Прокуратура Российской Федерации — Википедия
Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие[2]. В прокуратуре Российской Федерации предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
Обладает правом законодательной инициативы на основании статьи 9 Федерального закона ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».[3]
12 (23) января 1722 в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору»[4]. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть».
Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
- поддержание обвинения на суде;
наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и Совнарком СССР принято решение об учреждении прокуратуры СССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре СССР» определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его президиуму. Помимо этого прокурор СССР был подотчётен и Совнарком СССР. Это обеспечивало независимость прокурора СССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре СССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путём издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре СССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только прокурора СССР (ст. 113).
Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, прокуратура СССР приступила к разработке на её основе Закона о прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утверждён и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В прокуратуре предусмотрена военная служба.
Направления деятельности прокуратуры[править | править код]
Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 годаВ целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
- за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
- за исполнением законов судебными приставами,
- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Другие направления деятельности прокуратуры:
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
- международное сотрудничество,
- выпуск специальных изданий.
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[5]:
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:
|
|
|
Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.
Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал президент России 28 декабря 2010 года[6]. Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинён президенту Российской Федерации.
Классные чины[править | править код]
Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины:
Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование.
Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин.
С 2014 года лица, не имеющие высшего образования не могут быть приняты на должности прокурорских работников.
Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса.
В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.
Воинские звания[править | править код]
Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания[7].
Служебное оружие[править | править код]
На основании ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[8]
Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“», от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“» и от 06 апреля 2007 года № 393 «О наградах прокуратуры Российской Федерации» были учреждены ведомственные награды прокуратуры Российской Федерации[9]:
Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь: — свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; — непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора; — активно защищать интересы личности, общества и государства; — чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; — строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; — постоянно совершенствовать своё мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», статья 40.4 |
Генеральный прокурор:
Первые заместители:
Заместители:
Советники генерального прокурора Российской Федерации:
Указом Президента Российской Федерации установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 51 014 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3102 единиц (из них военнослужащих 2063 человек, гражданского персонала — 1039 человек)[15].
Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии[16].
В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать[17].
В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело[18]. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов[19].
Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ[20].
День работника прокуратуры (Россия) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Указ Петра I о должности генерал-прокурора от 27 апреля (8 мая) 1722 годаДень работника прокуратуры — профессиональный праздник работников и служащих прокуратуры России, отмечаемый ежегодно 12 января[1].
История «дня работника прокуратуры Российской Федерации»[править | править код]
«День работников прокуратуры Российской Федерации» отмечается в России начиная с 1996 года, согласно Указу Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 29 декабря 1995 года «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации».
Дата, когда отмечается «День работников прокуратуры России» была выбрана главой российского государства не случайно. Именно в этот день 12 (23) января 1722 именным указом императора Российской империи Петра Великого[2] при Правительствующем сенате впервые был учреждён пост генерал-прокурора и возник институт российской прокуратуры[3].
В 2007 году, президент РФ Владимир Путин в своем письме в генпрокуратуру России приуроченном к 285-летию этого ведомства, написал следующее:
…ваше ведомство является надежной опорой государства, твердо отстаивает принципы законности и правопорядка. Лучших представителей прокурорского корпуса всегда отличали высокая компетентность, верность служебному долгу и личная порядочность.
Важно, что нынешнее поколение сотрудников прокуратуры бережно хранит и приумножает профессиональные традиции. От вас, вашей настойчивости и последовательности во многом зависит защита законных прав и интересов граждан страны, единство российской государственности, эффективность борьбы с преступностью и коррупцией[4].
Эта цитата даёт чёткую оценку прокурорским работникам и их роли в современной жизни страны.
«День работников прокуратуры» в других странах[править | править код]
Украина : День работников прокуратуры отмечается в республике ежегодно, 1 декабря.
Сколько же лет на самом деле прокуратуре России?
Еще не прошло и месяца как вся прокурорская система с размахом отметила свое 295–летие. Надо сказать, что дата достойная. Однако справедливости ради все же следует расставить некоторые акценты в формировании и развитии национальных органов прокуратуры, в том числе и по дате празднования, что и постараюсь сделать в данном блоге.
Не секрет, что закладка фундамента современной прокуратуры и начало истории прокуратуры приходится на период административно-правовых преобразований Петровской эпохи в первой четверти XVIII в. (если кому интересно об этом узнать более подробно, можете посмотреть в моем учебном пособии, изданном в конце 2016г.). Проводя масштабное реформирование органов государственного управления, Петр I впервые в России сделал попытку внутри Сената и в губерниях, по шведскому образцу, но с учетом российских реалий, образовать органы контроля, так называемый фискалитет (1711г.). Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль (см. Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866). Появлению фискалитета в числе надзорных органов, еще задолго до образования прокуратуры, способствовало, по мнению С.А. Петровского, «взяточничество, презрение к законам, указам, подкуп, плохое уважение человеческой личности, что было явлением очень и очень обыкновенным» (см. Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого. М., 1875). В то же время С.А. Петровский приходит к выводу, что фискалы действительно были необходимы и приносили пользу, устрашая нарушителей закона, чем в немалой степени способствовали повышению уровня административной и судебной нравственности, однако сами они стояли ниже принятых в обществе моральных норм. Однако фискалы так и не оправдали надежд Петра I. Отсюда и возникла потребность в специальном надзорном институте, который вобрал бы в себя некоторые полномочия фискалитета, но в то же время приобрел совершенно новые черты. В результате дальнейшего выстраивания системы государственного контроля Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим», и своим указом от 12 января 1722 г. учредил должность генерал-прокурора. Таким образом, в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым императором генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором, охватывающий контролем государство и общество сверху донизу, что представлялось своеобразной системой фискальско-прокурорского надзора. Постепенно на прокуратуру была возложена обязанность надзора за соблюдением законов государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. В то же время важным участком работы прокуроров был надзор за коллегиями Сената и соблюдением законов в арестантских домах и тюрьмах (см.Стешенко Л.А. Фискалы и прокуроры в системе государственных органов России первой четверти XVIII в. // Вестник МГУ. Сер.ХИ. Право. 1966. №2). Основное назначение деятельности прокуратуры достаточно полно было определено Указом Петра I от 27 апреля 1722 года в котором словами «Сей чин — яко око наше и стряпчий в делах государственных» устанавливался статус прокурора и его обязанность заботиться о делах государственных и быть оком Государя императора и его помощником (см. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российская прокуратура. XVIII век. М., 1994. С. 8-27; Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993.)
Прокурорский надзор, в этот период времени, сводился в основном к напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии, то есть выполнял роль, как уже указывалось выше, особого фискального органа непосредственно в интересах верховной власти, тогда как другие фискальные органы осуществляли свою деятельность в интересах губернаторов и воевод (см.Серов Д.О. Прокуратура Петра I (1722-1725 гг): историко-правовой очерк. Новосибирск, 2002)
В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны (1730-1740гг.), прокуратура практически бездействовала и в своих прежних прерогативах была восстановлена лишь в период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Во всех направлениях государственной и политической деятельности она стремилась продолжить реформы своего отца. Указом императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора (см.Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.. 1986).
В период царствования Екатерины II был значительно усилен местный прокурорский надзор (1762-1796 гг.). В русле регионального управления проходили изменения института прокуратуры, генерал- губернаторства и наместничества. Именно в этот период были сформулированы ее «Наставления губернаторам» (21 апреля 1764 г.), где содержалось знаменитое положение, принципиально важное для России: «Все целое не может быть отнюдь совершенно, если части его в непорядке и неустройстве пребудут. Главные же части, составляющие целое отечество наше, суть губернии…». В нем были сформулированы и основные надзорные задачи и полномочия губернских прокуроров. На них возлагались, в частности, такие задачи: сохранение «целости власти, установлений и интересов императорского величества»; наблюдение за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»; истребление «повсюду вредных взяток». Они наделялись правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законом принимаемых ими решений. В судах прокуроры были обязаны охранять интересы «лиц беспомощных», таких как глухонемые, несовершеннолетние и другие. На прокуроров, что особенно важно, возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов. В статье 404 Учреждения о губерниях было определено: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса императорского величества, наблюдают, чтобы запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки» (см. Законодательство Екатерины II. Док. № 63; Беляев В.П., Борисов Г.А., Горячковская Ю.М.. Прокурорский надзор в России. Историко-теоретический очерк. Белгород, 2001).
Читателю, вполне возможно, будут интересны и слова А.Ф. Кони о значении и роли имперской прокуратуры. Его определения сводятся к следующему: «»Блюститель закона» и «царское око», «охранитель закона и свободы частных лиц в случаях учреждения опеки с ограничением их прав, ходатай за арестантов и наблюдатель за содержанием их без употребления, законом запрещенных», внимательный «читатель» определений всех присутственных мест, шедших на его просмотр, «возбудитель «безгласных» дел, «представитель центральной правительственной власти, вдвинутый в среду местного управления» (см. Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Собр. сочинений. М., 1967.).
В ходе правления Александра I (1801-1825 гг.) были восстановлены упраздненные при Павле I должности стряпчих. В то же время должность генерал-прокурора относительно недолго была самостоятельной, поскольку с проведением министерской реформы данная должность «поглощалась» постом «министра юстиции». Следует отметить, что в результате сенатской реформы, прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу, поскольку «органы управления производят и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении, постановлении и направлении». Основным средством реагирования было принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган (см. Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства 1800-1850 гг.: автореф. дисс. … докт . юр. наук. М., 2004)
Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II (1855-1881 гг.). Именно при нем Государственный совет Российской империи принял «Основные положения о прокуратуре» (1862г.), в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. В этом документе впервые прозвучали слова «наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи», «Верховный надзор», которые в последующем стали основными принципами организации и деятельности прокуратуры не только в Российской империи, но и в советский и современный периоды. В Основных положениях закреплялись единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; осуществление прокурорами полномочий от имени всей системы прокуратуры; независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими любого решения; несменяемость прокуроров. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались (пожизненно) и освобождались указом императора. Другие нижестоящие прокуроры назначались на должность и освобождались от нее решением Генерал-прокурора Российской империи. В некоторой степени в современном российском государстве возвратились к «Основным положениям о прокуратуре». Например, прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации (см. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»).
С принятием Судебных уставов 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа трансформируется в основном в орган уголовного преследования (см. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969; Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб., 1993).
В период царствования Александра III (1881-1894 гг.) планомерно ограничиваются полномочия суда присяжных, расширяется сфера коронного суда, усиливается прокурорский надзор, что превращает прокуратуру не только в карательный орган, но и в «оплот царских порядков и монархических законов» (см. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» // Газета Временного рабочего и крестьянского правительства. 1917. 24 ноября. N 17; Собрание узаконений. 1917. N 4. Ст. 50).
Следует отметить, что отнесение царской прокуратуры к карательному органу и оплоту самодержавия, было не лишено оснований. В особенности это стало особенно очевидным в период правления Николая II (1894-1917). Об этом достаточно подробно можно узнать из речей П.А. Столыпина (см. Столыпин П.А. Речи в Государственной думе и Государственном Совете. Нью-Йорк, 1990.), а также из работ Н.С. Таганцева, С.И. Викторского, А. Гейфмана и др. (см. Таганцев Н.С. Смертная казнь: сборник статей. СПб.: Издание М.И. Семенова,1913; Викторский С.И. Русский уголовный процесс (репринтное издание). М., 1997; Гейфман А. Революционный террор в России. 1894-1917. М., 1997).
С подъемом революционного движения продолжает усиливаться роль прокуратуры как органа уголовного преследования, что в первую очередь и послужило причиной того, что первым же Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917 года прокуратура, как государственный институт, была упразднена, без замены ее новой советской прокуратурой. Однако отсутствие прокуратуры не означало, что в молодой советской республике не был организован надзор за исполнением законов. Таким образом, функция наблюдения (но не надзора) за исполнением законов государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами оказалась рассредоточенной среди ряда органов и учреждений, что отнюдь не способствовало единообразному пониманию законности и не отвечало требованиям ее всемерного укрепления.
Разобщенность в работе всех перечисленных органов, отсутствие у них императивных полномочий и властно-распорядительных функций не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов по всей стране.
Из создавшегося положения был только один выход – учреждение специального централизованного органа, подчиненного только центральной государственной власти, независимого от поднадзорных ему учреждений, от каких-либо местных влияний, способного эффективно осуществлять надзор за точным и безусловным исполнением законов всеми органами власти и государственного управления, должностными лицами и гражданами на всей территории страны.
По мысли В. И. Ленина, таким органом должна была стать советская прокуратура. Принятое Положение о прокурорском надзоре в РСФСР от 28 мая 1922 г. представляло собой нормативный акт, в котором нашли отражение основные вопросы организации и деятельности прокуратуры: понятие и задачи прокурорского надзора, функция прокурора, наличие четырех отраслей прокурорского надзора с близкими к современному правовому регулированию полномочиями прокуроров. Во главе прокуратуры, в качестве прокурора республики, состоял народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании прокурора республики находился входящий в состав Народного комиссариата юстиции отдел прокуратуры. Согласно данному нормативному акту, в непосредственном подчинении прокурора республики в каждой губернии и области РСФСР состояли прокуроры, назначаемые прокурором республики, и их помощники, между которыми распределялось исполнение возложенных на прокуратуру обязанностей. Положение о прокурорском надзоре по существу восстанавливало российскую модель прокуратуры периода царствования Александра II.
Единственно, что созданная прокуратура не была самостоятельным органом (как это уже было в истории прокуратуры в период правления Александра I). Долгое время она находилась в составе Наркомата юстиции РСФСР или при Верховном Суде СССР, осуществляя надзор за законностью в стране в тесном взаимодействии с судами и органами юстиции.
При принятии Положения о прокурорском надзоре довольно ожесточенный спор вызвали вопросы больше не формирования, а подчинения органов прокуратуры. Противники проекта выступали против централизации органов прокуратуры и независимости их от местных органов. По существу ими предлагалось «двойное» подчинение прокуроров – центральной прокурорской власти и губернским исполнительным комитетам. Следует отметить, что своего рода спасением от принятия такого Положения стало письмо В.И. Ленина в Политбюро, получившего название «О “двойном” подчинении и законности». В нем В.И. Ленин в жесткой форме предложил ЦК РКП (б) отвергнуть предложения о «двойном» подчинении и указал, что «Надо помнить, что в отличие от всякой административной власти прокурорский надзор никакой административной власти не имеет и никаким решающим голосом ни по одному административному вопросу не пользуется. Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Единственное право и обязанность прокурора передать дело на решение суда» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1971. Т. 45). Тем не менее, некоторая уступка местным органам власти была все же сделана – прокуроры не могли обжаловать в суд незаконные решения исполнительных комитетов советских органов.
Таким образом, с 1922 г. усилиями В.И. Ленина в прокуратуру вновь вдохнули жизнь, благодаря чему она (прокуратура) в настоящее время отпраздновала свое 290 — летие, но никак не 295 лет. В связи с чем возникает вполне закономерный вопрос, почему период отсутствия прокуратуры как государственного института с ноября 1917 г. по май 1922 года не принимается во внимание? Почему при этом закрываются глаза на те события октября 1917 года и причины, повлекшие упразднение прокуратуры? Но не только на это. А почему же с возрождением прокуратуры в 1922 году не упоминается и имя В.И. Ленина, которому во многом обязаны ныне празднующие? И не только этим, но и тем, что основные принципы прокуратуры Российской империи такие как «централизации» и «независимости» были благодаря В.И. Ленину сохранены по преемственности в советской республике и продолжают действовать в современный период развития нашего государства. А завершить свой блог хотелось бы следующим. В современный период существенное значение приобретает учет опыта прошлых лет, творческое восприятие отечественной традиции строительства прокурорской системы. Отрицание непреходящего характера правовых ценностей, выработанных длительной историей человечества, пренебрежение преемственными и традиционными связями, объективно существующими между различными историческими периодами развития государства «делают крайне проблематичным возможность выбора верных стратегических линий взаимосвязи истории и современности страны, определения правильных ориентиров на будущее» (см. Рыбаков В.А. Переходный период в развитии права: к вопросу о понятии //Современное право. Изд-во «Новый индекс». 2009. №5.). В связи с чем призываю всех к осмыслению явлений прошлого, сохранивших сегодня свою научно-практическую значимость, помогающих глубоко проникнуть в суть минувшей и настоящей эпохи.
какого числа отмечают, дата и история праздника
День прокуратуры (День работника прокуратуры) – профессиональный праздник работников и служащих прокуратуры. В торжестве принимают участие все служащие и бывшие сотрудники прокуратуры. К ним присоединяются студенты, преподаватели и выпускники профильных юридических учебных заведений.
В 2020 году День прокуратуры приходится на 12 января и проходит на государственном уровне 25 раз.
Суть праздника – почтить труд служащих прокуратуры.
В День прокуратуры лица, причастные к празднику, получают поздравления от первых лиц страны, руководства, коллег и друзей. К торжеству приурочивают вручение наград, премий, повышения в должностях и званиях.
Содержание статьи- История праздника
- Традиции праздника
- Задание на день
- Интересные факты
- Тосты
- Подарки
- Конкурсы
- О профессии
- Этот праздник в других странах
- Похожие праздники в РФ
История праздника
Праздник учрежден Указом Президента РФ Б. Ельцина от 29 декабря 1995 г. № 1329 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации». Чествование служащих контролирующего органа стало данью уважения и признанием важности их труда.
Дата торжества имеет символическое значение. 12 января 1722 г. появился первый институт российской прокуратуры. Император Петр Великий создал чин генерал- и обер-прокурора в Правительствующем сенате, определил их компетенцию.
Традиции праздника
В праздничный день служащих прокуратуры повышают в должностях и званиях за выдающиеся достижения. Лучшие сотрудники получают правительственные награды, почетные грамоты, ценные подарки, нагрудные знаки «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «За безупречную службу». В эфире телевидения и радиостанций транслируются передачи, посвященные профессии и правовой тематике.
Также в День работников прокуратуры принято выражать благодарность ветеранам ведомственной службы.
Празднования завершают неформальные мероприятия. Сотрудники прокуратуры собираются в ресторанах, устраивают банкеты и корпоративы. Начальство поздравляет подчиненных, вручает подарки и произносить слова благодарности. К поздравлениям и торжественным мероприятиям присоединяются члены семьи и близкие друзья работников прокуратуры.
Задание на день
Откройте 2 главу Конституции Российской Федерации, поинтересуйтесь правами и свободами человека.
Интересные факты
- Первые прокуроры и адвокаты появились во времена Древней Греции и Древнего Рима. Тогда были придуманы первые законы, которые использовали в судебном деле.
- Наибольший профессиональный запас слов имеют работники юриспруденции, медицины и священники. Их словарь насчитывает около 15 тысяч слов, в то время как лица рабочих профессий имеют в своем запасе до 6 тысяч слов.
- 27 президентов Америки имели юридическое образование.
- В средние века в Европе не редкостью были иски к животным. В роли подсудимых часто оказывались коровы, козы и овцы. Такие иски серьезно рассматривались и требовали вынесения приговора. В 1740 году был вынесен последний приговор животному.
- В РФ прокурор не имеет права вести предпринимательскую или политическую деятельность, работать в коммерческих структурах, так как это может повлиять на его беспристрастность.
- У Конституции РФ более 1000 авторов, а ее создание продолжалось 3,5 года, что составляет 42 месяца или 168 недель.
Тосты
«Поднимаю бокал за то, чтобы по всем законам жизни в этот праздничный день вам будет вынесен приговор: «Пожизненное счастье, здоровье и любовь в придачу». Желаем уверенно шагать по карьерной лестнице, но, невзирая на высоты, всегда оставаться таким справедливым, объективным, мудрым, бескорыстным, человечным».
«Уважаемые работники прокуратуры! Поднимем бокал за ваш высокий профессионализм, за четкое следование духу и букве закона! Пусть ваша служба будет добросовестной, с терпением и пониманием! Желаю вам дальнейших успехов в деле защиты законности и правопорядка»!
«Поздравляю с Днем прокуратуры! Среди множества задач Вы являетесь оплотом непредвзятости и законности. Пусть на служебном поприще вас сопровождают упорство и сила воли. А в семейном кругу пусть царит гармония и процветание».
Подарки
Наборы для алкогольных напитков. Набор из графина и стаканов послужит солидным подарком к празднику. Такой набор украсит домашний мини-бар и позволит наслаждаться элитными напитками в компании приятелей.
Шахматный набор. Подарочный набор шахмат, нард или шашек послужит памятным и солидным подарком для работников этой профессии.
Книга. Подарочное издание Конституции РФ или книги на соответствующую тематику в красивом переплете станет отличным подарком, который украсит кабинет или домашнюю библиотеку.
Папка для документов. Кожаная папка для документов с символикой РФ послужит солидным и практичным подарком для работника прокуратуре. На папку можно нанести памятную именную гравировку или оттиск.
Конкурсы
Гений лжи
В конкурсе могут участвовать произвольное количество человек. Перед конкурсом необходимо заранее подготовить карточки, на которых будет написано «правда» и «ложь». Участники выбирают по очереди карточки и должны рассказать правдивую или выдуманную историю. Зрительский зал путем голосования должен определить, кто среди участников является лжецом. Победит тот, кому удастся обвести остальных вокруг пальца.
Художественный конкурс
Для проведения конкурса необходимо на листочках бумаги написать имена людей, которые присутствуют на празднике. Участникам конкурса раздаются воздушные шары и фломастеры. Конкурсанты по очереди выбирают имена, после чего должны изобразить на воздушных шарах портреты. Затем зрители должны угадать нарисованных персонажей и определить победителя.
Новые законы
Участникам конкурса выдается по листу бумаги и ручке. За отведенное количество времени им предлагают написать законы празднования Дня прокуратуры. По истечению времени участники по очереди зачитывают свои законы. Побеждает тот участник, чьи законы окажутся наиболее оригинальными и смешными.
О профессии
Путь в профессию начинается с поступления в юридический ВУЗ. Для получения должности в прокуратуре нужно пройти аттестацию.
Прокуроры относятся к отдельной и независимой ветви власти. Они контролируют выполнение законов, в том числе Конституции РФ. Их полномочия определяются законом «О прокуратуре Российской Федерации». Он устанавливает надзорные функции в соблюдении прав и свобод человека, законов должностными лицами, силовыми ведомствами, исполнительной властью, представительными органами. В обязанности прокуроров входит защита интересов государства в судах, регулирование работы правоохранителей, международное взаимодействие.
Главой ведомства является Генеральный прокурор. Он определяет порядок взаимодействия различных подразделений. Служащие имеют знаки отличия, идентичные воинским. Их называют классными чинами.
Этот праздник в других странах
В Украине День работников прокуратуры отмечается 1 декабря.
В Республике Кыргызстан этот праздник приходится на 22 ноября.
В Белоруссии День работников прокуратуры проходит 26 июня.
В Армении это торжество празднуют 1 июля.
В Молдавии этот праздник приходится на 29 января.
Похожие праздники в РФ
3 декабря в России отмечается День юриста.
10 ноября празднуют День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
На 5 октября приходится праздник День работников уголовного розыска.
31 мая празднуют День российской адвокатуры.
6 апреля отмечают День следователя.
История органов прокуратуры
История органов прокуратуры
Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры
12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами
путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Связь времен продолжается.
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.
Когда будет День прокуратуры в 2020 году — Рамблер/новости
История праздника
Как и большая часть органов власти, прокуратура появилась при правлении Петра Первого. Его влияние на формирование государственности было невероятным. На первом этапе была должность генерал-прокурора, который работал при Сенате и выполнял роль надзора. В последствие уже был создан отдельный надзорный орган.
П. Ягужинский — первый прокурор в истории России, который занял эту должность 12 января 1722 года.
yandex_ad_1 Сама должность подразумевала контроль за всеми исполнительными органами власти, в последствие прокурор должен был докладывать о проблемах и нарушениях императору. Уже в 1864 году, прокуроры стали частью судебной отрасли и начали заниматься полноценным расследованием дел, и участвовали в судах в качестве обвинителей. О том, когда День работника прокуратуры РФ в 2020 году нужно знать всем, так как это важная часть государства.
Интересно! Какого числа День студента в 2020 году в России
После того как произошла революция в стране все кардинально поменялось. Исчезли прежние институты власти и появились новые. Роль прокуратуры стали выполнять трибуналы. На самом деле это не дало никаких результатов, так как начала расти преступность и уже с новыми реформами в 1922 году снова ввели прокурорский надзор. Прокуроры должны были выполнять следующие задачи:
Контролировать работу милиции.
Вносить определенные правки в законодательства в плане инициативы.
Работать с исправительными учреждениями.
Только в 1936 году прокуратура стала функционировать как отдельное направление власти без чьего-либо вмешательства. Для современной России праздник также имеет невероятное значение. Официально появился День прокуратуры 15 декабря 1995 году по приказу президента. Соответствующий указ действует и в наше время.
include_poll3411
Сколько лет прокуратуре в 2020 году
Именно в 2020 году празднику исполняется ровно 25 лет, и этот юбилей будет очень значимым для суверенного государства. Теперь вы знаете, сколько лет прокуратуре в 2020 году и сможете поделиться информацией с другими.
Сегодня отношение к профессии очень серьезное, и чтобы стать прокурором потребуется потратить немало времени на обучение. В первую очередь нужно закончить вуз по юридической программе и сдать экзамены в специальных органах государственной власти.
Сегодня прокуратура отвечает за:
Тем чтобы все законы исполнялись государственными органами и населением.
Следить за работой должностных лиц.
Осуществляет контроль за органами исполнительной власти.
Интересно! Какого числа День отца в России в 2019 году
Должность главного прокурора дает невероятные полномочия, в том числе и возможность ведения международного сотрудничества. Сегодня профессия очень востребована и высокооплачиваема. Также каждый при хорошей службе может гарантировать себе стремительный карьерный рост. Все эти нюансы нужно обязательно учитывать. Сейчас очень мало внимания уделяется профессиональным праздникам.
yandex_ad_2 Какого числа День работника прокуратуры Российской Федерации
Какого числа День прокуратуры в 2020 году в России очень легко узнать, так как праздник не имеет смещения каждый год и отмечается только 12 января. Для современной Российской Федерации это очень важный день, так организация правопорядка в стране требует огромных усилий.
Конечно же, не все так хорошо в плане коррупции, но есть и те служители закона, которые готовы отдать жизнь за идею. Именно в их честь и был организован официальный государственный праздник в 1995 году.
Традиции праздника
Для современной России, профессиональные праздники — это дополнительная возможность уделить внимание работникам и вручить награды за успехи на службе. Сегодня существует ряд орденов, которые может получить каждый, кто отличился в течение года. Также существуют и отличительные знаки.
Чаще всего сотрудники прокуратуры получают отличительные знаки «За безупречную службу» или «Почетный работник прокуратуры РФ».
Грамоты, ценные подарки также никогда не бывают лишними, тем более, если прокурор действительно вкладывает всего себя в работу. Что касается телевидения то здесь все не так просто. Зная, когда день работника прокуратуры РФ в 2020 году вы сможете поздравить родных и близких, работающих в этой сфере государственной власти. Именно государственные телеканалы проводят различные программы, посвященные правовой политике, юриспруденции. В вечернее время можно посмотреть концерт в Кремле.
Есть ряд интересных фактов, посвященных Дню прокурора:
Профессия появилась в Древнем Риме и на тот момент была очень влиятельной.
В российских летописях упоминание о прокурорах появилось в 1708 году.
В органах прокуратуры сегодня служит более 50 тысяч человек и этот только в Российской Федерации.
Существует так называемая военная прокуратура, которая занимается другими судебными делами и расследованиями. Но они выполняют одну общую задачу — обеспечение безопасности населения.
Подводя итоги
Праздник отмечается 12 января каждый год без исключения.
Официально День прокуратуры был утвержден Борисом Ельциным в 1995 году.День прокуратуры — это государственный праздник, но не выходной.
В этот день работники этой службы получают именные награды и ордена.
Портрет | Имя | Годы жизни | Срок полномочий | Ведомство | Должность, титул, звание | И. |
Павел Иванович Ягужинский |
1683 — 06.04.1736 |
18.01.1722 — 06.04.1736 |
Канцелярия Сената | Генерал-прокурор, граф |
[6] [7] |
|
Вакансия 06.04.1736 — 28.04.1740 | ||||||
Никита Юрьевич Трубецкой |
26.05.1699 — 16.10.1767 |
28.04.1740 — 15.08.1760 |
Канцелярия Сената | Генерал-прокурор, князь | [8] | |
Яков Петрович Шаховской |
08.10.1705 — 23.07.1777 |
15.08.1760 — 25.12.1761 |
Канцелярия Сената | Генерал-прокурор, князь | [9] | |
Александр Иванович Глебов |
26.08.1722 — 02.06.1790 |
25.12.1761 — 03.02.1764 |
Канцелярия Сената | Генерал-прокурор, князь | [10] | |
Александр Алексеевич Вяземский |
03.08.1727 — 08.01.1793 |
03.02.1764 — 17.09.1792 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, князь | [11] | |
Александр Николаевич Самойлов |
1744 — 1814 |
17.09.1792 — 04.12.1796 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, граф | [12] | |
Алексей Борисович Куракин |
19.09.1759 — 30.12.1829 |
04.12.1796 — 08.08.1798 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией, князь | [13] | |
Пётр Васильевич Лопухин |
1753 — 06.04.1827 |
08.08.1798 — 07.07.1799 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией, князь | [14] | |
Александр Андреевич Беклешов |
01.03.1743 — 24.07.1808 |
07.07.1799 — 02.02.1800 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией | [15] | |
Пётр Хрисанфович Обольянинов |
1752 — 22.09.1841 |
02.02.1800 — 16.03.1801 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией | [16] | |
Александр Андреевич Беклешов |
01.03.1743 — 24.07.1808 |
16.03.1801 — 08.09.1802 |
1-й департамент Сената | Генерал-прокурор, заведующий Тайной экспедицией | [15] | |
Гавриил Романович Державин |
03.07.1743 — 08.07.1816 |
08.09.1802 — 07.10.1803 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [17] | |
Пётр Васильевич Лопухин |
1753 — 06.04.1827 |
07.10.1803 — 01.01.1810 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [14] | |
Иван Иванович Дмитриев |
10.09.1760 — 03.10.1837 |
01.01.1810 — 30.08.1814 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [18] | |
Дмитрий Прокофьевич Трощинский |
1754 — 26.02.1829 |
30.08.1814 — 25.08.1817 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [19] | |
Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский |
20.09.1758 — 25.07.1838 |
25.08.1817 — 18.10.1827 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции, генерал | [20] | |
Алексей Алексеевич Долгоруков |
14.05.1767 — 11.08.1834 |
18.10.1827 — 20.09.1829 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [21] | |
Дмитрий Васильевич Дашков |
29.12.1784 — 26.11.1839 |
20.09.1829 — 14.02.1839 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [22] | |
Дмитрий Николаевич Блудов |
05.04.1758 — 19.02.1864 |
15.02.1839 — 31.12.1839 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [23] | |
Виктор Никитич Панин |
28.03.1801 — 12.04.1874 |
31.12.1839 — 1840 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [24] | |
Николай Матвеевич Логинов |
н/д | 1840 — 1840 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Исполняющий обязанности генерал-прокурора, министра юстиции | ||
Виктор Никитич Панин |
28.03.1801 — 12.04.1874 |
1840 — 21.10.1862 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [24] | |
Дмитрий Николаевич Замятнин |
31.01.1805 — 19.10.1881 |
21.10.1862 — 16.04.1867 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции (до 01.01.1864 управляющий делами) | [25] | |
Сергей Николаевич Урусов |
1816 — 13.01.1883 |
16.04.1867 — 15.10.1867 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [26] | |
Константин Иванович Пален |
12.01.1833 — 02.05.1912 |
15.10.1867 — 30.05.1878 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции (до 31.03.1868 управляющий делами) | [27] | |
Дмитрий Николаевич Набоков |
18.06.1827 — 15.03.1904 |
30.05.1878 — 06.11.1885 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [28] | |
Николай Авксентьевич Манасеин |
09.11.1835 — 16.09.1895 |
06.11.1885 — 01.01.1894 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [29] | |
Николай Валерианович Муравьёв |
27.09.1850 — 01.12.1908 |
01.01.1894 — 01.01.1905 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции (до 17.04.1894 управляющий делами) | [30] | |
Сергей Сергеевич Манухин |
27.09.1856 — 1921 |
21.01.1905 — 16.12.1905 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [31] | |
Михаил Григорьевич Акимов |
08.11.1847 — 09.08.1911 |
16.12.1905 — 24.04.1906 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [32] | |
Иван Григорьевич Щегловитов |
13.02.1861 — 05.09.1918 |
24.04.1906 — 06.07.1915 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [33] | |
Александр Алексеевич Хвостов |
08.01.1857 — 23.11.1922 |
06.07.1915 — 07.07.1916 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [34] | |
Александр Александрович Макаров |
07.07.1857 — 1919 |
07.07.1916 — 20.12.1916 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [35] | |
Николай Александрович Добровольский |
10.03.1854 — 21.10.1918 |
20.12.1916 — 28.02.1917 |
1-й департамент Сената, Министерство юстиции | Генерал-прокурор, министр юстиции | [36] |
Отправить ответ