50 интересных тем для разговора или о чем говорить, когда говорить не о чем :: Инфониак
Вы хотите заговорить с парнем или девушкой, но боитесь, что разговор не задастся? Это происходит со многими.
Представьте, что вы общаетесь с каким-то человеком. Вдруг наступает неловкая пауза и, вы осознаете, что не нужно молчать, но в голову совсем не приходит никаких мыслей, будто мозг перестает работать. На ум приходят только глупые идеи, которые вам стыдно озвучить вслух.
Молчание между вами продолжается, вы начинаете паниковать, голова опустошается, и вы едва можете вспомнить свое собственное имя.
Естественно, вам захочется предотвратить данную ситуацию. Что ж, у нас есть хорошие новости для вас. В этой статье вы найдете целых 50 тем для разговоров, которые помогут возобновить беседу.
Данный список пригодится вам перед первым свиданием или перед походом на вечеринку.
Некоторые темы покажутся вам простыми, но именно они и помогают, когда вы оказываетесь в стрессовой ситуации. Совсем не нужно говорить об инопланетянах и философии, чтобы продолжить разговор.
Читайте также: 100 интересных вопросов девушке, чтобы её заинтересовать и больше о ней узнать
Темы для разговора с мужчинами и женщинами
Как себя вести, когда нечего сказать?
© Latino Life
1. Задавайте открытые вопросы, так как собеседник сможет много чего рассказать.
2. Бывает, что вы не понимаете, о чем говорит человек, так как мало что знаете по той теме. Для того, чтобы не прерывать беседу, перефразируйте сказанные собеседником слова. Это покажет не только вашу заинтересованность, но и то, что вы, действительно, слушали своего оппонента. Если не получается перефразировать, то задавайте больше уточняющих вопросов. Так вы покажете ваш интерес к выбранной теме.
3. Обменивайтесь мелочами. Когда человек начинает рассказывать детали события, это привлекает слушателей.
4. Не нужно остроумничать, потому что это отталкивает людей. Начните разговор с простого приветствия.
5. Заготовьте несколько дежурных фраз, чтобы избежать неловкости.
6. Улыбайтесь, только естественно. Улыбка притягивает к себе людей и спасает во время неловкой ситуации.
7. В большой компании важно представиться и пожать руку окружающим.
Разговоры о хобби
Если вы выясните, чем тот или иной человек увлекается, значит вы узнаете почти все о нем.
Хобби – неприбыльное дело, так как мы занимаемся этим не для получения денег, а для расслабления и веселья. Некоторым нравится йога, другим медитация и шопинг, третьи любят фотографировать.
© ELEVATE/Pexels
Читайте также: Необычные хобби знаменитостей: интересные коллекции
Данные вопросы помогут вам определить хобби вашего собеседника:
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Это простой, но в то же время эффективный вопрос, так как вы сможете узнать не только об одном увлечении. Если же человек вам отвечает размыто, то вы можете задать более конкретизирующие вопросы, такие как:
1. Играете ли вы на каком-либо музыкальном инструменте?
2. Умеете ли вы рисовать?/Занимаетесь ли вы искусством?/Нравится ли вам разукрашивать картинки?
3. Вам нравится танцевать?
© via GIPHY
4. Поговорим о гаджетах, автомобилях или новых технологиях.
Данная тема подойдет, если вы общаетесь с парнем. Многим девушкам не интересно обсуждать компьютеры и технику как таковую, но это не означает, что всем.
Все же есть вероятность того, что вы встретите заинтересованную в технологиях даму.
Говорим о работе / школе
Большинство людей начинают беседу именно с этих тем. Ведь дети и взрослые проводят много времени именно в этих учреждениях.
Но только будьте осторожны, потому что не всем приходятся по душе эти темы. Пожилые люди, а также люди, которым не нравится то место, где они зарабатывают деньги, не поддержат разговор на данную тему.
© DAPA Images
Если же вам не попались вышеупомянутые собеседники, то вы можете задавать следующие вопросы:
1. Чем вы занимаетесь или что вы изучаете?
Это самый простой способ начать или продолжить разговор.
2. Какой ваш любимый (нелюбимый) предмет в школе или в университете?
3. В хороших ли вы отношениях с коллегами по работе или с одногруппниками?
Людям нравится перемывать косточки другим или по-другому сплетничать. Может это и не лучшее занятие, но так вы узнаете больше о характере собеседника.
4. Нравится ли вам ваша работа или вы ходите туда исключительно для того, чтобы поправить свое финансовое положение?
5. Какова работа вашей мечты?
Интересные темы для разговора
Путешествия
© Min An/Pexels
Обычно самые интересные ситуации происходят с нами во время путешествий.
1. В каких странах вы уже побывали?
Если вы оба побывали в одной и той же стране, то можно обменяться впечатлениями.
2. Вы когда-нибудь испытывали культурный шок?
3. Какие проблемы возникали во время путешествий и возникали ли они вообще?
Будет интересно послушать такие истории. Время пробежит незаметно для вас обоих и, вам не захочется прерывать беседу.
4. Вы когда-нибудь путешествовали самостоятельно, в одиночку?
5. Владеете ли вы иностранными языками? Использовали ли вы их, когда находились за рубежом? Как это было, поняли ли вас местные жители?
Это информация может быть полезной для тех, кто хочет покинуть страну или начать учиться за границей. Ведь вам придется говорить на другом языке, поэтому опыт другого человека поможет вам в будущей адаптации.
© via GIPHY
Если же никто из вас не выезжал за границу, то можно помечтать и поспрашивать, куда каждый из вас хотел бы слетать.
1. Хотите ли вы переехать? Где бы вы хотели жить?
2. Есть ли желание отправиться в путешествие?
3. Какую страну вы хотите обязательно посетить?
Небольшой совет: меньше вопросов и больше фактов о себе.
Большинство тем для разговора, которые мы добавили в нашу статью, звучат как вопросы.
Предупреждение! Если вы будете задавать слишком много вопросов подряд своему собеседнику, у него может возникнуть ощущение, что его допрашивают.
Лучше сначала рассказать о себе информацию на одну из предложенных тем. Вы заметите, что вам не нужно будет задавать вопросы для того, чтобы поддерживать беседу. Ведь в такой ситуации люди продолжают говорить по инерции. Это получается плавно и, человек, с которым вы общаетесь, не ощущает дискомфорта.
Например, вместо того, чтобы спрашивать напрямую о том, в каких странах побывал ваш оппонент, ответьте на вопрос самостоятельно. Начните свою реплику с этих слов: «Я побывал в прошлом году в двух странах: в Индии и в Бельгии. Там очень вкусно готовят, поэтому я часто посещаю эти страны.»
Если вы начали разговор таким образом, то вы между строк пояснили, о чем нужно далее говорить.
Когда вы начинаете о себе рассказывать, вы показываете, что доверяете данную информацию своему собеседнику и, он в ответ доверяется вам и говорит о себе. Тут действует закон взаимности.
Но и в этом случае можно перестараться, если говорить будете только вы, а собеседник не будет успевать вставить хотя бы два слова.
Вывод таков: задавайте меньше вопросов и не забывайте, что вы ведете диалог, а не монолог.
Развлечения
© via GIPHY
Во время прогулки можно услышать, о чем говорят люди вокруг вас, и чаще всего речь идет о фильмах, разных телешоу, книгах. Всегда появляются новые продукты, поэтому тема не теряет своей актуальности.
Читайте также: Тест: Какой фильм вам стоит сегодня посмотреть?
1. Какой ваш любимый фильм или телешоу?
На эту тему можно говорить долго, а если вы нашли совпадения в ваших предпочтениях, то вечно.
2. За какие прочитанные книги или просмотренные фильмы тебе стыдно?
Например, многим нравится фильм «Сумерки», но они не хотят признаваться в том, что смотрели все пять частей и, что иногда его пересматривают.
3. Выход какого фильма вы ждете с нетерпением?
4. Какие книги вам нравятся? Что последнее вы прочитали? Какой жанр является вашим любимым?
Этот вопрос поможет определить, что за человек возле вас. Вы сможете определить уровень его интеллекта.
5. Слушаете ли вы музыку? Какую музыку вы предпочитаете?
Исследование показало, что разговоры о музыке быстрее сближают людей, а также раскрывают личность собеседника.
6. Были ли вы на концертах? Какие именно вы посещали?
Если вы говорите с девушкой, то вы сможете узнать о ее предпочтениях. Ведь если человек ходил на концерт какого-либо артиста, это значит, что музыкант ему сильно нравится и интересен.
7. Какие фильмы вы любите пересматривать? Какие книги вы перечитывали по несколько раз?
Вы можете узнать о хороших книгах и интересных фильмах. Если вдруг вам придется скучать, то предложенные вашим собеседником книги и фильмы смогут спасти положение.
8. Играете ли вы в компьютерные игры?
Говорим о еде / кулинарии
Все люди питаются, поэтому будет интересно поговорить о предпочтениях в еде, а может даже узнать о каком-то новом и вкусном продукте.
© via GIPHY
Если вы впервые разговариваете со своим собеседником, то данная тема подойдет. Она ненавязчива и интересна.
1. Поговорите о заведении, в котором вы недавно побывали. Есть ли в нем какая-то изюминка? Понравилось ли вам заведение? Почему?
2. Какие блюда вы обычно готовите дома? Нравится ли вам вообще готовить или вы предпочитаете заказывать еду?
Собеседник может поделиться собственными рецептами.
3. Придерживаетесь ли вы диеты? Что это за диета?
Сейчас многие соблюдают разные диеты, поэтому вы сможете узнать от своего оппонента про новую или необычную диету.
Предупреждение! Лучше не спрашивать об этом пухленького человека, потому что это может его задеть, если тема веса для него является больной.
4. Еду какой кухни вы предпочитаете?
Ведь не все готовят себе европейские блюда. Возможно, вашему собеседнику нравятся азиатские блюда.
Разговоры о прошлом
© gstudioimagen2
Если вы начнете говорить о вашем прошлом, то разговор может плавно перерасти в сеанс терапии. Вы расскажете о неприятных ситуациях.
Даже не бойтесь начать разговор с незнакомцем, так как такая беседа даже пойдет вам на пользу.
Например, такой испанский писатель и композитор как Руис Сафон Карлос однажды сказал очень интересную вещь:
«- Иногда гораздо легче заговорить с незнакомцем, чем с близким тебе человеком. Почему же?
— Наверное, потому что незнакомцы видят нас такими, какими мы являемся, на самом деле, а не такими, какими бы нас хотели видеть.»
Почему бы не попробовать, а вдруг это действенный метод.
Перед тем, как рассказать историю из прошлого, подумайте, если она подходит под общую тему разговора. Ведь когда вы говорите о музыке, будет неуместным вспоминать о том, как в детстве вас ужалила оса.
1. Откуда вы родом?
2. Каким вы были в детстве? Были ли вы бунтарем, спокойным ребенком, серой мышкой или постоянно искали всеобщего внимания?
3. Кем вы хотели стать в детстве?
Это может быть очень забавно. Когда мы были детьми, мы часто думали о каких-то фантастических или наоборот глупых профессиях. Например, я хотел быть продавцом в магазине, так как был убежден в том, что смогу забирать из магазина сколько угодно конфет.
4. Где вы работали?
5. Есть ли у вас брат или сестра?
6. Чем вы увлекались в детстве?
Может оказаться, что вам нравилось одно и то же. Вероятно, вы оба были заинтересованы в книгах о Гарри Поттере или покемонах. Вы быстро найдете общий язык со своим собеседником, если будете говорить на эту тему.
Читайте также: Тест: Угадай советский мультфильм по крылатой фразе из него
О чём ещё поговорить
Наблюдения
Когда разговор заходит в тупик, мы отчаянно пытаемся его возобновить. Долго думаем, о чем можно поговорить, и не замечаем, что можно продолжить беседу, обсуждая все происходящее вокруг.
1. Если вы впервые встретились с вашим собеседником, то будет логично спросить его о причине его пребывания в данном месте.
2. Начните разговор с внешнего вида. Расскажите, что на вас сегодня надето, почему вы это выбрали.
3. Что за люди вокруг вас?
Возможно, вы или ваш собеседник встретит знакомого человека.
4. Играет ли музыка? Какой запах вы чувствуете? Пользуется ли ваш оппонент парфюмом?
Планы на будущее
Многим нравится говорить о своих планах, рассказывать, чем они собираются заняться, да и чего ожидают от будущего.
1. Есть ли планы на выходные?
Это отличная тема для разговора. Вы можете начать говорить об этом с человеком, которого уже знаете.
2. Какое событие вы ждете с нетерпением?
Это может быть фестиваль, музыкальный концерт, выставка, открытие магазина, праздник или парад.
3. Есть ли у вас цель? Чем хотите заниматься в будущем?
4. Где бы вы предпочли жить: в деревне или в городе?
5. Планируете ли уехать за границу?
6. В какой университет хотите поступить?
Человеческие взаимоотношения
Нас всегда окружает большое количество людей, поэтому данная тема нам и интересна. Например, подружки решили поговорить о своих парнях или старые друзья начали рассказывать про своих жен.
1. Как дела в семье? Как жена и дети?
Семейному человеку будет приятно рассказать про достижения своего ребенка и про красавицу-жену.
2. Поговорить о друзьях. Есть ли у вас друзья? Часто ли вы ссоритесь?
3. Меняете ли вы друзей, как перчатки, или вы дружите с одним единственным уже много лет?
Вывод: тем для разговора уйма.
Какие виды стихов бывают? Рубрикатор поэзии
Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?
Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.
При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.
Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.
Поэтический жанр, форма, тема
Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест
Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.
Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.
Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).
Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».
Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.
В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.
Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.
Разновидности стихов
Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.
Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.
Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.
Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.
Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.
Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).
Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.
Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.
Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.
Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.
Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.
Эротические стихи – это произведения об интимной сфере человека без каких-либо элементов порнографии.
Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.
Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.
Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.
Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.
Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.
Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.
Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.
Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.
Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,
Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.
Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.
Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)
Тема произведения — это… Что такое тема в литературе
Что такое тема произведения? Это определение его содержания. Между темой и идеей каждого литературного произведения существует неразрывная логическая связь.
Что такое тема произведения?
Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.
Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения — это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.
Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.
Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.
Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».
Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.
Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.
Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.
Учимся находить
Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:
- Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.
В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.
Чем тема отличается от идеи?
Тема имеет два отличия. Во-первых, она определяет смысл (основное содержание) текста. Во-вторых, тему можно раскрыть как в больших произведениях, так и в маленьких новеллах. Идея, в свою очередь, показывает основную цель и задачу писателя. Если посмотреть на представленный отрывок, то можно сказать, что идея – это основной посыл от автора читателю.
Определить тему произведения не всегда бывает просто, но подобный навык пригодится не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Именно с его помощью можно будет научиться понимать людей и радоваться приятному общению.
Тема: КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Тема: Какая бывает промышленность
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления с основными отраслями промышленности; показать учащимся связь развития экономики и экологии.
Развивающая: способствовать развитию умений сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия.
Оборудование: картинки с изображениями отраслей промышленности и производимых товаров – для каждого учащегося; карточки для индивидуальной работы; тест; статьи «Электростанция»; гербарий, коллекция «Виды тканей»; градусник.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Долгожданный дан звонок – Не хочется играть сегодня в прятки
Начинается урок. И дуть на самолет бумажный –
Вот книжки на столе, Сегодня в классе у ребят
А вот тетрадки. Урок уж больно важный!
II. Повторение изученного материала.
– Вспомните и ответьте, что такое правила, законы ведения хозяйства? (Экономика.)
– О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
1. Индивидуальная работа по карточкам.
карточка № 1. Что означает образное выражение «три кита» экономики? Что является китами экономики?
карточка № 2. Назовите отрасли экономики.
карточка № 3. Заполните таблицу «Домашние животные»:
Группа животных | Представители группы |
Рыбы |
|
Птицы |
|
Звери |
|
Насекомые |
|
– Пока ребята работают по карточкам, вы ответите на вопросы.
2. Фронтальный опрос:
– Какую большую тему мы начали изучать? («Что изучает экономика».)
– Какова главная задача экономики?
– Что входит в понятие «природные богатства»?
– Капитал – это…
– Труд может быть…
– От чего зависит успех труда?
– С какой отраслью экономики вы уже познакомились? (Сельское хозяйство.)
– Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете? (Растениеводство, животноводство.)
– Что такое животноводство?
– Для чего нужно животноводство?
– Каких домашних млекопитающих, птиц, рыб, насекомых разводят люди?
– Какие продукты животноводства вы используете в пищу?
– Внимательно прочитайте текст. Всё ли в нём правильно? Исправьте ошибки.
Животноводство – это отрасль промышленности. Домашние животные разнообразны. Среди них есть млекопитающие, птицы, земноводные, насекомые. Особенно разнообразны домашние насекомые. Их содержат на фермах. Домашнюю рыбу – карпа – разводят в прудах. Домашние птицы живут на пасеках в специальных домиках – ульях.
3. Проверка работы по карточкам.
III. Сообщение темы и целей урока.
– Отгадайте загадки:
• Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки.) • Полотно, а не дорожка, Конь не конь – сороконожка. По дороге той ползет, Весь обоз один везет. (Поезд.) • Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло.) | • Белая водица, Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь, делай. (Молоко.) • Летом папа наш привез В белом ящике мороз. И теперь мороз седой Дома летом и зимой. Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник.) |
– Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это товары.)
– А как называется отрасль экономики, которая производит товары? (Промышленность.)
– А как вы думаете: для производства, например, ботинок и мыла требуются одинаковые материалы или разные?
– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: «Какая бывает промышленность?».
Промышленность подразделяется на отрасли: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.
Демонстрирует схему:
IV. Изучение нового материала.
Беседа об отраслях промышленности. Выступления учащихся с сообщениями.
1. Добывающая промышленность.
– Что делают люди, работающие в этой отрасли?
– Какие полезные ископаемые добывают люди? (Нефть, газ, уголь.)
– Как их добывают?
– С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома? (Газ.)
– Назовите свойства газа?
– Какие вы знаете правила безопасности при обращении с газом?
2. Электроэнергетика.
– Что такое электроэнергетика?
– У кого из вас в доме нет электричества?
Сообщение ученика о работе электростанции.
– Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.
У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – гидроэлектростанцией (ГЭС).
На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар.
Гидроэлектростанции строят на больших, полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.
Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.
Для атомной станции (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами. (По материалам Детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» (М.: Просвещение,1968).)
Вопросы:
1. О каких видах электростанций вы узнали?
2. Как называется машина, вырабатывающая электричество?
3. О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?
Физкультминутка (см. урок 46, с. 279)
– Продолжим работу над новым материалом.
Беседа. Работа по учебнику (с. 61–62).
3. Металлургия.
– Что могут производить металлурги? (Различные металлы.)
– Прочитайте об этом в учебнике (с. 61).
– Металлы, как правило, твердые вещества, но есть и жидкие – это ртуть (показывает градусник).
4. Машиностроение.
– Что производит машиностроительная отрасль? (Машины.)
– Как вы понимаете, что такое «машина»? (ответы учащихся.)
– Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.
5. Химическая промышленность.
– Прочитайте об этой промышленности в учебнике (с. 62).
– Какие вещества химической промышленности вам известны?
– Химическая промышленность дает нам разные минеральные удобрения.
6. Легкая промышленность.
– Что выпускает легкая промышленность?
– Приведите примеры продукции легкой промышленности.
– Какие виды тканей вам известны?
– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок.)
– Назовите ткани животного происхождения. (Шерсть, шелк.)
– Ткани искусственного происхождения. (Нефть, газ.)
Работа с гербарием, коллекцией «Виды тканей».
7. Пищевая промышленность.
– Что производят люди в пищевой промышленности?
– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?
– Есть ли в нашем городе (поселке) промышленные предприятия?
– Как должны быть одеты работники промышленных предприятий?
– Какие требования к ним предъявляют? Почему?
V. Закрепление изученного материла.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 34, 35).
– Впишите названия отраслей промышленности.
– С помощью учебника расшифруйте сокращения.
– Подчеркните в списке только предприятия пищевой промышленности.
– Расскажите, к каким отраслям промышленности относятся другие предприятия из этого списка.
2. Работа с тестом «Промышленность»:
1. Отрасль, которая обеспечивает экономику нефтью, газом, углем:
а) металлургия;
б) химическая промышленность;
в) добывающая промышленность.
2. Отрасль, которая обеспечивает экономику металлом:
а) добывающая; б) металлургия; в) машиностроение.
3. Отрасль, которая обеспечивает экономику продуктами:
а) добывающая; б) легкая; в) пищевая.
4. Отрасль, которая производит ткани, одежду, обувь:
а) легкая; б) химическая; в) добывающая.
5. Отрасль, которая производит машины и механизмы:
а) металлургия; б) электроэнергетика; в) машиностроение.
– Ребята, у кого тест вызвал затруднения?
3. Решение экономической задачи.
– Вам нравится этот автобус? (Учитель показывает картинку.)
– какой промышленностью производится автобус? (машинострое-ние.)
– А теперь давайте подумаем, из чего сделан автобус, то есть какие материалы нужны для его производства. (металл, резина, краска.)
– Производством металла занимается… (металлургия).
– производством резины и краски… (химическая).
– Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.
VI. Практическая работа. (Работа в парах.)
Правила бережного отношения к природе
VII. Итог урока.
– На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
– Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.
– Как надо относиться к природе?
Выставление оценок.
Домашнее задание: учебник, с. 60 – 63, задание 2.
• Урок грамоты • Тема : « Какая бывает речь?»
Родительское собрание совместно с детьми
МОЯ СЕМЬЯ — МОЯ РАДОСТЬ!
Цель:
раскрытие важности семьи для становления человека;
способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми;
воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей.
Оформление класса.
1. Высказывания.
«Любовью и уступками достигается все»
Жан Поль
«Понимание – начало согласия»
Спиноза
2. Рисунки детей на тему: Моя семья.
3.Выпуск газеты с семейными фотографиями.
4.Анкеты для детей и родителей.
5.Плакаты с пословицами.
6.Лепестки “ромашки”.
Ход родительского собрания
Учитель: — Сегодня у нас совместная встреча родителей и детей для того, чтобы лучше узнать друг друга и лучше друг друга понять.
Тема нашей встречи: « СЕМЬЯ — моя радость!»
— Что значит «семья» для вас?
(Высказывания детей и родителей)
Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (дети с родителями).
— Перед вами лежат «лепестки» нашей будущей «ромашки». Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки.
После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой родитель записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка и другие.
М. Лангер. «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
Учитель: — Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.
Анкета для детей
-
Кто глава вашей семьи?
-
Чем я радую своих родителей?
-
Чем огорчаю?
-
Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
-
Что для тебя главное в семье?
-
Что бы ты хотел изменить в своей семье?
Анкета для родителей
-
Кто глава вашей семьи?
-
Чем вас радует ребёнок?
-
Чем огорчает?
-
Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
-
Что для вас главное в семье?
-
Чтобы вы хотели изменить в своей семье?
Учитель: — Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы на предлагаемые анкеты и проверить, совпали ли их мнения о сложившихся отношениях в семье.
Учитель: — Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: “Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть”; или “Моя семья самая лучшая, я её люблю”. А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.
— Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.
(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)
сердце матери
родители детям
на худо не учит
отец сына
лучше солнца греет
счастья не найдёшь
лучше матери
обидишь отца-мать
плохо не скажут
друга не сыщешь
Сердце матери лучше солнца греет.
Отец сына на худо не учит.
Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
Лучше матери друга не сыщешь.
Родители детям плохо не скажут.
Дети читают стихи о различных ситуациях в семье на тему: Так бывает.
Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» —
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа» —
Скажут про меня.
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так.… Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь развел мне какофонию.
О, Господи! Я сдам тебя в колонию!
Отцовские руки, отцовские руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое.
— «Бить или не бить?» — вот в чем вопрос.
Учитель: — Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний? А вас в детстве наказывали?
Учитель: Спор о наказании продолжат звери…
Сценка.
Действующие лица: автор, енот, лиса, еж, волк, ежиха, медведь, сова, заяц, сорока, крот, белка.
Автор: Как-то осенью по лесу
Прокатилась вдруг молва:
На полянке ровно в восемь
Собирает всех сова.
Побросав дела и деток,
Не закончив сбор грибов,
Кто пошел, кто полетел
На призывный этот зов.
Енот: Ты не ведаешь, кума,
Чем встревожена Сова?
Может твой Лисенок снова
В школе мучает Косого?
Лиса: Ой, не говори, Енот,
Он и дома сущий черт!
Еж: Волк, дружище, твой сынок
Не срывал Сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть,
Он ведь так умеет выть.
Ежиха: А скажи-ка мне, Медведь,
Твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье
Испытал прекрасным пеньем?
Медведь: Не могу сказать, соседка,
Я Мишутку вижу редко.
Автор: Нацепив очки на нос,
Задала Сова вопрос…
Сова: Поднимите, звери, лапы,
Кто не бил детишек, папы?
Автор: Зашумела тут толпа.
Лиса: Что за глупости, Сова?!
Я Лисенка лишь вчера
Долго за уши драла.
Медведь: Про медведей говорят:
Он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка
Приласкаю лишь пруточком.
Автор: Папа-заяц на пеньке,
Хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрек…
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей
Лапою не трону,
По дороге каждый день
Им внушаю строго:
Не ходите «на ушах»,
Не грызите двери
И хвосты своих друзей
Вы не суйте в щели.
Автор: Протрещала тут Сорока…
Сорока: Я в беде не одинока
Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень.
Коль трещат они подолгу,
Я ремень беру в подмогу.
Автор: Зашумела вновь толпа.
Кто был «против»,
Кто был «за».
Долго не могла Сова
Донести до них слова…
Сова: Я прошу вас, звери-мамы,
А в особенности, папы,
Прекратить в своей семье
Воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли
К выволочкам за проступки,
Что от нас, учителей,
Ждут таких же вот вещей.
Енот: Как не бить?
Автор: Сказал Енот.
Крот: Да, да, да!
Автор: Тут вторил Крот.
Белка: Ну, а мне…
Автор: Всплакнула Белка.
Белка: Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной,
Подведет себе глаза
И порхает на поляне,
И танцует до утра.
Автор: Тут родительские страсти
Накалились докрасна.
Не в Совиной было власти
Прекратить их голоса.
Нерешенная проблема
О битье и небитье
Стать должна несовременной,
Если мир царит в семье.
Сценка. Мы такие, какие мы есть.
Инсценируют мальчики.
Учителя хотят видеть нас такими… (руки сложили).
Мамы хотят видеть нас такими… (подметают).
Папы хотят видеть нас такими… (показывают мускулы).
Бабушки хотят видеть нас такими… (надувают щеки и гладят животы).
Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими… (опускаются на одно колено, одна рука на сердце, в другой цветок)
Мы такие, какие мы есть.
Милые наши родители!
Котенок вырастет кошкой –
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу –
Такую же, как все на свете.
А дети читают,
А дети читают,
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети
Ученик: — Предлагаем вашему вниманию памятки-пожелания для детей и родителей.
Памятка для родителей
(читают шесть подготовленных учеников)
-
Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
-
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
-
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
-
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
-
Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
-
Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
Памятка для детей
(читают пять подготовленных родителей)
-
Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
-
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
-
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
-
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
-
Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
Рефлексия.
Учитель: — Перед вами на столах лежат карточки-смайлики.
Поднимите улыбку те, кто последует нашим советам, у кого после нашей встречи улучшилось настроение.
Поднимите задымчивость те, кто не будет следовать нашим советам и считает, что зря потратил время, придя на это собрание.
— Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Будем рады, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
Пожелания всем семьям.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итог песня «Родительский дом».
Учитель: — Любите и понимайте друг друга!
Конспект на тему»Какая бывает информация»
Конспект урока по информатике 2 класс
Выполнила студентка 41 группы
Сингач Тамара Сергеевна
Тема урока: Какая бывает информация.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для:
— приобретение первичных навыков о компьютерной грамотности;
-формирование понятий: виды информации по способу восприятия;
— актуализация сведений из личного опыта;
— развитие логического мышления;
— формирование навыков работы с текстовой информацией;
— умение работать в группах и индивидуально.
Задачи урока:
-
познакомить с видами информации
-
развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного, логического мышления;
-
воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении практических работ.
Планируемые результаты:
Предметные:
учиться различать ипонимать виды информации
Личностные:
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков письма
— развитие речи,
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
-развитие навыков чтения
— формирование навыков письма
— развитие самооценки
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков письма
— развитие речи,
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
-развитие навыков чтения
— формирование навыков письма
— развитие самооценки
Регулятивные УУД:
— умение ставить учебную задачу
— формирование навыков работы с ПК
Познавательные УУД:
— развитие навыков исследования
Оборудование: презентация, проектор, ПК
Ход урока
Парта это не кроватьИ на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Меня зовут Тамара Сергеевна, и урок информатики у вас проведу я
Приветствуют учителя. Садятся. Настраиваются на работу.
Личностные:
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков письма
— развитие речи,
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
-развитие навыков чтения
— формирование навыков письма
— развитие самооценки
Целеполагание
На экране вы видите изображения органов чувств человека? А в графе «Виды информации» стоит знак вопроса. Догадайтесь как знак «?» связан с темой нашего урока?
Формулируют цель данного урока:
— узнать какими бывают виды информации
Регулятивные УУД:
— умение ставить учебную задачу
Актуализация
Просмотрите на презентацию «Какая бывает информация?» прочитайте правила в учебнике на с. 14-17 в соответствии с изображениями на слайдах.
комментирование ситуаций на основе жизненного опыта, чтение учебника.
Личностные УУД:
— развитие речи,
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
-развитие навыков чтения
Планирование
Давайте спланируем нашу деятельность в виде лесенки.
Открытие новых знаний
Я предлагаю вам сыграть
продолжи ряд слов, назови орган чувств, назови вид информации.
острый, горячий, тактильная, соленый, горький, вкусовая.
Закрепление изученного
Работа в тетради
Работа с ЭОР . 2 класс.
Т. С. 6-10 № 2,5, 7
ЭОР Матвеевой 2 класс, работающий через среду Stratum, п. 1,2.
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и исправлять ошибки других Личностные УУД:
— формирование навыков письма Регулятивные УУД:
— формирование навыков работы с ПК
Коммуникативные УУД:
— умение работать в группах
Подведение итогов урока
Можете ли вы назвать тему урока?
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
Рефлексия
Вам было легко или были трудности?
Давайте вспомним нашу лесенку и проверим, все ли мы выполнили.
Личностные УУД:
— развитие самооценки
Какая бывает музыка по характеру
Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец.
В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.
Возьмём, к примеру, всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.
Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.
Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.
- Трагическая. Например, «Лакримоза» из «Реквиема» великого Моцарта. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к пронзительности такой музыки. Недаром Элем Климов ее использовал в финале своего тяжелого, но очень сильного фильма «Иди и смотри».
- Лирическая. Известнейшая миниатюра Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
- Патриотическая. Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн (музыка А.Александрова) – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. (В момент, когда под музыку гимна проходит награждение наших спортсменов, наверное, каждый проникается этими чувствами).
- Радостная. И опять Бетховен. Ода «К радости» из 9-й симфонии наполнена таким всеобъемлющим оптимизмом, что Совет Европы объявил эту музыку гимном Евросоюза (видимо, в надежде на лучшее будущее Европы). Впечатляет, что эту симфонию Бетховен написал уже, будучи глухим.
- Созерцательная. Музыка пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» носит идиллически пасторальный характер. Это картинка раннего утра, ничего глобального не происходит. Красота, покой, гармония.
Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).
Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.
То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать тут.
Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:
Автор – Сюзанна Мак
Отправить ответ