Типы текста в русском языке 4 класс: Типы текста / Текст / Речь и её характеристики / Справочник по русскому языку для начальной школы – Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Презентация «Типы текста»

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Технологическая карта урока по русскому языку «Текст. Типы текстов»

Тема: Текст. Типы текста.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: формировать у учащихся понятия о типах текста и их особенностях.

Задачи: систематизировать знаний об отличительных особенностях текста, как системной единицы; совершенствовать умение определять тип текста; отрабатывать навык составления текста по опорным словам, исходя из заданной темы

Планируемые результаты

Предметные:

создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

  • Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • развивать умение работать с информацией;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Личностные: создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка.

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные листы с заданиями.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Приветствие, инструктаж по гимнастике для глаз. (Слайд 1)

Мотивирует к деятельности с помощью заданий: «Запишите увиденные буквы»,  «Разделите буквы на две группы и обоснуйте свой выбор.»

Работа с пословицей (Слайд 2)

Каждый день ж.знь прибавляет ч.стицу мудрости

Как вы понимаете ее смысл? Какое значение имеют в обретении мудрости уроки русского языка?

Дает установку на решение орфографических задач и запись пословицы.

Пословица будет девизом урока.

Гимнастика для глаз.

Записывают в тетрадь буквы : ж, ч, й, ш, щ, ц и объясняют, что их объединяет и на какие группы их можно разделить

Работа с пословицей.

Личная мотивация изучения русского языка.

— Определяют, что в слове жизнь после буквы твердого согласного звука под ударением пишется и , а слове частицу пишем букву безударного гласного звука а, проверочное слово – часть.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает  найти в текстах «лишнее предложение» и объяснить свой выбор

1. А) Пришла осень. Я видел зайца на картинке в книге. Светит месяц.

Б) У него небольшая голова, длинные уши, короткий хвост. Неслышно крадётся он по земле. У воробушка серая грудка.

В) Не срывайте редкие растения. Покормите птиц зимой. Передние лапы у зверька короткие, а задние длинные.

Г) Вдруг всё порыжело! Из книги я узнал много интересного о зайце. Как чудесно осенью в лесу!

Предлагает прочитать «лишние» предложения и посмотреть, что получилось.

Работа с характеристикой предложений.

Работа с понятием «Текст» Формулирование темы урока и постановка цели, исходя из темы.

Работа с признаками текста.

Организация познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности с помощью вопросов «Какая птица у меня на слайде? Что знаете про эту птицу?»

Дает инструкцию по работе с текстом: «Прочитайте тексты на ваших листах и скажите, что из них вы узнали о пеликане.»

Спрашивает: «Что общего в содержании этих текстах? Чем они различаются? К какому типу относится первый текст (текст описание). Докажите. Какие приемы использует автор, чтобы создать текст – описание?

Какой вопрос можно задать к этому тексту?»

Предлагает сформулировать определение типов текста и выстроить алгоритм их определения.

Организовывает проверку по учебнику. (Слайд 7)

Самостоятельная работа (задание по выбору)

Предлагает самостоятельно выбрать уровень задания, составить план действий и выполнить задание.

а) Лисица – это ……… зверь. Она живёт в …. . Это животное …….. размера, с  ….. …… хвостом. Мордочка у неё ……… , ушки ………, лапки ……….. . Шерсть у лисы ………… . Лиса ходит (как?) ………. . Охотится этот зверь на …… , ……… . В сказках она выступает …………       …………….. . 

б) Коля, заблудился, стал звать на помощь, не отозвался, ночь, темно, на дерево, вдали огонёк, лесная сторожка, провёл ночь, лесник, утром, отвёл домой.

Выясняет, всё ли удалость в данном задании.

(слайд 6) пеликан

Рассказывают известные им факты о пеликане.

Работа с текстом

Определяют общую тему текстов и находят их различия. Определяют особенности каждого типа текста, их структуру . Проверяют себя по учебнику.

Текст, в котором есть картины природы, описаны предметы, явления, действия, называется описанием.

Текст, в котором говорится о последовательных событиях, связанных между собой, называется повествованием.

Текст, в котором что-либо доказывается, объясняется, называется рассуждением.

Самостоятельно выбирают уровень задания, составляют план его выполнения: определяют тему, главную мысль, тип текста, выбирают художественные средства, составляют текст. Записывают и проверяют себя в соответствии с составленным планом действий.

Определение типа текста.

Определение темы и главной мысли.

Запись текстов в тетрадь. Проверка.

Анализируют свою работу.

Рефлексия деятельности

Проводит рефлексию с помощью игры:

Текст состоит из предложений.

К тексту нельзя придумать заглавие.

Все предложения в тексте имеют границы.

Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

В тексте всегда о чем- то или о ком- то говорится.

Текст можно разделить на части.

Каждая часть текста записывается с красной строки.

Существует 2 типа текстов.

 Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.  Это текст-повествование?

Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю. Это текст – повествование?

Предлагает оценить свою работу и подвести итог урока.

Выполняют задания

 +, -, +, -, +, +, +, -, -, +

( Слайд 8)

Проверяют себя, оценивают и анализируют свою деятельность на уроке.

Делятся впечатлениями.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок в 4 классе на тему»Типы речи- повествование и описание».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Инициация (начало урока)

Учитель: — Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы? (СЛАЙД 1)

Учитель: — Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

Учитель: — Сегодняшний урок будет проходить под девизом:

ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ (СЛАЙД 2)

Учитель: — Как вы понимаете эту пословицу?

Учитель: — Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание и неумение. Умение грамотно писать и красиво говорить – основной путь к успешному обучению в дальнейшем.

Учитель: — Умение грамотно писать и красиво говорить необходимо людям многих профессий. Как вы думаете, каких?

А вот,  чтобы книга или журнал вышел в свет, их проверяет редактор. Вот и мы с вами сегодня побываем в роли редакторов. А я буду направлять вашу работу. Можно?

Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение.

Мы – умные.

Мы – дружные.

Мы – внимательные.

Мы – старательные.

Мы – отлично учимся,

У нас всё получится!

Дети садятся.

Работа в тетради.

Предположения учащихся.

Ответы учащихся (экскурсоводам, учителям, писателям т.д.)

Коммуникативные УУД:

высказывать и аргументировать свою точку зрения,

уметь слушать и понимать других.

Регулятивные:

уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.

Личностные УУД:

мотивировать образовательный процесс,

осваивать личностный смысл учения,

обеспечивать личностный моральный выбор.

2.Введение в раздел.

Повторение изученного ранее материала.

Учитель: — Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжаем работать в разделе «Слово»:

приставка в слове присоединить +

корень в слове предлагать

1 буква алфавита +

2 суффикс в слове писатель +

 суффикс в слове сонный +

окончание в слове знакомое (СЛАЙД 3)

Учитель: — Какое слово у вас получилось? (СЛАЙД 4)

Учитель: — Молодцы. Для того, чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши научные знания об этой части речи.

Чистописание

Учитель: — Сейчас я вам зачитаю высказывания, если оно  ложное, неверное, то вы в тетради записываете строчную букву н, а если истинное, верное – то строчную букву в.

 

1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное, называется морфологией. -В

2. Имя прилагательное – это «служебная» часть речи. Н

3. Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и является второстепенным членом предложения. В

4.Начальная форма имени прилагательного – это форма ж.р., ед.ч. Н

5. Имена прилагательные изменяются только по падежам и числам .Н

6.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже называются словосочетанием существительного с прилагательным. В

7. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное  В

8 .Прилагательные, близкие по смыслу называются антонимами. Н

9. Прилагательные, противоположные по смыслу называются синонимами. Н

Учитель: — Сверьтесь с образцом. (СЛАЙД 5)

— У кого такая же последовательность букв?

— У кого получились красивые, ровные буквы?

— Молодцы.

По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.

— Прилагательное.

Учащиеся записывают в тетради.

Коммуникативные УУД:

использовать средства речи для передачи информации,

самовыражение,

обучение сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений,

давать самооценку.

Личностные УУД:

учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.

Познавательные УУД:

учить анализировать, сопоставлять,

самостоятельно делать выводы.

3. Языковая разминка. Вхождение в тему

Учитель: — В редакции из-за сбоя компьютера нарушился порядок слов в предложении. Попробуйте составить его из следующих словосочетаний: (СЛАЙД 6)

На ветках (каких ?)пушистых

Распустились (на чем?) на ветках

Распустилась (чем? как?) каймой

Распустилась (чем?как?)бахромой

Каймой (какою?) снежною

Бахромой (какой?) белой

Учитель:- Ребята,кто догадался,из  какого стихотворения эти строчки?

В 1913г певец русской природы,Сергей Есенин,описал русские березы в своем стихотворении «Белая береза»

Слушание аудиозаметки стихотворения.(АУДИОЗАМЕТКА)

Учитель: — А теперь запишим авторский вариант из стихотворения  Сергея Есенина «Белая береза»

На пушистых ветках (СЛАЙД 7)

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Учитель: — Выполним синтаксический разбор предложения.

Учитель: — Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?

Учитель: — Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Итог: — Верно, имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной, яркой.

Ученики вслух проговаривают варианты предложений.

Ответы учащихся

1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,

2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи,

остальные в тетрадях.

-украшают речь

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание,

логически рассуждать,

делать выводы.

4.Изучение нового материала

(постановка проблемы)

Учитель: — Так как мы сегодня работаем в роли редакторов, вам необходимо ориентироваться в таких научных понятиях, как:

                         тип речи

повествование описание рассуждение

Учитель: — Как вы понимаете фразу тип речи? Каким другим словом можно заменить?

Учитель: — Итак, какие бывают типы (виды) речи? (может,кто знает?)

   тип речи

повествование описание рассуждение

Сегодня мы работаем с двумя из них.

Первый тип текста- повествование.

Учитель: — Что такое повествование?

 Описание? Как вы понимаете?

— Как об этом написано в словаре нам найдет и прочитает … . (СЛАЙД 8 и 9)

— Вы оказались правы, молодцы.

Учитель: — Попробуйте сформулировать цель нашего урока, над чем же мы будем работать сегодня на уроке? (СЛАЙД 10)

Чем отличается повествование от описания?

Учитель: — В редакции нам поручили подготовить к печати текст – описание. Прочитайте внимательно предложенные тексты.

1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортив ным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.

Учитель: — Как вы считаете, который из предложенных текстов текст – описание? Почему?

Ответы детей (вид речи)

Работа учащихся со словарём.

— Будем работать над типами речи – повествованием и описание.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Ответы учащихся.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,

объяснять смысл слов.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.

Познавательные УУД:

формулировать познавательные цели, отбирать информацию,

анализировать, самостоятельно делать выводы.

5.Пути решения проблемы

Учитель: — А вот по каким ещё признакам с точки зрения науки о русском языке описание отличается от повествования мы сегодня и выясним.

Учитель: — Положите текст-описание перед собой.

Учитель: — Давайте будем рассуждать и заполнять таблицу.

(СЛАЙД 11)

Учитель: — Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

  • Нарисовать словами картину
  • Рассказать о последовательности событий

(СЛАЙД 12)

Учитель: — Какой вопрос можно поставить к данному тексту:

  • Что происходит с предметом (человеком)?
  • Каков предмет (человек)?

(СЛАЙД 13)

Учитель: — Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т. е. ключевые слова?

  • Прилагательные
  • Глаголы

Учитель: — Давайте восстановим цепочку рассуждений и аналогично заполним второй столбик таблицы.

(Положите перед собой текст-повествование)

Учитель: — Послушайте и определите,  к какому типу речи относятся эти строчки?

Рисунок опиши любой,

Ответив на вопрос « какой?»

А чтобы не было возни,

Ты прилагательных возьми.

О чем – то хочешь рассказать?

Глаголов нужно больше взять,

Что происходит, описать,

Картинок множество создать.

Учитель: — Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов – описанием и повествованием?

По ходу рассуждения учащиеся заполняют таблицу

описание

повествование

Цель

Нарисовать словами картину.

Рассказать о последовательности событий.

Вопрос к тексту

Каков предмет (человек)?

Что происходит с предметом (человеком)?

Ключевые слова

Прилагательные

Глаголы

Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные на местах.

Ученик ведёт у доски рассуждение, остальные на месте заполняют второй столбик таблицы.

Описание

Повествование

— Газетные статьи о каких-либо событиях – это повествование, в литературном чтении произведения М.Пришвина, К.Паустовского о природе, о животных – это описание

Коммуникативные УУД:

сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий,

сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

Личностные УУД:

оценивать жизненные ситуации.

Познавательные УУД:

отбирать информацию,

анализировать,

выбирать критерии для сравнения,

строить логическую цепь рассуждения.

6.Физкульт-минутка

Учитель: — Потрудились не на шутку,

Отдых наш – физкультминутка.

Учащиеся под музыку выполняют движения

Регулятивные УУД:

снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления

7.Закрепление

Учитель: Ребята, главный редактор поручил нашему редакторскому отделу внести исправления, т. е. сделать корректировку текстов. В предложенные тексты нужно вставить подходящие по смыслу слова, записать его в тетрадь и определить, к какому типу речи относится данный текст. Работаете по рядам в парах.

На катке

Чудесные стоят деньки. На улице …сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже … . Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! Полина … на одной ноге и упала.

Звери зимой

Уснули до весны звери в … лесу. Залёг в … яму медведь. В норку забилась … лисица. В моховом гнезде уснула … белочка. Без жилья зимой только зайчишка — … уши.

На лесной поляне

Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки.

Учитель: — Проверяем текст 1 ряда. К какому типу речи вы его отнесли? Почему? Для ответов используйте опорные слова из нашей таблицы.

Устная работа по закреплению типов речи.

Учитель: — Ребята, на уроках окружающего мира вы готовили сообщения об эпохе «Средневековье». Как вы помните, именно в «Средневековье» было изобретено книгопечатание. Я попрошу озвучить отрывки из своих докладов для того, чтобы определить тип речи.

Учитель: — К какому типу речи относится данный текст? Как вы определили?

Учитель: — К какому типу речи относятся данный текст? Как вы определили?

1 ряд (розовые листочки)

2 ряд (зеленые листочки)

3 ряд (голубые листочки)

Ученик 1. Изобретение книопечатания

В Средние века многие изобретатели пытались открыть способы создания книг. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст – строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.

Ученик 2. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Жили рыцари в замках, которые воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове среди реки. Вокруг замка высились могучие стены. Рыцарский замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находилась главная башня и другие постройки.

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний,

слушать и понимать других,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные УУД:

самостоятельно корректировать работу,

определять правильность выполненного задания.

Познавательные УУД:

сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи,

определять, какая информация нужна для решения учебной задачи,

строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний

Познавательные УУД:

определять, какая информация нужна для решения учебной задачи

8.Итог урока. Домашнее задание.

Учитель: — Что было новым для вас на уроке? Чем же отличаются эти типы речи?

Учитель: — В каком тексте имена прилагательные играют важную роль?

Учитель: — Как вы считаете, достигли мы своей цели, которую поставили вначале? Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования? Что нам помогло в этом?

Учитель: — А что важнее: описание или повествование?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. Вот и вы в домашней работе должны будете составить на выбор текст – описание или текст – повествование на заданную тему:

«Как прошёл открытый урок»

«Портрет соседа по парте»

Оценивание. — Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке?

Ответы учащихся

Описание

-Умение слушать, сотрудничать, быть внимательным…

Ответы учащихся.

Ответы учащихся

Коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

оценивать личностный смысл учения,

оценивать своё отношение к процессу обучения.

Познавательные УУД:

анализировать,

делать выводы на основе полученных знаний,

осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.

9.Рефлексия.

Учитель: — У вас на столах лежат ладошки  и облачко. Кто доволен своей работой на уроке, вывешиваете на доску ладошки. Они будут лучиками для нашего солнышка!. А кому было сложно и непонятно, прикрепляете облачко.

Для гостей: метод «Солнышко, облачко». На солнышке написать то, что понравилось на уроке, на облачке – пожелание учителю, детям и прикрепить на доску.

Учитель:- Ребята,посмотрите,как ярко,светло и тепло стало у нас в классе!!!

-Спасибо за урок! (СЛАЙД 14)

-Урок окончен.

Учащиеся выходят по одному и выполняют задание учителя.

Регулятивные УУД:

давать оценку деятельности другим,

давать оценку своей деятельности

План-конспект урока по русскому языку (4 класс): Конспект урока русского языка по теме: «Типы текстов (составление текста-рассуждения)». 4 класс. УМК «Перспектива».

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                            Организационный момент

                                             Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает выписать слова, в которых буквы е, ё, ю,я обозначают два звука.

На доске:

Юбка, вянет, ель, лень, поёт, Серёжа, юг, люк, заяц, союз, яшма, мель, тёмный, пятка, весна, солёный, осень, соя, решаю, сев, слёзы, ряд.

  • Работают над выборочным диктантом. Выписывают слова.

                                        Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает прослушать два текста и определить тип текстов.
  • По каким признакам вы это поняли?
  • Предлагает зачитать «Узелки на память», вспомнить, какие типы существуют.
  • О каком типе текста мы не вспомнили?
  • Слушают тексты. Определяют их типы.

1.Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2. Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.

  • Читают «Узелки на память».
  • Отвечают на вопросы учителя.

                                    Целеполагание

  • Какая тема урока?
  • Цель?
  • Задачи?
  • Сообщают тему урока.
  • Ставят цель.
  • Определяют задачи.

                                       Организация познавательной деятельности

  • Предлагает познакомиться с правилом, как отличить текст-рассуждение.
  • Предлагает прочитать текст М. Пришвина из учебника с.32 упр.45 и доказать по алгоритму, что это текст-рассуждение.
  • Знакомятся с правилом.
  • Читают текст из учебника, находят в тексте утверждение, доказательство и вывод.

                                                 Первичное усвоение знаний

  • Предлагает выполнить упражнение №46 с.32 учебника
  • Читают задание и выполняют по алгоритму упражнение.

Рефлексия (самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону)

  • Предлагает составить самостоятельно текст-рассуждение на тему «Имя прилагательное», воспользовавшись планом на с.32 учебника, а также осуществить взаимопроверку по образцу.

Составляют текст – рассуждение по плану. Осуществляют взаимопроверку по образцу. Оценивают результат своей деятельности:

«+» — я справился

«-» — допустил ошибки.

Урок по русскому языку 4 класс на тему «Текст рассуждения, текст — описания, текст

Урок  14. _20 сентября 2018_________________

Тема: Текст – рассуждение, текст – описание, текст – повествование.

Цели урока: дать представление об отличительных особенностях научной и художественной речи; формировать умение составлять элементарные тексты научного и художественного стилей речи; повторить алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Внимание! Проверь , дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

II.Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

— Письмо букв и слов. Слайд 2.

2.Орфографическая минутка .

Разгадайте ребус. Слайд 3

Учитель читает загадки, а ученики разгадывают. Записывают в тетрадь, а затем сверяются с написанным.

— На какую орфограмму записаны слова?(Непроверяемая безударная гласная в корне слова)

III.Самоопределение к деятельности.

  1. — Посмотрите на кроссворд и скажите: какое слово спряталось в кроссворде? (Текст)

Какое слово появилось? (Текст) Случайно ли это?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы? Как будет звучать тема урока?

Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разных видах текстах. Слайд 3.

IV. Работа по теме урока

1.Работа в парах. Трое учеников работают у доски.

1)По каким признакам можно определить тип текста?

2) Работаем в парах. У вас на столах лежат конверты. Ваша задача распределить признаки текста по типам: повествование, описание, рассуждение.

Текст

Повествование

Описание

Рассуждение

ЦЕЛЬ

Рассказ, сообщение

Описание предмета, лица, места

Объяснение причин, высказывание точки зрения

ВОПРОС

Что произошло?

Какой?

Почему?

СТРУКТУРА

  1. Вступление

  2. Развитие действия

  3. Заключение.

  4. Можно нарисовать несколько картинок.

  1. Вступление

  2. Перечень признаков.

  3. Оценка, впечатления.

  4. Можно нарисовать только одну картинку.

  1. Тезис(вопрос).

  2. Доказательства.

  3. Вывод.

  4. Нельзя нарисовать картинку.

3) Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.

1. Прочитать текст.

2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.

3. По вопросу и содержанию определить тип текста.

Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм. . ( Текст – рассуждения.)

Текст 2. Лось. Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов. ( Текст – описание)

Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю. (Текст – повествование)

1) К какому типу речи относится первый текст ? (Текст – рассуждения) Попробуйте доказать. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).

— Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)

— Найдите в тексте доказательство. (По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?).

— Прочитайте вывод. (Поэтому на помощь птицам приходят дети).

Вывод: мы доказали, что это текст – рассуждение.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте нераспространенное предложение.

2) К какому типу речи относится второй текст? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).

Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)

Вывод: мы доказали, что это текст — описание.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их.

3)Как вы думаете, какой это тип текста под №3? Докажите, что этот текст повествования. (В тексте говорится о первых месяцах жизни медвежонка).

-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?

Вывод: мы доказали, что это текст – повествования.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.

V. Физкультминутка.

VI.Продолжение работы по теме урока.

1. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)

Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование – п).

1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Самопроверка. Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7 Работа с оценочным листом. Если вы справились с заданием без ошибок поставьте себе !, если была допущени1,2 ошибки – +а если не справились с заданием, поставьте -.

2. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Разделите текст на предложения. Спишите.

В осеннем лесу.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни на золотом фоне видны яркие пятна кленов тихо падают с берез легкие листья от дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины тихо в осеннем лесу под ногами шелестит сухая листва

VII. Итог урока.

Что нового взяли для себя из этого урока?

— Что вам понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Что для вас показалось очень трудным?

VIII. Рефлексия

Закончите предложения:

Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. .

Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .

Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? называется -… .

Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .

IX. Выставление отметок

Работа с оценочными листами. Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу и вы выполнили все задания правильно, то поставьте себе 5. Если считаете, что могли бы работать лучше и допустили 1-2 ошибки – поставьте 4.

А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует еще поработать, если что-то не понятно спросить у товарища или учителя, отметку пока не ставьте.

X. Домашнее задание: с.32 № 46

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о