Повышение цены на бензин – объективный взгляд на то, почему подорожал бензин, и чего ждать дальше. Новости. Первый канал

Цены на бензин растут по всей России. Что будет с ними в июле?

Мораторию конец?

1 июля перестаёт действовать текущее соглашение российского правительства и нефтяных компаний о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке. До этой критической отметки осталось совсем немного, поэтому многих волнует вопрос, не поднимется ли стоимость бензина с наступлением второго летнего месяца. В нервном ожидании не только автомобилисты, но и простые граждане. Люди привыкли, что производители неизбежно поднимают стоимость своей продукции вслед за удорожанием ГСМ.

В Федеральной антимонопольной службе поводов для паники не видят. Заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин заявил, что на сегодняшний день предпосылки для скачка цен на бензин и дизельное топливо отсутствуют. Производятся они в достаточном объёме, запасы находятся как минимум на уровне прошлого года.

А. Голомолзин. Фото: www.globallookpress.com

Что касается роста цен на бензин в течение 2019 года, то Голомолзин отметил, что он действительно имел место. В январе сказалось изменение ставки НДС, а в мае повлиял «сезонный фактор». В общем, всё как обычно, беспокоиться вроде как не о чем.

Тем не менее спокойнее не становится. Сегодня предпосылок нет, а завтра раз – и появятся. Оптовые цены на бензин, по данным аналитического агентства VYGON Consulting, выросли на 20% в апреле-мае. Что может произойти с розничными ценами, если соглашение перестанет действовать, даже представлять себе не хочется. Приведённые выше слова Голомолзина рассчитаны на обычных людей, которых просто необходимо успокоить. Не в том смысле, что это лапша на уши, совсем нет, просто большинство вряд ли сможет вникнуть в нюансы рынка нефтепродуктов, да и не захочет.

Не больше инфляции

А тут ещё и вице-премьер Дмитрий Козак в интервью «России 24» заявил, что основания для продления соглашения правительства и крупнейших игроков нефтяного рынка по стабилизации цен на топливо на данный момент отсутствуют. Если же на рынке произойдут какие-то значительные изменения – такую возможность вице-премьер исключать не стал, – то государство готово принять необходимые меры, «чтобы выполнить обязательства перед российскими гражданами».

Д. Козак. Фото: www.globallookpress.com

В то же время глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в кулуарах экономического форума в Петербурге высказал мнение, что соглашение всё-таки может быть продлено, во всяком случае, разговоры на эту тему ведутся постоянно.

Я думаю, это будет вечный процесс, пока мы не перейдём к плавающему акцизу по принципу налога на добавленный доход в добывающей отрасли,

— сказал Алекперов.

На том же ПМЭФ-2019 министр энергетики Александр Новак пообещал, что рост розничных цен на бензин в 2019 году не превысит годовой инфляции. По его словам, задача правительства заключается в регулировании цен на топливо, в том числе при помощи недавно созданного инструмента – демпфера, или обратного акциза. Его параметры утверждены и на 2020 год. Таким образом, власти уже сейчас говорят о том, что и в следующем году бензин сильно не подорожает.

Что предлагают антимонопольщики

В то же время в ФАС сложа руки не сидят. Ведомство выступило с предложением ввести для независимых нефтеперерабатывающих заводов требование о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже. Доля таких НПЗ не превышает 15%, однако проводимые ими сделки способны оказывать значительное влияние на ценообразование. Например, в том случае, если поставщик весь предписанный ему объём реализует за одну сделку в интересах определённого покупателя. По словам Голомолзина, такого рода сделки не всегда можно назвать конкурентными. Изменение режима торгов для независимых НПЗ может стать альтернативой для другого предложения – повысить порог обязательных продаж на бирже. Предполагалось поднять его в полтора раза: для бензина – с 10% до 15%, для дизельного топлива – до 7,5%. Впрочем, продажи и так идут в объёмах, значительно превосходящих минимумы, теперь необходимо сделать их более равномерными.

Фото: www.globallookpress.com

Также замглавы ФАС обратил внимание ещё на один инструмент, который позволил бы стабилизировать ситуацию на рынке: необходимо развивать торговлю так называемыми поставочными фьючерсами. Это биржевой контракт, в котором заранее указываются сроки и объёмы поставки. Голомолзин отметил, что такого рода сделки положительно повлияют на параметры ликвидности биржи.

Эксперты отмечают, что предложение, касающееся поставочных фьючерсов, вполне разумное и способно дать требуемый эффект. Интерес к таким торгам традиционно большой, поскольку покупка топлива в течение нескольких месяцев по заранее известной цене страхует от её скачков. Таким образом, решается и проблема ценового ажиотажа. И зарубежная практика показывает, что именно положение дел на срочном рынке является индикатором цен на нефтепродукты.

Вместе с тем и от обязательного порога продаж отказываться не следует, полагает нефтетрейдер Максим Дьяченко. По его словам, всё-таки не каждая нефтяная компания действует как, например, «Роснефть», торгуя значительно выше установленного порога. Продавать больше они начинают, только если цена идёт вверх, поэтому если порог всё же поднять, то в сочетании с фьючерсными контрактами эта мера даст позитивный результат.

Обещаниям вопреки

Фото: www.globallookpress.com

Тем временем новости о росте цен на бензин приходят из разных уголков России. На подорожавшее топливо жалуются в Екатеринбурге, Омске, Новокузнецке, Владивостоке, в Хакасии и других регионах. Например, на заправках Свердловской области, только по данным местного управления ФАС, зафиксирован рост стоимости бензина марки АИ-92 с 41,29 до 41,98 рубля за литр. При этом в соцсетях и СМИ публикуются снимки, на которых ценник подскочил до 42,5 рубля и даже выше.

Одна из возможных причин – АЗС вынуждены поднимать розничные цены из-за роста оптовых, поскольку в нынешних условиях прибыль заправок близка к нулю. В ФАС пока не считают текущее удорожание выходящим за рамки, но обещают продолжать мониторинг ситуации.

По данным Росстата, за неделю с 27 мая по 2 июня в среднем по стране АИ-92 подорожал на 20 копеек. Посмотрим, что там скажут через неделю.

Подорожание бензина объяснил министр финансов — новости Казахстана

Первый заместитель премьер-министра — министр финансов Алихан Смаилов объяснил, с чем связано ожидающееся повышение цен на бензин в Казахстане, передает корреспондент Tengrinews.kz.

«Рост цен на бензин ожидается на 10 тенге за литр. Это порядка 6 процентов. Серьезного влияния на инфляцию оказать не должно, но вместе с тем рост цен находится на постоянной повестке, необходимо принимать все меры, чтобы удерживать цены на социально значимые продукты питания», — сказал Смаилов, отвечая на вопросы журналистов.

Ранее он пояснил, какими факторами вызвано повышение акцизов на бензин.

«У нас в следующем году вырастают расходы на социальную сферу. В проекте республиканского бюджета предусматривается почти 6 триллионов тенге на данную сферу, при том что в этом году было 5,3 триллиона тенге.

Как рост акцизов на бензин повлияет на цены, ответил министр

Принимается закон о повышении статуса педагога, планируется два раза в течение четырех лет повысить заработную плату учителям, воспитателям в детских садах, в колледжах. На следующий год это повышение составит 25 процентов. И все требует дополнительных денег. При этом мы сократили доходную часть за счет освобождения субъектов микро- и малого бизнеса от налогов на доходы на три года. Поэтому одним из источников является этот акциз, но это не главный источник», — пояснил Смаилов в кулуарах правительства.

Главным источником он назвал улучшение таможенного и налогового администрирования.

«Доходы бюджета республиканского выросли за 10 месяцев на 911 миллиардов по сравнению с прошлым годом. В целом по году ожидается рост поступлений в республиканский бюджет на 1,2 триллиона тенге. В том числе 840 миллиардов тенге за счет улучшения таможенного и налогового администрирования. Повышение акцизов является на следующий год одним из факторов увеличения доходной части. Это позволит собрать чуть больше 50 миллиардов тенге дополнительно.

У нас сегодня цена литра АИ-92 порядка 163 тенге за литр, в то время как в России в тенговом выражении — 260 тенге за литр. У нас идет массовый вывоз нефтепродуктов из республики в РФ. И мы вынуждены были принимать меры по ограничению вывоза автомобильным транспортом. И поэтому повышение цен на бензин небольшое, но надо было делать ввиду вот этих двух факторов», — добавил Смаилов.

Кроме того, первый вице-премьер рассказал, как следит за ценами в магазинах.

«Я в магазины хожу часто, почти еженедельно. Сам закупаю товары и вижу, как двигаются, меняются цены. По итогам ноября инфляция составила в стране 5,4 процента в годовом выражении. Да, на некоторые товары цены движутся большими темпами, на некоторые наоборот снижаются, на некоторые цены стабильны. Это позволяет нам удерживать инфляционные процессы в заданном коридоре. Понятно, что вам в глаза бросаются те цены, которые растут», — сказал первый вице-премьер, отвечая на вопросы журналистов после заседания правительства.

Алихан Смаилов заверил, что в правительстве вопрос о повышении цен на продукты держат на контроле.

прогноз аналитиков, что влияет на повышение цены

Вопрос стоимости топлива, увеличивающейся с каждым годом, является актуальным для водителей и пассажиров. Причина в том, что повышение цен приведет к увеличению стоимости проезда, а также продуктов питания. Уже сейчас эксперты высказали мнение о том, сколько будет стоить бензин в 2020 году.

Текущее положение бензинового рынка в РФ

Наибольший диссонанс произошел в 2018 году, когда резко возросла стоимость на все типы бензина. При этом существенный рост произошел всего за несколько месяцев. Цена продукции башнефть дошла до показателей 42 рубля за литр А-92 и 48-49 за А-95.

Нельзя сказать, что ситуация со стремительным ростом цен случается в Российской истории первый раз. Подобная ситуация уже происходила в 2012 году. Соответственно у граждан возник вопрос: будут ли и дальше цены увеличиваться с такой же скоростью.

Позиция правительства в данном случае была такова – рост цен в дальнейшем не будет столь стремительным. Однако мнение экспертов сложилось иначе. Специалисты говорят о том, что в России цена на бензин в 2020 году снова увеличится, если произойдет рост инфляции.

В текущем году рост акцизы произошел на 2 процента. Подобные меры немного приостановили инфляцию, но ненадолго. На 2020 год указанный показатель уже не будет являться актуальным, а значит повышение неизбежно.

По предварительным данным, повышение акцизов на бензин в 2020 году будет установлено в пределах 4-5%. Разумеется, цены на топливо, в противовес заверениям депутатов, возрастут. Подобная тенденция неизбежно приведет к тому, что часть населения перейдет на малолитражные автомобили или пересядет на общественный транспорт.

Также стоит отметить, что стремительный рост цен на текущий момент приостановлен. При этом было отдано специальное распоряжение правительства. При этом заморозка проводилась только до июля 2019 года, однако, как можно заметить, на конец года ситуация не сильно изменилась.

Суть программы «заморозки» заключалась в том, что бы компенсировать нефтяным компаниям 60% понесенных расходов, в том случае, если внутренние цены будут ниже, чем мировые. Если же ситуация будет складываться иначе, то есть внутренние цены окажутся выше, то выплачивать разницу будут уже нефтяники.

Почему растут цены на бензин

Стоимость бензина складывается из 3-х основных показателей:

  • Цена на нефть, переработка продукта, а также затраты, на другие производимые процессы, необходимые для производства топлива.
  • Установленные на текущий период размеры налоговых санкций и акцизов.
  • Уровень дохода, получаемый с продажи продукции. Влияние на ценовую политику, оказываемое рыночной конкуренцией.

Фактически повышение стоимости на топливо напрямую зависит от установленной цены на «черное золото». Подобное утверждение может стопроцентно работать в любом государстве, кроме Российской Федерации. Что наблюдали жители страны за последние годы: увеличение стоимости на «черное золото» приводило к подорожанию бензина, падение стоимости приводило к точно такому же результату. Возвра

почему цены на бензин в России растут в начале лета — РТ на русском

Розничные цены на бензин в России возобновили рост после четырёх месяцев относительной стабильности. По данным Росстата, с 27 мая по 3 июня стоимость литра горючего увеличилась на 0,4% — это самый большой недельный показатель с конца января. Эксперты объясняют такую динамику резким ростом оптовых цен на топливо в мае. При этом подорожание на АЗС не превысило допустимого уровня, установленного соглашением между правительством и нефтяниками.

Розничные цены на бензин возобновили рост. По данным Росстата, за неделю с 27 мая по 3 июня средняя стоимость литра бензина в России повысилась на 0,4% (18 копеек) и достигла 44,27 рубля. Недельная прибавка стала самой большой с конца января текущего года. Дизельное топливо подросло на 0,1% — до 46,04 рубля за литр.

Подорожание бензина отмечалось в 71 столице регионов России. Больше всего цены выросли в Ханты-Мансийске (на 1,6%), Казани (на 1,4%) и Красноярске (на 1,2%). В Москве стоимость топлива увеличилась на 0,3%, в Санкт-Петербурге — на 0,5%.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил в беседе с RT, что возобновившийся рост цен на бензин не нарушает условий договора между правительством и нефтяниками. Дело в том, что общее подорожание с начала года не превышает темпов инфляции, пояснил эксперт.

Напомним, в конце марта этого года правительство и нефтяные компании договорились продлить заморозку оптовых цен на топливо до 30 июня. По условиям соглашения нефтяники могли поднять цены на заправках в январе для компенсации роста НДС с 18 до 20%, но не более чем на 1,7%. С февраля повышение возможно только в пределах среднего уровня инфляции в стране.

По данным Росстата, потребительские цены в России с 1 января выросли на 2,4%. Стоимость бензина с начала года прибавила 0,9%.  

Евгений Аркуша пояснил, что до начала лета АЗС не пользовались возможностью поднимать стоимость бензина благодаря низкому уровню оптовых цен. Однако в апреле стоимость опта резко пошла вверх, что заметно сократило доходы от продажи топлива в рознице.

«За несколько недель с 20 апреля оптовая стоимость топлива выросла примерно на 25%. Розничные цены при этом оставались на прежнем уровне, что привело к снижению доходности АЗС. Теперь с некоторым отставанием по времени повышение цен дошло и до розницы», — пояснил в беседе с RT Евгений Аркуша.

Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков считает, что ещё одной причиной роста топливных цен стал повышенный спрос на горючее в России в весенне-летний период. Дополнительная потребность в бензине и дизеле возникла у сельхозпроизводителей, ведущих полевые работы. Кроме того, выросли объёмы грузоперевозок и активность использования личного транспорта, поясняет Кабаков.

Укрощённый экспорт

В середине мая Российский топливный союз заявил об обострении ситуации с оптовыми ценами на топливном рынке в официальном письме на имя вице-премьера Дмитрия Козака. Содержание письма приводится на сайте РТС.

Причинами резкого роста биржевых цен на топливо в РТС назвали сокращение объёмов производства на фоне весенних ремонтов НПЗ, а также увеличение поставок топлива на экспорт.

Исполнительный директор холдинга Goldman Group Дмитрий Гелемурзин объясняет рост экспорта топлива более выгодной ценой у иностранных покупателей по сравнению со стоимостью горючего на российском рынке.

Подобное уже происходило в прошлом году, когда повышение мировых цен на нефть увеличило стоимость топлива за рубежом.

В апреле этого года котировки нефти марки Brent поднялись выше $70 за баррель, вызвав подорожание нефтепродуктов. В результате российским нефтяным компаниям стало выгоднее отправлять продукцию НПЗ на экспорт.

Также по теме

Весенний дисконт: почему на российских АЗС подешевело дизельное топливо

Розничные цены на дизель в апреле показали максимальное снижение за восемь лет и почти отыграли весь январский рост. Такую динамику…

В мае Федеральная антимонопольная служба сообщила, что российские нефтяные компании по итогам апреля не выполнили обязательства по увеличению объёмов продаж бензина на внутреннем рынке, прописанные в соглашении с правительством. Однако несоблюдение договорённостей не было критичным, и в мае они должны быть полностью исполнены, сообщили ТАСС в Федеральной антимонопольной службе.

Эксперты отмечают, что снижение нефтяных котировок в конце мая до уровня, близкого к $60 за баррель, уже уменьшило привлекательность экспорта бензина и дизеля.

Кроме того, государство компенсирует нефтяным компаниям недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок. С 1 января начал действовать специальный демпфирующий механизм, который позволяет нефтяникам возместить часть разницы между экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо.

По словам Евгения Аркуши, в настоящее время с учётом демпфера поставки дизеля на внутренний рынок стали выгоднее экспорта. Бензин всё ещё прибыльнее продавать за рубежом, но разница уже невелика, отметил эксперт.

Как сообщил RT Аркуша, правительство и нефтяники вновь договорились стабилизировать оптовые цены на российском рынке.

«Была достигнута договорённость с нефтяными компаниями о развороте экспортных потоков, увеличении объёмов поставок топлива на внутренний рынок, а также увеличении поставок на биржу. В дополнение к этому заводы начали выходить из профилактических ремонтов. Все эти факторы привели к стабилизации оптовых цен», — отметил Аркуша.

В пределах инфляции

Соглашение о заморозке цен на топливо действует до 30 июня. Договор может быть продлён, но решение об этом пока не принято.

Евгений Аркуша полагает, что вне зависимости от сроков действия соглашения нефтяные компании выполнят договорённость с правительством и не станут повышать цены на АЗС выше инфляции до конца текущего года.

В самом кабинете министров также уверены в стабильности топливных цен. Глава Минэнерго России Александр Новак заявил в ходе Петербургского международного экономического форума, что до конца 2019 года повышение стоимости бензина не превысит рост потребительских цен. 

«Что касается розничных цен, они будут в пределах инфляции. Наша задача — регулировать, в том числе за счёт созданного в рамках изменённого налогового законодательства инструмента — обратного акциза, демпфера», — цитирует ТАСС Новака.

Глава Минэнерго также отметил, что механизм демпфера позволит удержать рост стоимости топлива в пределах инфляции и в 2020 году.

«Две причины роста цен на топливо — жадность и глупость»

Согласно данным Росстата, в мае цены на автомобильный бензин увеличились в среднем на 17,5 %. Кроме того, выросла стоимость сырой нефти (на 4,5 %) и других нефтепродуктов. О том, почему так происходит и что будет дальше с ценами на топливо, объясняют эксперты.

Михаил Крутихин

Партнер компании Rusenergy

— Это очень серьезная ситуация, поскольку от стоимости топлива зависят цены на другие товары: страна большая, доставка обходится недешево. Повышение цен происходит по той причине, что независимые заводы, у которых нет никакого экспорта, а есть только возможность купить сырую нефть у крупных компаний, стали терпеть значительные убытки. Им ничего не остается, кроме как повысить цены. То же самое происходит с независимыми сетями, которые владеют автозаправочными станциями. Возможности выживать у таких компаний остается все меньше и меньше, некоторые уже сейчас перешли в стадию банкротства. В отличие от них, крупные компании имеют возможность покрывать убытки от реализации топлива на внутреннем рынке доходами от экспорта.

Дальше ситуация может стать только хуже, так как с 1 июля у нас должен увеличиться акциз. В прошлом году акциз хотели повышать дважды, но второй раз решили отказаться от этой идеи, — люди вышли на улицы, началась волна социального протеста.  

Все претензии за рост цен нужно адресовать правительству, которое повышает акцизы и налог на полезные ископаемые. Сейчас уже более 67 % стоимости бензина — это налоги.

Единственный способ уменьшить цену на бензин — перестать нашему правительству быть таким жадным и оставить что-то нефтяным компаниям. Вся политика в области цен на топливо исчерпывается только двумя причинами — жадностью и глупостью.

Сергей Кондратьев

Замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов

— Если мы говорим про цены производителей, то ценообразование на внутреннем рынке связано с ценой на мировом рынке. Это происходит из-за того, что у производителя топлива всегда есть выбор: он может экспортировать бензин в Европу или продать его на внутреннем рынке. Именно поэтому ценовая конъюнктура на европейских рынках, в северо-западной Европе, Средиземноморье определяет отпускные цены российских НПЗ. В последний год была достаточно сложная картина на нашем внутреннем топливном рынке, так как правительство стремилось максимально сгладить любые ценовые колебания.

Именно поэтому сейчас цены производителей, то есть отпускные цены НПЗ, не всегда коррелируют с розничными ценами.

А значит — существенное повышение цен на воротах НПЗ необязательно приведет к такому же быстрому росту цен на заправках.

Это как раз связано с усилиями правительства по сдерживанию цен. Это нерыночная мера, и по факту из-за этого нефтяные компании несут дополнительные издержки по продаже топлива по более низким ценам, чем они могли бы его продавать в случае полностью рыночного ценообразования. Тогда заводу было бы все равно, продает ли он бензин на внутреннем рынке или [отправляет] его на экспорт.  

На самом деле наше правительство находится в непростой ситуации, так как в последние несколько лет при оценке ситуации на внутреннем рынке ориентируется на принцип: рост цен на бензин и на дизельное топливо не должен превышать инфляцию. Этот принцип не имеет под собой макроэкономической базы и сложно понять, почему наше государство ему следует. Даже в странах, где цены на внутреннем рынке тоже регулируются, в том же Китае, власть и регулятор пытаются приблизить динамику цен на внутреннем рынке к тому, что мы видим на мировом рынке.

В нашем случае все происходит иначе. Прогнозы инфляции оцениваются в 4–5 %, правительство стремится сделать так, чтобы цены на внутреннем рынке росли не более чем на 5 %. Но у нас выросли акцизы на топливо с начала года, также мы вступили в эпоху налогового маневра, когда у нас снижаются пошлины, и это тоже де-факто приближает наши внутренние цены к мировым, и вдобавок вырос НДС.

В этих условиях обеспечить рост цен на уровне 5 % достаточно сложно, а сейчас розничные цены на бензин, на дизельное топливо растут быстрее, чем инфляция.

Учитывая общую картину, сигналы оптового рынка, рост цен отпускных НПЗ, вероятность того, что правительство попытается пойти на продление механизма заморозки, достаточно велика. Конъюнктура показывает, что, если мы сейчас откажемся от соглашений по заморозке цен, у нас может быть достаточно высокая динамика цен на внутреннем рынке именно уже для розничных покупателей, для простых потребителей на автозаправке, и понятно, что это может привести к недовольству автомобилистов. Кроме того, стоит понимать, что в основном от заморозки цен страдают нефтяные компании, ведь правительство получает свои повышенные налоги, которые привязаны к ценам на нефть и курсу рубля.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о