Сфера деятельности человека это – Профессиональная деятельность — это что такое? Профессиональная деятельность: сферы, цели, виды, особенности

Содержание

Определение сферы человеческой деятельности, или Где можно найти себе применение

Помните малыша из стихотворения В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?»? Этот вопрос мог прозвучать по-другому: «…Не найти себя по жизни — это очень плохо?» Что может рассказать мудрый отец о сферах человеческой деятельности, где сыну предстоит работать, общаться, творить, отдыхать?

Что такое деятельность? Почему и когда человек действует?

Везут на свалку отпетого лентяя, ставшего обузой для всех. Навстречу попалась сердобольная старушка. Расспросила, куда и почему везут, пожалела:

— Голодный, небось. Пирожка хочешь?

— А он жеваный?

— Тьфу на тебя! Нет, конечно!

— Не-а… Везите дальше…

Вот и ответ на вопрос о том, когда человек начинает действовать: когда появляется острая необходимость что-то делать и когда он сам этого хочет. Видимо, тот лентяй был не слишком голодным и смысла шевелиться на момент встречи со старушкой он не видел.

сфера деятельности определение

Деятельность — активные и осмысленные, организованные действия человека для удовлетворения своих потребностей.

Области деятельности человека

Слово «сфера» обозначает область, направление, род занятий человека. Будучи еще малышом, он уже занимается игровой деятельностью, а вопрос: «Кем быть, какую профессию выбрать?» начинает волновать его еще в школе. Определение сферы приложения своих сил во взрослой жизни — один из самых трудных выборов молодого человека.

Человек одновременно может интересоваться несколькими видами занятий, но в разные периоды жизненного цикла преобладает один из них. Например, познавательная, учебная сфера деятельности, организованная взрослыми с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, постепенно замещает игровую. Общение и творчество становятся особо привлекательными для подростков, так как в этом возрасте активно происходит их сознательная социализация, поиск достойного места в обществе сверстников и взрослых.

сфера образования определение

Для взрослого человека преобладающей становится трудовая функция, когда он овладевает избранной профессией и начинает работать, чтобы решать проблемы материального обеспечения своей семьи и себя самого.

Социально-политическую и духовную области осваивают люди, склонные к массовой работе с населением, обладающие организаторскими, творческими способностями и склонностями.

Определение понятия сферы в государственной структуре хозяйства зависит от того, производятся в ней материальные ценности (производственная) или не производятся (непроизводственная). Соответственно, к первой относятся сельское хозяйство, строительство, промышленность, а ко второй — услуги во всем их многообразии (образование, медицина, спорт, культура, управление, связь). В каждой отрасли хозяйствования имеются свои сферы деятельности — всего их более 1,3 тыс.

Структура сферы образования в РФ

Громадное значение для каждого человека имеет сфера образования: определение жизненного пути во многом зависит от того, насколько качественными, а значит, и востребованными, будут его знания, умения и навыки. В процессе обучения в образовательных учреждениях разного типа происходит его воспитание, нравственное, духовное, этическое, эстетическое развитие.

определение понятия сферы

В структуру сферы образования в нашей стране входят:

  • Высшие органы управления образованием — Министерство образования и науки РФ, Рособразование и Рособрнадзор. Их функции — разработка законодательства и нормативной документации, управление и надзор в образовательной сфере.
  • Региональные управления (или министерства, департаменты).
  • Муниципальные органы самоуправления.

Образовательные учреждения разных видов и направленности для получения общего, профессионального и дополнительного образования населением различных категорий — от детсадов до вузов.

Все программы разрабатываются с учетом требований, изложенных в ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах). Определение сферы образования отдельных категорий граждан происходит с учетом особенностей их психофизического развития и личных предпочтений.

Что такое социальная сфера

Социальное, эмоциональное, физическое самочувствие индивида зависит в большой степени как от развития государственного устройства и социальной сферы, так и от удовлетворения потребностей в личных и общественных отношениях, в профессиональной деятельности, в духовном, культурном развитии.

Довольно широкое понятие включает в себя термин «социальная сфера»: определение и конкретизация его включает в себя всю сумму учреждений, организаций, отраслей производства, обеспечивающих потребительские запросы населения. Многообразие этих потребностей осуществляет сфера услуг — охрану здоровья, защиту и помощь в трудных и опасных ситуациях, коммунальное обслуживание, различные виды связи и пр.

социальная сфера определение

Социальная сфера — это также и сфера деятельности, определение места приложения профессионального образования и интересов трудящихся, оказывающих услуги населению. Многие профессии обеспечивают не материальное и бытовое благополучие людей, а их духовное, культурное развитие (педагоги, психологи, артисты, музыканты, писатели).

Сфера труда

Определение сферы трудовой деятельности, выбор профессии — один из самых сложных процессов. Он требует учета как личных интересов, склонностей, способностей, так и спроса на ту или иную профессию, перспектив развития отраслей народного хозяйства.

По данным разных источников, в России насчитывается более 400 профессий и от 7 до 13 тысяч должностей. Их список постоянно обновляется с новаторским развитием как самих профессий, так и с расширением международных связей экономики России и отдельных ее отраслей, предприятий. Некоторые новые профессии и должности не имеют названия на русском языке: шопер — консультант по закупкам стильных вещей; тренинг-менеджер — обучает работников компании тонкостям мастерства; мерчендайзер — ищет возможности сбыта продукции своей фирмы в торговых сетях.

выбор профессии

Технический прогресс, использование новейших технологий в различных отраслях постепенно определяет сферы, в которых появляются «вымирающие» профессии. Так, без участия человека может быть осуществлена охрана предприятия, появляется транспорт, управляемый роботом, автоматизированные кассы работают без кассира.

Кто такой профессионал

Неизменным спросом всегда будут пользоваться высококвалифицированные специалисты — профессионалы. Как правило, для них работа является не только средством к существованию, но и хобби, занятием по душе.

Такие работники, в какой бы сфере деятельности они ни трудились, заботятся о качестве своей работы, о своей профессиональной репутации. Им доставляет удовольствие видеть, что их труд приносит пользу людям, обществу, высоко ценится.

выбор сферы деятельности

Профессионалом стать нелегко. Определение сферы деятельности потребует соответствующего образования и постоянного обновления своих знаний, новых навыков и умений. Он должен быть ответственным, терпеливым и трудолюбивым, с аналитическим складом ума, чтобы видеть и исправлять свои ошибки, добиваясь намеченного результата.

виды и сферы деятельности :: BusinessMan.ru

Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?

Понятие профессиональной деятельности и её функции

Профессиональная деятельность – человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе.

профессиональная деятельность

В профессиональной деятельности выделяется 4 основные функции:

  1. Создание финансовых или духовных ценностей.
  2. Получение материальных средств для облегчения жизни в обществе.
  3. Содействие развитию окружающих.
  4. Преобразование окружающей среды.

Для более успешного овладения профессиональной деятельностью необходимы отличные знания, опыт и навыки по своей специальности. Без этого в современном мире никак нельзя. Бытует мнение, что профессиональная деятельность появилась для того, чтобы производить товарно-денежные отношения.

То есть услуга меняется на товар или наоборот. Например, человек предложил свои услуги бухгалтера в одной фирме. В итоге он поделился своими умениями, а ему заплатили зарплату по договору.

Если человек дома ремонтирует свою аппаратуру (это его хобби), его нельзя назвать профессионалом, так как у него нет надёжных и качественных умений и знаний. Работа может быть выполнена по всем параметрам только тогда, когда за неё возьмётся специалист, который знает своё дело досконально. Это и есть его профессиональная деятельность.

Цель

Каждый человек в сфере своей работы получает определённый результат. Это называется целью профессиональной деятельности. Не каждый специалист умеет правильно организовывать работу. Без этого невозможно стать профессионалом.

Ещё со школьной семьи ученик ставит перед собой цель. Сначала поступает в высшее учебное заведение на тот факультет, который ему по душе. После учёбы идёт на работу и ставит перед собой цель добиться больших результатов в профессиональной деятельности.

профессиональная педагогическая деятельность

Для этого необходимо продолжать обучение, много трудиться и постоянно интересоваться всем, что касается конкретной специальности. Чтобы добиться запланированных результатов, задайте себе вопросы: «Зачем я занимаюсь своей работой?», «Что она мне даёт?», «Как в итоге должно получиться?»

Профессионализма добивается только тот человек, которому нравится его работа. Если вам всё равно, где начинать работать, лишь бы получать стаж и зарплату, тогда достичь больших успехов в сфере своей деятельности не получится.

Чтобы достигнуть необходимых результатов, необходимо правильно планировать свою деятельность:

  • Поставьте перед собой задачу и над её решением продолжайте работать.
  • Определите способы и установите, какие вам необходимы средства для поставленной цели.
  • Планируйте итоговый результат.
  • Выясните, кто из коллектива вам поможет в решении определённой задачи и проблемы на рабочем месте.

Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, нужно задействовать все свои силы и методы, только тогда у вас есть возможность стать настоящим профессионалом.

Сферы профессиональной деятельности

Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.

  • Человек с природой – это работа, направленная на животные и растительные организмы. Люди работают с почвой, водой, лесом, семенами, полезными ископаемыми, животными и растениями. При такой деятельности у человека должна быть любовь к окружающему миру. Он должен быть смелым, терпеливым, настойчивым и наблюдательным. Люди, работающие в этой сфере, могут заранее сказать, как изменятся природные факторы в ближайшее время.
  • Человек с техникой – в этой сфере люди работают с машинами, механизмами, техническими системами, агрегатами. Они могут добывать и обрабатывать грунты, металл, горные породы, ремонтировать технику, перерабатывать продукты. В этом труде очень важны качества: любовь к технике, умение быстро реагировать в различных ситуациях, понимать всё про ремонты, хорошо знать технику безопасности.
  • Человек со знаками – эта сфера для тех людей, у кого математический склад ума. Ведь необходимо уметь работать с компьютерами, индикаторами, документами, графикой, схемами, цифрами. С такими параметрами человек может пойти на работу составлять и оформлять документы, переводить тексты, трудиться над бухгалтерией, экономикой, страхованием, конструированием, статистикой, компьютерами. Для того чтобы успешно работать в этих сферах деятельности, у человека должно быть хорошее зрение, логическое мышление, внимание, усидчивость и память.
  • Человек с личностью – в этой сфере необходимо работать с людьми, в коллективе, с детьми. В этой области человек должен знать методы и приёмы общения и воспитания. Они соприкасаются непосредственно с людьми. В первую очередь для более успешной работы необходимо любить и уважать других, быть добрым, отзывчивым, общительным, честным и эмоционально устойчивым.
  • Человек и творчество – это сфера, где люди работают с красками, нотами, буквами и т. д. В этой области человек должен быть творческой личностью, с образным мышлением, иметь художественный взгляд и видеть красоту окружающего мира.

Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.

область профессиональной деятельности

То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.

Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.

Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности

Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.

Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:

1. Материальные факторы.

  • Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
  • Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
  • Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
  • Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.

профессиональная деятельность человека

2. Психологические факторы.

  • Организация праздника. Сотрудники с удовольствием отдохнут с коллегами после трудовых будней. Они рады в эти дни не вспоминать про работу, а общаться между собой на отвлечённые темы.
  • Выписывание грамот и благодарностей стимулирует человека к труду. Он понимает, что приносит пользу своему предприятию. От этого повышается производительность труда.
  • Режим не только трудовых моментов, но и отдыха. Каждому сотруднику приятно осознавать, что он на рабочем месте может не только трудиться, но и отдыхать.
  • Профессиональный рост (карьера). Если человек будет знать, что в будущем его ждёт улучшение, сможет стремиться к совершенствованию. Для этого необходимо создать сотрудникам необходимые условия: обновлять знания и навыки (организовывать разнообразные курсы и тренинги для повышения квалификации).
  • Профессиональная деятельность предусматривает создание условий для дружеских отношений с коллегами. Хорошая атмосфера в коллективе сделает работу более приятной.

Обеспечение профессиональной деятельности поможет сотрудникам придерживаться этих факторов. В результате у вас получится увеличить прибыль на фирме, а также повысить качество продукции, престижность и трудовой потенциал с помощью дружеских отношений в коллективе.

Важные качества личности

Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.

Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.

При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.

Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.

Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.

Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.

Профессионализм как нравственная черта личности

Человек, у которого есть специальное образование, соответствующие документы и опыт в этой же области, является профессионалом. Считается, что он многое умеет и знает. Однако не всегда профессионалом становится личность, если есть опыт. Многие люди ходят на работу не для самосовершенствования, а для получения зарплаты.

Не каждый сотрудник задумывается над тем, что со временем опыт ему поможет не только стать профессионалом, но и подняться по карьерной лестнице.

обеспечение профессиональной деятельности

Для того чтобы человек занимался профессиональной деятельностью, необходимо знать практически всю теорию и регулярно практиковаться. Только тогда есть возможность стать настоящим опытным человеком. Его и называют профессионалом своего дела.

Опытный специалист быстро выполняет свою работу, при этом не теряется качество. Профессиональная деятельность человека – сложная работа. К ней нужно идти годами. Только профессионал сможет эффективно выполнить свою работу, независимо от условий. Ведь трудиться можно не только в офисе, но и на улице, когда мороз или жара. Профессионал в любом случае выполнит всё качественно и быстро.

Профессиональные организации и их деятельность

Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.

Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.

Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.

На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.

Педагогическая деятельность

Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.

Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.

Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:

  • Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
  • Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.

Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.

Социальная деятельность

Многие люди нуждаются в помощи. Это может быть пожилой или больной человек, инвалид и так далее. Для этого и создана социальная деятельность. Тут необходим профессионализм. Чтобы люди совершали определённые действия, они должны быть в них заинтересованы.

Мотив – первый фактор, который действует на личность. Это внутренний возбудитель каждого человека. Если какое-либо действие действительно важно, тогда вспоминается мотив, ради которого необходимо стремиться к совершенству. Например, если человек хочет устроиться на новую работу, чтобы строить свою карьеру. Допустим, ему предложили место. Человек согласится туда пойти, если вспомнит, что у него есть мотив.

процесс профессиональной деятельности

Потребность и интерес тесно взаимосвязаны между собой. Это называется ценность социального отношения личности к любому значимому объекту или явлению. Человеку необходима работа. Одному – для получения прибыли, другому – ради продвижения по служебной лестнице. Поэтому каждый преследует свою цель.

Профессиональная социальная деятельность тесно связана с помощью постороннему лицу. Если есть пожилой одинокий человек, который не может сходить в магазин, постирать или убрать, для этого существуют специализированные социальные службы. Они и помогают. Это касается инвалидов, больных наркоманией или алкоголизмом. Все эти личности нуждаются в социальной помощи. Технология профессиональной деятельности проходит много этапов. Поэтому каждый сотрудник должен преодолеть их достойно, чтобы беспрепятственно строить свою карьеру. Ведь она даёт дорогу в будущее.

Заключение

Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.

Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.

Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.

Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.

Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.

Сфера деятельности Википедия

Деятельность одновременно: игровая, познавательная и трудовая Люди, занятые оплачиваемой деятельностью — работой

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.[1]

Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра, учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся всё сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер, они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо занимающееся какой либо деятельностью — деятель: государственный деятель, деятель искусства, деятель политики, военный деятель и так далее.

Синонимами к слову «деятельность» являются: труд, дело, работа, занятие, движение и др.

Общие сведения[ | ]

В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

  1. процесс принятия решения
  2. процесс вовлечения в деятельность
  3. процесс целеполагания
  4. процесс проектирования плана (программы) действий
  5. процесс осуществления плана (программы) действий
  6. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
  7. процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования

Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее

что это такое, структура и характер, какие бывают виды и формы человеческой деятельности.

Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.

Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.

Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.

Виды деятельности

Что такое деятельность

Под деятельностью принято понимать процесс активного взаимодействия субъекта с объектом действительности, при котором субъект целенаправленно воздействует на объект, достигая какой-либо цели и удовлетворяя свои потребности.

Деятельность может иметь как созидательный, так и разрушительный характер. Нередко присутствуют оба компонента, поскольку зачастую чтобы создать что-то, нужно перед этим что-то разрушить, и наоборот (например, создать оружие, чтобы уничтожить вражескую армию). Деятельностью человека или организации можно называть любую их активность, которой придаётся определённый смысл – то есть активность как-то связана с внешним миром или внутренним состоянием человека или организации.

Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.

Структура и характер деятельности

В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.

Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:

  • Процесс принятия решения.
  • Вовлечение в деятельность.
  • Целеполагание.
  • Проектирование программы действий.
  • Осуществление программы действий.
  • Анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).

Формы человеческой деятельности

Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.

Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение общественного или индивидуального сознания. Она включает науку, искусство, организацию коллективной жизни, а также религию. Цели, стоящие перед духовной деятельностью — познание, определение жизненных ценностей, создание моделей будущего (прогнозирование) и т. д.

Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.

Виды

Виды деятельности человека

Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.

Труд

Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.

В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.

Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.

Учение

Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.

Игра

Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.

Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.

Общение

Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.

Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.

Творчество

Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.

Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.

Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.

Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.

Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.

Основные сферы жизнедеятельности общества

Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.

Таких сфер традиционно принято выделять четыре:

  • Социальную – народы, классы, половозрастные группы и т. д..
  • Экономическую – производственные отношения, производительные силы.
  • Политическую – государство, партии, общественно-политические организации.
  • Духовную – религия, мораль, образование, искусство, наука.

При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.

Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.

Примеры деятельности человека

Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.

Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.

Таким образом, какая-то конкретная человеческая деятельность может и не приносить сиюминутной пользы, но без неё может сильно осложниться в дальнейшем существование всего человечества. Представим себе первобытного человека, который развлекался тем, что кидал куски глины в разведённый костёр. Казалось бы, он занимается сущей ерундой, вместо того чтобы выполнять задачи по обеспечению своего племени запасами еды и другими необходимыми вещами. Однако этот «бездельник» с помощью своего развлечения открыл основы производства посуды, кирпича, орудий труда, мощного оружия и других вещей, без которых мы не можем обойтись даже в наше время.

Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.

Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).

В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».

Сфера деятельности – определение.

Само словосочетание «сфера деятельности» уже определяет тот факт, что это какая-то конкретная ячейка в контексте общего вопроса труда. По сути, это те виды работ и услуг, которые предусматривают существующие компании и предприятия, разнообразные организации. Причем перечень выполняемых услуг, которые предоставляет та или иная организация, обязательно зависит от того, какая, собственно, сфера деятельности предприятия. И изначально, когда создается компания, неимоверно важно «занять свою нишу» в целой экономической системе. И люди, которые занимаются бизнесом, зачастую имеют какую-то специфическую «чуйку», определяя, в какой конкретно сфере можно трудиться и проявлять себя.

Какими бывают сферы деятельности

Многим известна психологическая методика определения профессиональной ориентации ДДО. Так, в психологии выделяют 5 основных типов профессии, о которых знают многие. Но важно отметить, что это не сфера деятельности как таковая, а просто психологическая направленность личности (в бизнесе все немного иначе). Хотя данную классификацию тоже можно рассматривать в контексте определенных областей труда. Тем не менее, если говорить о непосредственной сфере в бизнесе, то можно выделить 5 основных областей.

1. Производственный бизнес – связан непосредственно с производством товаров. Зачастую выполняется коммерческими организациями, которые производят разнообразные работы и оказывают ряд обусловленных услуг.

2. Коммерческий бизнес – это, собственно, покупка и продажа товаров. Это могут быть торговые организации или (и) товарные биржи.

3. Финансовый бизнес – связан с валютными операциями, ценными бумагами, инвестированием (всевозможные банки, фондовые биржи, финансовые компании).

4. Посреднический бизнес – это коммерческие организации, целью которых является оказание услуг.

5. Страховой бизнес – компании, которые оказывают страховые услуги.

Следовательно, сфера деятельности компании может определяться именно тем, какие виды услуг и работ она предполагает. Естественно, что перед тем как вы определитесь, какую конкретно ячейку в бизнесе вы хотите занимать, очень важно проанализировать состояние рынка на данный момент. И в этой связи очень важно выявить:

  • инвестиционную привлекательность той или иной отрасли, где бы вы хотели зарекомендовать себя;
  • интенсивность конкуренции в данной области труда;
  • стадию развития того или иного дела;
  • степень того, насколько данная сфера деятельности востребована на конкретной территории.

И для того чтобы не прогадать, очень важно изначально правильно сделать выбор и использовать корректные методы и техники анализа и оценки вышеупомянутых особенностей.

Сфера и виды деятельности – в чем разница

Данный вопрос может смутить и запутать многих. Особенно это касается тех, кто не сталкивался с подобными понятиями. И для большинства это могут быть тождественные определения. Итак, для того чтобы понять, что такое сфера деятельности, можно обратиться к обычной логике. Например, на сайтах, которые предлагают работу, можно заметить, что абсолютно все вакансии размещены в соответствии с тем, какова область деятельности соискателя, который находится в поисках подходящего специалиста. Но нельзя не заметить, что даже категория «сфера услуг» будет предполагать далеко не одну вакансию. Да и сама эта рубрика может подразделяться еще на несколько подкатегорий. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что сфера деятельности – это та область, те виды работ, которыми занимается компания (предприятие, организация). А что касается вида деятельности – это именно то конкретное дело, которым будет заниматься определенный специалист в контексте данной области труда.

Виды деятельности человека — Обществознание

Виды деятельности человека

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.



виды деятельности

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

 Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

2. Игра (игровая деятельность)

 Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
виды деятельности

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
учеба

4. Труд (трудовая деятельность)

 Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

труд


Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

творчество

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

 Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

 Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

 Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

деятельность по объектам

деятельность по результатам

 


Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Какую профессию выбрать? 8 базовых сфер деятельности

Автор статьи: Денис Болвинов.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задал себе вопрос — «Кем быть?». Этот вопрос является производным от вопроса «Кто я?», т.к. мы все хотим выбрать себе профессию, которая наполняла бы нас силой и счастьем, и позволяла заниматься тем, к чему мы расположены от рождения.

Каждый человек индивидуален, у каждого свои таланты и склонности. Не существует профессий подходящих всем. Поэтому, вначале мы должны научиться правильно идентифицировать себя в мире.

Если в силу каких-либо причин (которыми часто являются, например, идеи родителей) человек не применяет себя правильно, то в лучшем случае, он погрузится в бесконечный поиск своего «предназначения». В худшем же, он становится неудачником, выполняя неестественную для себя работу, и потихоньку разрушая несчастную компанию работодателя. При этом всегда остаётся много нереализованной энергии, возникает потребность куда-то её «слить», и здесь, как правило, на помощь приходят алкоголь и наркотики, как самый простой способ «слива» — отравить организм, и направить энергию на переработку ядов.

Напрашивается вывод:

Каждый должен зарабатывать делом идущим от души, чтобы как можно больше времени заниматься тем, что действительно любо, упрощая для себя энергетический обмен с миром, делая то, что не можешь не делать.

Как определить, кем быть? Для этого существует масса способов — от астрологии до психологических тестов и интуитивных методов (подробнее о них в статье «Как определить своё предназначение: 4 практики анализа индивидуальности«). В этой статье мы предлагаем одну из основополагающих классификаций, по которой можно разделить большинство людей, исходя из их внутренних предрасположенностей, предложенную Сергеем Бобырём.

Постарайтесь искренне ответить себе, к какой сфере деятельности вы принадлежите, в каких сферах вам интересно быть, в каких сферах находятся наиболее интересные для вас люди?

Или, например, поймите, что есть что-то, к чему вы всегда стремились, но так и не нашли время этого сделать. Возможно потому, что оно вам и не нужно и было просто чужим желанием, а теперь оттягивает ваше внимание на себя? И вы именно сейчас занимаетесь тем, что вам действительно интересно, и лишь столкнулись с временными трудностями.

Ведь правильный выбор сферы деятельности не обеспечивает вам лёгкого пути — наоборот, путь ваш будет сложен и интересен, и, захватывая вас своей неоднозначностью, будет наполнять счастьем.

Классификация людей по предрасположенностям к сферам деятельности:

1. Политика.  Это люди от рождения склонные к манипуляциям, раскрывающие свой потенциал через управление людьми. Такие люди стремятся к власти, реализуя себя через это.

2. Религия.  Это люди-энтузиасты, идущие через вдохновение верой во что-либо, будь то религиозные люди или активисты в любых других областях. Они стремятся к поиску разнообразных источников вдохновения себя.

3. Бизнес.  Люди конкретных дел и поступков или деловые люди, для которых результат должен быть выражен в материальной форме и быть конкретным и ощутимым. Путь бизнеса — это путь захвата всё большей доли рынка и открытия постоянно разных бизнесов.

4. Учительство.  Учитель — это тот, кто в состоянии поддерживать и воспитывать личность человека, т.е. сам должен быть очень здоровой и крепкой личностью и любить учить, наставлять, поддерживать лучшие стороны ученика, выявив их, исходя из его индивидуальности. Учитель стремится найти тех, кто достоин и готов учиться.

5. Искусство.  Человек искусства, как правило, живёт эмоциями, которые он выражает через искусство. В идеале же — это осознанная передача своих тонких состояний людям через различные формы творчества. Человек искусства живёт постоянно пробуя разные формы самовыражения в разных видах искусства.

6. Целительство. Люди-живчики, с большим количеством энергии. Когда они лечат, у них самих не убывает, т.к. это их путь. Сюда же относятся и воины — можешь убивать, умей и лечить — оздоровительная гимнастика пошла из боевых искусств. Т.е. всё это — работа с жизненной энергией в человеке.

7. Наука.  Сейчас вся наука привязана, к сожалению, к экспериментам в материи.  Вообще же, это люди занимающиеся изучением и выведением закономерностей по аналогии через интуицию, работа с прямым знанием о процессах творения мира.

8. Синтез.  Люди, синтезирующие в себе все направления. Те, кто находит свою деятельность на пересечении всех областей.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *