Культура деловой и научной речи тема 1. Общая характеристика научного стиля речи
1.1. Разновидности научного стиля речи.
1.2. Лексика научного стиля.
1.3. Морфология научного стиля.
1.4. Синтаксис научного стиля.
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
предварительное обдумывание высказывания,
монологический характер речи,
строгий отбор языковых средств,
-
стремление к нормированной речи.
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.
1.1. Разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
собственно научный,
научно-технический (производственно-технический),
научно-информативный,
научно-справочный,
учебно-научный,
научно-популярный.
Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:
|
|
|
Учебно-научная речь реализуется в следующих
сообщение,
ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),
рассуждение,
языковой пример,
объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).
Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий. Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими
Научная тематика текстов.
-
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
-
Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи — объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания. Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.
Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.
Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
18. Научный стиль. Основные черты научного стиля. Жанровые разновидности в научном стиле.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:
-
предварительное обдумывание высказывания,
-
монологический характер речи,
-
строгий отбор языковых средств,
-
стремление к нормированной речи.
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века.
1. Разновидности научного стиля речи:
-
Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):
-
собственно научный,
-
научно-технический (производственно-технический),
-
научно-информативный,
-
научно-справочный,
-
учебно-научный,
-
научно-популярный.
Реализуясь в письменной и в устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:
Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:
-
сообщение,
-
ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),
-
рассуждение,
-
языковой пример,
-
объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).
Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в тесной взаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышление принимает обобщенный и абстрагированный характер. Окончательная кристаллизация научной мысли осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах различных жанров научного стиля, имеющих, как было сказано, общие черты. Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:
Научная тематика текстов.
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля. Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.
Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.
Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
2. Лексика научного стиля
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, — это условный язык науки.
Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 процентов общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины выделены особым шрифтом, что позволяет увидеть их количественное преимущество по сравнению с другими лексическими единицами: К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть — инертный газ; порядковый номер его — 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222.
Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила — величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). «Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный» (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961, с. 144, 248).
О.Д. Митрофанова в работе «Язык научно-технической литературы» (М.:МГУ, 1973, с. 30, 31) отмечает однообразие, однородность лексики научного стиля, что приводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторения одних и тех же слов. Так, по ее данным, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода — 1431, раствор — 1355, кислота — 1182, атом — 1011, ион — 947 и пр.
Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.
3. Морфология научного стиля
Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).
Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк — хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.
Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр.
Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.
Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.
Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.
4. Синтаксис научного стиля
Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/
1.3. Разновидности научного стиля
В научном стиле выделяются несколько подстилей, или разновидностей, различающихся адресатом речи, целями, степенью доступности, материалом, жанрами, рядом языковых особенностей. Авторы большинства учебных пособий по стилистике и культуре речи выделяют три такие разновидности: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный подстили23.
Основной разновидностью является собственно научный подстиль, который предполагает обращение специалиста к специалисту, то есть адресату, владеющему и специальными научными сведениями, и языком той или иной науки. Основными отличительными признаками данного подстиля являются академическая точность передаваемой информации, максимальная строгость и логическая последовательность научного изложения. Материалом для изложения являются точные научные сведения, описание опытов, экспериментов и полученных результатов и доказательство их истинности. Реализуется собственно научный подстиль в строгой академической речи – в научных докладах, статьях, тезисах, монографиях, диссертациях, авторефератах диссертаций. Для него свойственны все языковые особенности научного стиля, описанные в предыдущем параграфе.
Научно-учебный подстиль предполагает обращение специалиста к неспециалисту или будущему специалисту, которые уже владеют начальными сведениями в той или иной области науки, достаточными для усвоения сообщаемой новой научной информации. Основной целью является активизация логического мышления, на первый план выступает обучающая функция. Материалом является научная информация, необходимая адресату для получения некоторой суммы знаний с целью получения образования или приобретения специальности. Реализуется научно-учебный подстиль в учебной литературе для учебных заведений различных типов, справочниках, методических пособиях, рефератах, лекциях, объяснениях учителя на уроке. Изложение в научно-учебных текстах «проводится по принципу «от незнания – к знанию, от меньшего знания – к большему»: термины вводятся с опорой на уже известные, большое внимание уделяется объяснительной части, совершенно новые, еще не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют»24. Наряду со строгими, академическими средствами собственно научного подстиля здесь присутствуют и такие, которые помогают сделать научную информацию более доступной. С этой целью используется большое количество примеров, иллюстраций, таблиц, схем, сравнений, пояснений, толкований и т.п. В устной научно-учебной речи может быть использована и разговорная, образная, эмоционально-экспрессивная лексика.
Объем сообщаемой информации ограничивается государственными образовательными стандартами, учебными планами, учебными программами. Характер изложения зависит от возраста обучающихся, степени владения первичными научными знаниями, уровня и ступени получаемого образования – начальное, основное общее, полное (среднее), профессиональное (среднее специальное и высшее) образование. Естественно, что учебные пособия для вузов ближе к собственно научному подстилю, а для начальной школы – ближе к научно-популярному.
Рассмотрим научно-учебные тексты, посвященные описанию клеточного строения организма, из учебных пособий, предназначенных для учащихся разных возрастов.
1. Наше тело состоит из миллиардов очень маленьких клеточек, как дом из кирпичиков. Эти «кирпичики» такие маленькие, что их можно увидеть только через специальный увеличительный прибор – микроскоп. Называются «кирпичики» клетками. Клетки работают беспрерывно, даже когда мы спим, поэтому нам надо питаться, чтобы дать им энергию (Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. – СПб.; М., 2000. – С. 9).
2. Наше тело, как и тело всех многоклеточных организмов, состоит из клеток. Клеток в организме человека многие миллиарды – это его главный структурный и функциональный элемент.
Кости, мышцы, кожа, нервы – все они построены из клеток. Клетки активно реагируют на раздражение, участвуют в обмене веществ, растут, размножаются, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
Клетки нашего организма очень разнообразны. Они могут быть плоскими, круглыми, веретенообразными, иметь отростки. Форма зависит от положения клеток в организме и выполняемых функций. Размеры клеток тоже различны: от нескольких микрометров (малый лейкоцит) до 200 микрометров (яйцеклетка). При этом, несмотря на такое многообразие, большинство клеток имеют единый план строения: состоят из ядраицитоплазмы, которые снаружи покрытыклеточной мембраной (оболочкой).
Ядро есть в каждой клетке, кроме эритроцитов. Оно несет наследственную информацию и регулирует образование белков. Наследственная информация заложена в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты(ДНК).
ДНК является составной частью хромосом. У человека в каждой неполовой (соматической) клетке их 46, а в половой клетке 23 хромосомы. Хромосомы хорошо видны только в период деления клетки. При делении клетки наследственная информация в равных количествах передается дочерним клеткам.
Снаружи ядро окружает ядерная мембрана, а внутри него находится одно или несколькоядрышек, в которых образуютсярибосомы– органоиды, обеспечивающие сборку белков клетки.
Органоиды клетки – это постоянные клеточные структуры, выполняющие определенные функции. Познакомимся с некоторыми из них.
Эндоплазматическая сетьнапоминает сложный лабиринт, образованный множеством мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков (цистерн). На некоторых участках к ее мембранам прикреплены рибосомы, такую сеть называютгранулярной (зернистой). Эндоплазматическая сеть участвует в транспорте веществ в клетке. В гранулярной эндоплазматической сети образуются белки, а вгладкой(без рибосом) – животный крахмал (гликоген) и жиры.
Комплекс Гольджипредставляет собой систему плоских мешочков (цистерн) и многочисленных пузырьков. Он принимает участие в накоплении транспортировке веществ, которые образовались в других органоидах…
Митохондрии– органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающееся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекуладенозинтрифосфорной кислоты(АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором…
Лизосомы, небольшие шарообразные структуры, содержат вещества, которые разрушают и растворяют ненужные, утратившие свое значение или разложившиеся части клетки…
Продолжительность жизни клеток нашего организма различна. Так, некоторые клетки кожи живут 7 дней, эритроциты – до 4 месяцев, а вот костные клетки – от 10 до 30 лет (Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2004. – С. 28–29).
В пособии для поступающих в вузы «Биология» под ред. акад. РАО Н.В.Чебышева биологии клетки посвящен целый раздел, занимающий более 60 страниц. Раздел изобилует специальными терминами, отсутствующими в вышеуказанных пособиях, сокращениями, различными схемами. Для образца приведем лишь отдельные фрагменты этого раздела.
Краткая история цитологии
В настоящее время учение о клетке является во многих отношениях центральным пунктом биологических исследований. После изобретения микроскопа стало возможным изучение строения животных и растений, невидимого простым глазом .
к началу XXв. благодаря созданию клеточной теории сформировалось представление о единстве органической природы, стало понятно, что клетка – это важнейшая составляющая часть всех живых организмов и в мире растений и в мире животных.
Общее строение клетки
Форма клетки. Различают клетки с изменчивой формой (амебы, лейкоциты и др.) и клетки, форма которых более или менее постоянна и специфична для каждого типа клеток (инфузории, сперматозоиды, эритроциты, эпителиальные и нервные клетки, а также большинство растительных клеток.
Форма клеток зависит от функционального приспособления клеток, поверхностного натяжения и вязкости протоплазмы, механического воздействия прилегающих клеток, ригидности клеточной мембраны.
Размеры клеток. Размеры клеток колеблются в широких пределах. Диаметр самых мелких животных клеток равен 4 мкм. Однако некоторые растительные и животные клетки можно видеть невооруженным глазом, так как они достигают нескольких сантиметров в диаметре (например, яйца некоторых птиц) .
Элементарные структурные компоненты клетки и их функции
Эндоплазматическая сеть
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) состоит из трех морфологических компонентов: канальцев, микровакуолей и крупных цистерн.
Существуют две разновидности ЭПС: шероховатая, илигранулярная, когда цистерны и канальцы связаны с рибосомами;гладкая, илиагранулярная, когда связь с рибосомами отсутствует.
Функции ЭПС. 1. Обеспечивает синтез белка.
2. Обеспечивает активный транспорт различных соединений по внутримембранной фазе.
3. Синтез мембранных липидов.
4. Транспорт и накопление ионов в клетке, а также резервуар ионов кальция.
5. Синтез предшественников стероидных гормонов и других специфических соединений.
6. Детоксикация вредных продуктов метаболизма (особенно в гепатоцитах позвоночных).
7. Синтез протеолитических ферментов.
8. Первичный синтез секрета (Биология: Пособие для поступающих в вузы. Т. 1 / Под ред. Н.В.Чебышева. – М., 2007. – С. 6–70).
Не будем комментировать данные фрагменты, так как даже беглого взгляда достаточно, чтобы определить, в чем сходство и различие между ними.
К жанрам научно-учебного подстиля относятся также семинарский доклад, реферативное сообщение, курсовая работа, выпускная квалификационная (дипломная) работа. Их структурные и языковые особенности рассмотрим в следующем параграфе.
Научно-популярный подстиль адресован неспециалисту и имеет целью ознакомление адресата с научными сведениями в доступной и/или занимательной форме, их популяризацию. «Автору научно-популярного изложения приходится на время отрешиться от точки зрения специалиста, посмотреть на свою науку со стороны, рассказать о ней, не упрощая ее и в то же время не перегружая изложение труднодоступным материалом. Ему не нужно стремиться к особой краткости, лаконизму изложения, к экономии языковых средств, так как при этом есть опасность уменьшить понимание читателем излагаемого материала. В основе научно-популярной литературы лежат научные факты, изложенные просто, без внешних признаков “учености”»25.
Меньшая степень компетенции адресата научно-популярного подстиля по сравнению с адресатами собственно научного и научно-учебного требует и несколько иного языкового оформления. В целом для передачи научного содержания используются те же средства, что и в собственно научном стиле – термины, терминологические устойчивые сочетания, морфологические формы, синтаксические конструкции и т.п. В то же время терминологическая лексика употребляется ограниченно, научные понятия вводятся часто с опорой на бытовое сознание и практический опыт адресата, используются эмоционально-экспрессивные и образные средства, метафоры, сравнения, эпитеты и т.п. Научная информация сообщается не в полном объеме, не системно, а выборочно, доказательства истинности приводятся без достаточной строгости или вовсе опускаются. В научно-популярных текстах допускается выражение авторской позиции по отношению к излагаемой информации, непосредственное обращение автора к адресату, т.е. проявление авторского я, в отличие от собственно научных и учебных текстов. Этому же способствует употребление вопросительных и восклицательных конструкций, междометий, обращений. Использование подобных языковых средств способствует реализации еще одной функции, присущей научно-популярному подстилю, – функции воздействия, что сближает его со стилем публицистическим и художественной литературой.
Соотношение строго научных средств передачи информации и эмоционально-экспрессивных и образных средств, направленных на популяризацию этой информации, связано с уровнем научной осведомленности адресата и используемым жанром – научные статьи в периодической печати, в научно-популярных журналах, научно-популярные книги, публичные выступления на научные темы по радио, телевидению, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией.
В качестве примера обратимся к фрагменту научно-популярного текста – отрывку из статьи доктора филологических наук Л.Л.Бельской «Ностальгия по весне (Перечитывая раннего Б.Окуджаву)», опубликованную в научно-популярном журнале «Русская речь» (№ 3 за 1998 г.):
Булат Окуджава – поэт моей молодости. До сих пор помню, как была счастлива, когда неожиданно и случайно получила в собственность его книгу «Март великодушный» (1967), и как завидовали мне мои друзья, не сумевшие ее достать (ибо книги тогда «доставали»).
С каким восторгом впитывала я свежую, весеннюю, оттепельную атмосферу сборника, полную надежд и упований! И вслед за автором воображала себя то «дежурным по апрелю», то лесником, старающимся не прозевать весны, то «последним богом», умеющим прощать, и чувствовала, что живу, «как будто в половодье».
… И вот спустя 30 лет я вновь беру в руки потрепанную, уже давно без суперобложки, читанную-перечитанную книжку. Открыв ее, вижу фотографию молодого Булата, и у меня сжимается сердце. Перелистываю страницы и наугад выхватываю строки:
Умереть –
тоже надо уметь,
на свидание к небесам
паруса выбирая тугие.
Хорошо, если сам,
хуже, если помогут другие.
И о чем толковать?
Вечный спор
не решил ни Христос, ни Иуда…
Если т а м – благодать,
что ж никто до сих пор
не вернулся с известьем оттуда?
Сейчас читаешь эти строки по-иному, чем когда-то, замечая не только их ироничность, но и трагедийность, и скептическую настроенность…
Прежде мы искали и находили злободневные и опасные намеки «между строк». Да и писатели «шли навстречу» читателям, нередко пользуясь «эзоповым языком». Теперь в этом нет нужды. Но как трудно отвыкать от этой привычки!
На прежнее восприятие окуджавских стихов наслаивается новое, к молодым впечатлениям добавляются зрелые, менее романтичные – с учетом собственного опыта…
Статья представляет собой филологический анализ раннего творчества Б.Окуджавы через призму авторского восприятия. Автор сравнивает свои первые впечатления от прочтения стихов Окуджавы с более поздними впечатлениями, появившимися через 30 лет. В статье сильно авторское начало: авторская позиция, авторское отношение к творчеству поэта заявляется уже с первых строк статьи использованием местоимений моей, мне, мои, я. Субъективная оценка выражается также использованием конструкций типа до сих пор помню…, как была счастлива…, у меня сжимается сердце и т.п. В статье используются образная, экспрессивно-оценочная лексика, эпитеты (свежую, весеннюю, оттепельную атмосферу сборника, полную надежд и упований; злободневные и опасные намеки; к молодым впечатлениям добавляются зрелые, менее романтичные), разговорная лексика (достать, доставали). Авторская речь эмоционально окрашена, что проявляется в использовании восклицательных предложений (С каким восторгом впитывала я свежую, весеннюю, оттепельную атмосферу сборника, полную надежд и упований! Но как трудно отвыкать от этой привычки!) и предложений, выражающих душевное состояние автора (…вижу фотографию молодого Булата, и у меня сжимается сердце).
Анализ образной системы раннего Окуджавы вовлекается, говоря словами А.В.Степанова, «в цепь житейских ассоциаций, подчиняясь, таким образом, центральной проблеме научно-популярного стиля – проблеме читателя»26. Адресат становится не просто пассивным читателем, а активно сопереживает вместе с автором, становится соавтором – субъект я трансформируется в обобщенный субъект: Сейчас читаешь эти строки по-иному, чем когда-то…; Прежде мы искали и находили злободневные и опасные намеки «между строк».
О.Д.Митрофанова, помимо названных подстилей (собственно научный, научно-учебный и научно-популярный), выделяет еще научно-информативный (или научно-деловой) подстиль, основным назначением которого является «сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов и (что важнее) правовая, юридическая защита этой информации»27. Реализуется научно-информативный подстиль в различных патентных и технологических описаниях, в деловой корреспонденции. Г.Я.Солганик и Т.С.Дроняева выделяют технический подстиль, отмечая, что он «обслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств)»28. Данные подстили находятся на периферии научного и официально-делового стилей, совмещая в себе некоторые признаки того и другого: наличие терминологической лексики, максимальная стандартизация языковых средств, употребление речевых штампов, клише, унификация синтаксических конструкций. Мы не будем подробно останавливаться на характеристике этого подстиля, так как обучение составлению научно-деловой и технической документации не является целью данного учебного пособия.
Любой научный, научно-учебный или научно-популярный текст относится к одному из жанров, составляющих систему жанров научного стиля, которую подробнее рассмотрим в разделе «Практика научной речи».
Термины
Жанр
Научно-информативный (научно-деловой) подстиль
Научно-популярный подстиль
Научно-учебный подстиль
Разновидности научного стиля
Собственно научный подстиль
Технический подстиль
Тема 9. Разновидности научного стиля речи. Жанры собственно научного и научно-информативного стилей речи
9.1. Разновидности научного стиля речи.
9.2. Собственно научный стиль речи.
9.3. Научно-информативный стиль речи.
9.1. Разновидности научного стиля речи
Жанр— форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования. Например, Д.Э. Розенталь утверждал, что научный стиль имеет свои разновидности (подстили) (Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. — М.: Высшая школа, 1987. С. 33):
научно-популярный,
научно-деловой,
научно-технический (производственно-технический),
научно-публицистический,
учебно-научный.
В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как
собственно научный,
научно-информативный,
научно-справочный,
учебно-научный,
научно-популярный.
Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.
Научный стиль речи | |
Функционально-стилевая классификация |
Жанровая классификация |
Собственно научный стиль |
Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа |
Научно-информативный |
Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание |
Научно-справочный |
Словарь, справочник, каталог |
Учебно-научный |
Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный |
Очерк, книга, лекция, статья |
Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис— утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являютсяаргументы(доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы такжеиллюстрации— примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
9.2. Собственно научный стиль речи
Научная статья и монография — оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.
Монография— научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.
Научная статья— сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.
В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а такжекурсовая работаидипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля — учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, — быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.
В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты:
название (заголовок),
введение,
основная часть,
заключение.
-
Название (заголовок)научного текста — важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:
название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем);
название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой);
названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия алхимии).
-
Введение (водная часть)должно быть кратким и точным. В нем обосновывается
выбор темы исследования,
описываются методы исследования,
формулируются цели и задачи работы.
Главной целью всякой отрасли науки являются раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входят также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.
Основная частьтекста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.
Заключениесодержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.
Отправить ответ