестии, до полного отсутствия, не восприимчивости и отчужденности. Суггестивное состояние восприятия состоит в полной поглощенности словами говорящего партнера, и на этом фоне высокой степенью внушаемости. Для оратора монолог требует значительных энергетических затрат и большой подготовки. Например. Одного лектора спросили, может ли он выступить с речью. Лектор ответил, что все будет зависеть от того, сколько времени будет длиться это выступление. Если три часа, то можно выступать сразу, без подготовки. Если же выступление будет длиться три минуты, то ему необходимо на подготовку три дня. Вывод: чем короче время выступления, тем выше требование к информативности речи.
Если выступление лектора интеллектуальное, то есть монолог обращен исключительно к интеллекту, то оно будет оставлять слабый след у слушателей. Более сильное воздействие случается тогда, когда лектор обращается к эмоциональной сфере человека, потому что эмоции усиливают восприимчивость.
Лекция или монолог может оставить еще более глубокий след, если апеллировать к бессознательной части психики. Для этого используются различные метафорические формы. Метафора, ассоциирование, связывание каких-то явлений дают нам новый ракурс видения, открываются новые смыслы, они лежат не в самих понятиях, а в связках между ними.
Самое глубокое воздействие идет тогда, когда мы обращаемся к практике жизни.
Диалог предполагает присутствие двух участников, причем их речевые реплики должны быть связанными между собой. Минимальный диалог требует трех взаимосвязанных высказываний. Здесь работает и речевое порождение и память. Если нет этой взаимосвязи, то о диалоге говорить не приходится.
Диалог контекстен, в нем используются дополнительные средства эмоциональной выразительности: жесты, мимика, пантомимика. Мы можем некоторые высказывания давать не развернуто, а сокращенно или отрывочно. Но, эти формы понятны для людей, которые ведут беседу, которые участвуют в процессе разговора.
В современной психологии большое внимание уделяется активному слушанию в процессе диалога. О чем идет речь. При помощи внешней речи люди обмениваются своими мыслями, мнениями, позициями, точками зрения, которые всегда несут образную структуру. За словами всегда стоит образная структура. Когда мы переводим свой опыт в речевую форму, то внутри мы имеем содержание гораздо более содержательное, чем слова, которыми это выражаем.
Человек, который слушает эту информацию, а ситуация, в которой это происходит, называется – канал связи, действует согласно принципу «хорошей формы». Мы так устроены, что для большей ясности все упрощаем, причем эти упрощения идут в субъективном ключе. Это означает, что любую услышанную фразу человек понимает через призму своего опыта. В такой ситуации получается, что по форме вроде бы два человека говорят друг с другом, и вроде бы их высказывания связаны, но на самом деле каждый человек говорит сам с собой.
Чтобы избежать такой формы диалога необходимо использовать активное слушание. Такой диалог строится с использованием приемов, помогающих лучше понять собеседника и выяснить особенности его субъективного восприятия действительности. Для этого постоянно задаются уточняющие и наводящие вопросы. Например. «Я правильно вас понял, вы имели в виду…», «Как ты понимаешь это высказывание!» и так далее. Очень важно установить контекст в диапазоне, которого разворачивается беседа. Известно, что полного понимания добиться очень сложно, даже если люди становятся «совокупными субъектами», все равно есть какая-то отдаленность и присутствует проблема полноты понимания.
Работа психолога состоит в том, чтобы стать рецептивным (адекватно воспринимающим), лучше понимать партнера, стимулировать его к высказываниям. Если говорить о психоаналитическом ракурсе, то здесь будет своеобразный диалог двух бессознательных.
Письменная речь – это общение при помощи письменных текстов. Письмо прочнее оседает в памяти, потому что когда мы пишем, мы сохраняем высказанное. Письмо требует специфических конструкций и имеет специфические национальные стили. Для письма характерна сложная структурная организация. Основная задача в том, чтобы научиться точно, выражать свои мысли.
Сейчас появилась электронная форма обмена информацией. Здесь также есть своя специфика, потому что используются «смайлики», телеграфный стиль. Характер детско-родительских отношений улучшается, когда родители вместо выговора по телефону пишут сообщение. Дело в том, что устная речь менее контролируемая, поэтому могут возникать сложности в общении. На практике взрослые дети и родители, когда у них теряется контакт, обмениваются сообщениями. В таком варианте процесс налаживания отношений идет более эффективно потому, что можно хорошо проконтролировать все, что написал. Если люди находятся в конфликте, отсроченное письмо будет верным психологическим приемом. В конфликте, «благодаря» своему эмоциональному состоянию можно наговорить много такого, о чем в последствие будешь жалеть. Особенно это касается семейных конфликтов, которые разрастаются как снежный ком. Если муж с женой начинают ругаться, то вспоминают события, далеко уходящие в их совместную жизнь. В написанном письме от многих стереотипов в общении можно избавиться.
Текст письменной речи можно перечитать, что тоже очень важно. В устной речи информация может потеряться, рассеяться, вернуться к ней достаточно сложно. Письменная речь связана с большей ответственностью.
Кроме внешней речи, существует еще и внутренняя речь. Эта речь беззвучная, она характеризуется отрывочностью, и также бывает в форме монолога и диалога.
Типы внутренней речи.
1. Внутреннее проговаривание – это «речь про себя», человек не произносит звуки, но вся структура устной внешней речи сохраняется. Обычно внутренние проговаривание используется в трудных ситуациях, чтобы в суматохе не потерять нужную мысль. Структура внешней и внутренней речи во внутренним проговаривание одинакова.
2. Собственно внутренняя речь – это средство мышления, и человек в этой речи использует специальные образы, схемы. Здесь структура иная, она отличается от структуры внешней речи. Имеется внутренний код. Исследовать ее очень сложно.
3. Внутреннее программирование – это формирование замысла речевого высказывания. Каждый человек имеет программу высказывания определенного текста и его частей.
Внутренняя речь объединяет воедино мысль и язык. Благодаря внутренней речи словесно выражаются процессы восприятия мира, процессы действий и переживаний личности. Внутренняя речь присутствует всегда, причем и в диалоге, и в монологе.
Почему в диалоге? Ответ очень прост, потому что человек не целостен по своей природе, и в нем присутствуют определенные эмоционально зараженные комплексы. Иногда эти комплексы называют субличностями. В каждом человеке живет прокурор, судья, саботажник, обжора, оптимист, пессимист и так далее. Можно называть их метафорически по-разному, но внутри всегда своеобразное многоголосье.
Часто мы можем зарегистрировать голоса этих субличностей в странных высказываниях. Если мы начинаем внимательно слушать человека, то можем легко отличить эти субличности друг от друга. Они могут даже интонировать по-разному. Бывает ситуации, когда человек, находясь наедине с собой, переживает настоящую «бурю». Это проявляется в тех случаях, когда трудно принять нужное решение. Разворачивается настоящая драма, субличности начинают проявляться, и каждая с определенной силой. Вот отсюда и появляется внутренний диалог. Разговаривать с самим собой – это не клиника, это норма для каждого человека.
Кроме внешней и внутренней речи выделяют еще и эгоцентрическую речь. Она занимает промежуточное положение между этими двумя формами речи. По форме это речь внешняя, а по сути внутренняя. Например. Маленький ребенок разговаривает сам с собой. В возрасте от 3-х до 5-ти лет эгоцентрическая речь занимает до 75% речевой активности. Для ребенка не важно, есть ли у него партнер для слушания, отвечают ли ему, это его совершенно не беспокоит. В данном случае речь здесь выполняет контролирующую и регулирующую функции.
Взрослые люди так же могут прибегать к такой речи, давая себе определенные команды. Когда взрослый человек постоянно комментирует свои действия, он, таким образом, саморегулирует себя, фиксирует это, как узелок на память.
Основные виды речи. Устная и письменная речь :: SYL.ru
Взаимодействие с людьми – это значимая часть нашей жизни. Существуют две речевые формы: устная и письменная речь. Каждый раз, чтобы оформить письмо или просто поговорить, мы выбираем наиболее приемлемый стиль изложения. Успех общения в целом и результат отдельного диалога зависят от верного выбора одного из пяти стилей.
Он особенно важен при письменном общении, ведь читатель не может видеть и слышать голос автора. Какие виды речи выделяют? Каковы особенности речевых стилей?
Речь
Речь зависит от многих условий, изменяется и обладает своеобразными особенностями. Общение осуществляется благодаря внешней речи, которая доступна для слуха и зрения собеседника.
Внутренняя речь беззвучна и не является средством взаимодействия. Это процесс, недоступный для окружающих, мышление в оболочке слов. Ее особенностью является краткость, свернутость.
При переводе сокращений внутренней речи на развернутую внешнюю речь, понятную собеседнику, говорящий может испытывать трудности: «Крутится на языке, а выразить не могу!» Этим и объясняется возникающая иногда сложность объяснения внутренних мыслей одного человека другому.
Виды речи | ||
Внешняя речь |
Внутренняя речь |
|
Устная |
Письменная |
|
|
Понимать собеседника и слышать его реакцию можно только при устной речи. Читатель, воспринимающий письменную речь, не может видеть, слышать пишущего, ему необязательно его знать. Автора и читателя могут разделять время и пространство.
С отсутствием прямого контакта связаны трудности по созданию письменного текста. Автор не сможет использовать многие вербальные и невербальные средства выразительности: мимику, темп речи, интонацию, жесты, контакт глаз. В тексте присутствуют знаки препинания, но они не в состоянии заменить средства общения. Поэтому устная речь отличается большей выразительностью, чем письменная.
Полнота мыслей, развернутость, связность, понятность изложения – все это свойственно письменной речи. Главной ее особенностью является обработанность, возможность тщательно в течение какого-либо времени совершенствовать выражение мыслей. Для устной речи такие паузы несвойственны.
В устном общении не принято повторение уже известной по предыдущим репликам информации. Одни и те же фразы могут использоваться с разными целями. Например, для письменной и устной речи неоднозначен вопрос: «Который час?» На письме он имеет одно значение — интерес ко времени. Ситуации же устного общения разнообразны, и этот же вопрос несет разный смысл. Для засидевшихся гостей намек: «Не пора ли Вам домой?», для опоздавшего выражение негодования: «Сколько мы можем ждать?»
Таким образом, нормы устной и письменной речи различны. Можно сказать, не говорите, как пишите, и не пишите, как говорите!
Монолог и диалог
Условия общения определяют используемый вид устной речи: монолог или диалог.
Диалогическая речь — это беседа двух и более людей, высказывающихся попеременно. Диалог может быть целенаправленным или спонтанным, как повседневное общение. Обычный разговор не подразумевает четкого планирования, его течение и итог зависят от поддержания друг друга собеседниками, высказываний, замечаний, возражений или одобрений. Целенаправленная беседа организуется для переговоров, получения информации, выяснения вопросов.
Для ведения диалога не требуется специальной подготовки и требований, необязательно отрабатывать связные и развернутые высказывания, как в монологической или письменной речи. Понимание между участниками диалога достигается легко, можно сказать с полуслова. Необходимым условием для собеседников становится умение выслушать партнера, не перебивая, понять его возражения и ответить на них.
Монологическая речь – это речь одного лица, окружающие воспринимают ее, но не участвуют. Подобный «односторонний» разговор часто встречается при общении, например, в виде устных или письменных выступлений, лекций, докладов. Особенностью монолога становится направленность на слушателей. Его цель – воздействовать на людей, передать знания, мысли, склонить к своей точке зрения. Поэтому монолог развернут, распланирован, строится на логичном и связном изложении мыслей. Данные требования сложно соблюдать без подготовки.
Для монолога свойственно напряжение. Оратор следит за речью и за тем, какое воздействие она оказывает на аудиторию. Содержание речи, логичность мысли, последовательность, выразительность, контакт со слушателями – все это становится предметом внимания на протяжении выступления.
Разговором и обменом высказываниями нескольких человек называют такую форму речи, как полилог.
Стили речи
Лексика (язык состоит из нейтральных и стилистически помеченных слов) | ||
Нейтральная лексика |
Стилистическая лексика |
|
Большая часть слов приходится на ее долю. |
Высокая |
Сниженная |
|
|
Стилем речи можно назвать ее характер, особенности и своеобразие, исторически сложившиеся в разных сферах общественной деятельности. Они отличаются языковыми средствами и собственной организацией.
Выразить мысли можно с помощью научного стиля, публицистического, художественного, официально-делового и разговорного. С использованием текстов разных видов и стилей можно описать один и тот же объект. Разговорный стиль присутствует в основном в устной форме. Как устная, так и письменная речь характерна для книжных (статья, доклад, выступление).
Знание особенностей стилей абсолютно необходимо людям, трудовая деятельность которых связана с общением в разных формах. Функциональные стили – это неоднородные языковые системы. Они отражают условия общения для разных сфер, отличаются по терминологии и жанру. Рассмотрим свойства и примеры стилей.
Научный стиль
Сфера применения |
Основные характеристики и особенности |
Научная деятельность и образование. Курсовые, контрольные, статьи и другие научные труды. Конспект и лекция также относятся к текстам в научном стиле. |
|
Научная речь. Пример
«Результаты экспериментов позволяют сделать вывод, что исследуемый объект однороден, имеет сложную структуру, светонепроницаем. Объект меняет свойства после температурного воздействия выше 400 К. В результате исследований доказано, что под воздействием разности потенциалов меняется молекулярная структура данного вещества. Механическое воздействие на объект к видимым изменениям в структуре не приводит.»
Публицистический стиль
Сфера применения |
Основные характеристики и особенности |
СМИ, выступления на собраниях, газетные статьи, аналитические и информационные передачи. Цель – передача информации, воздействие на чувства и мысли читателя, убеждение. |
|
Рассмотрим пример:
«Беспрецедентное судебное заседание! Бразильский суд признал покер игрой, зависящей от удачи, а не от мастерства. Судебные тяжбы продолжались несколько лет. Подпольный покерный клуб был закрыт еще в 2010 году. Его владельцы, недолго думая, подали в суд с целью доказать, что покер является спортивной игрой.
Судья был непреклонен: «Невозможно отрицать умение владеть стратегией игры, которая определяется розданными картами или позицией за столом, но данные факторы не являются первостепенными, в отличие от удачи в покере. Только удача является самым важным фактором».
После полного разгрома обвиняемые подали апелляцию и привлекли специалистов по криминологии. Их точка зрения заключается в том, что успех игры определяется в первую очередь умениями и навыками игроков, а не удачным раскладом».
Официально-деловой стиль
Сфера применения |
Основные характеристики и особенности |
Нормативные и законодательные акты, деловая документация: приказы, деловые письма, докладные записки и другие юридические документы. Цель – передача информации. |
|
Пример 1:
«Уважаемый Иван Петрович! Ознакомившись с рекламной акцией и планом работы Вашего торгового центра, опубликованным в № 7 «Делового журнала» от 12.04.2014 г., направляем Вам заявку на участие в экспозиции. Просим включить нашу организацию в число участников выставки».
Пример 2:
«Я, Пупков Борис Борисович, от лица ООО «Феникс» выражаю благодарность коллективу корпорации ОАО «Темп», в частности Петрову А. А. и Иванову С. Н. за высокий профессионализм и своевременное разрешение проблемных ситуаций».
Литературно-художественный стиль
Сфера применения |
Основные характеристики и особенности |
Художественная литература. |
|
Пример:
В течение дня кок несколько раз готовит обед для голодных матросов, а это орава в 100 человек. Едят посменно, для каждой группы он накрывает столы, убирает и перемывает всю посуду. При том, что у подводников очень хорошее меню. Завтракают чаще всего творогом с медом или вареньем. Бывает даже из розовых лепестков или грецких орехов. К обеду или ужину обязательно положена красная икра, иногда ее заменяет осетровый балык.
Подводникам ежедневно подают 100 г красного вина, шоколадку и воблу. Эта традиция идет с советских времен, когда решали, как им поднять аппетит. Мнения разделились: одни члены комиссии считали, что лучше пивом, а другие – что ином. Победили те, кто за вино, но вобла к пиву так и осталась в пайке.
Разговорный стиль
Сфера применения |
Основные характеристики и особенности |
Повседневное общение между людьми, бытовые ситуации. Интернет, блоги, веб-публицистика. |
|
Пример 1:
«Салют, чувак! Что за жизнь, если в ней нет энергии, адреналина и скорости! Я живу для экстрима, ради острых ощущений. Драйв – это круто! Я люблю, когда адреналин срывает крышу. Я не могу без байка, дороги. Теперь ты в теме? Мне хорошо, пока я могу бросать вызов этой жизни».
Пример 2:
«Бывало, и в лесу ночевал. Боязно как-то. Холодина, до косточек пробирает. Тогда и встретился с медведем. Шел на ток, на подслух. Уже темно было. Ага! Сидят, все слышно. Ну, вроде, кажется, чуйка подсказывает, что там… Накрыло тенью – филин сверху, метров двух. Тихонько подлетает, башкой вертит. Ну, голубчик, прихлопну я тебя!»
Чужая речь
Еще одним видом речи является чужая речь. Она присутствует в некоторых книжных стилях, состоит из реплик лиц, включенных в повествование, помимо авторских, и передается с помощью прямой и косвенной речи.
Прямая речь – это дословно приведенное высказывание человека, а косвенная – передача содержания сказанного, при этом слова говорящего можно изменить. Они различаются в основном с точки зрения синтаксиса. Прямой речью является независимое предложение. Косвенной – придаточная часть в предложении со словами автора, причем его речь играет главную роль.
Прямая речь не всегда дословно отражает сказанное, ее могут сопровождать разнообразные слова автора: «Она ответила примерно так…»; «Он с недовольством спросил…» и другие. При сближении данные виды речи образуют несобственно-прямую и полупрямую речь.
Особенности прямой речи | |
Передает не только высказывания, но и мысли других лиц, автора. |
Слова автора могут быть приведены до прямой речи, после нее, включены в прямую речь и, наоборот, включать ее в себя. |
«Мужики, у кого есть инструмент, собирайтесь сюда,» — хриплым голосом скомандовал Дубаев. «Вы познакомились? – спросил я. – И при каких обстоятельствах, интересно?» Я уже было хотел сказать ему: «Ну-ну, Петрович, помиримся…». Смотрел ей вслед и думал: «Почему жизнь так меняет людей?» |
Владимир открыл ворота и провозгласил: «Привел!» «Откуда ты его знаешь?» — спросил сын. «Семенов жил на той же улице, что и я, — продолжал Трифонов, — в доме напротив, на третьем этаже». Я сразу вышел и подумал: «Кто это ночью возле дома бродит?» — стало тихо. |
Заключение
Нежелательно смешивать разные виды речи, устное, письменное направления и стили. Стиль разговорного характера лучше оставить для устной реализации.
При письме преобладают книжные стили, такие как научный, деловой и художественный. Публицистический используется во всех формах. Есть и исключения. Допустим, в литературном рассказе встречается разговорная форма, на устном выступлении студент представляет доклад в научном стиле или официальном.
Формы устной и письменной речи во многом схожи, так как их основой является литературная лексика. Оба вида должны применяться с соблюдением норм русского языка.
Все рассмотренные формы относятся к активной речи. В жизни нередко используется и пассивная, когда человек не рассказывает, не записывает, а просто слушает. Пассивная речь состоит из восприятия и понимания рассказа другого.
4. Основные виды речи и их особенности.
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной (рис. 13.3). При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.
Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.
Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.
Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.
Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.
Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции:
обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.
Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это сложное явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь :: SYL.ru
Общение — явление многоплановое. Одна из его составляющих — речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.
Какой она бывает
Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).
Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.
Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.
Язык и речь. Устная и письменная речь
Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.
Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе — бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.
Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее — сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.
В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается — это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.
Чем хороша устная речь
Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.
Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все «набело», без предварительных поправок.
Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.
Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.
Другие ее особенности…
В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации — это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.
Важные характеристики устной речи — спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.
…и виды
Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую — подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.
Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа «э-э-э», «вот», «значит»), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.
По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.
О письменной речи
Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.
В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.
Признаки письменной речи
Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.
Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования — строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых — выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.
Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована — страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.
Монолог и диалог. Примеры и суть понятий
Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин «полилог» возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.
Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.
Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.
Каким бывает диалог
Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета («до свидания» или «всего доброго»).
В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.
В литературных источниках также встречается диалог. Примеры — общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.
Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае — состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.
Поговорим о монологах
Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей — например, в форме моноспектакля.
В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.
По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная — это передающий знания монолог. Примеры — всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.
Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.
Полилог — что за зверь?
Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.
Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.
Разные типы текстов
По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.
В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.
Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.
Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.
…и стилей
Современная лингвистика упорядочила само понятие «речь». Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.
В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль — строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).
Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.
Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.
Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря — целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.
Речь. Виды речи (стр. 1 из 2)
Речь — особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны — говорящий и слушающий. Говорящий — выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий — воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.
Виды речи:
1. Внутренняя — при подготовке к устной или письменной речи — фаза внутреннего проговаривания речи про себя.
2. Внешняя речь: — письменная — общение посредством письма. — устная — слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени.
Устная делится на: а) диалогическая — взаимные реплики. б) монологическая.
Все виды речи тесно взаимосвязаны — общая черта: произнесение в слух или про себя.
Речевая деятельность в общении
Речь выполняет две основные функции — коммуникативная и сигнификативная.
1. Сигнификативная — слово человека обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает его образ.
2. Коммуникативная: — средство выражения — стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Включает мимику и жесты. — средства воздействия — это средства общения.
Речь — социальный продукт, она предназначена для общения и возникает в нем.
В акт общения входит сами коммуниканты, осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.
Схема коммуникативного акта:
К — С — П (коммуникатор, сообщение, реципиент).
Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию) , т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:
1. Обмен информацией между участниками.
2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.
3. Восприятие общающихся друг другом.
Прежде чем заказать или купить реферат, курсовую или диплом по социальной психологии с практической частью, ознакомьтесь с данной статьей, что поможет Вам в дальнейшем успешно защитить заказанную у нас работу.
Характеристики каналов связи общения
В коммуникативном акте выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная. Использует в качестве знаков системы человеческую речь. Речь — система фонетических знаков, включающих 2 принципа — лексический и синтетический.
Невербальная. Бывает:
1. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика).
2. Паралингвистическая (система вокализации — тембр, диапазон, тональность голоса).
3. Энетралингвистическая (включение в речь пауз, плача, смеха).
4. Визуальное общение — слуховая (аудиовербальная — радио) ; — визуально-вербальная (письмо).
Компоненты коммуникативного акта
Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) — формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника — выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.
Типы и виды коммуникативных актов
1. По содержанию: — производственные; — практико-бытовые; — межличностно-семейные; — научно-теоретические; — научно-практические;
2. По форме контактирования: — прямые; — опосредованные (переписка).
3. По типу связи: — двунаправленные (письмо) ; — однонаправленные (книги).
4. По степени взаимодействия коммуникантов: — высокая; — удовлетворительная; — незначительная; — неудовлетворительная; — отрицательная.
При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.
5. По результатам: — негативный, совершенно превратно понят; — нулевой, никак не можем понять друг друга; — позитивный.
Правила культурного общения
1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что — нет.
2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.
3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.
4. Искусство подлинного общения всегда предполагает умение четко и ясно в подходящем стиле и грамотно обмениваться информацией (интересной и достоверной).
5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.
6. Не говорите много — раздражает.
7. Умение контролировать себя в общении свойственно людям искренним и прямолинейным.
Как склонить человека к своей точке зрения
Правила:
1. Одержать верх в споре — уклониться от него.
2. Уважайте мнение собеседника, не говорите о его неправоте.
3. Если вы не правы, признайте это.
4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть ваш собеседник считает, что главная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям другого.
10. Взывайте к более благородным мотивам.
11. Драматизируйте свои идеи, подавая их эффектно.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
Умение слушать в акте общения
Осознание себя через других включает две стороны:
1. Идентификацию — уподобление себя другому.
2. Рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимается партнером.
Близким к идентификации стоит явление эмпатии — стремление эмоционального отклика на проблему другого человека. В условиях дефицита информации люди зачастую начинают приписывать друг другу причины поведения и общие психологические характеристики — казуальная атрибуция.
Различают три эффекта при восприятии людьми друг друга:
1. Эффект ореола — общее благоприятное впечатление. Приводит к положительным оценкам неизвестных качеств работника или наоборот к отрицательной оценке.
2. Эффект новизны и первичности — при восприятии незнакомого человека преобладает ранее предъявленная информация, при восприятии знакомого человека действует эффект новизны — т.е. более новая информация.
3. Эффект стереотипизации — часто возникает относительно групповой принадлежности человека проф. направленности — военный, врач и т.д.
1. Выявить свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок (часто ли вы перебиваете собеседника и т.д.)
2. Не уходите от ответственности за общение, она обоюдна. Умейте указать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете — этого можно добиться активными вопросами.
3. Будьте внимательны, умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости.
4. Умейте сосредоточиться на том, что говорит собеседник, сведите до минимума всевозможные помехи (телефон, телевизор) , не допускайте блуждания мыслей.
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувств собеседника.
6. Умейте быть наблюдательными, следите за мимикой собеседника, т.к. на эмоциональное общение приходится большая часть общения.
7. Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к собеседнику, что поможет ему точнее выразить свою мысль.
8. Прислушивайтесь к самому себе.
9. Помните, что часто цель собеседника — получить от вас что-либо или изменить ваше мнение.
Телефон как средство коммуникации
Телефон является наиболее часто используемым средством коммуникации. Это ведет к тому, что учащаются ошибки, стоящие относительно много времени.
10 телефонных ошибок:
1. Неясная цель разговора.
2. Импровизация в подготовке к разговору.
3. Неблагоприятное время для звонка.
4. Поиск номера абонента.
5. Звонок без предварительной подготовки документов.
6. Предварительно не записанные ключевые слова.
7. Не объясняется цель разговора.
8. Монолог вместо выслушивания с постановкой вопроса.
9. Не ведется последующая запись разговора.
10. Не конкретные договоренности.
Многие звонят из тщеславия, в поисках контакта, от растерянности, из желания произвести впечатление и т.д.
Несколько советов по рациональному использованию телефона
Следует различать пассивные «входящие» телефонные звонки и активные «исходящие». Телефон представляет по крайней мере 6 преимуществ по сравнению с письмом:
1. Скорость передачи.
2. Немедленная связь.
3. Непосредственный обмен информацией.
4. Персональная связь.
5. Сокращение бумагооборота.
6. Экономия денег.
Экономятся затраты на служебные командировки для проведения персонального диалога. Переговоры по селектору могут заменить совещание.
Чтобы заранее отгородиться от ненужных звонков или перенести их на другое время: — проинформировать всех потенциальных абонентов о том, когда не следует звонить; — сообщить своим абонентам время, когда звонить; — избегать в конце разговора фраз типа: «позвоните мне как-нибудь», если вы этого не желаете; — звоните точно в назначенное вам время, не заставляйте ждать своего партнера; — пусть все «входящие» звонки идут через секретаря или автоответчик.
Секретарю следует использовать не обязывающие формулировки в общении с абонентами. Дать понять клиенту, что ему хотят пойти навстречу.
8 советов по рациональному использованию телефона
1. Телефон как средство рационализации.
Отправить ответ