Разговорная и деловая речь 4 класс – «Книжная и разговорная речь. Вся речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринужденных беседах знакомых людей обычно в.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Конспект урока по русскому языку. 4 класс Перспектива тема «Составление планов. Научная и художественная речь.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок русского языка

Урок «открытия» нового знания

Тема: Составление планов. Научная и художественная речь.

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

  • — Ребята, что вы ВИДИТЕ, СЛЫШИТЕ, ЧУВСТВУЕТЕ прямо сейчас? Закройте глаза. Подумайте над тем, чего вы хотите прямо сейчас?

  • Посмотрите и выберите себе установку на урок, отметьте ее галочкой:

  • Я буду внимателен

  • Я буду старателен

  • Я буду трудолюбив

  • Я буду доброжелателен

  • Я буду активен

  • Я буду успешен

В конце урока посмотрим, удалось ли вам справиться с установкой. Приступаем к работе.

Выполним упражнение Гимнастика мозга»

Настраиваются на урок

Выполняют технику «Здесь и сейчас»

Дают себе установку на урок

2

Актуализация и пробное учебное действие.

Словарно-орфографическая работа

Восемь, одиннадцать, желание, интересный, двенадцать, беседа, прекрасный, шестнадцать, интерес, двадцать, путешествие.

-Запишите слова в три столбика: числительные, существительные, прилагательные. Выделите орфограммы.

Синтаксический разбор

Мы отправились в далекое путешествие

Морфологический разбор

путешествие

Повторяют написание слов с непроверяемой орфограммой, части речи

Отрабатывают навык синтаксического разбора предложения

Отрабатывают навык разбора слова как часть речи

3

Выявление места и причины затруднения

Актуализация понятий

?- это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Для этого используют языки

?- Какие виды речи вы знаете

?- Беседа, разговор двух или более лиц

?- Речь одного лица

?- Передача информации, совместная работа, сотрудничество для обмена мыслями, впечатлениями (в нем мы стараемся достичь цели, взаимопонимания, общего результата)

?- Слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с речью

?- Этот стиль речи более строгий( официальный). Его используют в объявлении, инструкции и т.д.

— Подумайте, к какой теме относятся все понятия?

Выявление затруднений

— Прочитайте на доске записи Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

-Что общего в этих записях?

-К какому стилю речи относится план?

-Для чего создаются планы?

Речь

Устная и письменная

Диалог

Монолог

Общение

Обращение

Деловой

План

Деловая речь

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цели урока:
  • Что такое план

  • К какому стилю речи относится план

  • Как составляется план

  • Научиться составлять план

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи

5

Реализация построенного проекта.

Техника «Здесь и сейчас»

В восточной философии есть образ, называется он «Точка сознания». Выглядит это как круг с точкой в центре. Давайте и попробуем с вами применить эту технику.

-Итак, представьте себя в таком круге прямо сейчас и попробуйте определить: вы находитесь в точке? Где-то рядом? Или за кругом? Или есть ощущение, что вас «мотает « по внешнему кругу?

— Попробуйте определить чувства, которые у вас есть, когда вы обнаруживаете себя в этой или иной точке круга. Какие у вас мысли, чего вам хочется?

Работа по учебнику с.20

— Упр. 27-

-Почему план действий относится к деловой речи?

-Как составление плана помогает организовать работу?

— Что такое план?

— Сравним ваши высказывания с формулировкой толкового словаря.

Техника «Прием информации»

  1. С чем вы сейчас познакомились?

  2. Перечислите факты, необходимые для темы?

  3. Что вам понравилось? Что не понравилось в этой теме?

  4. Что нового узнали из информации?

  5. Какова главная мысль темы?

Где вам изученный материал пригодиться в жизни?

Выпишите из упражнения выделенные слова, обозначьте в них орфограммы

Выполняют технику, помогающую осуществить самодиагностику

Работают над упражнением

Рассуждают, анализируют выводят правил

Выполняют психотехнику «Прием информации»- позволяющей не возникать напряжению фильтровать информацию (тема, факты, критика, новизна, смысл, доминанта)

Упражнение выполняют комментировано

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах

Упр. 28

Работая в парах составьте и запишите одни из планов по предоставленной теме.

Работают в парах, сотрудничают, распределяют роли,

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа над деформированным текстом. Отработка навыка составлять план.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

. (В. Песков)

— У каждого из вас на столе листочек с деформированным текстом. Ваша задача:

1. восстановить нарушенную последовательность- пронумеровать части

2. составить план

Работают над деформированным текстом

Отрабатывают навык составления плана по тексту

8

Включение в систему знаний и повторение.

Работа над понятием «научная речь» учебник с. 21

— Прочитайте сообщение Самоварова. – Где используют научную речь? Какова цель научной речи?

Упр. 29- устно. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, какой к художественной? Почему вы так решили?

Дополняют знания о научной речи

Отрабатывают навык отличать научную речь от художественной

9

Рефлексии учебной деятельности.

С какими понятиями мы познакомились на уроке?

Для чего нужен план? Что такое план?

В каких ситуациях используется научная речь?

Что понравилось на уроке? Над чем бы вы еще хотели поработать?

Подводят итог

Анализируют

Д.з. уч. С. 21- упр. 29- списать научный текст, звуко-буквенный анализ слова ненастье»

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Моя поляна.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Выучить уроки.

Сделать уборку.

Сходить в магазин.

Погулять.

Забрать брата из садика.

  1. Пропал братец

  2. Поиски.

  3. Изба Бабы-яги.

  4. Побег.

  5. Дома!

Тема 4. Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы. Норма и ее варианты.

Цели (задачи) речи – общение, сообщение, воздействие.

Речевая ситуация это условия общения. Они создаются окружающей обстановкой (она бывает неофициальной и официальной) и характером адресата речи.

Адресатом речи может быть одно лицо или группа лиц, одного или разного возраста, одного или разного общественного положения и т.д. Речевая ситуация обусловливается ответами на вопросы где? и с кем?

В зависимости от условий общения разграничиваются разговорный и книжные стили.

Для разговорного стиля характерна неофициальная обстановка, для книжных стилей (особенно для научного и делового) – официальная.

В зависимости от целей (задач) речи книжные стили делятся на научный, деловой, публицистический и художественный. (См. тему 1)

Разговорный стиль.

Наиболее ярко представлен в разговорной речи. Разговорная речь может быть нейтральной и стилистически окрашенной.

Основная функция разговорной речи – общение, при котором происходит обмен информацией. При общении возможна и реализация функции воздействия.

Сфера разговорной речи – беседы с разными людьми в неофициальной обиходно-бытовой обстановке (речевой ситуации).

Речевая ситуация характеризуется естественностью и простотой. Собеседники не задумываются над строением высказываний и их лексическим наполнением. На стилистическую окраску речи влияет характер отношений между собеседниками.

Разговорная речь широко представлена в художественной литературе. При этом автор создает лишь подобие естественной разговорной речи.

Для разговорного стиля характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения, различного рода вставки, прерванные (незаконченные) предложения, пропуски слов, что восполняется в речевой ситуации мимикой, жестами, взглядом и т.д.

Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному стилю присущи неполные предложения.

Устная и письменная формы речи.

Русский литературный язык имеет две формы речи: устную и письменную, которые свойственны всем стилям литературного языка. Особенности устной речи ярче осознаются на фоне письменной.

Письменная речь позволяет фиксировать результаты науки, экономической, культурной и другой деятельности различных народов.

Объединяют устную и письменную формы речи общеупотребительные слова и грамматическая система.

Основные различия между устной и письменной речью обусловлены целью общения и речевой ситуацией, которая может быть неофициальной, полуофициальной и официальной.

~ Речевые ситуации устной речи – разговоры дома, на улице, в учреждениях. Устная речь может быть разговорно-бытовой, публичной и др.

~ Письменная речь более информативна, чем устная.

~ В письменной речи тип предложения по цели высказывания определяется по знакам препинания, в устной – по интонации.

~ Интонация в сочетании с логическим ударением может выделять смысловой центр предложения.

ЗАДАНИЕ: интонируйте следующие предложения в соответствии с логическим ударением.

В мае цветут ландыши.

В мае цветут ландыши.

В мае цветут ландыши.

Интонация может положительную оценку сделать отрицательной.

Сравните:

  1. Он отличник?

Отличник. Все пятерки.

  1. Он отличник?

Отличник. Только тройки.

Роль интонации в устной речи ярко выражена крылатой фразой: Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят.

Устная речь, в отличие от письменной, характеризуется необратимостью.

В какой пословице отражено это свойство устной речи?

Словарь письменной речи богаче, чем словарь устной речи.

~ В устной речи более свободен выбор слов, чем в письменной.

~ Устная речь характеризуется неподготовленностью.

~ Устную и письменную формы речи отличает и синтаксис. Устной речи свойственны простые предложения, но и они могут быть неполными, прерванными. В письменной речи синтаксис обычно сложнее.

~ В устной речи больше внимания уделяется орфоэпическим нормам, а в письменной – орфографическим и пунктуационным.

Нужно учиться писать и говорить, не только соблюдая нормы литературной речи, но и учитывая цель речи и ситуацию общения.

разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.

Конспекта урока русского языка

ТемаУрок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.

Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть официально-деловой стиль речи;

Задачи: образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работыФорма урока: урок-заполнение таблицыФорма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.Термины и понятия: официально-деловой стиль

Этапы урока Ход урока(деятельность учителя и учащихся)Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Организационный момент.

— Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем друзьям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Мотивация к началу урока.

Поэтическая минуткаПослушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Нужно стили речи знать!

Сформулируйте теперь тему урока.

Запишите в тетради дату, тему.

Познавательные УУД:

Научатся – обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Словарная работа.

Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?

Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.

Что вы узнали об истории этого слова?

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Что можете рассказать о лексическом значении слова?


В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи — это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления…

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

2. Постановка учебной задачи

— В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Научный

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Официально-деловой

Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

Общение граждан с учреждениями

Слова в прямом значений

  1. Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Определите стиль речи (разговорный стиль).

Где употребляется данный стиль?

С какой целью употребляется данный стиль речи?

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…

Заполняют таблицу. Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).

В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.

Пришло письмишко мне.

Гляжу — из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», —

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить

Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.

Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь

  1. Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

 Ученики: Научный! Заполняют таблицу

Запишите предложение.

Стиль – это сложившаяся система речевых средств.

— Может ли это предложение использоваться в научном тексте?

(в учебнике по русскому языку)

— Назовите слова, которые относятся к научным терминам.

— Выполните синтаксический разбор предложения.

Официально – деловой стиль.

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их.

Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.

Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?

Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.

Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)

Объявление

25 ноября в 14.00 на площади возле школы состоится собрание участников спортивной олимпиады.

 Явка обязательна!

 

15 ноября 2015 год                                                         Учитель физкультуры

2.Физкультминутка

ΙΙΙ. Применение знаний

  Эксперимент!

  1. Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

 Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

 — Да? А где?

 — Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

 — Не знаю, а во сколько?

 — Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

2 Сказка о курочке Рябе – реклама. ( пишут все)

Внимание! Только на этой неделе! Каждому деду с бабкой по яйцу! Да не золотому, а простому, чтобы жить-поживать да курочку Рябу беречь

Проверка

ΙV. Домашнее задание

Подобрать небольшие тексты разных стилей, оформить на альбомном листе.

V. Итоги урока.

Рефлексия

Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку:

 — Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

 — Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.

Предлагаю вам оценить свою работу.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы

2. Заполнение таблицы «Стили речи»

3.Творческая работа

Итого:

Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)

2. Заполнение таблицы «Стили речи»

3.Творческая работа

Итого:

Двадцать четвёртое ноября

Классная работа

_____________________________________________

  1. Разбор словосочетаний

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Орфографическая работа

________________________________________________________________

  1. Синтаксический разбор предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Творческая работа

Объявление

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок развития речи «Разговорная и книжная речь»

1. Организационный этап.

Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята и уважаемые гости, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю  всем солнечного настроения  и хорошей работоспособности. 

Цели этапа:

— организовать направленное внимание на начало урока;

— проверить готовность рабочих мест;

— создать положительный настрой обучающихся на урок.

2.Этап к мотивации учебной деятельности.

Цели этапа:

— направить детей к самостоятельной постановке познавательной цели;

— создать проблемную ситуацию на уроке.

Ребята, у нас есть небольшое послание, в котором зашифровано слово. Это слово поможет нам понять, что мы будем изучать на уроке.

Задание 1:

1=Р (Речь)

Правильно, ребята, это слово «речь». Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями речи, для того, чтобы узнать, какие это особенности, мне нужна помощь двух учеников.

Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:

Доктор:

— Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Мальчик:

— Приветик!

Доктор:

— На что жалуетесь?

Мальчик:

— Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

Доктор:

— Температуру измеряли?

Мальчик:

— Да я вчера градусник кокнул!

Доктор:

— А как вы лечились вчера, например?

Мальчик:

— Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор:

— Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

Учитель:

— Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно использует в этой ситуации мальчик? Какой совет вы бы дали мальчику?

С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас.

Таким образом, ребята подходят к данной теме урока: «Особенности книжной и разговорной речи». Цели, задачи

Учитель предлагает ребятам самостоятельно заполнить таблицу

(работать в паре)

Задание 2: Выбери отличительные признаки разговорной и книжной речи.

Признаки.

Разговорная речь

Книжная речь

Обдумываем ли заранее мысли?

 

 

Отбираем ли заранее языковой материал?

 

 

Чувствуем себя свободно

 

 

Нам важно, какие слова употребляем

 

 

Какие грамматические формы и построения используем?

 

 

Следим ли за правильностью произношения и ударения?

 

 

доказательство: учебник на странице 132

(Работа по речевым ситуациям)

Задание 3: Определить, к какой речи относится текст, докажите.

1 ряд

1) Представьте себе. Сижу за рулем «Волги». Ночь. Вокруг — ни души. Уверен, что в машине я один. И вдруг чувствую: на плечо опустилась рука…

Я резко повернулся, чтобы защититься!..Но… защищаться было не от кого. На плече у меня сидел…котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.

2) Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса -н- от той же основы си-, что и глагол сиять.

(Н. Шанский «В мире слов».)

2 ряд

1) Сколько всего на свете языков — никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки или языки индейцев Америки невозможно…

(«Детская энциклопедия».)

2) …Я хочу рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила — и на дерево! Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга

3 ряд

1) Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться как в книжной, так и в разговорной речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем

(Из учебника «Русский язык. Теория».)

2) Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огомным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!

ФИЗМИНУТКА!!!!!

Задание 4:

Прочитать текст, выполнить задания по орфографии и словообразованию

Белки в лесу

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передв…жениями.

Поднимут…ся озорные белочки на вершину огромной с…сны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустят…ся вниз за съестными припасами: вкусными гри…ками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В л…сных кладовых эти чудес…ные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселят…ся в них, и скоро в новых квартирках появят…ся маленькие б…льчата. Они будут быстро подрастать и воспитыват…ся заботливыми родителями.

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:

  • Попытайтесь озаглавить текст

  • Выпиши слова с пропущенными буквами, объясни правописание (работа у доски)

  • Разбери подчеркнутые слова по составу (работа у доски)

-РЕФЛЕКСИЯ

-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ

п.47, упр. 369 или составить текст, используя разговорную речь (8 предложений)

Речевая культура. Обращение — учебник Климанова Бабушкина 4 класс часть 1

18. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание сутации общения. Какая реплика и какая ситуация общения подходят к каждому из рисунков?

Какие иллюстрации можно нарисовать к остальным ситуациям?



19. Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге? Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения.

К учительнице: здравствуйте, уважаемая.

К маме или бабушке: здравствуй, привет, дорогая, милая.

К подруге: здравствуй, привет, дорогая, милая.


20. Спишите предложения с обращением, расставьте знаки препинания.

  1. — Здравствуйте, Людмила Аркадьевна! Вы меня вызывали?
  2. — Слушай, Дениска! — сказала девочка. — Ты будешь нам помогать?

21. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ответы:

  1. Конечно, помогу, Вася.
  2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
  3. Путешествуем по городам России.
  4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1) — Саша, ты нам поможешь?

2) — Не забудь, Алеша, мне позвонить, когда доедешь.

3) — А чем вы, друзья мои, занимаетесь в каникулы?

4) — Где ты, юный путешественник, уже побывал.

Как правильно ставить ударение в словах звонишь, позвонишь?

А ты посмотри в орфоэпическом словарике «Говори правильно» в конце учебника.


22. Прочиатйте строки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.Пушкина и отрывок из народной сказки «Лисичка со скалочкой». Выпишите предложения, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказть о герое обращение, которое он использует в речи?

Выпишите выделенные слова, обозначьте в них орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова и запишите их.


23. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мама, расскажи сказку.

Бабушка, твои пирожки лучшие в мире!

Помоги мне починить велосипед, папа.

А ты, дедушка, тоже воевал?

Я, ребята, на каток сегодня не пойду.


24. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи. Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участником диалога были учитель и ученик, а потом — два одноклассника.

  1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
  2. Рассказ о том, как прошел выходной день.
  3. Описание самого интересного события.

— Деловая речь более строгая (официальная). Ее цель — дать информацию. Поэтому в объявлении, инструкции, объяснительнйо записке эту информацию излагают четко, кратко, ясно.


25. Определите, какие их предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие — в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 2. Как же я хочу, чтобы поскорее начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Директор интерната приобрел для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шщестнадцать альбомов и двадцать карандашей. 5. Я с удовольствием пришлю тебе все фотографии, которые сделала во время нашего чудесного путешествия. 6. По прогнозам метеобюро, в Подмосковье сохранится солнечная погода. 7. Малыши с наслаждением бегали по осеннему парку, собирали букеты из опавших листьев. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18:00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи.

Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слоав, где это возможно.


26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал инфорамцию? Уместно ли использовал слова в обращении?

Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемыми написнаиями.


27. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского «Начинаю новую жизнь».

Можно ли план действий отнести к деловой речи? Помогает ли составление планов четко организовать работу? Выпишите выделенные млова. Обозначьте в них орфограммы.



28. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

— В школе, например на уроках математики или русского языка, вы знакомитесь с терминами и правилами. Знаете ли вы, что для формулировки терминов и правил используется научная речь? Цель научной речи — четко, точно, ясно объяснить факты, сообщить научные сведения.

План проведения дня рождения.

1) Встретить гостей.

2) Пригласить всех в мою комнату.

3) Показать коллекцию марок, аквариум, рассказть о рыбках.

4) Пригласить к столу. Торжественно вынести пирог, который сам испек под руководством мамы.

5) Поблагодарить за подарки.

6) Пойти гулять в парк и на карусели.


29. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, а какой — к художественной речи?

Выпишите выделенные слова. Сделайте их звукобуквенный анализ.


30. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой — художественным.

«Ель и сосна». «Кошка». «Трактор».

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.


31. Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них сравнение.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня — посмотри —

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

З. Александрова.

Объясните, как предметы сравниваются друг с другом. ПО каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

 — Обратите внимание! В строчках «Как розовые яблоки, на ветках снегири» при сравнении используется слово как. Кроме него, при сравнениях используются слова как будто, словно, точно.

Спишите стихотворные строки, подчеркните орфограммы. Найдите имя прилагательное, выпишите его и разберите как часть речи. 


32. Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Какие слова используются в загадке для названия месяца? Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.


33. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. Они называют один их сравниваемых предметов.

1) Чем ярче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом, и весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам! 2) Под большим шатром голубых небес — вижу — даль степей зеленеется. 3) Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней румяный, светлый хоровод толпится весело за ней.

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.


34. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

Сравнение: как вышки, что оконца.

Метафоры: блестят желтою резьбой, золотое решето, черных домиков, конь вороной, новая постель.


35. Прочитайте строки из стихотворения «Мужичок с ноготок» Н.Некрасова.

Попробуйте заменить выделенные слова синонимами из слов для выбора. Оюъясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.

Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенный, солидный, важный.


36. Прочитайте текст К.Чуковского о стихотворении Н.Некрасова «Мужичок с ноготок».

В каком предложении из текста К.Чуковского выражена его главная мысль? Запишите это предложение.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.


37. Прочитайте текст К.Паустовского. Определите его тему и главную мысль.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленное плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

Тема: как приручали кота-беспризорника.

Главная мысль: чтобы кот не был вором, накормите, приласкайте и приютите его.

План:

1) Кот-ворюга.

2) Несчастный бродяга.

3) Попался!

4) Приручение кота.

К нам повадился какой-то кот.

Звали его за глаза Ворюгой.

Кот ел больше часа.


Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Говорите правильно! с. 144

Наши проекты. Говорите правильно! 

  • Проведите исследование: как говорят окружающие вас люди?

1. Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах, обозначьте в словах ударение.

Торт — тóрты, герб — гербы́, адрес — адресá, шофёр — шофёры, трактор — трáкторы, слесарь — слесаря́, директор — директорá, доктор — докторá, договор — договóры.

2. Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах, обозначьте в словах ударение.

В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек.

3. Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах.
Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди, обозначьте в словах ударение.

4. Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли были произнесены данные слова.

Сделайте вывод: как в разговорной речи большинство людей употребляют данные формы имён существительных? Подготовьте сообщение со своими выводами и представьте его в классе.

В результате проведения исследования, проанализировав типичные ошибки, были выявлены слова, в которых больше всего нарушаются нормы произношения слов. Нарушение норм литературного языка – одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у детей, но и у взрослых.
В процессе работы над проектом мы попытались повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей.

ВЫВОДЫ:
1. В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к специальным словарям русского языка, можно составить свой словарь.
2. Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка.
3. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.

В результате подготовки к проекту мы вели наблюдения за речью среди нас, учащихся нашей школы, наших родителей, сестёр, братьев, бабушек, учителей.

Вот как выглядит диагностический лист для тест – опроса:
1. Напиши в форме И.п. множественного числа и поставь ударение.
Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор.
2. Вставь правильно окончания в словах.
В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…, туф…, сап…., вареж… , сок из виш… и абрикос… .

Результаты проекта «Говорите правильно» (Всего опрошенных 41 человек; из них: родители, родственники (19 человек), учашиеся, наши ровесники (22 человека)

тОрты, гербЫ, адресА, шофЁры, тракторА, слЕсари, столярЫ, директорА, договОры, докторА

Допущено 15 ошибок среди взрослых и 7 среди учащихся.

Вывод: родители должны чаще заглядывать в орфоэпический, толковый, орфографический словари. У учащихся меньше ошибок, потому что мы изучаем словарные слова и запоминаем их; учителя правильно произносят эти слова, и мы их тоже запоминаем; в – третьих, мы умеем пользоваться словарями.

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Ответы по русскому языку. 4 класс

3 / 5 ( 649 голосов )

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о