Регион | Школа | Населенный пункт | Место в Топ-25 |
Алтайский край | КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» | г. Бийск | |
Алтайский край | МБОУ «Гимназия №42» | г. Барнаул | |
Амурская область | МОАУ «Классическая гимназия №2» | г. Тында | |
Архангельская область | ГБНОУ «Архангельский государственный лицей им. М.В. Ломоносова» | г. Архангельск | |
Архангельская область | МАОУ «СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков» | г. Северодвинск | |
Архангельская область | МБОУ МО «Гимназия №6» | г. Архангельск | |
Архангельская область | МБОУ МО «Гимназия №3 им. К.П. Гемп» | г. Архангельск | |
Архангельская область | МБОУ МО «Средняя школа №45» | г. Архангельск | |
Астраханская область | МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля» | г. Астрахань | |
Белгородская область | МАНОУ «Шуховский лицей» | г. Белгород |
|
Белгородская область | МАОУ «СОШ №40» | г. Старый Оскол | |
Белгородская область | МБОУ «Лицей №9» | г. Белгород | |
Белгородская область | МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | г. Старый Оскол | |
Брянская область | МАОУ «Гимназия №1» | г. Брянск | |
Брянская область | МБОУ «Брянский городской лицей №1 им. А.С.Пушкина» | г. Брянск | |
Владимирская область | МАОУ «СОШ №36» | г. Владимир | |
Волгоградская область | МОУ «Гимназия №4 Ворошиловского района» | г. Волгоград | |
Волгоградская область | МОУ «Лицей №10 Кировского района» | г. Волгоград | |
Волгоградская область | МОУ «Гимназия №11 Дзержинского района» | г. Волгоград | |
Вологодская область | БОУ «Вологодский многопрофильный лицей» | г. Вологда |
|
Вологодская область | МАОУ Общеобразовательный лицей «АМТЭК» | г. Череповец | |
Вологодская область | МОУ «Гимназия №2» | г. Вологда | |
Вологодская область | МОУ «СОШ №1 с углублённым изучением английского языка» | г. Вологда | |
Воронежская область | МБОУ Гимназия №9 | г. Воронеж | |
Воронежская область | МБОУ Лицей №5 | г. Воронеж |
|
Воронежская область | МБОУ Лицей №7 | г. Воронеж | |
г. Москва | СОШ №179 | г. Москва | 3 |
г. Москва | ГАОУ «Гимназия №1518» | г. Москва | |
г. Москва | ГАОУ Центр образования №548 «Царицыно» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Академическая гимназия №1534» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1290» |
|
|
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1409» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1504» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1507» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1512» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1520 им. Капцовых» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1522» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1527» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1529 им. А.С.Грибоедова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1532» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1541» |
|
|
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1542» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1554» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1558 им. Росалии де Кастро» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1562 им. Артема Боровика» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1567» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Гимназия №1569 «Созвездие» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1573» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1576» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1577» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1582» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1583 им. К. А. Керимова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Гимназия №1636 «НИКА» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Гимназия №1797 «Богородская» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №45 им. Л.И. Мильграма» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Гимназия №625» |
|
|
г. Москва | ГБОУ «Государственная столичная гимназия» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Измайловская гимназия №1508» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Курчатовская школа» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Лицей «Вторая школа» | г. Москва | 9 |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1158» | г. Москва | |
г. Москва |
|
г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Лицей №1525 «Красносельский» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1533 (информационных технологий)» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1535» | г. Москва | 4 |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1547» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1553 им. В.И. Вернадского» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1557» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1561» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1564 им. Героя Советского Союза А.П. Белобородова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1568 им. Пабло Неруды» | г. Москва | 19 |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1571» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1574» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицей №1575» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Многопрофильная школа №1955» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Многопрофильный лицей №1501» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Многопрофильный лицей №1799» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Московская международная гимназия» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Немецкая школа №1212» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Пятьдесят седьмая школа» | г. Москва | 6 |
г. Москва | ГБОУ «Центр образования №1449 им. Героя Советского Союза М.В. Водопьянова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Центр образования №1953 «Москва-98» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Центр образования №654 им. А.Д. Фридмана» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Школа «Интеллектуал» | г. Москва | 12 |
г. Москва | ГБОУ «Школа лицей №1420» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа на Яузе» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1238» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1270» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1273» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1279» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1284» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка №1285» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1324» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1381» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1944» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №2033» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ г.Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного языка №1231 им. В.Д. Поленова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1288 им. Героя Советского Союза Н.В. Троян» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углублённым изучением иностранных языков №1900» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением испанского языка №1252 им. Сервантеса» | г. Москва | 16 |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением математики и информатики №7» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением математики №1384 им. А.А. Леманского» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением математики, информатики, физики №444» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением немецкого языка №1249» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением немецкого языка №1269» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №1234» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №1248» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №1950» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением физики и математики №2007» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа с углубленным изучением французского языка №1286» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа c углубленным изучением английского языка №1210» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №109» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №117» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1194» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1222 им. Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1251 им. генерала Шарля де Голля» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1253 с углубленным изучением иностранного языка» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1329» | г. Москва | 11 |
г. Москва | ГБОУ Школа №1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №14» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Школа №1434 «Раменки» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1440» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1454 «Центр образования Тимирязевский» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1468» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1474» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №15» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1514» | г. Москва | 7 |
г. Москва | ГБОУ «Школа №17» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №171» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1862» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №192» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Школа №1948 «Лингвист-М» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1980» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №1987 многопрофильный образовательный комплекс» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №199» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2006» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2009» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2026» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2031» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2054» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2070» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2083» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2086» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2089» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2090 им. Героя Советского Союза Л.Х. Паперника» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Школа №2095 «Покровский квартал» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2097» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2098 «Многопрофильный образовательный центр» им. Героя Советского Союза Л.М. Доватора» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2104 на Таганке» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2107» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2109» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2114» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2123 им. Мигеля Эрнандеса» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №2127» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №218» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №283» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №285 им. В.А. Молодцова» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №293 им. А.Т. Твардовского» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №345 им. А.С. Пушкина» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №354 им. Д.М. Карбышева» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №49» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №618» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №627 им. генерала Д.Д. Лелюшенко» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №709» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Школа №853» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ «Шуваловская гимназия №1448» | г. Москва | |
г. Москва | ГБОУ Московская гимназия на Юго-Западе №1543 | г. Москва | 8 |
г. Москва | ГКОУ Кадетская школа-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус» | г. Москва | |
г. Москва | МАОУ «Гимназия г. Троицка» | г. Москва | |
г. Москва | МАОУ «Лицей города Троицка» | г. Москва | |
г. Москва |
Российские учителя — одни из самых загруженных в мире
На днях стали известны результаты крупнейшего международного исследования учителей TALIS, которое проводится в 48 странах мира. Авторы выяснили, как работают педагоги, кто сегодня идет преподавать в школу, и с какими проблемами чаще всего сталкиваются учителя.
Женская профессия
Оказывается, почти 85 процентов учителей в России — это женщины. Больше, чем у нас, дам — педагогов только в Латвии. Там в школе преподают только 11 процентов мужчин. В среднем по странам-участницам исследования, доля женщин в этой профессии составляет 68%. Выбивается из этого тренда только Япония, где больше половины школьных педагогов — мужчины.
А вот среди директоров доля женщин меньше. В прошлом цикле исследования, в 2013 году, среди руководителей школ было почти три четверти женщин. Сейчас же — только 68 процентов.
Средний возраст российских педагогов не изменился, это 46 лет. При этом больше 40 процентов учителей старше 50 лет.
— Это означает, что России придется заменить двух из пяти учителей за ближайшее десятилетие, — отмечают авторы исследования.
Вот только заменить педагогов на пенсии особо не кем. Молодежь не слишком-то рвется к доске. Если в 2013 году в школах было всего 4,7 процента педагогов моложе 25 лет, то сейчас — меньше 4 процентов.
60-часовая рабочая неделя
Что касается рабочей недели учителя, то у российских педагогов она почти на 5 часов больше, чем у зарубежных коллег! Официально она занимает 43 часа, из которых почти 24 уходит на преподавание (см. таблицу). А если посчитать затраты на подготовку к урокам и бумажную работу, то получается, что учителя трудятся почти 60 часов в неделю!
Кроме того, как показало исследование, более опытные учителя работают на 5 часов в неделю дольше коллег. А педагоги-женщины — на 7 часов (то есть, целый рабочий день!) дольше, чем мужчины.
Кстати, бумажная нагрузка, на которую часто жалуются преподаватели, за последние пять лет снизилась. Но все равно на отчеты российские учителя тратят почти 3 часа в неделю.
Много преподают и мало оценивают
А вот к новым технологиям на уроках учителя стали более терпимы. Все больше педагогов разрешают детям использовать ноутбуки и смартфоны на занятиях. Правда, времени на самостоятельную работу в классе у ребят всё равно не так много.
Дело в том, что на само преподавание российские учителя тратят больше времени, чем их зарубежные коллеги — 39 минут из стандартных 45. Остальное время уходит на организационные моменты и поддержание дисциплины в классе. В большинстве других стран время, которое педагоги тратят именно на обучение, постепенно снижается — учителя стараются больше внимания уделять обратной связи и индивидуальной работе с учениками. У нас же только две трети учителей дает ученику фидбек сразу после ответа — объясняет, что было хорошо, а что не очень.
Возможно, это связано с раздутой школьной программой: в исследовании не учитывается, сколько всего педагоги должны впихнуть в детские головы. А российские учителя не первый год жалуются, что не успевают пройти все положенное в отведенные часы. Тут уж не до индивидуальной работы — успеть бы материал выдать.
Что входит в работу учителяФото: Наиль ВАЛИУЛИН
Сколько длится рабочая неделя учителя в разных странахФото: Наиль ВАЛИУЛИН
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему учителя врут? Опрос показал: 91 % учителей «довольны своей работой»
В прямом эфире Радио «Комсомольская правда» Александр Милкус вместе с экспертами и учителями разбирается, почему данные опросов расходятся с реальностью (подробнее)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Учителей зауважают и избавят от бумажной нагрузки
Школьных педагогов ждут большие перемены — в рамках нового нацпроекта «Образование» учителям посвящено отдельное направление. Им предстоит пройти масштабную переподготовку, о которой рассказала министр просвещения Ольга Васильева (подробности)
Портрет среднестатистического учителя в России
Система образования в России на сегодняшний день не может похвастаться высокой эффективностью. Ограничивающим фактором для привлечения в профессию новых кадров становится ее невысокая престижность и низкий социальный статус педагогического работника. Как сегодня выглядит среднестатистический школьный учитель, и чем отличается его деятельность от зарубежных коллег?
В рейтинге эффективности национальных систем образования Pearson, Россия занимает 34 место из 50 обследованных стран. Перейти на более высокий уровень можно будет при проведении ряда преобразований не только в общеобразовательной школе, но и в системе подготовки учителей.
Профессия педагога: что изменилось за 20 лет
Во времена СССР собирательный образ школьного педагога выглядел примерно так: возраст от 40-45 лет, высокий уровень культуры и компетенций, работа в одной школе от начала карьеры до ее завершения. Социальный статус учителя котировался очень высоко. Хотя уровень оплаты преподавателя со стажем в 15-20 лет не выходил за рамки среднего заработка технического специалиста на заводе, почета и уважения учителям доставалось с избытком.
В постперестроечную эпоху значимость педагогов резко упала. Главной причиной стал низкий уровень оплаты труда в школах и постоянные реформы, проводимые в системе образования, не дающие возможности адаптироваться к новым требованиям и условиям.
Частично сохранить себя в профессии смогли те, кому повезло устроиться на работу в частные колледжи, гимназии или лицеи. В таких учебных заведениях практиковались новые для России методики преподавания, выше ценился и оплачивался труд учителя.
Потребность в педагогах со стажем и большим опытом в школах очень велика. Главный риск для любой системы образования – недостаток кадров. Если молодые специалисты, приходящие в школу после вуза, не будут иметь серьезной мотивации к работе, вырастить из них квалифицированных учителей не получится
Преподаватель химии в медико-техническом лицее Самары
Российский учитель и его зарубежные коллеги
Каким сегодня выглядит школьный учитель в глазах родителей своих учеников и коллег по работе? Насколько собирательный образ среднестатистического российского педагога отличается от его зарубежных коллег? Отличий на самом деле можно найти немало.
Непрестижность профессии школьного учителя в России обусловлена большой загруженностью, высокой бюрократизацией образовательного процесса и, самое главное, невысокой оплатой труда.
Статистика, которая представлена в исследовании TALIS, выявляет наиболее характерные черты российского учителя.
Возраст
Педагогический состав заметно помолодел. Доля учителей в возрасте от 30 до 45 лет составила 44-48 % от общего количества. Старшее поколение, перешагнувшее 60-летний рубеж, занимает нишу в 9-13 %. Молодежи (младше 25 лет, вчерашние выпускники) в российских школах мало – 4-6 %.
Этот показатель по России можно считать средним среди стран, принявших участие в исследовании TALIS. В Европе возраст среднестатистического учителя определяется в диапазоне от 47,4 лет в Болгарии до 48,9 лет в Италии. Если проводить сравнение со странами азиатского региона, то ситуация будет обратной: в Сингапуре, Малайзии или ОАЭ учителя моложе, возрастной показатель варьируется от 36 до 38,9 лет.
Гендерная принадлежность
В России 86 % учителей — женщины. В начальной школе встретить педагога-мужчину практически нереально, а в старшей и средней их число не превышает 12-14 % от общего педагогического штата.
Единственная страна, в которой соотношение преподавателей мужского и женского пола превышает показатель по России, – это Латвия (88,7 % вакансий занимают женщины). В остальных странах ситуация более сбалансирована. Единственное государство, где в учителя охотнее идут мужчины, – это Япония, там процент женщин в школе приближен к 39.
Стаж работы в школе
Текучесть педагогических кадров в российской школе невысока. По оценкам ОЭСР (Организации по экономическому сотрудничеству и развитию), средний стаж учителя составил 21 год, а стаж в одном учебном заведении – 15 лет. Учителя средней и старшей школы в России, как правило, ведут один, максимум два предмета и редко меняют место работы.
Показатель стажа у российских педагогов больше, чем в других европейских странах. Даже в Италии, где возрастная линейка выше, чем в России, он составляет 19,8 лет. Похожий педагогический опыт имеют учителя Латвии, Эстонии и Болгарии, а вот в странах Азии он невелик (от 9 до 12 лет).
Рабочая нагрузка
Нагрузка у учителя в России существенно больше, чем у его зарубежных коллег. В среднем этот показатель составляет 46 часов в неделю против 38 часов для европейских педагогов. Из них собственно преподавание занимает всего 23,5 часа, все остальное время отдается подготовке к урокам и административным делам, на которые уходит до 9 % рабочих часов. На таком же уровне зафиксированы показатели загрузки педагогов в Англии. А вот в Италии время работы учителей снижено по сравнению с международной нормой и составляет всего 29 часов.
Время, которое выделяется на преподавание в Финляндии, Англии, Франции и Нидерландах, меньше, чем в России – от 16,9 до 20,6 часов в неделю. Существенное внимание в этих странах уделяется планированию и подготовке к занятиям, работе с родителями и опекунами, консультированию детей и оказанию помощи тем, кто отстает от программы.
Индекс профессионализма
Согласно данным, представленным в исследовании TALIS, по профессиональному уровню педагогов Россия занимает одну из первых позиций. Анализ данных проводился по нескольким позициям: знания, автономия, партнерское взаимодействие с коллегами.
По первому критерию Россия вышла на твердое первое место, по последнему показала высокий уровень, сравнимый с уровнем стран с самыми успешными образовательными системами – Англией и Сингапуром. А вот уровень автономии у российских учителей низок, их деятельность слишком регламентирована и не дает возможности выбирать или разрабатывать самостоятельно программы подготовки и системы оценочных инструментов.
Уровень дохода
При всей своей значимости профессия учителя в России до сих пор не считается престижной и не является высокооплачиваемой. По анализу, проведенному ОЭСР в 2015 году, примерный ежемесячный доход школьного педагога составил 477 $ США.
Для адекватного сравнения заработков учителей в разных странах переведем их в так называемый индекс Биг-Мака. Он поможет оценить средний уровень покупательной способности:
Статусность профессии
Как говорят сами учителя, в школах России работают только те, кто пришел в профессию по велению души, а не в поисках легкого заработка. Престиж, социальный статус для таких людей стоят далеко не на первых позициях в списке их жизненных приоритетов. Хотя положение в национальной системе образования постепенно выправляется, работа учителя считается не самой желанной карьерной перспективой.
Азия. Исследование, проведенное фондом Varkey Gems Foundation, показало, что наиболее высокий статус профессия педагога имеет в Китае. Сингапур, Япония, Южная Корея не намного отстают по уровню уважения к учителю в обществе. Отчасти это обусловлено культурными традициями этих стран и менталитетом населения.
Германия. В Германии социальный и финансовый статус учителя гораздо выше российского. Молодежь охотно получает образование на педагогических факультетах в надежде получить хорошо оплачиваемую и престижную профессию.
Главный плюс работы учителем в Германии – стабильность. Если выпускник вуза начал свою карьеру в государственном учебном учреждении, он будет обеспечен работой до старости. Кроме того, для педагогов существуют серьезные налоговые льготы, что вкупе с неплохой зарплатой, бонусами по страхованию и прочими преференциями делает профессию экономически выгодной.
Дети пошли в начальную школу, как и все – в 6 лет, имея не очень высокий уровень знания немецкого языка. Педагоги в младшей школе по большей части молодые, хотя в соседнем классе учитель через год вышла на пенсию. Общее отношение строгое, но очень внимательное. Всегда добиваются, чтобы ребенок хорошо понял материал. Спорить с учителем не принято, априори он считается более компетентным в вопросах обучения
Родители братьев-близнецов, работают по контракту в Баварии
Финляндия. Финляндия – одна из стран с самым высоким рейтингом уровня образования. Самое значительное отличие финских педагогов от коллег из других стран – это креативность и творческий подход к программе обучения. Государство устанавливает только основной общий стандарт, а разработку индивидуальных учебных планов оставляет на усмотрение школ и самих преподавателей. Педагогика Финляндии построена на вовлечении ученика в процесс, развитии в нем творческого потенциала, дотягивании любого ребенка до среднего уровня подготовки.
Прелесть финской системы образования в том, что дети не перегружаются, учатся в комфортном режиме. В этом же и ее недостаток – средний уровень, который требуется освоить в школе, дает недостаточную нагрузку более способным детям
Мнение русской мамы школьницы, учащейся в школе Суоми
Заключение
Можно сказать, что на сегодня российский педагог – это женщина (реже мужчина) в возрасте до 45 лет, с высшим образованием. Это человек, обладающий высоким уровнем квалификации и несущий большую профессиональную ответственность. В сферу его компетенций входит не только образовательный процесс, но и взаимодействие с учениками и родителями во внеклассное время.
В глазах общества в его обязанности входит не только учебная, но и воспитательная функция. Большая административная нагрузка, высокая наполненность классов (от 20 до 30 человек) вынуждают его тратить на работу с детьми часть личного времени. Многие учителя дополнительно берут на себя роль наставника по отношению к более молодым коллегам.
Проводимая в России реформа системы образования постепенно смещает акценты в сторону повышения компетенции образовательного процесса. Задача педагога становится более сложной, но и более интересной. Он должен дать ребенку практические навыки применения полученных знаний, умение анализировать свой опыт и применять его в жизни.
Для реализации таких реформ планируется внесение серьезных изменений в вузовскую подготовку педагогов. Большая часть их учебы будет приходиться на практические занятия, на реальную работу в школе. Стажировка станет главной и неотъемлемой частью учебного процесса будущих учителей.
Российская статистика: сколько школ в России?
Бывает, неопытные первоклассники и первоклассницы умудряются заблудиться в школе. Так как с непривычки и 500 учащихся на все учреждение могут казаться огромнейшей толпой. А что случится, если собрать вместе сразу всех учеников, которых столько же, сколько школ в России с умножением приблизительно на тысячу? Понятное дело, что такое событие — нечто абсолютно невозможное. Однако достаточно лишь ознакомиться со статистикой о том, сколько в России школ и учащихся в них, чтобы одновременно восхититься и ужаснуться их многочисленностью. Для это данная статья.
Сколько школ в России
В РФ у большинства учеников есть возможность обучаться в различных типах учреждений:
- Начального образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Общеобразовательные школы.
- Школы-пансионаты (к ним относятся школы-интернаты, санаторные школы, оздоровительные учреждения и тому подобные).
- Кадетские школы.
- А также образовательные учреждения для детей с ограниченными физическими возможностями и детей с психическими отклонениями.
Это лишь перечисление, которое, впрочем, уже поражает.
А все-таки, сколько школ в России? Согласно приблизительным подсчетам, число общеобразовательных учреждений превосходит 50 000. При этом большую часть из них составляют общеобразовательные школы и школы-интернаты, преимущественно предоставляющие учащим получение среднего образования. Их доля составляет 9/10 всех образовательных учреждений России, не считая высших учебных заведений и учреждений получения среднего специального образования.
Сколько учащихся в школах России
При рассмотрении количества учеников и учениц учитывались лишь группа приведенных выше типов образовательных учреждений. Итак, в общем ученики и воспитанники составляют чуть более 15 миллионов человек. Это чуть меньше одной десятой всего населения Российской Федерации, что, безусловно, не может не поражать. Более того, ежегодно школы по всей России принимают в свои ряды порядка 2 миллионов детей.
Сколько учителей и преподавателей в России
По сравнению с положением, существовавшим во время СССР, в наше время на каждую школу приходится больше учителей, чем раньше. Это связано с более «мелкоразмерными» классами. Если во времена Советского Союза классы по 30 человек были нормой, сейчас среднее количество учащихся в одном классе сократилось примерно на 10 человек с целью улучшить продуктивность обучения и поведение. Количество же учителей в РФ составляет примерно 1,5 миллиона человек.
Учитель для России — Википедия
Учитель для России — это российская общественная программа, привлекающая выпускников ведущих вузов России к преподаванию в школах и обеспечивающая подготовку молодых специалистов к преподавательской деятельности.
Выпускники престижных вузов, проходят многоэтапный конкурс на участие, курс профессиональной подготовки и на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — новые кадры. Школы, в которых преподают новые учителя, выбираются по уровню достигнутых академических показателей – невысоких, и с учётом окружающего социально-экономического контекста – скорее неблагоприятного. Задача учителя в такой ситуации — помочь своим ученикам найти мотивацию к учёбе и поверить в себя, повысить их интерес к школьному образованию и тем самым непосредственные результаты учёбы. На протяжении двух лет учителя получают методическую и стипендиальную поддержку от Программы, а по их истечении могут продолжить педагогическую карьеру или развивать сферу образования из другого карьерного поля.[1]
Программа «Учитель для России» была запущена весной 2015 года Аленой Маркович и Еленой Ярмановой. Вдохновением для Программы послужила международная модель Teach for All, работающая в 45 странах мира.[2]
Генеральными партнёрами программы являются Сбербанк и НИУ ВШЭ. Сбербанк выделил необходимое финансирование в полном объёме на запуск программы и ресурсы для дальнейшего развития.[3] В сотрудничестве с НИУ ВШЭ была разработана программа профессиональной переподготовки по педагогике для участников проекта.[4]
Стратегическими партнёрами проекта являются Департамент образования, науки и молодёжной политики Новгородской области, Воронежской области, Калужской области, Тамбовской области, Московской области. На данный момент программа действует в 64 школах этих регионов.[5][6][7][8]
Специально для реализации программы «Учитель для России» был создан Благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель». Президент фонда сооснователь программы «Учитель для России» Алёна Маркович. Учредители фонда — сооснователи Программы Алёна Маркович и Елена Ярманова. В программе «Учитель для России» Алёна Маркович отвечает за реализацию программы и координацию команды, Елена Ярманова отвечает за исследования и оценку результатов программы.
Председателем попечительского совета фонда в настоящий момент является Марина Михайлова, программный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
В совет фонда входят: директор школы «Летово», советник руководителя Департамента образования г. Москвы по вопросам инновационного развития образовательных систем и организаций Михаил Мокринский, ректор МГПУ Игорь Реморенко, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн, президент благотворительного фонда «Система», основатель и первый руководитель практики по работе с образовательными и некоммерческими организациями в московском офисе Odgers Berndtson, бывший директор по стратегическим проектам Московской школы управления «Сколково» Елена Чернышкова, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Юлия Чечет, старший вице-президент Сбербанка России Юлия Чупина и основатель хедхантигового агентства Odgers Berndtson, победитель конкурса «Лидер России» Фёдор Шеберстов.
По словам организаторов, долгосрочной целью программы «Учитель для России» является создание сообщества специалистов, которые способны дать системе образования новый импульс для обновления и развития.[9]
Среди молодых людей есть много живых, увлечённых, талантливых, с тягой к преподаванию, к работе с детьми, к социальным проектам. Им важно, чтобы работа влияла на жизни других людей и на общество, меняла его к лучшему. Но в педвузы такие люди идут редко: потому что непрестижно, потому что большинство педвузов не даёт должного уровня знания профильного предмета, потому что платят мало и среда не вдохновляет. Мы делаем программу, которая собирает этих молодых талантливых вместе и снимает для них эти барьеры.
— Алёна Маркович, один из организаторов проекта «Учитель для России» [10]
Программа заключается в подготовке в качестве педагогов лучших выпускников лучших вузов и направлении их в худшие, самые слабые школы региона. Слабые в первую очередь потому, что их география сложна, условия проживания непростые, и в общем-то, туда привлечь молодых специалистов очень непросто. Из средств фонда им будут оплачиваться дополнительно работа в этих школах, и по отработке определённого времени мы будем помогать этим учителям реализовывать их собственные социальные проекты
— Герман Греф, президент и председатель правления Сбербанка [11]
Для того, чтобы принять участие в программе, необходимо заполнить заявку на сайте и пройти многоступенчатый отбор. В качестве возможных участников программы рассматриваются в первую очередь выпускники ведущих российских ВУЗов. Перед тем, как приступить к работе в школе, каждый участник в течение пяти недель проходит интенсивный курс подготовки в Летнем институте и пробует себя в качестве преподавателя в детском городском лагере «Территория лета».
В течение всего срока участия в программе с каждым учителем работают кураторы, практикующие педагоги, эксперты из сферы образования, госуправления, предпринимательства, репетиторы. Первый год участия в программе направлен на работу с детьми, подготовку и проведение уроков и дополнительных занятий, ознакомление с государственными стандартами в области образования, погружение в действительность профессии педагога. Во второй год участнику ставится цель определить свою индивидуальную стратегию карьерного роста, позволяющую реализовать свои идеи как в сфере образования, так и в других областях. После окончания программы у каждого участника есть возможность получить грант на запуск собственного проекта в сфере образования.
По итогам двух лет участия в программе и успешного её завершения участники получают диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке по педагогике.
В 2015 году по результатам отбора участие в программе приняли 35 человек, в 2016 году — уже 83 человека. В сентябре 2018 года в школы вышли 177 участников программы, из которых 100 — новые участники. Опубликован ряд отзывов об участии в проекте.[12][13][14][15][16][17][18][19]
Образование является неотъемлемой компонентой «мягкой силы». В рамках перехода мира на экономику, основанную на знаниях, и развитие современного научно-технического потенциала стран, роль образования, безусловно, актуализируется, так как государства с устоявшимися и конкурентоспособными образовательными системами находятся в авангарде мировых политических процессов. Образовательные проекты, инициируемые неправительственными организациями, обеспечивают доступ обучающимся, преподавателям и научным сотрудникам в лидирующие образовательные и научные центры
— Арсен Алексанян, аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России [20]
Отправить ответ