Текст русский язык тема: Урок русский язык Тема: «ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ» – Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста — урок. Русский язык, 2 класс.

Урок русский язык Тема: «ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ»

Урок 5. ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ

Цели: учащиеся уточняют свои представления о тексте, его структуре; сопоставляют различные виды текстов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.

1. Постановка проблемного вопроса.

– Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что интересного заметили и что можете сказать?

1) Кит – огромное млекопитающее. Млекопитающее – это животное, которое вскармливает детенышей своим молоком. Молоко – полезный продукт. Многие продукты нужно хранить в холодильнике, иначе они испортятся. При отравлении продуктами обратись к врачу.

2) Самое большое животное в мире – кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям – китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом ее через ус процедит. Вода выльется, а рачки и мелкие рыбешки останутся. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. И дышат киты, как все звери, воздухом.

– Можете ли вы согласиться с утверждением, что перед вами два текста? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Текстом является только вторая запись, так как предложения там связаны по смыслу и имеют общую тему.)

2. Формулирование темы урока.

– А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.

– Теперь сопоставьте свои предположения с вопросами Почемучки на с. 10.

III. Актуализация и обобщение знаний учащимися о тексте.

1. Повторение изученного о тексте.

– Итак, мы повторяем то, что уже знаем о тексте. Вы уже упоминали, что предложения в тексте связаны по смыслу и имеют общую тему. Может ли текст состоять из одного предложения? Почему? Сколько предложений должно быть, чтобы они считались текстом?

(Два и более.)

2. Составление схемы.

– Давайте попробуем составить схему, в которой отразим наши сведения о тексте.

hello_html_m62ed3650.png

3. Работа с учебником.

– Сравните свои выводы с правилами в учебнике (с. 10).

hello_html_2c059725.png

4. Выполнение упражнения 13, с. 10.

IV. Сопоставление текстов различных видов.

1. Самостоятельное чтение учащимися текстов из упражнений 14, 15, 16.

2. Выяснение в ходе коллективного обсуждения, какие виды текстов прочитаны.

3. Знакомство с выводом в учебнике (с. 10).

4. Дальнейшая работа над схемой.

– Чем еще необходимо дополнить схему, составленную в начале урока? (Видами текстов.)

– Как это сделать?

hello_html_m20b59930.png

V. Самостоятельная работа с учебником (упр. 15, с. 11).

VI. Зрительный диктант с предварительной словарно-орфографической подготовкой (упр. 16, с. 12).

1. Коллективно разбираются орфограммы в тексте, выясняется вид текста, затем дети закрывают учебники и под диктовку учителя записывают текст в тетрадь.

2. Самопроверка по учебнику.

VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.

VIII. Домашнее задание: упражнение 14, с. 11.

Урок родного русского языка по теме «Текст,его тема и основная мысль, опорные слова»

Урок родного русского языка «Текст, его тема и основная мысль, опорные слова»

Цель:

  • продолжить формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений;

  • познакомить с понятием «опорные слова»;

  • развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию, творческие способности;

  • воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе.

Задачи: подвести детей к выводу о том, что предложения в тексте объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, что в тексте всегда можно обнаружить основную мысль или главное переживание автора, что к тексту всегда можно подобрать название, что можно по опорным словам составить текст.

Оборудование: карточки с текстами для групповой работы, тексты и задания для индивидуальной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ход урока

1. Организационный момент.

На новый урок
Дал старт заливистый школьный звонок. 
Вы готовы, ребята, писать?
Быстро отгадывать и сочинять?

— Ребята, начнём урок родного русского языка.

— Что вы от него ждёте?

— Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

2. Целеполагание и мотивация обучения.

— Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Нас ждут новые вопросы, ответ на которые мы будем искать.

3. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, для начала вспомним, что такое речь? Для чего нужна речь? Какие бывают предложения по интонации и по цели высказывания?

4. Сообщение темы урока.

А вот чтобы тему урока узнать, надо запись расшифровать.

  • 20, 6, 12, 19,20

  • 6, 4, 16

  • 20, 6, 14,1

  • 10

  • 16,19,15,16,3,15,1,33

  • 14,29,19,13,30

  • 16, 17, 16, 18, 15, 30, 6

  • 19, 13, 16, 3, 1

Да, сегодня на уроке вы будете учиться определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов.

— Итак, начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Прочитайте две записи. Какую из них можно назвать текстом? Объясни свою точку зрения.

(Тексты даны на индивидуальных карточках).

1) В ясные осенние дни готовит себе ёж зимнюю постель. Таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под снегом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Всю зиму проспит ёж. Никто не найдёт его норки, никто не потревожит до самой весны!

2) Осенью у ежей мало добычи. Саше и Маше подарили хорошенького ёжика. Ёж проводит в зимней спячке более шести месяцев. Однажды наша кошка увидела ежа. Ежи-млекопитающие животные из отряда насекомоядных. Ёж охотится ночью.

— А я уже знаю, какая запись является текстом! Просто я не могу это объяснить!

— Ребята, а вы можете объяснить? Давайте рассуждать вместе.

— Можно ли сказать, что обе записи на одну тему.

— В какой записи все предложения связаны по смыслу?

— С какой целью составлена первая запись, какая в ней основная мысль? Расскажи своими словами.

-Можно ли определить основную мысль второй записи?

— К какой записи можно подобрать несколько названий? Придумай два. Пусть одно название соответствует теме, а другое выражает основную мысль.

Тема текста — это предмет речи, ответ на вопрос «о чем говорится в тексте?».

Основная мысль – это отношение автора к теме текста, ответ на вопрос «что говорится в тексте?».

В каждом тексте содержится основная мысль, главное содержание, то, из-за чего написан текст.

Основная мысль сопровождается дополнительной информацией, которая нужна для большей убедительности, доказательности, ясности. Это, как правило примеры, факты, описания и др. Это «одежда» для основной информации.

Каждый текст создается   с определенной целью: рассказать о событиях, описать предмет, человек или явление природы или выразить свое отношение к чему-либо. Эта цель определяет тему текста – предмет речи.

Чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на вопрос: о чем говорится в тексте?
Часто тема выносится в заголовок текста, чтобы читателю было сразу понятно, о чем пойдет речь. Автор текста по-своему понимает и раскрывает тему своего высказывания.

К тексту можно подобрать заголовок, в заголовке может быть выражена либо тема, либо основная мысль текста.

Чаще всего текст состоит из вступления, основной части и заключения.

Вступление – это вводная часть, где чаще всего говорится о ком, о чем пойдёт дальше речь.
В основной части содержится самая важная информация.
Заключение – это подведение итогов и вывод.

Основная мысль текста – это мысль, которую хотел донести до читателя автор (это вывод, жизненный урок)

  • Когда мы определяем отношение автора к теме и отвечаем на вопрос: что говорится в тексте, то формулируем основную мысль текста.

  • В некоторых текстах можно найти одно или несколько предложений, в которых четко выражена основная мысль автора.

  • Иногда автор подсказывает её в одном из предложений текста, но чаще она раскрывается во всём тексте.

  • Иногда основная мысль формулируется уже в заголовке текста, однако чаще всего необходимо обдумать содержание всего текста, чтобы понять его основную мысль.

  • Основную мысль можно сформулировать из всего содержания текста при помощи опорных слов.


Как найти основную мысль текста:

  • Внимательно прочитайте текст.

  • Определите тему текста, то есть о чем говорится в тексте (подчеркните самые важные и часто повторяющиеся слова)

  • Подумайте, о чем говорится в каждом абзаце (выделите основную мысль каждого абзаца, определите микротемы)

  • Подумайте, в каком из абзацев содержит обобщающая мысль, которая может раскрывать в других абзацах – это и будет главная мысль текста.

Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения.

Я хотел устроить бал.

И я гостей к себе (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ……(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости (не идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек не (нашли)

(Д.Хармс)

-Назовите слова, которые вы добавляли. Кто может перечислить все слова?

-Ребята, на какую тему данное стихотворение

-как бы вы озаглавили стихотворение

Автор назвал это стихотворение «Очень, очень вкусный пирог». Почему автор дал именно такое название стихотворению? Для чего нужен заголовок,что вообще означает это слово

( название текста)

-Ребята, а что именно говорится в стихотворении о пироге?

-Это и есть главная мысль стихотворения что такое главная мысль (главная мысль-это то, что говорится в тексте о предмете)

Динамическая пауза.

Игра «Времена года». Для игры используются четыре шапочки из бумаги: Зима, Весна, Лето, Осень. Придумать слова, соответствующие данному времени года.

— Дополни каждое высказывание нужным словом: тема, переживание, смысл, мысль и запиши в тетрадь.

Все предложения в тексте написаны на одну : (их объединяет общая :).

Все предложения в тексе связаны по :

В тексте всегда можно обнаружить основную : или главное : автора.

— А теперь, ребята, вы сумеете научно объяснить, почему запись 1 является текстом, а запись 2 — нет?

— Какие условия не выполняются в записи 2?

— А какая ещё отличительная черта есть у текста?

5. Физминутка.

Раз — поднялись, потянулись. 
Два — согнулись, разогнулись. 
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. 
На четыре — руки шире. 
Пять — руками помахать. 
Шесть — за парту тихо сесть.

6.Знакомство с понятием « опорные слова»

Прочитайте слова.

  1. Коза, козлята, волк, кузнец, съел.

  2. Муха, денежка базар, самовар, паук, комар.

  3. –О чем вам говорят эти слова? (Слова первой строчки из сказки «Волк и семеро козлят», а слова второй строчки из сказки «Муха-Цокотуха»)

-Какие слова вам помогли определить сказку? (Опорные слова)

-Что такое опорные слова (Опорные слова — это слова, по которым можно определить тему текста)

-Как еще называются опорные слова ( Ключевые, главные)

4.Игра «»Добавь слова»

Прочитайте опорные слова, добавьте другие

1)Старик, старуха, испекла…(колобок)

2) Теремок, мышка, лягушка….(теремок)

-Как вы угадали сказки? (помогли опорные слова)

-В чем нам помогают опорные слова? (по ним можно легко узнать сказку)

7. Закрепление изученного материала.

— Но мы не выполнили самое главное задание урока. Ведь у нас урок творчества. Мы с вами должны создать собственные тексты. Но прежде чем приступим к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором тексты и три задания.

Карточка №1

1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.

Текла через село река. Была она весёлая, говорливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю пахать, и огороды поливать, и брёвна пилить, и зерно молоть.

2. Подобрать слова к теме.

Тема «Магазин».

3. Придумать связный рассказ по теме «Книга — мой лучший друг».

(Задание является основным, носит творческий характер).

Детям, испытывающим затруднения, можно в индивидуальном порядке дать опорные слова. (Читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую).

Карточка №2

1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль, придумать заголовок.

Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь дальше на север. Другие облюбовали тут место для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.

2. Подобрать слова к теме.

Тема «Школа».

3. Придумать связный рассказ по теме «Красота осеннего леса».

После выполнения задания зачитываются тексты. Ученики называют более удачные на их взгляд, учитывая соответствие теме и основной мысли, точное употребление слов, связь предложений, образность языка.

8. Итог урока. Рефлексия.

— Что является темой текста?

— Какова основная мысль текста?

— Чем отличается тема текста от его основной мысли?

— Что должен отражать заголовок текста?

— Для чего нужны опорные слова?

— Что можете сказать о работе своих одноклассников?

— Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

— А сейчас создадим свою картину. Вернём листики на ветки деревьев. Оцените свою работу на уроке. Зелёный листик — «знаю», жёлтый — «сомневаюсь», красный — «не знаю».

9. Домашнее задание. К своим текстам нарисовать иллюстрацию.

Урок русский язык Тема»Текст»

Русский язык

Текст

Тип урока: Урок построения системы знаний.

Тема: Систематизация знаний и умений по теме «Текст». Проект «Создание странички журнала»

Цель:

  • Систематизация и обобщение учебного материала, формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.

  • развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;

  • систематизация знаний о тексте, его признаках,

  • создание проекта – страничка журнала, помочь детям проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного проекта.

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

— Доброе утро, дорогие друзья! Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и пожелаем доброго дня.

— Садитесь.

— Ребята, посмотрите на доску. Придумайте задание.

На доске. Стект

Стект

Стект

  1. составить слова из букв

  2. рассказать о буквах

Отгадайте слова.

-Кто составил? А что такое тест?

  • Текст

  • Тест – проверка знаний.

  • Стек- что такое стек?(хлыст для верховой езды) А стека? Хором.

— Рассмотрите признаки на доске. К какому слову они подходят? – Текст

— Что вы можете сказать о других словах? — лишние

— Прочитайте карточку что я знаю? В какую часть доски можно поместить эту карточку? – где признаки текста.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

Дети послушайте загадку.

Загадка о журнале.

Не книга, не газета….

Страницами шуршал,

Читателям секреты

Рассказывал (Журнал)

Как эти два понятия совместить?

-. Как связаны слова журнал и текст?

Рассматрите выставку журналов. Какие вы знаете журналы?

— Предлагаю вам изготовить страничку журнала- проект.

— Что такое проект? Продукт, результат.

А сейчас выберите название журналов.

Дети выбирают обложку журнала.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предполо-жение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

У меня в конверте загадки. Вы должны угадать. Я вам раздам конверты и по загадкам определите о ком будете делать страничку журнала.

дельфин

пингвин

медведь

верблюд

У кого какое животное.

— Для этого мы с вами отправляемся в редакцию.

Вы журналисты

Подберите информацию по теме

В конвертах лежит информация о животном . вам нужно Сконструировать текст- сообщение

Группа составляет текст

Редакторы

Если вы сконструировали, то приклеите текст на лист бумаги.

Что нужно ещё

Озаглавьте текст

Подумайте какое заглавие подойдет к данному тексту.

что значит озаглавить текст?

(Отразить тему или основную мысль)

Приклейте заглавие.

Вы становитесь художниками – оформителями.

Проиллюстрируйте текст ( подберите рисунки из конвертов)

Вы должны защитить проект— слово организаторам

Защита проекта

  1. Мы готовили проект страничку журнала о животном.

  2. Цель была: создать текст , в котором …..

  3. В начале работы мы прочитали абзацы.

  4. Для создания проекта:

— прочитал текст ………., выбрали из него нужную информацию и сконструировали текст

— чтобы страничка не выглядела скучно, выбрали подходящие картинки, рисунки иллюстрации

— наклеили всё это на основу.

— придумали заголовок

И вот что у нас получилось:

своими словами >>> материал на плакате…

  1. Надеюсь, что наш проект будет полезен и интересен ребятам.

  2. понравилось создавать проект или не понравилось и почему.-

— Какую оценку вы дали( отличная, результативная, интересная, успешная)

Читайте журналы, это интересно, познавательно

— В какой бы вы журнал поместите свои странички?

-Хотели бы вы продолжить эту работу?

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Но самое главное мы с вами применили знания на практике. Вы побыли юными корреспондентами юнкоры, начинающими журналистами.

V. Домашнее задание.

На выбор. Дать название текту. Упр.№

Упр.№

Я благодарю вас всех за хорошую работу, вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой.

Конспект урока по русскому языку «Текст. Тема текста.»

22.01.2016

План-конспект урока по русскому языку во 2г классе УМК Планета знаний

Учитель Трофимова Г.М.

Тема: Текст. Тема текста. Словарный диктант.

Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, совершенствовать умения определять тему текста, придумывать заголовок к данному тексту.

Упражняться в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Развитие орфографической зоркости.

Пополнение словарного запаса.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, к птицам.

Воспитание умения работать в парах, самостоятельно, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок-

Начинается урок.

2.Минутка чистописания.

Пп,Пе,пл; погода, непогода, погодные условия

— На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии).

-краткая беседа, как одеваться при различных погодных условиях

3.Сообщение темы урока

— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов:
предложения, слоги, звуки, слова.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки — слоги -слова — предложения.
-В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.
— Текст(Учитель выставляет это слово.)
— Как вы думаете, почему слово текст выделено?
— это тема нашего урока; сегодня на уроке будем учиться определять темы текстов.

4. Раскрытие темы урока.

1)  Выполнение упр.1,стр.10 (вопросы после текста)

2)Прочитайте правило на стр.10.

Из чего состоит текст? Что такое тема текста?
3) Работа со схемой «Яркие признаки текста».
— Назовите яркие признаки текста. (заголовок, тема, основная мысль, красная строка — абзац)
— Объяснение каждого признака. (Тема — это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль — самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок — заглавие, название. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль.
Понять основную мысль текста — это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)

5.Закрепление

1)-Прочитайте и определите тему текста в упр.4,стр.11

Физминутка. Упражнение «Синичка».

Раз, два, три, четыре

(Ходьба на месте.)

Встаньте все пошире!

(Ноги на ширине плеч, руки в стороны.)

Приглашайте птичку,Синюю синичку.

Пять, шесть, семь, восемь.

(Ходьба на месте.)

Разгулялась осень.

(Прыжки на месте.)

Залетай к нам, птичка,

(Приседания – 2 раза.)

Синяя синичка.

(Сесть за парты.)

2) Словарный диктант

Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

В лесу под щебет и подсвист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд- приятель

И ставит подпись:… (дя́тел).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (соро́ка)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает. (воробе́й)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Это ….. (воро́на).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это?… (солове́й)

Спозаранку скачут птицы

По заснеженным ветвям,

Желтогрудые … (сини́цы)

Прилетели в гости к нам.

Зимой на ветвях яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири́).

Проверка

— За окном класса морозец, порхает легкий снежок, а бедные воробушки ждут от нас помощи.

Как мы можем позаботиться о птицах зимой? (развесить кормушки, насыпать в них корм, так как птицам трудно зимой добыть корм.)

Вместе с поэтом А. Яшиным я вас призываю:

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо . … подоконник, балкон ,кормушку… ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

3)Что мешает понять содержание рассказа о зимней прогулке в упр.5?

Запись текста.

6. Проверка усвоения темы.

Тест «Верные и неверные высказывания».

(если высказывание верное- поднимаем руки)
1. Текст состоит из  предложений

 

2. К тексту нельзя придумать заглавие

3. Все предложения в тексте имеют границы

 

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 

 

6. Текст можно разделить на части

 

7. Каждая часть текста записывается с красной строки

 

— Что называется текстом? (Это высказывание из предложений, объединенных общей темой).Что такое тема текста?

7.Итог урока.

-Наш урок подошёл к концу.

Рефлексия.Оценивание.

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

— На каком этапе урока вы были более активны? Почему?

— Ну а награда – это удовольствие, которое получили мы от общения и работы друг с другом, пополнив свои запасы знаний.

Домашняя работа: РТ № 2,с.3.(объяснение, разбор 1-го предложения)

«Текст. Виды текстов» (4-й класс)

Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске записаны группы предложений:

1. Связный текст о Якутске.
2. Набор отдельных предложений о Якутии.

Задание: Внимательно прочитайте и сравните:

1. Якутск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1632 году. Город стоит на красивой долине Туймада.
2. Наша Якутия богата своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Лена – самая красивая река.

  • О чем говорится в первом отрывке? Определите тему. (О городе Якутске).
  • А во втором отрывке? (О природе Якутии, о лете, о реке Лене).
  • В чем различие между отрывками? (В первом отрывке предложения связаны, а во втором связи нет).
  • Как связаны предложения? С помощью учителя дети находят слова, связывающие предложения: Якутск – он – город.
  • Какой из отрывков можно назвать текстом? (Первый).

Учитель. Давайте составим определение текста.

Ученики с помощью учителя составляют определение текста:

Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться определять тему текста, познакомимся с разными видами текстов и научимся их различать.

Учитель записывает на доске тему урока.

III. Самостоятельная работа. Закрепление знаний об особенностях текста.

Учащиеся в начале урока разделяются на 3 группы. Каждой группе даются карточки с текстами.

I группа.

Текст №1.

Ысыах открывает старейший певец. Он держит в руках большой резной кубок с кумысом и поет о наступлении счастливой поры лета, о народном празднике изобилия.
Уруй-айхал! – провозглашает певец и отпивает из кубка.

(По И.Данилову)

II группа.

Текст №.2

По красоте и аромату трудно найти другой такой цветок. Ее изображение находят на архитектурных памятниках Древнего Востока, Египта. Великий поэт древности Гомер воспевал лилию в своих произведениях. Она считалась королевским цветком.
В Якутии растет два вида диких лилий. Лилия – любимый национальный цветок, воспетый поэтами и композиторами Якутии. Его любовно называют сарданой.

(Из книги “О природе Якутии” Р.Р. Попова)

III группа.

Отдельные предложения.

На берегу живописной речки, на открытой местности, лишенной всякой растительности, сияют на солнце снежные сугробы. На дне озера черная грязь лежит толстым слоем. Среди них лавируют караваны морских кораблей, которые доставляют товары для жителей Крайнего Севера.

Задание: Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста, найдите связывающие слова.

После обсуждения в группе один ученик защищает ответ группы, остальные дополняют его ответ.

1 группа: тема текста – Открытие Ысыаха. Связывающие слова: певец – он – певец. Кубок – кумыс – кубок. Ысыах – народный праздник.

2 группа: тема: Цветок лилия. Связывающие слова: цветок – ее лилия – королевский цветок – дикие лилии – национальный цветок – сардана.

3 группа: общей темы нет, связывающих слов нет.

IV. Конструирование текста.

Работа в тетрадях.

Учитель. Вспомните лето и составьте свой текст. Сначала определите для себя, о чем пойдет речь в тексте, то есть, какова его тема. Включите в текст связывающие слова.

После этой работы группы читают свой текст, рассказывают, как раскрыли тему, какие связывающие слова использовали. Таким образом, у учащихся закрепляется представление об особенностях текста.
Наблюдение за особенностями текста-описания, текста-рассуждения, текста-повествования. Группам дается по 3 текста:

1 текст.

Волшебное озеро.

В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”.
Оно не простое, а волшебное, повествуют старики. Почему же это озеро называют волшебным?
Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой хвори. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным.

(По И.Данилову).

2 текст.

Песец.

Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы.
Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры.

(По И. Данилову)

3 текст.

Тень на дороге.

Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.

Учитель. Внимательно прочитайте все 3 текста и попытайтесь найти между ними различия.

  • Какой общий вопрос можно поставить к первому тексту? О чем рассказывается (Рассказывается о том, что произошло. Вопрос – что случилось?)
  • Какой вопрос можно поставить к тексту “Тень на дороге”? О чем рассказывается в этом тексте? (Рассказывается о случае. Вопрос – что случилось?)

С помощью учителя дети приходят к выводу, что все тексты разного вида. На доске учитель записывает 3 вида текста: повествовательный, описание, рассуждение.

  • Как вы думаете, какой это текст, если к нему можно поставить вопрос что случилось? (Повествовательный.)
  • А если вопрос какой? ( Описательный.)
  • А если вопрос почему? (Рассуждение.)

После этого ученики составляют определение повествовательного, описательного текстов и текста рассуждения.

Учитель. В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?
В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? В рассуждении говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос Почему?

V. Итог урока.

  • Что такое текст?
  • Какие виды текста бывают?
  • Как отличить повествовательный текст от текста-описания.
  • В чем особенность текста-рассуждения?

VI. Домашнее задание

Написать рассказ, текст-описание на тему “Моя кошка” или “Моя собака”.

Использованная литература:

Т.Г. Рамзаева. Русский язык. Книга для учителя. 2003, Москва;
Т.Г. Рамзаева. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Москва, 2003;
Р.Д. Попов. “О природе Якутии” Якутск, 1990;
И. Данилов. “Тропой открытий” Якутск, 1984;
И. Данилов. “Песнь о Якутии” Якутск, 1967;
Т.П. Самсонова. “Повышение эффективности уроков русского языка в якутской школе” Якутск, 1995.

Тест по русскому языку тема «Текст»

Тест по теме «Текст»

__________________________

(Фамилия, Имя)

Вариант 1

1. Укажи, какая из данных записей является текстом.

 Мы были в парке. Там липы и сосны. Рома мал.

 У дома росли сливы. Дима рвал их. Сливы падали в траву.

 Вот ива. Иван косит траву. Лиса рыла нору.

2. Какое из данных заглавий относится к тексту?

Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Спрятались в уликах пчёлы. Сильный ветер срывает листья с деревьев. Под елью в траве уснул ёжик.

 Птицы улетели  Идут дожди  Осенью в лесу

3. К тексту-описанию можно поставить вопрос:

 Почему?  Какой?  Что делает?

4. Укажи правильный ответ.

Основная мысль текста — это:

 первое предложение

 то главное, что хотел сказать автор

 название текста

5. В каком предложении выражена основная мысль текста?

 Коля нашёл в кустах гнездо с воронятами.

 Мальчик хотел их взять, но на него налетела ворона.

 Нельзя разорять птичьи гнезда!

6. Укажи предложение, которое, по твоему мнению, может быть зачином текста.

 Скоро ученики сядут за парты.

 Мальчики положили влажную тряпку в ящик под доску, полили цветы.

 Дима и Коля сегодня дежурные.

7. Укажи предложение, которое, по твоему мнению, может быть зачином текста-повествования.

 Со мной на охоте произошёл такой случай.

 Ромашка — очень нежный, трогательный цветок.

 Многие считают, что просмотр фильма может заменить чтение книги.

8. Прочитай текст. Определи его стиль.

Ромашка — нежный цветок. Головка её — как маленькое жёлтое солнышко с белоснежными лучиками. Листья — прозрачное зелёное кружево. Какой замечательный цветок!

 Научный  Художественный

9. Прочитай текст. Какой части не хватает? Допиши недостающую часть текста (3-4 предложения).

Света пришла из школы. Мама ещё не вернулась с работы. Девочка ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Мама похвалила свою помощницу.

 Зачин  Основная часть  Концовка

10. Какому типу текста соответствует данная схема?

Повествование  Описание  Рассуждение

11. Составь и запиши текст этого типа.

Ежик

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Текст»

__________________________

(Фамилия, Имя)

Вариант 2

1. Укажи, какая из данных записей является текстом.

 Рома мал. У Ромы мыло. Он сам мыл руки.

 У Бори кот. Вот прыгнула белка. Зина мала.

 Мама, вот сом. У сома усы. Папа мыл раму.

2. Какое из данных заглавий относится к тексту?

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверёк прыгнул на ветку ели.

 3има  Зима в лесу  В лесу

3. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос:

 Почему?  Какой?  Что делает?

4. Укажи правильный ответ.

Количество абзацев в тексте зависит от:

 количества предложений

 количества новых мыслей в тексте

 типа текста

5. В каком предложении выражена основная мысль текста?

 Чем больше птиц, тем леса здоровее!

 Поэтому все ребята около дома обязательно должны повесить скворечники.

 Поселяйтесь, скворцы, мухоловки и синицы!

6. Укажи предложение, которое, по твоему мнению, может быть зачином текста.

 На Жука напали овчарки.

 Захар взял палку и стал защищать Жука.

 У Жоры и Захара жила собака Жук.

7. Укажи предложение, которое, по твоему мнению, может быть зачином текста-рассуждения.

 Со мной на охоте произошёл такой случай.

 Ромашка — очень нежный, трогательный цветок.

 Многие считают, что просмотр фильма может заменить чтение книги.

8. Прочитай текст. Определи его стиль.

Ромашка — однолетнее травянистое растение с разветвлёнными стеблями и рассечёнными листьями. Цветы — зеленовато-жёлтые корзинки с белыми лепестками. Цветёт в июле — августе.

 Научный  Художественный

9. Прочитай текст. Какой части не хватает? Допиши недостающую часть текста (3-4 предложения).

Коля с Витей заблудились в лесу. Наступила ночь. Стояла тишина. Вдруг Коля провалился в яму. Витя ___________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Утром они нашли дорогу к дому.

 Зачин  Основная часть  Концовка

10. Какому типу текста соответствует данная схема?

Повествование  Описание  Рассуждение

11. Составь и запиши текст этого типа.

Белочка

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект урока по русскому языку на тему «Текст. Тема текста. Заголовок.»

Урок русского языка

Тема:: Текст. Тема текста. Заголовок

Цель: повторить правила речевого этикета,продолжать работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его, развивать устную монологическую речь учащихся; развивать воображение, память; воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: плакат с ребусом; советы Мудрой Совы, напечатанные на отдельных листах для демонстрации на доске; раздаточный материал ( задания по количеству учащихся.

Ход урока

  1. Организация класса

1.Приветствие

2. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Каллиграфическая минуткка.

-Угадайте , какое слово зашифровано в ребусе.

З

ние (Знание.)

-Запишите отгадку.

-Назовите букву, обозначающую в этом слове два звука.(Е.)

-Давайте вспомним, как пишется эта буква.

Ее Еле-еле Елена Еле- еле Елена

  1. Отгадывание девиза урока.

–Расшифруйте запись, и вы узнаете девиз нашего сегодняшнего урока.

ЗНАнайНИдутЯприИмеУнеМЕниНИеЯ

(Знание и умения найдут применение.)

3. Запись девиза урока.

IV. Мотивация учебной деятельности

1.Беседа.

-Какие знания вы получили на предыдущем уроке русского языка?

-Для чего нам необходимо изучать русский язык?

2.Чтение стихотворения.

-Послушайте, пожалуйста, как в своем стихотворении об этом рассказал татарс кий поэт Ахмед Ерикеев.

…О Россия!Нет песни чудесней,

Чем твоя, величавая мать.

Свои самые первые песни

Я старался по-русски слагать.

Мне открыла сокровища мира,

Всё, что буду я вечно беречь,

Вдохновенная русская лира,

Многозвучная русская речь.

Городами, горами, полями

Пусть летят мои песни, звеня,-

Говорю я по-русски с друзьями,

И друзья понимают меня.

  1. Повторение правил речевого этикета.

-На каком языке вы говорите (общаетесь) со своими друзьями? Дома с родителями?

-Бывают ли ситуации, когда вы не понимаете говорящего или не понимают вас? Расскажите, когда происходили такие ситуации.

-Вы знаете народную мудрость:»Как аукнется, так и откликнется».Надо уметь быть благодарным и помнить о тех, кто делает вам добро. И платить тем же.Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.Мудрая Сова хочет дать несколько советов, которые помогут вам общаться с друзьями, взрослыми, со всеми людьми.

1. Поверьте в себя.

-Как вы понимаете эти слова?

2. Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.

3. Не обижайтесь.Умейте оправдать своего обидчика.

4. Осознавайте свои действия и их возможные результаты.

5. Помните о «волшебных» словах.

-Какие «волшебные» слова вы знаете?

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Игра «Закончи фразу».

Вы уже знаете, что такое текст.Давайте вспомним признаки текста.

Предложения в тексте …(связаны по смыслу).

Предложения в тексте рассказывают об …(одном и том же).

Каждое предложение в тексте имеет… (своё место).

К тексту можно придумать …(заголовок).

2. Работа с раздаточным материалом

Вдруг большая туча затянула небо. Был тёпый летний день. Блеснула молния,загремел дождь.Дул лёгкий ветерок.С поля доносился запах цветов.Но скоро гроза прошла.Как хорошо после грозы! Светило солнце.

-Прочитайте предложения.

-Можно ли сказать , что это текст? (Нет.) Почему? (Предложения стоят не по порядку.)

-Переставьте предложения так, чтобы получился текст.

Был тёплый летний день.Светило солнце.Дул лёгкий ветерок.С поля доносился запах цветов.Вдруг большая туча затянула небо. Блеснула молния,загремел гром, полил сильный дождь.Но скоро гроза прошла.Как хорошо после грозы!

  1. Подбор заголовка к тексту.

-Как вы думаете, какой заголовок больше всего подходит к данному тексту: «Гроза», «Дождь», «Летний дождь», «После грозы»?Объясните свой выбор. (Наиболее подходящий заголовок «Летний дождь», так как в тексте оптсывается летний день, а не только гроза.)

-Запишите заголовок.

-Сделайте вывод: что нужно для того, чтобы правильно озаглавить текст? (Определить тему текста.)

4. Физкультминутка.

VII. Закрепление и осмысление изученного материала

  1. Выполнение упражнения.

Запись на доске:

Льёт дождь,

Холодный, точно лёд.

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт.

И.Бунин

-Определите тему текста и озаглавьте его. (Осень.)

-Спишите текст.

-Найдите опорные слова. (Дождь, холодный, кружатся, гуси, караваном, перелёт.) Подчеркните их.

2. Словарный диктант.

-Отгадайте слово по его признакам, запишите это слово.

Первый, последний, школьный, телефонный, звонкий … (звонок).

Сильный, холодный, тёплый, северный, резкий … (ветер).

Белый, чёрный, ржаной, пшеничный, мягкий, чёрствый… (хлеб).

Большое, зелёное, красное, сладкое,кислое, наливное … (яблоко).

Учебный, круглый, юбилейный, первый, Новый …(год).

Полноводная, глубокая, широкая, тёплая, быстрая, бурная … (река).

  1. Проверка диктанта.

–Прочитайте слова.

–Подчеркните в них орфограммы.

–Написание каких слов нельзя проверить? ( Ветер, яблоко.)

–На какие две группы можно раздлелить остальные слова? ( Слова с безударными гласными в корне – звонок, река; слова с глухими парными звуками в конце- хлеб, год.)

–Как проверить написание этих слов? (Звон, речка, хлебный, годы.)

VIII. Итог урока

  1. Беседа.

–О чём говорили на уроке?

–Какие темы повторили?

–Что нового узнали?

2. Составление листа добрых посланий.

Пускаю по классу лист бумаги. Каждый учащийся вписывает комплимент, одобрительные слова (анонимно). В результате появляется лист добрых посланий.

  1. Рефлексия

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о