Самое сложное в программировании – Почему научиться программировать не так трудно, как вы думаете, или Разрушители мифов об изучении программирования

Содержание

Самое сложное в программировании это… / Habr

Мне очень понравилась ветка обсуждений на Quora.com: What is the hardest part about learning to program? Все 87 ответов я так и не прочитал, но понравившиеся, выделил в отдельную статью из 10 пунктов. Это вольный пересказ мнений многих разных людей. Если читателям будет интересно, я продолжу.

1. Разница между высокими стандартами и своими низкими умениями


В статье «Никто не говорит об этом новичкам» рассказывается об общей проблеме людей, занятых творческим или интеллектуальным трудом. Программирование — сложный предмет, и обычно за него берутся способные, амбициозные и склонные к перфекционизму люди. На начальном этапе у них не будет хорошо получаться. Привыкшие к высокой планке, они будут расстраиваться. Внутренний голос будет постоянно нашептывать: “У тебя никогда и не получится, лучше оставь это дело”. В такие моменты думайте о том, что ваша самокритичность — это признак вашей экстраординарности, и верьте, что преодолеете этот “неумелый период”.

Что касается необычайных преимуществ программирования, то вот они:

  1. Проблемы в коде в корне отличаются от проблем в физическом мире. Починить неисправный код можно одной лишь силой ума, в отличии от, например, сломанной машины, которая требует покупки дорогих запчастей.
  2. Профессионально расти можно только на границе зоны комфорта. Занимаясь незнакомыми вещами вы сделаете кучу ошибок, но зато и получите настоящие знания.
  3. Ошибки в программировании — это не закрывающиеся двери перед вами, а ключи к обучению.

2. Примите факт, что компьютер всегда прав, а вы — нет


Если что-то пошло не так, не надо винить компьютер или программу. Не выясняйте с ними отношения. Просто задайтесь целью: “как это исправить”. Если вы хотите выяснять отношения с языками программирования, почему они такие глючные и ваша программа дает сбой — то вы выбрали не ту специальность.

3. Готовьтесь к худшим сценариям


Ждите от пользователей программ самых неожиданных вещей. Они будут вводить цифры где им не место, вставлять абзацы текста в поле для имени и делать кучу других несуразных вещей. Не создавайте формы где можно указать возраст человека в тысячи лет. Будьте готовы ко всему, не доверяйтесь пользователям, предугадывайте худшие сценарии и стройте защиту от них.

4. Контроль за эмоциями


Программирование, зачастую, это долгий, трудный и расстраивающий опыт. Бывает, месяцами изучаешь какую-то тему, потом много дней пишешь сложный запутанный код, который, наконец-то, делает то, что тебе нужно. А потом опытный программист берет и переписывает его за 3 минуты в 5 строчек. И ты чувствуешь себя раздавленным. Что бы ни случилось, не надо расстраиваться.

5. Самостоятельность


Многие новички легко проходят разные курсы по программированию, но стоит им взяться за самостоятельную задачу, они впадают в транс. Или нет идей для написания, или есть идеи, но нет понимания как их реализовывать, с чего начать. Всё дело в том, что курсы дают вам синтаксическую грамотность, вы вроде бы помните разные команды типа len(), но не можете написать свою программу. И вам начинает казаться, что учебный курс был разводкой для лохов, где вас научили поверхностной ерунде, а саму суть оставили в секрете. И эта суть — это навык программно мыслить.

Логика программирования заключается в том, чтобы разбить большую задачу на маленькие подзадачи и последовательно реализовать их, а потом связать воедино. Программист — не тот кто на перегонки печатает текст кода со знанием всех команд, а тот, кто мыслит в логике программы. И когда у вас наконец получается сделать что-то самому, самостоятельно, этот момент невероятно вдохновляет и вы вспоминаете свою грандиозную идею, которая недавно казалась невыполнимой и думаете: “О-хо, теперь я смогу реализовать её!” Хотя, конечно, вам еще расти и расти до её реализации, но момент всё равно приятный.

6. Незнание, с чего начать


  • Вы не знаете, какой язык начать изучать: C, Python, Java, PHP, C++, Ruby и еще миллион других языков.
  • Вы не знаете, где изучать: по книге, онлайн материалам, или записаться на курсы.
  • Вы не знаете, что изучать: мобильные приложения, Android, iOS, веб, фронтенд, бекенд, операционные системы, искусственный интеллект, машинное обучение, DevOps?
  • Вы не знаете как учиться: читать книги, чужой код, взять кого-нибудь для совместного обучения, программировать соревновательно, напару, устроиться стажером?

Очень много этих вопросов: “какой, где, что, как, …. ?”. Вы советуетесь с друзьями, слушаете профессионалов, спрашиваете на форумах. Но их ответы ещё больше запутывают вас.

Проблема при изучении программирования в том, что по теме слишком много информации. И вам надо научиться пробираться через дебри этого шума. Выбирать только то, что необходимо очень непросто, но от этого навыка зависит ваше будущее.

Чтобы справиться с этим, следуйте этим советам:

  • Найдите ментора (наставника), опытного и владеющего современными технологиями программиста, который поможет вам составить план обучения.
  • Получайте отзывы на ваш код. Есть много путей как сделать что-то, и ещё больше путей, как сделать это неправильно. Хотя в интернете много замечательных ресурсов, всё же он не идеален. Поэтому, время от времени, показывайте свой код ментору, чтобы он подтвердил, что вы идёте по верному пути.
  • Практикуйтесь, реализуя свои идеи. Следование обучающим руководствам быстро надоедает, поэтому, как только почувствуете, что достаточно познакомились с технологией, начинайте вместе с ней реализовывать что-то интересное для вас. Это повышает мотивацию и самооценку. Помните, что вы можете это сделать, вопрос только во времени и настойчивости.

Советы для инженеров:
  • Изучайте весь стек. Со временем, осваивайте весь стек технологий. Например, если вы веб-программист, не ограничивайтесь только фронтендом. Имейте представление о бекенде, базе данных, сервере, сети. Имея цельное представление о разрабатываемом продукте, вы сможете стать продвинутым инженером, принимающим правильные решения.
  • Будьте самообучаемыми. Программная разработка одна из самых динамично развивающихся отраслей во всём мире. Если фундаментальные принципы меняются редко, то инструменты — чуть ли не каждый день. Важно следить за всеми новинками и уметь самостоятельно осваивать необходимые для вас.
  • Учитесь общаться и сотрудничать. Если вы умеете что-то хорошо делать, то для вашей компании вы полезная единица = 1. Но если при этом вы поддерживаете и вдохновляете ещё 10 человек, то вы превращаетесь в глазах руководства в = 11.

7. Много всего, вокруг самого программирования


Нередко программист в одиночку пытается создать и выпустить на рынок свой продукт. Вот тут и начинается самое сложное.

Выбор и поддержка разных шаблонов, создание иконок, логотипов, баннеров.

Регистрация в play-market, app-store, настройка платежных систем, заполнение нудных бланков. Потом они пишут, что ты что-то сделал не так и приходится все заново переделывать.

Заказ рекламы в google-ads и поиск лучших вариантов, налаживание каналов сбыта, а ещё эта ограниченность бюджета, которая связывает тебя по рукам и ногам…

Само по себе программирование в чистом виде уже кажется легкотнёй, когда тебе не приходится влезать в изматывающие задачи дизайна и маркетинга.

8. Невозможно всё знать


Каждый раз, когда ты в идеале овладел какими-то навыками, ты узнаешь, что появилось что-то новое, намного лучше. И возникает парадокс Сократа: “я знаю, что ничего не знаю”. Постоянно нужно тратить много времени на изучение нового, а так как невозможно знать всё и быть специалистом во всём, то постоянно надо выбирать приоритеты — что для тебя первостепенней в данный момент, какая технология, какой подход.

Да, вы можете выбрать какую-то одну вещь и стать специалистом в ней, но тогда вы очень рискуете, что в это же время появилось что-то новое, многократно превосходящее вашу технологию и это нечто завоюет рынок, в то время как вы держитесь за старьё обеими руками.

Поэтому, если вы любите учиться и постоянно узнавать что-то новое, то выбрав программирование, не будете разочарованы ни на секунду.

9. В реальной жизни не всё так идеально, как на учёбе


Во время учёбы вы играетесь с лёгкими программами из нескольких сотен, максимум — тысячи строк кода. Даже в университете, на факультете компьютерных наук.

Когда вы приходите на предприятие вы можете столкнуться с базой кода в сотни тысяч строк и даже миллионы. Там много ошибок, нелепые названия переменных, замудреные подпрограммы без документации, используются разные проектировочные шаблоны, многоуровневое кэширование и т.д.

Когда всё это надо понять и изучить за сжатые сроки — вы получаете самую вертикальную кривую обучения, с которой сталкиваются многие программные инженеры.

10. Балансирование между теорией и практикой


С одной стороны, можно много изучать теорию, годами читать что-то и думать что ты мало знаешь и ничего не делать. Это надоедает и перестаёт приносить пользу в какой-то момент.

С другой стороны, можно начать делать что-то, без знания теории, и быстро застрять или заблудиться в своём коде и его ошибках. Многие начинают делать что-то, опираясь только на обрывистые ответы с форумов, не понимая целой картины своего приложения и куда их приведет работа в конечном итоге (например, к неподдерживаемому, необновляемому коду).

Так вот, очень важно прочувствовать этот баланс минимальной теории и последующей за ней практики. Тогда и то, что вы пишете будет грамотным, и теория будет усваиваться в разы быстрее и интереснее, и будете гармонично обучаться во время работы.

UPD


11. Борьба с багами


Баги (жуки), это ошибки в программе. Если продолжить метафору с жуками и человеком, то для новичков это скорее что-то подкожное, зудящее, вызывающее ужас, потому что невидимо и трудно устранимо.

Самое обидное, что они появляются когда вы вроде бы всё сделали правильно, и можно приступать к дальнейшим свершениям. Но вдруг программа перестает работать без видимых причин, или работает не так, как задумано. И приходится всё бросить и тратить несколько часов, а то и дней на поиск этой ошибки. Кажется, будто это время тратится впустую (ведь вы не занимаетесь созданием «нового», а ковыряетесь в «старом»). Чтобы пережить этот период нужно титаническое терпение.

Вы должны понимать, что, на самом деле, за это время вы узнаете очень много нового, и делаете это с большей мотивацией и степенью запоминаемости, чем в спокойных условиях изучения теории. Исправление каждого бага — это в первую очередь устранение своего невежества во многих вопросах, о существовании которых вы раньше и не задумывались. Происходит переход от неосознанного незнания — к осознанному и его превращение в знание. Со временем вы будете и допускать меньше багов и наловчитесь работать с инструментами по их устранению.

12. Идти быстро и ломать вещи


Нужно развивать в себе особый склад характера, когда вы не боитесь идти вперед, не будучи заранее готовыми к этому. Старый девиз Фейсбука: «Идите быстро, ломайте вещи. Если вы ничего не ломаете, значит движетесь медленно».

Malbolge — Википедия

Malbolge — эзотерический язык программирования, придуманный Беном Олмстедом в 1998 году. Язык разработан с целью быть максимально сложным для написания программ.

Получил своё название от Malebolge, восьмого круга ада Данте.

Код первой программы, выводящей «HEllO WORld», сгенерировала другая программа на языке Lisp, использовавшая поиск в множестве всех возможных программ, через два года после появления самого языка Malbolge. [1]

24 августа 2000 года Энтони Юхас в своём блоге анонсировал[2] 3 работающих программы на языке Malbolge, выводящих фразы «Hello, world.», «Malbolge sucks.» и «antwon.com rules!».

Позже Лу Шеффер произвел криптоанализ языка.

17 августа 2004 года Томаш Вегжановски написал генератор программ, выводящих заданные строки. Однако программы, полученные этим путём, длиннее программ Юхаса.

Hello world[править | править код]

Эта программа на Malbolge отображает «Hello, world.»:

(=<`:9876Z4321UT.-Q+*)M'&%$H"!~}|Bzy?=|{z]KwZY44Eq0/{mlk**hKs_dG5[m_BA{?-Y;;Vb'rR5431M}/[email protected]\6543W10/.R,+O<

Другой вариант:

('&%:9]!~}|z2Vxwv-,POqponl$Hjig%[email protected]@>}=<M:9wv6WsU2T|nm-,jcL(I&%$#"`CB]V?Tx<uVtT`[email protected]?]!~|4XzyTT43Qsqq(Lnmkj"Fhg${[email protected]>

Malbolge — это машинный язык для виртуальной машины (интерпретатора), работающей в троичной системе счисления.

Регистры[править | править код]

В виртуальной машине Malbolge есть три регистра: a, c и d. Регистр c — регистр кода, используемый в качестве указателя на текущую команду. Регистр d — регистр данных, используемый для управления данными. Регистр a — аккумулятор, также используемый некоторыми командами для манипуляции данными. При запуске программы все регистры равны нулю.

Память[править | править код]

Размер памяти виртуальной машины — 59049 (310) ячеек с числами из 10 троичных цифр. Все ячейки с адресами от 0 до 59048 имеют значения от 0 до 59048. Все изменения происходят по модулю 59049 (mod 59049). При запуске программы начало памяти заполняется ASCII-кодами символов её исходного текста. Символы пустого пространства (пробелы, табуляция, переносы строк и пр.) игнорируются, а остальные символы должны быть командами Malbolge (см. ниже). Остаток памяти заполняется с использованием операции crazy (см. ниже): [m] = crz [m-2], [m-1].

Команды[править | править код]

В Malbolge есть 8 команд. Виртуальная машина определяет, какую команду выполнять, следующим образом: к значению ячейки с адресом c ([c]) прибавляется значение c, а в качестве команды выступает остаток от деления этого числа на 94 (поскольку во входном алфавите языка 94 символа, ASCII-коды которых с 33-го по 126-й). Таблица действий интерпретатора:

Команды
Значение
([c] + c) % 94
Инструкция Пояснение
4 mov c, [d] Переход к ячейке с номером [d].
5 out a Вывод значения ASCII-символа с кодом a % 256 на экран.
23 in a Ввод ASCII-символа в a. Разделитель строк имеет код 10. Конец файла — 59048.
39 rotr [d]
mov a, [d]
Сдвигает значение [d] на одну троичную цифру вправо (0002111112 превращается в 2000211111). Результат сохраняется в [d] и в a.
40 mov d, [d] Копирование значения из [d] в d.
62 crz [d], a
mov a, [d]
Произвести операцию crazy (см. ниже) со значениями [d] и a. Результат сохраняется в [d] и в a.
68 nop Ничего не делает.
81 end Конец программы.
Любые другие значения ничего не делают. Они не разрешены при загрузке программы, но разрешены после этого.

После выполнения каждой инструкции она шифруется операцией Crazy. После этого значения c и d увеличиваются на 1 и выполнение продолжается со следующей инструкции.

Операция crazy[править | править код]

Операция является аналогом побитовых операций — она применяется к двум соответствующим цифрам.

Операция crazy
crz 2-я цифра
0 1 2
1-я цифра 0 1 0 0
1 1 0 2
2 2 2 1

Шифрование[править | править код]

После того, как очередная инструкция выполнена, инструкция шифруется с помощью следующей таблицы перевода (если она является одним из возможных символов языка):

!"#$%>&'()*+,-./0123456789:;<=>[email protected][\]^_`abcdefghijklmnopqrstuvwxyz{|}~
5z]&gqtyfr$(we4{WP)H-Zn,[%\3dL+Q;>U!pJS72FhOA1CB6v^=I_0/8|jsb9m<.TVac`uY*MK'X~xDl}REokN:#?G"[email protected]

то есть ! становится 5 и т. д.

В 10-м эпизоде первого сезона сериала «Элементарно» ключевой уликой в разгадке преступления послужил клочок бумаги, на одной из сторон которого был распечатан код программы на malbolge (являющийся неточной копией программы «Hello World» выше), а на другой записан заказ кофе.

  • Работающий исходный код для песни «99 бутылок пива» с использованием настоящих циклов. Написан Хисаси Идзавой.
  • Работающий куайн был написан 3-го декабря 2012 года, через 14 лет после создания самого языка.

Самый сложный язык программирования

Многие люди, которые желают начать изучать программирование, интересуются – какой самый сложный язык программирования? Вопрос вполне понятен, ведь мало кто из новичков хочет выбрать сразу очень сложный язык и потратить на его изучение множество времени, не имея возможности применить свои знания на практике или даже подзаработать на этом денег. Все стремятся найти такой вариант для изучения, который бы при минимальных вложениях в самые краткие сроки начал бы приносить конкретный результат и прибыль. Но на самом деле подобная стратегия действий далеко не всегда бывает выигрышной.

Дело в том, что простые языки, изучаются очень многими людьми, поэтому конкуренция в попытке коммерциализировать свои знания здесь будет слишком большой. Типичные шаблонные действия с таким языком сможет выполнить любой нормальный студент ВУЗа, а более сложные операции требуют или неординарной находчивости, или же они просто невозможны в силу ограниченных возможностей самого языка. Поэтому выбирая для изучения простой язык программирования, человек заведомо существенно сужает горизонт своих будущих возможностей. Такие языки годятся только для образовательных целей и как базис для изучения более сложных вещей.

Самые сложные языки – обычно самые функциональные

Сортируя языки программирования по сложности стоит понимать, что, как правило, чем более сложный язык и дольше времени требуется на его нормальное усвоение, тем большие возможности и перспективы он предоставляет программисту. Вот некоторые такие языки:

  • C++. Постепенно устаревающий, но все еще очень функциональный и распространенный язык. Он довольно сложен в изучении, но при хорошем знании с его помощью можно писать не только программы на ПК, но даже и целые операционные системы или их модификации, разрабатывать игры. Он сочетает в себе возможности программирования низкого и высокого уровня. Также с помощью С++ можно работать с компьютерной графикой, писать драйвера на устройства, создавать программы для работы на серверах и многое другое;
  • PHP. Отличный язык для разработки веб-приложений и динамичных сайтов. Способен реализовать любую задумку веб программиста и представить предельно качественный и функциональный продукт;
  • С#. Си Шарп – это тоже непростой в изучении язык, но и он предоставляет программисту очень широкие возможности: создание офисных приложений, мобильных программ, использование в играх, веб-приложениях и других сферах.

В качестве заключения нужно сказать, что самый сложный язык программирования в мире – это понятие несуществующее. Каждый язык требует усилий по освоению. Если какой-то язык требует больших усилий и запоминания большего объема знаний, то это с лихвой окупается его большими функциональными возможностями.

Самое сложное в программировании это…

Самое сложное в программировании это… - 1

Мне очень понравилась ветка обсуждений на Quora.com: What is the hardest part about learning to program? Все 87 ответов я так и не прочитал, но понравившиеся, выделил в отдельную статью из 10 пунктов. Это вольный пересказ мнений многих разных людей. Если читателям будет интересно, я продолжу.

1. Разница между высокими стандартами и своими низкими умениями

В статье «Никто не говорит об этом новичкам» рассказывается об общей проблеме людей, занятых творческим или интеллектуальным трудом. Программирование — сложный предмет, и обычно за него берутся способные, амбициозные и склонные к перфекционизму люди. На начальном этапе у них не будет хорошо получаться. Привыкшие к высокой планке, они будут расстраиваться. Внутренний голос будет постоянно нашептывать: “У тебя никогда и не получится, лучше оставь это дело”. В такие моменты думайте о том, что ваша самокритичность — это признак вашей экстраординарности, и верьте, что преодолеете этот “неумелый период”.

Что касается необычайных преимуществ программирования, то вот они:

  1. Проблемы в коде в корне отличаются от проблем в физическом мире. Починить неисправный код можно одной лишь силой ума, в отличии от, например, сломанной машины, которая требует покупки дорогих запчастей.
  2. Профессионально расти можно только на границе зоны комфорта. Занимаясь незнакомыми вещами вы сделаете кучу ошибок, но зато и получите настоящие знания.
  3. Ошибки в программировании — это не закрывающиеся двери перед вами, а ключи к обучению.

2. Примите факт, что компьютер всегда прав, а вы — нет

Если что-то пошло не так, не надо винить компьютер или программу. Не выясняйте с ними отношения. Просто задайтесь целью: “как это исправить”. Если вы хотите выяснять отношения с языками программирования, почему они такие глючные и ваша программа дает сбой — то вы выбрали не ту специальность.

3. Готовьтесь к худшим сценариям

Ждите от пользователей программ самых неожиданных вещей. Они будут вводить цифры где им не место, вставлять абзацы текста в поле для имени и делать кучу других несуразных вещей. Не создавайте формы где можно указать возраст человека в тысячи лет. Будьте готовы ко всему, не доверяйтесь пользователям, предугадывайте худшие сценарии и стройте защиту от них.

4. Контроль за эмоциями

Программирование зачастую — это долгий, трудный и расстраивающий опыт. Бывает, месяцами изучаешь какую-то тему, потом много дней пишешь сложный запутанный код, который, наконец-то, делает то, что тебе нужно. А потом опытный программист берет и переписывает его за 3 минуты в 5 строчек. И ты чувствуешь себя униженным и оскорбленным. Что бы ни случилось, не надо расстраиваться.

5. Самостоятельность

Многие новички легко проходят разные курсы по программированию, но стоит им взяться за самостоятельную задачу, они впадают в транс. Или нет идей для написания, или есть идеи, но нет понимания как их реализовывать, с чего начать. Всё дело в том, что курсы дают вам синтаксическую грамотность, вы вроде бы помните разные команды типа len(), но не можете написать свою программу. И вам начинает казаться, что учебный курс был разводкой для лохов, где вас научили поверхностной ерунде, а саму суть оставили в секрете. И эта суть — это навык программно мыслить.

Логика программирования заключается в том, чтобы разбить большую задачу на маленькие подзадачи и последовательно реализовать их, а потом связать воедино. Программист — не тот кто на перегонки печатает текст кода со знанием всех команд, а тот, кто мыслит в логике программы. И когда у вас наконец получается сделать что-то самому, самостоятельно, этот момент невероятно вдохновляет и вы вспоминаете свою грандиозную идею, которая недавно казалась невыполнимой и думаете: “О-хо, теперь я смогу реализовать её!” Хотя, конечно, вам еще расти и расти до её реализации, но момент всё равно приятный.

6. Незнание, с чего начать

  • Вы не знаете, какой язык начать изучать: C, Python, Java, PHP, C++, Ruby и еще миллион других языков.
  • Вы не знаете, где изучать: по книге, онлайн материалам, или записаться на курсы.
  • Вы не знаете, что изучать: мобильные приложения, Android, iOS, веб, фронтенд, бекенд, операционные системы, искусственный интеллект, машинное обучение, DevOps?
  • Вы не знаете как учиться: читать книги, чужой код, взять кого-нибудь для совместного обучения, программировать соревновательно, напару, устроиться стажером?

Очень много этих вопросов: “какой, где, что, как, …. ?”. Вы советуетесь с друзьями, слушаете профессионалов, спрашиваете на форумах. Но их ответы ещё больше запутывают вас.

Проблема при изучении программирования в том, что по теме слишком много информации. И вам надо научиться пробираться через дебри этого шума. Выбирать только то, что необходимо очень непросто, но от этого навыка зависит ваше будущее.

Чтобы справиться с этим, следуйте этим советам:

  • Найдите ментора (наставника), опытного и владеющего современными технологиями программиста, который поможет вам составить план обучения.
  • Получайте отзывы на ваш код. Есть много путей как сделать что-то, и ещё больше путей, как сделать это неправильно. Хотя в интернете много замечательных ресурсов, всё же он не идеален. Поэтому, время от времени, показывайте свой код ментору, чтобы он подтвердил, что вы идёте по верному пути.
  • Практикуйтесь, реализуя свои идеи. Следование обучающим руководствам быстро надоедает, поэтому, как только почувствуете, что достаточно познакомились с технологией, начинайте вместе с ней реализовывать что-то интересное для вас. Это повышает мотивацию и самооценку. Помните, что вы можете это сделать, вопрос только во времени и настойчивости.

Советы для инженеров:

  • Изучайте весь стек. Со временем, осваивайте весь стек технологий. Например, если вы веб-программист, не ограничивайтесь только фронтендом. Имейте представление о бекенде, базе данных, сервере, сети. Имея цельное представление о разрабатываемом продукте, вы сможете стать продвинутым инженером, принимающим правильные решения.
  • Будьте самообучаемыми. Программная разработка одна из самых динамично развивающихся отраслей во всём мире. Если фундаментальные принципы меняются редко, то инструменты — чуть ли не каждый день. Важно следить за всеми новинками и уметь самостоятельно осваивать необходимые для вас.
  • Учитесь общаться и сотрудничать. Если вы умеете что-то хорошо делать, то для вашей компании вы полезная единица = 1. Но если при этом вы поддерживаете и вдохновляете ещё 10 человек, то вы превращаетесь в глазах руководства в = 11.

7. Много всего, вокруг самого программирования

Нередко программист в одиночку пытается создать и выпустить на рынок свой продукт. Вот тут и начинается самое сложное.

Выбор и поддержка разных шаблонов, создание иконок, логотипов, баннеров.

Регистрация в play-market, app-store, настройка платежных систем, заполнение нудных бланков. Потом они пишут, что ты что-то сделал не так и приходится все заново переделывать.

Заказ рекламы в google-ads и поиск более лучших вариантов, налаживание каналов сбыта, а ещё эта ограниченность бюджета, которая связывает тебя по рукам и ногам…

Само по себе программирование в чистом виде уже кажется легкотнёй, когда тебе не приходится влезать в изматывающие задачи дизайна и маркетинга.

8. Невозможно всё знать

Каждый раз, когда ты в идеале овладел какими-то навыками, ты узнаешь, что появилось что-то новое, более лучшее. И возникает парадокс Сократа: “я знаю, что ничего не знаю”. Постоянно нужно тратить много времени на изучение нового, а так как невозможно знать всё и быть специалистом во всём, то постоянно надо выбирать приоритеты — что для тебя первостепенней в данный момент, какая технология, какой подход.

Самое сложное в программировании это… - 2

Да, вы можете выбрать какую-то одну вещь и стать специалистом в ней, но тогда вы очень рискуете, что в это же время появилось что-то новое, многократно превосходящее вашу технологию и это нечто завоюет рынок, в то время как вы держитесь за старьё обеими руками.

Поэтому, если вы любите учиться и постоянно узнавать что-то новое, то выбрав программирование, не будете разочарованы ни на секунду.

9. В реальной жизни не всё так идеально, как на учёбе

Во время учёбы вы играетесь с лёгкими программами из нескольких сотен, максимум — тысячи строк кода. Даже в университете, на факультете компьютерных наук.

Когда вы приходите на предприятие вы можете столкнуться с базой кода в сотни тысяч строк и даже миллионы. Там много ошибок, нелепые названия переменных, замудреные подпрограммы без документации, используются разные проектировочные шаблоны, многоуровневое кэширование и т.д.

Когда всё это надо понять и изучить за сжатые сроки — вы получаете самую вертикальную кривую обучения, с которой сталкиваются многие программные инженеры.

10. Балансирование между теорией и практикой

С одной стороны, можно много изучать теорию, годами читать что-то и думать что ты мало знаешь и ничего не делать. Это надоедает и перестаёт приносить пользу в какой-то момент.

С другой стороны, можно начать делать что-то, без знания теории, и быстро застрять или заблудиться в своём коде и его ошибках. Многие начинают делать что-то, опираясь только на обрывистые ответы с форумов, не понимая целой картины своего приложения и куда их приведет работа в конечном итоге (например, к неподдерживаемому, необновляемому коду).

Так вот, очень важно прочувствовать этот баланс минимальной теории и последующей за ней практики. Тогда и то что вы пишите будет грамотным, и теория будет усваиваться в разы быстрее и интереснее, и будете гармонично обучаться во время работы.

Автор: rustamaha

Источник

Брукс был прав, или главная сложность программирования / Habr

Речь в данной заметке пойдет не об известном законе Брукса, связывающем количество людей, задействованных в проекте, и скорость разработки, а о менее известной статье, написанной им еще в 1987 году.
Брукс о сложности программирования

Статья называлась «No Silver Bullets – Essence and Accidents of Software Engineering». В ней утверждалось (и с этим сложно не согласиться), что сущностью программирования является, прежде всего, не написание инструкций машине на конкретном языке программирования, а выработка подробной структуры взаимодействующих сущностей, представляющих сущности проблемной области, а также проверка внутренней непротиворечивости этой структуры. Поэтому даже если, например, изобрести компьютерный язык, оперирующий понятиями на уровне проблемной области, или какое-либо другое средство, призванное существенно облегчить разработку ПО, программирование все равно останется сложной задачей, поскольку придется точно определять взаимосвязи между объектами реального мира, устанавливать исключения, предусматривать все возможные переходы между состояниями и т.д. Следовательно, ни одно средство разработки ПО не сможет существенно (на один-два порядка) снизить сложность разработки. Именно в описании структуры взаимодействующих сущностей проблемной области Брукс и видит главную сложность программирования.
Практическое подтверждение

Когда я прочел обзор данной статьи в книге С. Макконнелла «Профессиональная разработка программного обеспечения», я был поражен тем, насколько прозорлив оказался Брукс в своих рассуждениях, опубликованных более 20 лет тому назад. Примером, подтверждающими его правоту, в наше время могут являться языки визуального программирования (например, LabVIEW, SFC, LD и др.), оперирующими как раз на уровне предметной области. Еще два примера я сразу же нашел в своей практике.
Контора, в которой я работаю, занимается разработкой SCADA-систем для энергетических объектов (ГРЭС, ГЭС, АЭС, ТЭЦ и т.п.). Она разбита на 2 отдела: отдел программирования, разрабатывающий систему в целом, и отдел проектировки, занимающийся разработкой графических АРМ диспетчера для конкретных объектов. Второй отдел как раз по сути и выполняет программирование на уровне проблемной области, используя графические блоки, связывая их с БД и описывая дополнительную функциональность с помощью специального высокоуровневого языка. И сложность и объем работы этого отдела не меньше, чем у отдела программирования.
Параллельно с работой я учусь в аспирантуре, занимаюсь разработкой среды для моделирования генетического развития организмов. Сейчас мы разработали достаточно универсальную систему моделирования, позволяющую исследователю описывать процессы жизнедеятельности организмов с помощью набора достаточно простых математических правил. И тут-то мы и столкнулись с тем, что для конечного пользователя — биолога — создание данного описания, опирающегося на экспериментальные данные, и представляет главную проблему. Это связано как раз с необходимостью «выработки подробной структуры взаимодействующих сущностей проблемной области». Причем, похоже, эта проблема не может быть решена созданием более удобного пользовательского интерфейса, как нам сначала казалось. Сейчас работаем над этим…
Выводы

Какие из всего этого можно сделать выводы? Ну, во-первых, можно сказать, что мы (программисты) без своей работы в ближайшие лет так 50 точно не останемся. Во-вторых, хотелось бы предостеречь коллег-разработчиков: если будете разрабатывать инструментальную среду, призванную автоматизировать работу пользователей, подумайте, не упретесь ли в описанную проблему — необходимость в навыках программирования (в том или ином виде) у конечного пользователя.

UPD: перенес в блог «Разработка»
UPD2: исправил неточности с языками визуального программирования, спасибо товарищу Fortums

[мотивирующая статья] Самое сложное в программировании это…

Мне очень понравилась ветка обсуждений на Quora.com: What is the hardest part about learning to program? Все 87 ответов я так и не прочитал, но понравившиеся, выделил в отдельную статью из 10 пунктов. Это вольный пересказ мнений многих разных людей. Если читателям будет интересно, я продолжу.

1. Разница между высокими стандартами и своими низкими умениями

В статье «Никто не говорит об этом новичкам» рассказывается об общей проблеме людей, занятых творческим или интеллектуальным трудом. Программирование — сложный предмет, и обычно за него берутся способные, амбициозные и склонные к перфекционизму люди. На начальном этапе у них не будет хорошо получаться. Привыкшие к высокой планке, они будут расстраиваться. Внутренний голос будет постоянно нашептывать: “У тебя никогда и не получится, лучше оставь это дело”. В такие моменты думайте о том, что ваша самокритичность — это признак вашей экстраординарности, и верьте, что преодолеете этот “неумелый период”.

Что касается необычайных преимуществ программирования, то вот они:

  1. Проблемы в коде в корне отличаются от проблем в физическом мире. Починить неисправный код можно одной лишь силой ума, в отличии от, например, сломанной машины, которая требует покупки дорогих запчастей.
  2. Профессионально расти можно только на границе зоны комфорта. Занимаясь незнакомыми вещами вы сделаете кучу ошибок, но зато и получите настоящие знания.
  3. Ошибки в программировании — это не закрывающиеся двери перед вами, а ключи к обучению.

2. Примите факт, что компьютер всегда прав, а вы — нет

Если что-то пошло не так, не надо винить компьютер или программу. Не выясняйте с ними отношения. Просто задайтесь целью: “как это исправить”. Если вы хотите выяснять отношения с языками программирования, почему они такие глючные и ваша программа дает сбой — то вы выбрали не ту специальность.

3. Готовьтесь к худшим сценариям

Ждите от пользователей программ самых неожиданных вещей. Они будут вводить цифры где им не место, вставлять абзацы текста в поле для имени и делать кучу других несуразных вещей. Не создавайте формы где можно указать возраст человека в тысячи лет. Будьте готовы ко всему, не доверяйтесь пользователям, предугадывайте худшие сценарии и стройте защиту от них.

4. Контроль за эмоциями

Программирование зачастую — это долгий, трудный и расстраивающий опыт. Бывает, месяцами изучаешь какую-то тему, потом много дней пишешь сложный запутанный код, который, наконец-то, делает то, что тебе нужно. А потом опытный программист берет и переписывает его за 3 минуты в 5 строчек. И ты чувствуешь себя униженным и оскорбленным. Что бы ни случилось, не надо расстраиваться.

5. Самостоятельность

Многие новички легко проходят разные курсы по программированию, но стоит им взяться за самостоятельную задачу, они впадают в транс. Или нет идей для написания, или есть идеи, но нет понимания как их реализовывать, с чего начать. Всё дело в том, что курсы дают вам синтаксическую грамотность, вы вроде бы помните разные команды типа len(), но не можете написать свою программу.

И вам начинает казаться, что учебный курс был разводкой для лохов, где вас научили поверхностной ерунде, а саму суть оставили в секрете. И эта суть — это навык программно мыслить.

Логика программирования заключается в том, чтобы разбить большую задачу на маленькие подзадачи и последовательно реализовать их, а потом связать воедино. Программист — не тот кто на перегонки печатает текст кода со знанием всех команд, а тот, кто мыслит в логике программы. И когда у вас наконец получается сделать что-то самому, самостоятельно, этот момент невероятно вдохновляет и вы вспоминаете свою грандиозную идею, которая недавно казалась невыполнимой и думаете: “О-хо, теперь я смогу реализовать её!” Хотя, конечно, вам еще расти и расти до её реализации, но момент всё равно приятный.

6. Незнание, с чего начать

  • Вы не знаете, какой язык начать изучать: C, Python, Java, PHP, C++, Ruby и еще миллион других языков.
  • Вы не знаете, где изучать: по книге, онлайн материалам, или записаться на курсы.
  • Вы не знаете, что изучать: мобильные приложения, Android, iOS, веб, фронтенд, бекенд, операционные системы, искусственный интеллект, машинное обучение, DevOps?
  • Вы не знаете как учиться: читать книги, чужой код, взять кого-нибудь для совместного обучения, программировать соревновательно, напару, устроиться стажером?

Очень много этих вопросов: “какой, где, что, как, …. ?”. Вы советуетесь с друзьями, слушаете профессионалов, спрашиваете на форумах. Но их ответы ещё больше запутывают вас.

Проблема при изучении программирования в том, что по теме слишком много информации. И вам надо научиться пробираться через дебри этого шума. Выбирать только то, что необходимо очень непросто, но от этого навыка зависит ваше будущее.

Чтобы справиться с этим, следуйте этим советам:

  • Найдите ментора (наставника), опытного и владеющего современными технологиями программиста, который поможет вам составить план обучения.
  • Получайте отзывы на ваш код. Есть много путей как сделать что-то, и ещё больше путей, как сделать это неправильно. Хотя в интернете много замечательных ресурсов, всё же он не идеален. Поэтому, время от времени, показывайте свой код ментору, чтобы он подтвердил, что вы идёте по верному пути.
  • Практикуйтесь, реализуя свои идеи. Следование обучающим руководствам быстро надоедает, поэтому, как только почувствуете, что достаточно познакомились с технологией, начинайте вместе с ней реализовывать что-то интересное для вас. Это повышает мотивацию и самооценку. Помните, что вы можете это сделать, вопрос только во времени и настойчивости.

Советы для инженеров:

  • Изучайте весь стек. Со временем, осваивайте весь стек технологий. Например, если вы веб-программист, не ограничивайтесь только фронтендом. Имейте представление о бекенде, базе данных, сервере, сети. Имея цельное представление о разрабатываемом продукте, вы сможете стать продвинутым инженером, принимающим правильные решения.
  • Будьте самообучаемыми. Программная разработка одна из самых динамично развивающихся отраслей во всём мире. Если фундаментальные принципы меняются редко, то инструменты — чуть ли не каждый день. Важно следить за всеми новинками и уметь самостоятельно осваивать необходимые для вас.
  • Учитесь общаться и сотрудничать. Если вы умеете что-то хорошо делать, то для вашей компании вы полезная единица = 1. Но если при этом вы поддерживаете и вдохновляете ещё 10 человек, то вы превращаетесь в глазах руководства в = 11.

7. Много всего, вокруг самого программирования

Нередко программист в одиночку пытается создать и выпустить на рынок свой продукт. Вот тут и начинается самое сложное.

Выбор и поддержка разных шаблонов, создание иконок, логотипов, баннеров.

Регистрация в play-market, app-store, настройка платежных систем, заполнение нудных бланков. Потом они пишут, что ты что-то сделал не так и приходится все заново переделывать.

Заказ рекламы в google-ads и поиск более лучших вариантов, налаживание каналов сбыта, а ещё эта ограниченность бюджета, которая связывает тебя по рукам и ногам…

Само по себе программирование в чистом виде уже кажется легкотнёй, когда тебе не приходится влезать в изматывающие задачи дизайна и маркетинга.

8. Невозможно всё знать

Каждый раз, когда ты в идеале овладел какими-то навыками, ты узнаешь, что появилось что-то новое, более лучшее. И возникает парадокс Сократа: “я знаю, что ничего не знаю”. Постоянно нужно тратить много времени на изучение нового, а так как невозможно знать всё и быть специалистом во всём, то постоянно надо выбирать приоритеты — что для тебя первостепенней в данный момент, какая технология, какой подход.

Да, вы можете выбрать какую-то одну вещь и стать специалистом в ней, но тогда вы очень рискуете, что в это же время появилось что-то новое, многократно превосходящее вашу технологию и это нечто завоюет рынок, в то время как вы держитесь за старьё обеими руками.

Поэтому, если вы любите учиться и постоянно узнавать что-то новое, то выбрав программирование, не будете разочарованы ни на секунду.

9. В реальной жизни не всё так идеально, как на учёбе

Во время учёбы вы играетесь с лёгкими программами из нескольких сотен, максимум — тысячи строк кода. Даже в университете, на факультете компьютерных наук.

Когда вы приходите на предприятие вы можете столкнуться с базой кода в сотни тысяч строк и даже миллионы. Там много ошибок, нелепые названия переменных, замудреные подпрограммы без документации, используются разные проектировочные шаблоны, многоуровневое кэширование и т.д.

Когда всё это надо понять и изучить за сжатые сроки — вы получаете самую вертикальную кривую обучения, с которой сталкиваются многие программные инженеры.

10. Балансирование между теорией и практикой

С одной стороны, можно много изучать теорию, годами читать что-то и думать что ты мало знаешь и ничего не делать. Это надоедает и перестаёт приносить пользу в какой-то момент.

С другой стороны, можно начать делать что-то, без знания теории, и быстро застрять или заблудиться в своём коде и его ошибках. Многие начинают делать что-то, опираясь только на обрывистые ответы с форумов, не понимая целой картины своего приложения и куда их приведет работа в конечном итоге (например, к неподдерживаемому, необновляемому коду).

Так вот, очень важно прочувствовать этот баланс минимальной теории и последующей за ней практики. Тогда и то что вы пишите будет грамотным, и теория будет усваиваться в разы быстрее и интереснее, и будете гармонично обучаться во время работы.

взято с хабра сегодня

Подписывайтесь на канал Яндекс.Дзен и узнавайте первыми о новых материалах, опубликованных на сайте.

Если считаете статью полезной,
не ленитесь ставить лайки и делиться с друзьями.

Почему научиться программировать так чертовски тяжело? / Hexlet corporate blog / Habr

Привет, Хабр!

Взявшись за работу над образовательным проектом Хекслет, мы понимали, что на нас ложится большая ответственность. К нам приходит огромное количество новичков с вопросами и комментариями, такими как:

  • С чего начать обучение программированию?
  • У вас есть курс по Java для новичков, но я слышал, что нужно изучать Python, правда ли это?
  • На других сайтах все просто и понятно, а у вас какие-то компиляции и тесты!
  • Непонятно зачем нужен этот ваш курс по алгоритмам, в реальной жизни все алгоритмы уже реализованы в стандартных библиотеках

Но сложнее всего объяснить новичку, грубо говоря, во что он ввязывается. Благодаря очень простым, игровым образовательным проектам многие считают, что программирование это очень легко, а наши виртуальные машины, где нужно запускать тесты и компилировать код – это надуманная сложность. Давно хотелось найти такой материал, который бы подготовил новичка к длинному и сложному пути к карьере программиста. И недавно наши коллеги из Viking Code School такой материал написали! А мы его перевели для вас.

Квинси Ларсон был просто “офисным парнем в костюме”. Он решил научиться программировать. Начал спрашивать людей вокруг. Изучил немного Руби, потом быстренько посмотрел на другие языки вроде Scala, Clojure и Go. Он изучил Emacs, а потом Vim, а потом раскладку Dvorak. Он втыкал в Линукс, копался с Лиспом и кодил на Питоне, и жил при этом в командной строке больше полутора лет.

Его швыряло туда-сюда как листочек в торнадо. Каждый совет, который он слышал, тащил его то в одну, то в другую сторону, до тех пор пока он не прошел “каждый онлайн-курс по программированию во вселенной”. В конце концов, не смотря на то, что он получил работу разработчика ПО, Квинси:

… был уверен, что на первый взгляд нормальные программисты, с которыми я общался, были на самом деле социопатами, которые получили, а потом подавили в себе, травму при изучении программирования.

Ох. Звучит знакомо?

Фаза 1: Медовый месяц

Сложно винить человека, который приходит в индустрию программирования с какими-то особыми ожиданиями.

С одной стороны, вы с детства слышали слухи о сложности программирования. Мамы запугивали детей, чтобы те шли в гуманитарии.

С другой стороны, движение «Learn to Code” проделало фантастическую работу по удалению барьеров, и показало что кодить на самом деле довольно просто. Инструменты вроде Codecademy, Treehouse и Code School так мягко и за ручку подводят тебя к коду, что можно быть уверенным – я не просто смогу научиться программировать, я смогу стать полноценным разработчиком!

Внезапно, проблема не в страхе, а в избыточных надеждах и высоких ожиданиях.

В большинстве случаев эти инструменты на самом деле здорово справляются со своей задачей. Они проводят тебя как ребенка по дороге, полной страшных переменных и условий, ранних фаз синтаксиса. После каждого упражнения в игровом формате вы чувствуете себя все более и более уверенным в своих способностях. Я на самом деле могу это делать! Я практически уже разработчик!

Проблема в том, что вы находитесь в фазе “медового месяца”. Может казаться, что конец близок, но в реальности вы прошли лишь крохотный отрезок пути. Это только начало…

Рисуем маршрут

Перед тем как перейти к Фазе 2, давайте взглянем взглянем на весь путь.

В этом посте я проведу вас через все фазы типичного путешествия в кодинг и расскажу о том, что вам нужно знать чтобы выжить на каждом участке пути. Вы также узнаете о двух ключевых факторах, которые определяют путь – плотности ресурсов и размере необходимых знаний.

Дорогу к рабочей позиции разработчика можно определить в виде отношения вашей веры в себя к изменениям ваших навыков:

Это важное отношение, потому что ваша вера в себя напрямую коррелирует с ощущением счастья, и потому что там, где встречаются вера в себя и навыки и является точкой, когда вы готовы работать программистом.

Мы рассмотрим уникальные испытания, которые ждут нас в следующих трех фазах, но для начала вкратце рассмотрим каждую фазу:

1. Медовый месяц это очень приятное, очень комфортное путешествие через огромное количество отполированных до блеска обучающих ресурсов, которые показывают, что на первый взгляд сложные штуки на самом деле совершенно понятны, особенно с такой интенсивной поддержкой. Вы грубо говоря изучаете базовый синтаксис, но ощущаете себя героем.

2. Скала смятения это болезненное осознание реальной сложности после того, как помощник отпускает вашу руку. Оказывается, вы ничего не можете сделать сами. Главными испытаниями становится постоянная отладка кода. Непонятно какие вопросы задавать чтобы хотя бы начать двигаться в правильном направлении.

3. Пустыня отчаяния это долгий и одинокий путь через бездорожье, где каждое новое направление кажется верным, но часто вы просто ходите кругами и голодаете по ресурсам, которые могли бы помочь. Остерегайтесь “миражей мании” как сирен пустыни! Они уведут вас в никуда.

4. Подъем благоговения это та часть, где вы наконец находите путь через пустыню и начинаете понимать как создавать приложения. Ваш код все еще дырявый и хрупкий как карточный домик. Вера в себя растет потому что ваши сайты вроде как работают, вы изучили несколько важных паттернов, ваши друзья считают ваши интерфейсы крутыми, но вам страшно заглянуть под капот, и вы не знаете как делать production-ready код. Как отсюда построить мост к состоянию “готов к реальной работе”?

Я брал интервью у сотен разработчиков в течение последних нескольких лет и слышал отголоски всё одной и той же истории снова и снова. Цель этого поста — научить вас двигаться по пути обучения с широкого раскрытыми глазами и с таким компасом в руках, с которым вы ловко обойдёте все ямы, в которые попали те, кто шли до вас.

Давайте вернемся к фазе 2…

Фаза 2: Скала смятения

Итак, вы находитесь в фазе 1 – „Медовый месяц“. Вы заполняете пробелы и завершаете задачи, связанные с кодом в то время как ваша уверенность и возможности растут. Это не так уж плохо… К чему суета? Вы поднялись на «Гору иррационального изобилия»…

Будьте осторожны! Вы собираетесь переступить пропасть, которая ломает многих сильных учеников, вытесняя их в лагерь под названием „кодинг — это слишком тяжело“. Точный момент этого скачка происходит тогда, когда вы садитесь за клавиатуру, открываете свой текстовый редактор и пытаетесь в первый раз создать проект с нуля без каких-либо встроенных в браузер редакторов, костылей кода или полезных советов.

Блин…

Вы можете немного оттянуть этот момент, продолжая следовать учебникам, но никто ещё не достиг неба, не оторвавшись от земли, и настанет момент, когда вы будете творить волшебство в пустом текстовом файле. Вы только что вошли во вторую фазу обучения, где уверенность падает вниз на землю. Добро пожаловать на «Скалу смятения»:

Итак, вы компилируете. Вы боретесь и прокладываете свой путь к более-менее функциональному решению, но чувствуете, что чего-то не хватает. Вы воюете с багами так, что «Звездный десант» отдыхает. Но кажется, что каждая победа была одержана только по счастливой случайности, благодаря гуглу, и, уверенность в том, что вы когда-либо сможете понять все это, неизбежно падает.

Эта фаза разочарования хорошо видна как преподавателям, так и всем профессионалам нашей области. Программирование не может быть идеальным у всех, но мы хотим добиться от вас прогресса, потому что иногда малообещающие истории становятся грандиозными успехами.

Когда поддержка кончается и студентов толкают с обрыва со словами «лети», то слишком много испуганных птенцов падают вниз, так не научившись махать крыльями.

Страшно то, что вы еще даже не дошли до самых «вкусных» вещей. После того, как вы, наконец, устранили достаточное количество багов, чтобы положить конец восьмой казни египетской и фактически уже закончили несколько проектов, настанёт конец второй фазы. Но у вас всё только начинается.

Для тех, кто действительно собрался сделать карьеру в программировании, выживание на «Скале смятения» часто является точкой, после которой они всецело готовы погрузиться в новую жизнь. Но слишком многие остаются позади. И, к сожалению, вы только собираетесь войти в «Пустыню отчаяния».

Два ключевых фактора

Так в чем же на самом деле разница между первой и второй фазой? Почему фаза 2 («Скала смятения») так ужасна по сравнению с фазой 1 («Медовый месяц»)? Понимание этого поможет вам понять, что вашей вины абсолютно нет в том что, ваше путешествие выглядит так, как мы только что описали.

Есть два основных момента во время прохождения каждой фазы: плотность ресурсов и объем знаний. Давайте посмотрим, что это такое, прежде чем изучать, как они выведут вас к фазе 3.

Фактор 1: плотность ресурсов

Как я уже сказал выше, когда вы только начинаете, то кажется будто, миллион сторонних ресурсов пытаются схватить вас за руку и затянуть в программирование. Это потому, что их много!

Введите в поисковике «Уроки программирования», и на вас обрушится стена из нужных и полезных инструментов, таких как статьи, видеоролики и учебники. И, честно говоря, это здорово! Никогда раньше не было так много способов, чтобы начать учиться программированию.

К сожалению, на более поздних этапах плотность ресурсов быстро падает. Любой, кто прошёл от стадии новичка до среднего уровня, может подтвердить, что существует БОЛЬШАЯ разница между количеством имеющихся ресурсов в самом начале и тогда, когда вы впервые ищете помощь самостоятельно, без посторонней поддержки.

Эта проблема усугубляется при переходе к третьей фазе, когда количество знаний быстро возрастает, и есть одна причина, по которой мы называем эту фазу „Пустыней отчаяния“. Как только вы пройдете её и начнете точно чувствовать, что именно вам нужно искать, то ресурсы вернутся, и вы сможете использовать в работе большее количество технических средств, таких как блоги и видеоролики. Отчасти это просто умение задать правильные вопросы.

Вот как выглядит плотность ресурсов в каждой фазе (большая концентрация линий указывает на большую плотность ресурсов):

Фактор 2: объем знаний

Теперь давайте поговорим о втором вопросе, об объеме знаний. Он представляет собой общую широту новых тем, которые вы осваиваете в каждой фазе. Вот как это выглядит:

Когда вы только начали обучение, набор вещей, которые вам нужно понимать, ещё достаточно узкий. Каждому человеку, независимо от целей обучение, языка и предпосылок, необходимо изучить, что такое цикл «for», как построить логику условного оператора и познакомиться с основными структурами синтаксиса программирования. А зачастую даже и не приходится сталкиваться с некоторым из вышеприведенных базовых понятий, поэтому объем знаний на этом этапе является очень узким.

Как только вы отходите от основ, вы замечаете быстрое расширение базы знаний, так как начинаете сталкиваться с более сложными вопросами, такими как понимание разновидностей ошибок, или, когда именно использовать код, который вы знаете и как вообще его использовать. А это две разные вещи, потому что нет „правильного“ ответа на точный вопрос… Пока всё очень размыто.

По мере продвижения к третьему этапу объем знаний станет расти. Теперь вы должны понимать, какие инструменты использовать, какие языки изучать, как писать модулярный код, знать основы CS и объектно-ориентированного программирования, обладать грамотным стилем кода и уметь искать ответы на вопросы (хотя бы в нескольких источниках). Каждый заход в Google или на сайт Hacker News погружает вас в огромное множество кроличьих нор и ошеломляет вас такими вещами, которых вы не знаете, но чувствуете, что должны их знать.

Вы не знаете, чего именно вы не знаете.

Только тогда, когда вы, наконец, сделали рывок и покинули пустыню, объем знаний снова начинает сужаться. К этому моменту, вы уже определили свою выбранную технологию и её место в общей системе. Вы, наконец, знаете (и довольно неплохо), чего именно вы не знаете и можете проложить путь через эти ямы. Вы будете продолжать расширять кругозор по мере продвижения вперед, к началу своей карьеры.

Фаза 3: Пустыня отчаяния

С пониманием ключевых факторов, можно увидеть, что «Скала смятения» является критической точкой. Мучения, вызванные совокупностью быстро растущего объема знаний и упадка плотности ресурсов привели к фазе, которую я называю „Пустыня отчаяния“.

В сущности, это пустыня, где вы знаете, что где-то есть конец, но не знаете, как до него добраться:

Пустыня длинна и кишит опасностями. Вы поймаете себя на том, что по пути рисуете «Миражи мании», которые представляют из себя десятки заманчивых ресурсов, содержащих искомые решения, но они опять бросают вас там, где есть только вы и песок, простирающийся во все стороны до горизонта.

Возможно, вы зарегистрируетесь на нескольких массовых открытых онлайн-курсах, таких как от Coursera, Udacity или EDX, или найдете учебник, который пообещает сопровождать вас всю дорогу. Вы думали, что извлекли урок из фазы медового месяца, что не существует простых ответов, но соблазн искать спасение слишком велик, и вы вновь верите обещанию, что именно на этот раз вас доставят к финишу, до которого не дошли другие.

Вы не можете выучить этот материал ни за неделю, ни за месяц, и на за один курс обучения, чтобы там не говорили, поэтому хватит попадаться в эту ловушку!

Существует НАМНОГО больше вещей, которые предстоит узнать, чем вы, возможно, ожидали. Даже если вы в состоянии заставить работать некоторые приложения, то очень трудно не чувствовать себя слабым звеном в огромной цепочке становления настоящим профессионалом. Трудно измерить ваш прогресс. Как вы узнаете, что вам изучать, если изучаете только необходимые вещи?

Даже если вы двигаетесь в правильном направлении, трудно определить ваш прогресс. Вы будете чувствовать себя совершенно потерянным до того самого момента, когда вы, наконец, сможете создать что-то, что выглядит и действует так, как вы ожидали. Но, вооружившись упорством и хорошим компасом, вы в конечном итоге получите ваши первые несколько „реальных“ запущенных приложений и поймете, что, наконец, начинаете получать опыт.

Безусловно, до этого момента было трудно, но, возможно, вся эта история с веб-программированием и не такая сложная, в конце концов… Everything’s coming up Milhouse!

Фаза 4: Подъем благоговения

Вы прошли через пустыню и ваша уверенность растет. Вы мастерски владеете искусством гугл-фу и, наконец, понимаете о чем пишут в блогах и говорят в видеороликах. Возможно, вы уже углубились в конкретный язык или фреймворк и вы уверены, что вы можете скомпилировать и запустить работающее приложение.

Это и есть «Подъем благоговения»:

Снаружи всё может выглядеть хорошо, но в глубине души вы знаете, что вы ещё не достигли цели.

Вы можете создать работающее приложение, но что творится внутри него? Ваш код написан веревками и изолентой и, что хуже всего, вы даже не знаете, какие его части ужасны, а какие на самом деле просто отличны. Ваши периодические проблески сознания чередуются с глупыми ошибками и, что еще хуже, подкрадываются подозрения, что вы до сих пор ни черта не понимаете в том, что делаете.

Это фаза состоит из двух полюсов: вы чувствуете, что одна ваша половина — это пуленепробиваемый разработчик, а вторая — тонкая фанера с дикими глазами новичка, который утонул в своём пути. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше растет терзающее чувство неопределенности, как будто кто-то собирается «разоблачить» вас, как обманщика.

Вы чувствуете, что уже должны стать разработчиком, но дистанция между кодом, который вы пишете и «профессиональной» рабочей средой не сокращается…

В конце концов, однако, это произойдёт. Столько сил не могут быть потрачены даром! «Пустыня отчаяния» позади, а «Скала смятения» превратилась в далекое воспоминание. Вы, наконец, по-настоящему, на подъеме. Вы обучаетесь быстрей и разумней, чем когда-либо прежде, вы получили достаточное количество нужной практики, и ваши обрывочные знания превращаются в набор навыков профессионального уровня.

«Подъем благоговения» всегда занимает больше времени, чем вы ожидаете, и кажется бесконечным, потому что вы так близко… Но вы всё же достигнете его. Если вы настойчиво идёте в правильном направлении (тема следующего поста), то сможете убедить кого-то платить вам и спокойно продолжать учиться дальше. Работа ваша.

На что всё это похоже

Итак, теперь вы увидели, какая дорога ждёт впереди и почему она может быть трудной. Если рассмотреть все четыре фазы и выделить факторы, которые их разделяют, получится следующая картина:

Одно дело — знать путь, а другое дело — идти по нему. Давайте поможем вам начать.

Как дойти до конца живым

Путешествие кажется тяжёлым и это, честно говоря, не редкость. Важно понимать куда вы идёте, особенно если идёте в одиночку. Но вы не должны сдаваться. Есть способы, которые помогут быстро обойти большинство встречающихся проблем. Изучение кода редко даётся настолько просто, насколько некоторые делают вид, но это не так сложно, как кажется вам в периоды глубокого отчаяния.

В этом разделе я представлю основные тактики, которые можно использовать, чтобы держаться в правильном направлении.

I: Как Выжить в «Медовом месяце»

Разнообразие доступных ресурсов в «Медовом месяце» доставляет много веселья. Они делают большую работу, чтобы сформировать вам нужный тип логического мышления, который вы должны будете развивать в течение последующих фаз. Это прекрасное время, чтобы начать учиться коду. Итак, пробуйте, наслаждайтесь, но не забывайте держать в голове эти два совета:
  1. Начните пробовать разные ресурсы, чтобы найти те, которые лучше вам помогают в обучении, ищите наиболее интересные для вас проекты. Это могут быть быстрые решения от KhanAcademy, упражнения в браузере от Codecademy, книга Learn to Program Криса Пайна или школа кода Try Ruby. В начале будьте открытыми для всего и игнорируйте наставления в стиле «вы должны учить только это». На данном этапе весь код одинаковый.
  2. Далее выберите один подходящий для вас ресурс и старайтесь придерживаться только его. Пройдите курс от начала до конца, чтобы получить все основные знания, которые вам помогут написать базовые скрипты и приложения. А в дальнейшем приготовьтесь начать создавать свои собственные проекты.
II: Выживание на «Скале смятения»

Почти каждый из вас пройдёт через «Скалу смятения», поскольку единственный способ стать разработчиком — это разрабатывать. Вы можете претендовать на эту профессию, подписавшись на статьи (или на туториалы, которые выдают за «полные» курсы), но этим вы будете только откладывать неизбежное. Учебники — это хороший способ решить начальные задачи, но в некоторой момент вы должны будете отучить себя от соски и столкнуться с реальным миром.

Вот три совета, которые помогут самостоятельно перейти к компилированию:

  1. Работайте с кем-то в паре, даже если он такой же новичок как и вы. Вы будете удивлены, насколько легче отладить кажущуюся неисправимой ошибку, если подключить ещё две пары глаз.
  2. Читайте больше чужого кода, чтобы познакомиться с хорошими паттернами. Постарайтесь понять, почему автор сделал именно так, а не иначе. Вы ведь не сможете стать писателем, не читая чужих книг, не правда ли? Мы подробно рассмотрим это в следующем посте, а сейчас, заострите своё внимание на мелких проектах и задачах, для которых другие люди уже написали решения.
  3. Начните с малого и программируйте постоянно. Вы должны думать о будущих крупных и интересных проектах, но для этого ваша отладка должна стать гладкой, а поиск ресурсов не должен составлять труда. Опыт вы ничем не замените.
III: Выживание в «Пустыне отчаяния»

После того, как вы начали справляться с отладкой, самой большой проблемой становится отсутствие необходимых знаний и полная неизвестность, где их взять… Пустыня отчаяния. Всё что вам действительно нужно на этом этапе — это мощное движение вперед. Миражи мании открывают всё более интересные, но уводящие в сторону пути и кроличьи норы, как и схемы быстрого обучения, которые в конечном итоге только отнимают у вас время.

Итак, вот ключи к выходу из «Пустыни отчаяния»:

  1. Поставьте перед собой определенную цель, которую вы хотите достичь, потому что в противном случае вы закончите тем, что устанете гоняться за своим хвостом, изучая различные виды интересных, но по большому счёту ненужных вещей. Но если у вас есть свободное время, то можете опустить этот совет…
  2. Найдите верный путь, который ведет прямо к поставленной цели и убедитесь, что он действительно направляет вас к ней. Вам нужно копать глубже и не искать ответ среди рекламных лозунгов, суперобложек и улыбающиеся лиц на веб-сайтах различных курсов на вопрос „поможет ли мне это достичь поставленной цели или нет?“
  3. Сконцентрируйте всё своё внимание и не отвлекайтесь, потому что, если вы относитесь к тем людям, которым интересно изучать код, вы также заинтересуетесь изучением других интересных вещей. В те моменты, когда программирование даётся тяжело, вы должны особенно сильно продвигаться вперед, а не браться осваивать другие модные занятия.

Если вы способны определить путь и придерживаться его, вы непременно дойдёте до следующей фазы и не будете тратить месяцы или даже годы в погоне за миражами сквозь зыбучие пески этой пустыни.

IV: Выживание на «Высоком подъеме»

Подъем благоговения является одним из самых сложных переходов. Вы умеете разрабатывать приложения, но хотите стать настоящим веб-разработчиком. Подходя к этой фазе и к работе, вы должны делать три вещи:
  1. Найдите лучшую практику по программированию и следуйте её рекомендациям. Вы должны видеть разницу между решением и лучшим решением. Лучшие практики покажут большое различие между вашим вымученным кодом и профессиональным кодом высокого качества, написанным на рабочем месте.
  2. Сдерживайте свои амбиции. Наверняка, у вас есть такие пробелы в знаниях, о которых вы даже не подозреваете. Вы должны найти и восполнить их.
  3. Не пренебрегайте рутинной работой, она редко кому-то нравится, но она очень важна для перехода к профессиональному уровню. В неё входят такие вещи, как тестирование, модели данных, архитектура и деплой. Всё это очень легко забывается, но имеет основополагающее значение для правильного развития.

Ключ к решению вышеперечисленных проблем и к восхождению на «подъем благоговения» — это обратная связь. Студенты, которые полностью обучились самостоятельно могут быть работоспособными, но они редко обладают разборчивым, модульным, и гибким кодом, который характеризует их востребованность в профессиональной сфере. Вы должны работать с другими людьми, которые будут оспаривать ваши предположения, задавать каверзные вопросы и заставлять вас устранять утечки в ведре ваших знаний.

Итак… Возможно ли это вообще?

Это все может звучать ошеломляюще, но я уверяю вас, что многие другие упорно шли к своей цели и выжили на этом пути.

Понимая что вас ждёт, вы уже находитесь в выгодном положении, осталось только составить четкий план и обеспечить доступ к подходящему виду поддержки.

Безусловно, объем данной статьи не позволяет исследовать каждую фазу так глубоко, как хотелось бы, а также предоставить вам должные практические советы и инструкции детально, но, как было упомянуто выше, это путь с которым мы хорошо знакомы и над которым неистово трудимся, поэтому пытаемся вам помочь любым способом.

Удачи!

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о