Стили речи цель сфера применения таблица – План-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) на тему: «Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»

Стили речи. Цель, сфера употребления, особенности, жанры.

Задание: Внимательно прочитай сведения о стилях языка, приведи в соответствие, запиши цифры.

Цель стиля

Сфера употребления

Особенности

Жанры

1

Разговорный

стиль

1

Создание художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетическое воздействие

на читателя

1

Официальная

обстановка,

конференции, совещания

1

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность,

призывность,

эмоциональная окраска

1

Законы, приказы, постановления, резолюции, акты, справки, инструкции, объявления

2

Официально-деловой

стиль

2

Информирование,

воздействие на людей через средства массовой коммуникации

2

Бытовые отношения, неофициальная обстановка

2

Образность, эмоциональность, конкретность,

разговорная лексика,

использование изобразительно-выразительных средств

2

Статья, доклад, диссертация,

учебник, словарь, энциклопедия

3

Публицистический

стиль

3

Непосредственное повседневное общение, обмен информацией по бытовым вопросам

3

Литература,

культура

3

Точность, логичность, стандартизированные обороты речи,

отсутствие повествования и описания

3

Статья, очерк, репортаж, интервью, выступление, доклад,

ораторская речь

4

Художественный

стиль

4

Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов,

4

Правовые, служебные, производственные отношения,

сфера законодательства, делопроизводства

4

Логичность, объективность, точность,

обоснование, аргументация

термины

4

Дружеская беседа, личная переписка

5

Научный

стиль

5

Сообщение,

информирование

5

Общественно-экономические, политические, культурные отношения,официальная обстановка, радио, телевидение, митинги

5

Неофициальность,

непринужденность,

эмоциональность, образность, разговорная и просторечная лексика

5

Роман, повесть, басня, поэма, драма, комедия

Цель стиля

Сфера употребления

Особенности

Жанры

1

Разговорный

стиль

1

Непосредственное повседневное общение, обмен информацией по бытовым вопросам

1

Бытовые отношения, неофициальная обстановка

1

Неофициальность,

непринужденность,

эмоциональность, образность, разговорная и просторечная лексика

1

дружеская беседа, личная переписка

2

Официально-деловой

стиль

2

Сообщение,

информирование

2

Правовые, служебные, производственные отношения,

сфера законодательства, делопроизводства

2

Точность, логичность, стандартизированные обороты речи,

отсутствие повествования и описания

2

Законы, приказы, постановления, резолюции, акты, справки, инструкции, объявления

3

Публицистический

стиль

3

Информирование,

воздействие на людей через средства массовой коммуникации

3

Общественно-экономические, политические, культурные отношения,

официальная обстановка, радио, телевидение, митинги

3

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность,

призывность,

эмоциональная окраска

3

Статья, очерк, репортаж, интервью, выступление, доклад,

ораторская речь

4

Художественный

стиль

4

Создание художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетическое воздействие

на читателя

4

Литература,

культура

4

Образность, эмоциональность, конкретность,

разговорная лексика,

использование изобразительно-выразительных средств

4

Роман, повесть, басня, поэма, драма, комедия

5

Научный

стиль

5

Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов,

5

Официальная

обстановка,

конференции, совещания

5

Логичность, объективность, точность,

обоснование, аргументация

термины

5

Статья, доклад, диссертация,

учебник, словарь, энциклопедия

Таблиц «Функциональные стили речи»

Функциональные стили речи, языковые особенности функциональных стилей речи.

Стиль речи

Сфера использования

Адресат

Цель текста

Речевые жанры

Языковые особенности

Разговорный

Бытовое общение, непринужденная обстановка.

Хорошо знакомый человек.

Общение, поддержание личных связей.

Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма.

1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеология.

2. Упрощенный синтаксис, отсутствие деепричастных и причастных оборотов.

3.Обращения, вводные и вставные конструкции.

Книжные.

1. Научный

Наука, образование, просвещение.

Специалисты в данной научной области. Широкий круг читателей-специалистов. Учащиеся.

Сообщение научных фактов, Изложение основ наук.

Научная статья, диссертация, учебная литература.

1. Терминология.

2. Употребление слов в прямом значении.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

4. Незначительное число глаголов.

5. Усложненный синтаксис.

2. Официально-деловой

Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность.

Граждане и организации, вступившие в деловые отношения.

Сообщение, информирование, управление.

Законы, приказы, уставы, протоколы, заявления, инструкции.

1. Клише, штампы, лексика.

2. Употребление слов в прямом значении.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

4. Преобладание существительных, в том числе отглагольных.

5. Усложненный синтаксис.

3. Публицистический.

Политика, средства массовой информации.

Широкие слои общества.

Информирование, воздействие.

Статья, очерк, эссе, репортаж, интервью, ораторская речь.

1. Общественно-политическая лексика и терминология.

2. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология.

3. Разговорные языковые средства.

4. Образные средства языка (тропы).

5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипсис, инверсия и другие).

4. Художественный

Художественная литература.

Читатели.

Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов.

Роман, повесть, рассказ, стихотворение, баллада, поэма и другие.

Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Стили речи

Слайд 1

Стили речи Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»

Слайд 2

Слово стиль происходит от лат. stylus – остроконечная палочка. В древности оно обозначало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, а другим – в виде лопатки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Слово стиль стало обозначать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.

Слайд 3

Стили речи разговорный книжные научный публицистический официально-деловой художественный

Слайд 4

Разговорный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты непосредственное повседневное общение непринужденная, неофициальная обстановка; дружеская беседа, частные письма; разговорная лексика, простые предложения; эмоциональность, образность, конкретность, простота

Слайд 5

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк уволиться вместо театра? А он прищурил глаз и спрашивает: В цирк? Это зачем же такое? Да, — говорю, — больно занятно… Ученого слона выводить будут, и опять же рыжие, французская борьба… Помахал он пальцем: Я тебе, — говорит, — покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая польза от цирка? А? Ну, словом, некогда мне с тобой долго разговаривать… М.А. Булгаков. «Неделя просвещения»

Слайд 6

Научный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты сообщение научных сведений; официальная обстановка; научная статья, учебная литература; термины, сложные предложения, вводные слова; логичность, объективность, точность, отвлеченность, обобщенность

Слайд 7

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Лирические отступления – композиционно-стилистический прием в художественной прозе и, главным образом, в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой – позволяют писателя в открытой форме высказать личные суждения по вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.

Слайд 8

Официально-деловой стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты сообщение, информирование официальная обстановка (законодательство, дело-производство, администрирование) законы, приказы, протоколы, справки, заявления; стандартизированные обороты речи, официально-деловая лексика; точность, не допускающая иного толкования

Слайд 9

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1. Российская федерация – Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод гражданина – обязанность государства. Из Конституции Российской Федерации

Слайд 10

Публицистический стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты воздействие через средства массовой коммуникации; официальная обстановка: выступления в СМИ, на митингах и собраниях; статья, очерк, репортаж, ораторская речь; общественно-политическая лексика; восклицательные пред-ложения, риторические вопросы; логичность, эмоциональность, образность, оценочность, призывность

Слайд 11

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Есть две категории счастливцев: одни плывут по волнам жизни, не ведая горя, и все им само плывет в руки; другие движутся к счастью ценою великих усилий в тяжелой, порою неравной борьбе, но побеждают всегда и везде. И. Шевелев

Слайд 12

Художественный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты изображение и воздействие; художественная литература; роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, драма, трагедия, комедия; использование всех богатств лексики, использование средств выразительности; эмоциональность, образность, конкретность

Слайд 13

Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Дорога шла дремучим сосновым бором, где могучие сосны, сомкнувшись вверху зелеными вершинами, образовали почти непроницаемое для солнечных лучей покрывало. Иногда встречались вековые дубы вперемежку с липой, вязом и кленом. Часто дорогу преграждали поваленные деревья, вывороченные с корнем. Великаны лежали здесь очень давно и успели дать жизнь другим растениям. К. Бадигин

Функциональные стили речи и их языковые особенности.

Функциональные стили речи, языковые особенности функциональных стилей речи.

Стиль речи

Сфера использования

Адресат

Цель текста

Речевые жанры

Языковые особенности

Разговорный

Бытовое общение, непринужденная обстановка.

Хорошо знакомый человек.

Общение, поддержание личных связей.

Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма.

1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеология.

2. Упрощенный синтаксис, отсутствие деепричастных и причастных оборотов.

3.Обращения, вводные и вставные конструкции.

Книжные.

1. Научный

Наука, образование, просвещение.

Специалисты в данной научной области. Широкий круг читателей-специалистов. Учащиеся.

Сообщение научных фактов, Изложение основ наук.

Научная статья, диссертация, учебная литература.

1. Терминология.

2. Употребление слов в прямом значении.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

4. Незначительное число глаголов.

5. Усложненный синтаксис.

2. Официально-деловой

Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность.

Граждане и организации, вступившие в деловые отношения.

Сообщение, информирование, управление.

Законы, приказы, уставы, протоколы, заявления, инструкции.

1. Клише, штампы, лексика.

2. Употребление слов в прямом значении.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

4. Преобладание существительных, в том числе отглагольных.

5. Усложненный синтаксис.

3. Публицистический.

Политика, средства массовой информации.

Широкие слои общества.

Информирование, воздействие.

Статья, очерк, эссе, репортаж, интервью, ораторская речь.

1. Общественно-политическая лексика и терминология.

2. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология.

3. Разговорные языковые средства.

4. Образные средства языка (тропы).

5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипсис, инверсия и другие).

4. Художественный

Художественная литература.

Читатели.

Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов.

Роман, повесть, рассказ, стихотворение, баллада, поэма и другие.

Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о