Контрольная работа по русскому языку по теме:»Повторение. Типы и стили текста» 7 класс
2.вариант
Осень на картинах Левитана разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие золотые березы, небо цвета тонкого льда, косматые дожди над лесными вырубками. Но во всех этих картинах передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего слабого солнца.
Стиль-
Тип-
Обоснование:
предложение
схема
Только не пришлось мне и года провоевать… Два раза за это время был ранен. Дырявил немец мне машину и сверху, и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло и довезло до самой ручки… Попал я в плен в мае 42 – го года при неловком случае: немец наступал, и осталась наша батарея почти без снарядов. Нагрузили мою машину снарядами под самую завязку, и сам я
на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала.
Стиль-
Тип-
Обоснование:
предложение
схема
Дон… Берет начало на восточных склонах Средне-Русской возвышенности. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. В верховьях в сравнительно узкой долине; правый берег высокий, левый – отлогий. Русло извилистое, много перекатов. Главнейшие притоки: Непрядва, Красивая Меча, Быстрая, Сосна, Воронеж.
Стиль-
Тип-
Обоснование:
предложение
схема
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды.
Стиль-
Тип-
Обоснование:
предложение
Ответы.
-
Художественный стиль текста. Тип – описание.
-
Разговорный стиль. Тип — повествование.
-
Научный стиль. Тип – описание.
-
Публицистический стиль. Тип – рассуждение.
-
Художественный стиль. Тип – описание.
-
Научный стиль. Тип – описание.
-
Художественный стиль. Тип – повествование с элементами описания.
-
Художественный стиль. Тип – повествование.
При решении контрольной работы учащимся раздается таблица (1 на парту), по которой ученики должны определить типы и стили контрольных текстов.
ТИПЫ
-
Описание (с прилагательными, причастиями)
-
Предмета (или человека) – каков предмет?
-
Места (интерьер) – что находится на нем?
-
Состояние человека – каково ему?
-
Состояния среды (пейзаж) – каково вокруг?
-
-
Повествование (с глаголами) – Что делает предмет?
-
Рассуждение
-
Объяснение (Что это такое?) – объяснить значение слова
-
Доказательство (Почему?)
-
Тезис – главная мысль
-
Аргументы – доказательства (2-3)
-
Вывод – подтверждает тезис
-
-
СТИЛИ
-
Разговорный — много усечённых слов, свободной лексики, неполных предложений, односложных ответов на вопросы (ножонка, книжка, прыг, шасть)
-
Научный – обилие терминов, значение которых раскрывают спецсловари; сложноподчиненные предложения; ярко определена область науки в терминах (
-
Научно-популярный — имеет не общее значение, а конкретное отношение к какой-либо области специальных практических навыков, к профессии. (Справочники по домоводству, по кулинарии, по ремонтному или столярному делу, по швейному или закройному мастерству)
-
Публицистический – язык газетных и журнальных статей (очерков, эссе). Много политической лексики, высокопарных слов (Родина, народ, патриотизм), есть в ограниченном количестве тропы. Воспоминания об известных людях, дорожные (путевые) заметки об увиденном или услышанном от первого лица
-
-
5. Художественный – это стиль художественных произведений, в которых используются все известные тропы и стилистические фигуры. Это эмоциональный, красочный язык, представлены преимущественно типы – описание и повествование, много лирических отступлений (взглядов автора), герои – это плод художественного вымысла.
Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему: Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица «Стили речи»
Текст № 1
Действительный камергер и кавалер Всеволод Андреевич Всеволожский извещает почтенную публику, что в Пермских заводах его выделывают ежегодно большими количествами листовое железо и сталь, и разные железные и стальные изделия — винты, прессовые ножницы для стрижки овец с разборными винтами и проч., не уступающие ни в чем иностранным. Также делаются в заводах его всякой величины железные котлы для обыкновенного и парового винокурения и для паровых машин, да и самые паровые машины отделываются со всей потребной тщательностью и возможной поспешностью… Отделку же паровых машин видеть можно на Макарьевской ярманке, куда отправлен будет паровой бот для вывозки соляных ладей и барж вверх по Волге.
Объявление из газеты „Московские ведомости» от 24 мая 1816 г.
Текст № 2
Территория Урала находится в междуречье великих рек Волги — Камы и Оби — Иртыша. С запада на восток Урал условно делят на три части. Первая часть — Западный Урал, или Предуралье, Приуралье. Здесь западные предгорья уральских гор постепенно переходят в Русскую равнину. Вторая часть — это Уральский хребет, или Горный Урал. Уральский хребет с севера на юг делится на Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Третья часть — Зауралье. Восточный склон Уральского хребта обрывается выступом в Западно — Сибирскую низменность.
Уральский хребет, протянувшись более чем на 2 тысячи км, начинается за Полярным кругом, а его южные отроги заканчиваются в Средней Азии. Он пересекает тундру, тайгу, лесостепь и степь. Здесь находятся истоки рек Волжского и Обского бассейнов. Богат растительный и животный мир Урала. Необычен состав его «подземных кладовых». Яшма, кремень, халцедон, кварц, медные и железные руды, песок, глина, гранит входят в коллекцию пород и минералов этого края.
Урал всегда привлекал человека, которому нужны были вода и пища, сырье для изготовления орудий, оружия, посуды, материалы для строительства жилищ.
В.В. Алексеев Историко-географическое положение Урала
Текст № 3
Вот и пошел Данилушко. Земля тогда уже подмерзать стала, снежок припорашивал. Подошел Данилушко ко крутику, где камень брал, глядит, а на том месте выбоина большая, будто камень ломали. Данилушко о том не подумал, кто это камень ломал, зашел в выбоину. «Посижу, — думает — отдохну за ветром. Потеплее тут». Глядит — у одной стены камень-серовик, вроде стула. Данилушко тут и сел, задумался, в землю глядит, и все цветок тот каменный из головы нейдет. «Вот бы поглядеть!» Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал. Только и то думает: «Может, мне это кажется, а на деле никого нет». Сидит — молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:
— Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
-А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
— Нет, — отвечает, — не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
— Показать-то, — говорит, — просто, да потом жалеть будешь.
— Не отпустишь из горы?
— Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.
— Покажи, сделай милость!
Она еще его уговаривала:
— Может, еще попытаешь сам добиться! — Про Прокопьича тоже помянула:-Он-де тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть.
Про невесту напомнила: — Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.
— Знаю я, — кричит Данилушко, — а только без цветка мне жизни нет. Покажи!
— Когда так, — говорит, — пойдем, Данило-мастер, в мой сад.
П.П.Бажов «Каменный цветок»
Текст № 4
Осенью лиственный лес быстро редел и казался прозрачным, как транспарант. Чистый горный воздух делал чудеса перспективы. Отдельные части горной панорамы точно сближались между собой. Общий зеленый тон сменялся осенними блеклыми красками, точно гобелены. Это была последняя красота короткого северного лета. Особенно хороши были березняки со своей яркой, лимонно-желтой листвой и хвойный лес, горевший кровавыми пятнами тронутых первой холодной ночью осин. Зелень сохранялась только у самой реки, где холод умерялся скрытой теплотой воды, да там наверху, где зубчатой стеной рвались в небо прорезные стрелки елей и пихт. Пред вашими глазами развертывалась бесконечная гамма этих осенних тонов умирающей зелени. Под ногами мягко шелестит облетевший лист. Трава побурела и сделалась жестче. Воздух пропитан каким-то особым острым ароматом. Ели и пихты кажутся еще зеленее и манят своей полированной хвоей и какой-то сказочный мир.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Осенние листья»
Текст № 5
Любовь к земле, страстная к ней тяга, я бы даже сказал,
мистическое ей поклонение, — не к земле-собственности, а к земле-матери — к ее дыханию, к прорастающему в ней зерну, к великим тайнам в зачатия и к ней возврата, к власти её над нашими душами, к сладости с ней соприкосновения, это действительно осталось во мне на всю жизнь. Если это атавизм, нечаянное наследие сидевших на предков, — то да здравствует атавизм, потому что священного и возвышающего чувства я не знаю; даже чувство самой крепкой любви к женщине есть, по-моему, производное от преклонения перед притягающей и плодотворной силой земли. Но не портретами и Бархатной книгой внушается такая любовь. Она входит в человека, чаруя его видом первой весенней проталины, заражая радостью проснувшегося к новой жизни поля, изумляя пышностью и многоцветностью земных покровов, беспрерывно твердя ему, что все человеческие достижения – не победа над природой, а лишь неуклюжее и очень жалкое подражание её творчеству, потому что комар бесконечно совершеннее самолёта, рыба — подводной лодки, а строительный гений пчелы, муравья, любой семейной букашки — в человеческой среде себе равного не имеет. И всё это только потому, что никто из этих существ не считает себя господином земли и победителем природы, не стремится наивно властвовать над матерью и своей первопричиной, не изменяет любви ради мелкого тщеславия.
Но, быть может, больше всего я люблю землю за то, что я вижу в ней олицетворенным понятие вечности; в ней прошлое слито воедино с будущим. Чудесным и никому не ведомым образом она вызвала в жизни мое маленькое существование, позволила мне проползти по ней от вечности, от небытия к небытию, — и так же чудесно и необъяснимо призовет меня обратно: «Ибо прах ты — и в прах обратишься».
Методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме: Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.
КОНСПЕКТ УРОКА:
Тема урока: Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.
Стилистический анализ текста.
ЦЕЛЬ: Восприятие и осмысление изучаемого материала по теме «Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста. Стилистический анализ текстов»
Задачи:
— обучающие: углубить знания о тексте, его признаках, функционально — смысловых стилях и типах речи; совершенствовать умение определять стилистическую принадлежность текста, тип речи, работать с текстом в формате ЕГЭ;
— развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать мыслительные процессы, память, внимание, творческие способности учащихся; развивать современный компетентностный подход к процессу образования.
— воспитательные: воспитывать нравственные и эстетические качества личности, любовь к родине.
ХОД УРОКА:
1. ОРГ. МОМЕНТ.
2.Фронтальный опрос с опорой на интерактивную таблицу
— Текст. Что это такое?
— Всякий ли набор предложений является текстом?
— Какие вы знаете признаки текста?
— Как связываются предложения в тексте?
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ЗАДАНИЕ 2,3 из модуля СТРОЕНИЕ ТЕКСТА
4.Стиль и тип речи текста.
Слово учителя (из аналитического отчёта ФИПИ): «…Разграничение стилей речи не представляет трудности для выпускников. Чаще они ошибаются при определении типа речи, особенно рассуждения в тех случаях, когда в нём нет ярко выраженного тезиса и его доказательства, а речь идёт об объяснении чего-либо. Такой текст ученики обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, от широкого, но не терминологического, а бытового значения слова: повествовать — значит, рассказывать о чём-либо, вообще что-то говорить…».
— Какие типы речи вы знаете? (ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ).
А вот при определении типа речи можно воспользоваться приёмом «фотографирования»: можно «сфотографировать» весь текст одним кадром — описание, если можно сделать ряд кадров — повествование, нельзя «сфотографировать» — рассуждение. Нужно учитывать и тот факт, что тексты только одного типа речи в заданиях ЕГЭ практически не встречаются.
Книжные (функциональные стили) — стили, характеризующиеся письменной формой выражения (поэтому называются «книжными»), у каждого из которых есть строго закрепленная цель, свои определенные жанры и языковые особенности. Также их называют «функциональными, т.к. они выделяются не только в связи со своей письменной формой выражения, но и в соответствии с их употреблением (функционированием) в определенных сферах человеческой деятельности и в соответствии с назначением языка. Выделяется три основных функциональных стиля: официально-деловой, научный и публицистический.
— По каким признакам можно определить стилистическую принадлежность речи? (В зависимости от сферы общения (Где и с кем мы говорим), с какой целью, каком жанре представлена наша речь, особенность речи, языковые средства).
— Расскажите об особенностях официально- делового стиля речи,
— научного,
— художественного,
— публицистического.
Публицистический стиль — один из функциональных стилей русского языка, служащий для передачи информации, воздействия на читателя и слушателя (призванный в чем-то его убедить, к чему-то призвать). Сферой употребления данного стиля являются средства массовой информации (пресса, телевидение, радиовещание) и ораторские выступления (например, речи политиков на встречах с избирателями), в связи с чем выделяются три основных публицистических подстиля: газетно-публицистический, радиотележурналистский и ораторский.
5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ЗАДАНИЕ 1 — 4 из модуля СТИЛИ РЕЧИ ПРАКТИКА
6. ПРОВЕРКА Д. З.
На дом вам был дан текст. Вы должны были определить его стиль, тип речи и написать
сочинение в формате ЕГЭ.
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ТЕКСТ,
УЧЕНИК ДЕЛАЕТ СООБЩЕНИЕ О КАРТИНЕ Леонардо-да- Винчи «Тайная вечеря»
Затем ПРОВЕРКА Д. З.
7. УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ УРОКА
На ЕГЭ исходные тексты, предложенные для анализа, в основном публицистические или художественные. Как определить их стилевую принадлежность?
На этот случай есть общее правило: чтобы определить стиль речи, следует внимательно прочитать предложенный текст, подумать о том, в какой речевой ситуации используется этот текст (где, с кем, зачем). Если он может быть использован в научной литературе, то это научный стиль,
в периодической печати — публицистический,
в художественной литературе — художественный.
Существует мнение, что в определении стилевой принадлежности текста помогают языковые средства выразительности. Это так, но полагаться только на них нельзя, так как и художественный, и публицистический тексты могут быть созданы с помощью одних и тех же средств.
Следующая таблица также поможет разобраться в этом вопросе.
Публицистический стиль |
Художественный стиль |
Публицистика отражает реальную жизнь. |
Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир |
Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому — автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, оттого слово в публицистике эмоционально; — автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя |
Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах; |
-Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения; — автор даёт прямые оценки явлениям и событиям; — автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на разум читателей. |
— автор рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы а)дать возможность читателю представить описываемые события; б)передать свои эмоции; в)воздействуя на эмоции читателя, вызвать ответные чувства и переживания. — автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать; — авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д. — функция убеждения в художественном стиле вторична. |
В тексте публицистического стиля чёткая структура: Тезис – доказательства — вывод |
8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – ЗАДАНИЕ 4 из модуля СТРОЕНИЕ ТЕКСТА
9. ЗНАКОМСТВО И РАБОТА С ТЕКСТОМ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
10.РЕФЛЕКСИЯ. ОЦЕНКИ. ДОМ. ЗАД.
Контрольная работа по теме «Тест, стили и типы речи» (7 класс)
Контрольная работа по теме: «Текст, стили и типы речи». Вариант 1.
Задание I. Дайте определение текста. Из данных ниже предложений составьте текст, расположив предложения в нужной последовательности. Напишите заголовок получившегося текста.
1. Наступила весна. 2. С большой радостью выпорхнула птичка из моих рук. 3. Зимой я поймал маленького щегленка и посадил в клетку. 4. Вернулись перелетные птицы. 5. Я усердно ухаживал за щегленком. 6. Мой щегол стал совсем беспокойным. 7. Но он старался улететь на волю. 8. Растворил я окно в садик, вынул щегла из клетки и выпустил. 9. Я решил выпустить его на свободу. 10. Пел он редко и печально.
Задание II. Определите стили речи, к которым относятся данные ниже тексты.
1. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Представьте, что оратор овладел всеми навыками, чудесно умеет говорить, но… лень идти на сцену, не охота готовиться к выступлениям. Что будет? Да ничего не будет. Никто так и не узнает, что этот человек обучался ораторскому искусству.
3. Во многих областях науки и техники все большее применение находят специально выращенные монокристаллы различных веществ, то есть кристаллы с «правильной» укладкой атомов по всему объему. В числе их главных потребителей — микроэлектроника, где, например, монокристаллы кремния служат основным материалом для создания интегральных микросхем.
4. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес.
5. А мне что? Все едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай все: жена, дети — околевай все… А до тебя, погоди, доберёмся!
Задание III. Составьте небольшие (по 4-5 предложений) тексты разных типов речи на тему «Книга».
Контрольная работа по теме: «Текст, стили и типы речи». Вариант 2.
Задание I. Дайте определение текста. Из данных ниже предложений составьте текст, расположив предложения в нужной последовательности. Напишите заголовок получившегося текста.
1. А в зимнем обезьяннике тепло и светло. 2. Зима надела белые шапки на высокие ели. 3. Здесь горят особые лампы. 4. Снег засыпал все ямки, канавки, дорожки. 5. Они ныряют в прорубь, плещутся в ледяной воде. 6. Стоят суровые морозы. 7. Они заменяют обезьянам свет солнца. 8. А потом лежат на льду, как на пляже. 9. Огромные белые медведи — северные жители — не боятся зимы.
Задание II. Определите стили речи, к которым относятся данные ниже тексты.
1. Для ориентации тела в пространстве очень важны сигналы, поступающие в головной мозг от мышц. Эти сигналы возникают потому, что в скелетных мышцах нашего тела находятся специальные мышечные рецепторы, которые возбуждаются при сокращении или растяжении мышц. В обычных условиях мы не ощущаем мускулатуру нашего тела. Но без мышечного чувства человек не может выполнить ни одного координированного движения.
2. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
3. Не стану я молчать. Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!
4. Есть люди, которые утверждают, что смысла жизни нет. Есть люди, которые имеют смысл жизни. И в чем этот смысл? Как оказывается, у всех этот смысл разный. Сколько людей, имеющих смысл жизни – столько мнений. Можно жить без смысла жизни? Можно! Можно жить со смыслом? Тоже можно. Жить со смыслом или без – выбор каждого зрелого человека.
5. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
Задание III. Составьте небольшие (по 4-5 предложений) тексты разных типов речи на тему «Школа».
КЛЮЧ
Задание1 вариант
2 вариант
Задание I.
Текст – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
3, 5, 7, 10, 1, 4, 6, 9, 8, 2
Заголовок: Щегол.
Текст – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
6, 2, 4, 1, 3, 7, 9, 5, 8
Заголовок: Зимой в зоопарке.
Задание II.
1. официально-деловой
2. публицистический
3. научный
4. художественный
5. разговорный
1. научный
2. официально-деловой
3. разговорный
4. публицистический
5. художественный
Задание III.
Т В О Р Ч Е С К О Е
Отправить ответ