Стиль по русскому языку художественный стиль – План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: урок русского языка «Особенности стиля художественной литературы»

План-конспект урока на тему: Художественный стиль речи

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Текст №1. Подошли к краю оврага  и сели рядом друг с другом. Снизу на них смотрели кудрявые вершины молоденьких березок, на дне оврага лежала синеватая мгла, оттуда несло сыростью, гниющими листьями, хвоей. Порой тихо проносился ветер, ветки берез колыхались, колыхались и маленькие ели – весь овраг наполнялся трепетным, боязливым шепотом, казалось кто-то, нежно любимый и оберегаемый деревьями, заснул в овраге под их сенью и они чуть-чуть перешептываются, боясь разбудить их.  (М. Горький)

Художественный стиль

Художественный
стиль как функциональный стиль находит
применение в художественной
литературе,
которая выполняет образно-познавательную
и идейно-эстетическую
функции. Чтобы
понять особенности художественного
способа познания действительности,
мышления, определяющего специфику
художественной речи, надо сравнить
художественный стиль с другими
функциональными стилями.

Язык
науки или деловой документации и язык
художественной прозы и поэзии нельзя
рассматривать как явления одного
порядка. Художественный текст не имеет
определенного лексического набора и
грамматического инструментария, которые
отличают, обычно, одну разновидность
от другой. Особенность языка художественной
литературы не в том, что он использует
какие-то специфические языковые средства,
свойственные ему: он является открытой
системой и не ограничен в использовании
любых языковых возможностей.

Автор
литературного текста смело использует
все ресурсы языка, а единственным мерилом
правомерности такого использования
является лишь художественная
целесообразность. Не только те лексические
и грамматические особенности, которые
характерны для деловой, публицистической
и научной речи, но и особенности
нелитературной речи – диалектной,
просторечной, жаргонной – могут быть
приняты художественным текстом и
органически усвоены им. Но «открытость»
художественного текста воспитывает не
пренебрежение к норме, а умение ценить
ее; без острого чутья общелитературной
нормы нет полноценного восприятия
образных текстов

Художественной
литературе, как и другим видам искусства,
присуще конкретно-образное представление
жизни в отличие от абстрагированного,
логико-понятийного, объективного
отражения действительности в научной
речи. Для художественного произведения
характерны восприятие посредством
чувств и перевоссоздание действительности.
Автор художественного произведения
стремится передать, прежде всего, свой
личный опыт, свое понимание и осмысление
того или иного явления.

Для
художественного стиля характерно
внимание к частному и случайному, за
которым прослеживается типичное и
общее. Так, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя
каждый из показанных писателем помещиков
олицетворяет некие конкретные человеческие
качества, выражает определенный тип, а
все вместе они являлись «лицом»
современной автору России.

Мир
художественной литературы 
это «перевоссозданный» мир, где
изображаемая действительность
представляет собой в определенной
степени авторский вымысел. В художественном
стиле главную роль играет субъективный
момент. Вся окружающая действительность
представлена через видение автора. В
художественном тексте мы видим не только
мир писателя, но и писателя в этом мире:
его предпочтения, осуждения, восхищение,
неприятие и так далее. С этим связаны
эмоциональность и экспрессивность,
метафоричность, содержательная
многоплановость художественного стиля.

Как
средство общения художественная речь
имеет свой язык 
систему образных форм, выражаемую
языковыми средствами. Художественная
речь наряду с нехудожественной составляют
два уровня национального языка. Основой
художественного стиля речи является
литературный русский язык.

Лексический
состав и функционирование слов в
художественном стиле имеют свои
особенности. В число слов, составляющих
основу и создающих образность этого
стиля, прежде всего, входят образные
средства русского литературного языка,
а также слова, реализующие в контексте
свое значение. Это слова широкой сферы
употребления. Узкоспециальные слова
используются в незначительной степени,
только для создания художественной
достоверности при описании определенных
сторон жизни. Например, Л.Н. Толстой в
«Войне и мире» при описании батальных
сцен использовал специальную военную
лексику; значительное количество слов
из охотничьего лексикона мы найдем в
«Записках охотника» И.С. Тургенева, в
рассказах М.М. Пришвина, В.П. Астафьева;
в «Пиковой даме» А.С. Пушкина много слов
из лексикона карточной игры и так далее.

В
художественном стиле речи очень широко
используется речевая многозначность
слова, что открывает в нем дополнительные
смыслы и смысловые оттенки, благодаря
чему появляется возможность подчеркнуть
тончайшие оттенки значений. Автор
использует все богатство языка для
создания своего неповторимого языка и
стиля.

На
первый план в художественном тексте
выходят эмоциональность
и экспрессивность
изображения. Многие слова, которые в
научной речи выступают как четко
определенные абстрактные понятия, в
газетно-публицистической речи – как
социально-обобщенные понятия, в
художественной речи несут
конкретно-чувственные
представления. Таким образом, стили
функционально дополняют друг друга.
Например, прилагательное «свинцовый»
в научной речи реализует свое прямое
значение («свинцовая руда», «свинцовая
пуля»), а в художественной образует
экспрессивную метафору («свинцовые
тучи», «свинцовая ночь», «свинцовые
волны»). Поэтому в художественной речи
важную роль играют словосочетания,
которые создают некое образное
представление.

Для
художественной речи, особенно поэтической,
характерна инверсия,
то есть изменение обычного порядка слов
в предложении с целью усилить смысловую
стилистическую окраску. Примером
инверсии может служить известная строка
из стихотворения А. Ахматовой: «Все мне
видится Павловск холмистый…». Варианты
авторского порядка слов разнообразны,
подчинены общему замыслу.

В
художественной речи возможны и отклонения
от структурных норм, обусловленные
художественной актуализацией, то есть
выделением автором какой-то мысли, идеи,
черты, важной для смысла произведения.
Они могут выражаться в нарушении
фонетических, лексических, морфологических
и других норм. Особенно часто этот прием
используется для создания комического
эффекта или яркого, выразительного
художественного образа, запоминающегося
портрета.

Урок по русскому языку по теме: «Художественный стиль» (9 класс)

Урок русского языка

«Художественный стиль речи»

Подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Комиссарова Елена Владимировна

2014г.

Цели урока:

— образовательные: обобщить и углубить знания студентов, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;

— развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи учащихся, интереса к родному языку;

— воспитательные: нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Форма: открытый урок

Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.

Оборудование: мультимедийный проектор;

компьютерная презентация по теме урока;

слайды с заданиями;

диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;

гитара

Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для

анализа изобразительно-выразительных средств;

листы с заданиями «Творческой мастерской»

Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;

лексические и фразеологические единицы языка;

знать основные виды тропов и фигур речи;

подготовить рисунок для анализа цветописи

произведения

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.

2. Этап проверки домашнего задания

Терминологический диктант

— Ответьте, какой термин скрывается под определением:

1. Разговор двух и более лиц (диалог)

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).

4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).

6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)

7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)

hello_html_7e489c9f.gif

  1. Практическая работа

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Определите лексические значения выделенных слов

1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.

2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.

3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.

4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», — сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.

5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.

(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;

2. Дурной тон, невоспитанность;

3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;

4. Удовлетворение;

5. Человек, верящий в судьбу)

Придумайте пару омонимов…

1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.

3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.

(1. Мина ;

2. Ерш;

3. Гриф)

Объясните смысл следующих устойчивых выражений:

1. Потемкинские деревни;

2. Куда Макар телят не гонял;

3. Глас вопиющего в пустыне;

4. Буря в стакане воды.

(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;

2. Очень далеко;

3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;

4. большое волнение по ничтожному поводу)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

(Тише едешь – дальше будешь)

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

(Что написано пером, то не вырубишь топором)

Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)

2.Луч света в сером царстве.

(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)

3.Откуда фисташки?

(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)

4.Маленький фриц.

(«Маленький принц» А. Экзюпери)

5.Много шума – и ничего

(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)

6.Хождение по внукам.

(А. Толстой «Хождение по мукам»)

7. На трейлере слона возили.

(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)

Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую. (С. Есенин)

Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)

Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.

В Совет старейшин острова Итаки

от Одиссея, царя, проживающего

на Козьем холме, 15

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.

(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)

Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :

Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:

«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.

Шв…р».

Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:

«Семечки в квартире есть запрещено».

Ф. Преображенский

И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:

«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».

Затем рукой Зины:

«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».

Рукой Дарьи Петровны (печатно),

«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».

(публицистический, официально-деловой, разговорный)

4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.

Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.

Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача — проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.

Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.

— Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?

Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:

— Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…

Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»

— Дозволь, боярин, слово молвить.

— Говори.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….

— Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

— Что у тебя глаза лопнули, что ли? — отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)

Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее не буди…

На заре она сладко так спит!

Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.

Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.

♦ Надо мною небо… (продолжить)

А Маяковский продолжил так:

Надо мною небо – синий шелк.

Никогда не было так хорошо!

♦ То сердце не научится любить, которое…

(У Некрасова: устало ненавидеть)

♦ Ее глаза — …

( Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)

♦ Кто прячет прошлое ревниво…

(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)

♦ Спасибо, музыка, за то…

(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)

Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.

Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)

Задание: самостоятельно — «вместо поэта» — подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.

Звёзды

Звёздочки , звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?

Частые звёздочки, звёздочки !

Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ,

Звёзды небесные, звёзды !

Задание:

  1. Подберите синоним к слову «светлые».

  2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.

  3. Подберите синоним к слову «частые».

  4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
    жгучий.

  5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
    страдать.

  6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
    далёкие.

Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».

5. Этап проверки знаний

ТЕСТ — ПРОВЕРКА

  1. Стиль литературного языка – это:

А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;

Б) исторические сложившиеся образцы и правила;

В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;

Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Книжных стилей в русском языке:

А) 3; Б) 1;

В) 2; Г) 4.

3. Особенности художественного стиля:

А) индивидуально-авторский подход;

Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через

средства массовой информации;

В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;

Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств

языка.

4. Функция художественного стиля:

А) сообщение, информация; Б) передача мыслей и чувств;

В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.

5. Жанры художественного стиля:

А) романс; Б) заметка;

В) комедия; Г) фельетон.

6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую

Русь»:

А) параллелизм; Б) сравнение;

В) бессоюзие; Г) олицетворение.

7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:

А) сравнение; Б) гипербола;

В) антитеза; Г) эпифора.

8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей

художественной выразительности:

А) тропы; Б) фигуры;

В) синонимы; Г) фразеологизмы.

9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной

речи, усиления выразительности текста:

А) крылатые слова; Б) поговорки;

В) тропы; Г) фигуры.

10. Найдите метонимию:

А) лес поет; Б) золотые волосы;

В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.

11. Найдите градацию:

А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;

Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;

В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;

Г) утешится безмолвная печаль.

12. Фонетические средства выразительности:

А) аллитерация; Б) парцелляция;

В) градация; Г) ассонанс.

6. Домашнее задание

Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.

7. Подведение итогов занятия

А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»

1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;

2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;

3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;

4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;

5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.

Использованная литература

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.

М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

  2. Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».

Конспект урока по русскому языку «Художественный стиль речи и язык художественной литературы»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ НСВУ МВД России)

Цикл гуманитарных и математических дисциплин

Учебный предмет: Русский язык

Преподаватель: Вартабедьян В.Б.

Уроки № 24-25

Тема урока: «Художественный стиль речи и язык художественной литературы».

Цели урока:

1 .на теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли художественного стиля; формировать умение определять средства художественной выразительности: тропы и стилистические фигуры;

2.развивать творческие способности обучающихся;

3. воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы проведения: беседа, практикум .

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

Этапы проведения занятия

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

Психологический настрой.

Хочу начать наш урок со слов Астрогора:

«Собирайте камни знаний, укрепляйте каплями терпения, дарите капли любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли надежды. Пусть из этих капель собираются реки и моря вашего духовного благополучия»

Проверка д/з

Диктант «Верю-не верю»

Раздаются листы оценивания (критерии: 0 ошибок – «5», 1 ошибка-«4»,

2 ошибки -3.

  1. Научный стиль обслуживает сферу науки и производства

  2. Жанры научного стиля: поэма, басня, роман

  3. Данному подстилю присущ монологический характер

  4. Стилевые черты: эмоциональность, образность

  5. Можно разделить на подстили: учебно-научный, научно-популярный, собственно-научный

  6. Текст научного стиля представляет чаще всего повествование.

  7. Фонетика, орфоэпия, междометие, примыкание – термины лингвистики

  8. Принтер, монитор, сайт, системный блок –это термины экономики.

Целевые установки повторение

Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).  

II.Актуализация опорных знаний.

Учитель

— Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

Слово, слово – великое дело.

Ф. Достоевский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи” (Н.В. Гоголь)

Мотивация

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете значение 1-ого эпиграфа (Великий мастер Слова Ф.М.Достоевский считал слово не просто единицей языка, а великим делом. Мы хорошо знаем, что СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ, СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ, СЛОВОМ МОЖНО ПОЛКИ ЗА СОБОЙ ПОВЕСТИ

Слово – это Дело, поступок, оружие. Никогда не надо забывать об этом).

Прочитаем второй эпиграф, слова Н. В. Гоголя. Сегодня на уроке мы будем находить жемчужины, которые украшают нашу речь, делают ее образной и выразительной

III. Формирование новых понятий и способов действий.

Индивидуальная работа

2. Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 254 § 44.

«Художественный стиль».

  1. — Составление учебного конспекта и защита.

Оценивание ( ставите знак + за правильный, полный ответ, 6 –«5», 4-5 «4», 3- «3», за неполный ответ полплюса))

  1. Индивидуальная работа (на постерах).

  2. Изучение теоретических сведений по карточкам информаторам

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений.

  1. Лингвистическое наблюдение

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике.

1)Определите средство выразительности

1)«Горячий снег», «Мертвые души», жидкие гвозди, Старый Новый год, грустная радость (оксюморон)

2)Мальчик с пальчик, девочка-дюймовочка, «ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить. (литота)

3) Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин) (антитеза)

4) Коль любить, так без рассудку

Коль грозить, так не на шутку

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (анафора)

5) Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов) (сравнение)

6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет) (эпитет)

7.Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом (метонимия)

2.Найти соответствия. Как называется данный прием? (перифраза)

1. Нефть
2. Зима
3. Япония
4. Сабля
5. Животные
6. Лев
7. Юность

1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Царь зверей
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Черное золото
7. Страна восходящего солнца

V. Закрепление и проверка знаний.

Упражнение 239

Найти средства выразительности (тропы, стилистические фигуры)

Оценивание

Устная самооценка собственной деятельности на уроке.

Рефлексия и оценивание

Дополните одну из фраз:

Я попробую…

Я понял…

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Этап подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.

Домашнее задание

§ 44 , упражнение 244

«Практическая работа по художественному стилю речи»

Урок русского языка

«Практическая работа по художественному стилю речи»

Подготовила

преподаватель русского языка и литературы

Комиссарова Елена Владимировна

2013

Цели урока:

— образовательные: обобщить и углубить знания студентов, полученных ранее как на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания;

— развивающие: способствовать развитию ассоциативного мышления, творческих способностей, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи учащихся, интереса к родному языку;

— воспитательные: нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Форма: открытый урок

Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.

Оборудование: мультимедийный проектор;

компьютерная презентация по теме урока;

слайды с заданиями;

диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;

гитара

Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для

анализа изобразительно-выразительных средств;

листы с заданиями «Творческой мастерской»

Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;

лексические и фразеологические единицы языка;

знать основные виды тропов и фигур речи;

подготовить рисунок для анализа цветописи

произведения

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.

2. Этап проверки домашнего задания

Терминологический диктант

— Ответьте, какой термин скрывается под определением:

1. Разговор двух и более лиц (диалог)

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).

4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).

6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)

7. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой)

hello_html_7e489c9f.gif

  1. Практическая работа

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Определите лексические значения выделенных слов

1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.

2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.

3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.

4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», — сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.

5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.

(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;

2. Дурной тон, невоспитанность;

3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;

4. Удовлетворение;

5. Человек, верящий в судьбу)

Придумайте пару омонимов…

1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.

3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.

(1. Мина ;

2. Ерш;

3. Гриф)

Объясните смысл следующих устойчивых выражений:

1. Потемкинские деревни;

2. Куда Макар телят не гонял;

3. Глас вопиющего в пустыне;

4. Буря в стакане воды.

(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;

2. Очень далеко;

3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;

4. большое волнение по ничтожному поводу)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

(Тише едешь – дальше будешь)

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

(Что написано пером, то не вырубишь топором)

Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)

2.Луч света в сером царстве.

(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)

3.Откуда фисташки?

(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)

4.Маленький фриц.

(«Маленький принц» А. Экзюпери)

5.Много шума – и ничего

(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)

6.Хождение по внукам.

(А. Толстой «Хождение по мукам»)

7. На трейлере слона возили.

(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)

Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую. (С. Есенин)

Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)

Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.

В Совет старейшин острова Итаки

от Одиссея, царя, проживающего

на Козьем холме, 15

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.

(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)

Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :

Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:

«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.

Шв…р».

Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:

«Семечки в квартире есть запрещено».

Ф. Преображенский

И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:

«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».

Затем рукой Зины:

«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».

Рукой Дарьи Петровны (печатно),

«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».

(публицистический, официально-деловой, разговорный)

4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.

Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.

Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача — проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.

Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.

— Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?

Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:

— Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…

Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»

— Дозволь, боярин, слово молвить.

— Говори.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….

— Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

— Что у тебя глаза лопнули, что ли? — отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)

Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее не буди…

На заре она сладко так спит!

Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.

Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.

♦ Надо мною небо… (продолжить)

А Маяковский продолжил так:

Надо мною небо – синий шелк.

Никогда не было так хорошо!

♦ То сердце не научится любить, которое…

(У Некрасова: устало ненавидеть)

♦ Ее глаза — …

( Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)

♦ Кто прячет прошлое ревниво…

(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)

♦ Спасибо, музыка, за то…

(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)

Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.

Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)

Задание: самостоятельно — «вместо поэта» — подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.

Звёзды

Звёздочки , звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?

Частые звёздочки, звёздочки !

Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ,

Звёзды небесные, звёзды !

Задание:

  1. Подберите синоним к слову «светлые».

  2. Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.

  3. Подберите синоним к слову «частые».

  4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
    жгучий.

  5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
    страдать.

  6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
    далёкие.

Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».

5. Этап проверки знаний

ТЕСТ — ПРОВЕРКА

  1. Стиль литературного языка – это:

А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;

Б) исторические сложившиеся образцы и правила;

В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;

Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Книжных стилей в русском языке:

А) 3; Б) 1;

В) 2; Г) 4.

3. Особенности художественного стиля:

А) индивидуально-авторский подход;

Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через

средства массовой информации;

В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;

Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств

языка.

4. Функция художественного стиля:

А) сообщение, информация; Б) передача мыслей и чувств;

В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.

5. Жанры художественного стиля:

А) романс; Б) заметка;

В) комедия; Г) фельетон.

6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую

Русь»:

А) параллелизм; Б) сравнение;

В) бессоюзие; Г) олицетворение.

7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:

А) сравнение; Б) гипербола;

В) антитеза; Г) эпифора.

8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей

художественной выразительности:

А) тропы; Б) фигуры;

В) синонимы; Г) фразеологизмы.

9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной

речи, усиления выразительности текста:

А) крылатые слова; Б) поговорки;

В) тропы; Г) фигуры.

10. Найдите метонимию:

А) лес поет; Б) золотые волосы;

В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.

11. Найдите градацию:

А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;

Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;

В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;

Г) утешится безмолвная печаль.

12. Фонетические средства выразительности:

А) аллитерация; Б) парцелляция;

В) градация; Г) ассонанс.

6. Домашнее задание

Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.

7. Подведение итогов занятия

А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»

1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;

2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;

3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;

4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;

5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.

Использованная литература

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.

М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

  2. Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: художественный стиль речи

Урок 1-

Конспект урока по литературе для групп 1С1(_____), 1Ф(_____), 1ТЭО(_____),  1ТОП(______) на тему: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур» 

Цели урока:

образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.

развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;

воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Ход урока

 

Эпиграф.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

 I. Орг. момент.

 II. Сообщение темы урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока.

Вот и сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, и мы с вами будем шлифовать своё мастерство в анализе текста. 

III. Целеполагание.

С какой целью вы пришли сегодня на урок?

Посмотрите внимательно задания-карточки и попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока.

Где пригодятся вам полученные знания?

Цель на доске: (открыть) каждый из вас к концу урока должен уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, зная его особенности, совершенствовать навыки написания сочинения-размышления.

IV. Актуализация опорных знаний.

Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.

 1. Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль речи, какова его главная функция?

В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции – использование образных возможностей языка (звуковой организации речи, изобразительно-выразительных средств, экспрессивно-стилистической окраски слова). Образность слова обусловлена его художественной мотивированностью, назначением и местом в составе художественного произведения, соответствием его образному содержанию. Слово в художественном тексте двупланово: это номинативно-коммуникативная единица и средство создания художественной выразительности, создания образа. восприятие художественной действительности

Научный стиль

Художественный стиль

С помощью понятий, научное мышление

С помощью образов, образное мышление

 2. В чём выражается эстетическая функция художественного стиля?

Художественный стиль предназначен для создания художественных поэтических образов, эмоционально-эксперессивного воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

3. Какие средства художественной выразительности вам известны?

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т.п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

 4. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — обращение к Ослу)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).

Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

5. Какие стилистические фигуры вы изучили, определите их функцию в текстах.

Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения.

Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.

Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.

Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.

Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.

V. Проведение проверочных упражнений.

Упр. ___

Физкультминутка для пальцев

Покажите на пальцах:

• сколько частей речи вы знаете;

• сколько типов речи вам известно;

• сколько стилей речи существует

VI. Закрепление. Работа с учебником

1) Упр. ___

2) Устное изложение по упражнению с использованием специальной лексики.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Обратимся к цели нашего урока.

Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока?

Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?

IX. Домашнее задание.

Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений), докажите его принадлежность к данному стилю речи.

Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему: Стиль художественной литературы

Слайд 1

Стиль художественной литературы Художественный стиль речи

Слайд 2

Общая характеристика Это самый богатый стиль речи, т.к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, он становится явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной системой форм и синтаксических типов.

Слайд 3

Функции художественного стиля Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя

Слайд 4

Сфера применения Эстетическая сфера общения Духовная жизнь общества Используется в художественных произведениях

Слайд 5

Основные задачи высказывания Образное описание событий Передача впечатлений Выражение чувств автора Воздействие на чувства читателя

Слайд 6

Отличительные стилевые черты Образность Конкретность Выразительность Эмоциональность Авторская индивидуальность

Слайд 7

Разновидности языка художественной литературы Прозаическая речь Стихотворная речь

Слайд 8

Отличительные языковые черты художественного стиля речи В языке художественной речи всеобъемлюще отражаются и словарный состав, и грамматический строй речи во всём богатстве и многообразии. Являясь частью литературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы, поскольку включает в себя и языковые средства, находящиеся за рамками современного русского литературного языка: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы и т.д.

Слайд 9

Языковые средства Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал. Слова в переносном значении: море огней, спит земля . Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка , серенький ; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый. Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия ( зацвёл сад ). Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. ( Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Предложения вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные.

Слайд 10

Основные жанры художественного стиля (по родам литературы) Эпос- роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня Лирика- стихотворение, поэма, элегия, песня, послание Драма- трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Слайд 11

Взаимосвязь стилей речи Художественный стиль речи нередко включает в себя, в зависимости от задач текста, разговорный, публицистический, а иногда официально-деловой и научный. Этот стиль при необходимости вбирает в себя средства всех других стилей, которые подчиняются главной функции художественного стиля- эстетической.

Слайд 12

Изобразительно-выразительные средства языка Тропы — это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

Слайд 13

Гипербола Чрезмерное преувеличение свойств предмета Пример: Устал до смерти

Слайд 14

Литота Непомерное преуменьшение свойств предмета Пример: мальчик с пальчик

Слайд 15

Ирония Скрытая насмешка Пример: отколе, умная, бредёшь, ты, голова?

Слайд 16

Метафора Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Пример: шёпот волн, день помрачнел.

Слайд 17

Метонимия Слово или выражение, употреблённое вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь Пример: я всю тарелку съел = я съел весь суп; город спит = все люди спят.

Слайд 18

Аллегория Иносказание, изображение отвлечённого в конкретном образе Пример: лиса в баснях- аллегорическое воплощение хитрости; заяц- трусости и т.д.

Слайд 19

Эпитет Красочное определение Пример: вольный ветер; золотые руки.

Слайд 20

Сравнение Сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого Пример: французы двинулись, как тучи.

Слайд 21

Перифраза Замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета. Пример: северная столица, город на Неве – С.Петербург

Слайд 22

Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия Пример: утёс плачет в пустыне; зима злится.

Слайд 23

Синекдоха Называние целого через его часть или наоборот. Пример: Стокгольмы и Босфоры; все флаги в гости будут к нам.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о