Как писать научные статьи и тексты. Бакалаврская работа
Небольшое видео о структуре научной статьи:
Как писать научные статьи и тексты
Зачем писать тексты научно?
- Умение излагать свои мысли стройно и ясно, придерживаясь выбранного стиля – признак профессионализма.
- Бездарно и бездумно написанный научный текст – признак того, что автору безразличен результат. Жаргонные/газетные обороты, грамматические, синтаксические и пунктуационные ошибки, плохое оформление, отсутствие поясняющих формул и иллюстраций – всё это является признаком того, что автор писал текст либо по принципу «накалякать и забыть», либо такой стиль и является потолком возможностей автора.
- Есть мнение, что способ изложения коррелирует со способом мышления. Если в устной речи ещё можно что-то списать на волнение, отсутствие ораторских способностей, опыта выступлений и т.п., то в письменной речи оправданий халатности и глупости нет. Если вы чётко и ясно мыслите, вы чётко и ясно пишете. Если вы наращиваете свой словарный запас, учитесь строить сложные синтаксические конструкции, пробуете логически организовать множество мыслей в связанный стройный текст – вы точно также приводите в порядок своё мышление. Вы умнеете.
- Грамотное оформление текста – прекрасный способ показать, что вы умны и серьёзно отнеслись к поставленной задаче.
Как писать тексты научно?
a) Определиться с темой. Правильно выбранная и сформулированная тема определяет весь дальнейший процесс написания текста. Тема – это предельно сжатое отражение предметной области, в рамках которой вы пишете текст. Тема определяет терминологию, степень детализации определений и рассуждений, ссылки на внешние информационные источники, количество и сложность «дополнительного материала» (формул, таблиц, иллюстраций). Она определяет весь стиль текста. Например, сложно с темой «Система управления контентом» написать выпускную работу в научном стиле. Совсем другое дело, когда тема звучит как «Программное средство управления информационным наполнением и структурой интернет-ресурса».
б) Определиться с объёмом материала. Если это тезисы доклада на 1-2 страницы – нужно будет «вжать» туда самую суть, только суть и ничего, кроме сути. Если это статья на 5-10 страниц, уже можно позволить себе более подробное изложение, больше «дополнительного материала». Если это бакалврская работа, то здесь появляется достаточно сложная структура разделов и глав, аналитическая часть, выводы, описание собственных разработок, экспериментальных исследований и т.п.
в) Почитать хотя бы какие-нибудь примеры научных текстов. Да, писать такие тексты нигде специально не учат, но всё равно есть те, кто их писать умеет. Возьмите какой-нибудь научный журнал по профилю вашей темы, поищите материалы соответствующих конференций и т.п.
г) Многократно перерабатывать текст. Да, со временем вы научитесь писать научный текст сразу, «с первого захода». Со временем. А пока пишите текст в несколько этапов: сначала – как получится (можно воспользоваться интеллект-картами), а затем всё более и более его «онаучивая» (корректируя формулировки и саму структуру текста, добавляя таблицы и формулы).
д) Используйте метод «от противного». Если вы читаете некоторый фрагмент своего текста и понимаете, что он прекрасно смотрелся бы в популярной «околоайтишной газете» – значит, этот фрагмент требует переработки. Вы ориентируетесь не на аудиторию из подростков и «отдалённо приближенных к компьютеру людей», вы ориентируетесь на специалистов, которых не нужно завлекать куда-то выражениями наподобие «восхитительная скорость», «потрясающий геймплей», «революционное решение» и т.п.
е) Помните, что вы не пишете художественное произведение. Даже если вы настолько восхищены описываемой идеей, что не можете усидеть на месте, в научном тексте выражение, например, «потрясающая реализация» смотрится куда хуже, чем «реализация, соответствующая широкому спектру требований к качеству».
ж) Старайтесь избегать технического жаргона и калькированного перевода тех слов, для которых существуют адекватные аналоги в русском языке. Даже такие «устоявшиеся» жаргонизмы как «винчестер», «свитч» и т.п. плохо смотрятся в научном тексте.
з) Не объясняйте очевидное. Вы не пишете учебник для младшей школы. Если вы ссылаетесь на общеизвестные технологии, методологии, алгоритмы, методы и т.п., просто укажите, как именно вы их применили. Не разъясняйте их суть, если это не необходимо.
и) Старайтесь писать «не слишком длинные и не слишком короткие предложения». Конечно, это проще сказать, чем сделать, однако стремиться к этому следует. К сожалению, даже среди «профессиональной аудитории» многие плохо воспринимают длинные, сложноподчинённые предложения в несколько строк. Разбивайте их на отдельные фразы. В то же время «коротенькие предложеньица» в 3-5 слов тоже смотрятся коряво. Ищите золотую середину.
к) Помните о структуре повествования. Она такова: введение, формулировка проблемы или задачи, необходимая теория по теме, предлагаемое вами решение и его теоретическое обоснование, практическое исследование и выводы, заключение.
л) Анализ требует вывода. Если вы назвали главу (или часть статьи) «Анализ (чего-то)», то в конце обязательно должен быть какой-то вывод. Иначе – чего ради был этот анализ?
м)
н) Используйте графический материал. Алгоритм намного нагляднее смотрится в виде т.н. «блок-схем», числовые данные хорошо смотрятся в таблице или в виде графика (или диаграммы).
Примеры научного стиля с пояснениями
При написании научных текстов следует придерживаться следующих принципов:
1) Следует писать в безличной форме
ПЛОХО: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.
ХОРОШО: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.
2) Следует избегать «повседневных примеров»
ПЛОХО: «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя – не сложнее работы в MS-Word».
ХОРОШО: «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»
3) Следует избегать «беседы с читателем»
ПЛОХО: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»
4) Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов
У каждого жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).
ПЛОХО: «Админка», «движок», «залогиниться».
ХОРОШО: «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».
7) Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
ПЛОХО: «Предлагаемый подход заключается в…»
ХОРОШО: «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»
ПЛОХО: «Итак, исследование показало…»
ХОРОШО: «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»
Выводы
«Идеального способа написания научных текстов», к сожалению, просто не существует. Любой текст можно подвергнуть критике. Однако некоторые тексты такую критику выдерживают, а некоторые – нет. Дальнейшие выводы делайте сами.
Составлено на основе материалов с сайтов: rybanov.ru , svyatoslav.biz
Смотрите по теме:
Видео о подготовке выступления на конференции:
Научный текст: отличия и особенности написания
Рецензии и аннотации, методические пособия и диссертации, статьи и заметки – это главные представители научного стиля. Он востребован в каждом университете, на громких событиях в научном мире, конференциях и других знаменательных мероприятиях.
Его используют немногие, а большая масса людей вовсе не любит с ним работать. Всё дело в том, что тексты в научном стиле сложные для восприятия, обработки и анализа. Но они бы не существовали, если бы были абсолютно бессмысленны. А раз есть такая потребность – нужно уметь их создавать.
Особенности научного стиля
Язык науки существует скорее на письме, хотя конечно в устной речи он тоже отчасти применяется, например, на конференциях, лекциях, во время чтения научных докладов и проч. Он отличается в зависимости от отрасли науки, учёной степени автора и многих других факторов. Неизменно одно: у научного стиля есть свои характерные черты, которые не спутать с другими. К ним относят:
– Отсутствие автора. Для передачи любых мыслей и идей скорее будет использоваться множественное число третьего лица. Например, «мы пришли к выводу», «авторы резюмируют» и проч. Однако в некоторых случаях научный стиль может подразумевать применение речи от первого лица.
– Использование характерной лексики. Обилие научной терминологии, специфических выражений и других сложных для восприятия обычного человека фраз – это естественно. Но именно благодаря такой черте тексты в научном стиле звучат солидно, мощно и авторитетно. Важно: применение терминов сопровождается их дальнейшей интерпретацией.
– Преобладание длинных предложений. По негласным правилам копирайтинга одно предложение не должно превышать 20 слов. Но в научном стиле всё в точности наоборот: это может быть 40 и более слов. Безличные фразы с обилием пассивных конструкций могут занимать целый абзац, и это не ошибка с точки зрения оформления работы.
– Использование клише. Так называемые канцеляризмы, тривиальные обороты речи и другие клише характерны научному стилю. Более того, без этих словосочетаний вы вряд ли смогли бы отличить научный от публицистического стиля.
– Преобладание статики в тексте. В большинстве случаев при написании любого текста автор думает о его ритме. Ритм – это звучание слов и предложений в тексте. Но научным текстам скорее характерна противоположная черта – статика. Она достигается за счёт использования минимального количества глаголов, преобладанием существительных, наречий и прилагательных.
– Применение вводных слов. Другими словами – воды. Такие конструкции в информационном стиле – табу, а в научном – желанные и необходимые. Они создают дополнительную статичность и добавляют вес предложениям. В это время в копирайтинге вода считается существенным недостатком: водностью называют совокупность слов и речевых оборотов, которые не несут смысловой нагрузки. Проще говоря, это лишние конструкции. Их удаление не влияет на смысл текста и даже облегчает его прочтение.
Кроме перечисленных особенностей научного текста, стоит также упомянуть важность содержания, стандартизацию, официальность, точность изложения, наличие важной информации.
Как написать научный текст
Независимо от ваших мотивов, принцип создания научного копирайтинга один: шаг за шагом. Если в условиях коммерческих текстов авторы скорее сосредоточены на использовании живого языка и продающим месседжем, то при работе с научной статьёй нужно забыть всё, что вы знали ранее. Именно те особенности текста, с которыми вы боролись ранее в своих работах (пассивный залог, водность, стандартная структура), будут важны для вашей предстоящей работы.
Начиная со структуры и заканчивая вычиткой на ошибки/опечатки, процесс написания научного текста будет кардинально отличаться от продающего копирайтинга.
Шаг #1. Структура научного текста
В продающих текстах пользуются спросом разнообразные формулы копирайтинга, перевёрнутые пирамиды и другие хитрые приёмы подачи информации. Но научный текст приемлет только последовательную структуру: вступление, основная часть и заключение. Важно придерживаться логики в структурировании статьи, делать абзацы взаимосвязанными. Например, если вы делаете анализ, его нужно подкрепить выводом.
Заключение имеет большое значение в научном тексте. Если в традиционном копирайтинге это способ повторно суммировать всё вышесказанное, то в научной статье выводы – последняя возможность автора заинтересовать читателя и мотивировать его перечитать материал снова.
Шаг #2. Способ изложения материала
Повествование в науке не приемлет ярких сравнений, аналогий, риторических вопросов. Научный текст должен быть сухим и логичным, раскрывать информацию и описывать взаимосвязи. Он полностью противоположен живой разговорной речи, которая так востребована в статьях для блога и посадочных страницах. Минимум эмоций, больше точности и жёсткости в словах – это подходящая манера изложения в научном стиле.
Для достижения такого эффекта стоит использовать безразличную форму повествования и не ассоциировать текст с конкретной личностью. Также помните, что ваша статья или рецензия не создана для развития диалога с читателем.
Шаг #3. Лексика и словарный запас
«Соответственно», «исходя из», «следовательно», «примечательно» – эти и многие другие аналогичные выражения ставят крест на современном продающем тексте. Но они важны и нужны, если вы пишите в научном стиле. Это общие слова и словосочетания, которые подходят для связи ваших предложений.
Кроме обобщённых фраз, в научном стиле есть широкий словарный спектр в зависимости от области знаний. Например, в медицинской тематике будут использоваться характерные для медицины выражения, а юриспруденции – многочисленные юридические термины.
Шаг #4. Факты и примеры
В научном тексте важно использовать проверенные факты, анализировать материал согласно актуальным исследованиям, приводить яркие примеры. Всё те же требования актуальны для копирайтинга независимо от стиля, но особенности фактажа могут отличаться.
Так, в традиционных текстах для придания содержимому экспертности достаточно привести цитату авторитетного человека. В научном тексте желательно использовать больше статистики и подтверждённых фактов. Если приводите примеры, они также должны основываться на других исследованиях, а не переходить на страницы текста из жизни как басня.
Шаг #5. Требования к тексту
В копирайтинге есть правило: чем проще текст – тем он доступнее для целевой аудитории. В научных текстах всё наоборот: читабельность и понятность не стоят на вершине приоритетов. Именно поэтому широко используются длинные предложения и сложные грамматические конструкции.
Не менее важны ссылки на используемые источники и соблюдение авторских прав. Если в современном копирайтинге для сайтов мы больше говорим о технической уникальности, то в научной статье вам необходимо упомянуть всех учёных и писателей, чьи идеи использованы в тексте.
Важно безоговорочно следовать требованиям нормативных документов, например, оформлять абзацы, рисунки, список литературы, титульные листы строго по рекомендациям методических пособий.
Резюме
Таким образом, научный стиль – это ни в коем случае не пережиток прошлого. Он нужен и востребован, просто значительно реже, чем продающий копирайтинг. Оттого авторов, способных умело писать научные статьи, рецензии и доклады, значительно меньше, чем мастеров инфостиля. Это не хорошо и не плохо, это просто факт.
Есть ситуации, в которых необходим только информационный текст: минимум воды, больше фактов, живой слог и активный залог повествования. Это касается большинства современных интернет-магазинов и компаний, которые мечтают выстроить доверительные отношения с клиентом. В противовес есть другие ситуации, когда нужны сухие, серьёзные и весомые по своему авторитету материалы: для выступления на узкоспециализированных конференциях, публикации методического пособия, защиты диссертации.
Научный стиль в чистом виде применяется значительно реже, чем его ответвления. Как раз околонаучные подстили можно встретить повсеместно. Например, научно-популярный для журналов, научно-учебный для методических пособий и проч.
Если перед вами стоит задача написать текст в академическом стиле – нужна основательная подготовка. Здесь важно всё: от использования правильных форм глаголов до ритма предложений. Учитывайте особенности структуры, письменной или устной речи, выбранного подстиля – и вы сумеете создать достойный копирайтинг с привкусом науки.
Похожие записи
Как писать научные тексты – аналитический портал ПОЛИТ.РУ
Эта статья написана по следам книги «Техника научной работы», вышедшей под редакцией Норберта Франка и Йоахима Стари (Die Technik wissenschaftlichen Arbeitens / Hg. N. Frank, J. Stary). «Техника научной работы» – это краткое введение в техническую сторону научной деятельности, предназначенное для студентов. Книга претерпела пятнадцать переизданий, и это не удивительно – написана она доступным языком и затрагивает все основные технические вопросы. В статье я следую заданной в книге структуре. Одну за другой я рассматриваю все основные сложности, с которыми сталкивается каждый пробующий себя на стезе ученого, и привожу работы, которые помогли мне решить те или иные технические сложности в ходе обучения в аспирантуре. В конце статьи приведен список литературы.
***
Купив и пролистав книгу Н. Франка и Й. Стари, я с сожалением должна была констатировать: с ее покупкой я опоздала на несколько лет. Примерно на шесть. На последних курсах университета и в аспирантуре, когда появилась необходимость писать статьи и выступать на конференциях, затрагиваемые в ней вопросы были наиболее актуальны. Конечно, методом проб и ошибок я научилась правильно обращаться с информацией и как-то начала писать статьи, но купи я книгу чуть раньше, начало моей научной жизнь было бы куда проще.
Что же в этой книге? Книга «Техника научной работы» построена хронологически: с начала научного исследования, то есть с поиска литературы, до написания научной работы и выступления на конференции.
Поиск литературы с электронными каталогами вряд ли представляет сложность… Так-то оно так, но литературу для диплома мне подбирали за деньги. В тот момент любые каталоги казались мне запутанными, а поиск в них неизменно безрезультатным. Услуги по подбору литературы есть в ряде библиотек (ИНИОН, РГБ). Поэтому глава о работе с каталогами библиотек не показалась мне ненужной. Лишь в ходе написания диссертации я научилась подбирать литературу самостоятельно. С правильным хранением найденного оказалось все чуть сложнее. В конце аспирантуры я перешла на библиографическую программу (JabRef), когда десятки статей, брошюр и книг были прочитаны, а записи лежали в папках. В итоге диссертацию я написала, не пользуясь программой, – и «забыла» очень многое. Это я осознала, когда начала разбирать уже после защиты все, что лежит у меня в компьютере. Статьи, хранящиеся на жестком диске, казались мне столь доступными и, как говориться, были всегда под рукой, что я не всегда делала из них выписки… так и запамятовала.
Наравне с поиском литературы в книге также уделяется внимание вопросу, как правильно читать литературу и как правильно делать записи. Несмотря на то, что это один из самых банальных вопросов, он все еще ставит меня в тупик. Просматривая старые записи, я нередко задаюсь вопросом, а зачем я это писала?
И самое главное: как писать научные работы? Этому посвящена большая часть книги «Техника научной работы». Для меня информация этого раздела была не столь нова, потому что в ходе работы над диссертацией я успела прочитать
Как научиться писать работы в научном стиле?
Рано или поздно любой студент сталкивается с необходимостью написания научного текста. В отличие от любого другого текста, научная статья требует определенного подхода к оформлению. Проще говоря, при ее написании требуется придерживаться научного стиля.
Структура научного текста
Для таких текстов характерна четкая последовательная структура изложения. Обязательными требованиями являются последовательность и логичность.
Заключение в научном стиле оформляется в конце текста, в то время как для многих других стилей выводы делаются в начале повествования.
Если в научном тексте приводится анализ какой-либо проблемы, то сразу после него следует соответствующий вывод.
Способ изложения текста
Для научного стиля характерны две основные особенности изложения мыслей автора и прочей информации:
- Текст всегда пишется в безличной форме;
- В текстах не допускается диалога с читателями.
При написании научных текстов не используется разговорный стиль – вся информация подается официальным языком, жестко и лаконично.
Лексический язык
Тексты в научном стиле всегда пишутся с использованием лексического языка и терминов, характерных для той или иной области науки. Такие понятия не требуют расшифровки при условии, если не вводятся впервые в работе. Помимо этого, для научного стиля характерны такие общепринятые лексические слова, как:
- Исходя из;
- Следовательно;
- Характерно;
- Относительно;
- Применительно;
- Соответственно;
- Предполагает использование и прочее.
Научный стиль также требует использования проверенных фактов и аргументированных выкладок.
Сложность
Доступность текста, оформленного в научном стиле, не является приоритетным параметром. Для подобных работ используются предложения средней сложности без объяснения прописных истин. Научные статьи, как правило, пишутся для весьма узкого сообщества, читатели которого компетентны в затрагиваемых в работе вопросах.
Жаргонная и сленговая лексика
В научном стиле ни в коем случае не прибегают к использованию жаргона и сленга. Даже слова и выражения, привычные в обиходе ученого сообщества, в работе заменяются профессиональными терминами и понятиями. Для каждого сленгового выражения имеется свой научный аналог.
Авторские права и ссылки
В основе любой научной стать лежат открытия, сделанные ранее. Использование чужих работ и публикаций требует указания авторства и ссылки на источники. Также в научном стиле допустимо размещения ссылок на графики, диаграммы, таблицы и рисунки.
В конце текста в научном стиле обязательно приводится список использованной литературы со ссылками на электронные версии документов, журналов и книг.
Нормативно-правовые требования
Научные тексты всегда оформляются в полном соответствии с принятыми ГОСТами. Аналогичные требования предъявляются дополнительным материалам – рисункам, таблицам, схемам, графикам и диаграммам.
Издания, в которых будет публиковаться научная статья, также выдвигают свои требования, соблюдение которых является
обязательным условием.
Полнота текста
Работа, оформленная в научном стиле, должна раскрывать затронутую тему настолько полно, насколько это возможно. При этом не должно оставаться никаких вопросов после ее прочтения.
Классификация научных текстов
Научные тексты делятся на три основных типа:
- Научные;
- Научно-учебные;
- Научно-популярные.
Каждый из них имеет свою аудиторию и к каждому из них предъявляются индивидуальные требования. Самым строгим типом является научный. Применяется только при написании профессиональных научных работ для специалистов в той или иной области науки.
Научно-учебный стиль отличается средней сложностью и применяется в основном при написании учебников, методических пособий и аналогичных изданий.
Научно-популярный текст несет науку в массы. Строгие требования изложения к нему не предъявляются, все содержащиеся в нем термины доступно и подробно объясняются.
Умение писать тексты в научном стиле является одним из обязательных навыков не только ученых, но и студентов. Знание базовых основ стиля позволит быстро научиться писать такие работы.
5 принципов написания научного текста
Так уж вышло, что в задачи образовательной деятельности современных студентов, магистрантов и аспирантов входит написание научных статей и тезисов.
Неприятно, конечно, все это. Лишняя работа. Но только научно-исследовательская деятельность для современного студента в силу определенных причин – обязаловка.
Но что делать, если этого почти никто не учит?
Конечно, есть на эту тему книги и руководства, написанные умными методистами, но они все нудные. Кто будет читать эту тарабарщину на 500 страниц, если едва ли среди вас найдется желающий дочитать до конца эту статью.
Поэтому Humber предлагает начать с малого и понять 5 фундаментальных принципов, которых необходимо придерживаться при написании научной статьи.
Если им следовать, процесс исследования и оформления его результатов для научного журнала будет намного проще.
Зачем писать академические тексты
У вас сложилось впечатление, что научные (академические) тексты не имеют никакого отношения к вашей будущей карьере? Вы не правы! Навыки т.н. академического письма имеют ценность не только для вашей учебы в вузе или защиты диссертации, но и для развития карьеры после окончания учебы.
Вы знаете, кто обычно получает приглашение на собеседование? Я отвечу – кандидат с лучшим резюме и сопроводительным письмом. Так что вам нужно будет продемонстрировать навыки письма, как только вы получите диплом об окончании вуза. Вы знаете, кто может рассчитывать на карьерный рост? Сотрудник, который пишет отличные отчеты, служебные записки и проч. Какую бы карьеру вы ни выбрали, навыки письма помогут вам в этом.
В конце концов, человек, который может грамотно излагать свои мысли, критически анализировать информацию, делать выводы, приводить аргументы в подтверждение своей позиции и т.п., будет эффективно применять эти навыки не только в научно-исследовательской работе, но и в обычной жизни, в профессиональной деятельности.
Цитата: Короче говоря, писать научные статьи студентам и тем более аспирантам надо уметь. И не только им. Мы не призываем вас стать отчаянным писакой, но определенно стоит развить навыки ясной и убедительной аргументации собственной позиции.
5 принципов академического письма
1. Ясность
Многие начинающие авторы ошибочно полагают, что научная статья по определению должна быть «заумной». И если читающему все понятно, что статья плохая или ненаучная, а, например, научно-популярная. Да, академические тексты действительно часто сложны для восприятия, потому что они имеют сложную структуру, содержат несколько гипотез и аргументов. Однако не стоит себе ставить цель намеренно «усложнять» статью, использовать длинные необычные слова только потому, что они делают текст более «красивым». Это неправильная стратегия. Структура статьи и разработанная вами концепция могут быть сложными, но сам язык изложения должен быть максимально ясным.
Попытайтесь использовать меньшее количество пассивных глаголов, причастий, качественных прилагательных и слов, значение которых вы специально искали в словаре. Если есть простые слова, которые могут выразить ваши доводы и аргументы, используйте их. При необходимости используйте различные текстовые редакторы и анализаторы текста (например, Адвего Плагиатус) – отличный инструмент, который покажет, что вы увлеклись. Попытайтесь избавиться от «длиннот», большого количества предлогов и других структур, которые затрудняют восприятие текста.
Главное правило, которое нужно запомнить: вам не нужно ограничивать себя небольшим количеством слов, чтобы выражаться ясно, но нужно избегать использования большого количества научных терминов или профессионального жаргона.
2. Конкретные примеры
Предположим, вы пытаетесь доказать, что определенный лидерский навык (например, способность мотивировать других людей) влияет на успех всей организации. Как вы это докажете? Вам нужны конкретные статистические данные и примеры из практики, которые придадут вашим выводам убедительности.
В научной работе могут быть абстрактные теоретические концепции, особенно когда тема связана с философией или общественными науками. Однако вы должны пояснить эти концепции на конкретных примерах, которые помогут читателю понять, о чем вы говорите. Примеры «работают» в каждой части статьи, поэтому обязательно используйте их, когда вы хотите привлечь внимание читателя и объяснить конкретную концепцию.
3. Объективность
Конечно, у вас есть свое собственное мнение, и вы хотите остаться при нем. Вы заявите о своей точке зрения в статье и попытаетесь доказать выдвинутое суждение сильными аргументами, но это не значит, что вы можете пренебречь противоположным мнением. Когда вы работаете над аргументами, вам нужно доказать, что вы изучили все стороны проблемы, и понимаете позицию ваших оппонентов.
Если, например, вы пишете статью о пользе марихуаны для здоровья, и вы действительно хотите доказать ее ценность для пациентов с различными заболеваниями, вам также необходимо обратить внимание на предупреждения и побочные эффекты. Не пренебрегайте исследованиями, которые противоречат вашим выводам, просто убедитесь, что вы обосновали свою точку зрения и показали, чем она отличается от существующих подходов.
4. Ссылки на источники и литературу
Вы должны быть предельно точны с информацией, которую используете. На этапе исследования вы скорее всего получите очень много информации, которая подтвердит ваши выводы. Очень важно правильно использовать их. Например, вы не можете просто сказать: «Многие больные почувствовали себя лучше при лечении анальгином». Вам нужно дать точную информацию: сколько пациентов? какие исследования содержат соответствующие доказательства? Необходимо использовать такую информацию в тексте. Вы должны быть уверены, что информация получена из надежного источника, прежде чем на него ссылаться. Особенно аккуратно нужно обращаться с информацией, полученной из Интернета.
Существуют различные формы оформления цитат (APA, MLA, Chicago и т.п.). Обязательно ознакомьтесь с требованиями к цитированию, поскольку каждая запятая и заглавная буква имеют значение.
5. Однородность и логика изложения
Согласованность относится к двум различным аспектам статьи: единообразие вашего стиля письма и логика формулирования и изложения ваших аргументов. Ваш авторский стиль должен быть последовательным. Если вы используете сложные предложения во введении, было бы разумно придерживаться этого и в других разделах статьи. А если как дядя Хэм – используете простой и ясный «телеграфный» стиль письма, следуйте ему постоянно.
Академическая статья с безупречной логикой изложения сама «ведет» читателя от введения к самому последнему предложению, не вызывая путаницы. Когда вы закончите с самым первым черновиком, вам нужно прочитать и пересмотреть текст, чтобы убедиться, что нет пробелов в информации. Прочтите его с позиции человека, который ничего не понимает в конкретной теме. Убедитесь, что все аргументы согласованы и связаны с выдвинутым тезисом. Не думайте дважды, прежде чем избавиться от повторяющихся или ненужных предложений и абзацев. Каждый фрагмент текста должен быть непосредственно связан с целью, которую вы преследуете.
Теперь вы знаете, какой должна быть настоящая научная статья.
На всякий случай повторим еще раз.
Текст вашей статьи должен быть понятным; аргументы необходимо подтверждать примерами из практики; следует ссылаться на другие работы схожей тематики, даже если они противоречат вашим выводам – будьте объективны; всегда давайте ссылки на источники и литературу, не допускайте плагиата, оформляйте ссылки согласно требованиям журнала; разработайте авторский стиль и следуйте ему; не забывайте о логике изложения – не «перескакивайте» с одного вопроса на другой.
Помните главное (и самое противное). Вы не сможете стать талантливым автором в одночасье. Принципы академического письма интуитивно понятны, но вам нужно применять их изо дня в день, чтобы закрепить навык! Тренируйтесь. Даже если вам пока не дали конкретного задания, не откладывайте эту работу в «долгий ящик». Выберите тему, которая вам нравится, и попытайтесь написать небольшую статью.
Редактирование научных текстов *
Науку, как одну из сфер деятельности человечества, характеризует социальная направленность знаний, которые объективно отображаются в литературе.
Активно формироваться научный стиль начал на грани 19-20 веков, когда научная деятельность начала приобретать формы профессиональной.
Это способствовало тому, что возникла необходимость реализовать определенную информацию в письменной форме.
Изначально научные тексты по своему изложению были больше похожи на художественное повествование. Однако, со временем, они стали приобретать лаконичность, точность изложения, монологический характер и нормированную речь.
Особенности научных текстов
Научный стиль характеризует основная его функция – точная передача логической информации с подтвержденными доказательствами ее истинности.
При этом выражение субъективных, личных эмоций писателя является недопустимым. Для фиксирования научной речи необходимо обладать определенными языковыми средствами, которые дают возможность однозначно и лаконично воссоздать сущность понятий.
Среди признаков научных текстов выделяют следующие:
- Объективность изложения. Автор должен излагать информацию непредвзято, отстраненно, без личной заинтересованности.
- Абстрактность, которая заключается в обобщении вследствие абстрагирования от описываемого вопроса.
- Интеллектуальность. Литератор научного стиля должен обладать определенным уровнем интеллектуального развития, который позволит максимально точно и беспристрастно передавать информацию.
- Краткость. Научные тексты должны быть лаконичными и сжатыми, с использованием допустимых терминологии и клише.
Особенности редактирования научных текстов
Редактор, который занимается правкой научной статьи, должен обладать определенными знаниями и навыками в данной сфере, и соблюдать следующие правила:
- Каждое слово в статье должно быть точным иметь обоснованность и рациональность употребления. Фразы должны подразумеваться исключительно в пределах их значения, что предусматривает терминологическую однозначность.
- Все слова должны быть семантически связанными друг с другом, объем их значения редактор должен соотносить с другими терминами. Несоблюдение данного правила литредактором способствует возникновению недопустимой в научном стиле тавтологии (повтор).
- Научный стиль предполагает использование специальной терминологии и общенаучных выражений, которые дают возможность произвести максимально точную, аргументированную трактовку. Специалисты рекомендуют в процессе правки использовать метод замены основного слова его дефиницией.
- Активное использование лексики абстрактного типа предусматривает необходимо уточнения значений и особенностей определенных выражений.
- Разговорная лексика, диалектная речь, жаргон в научных работах недопустимы. Также некорректно показывать позицию автора к написанному, с эмоциональной, экспрессивной лексикой. Вопрос или проблема, которую раскрывает научный труд, должны выражаться логично, аргументированно и объективно.
Таким образом, главными принципами редактирования являются:
- употребление соответствующей терминологии;
- согласованность между содержанием поданного материала и существующими стандартами и практиками;
- адекватность предоставляемых примеров, возможность применения их для решения определенных задач;
- современность и актуальность излагающихся методических разработок, положений, соответствие их инновационным требованиям общества.
Научная редакция может быть представлена в разной форме. Чаще всего редакторские правки выносятся при подготовке рукописи к издательству.
Автор по мере возможности учитывает их, и вносит соответствующие коррективы. В некоторых случаях редакторские замечания располагаются в отдельных текстовых вставках, таких как комментарии, сноски, примечания и т.д.
Особое место занимает предисловие редактора, которое является одной из форм научных комментариев, и включает в себя общее описание издания, с акцентированием внимания на отдельных его положениях и аспектах.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Разновидности редакторских правок
Анализ научных текстов совершается с помощью следующих видов редакции.
Литературное. Главное предназначение таких правок – совершение анализа и оценки литературной составляющей работы.
Данная проверка заключается в совершенствовании языка, соответствии стилю письма, исправление ошибок в области грамматики, синтаксиса, стилистики.
Художественно-техническое, которое относится к специальным подвидам. Данное редактирование включает в себя художественное оформление работы, а также технические параметры (величина шрифта, спуски, отступы и т.д.).
Данный вид правок осуществляется издательскими работниками по предварительному обсуждению и соглашению с автором.
Научное. Некоторые издания для проведения их проверки предусматривают необходимость привлечения специалиста в определенной области. Его главная задача – исправить все неточности в работе с научной точки зрения.
Некоторые издательства проставляют имя редактора на титульной странице работы, что свидетельствует о ее высоком качестве значимость и серьезность издания.
Стилистическое. Данная разновидность правок имеет много общего с литературным анализом. Разница между ними заключается в том, что литературная проверка позволяет сохранить авторский стиль, тогда как стилистическая направлена именно на исправление ошибок в плане стиля.
Подводя итог под всем вышесказанным, необходимо отметить, что научные работы должны быть логичными, последовательными, ясными и лаконичными, избавленными от любого субъективного мнения.
Основной задачей профессиональных редакторов в данной области является обработка текстов с учетом необходимого стиля подачи информации.
При этом важно максимально сохранить авторскую специфику и индивидуальность произведения.
Как написать научную статью — Молодой ученый
Вы студент?! Тогда начните с этой статьи: Как студенту написать первую научную статью. Инструкция
Научные статьи пишут студенты, аспиранты и состоявшиеся ученые. Публикация научных статей — обязательная часть работы над диссертацией. Цель данной статьи — ответить на основные вопросы, возникающие у человека, который впервые столкнулся с необходимостью написания научной статьи. В статье будет рассмотрен процесс работы над такой статьей.
Что такое научная статья
Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.
Выделяют следующие виды научных статей:
- Научно-теоретические — описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
- Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
- Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.
Научная статья предполагает изложение собственных выводов и промежуточных или окончательных результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.
Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой приоритет в выбранной области исследования.
С чего начать
Если вы готовите статью для определенного издания, журнала, сборника, следует, в первую очередь, изучить требования к принимаемым в него статьям: объем, оформление, круг тем. Например, требования к статьям, которые предъявляет журнал “Молодой ученый”, достаточно просты и понятны. Ознакомиться с ними можно здесь.
Затем можно поразмышлять над темой статьи. Для начала пересмотрите уже имеющийся у вас материал и подумайте, как его можно использовать для написания статьи. Чем более узко и специализированно представлена тема статьи, тем лучше. Не старайтесь объять необъятное. Тема должна быть актуальной для науки и интересной именно вам.
Определив тему, набросайте приблизительный план статьи, подумайте, как и в какой последовательности изложить материал. Теперь следует определиться, каких материалов вам не хватает для полноценных и аргументированных выводов.
Отправляйтесь в лабораторию, архивы, библиотеку, чтобы собрать недостающие сведения, провести дополнительные эксперименты. Обязательно обратите внимание на новые публикации по вашей теме, появившиеся за последние год-два. Перелистайте научные журналы, сборники конференций, журналы, газеты. Содержание статьи должно быть актуальным и основываться на позднейших наработках других исследователей.
Также рекомендуем: Как искать информацию для научной статьи
Собрав необходимый материал, сгруппируйте его, проанализируйте и обобщите. Для лучшего восприятия объема проведенной работы и результатов вашей деятельности представьте материал в наглядной форме: составьте схемы, диаграммы, графики, таблицы. Это поможет не только вам самим систематизировать полученную информацию, но и вашим читателям лучше понять вас и использовать ваш материал в своей деятельности.
Также рекомендуем: Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью
Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины. Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать скелет будущей статьи. Отложите написанный текст на несколько дней. Все это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее. Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после этого приступайте к заголовку, аннотации и ключевым словам.
Также рекомендуем: Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности
Структура научной статьи
Научная статья состоит из следующих основных частей: название статьи (заголовок), аннотация, ключевые слова, введение, основная часть, заключение (выводы, анализ, обобщение, критика), список литературы.
Рассмотрим особенности каждой из них.
Заголовок
Заголовок статьи должен выполнять две задачи: отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Так же, как и сам текст статьи, заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает ее содержание.
Также рекомендуем: Как придумать хорошее название для научной статьи
Желательно включить в заголовок несколько ключевых слов, относящихся к сути вопроса. При публикации такой статьи в Интернете или в электронном каталоге библиотеки заголовок с использованием ключевых слов повышает шансы, что ваши статьи будут найдены интересующимися данной проблемой. Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов.
Примеры удачных заголовков, которые хорошо раскрывают суть научной статьи:
«Математическое моделирование отрывных течений на основе нестационарных уравнений Навье-Стокса»
«Исследование потерь при распространении радиосигнала сотовой связи на основе статистических моделей»
«Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза»
Ошибки при составлении заголовка:
1. Заголовок статьи слишком общий и охватывает гораздо более широкий
круг вопросов, чем сам текст статьи. Заголовок должен быть как можно
более конкретным. Например:
«Работа педагога»; «Коучинг» — примеры плохих заголовков.
«Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития персонала»; «Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста» — примеры хороших заголовков
2. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение.
3. Сенсационный заголовок. Такие заголовки хороши в рекламных и новостных текстах, но для научной статьи они не годятся. Пример:
«Засорение окружающей среды — как мы за это расплачиваемся» — плохой заголовок.
«Методика расчета платы за экологический ущерб, нанесенный антропогенным воздействием» — хороший.
Если рассматриваемый вопрос не нов и не раз поднимался в научных работах, но вы вносите свой вклад в разработку темы или рассматриваете лишь некоторые аспекты проблемы, то можно начать заголовок со слов: «К вопросу о…», «К проблеме…», «К анализу…».
Аннотация
За заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи. Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть краткой, но при этом содержательной. Рекомендуемый размер аннотации — не более 500 символов, т.е. 4-5 предложений. В аннотации дается информация об авторе/авторах статьи, кратко освещается научная проблема, цели и основные авторские выводы в сокращенной форме. Также в аннотации отражается научная новизна статьи.
Также рекомендуем: Как написать идеальную аннотацию к научной статье
Аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей. Она должна быть написана простым, понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено и т. д.).
Аннотация выполняет две основные задачи:
- она помогает читателю сориентироваться в огромном объеме информации, где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации потенциальный читатель решает, стоит ли читать саму статью;
- служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.
Пример аннотации:
В статье раскрывается понятие политической социализации как процесса включения индивида в политическую культуру общества. Даются определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная, стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая, разобщающая и т. д.) Делается вывод, что политическая социализация как социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику базовых установок.
Ключевые слова
Ключевые слова — своего рода поисковый ключ к статье. Библиографические базы данных обеспечивают поиск по ключевым словам. Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины. Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания статьи и для ее поиска. Кроме понятий, отражающих главную тему статьи, используйте понятия, отражающие побочную тему. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.
Например, для статьи с названием «Дискуссионные моменты интерпретации экспрессивности как категории лексикологии» будут уместны такие ключевые слова: лексическая семантика, семантические признаки, коннотация, экспрессивная единица.
Обязательно попробуйте экспериментальный сервис автоматического формирования ключевых слов!
Автоматическое формирование ключевых слов научной статьи
Введение
Во введении следует познакомить с объектом и предметом исследования, изложить используемые методы исследования (оборудование, параметры измерений и т. д.), сформулировать гипотезу. Не лишним будет отразить результаты работы предшественников, что выяснено, что требует выяснения. Здесь же можно дать ссылки на предыдущие исследования для погружения в тему.
Основная часть
Основная часть — самый обширный и важный раздел научной статьи. В ней поэтапно раскрывается процесс исследования, излагаются рассуждения, которые позволили сделать выводы. Если статья написана по результатам экспериментов, опытов, необходимо эти эксперименты детально описать, отразить стадии и промежуточные результаты. Если какие-то эксперименты оказались неудачными, о них тоже следует рассказать, раскрыв условия, повлиявшие на неудачный исход и методы устранения недостатков.
Все исследования представляются по возможности в наглядной форме. Здесь уместны схемы, таблицы, графики, диаграммы, графические модели, формулы, фотографии. Таблицы должны быть снабжены заголовками, а графический материал — подрисуночными подписями. Каждый такой элемент должен быть непосредственно связан с текстом статьи, в тексте статьи должна содержаться ссылка на него.
Выводы
В этом разделе в тезисной форме публикуются основные достижения автора. Все выводы должны быть объективны, публиковаться как есть, без авторской интерпретации. Это позволяет читателям оценить качество полученных данных и делать на их основе собственные выводы.
Также вы можете предложить свой анализ полученных результатов, а также изложить субъективный взгляд на значение проведенной работы.
Список литературы
В этом разделе приведены ссылки на цитируемые или упоминаемые в тексте статьи работы.
Также рекомендуем: Как оформить список литературы
Научный стиль изложения
Для научного стиля изложения характерны целостность, связность, смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «на самом деле», «конечно», «действительно».
Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте научной статьи выражать какие-либо эмоции.
Приступая к написанию научной статьи, представьте себе того, для кого вы ее пишете. Трудные и малопонятные для вашей аудитории места снабжайте комментариями, но здесь важно соблюсти баланс и не начать объяснять элементарные и известные истины.
В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также специальная терминология. Весь материал излагайте в строгой последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и аргументируйте научными положениями.
Не используйте необоснованных заимствований, а те, которые требуются вам для подкрепления своих мыслей, оформляйте в виде цитат со ссылками на первоисточник. Не забывайте делить текст на абзацы. Если статья обширна, используйте подзаголовки. Такая статья легче воспринимается.
Также рекомендуем: Стиль научной статьи
Перед отправкой
Когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от темы.
Если есть возможность, еще раз отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте ее свежим взглядом.
Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:
Теперь можно отправлять!
Отправить ответ