Какой тип текста как правило не имеет сюжета и деи ствующих лиц – Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Методические особенности работы с текстом- повествованием в начальной школе

Содержание

Специальная методика развития речи и обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС — тесты для Педкампус

1.    Какая характеристика текста выражается в смысловой и временной логике изложения событий, завершенности структурных частей, специальном отборе слов, связанных с темой?
•     актуальность
•     полнота
•     связность
•     цельность

2.    Какой тип текста наиболее близок к научному?
•     повествование
•     рассуждение
•     описание
•     нет правильного ответа

3.    Укажите, какие функции выполняет слово:
•     фонетическую
•     когнитивную
•     номинативную
•     коммуникативную

4.    На реализацию какого принципа обучения русскому языку и развития речи направлены следующие упражнения: 1) чтение предложений, записанных на доске, с интонацией; 2) установление порядка следования предложений; 3) Составление из простых предложений сложных; 4) Расстановка знаков препинания, выделение главных членов предложения?
•     принцип единства развития речи и мышления
•     принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи
•     принцип обязателной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся

•     принцип коммуникативной направленности обучения

5.    Отметьте типичные характеристики речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью:
•     чрезмерное сужение значения слова
•     пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы
•     большая распространенность предложений
•     использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций
•     чрезмерное расширение значения слова
•     различие между пассивным и активным словарем

6.    Какой тип текста представляет собой сообщение о событиях и явлениях, развертывающихся во времени?
•     нет правильного ответа
•     повествование
•     рассуждение
•     описание

7.    Какой тип текста, как правило, не имеет сюжета и действующих лиц?
•     нет правильного ответа

•     повествование
•     описание
•     рассуждение

8.    Какой принцип обучения русскому языку и развития речи реализуется с помощью таких методов, как: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация?
•     принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи
•     принцип единства развития речи и мышления
•     принцип коммуникативной направленности обучения
•     принцип элективной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся

9.    С целью обеспечения доступности учебного материала русскому языку его отбирают на основе следующих критериев:
•     Научно-формальное изложение учебного материала
•     Связь с жизнью детей
•     Уровень научной обобщенности
•     Концентризм в подаче учебного материала

10.    Для сохранения в памяти учащихся последовательности развития событий используются такие смысловые вехи, как:

•     серия картин
•     план
•     собранный наглядный материал, расположенный в порядке хода экскурсии
•     опорные слова

11.    Программа по русскому языку определяет следующие задачи работы над словом:
•     формирование неологизмов
•     уточнение значений слов
•     активизация словаря
•     обогащение лексикона

12.    Какие приемы в построении учебной деятельности учащихся позволят обеспечить прочность знаний?
•     актуализация учебного материала
•     многократность закрепления изученного материала
•     разнообразие упражнений
•     осознанное усвоение материала

13.    При обучении русскому языку необходимо учитывать следующие принципы:
•     элективная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся

•     дезинтеграция устной и письменной форм речи в процессе их развития
•     коммуникативная направленность обучения
•     формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей

14.    Укажите, какие задачи решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения?
•     исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков
•     коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи
•     обогащение, уточнение и активизация словарного запаса
•     развитие умения грамматически правильно оформлять предложения

15.    Укажите требования к проведению словарной работы в специальной школе или специальном классе:
•     устранение контекстного объяснения новых слов
•     дозировка слов на единицу учебного времени (10-20 новых слов за урок)

•     важно соблюдать естественность условий при активизации лексики
•     процесс презентации слов должен затрагивать работу всех возможных анализаторов

16.    Укажите верные утверждения:
•     дифференцированный подход должен занимать на каждом отдельном уроке относительно большой отрезок времени
•     применительно к одной группе учащихся дифференцированный не подход может использоваться в течение длительного срока
•     применительно к одной группе учащихся дифференцированный подход может использоваться в течение длительного срока
•     дифференцированный подход должен занимать на каждом отдельном уроке относительно небольшой отрезок времени

17.    Какая характеристика текста достигается за счет использования лексико-грамматических и интонационных средств?
•     полнота

•     цельность
•     связность
•     актуальность

18.    В каких аспектах (на каких уровнях) владения языком может проявляться его интуитивное усвоение?
•     морфологическом
•     синтаксическом
•     фонетическом
•     стилистическом

19.    Минимально значимая единица коммуникативного уровня, которая характеризуется грамматической организованностью, смысловой и интонационной законченностью — это:
•     слово
•     предложение
•     буква
•     абзац

20.    Какой принцип обучения русскому языку и развития речи предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи?
•     принцип элективной мотивации языковой и речевой деятельности учащихся
•     принцип коммуникативной направленности обучения

•     принцип взаимосвязи устной и письменной форм речи
•     принцип единства развития речи и мышления

Типы текста и их характеристика

Каждый текст состоит из соединенных между собой предложений или абзацев, которые объединены в единое целое определенной темой и главной мыслью. Все предложения в тексте имеют смысловую связь, которая выстраивает иерархию частей по смыслу, значимости и сложности. По функционально-смысловому содержанию выделяют следующие типы текстов в русском языке: повествование, описание и рассуждение. Рассмотрим их главные особенности.

Повествование – это история о каком-либо событии, рассказанная во временной последовательности. На первое место здесь выдвигается сам процесс действия, то есть развитие сюжета. Произведения этого типа динамичны и в основном начинаются с завязки или с развязки инцидента, который излагается в прямой или обратной хронологической последовательности. Часто используется в письмах и воспоминаниях. Поскольку здесь сообщается о действиях и происшествиях, важная роль принадлежит глаголам прошедшего времени и наречиям, указывающим на последовательность (однажды, потом, наконец и пр.), которые помогают разворачивать повествование. Все повествовательные типы текста имеют завязку (начало истории), кульминацию (её развитие), развязку (конец события).

У описания главная идея заключается в словесном изображении какого-то явления путем перечисления его основных характеристик и признаков.Его цель – передать предмет описания так, чтобы читатель ясно увидел его в своем сознании. У пейзажа это будет вид неба, трав, деревьев; у портрета – выражение глаз, осанка, походка. Для описательных текстов характерна последовательность в описании, единство взгляда, использование прилагательных и статичность. Основная схема его построения такова: общее впечатление об объекте – отдельные признаки – отношение автора к объекту.

Сравнивая эти типы текста, можно сказать, что они противопоставлены друг другу, так как их характеристики заключаются в статичности одного и динамике другого.Последний тип – это рассуждение. Оно основывается на разъяснении и утверждении какой-либо мысли, описывает причины явлений, размышления, представляет собой тему из четырех частей: вступление – тезис – аргументация (доказательства) – вывод. Эти типы текста, в отличие от описания и повествования, имеют более сложную структуру предложения (с использованием обособленных оборотов и разными типами союзной и бессоюзной связи) и лексику (употребляется много отвлеченных понятий). Главная цель – доказать что-либо, переубедить другого, опровергнуть мнение оппонента.

Как видно, все типы (речи) текста имеют особые композиционные особенности и употребляются в различных жанровых формах. Однако в чистом виде повествование, описание и рассуждение встречаются не всегда, в основном комбинируют их элементы. К примеру, художественные тексты часто объединяют все типы текста, которые последовательно чередуются друг с другом, а рассуждение может состоять из описательных и повествовательных составляющих. Это делает произведение более выразительным и интересным.

Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников на основе восприятия картин

В данном материале мы рассматриваем 3 основных параметра —

связанность текста, членимость текста и типы текстов. Чтобы ознакомиться с полным содержанием, кликаем на «плюсики»!

Связанность текста

Связанность достигается за счёт использования лексико-грамматических, а в устной речи  и интонационных средств.

К ним относятся:

1. Морфологические средства:
  • местоимения (личные и указательные),
  • местоимённые наречия,
  • союзы и союзные слова,
  • частицы.
2. Синтаксические средства:
  • параллелизм структуры предложений,
  • однотипный порядок слов,
  • вводные слова,
  • использование неполных предложений,
  • видовременная соотнесённость сказуемых.
3. Лексические средства:
  • повторы отдельных лексических единиц,
  • контекстуальные синонимы, антонимы,
  • родовидовые обозначения,
  • однокоренные слова.
4. Различные виды интонации (фонетические средства)
Членимость текста

Членимость текста предусматривает понимание текста как совокупность двух или нескольких предложений, связанных по смыслу. Проявлением данной характеристики является возможность деления текста на логически законченные части, выделение в них главного, составление плана.

Делить текст на части, определять его начало, основную часть и концовку помогают слова, характерные для каждой структурной единицы текста:

  • однажды,
  • как-то раз,
  • вдруг,
  • затем,
  • потом,
  • наконец,
  • вот так,
  • значит,
  • итак,
  • следовательно и др.

Этот признак тесно связан с типом текста, жанром речевого высказывания, стилем речи, поскольку структурные части везде сочетаются различным образом.

Из таких особенностей текста, как членимость и связанность, вытекает следующая закономерность построения и понимания речевого высказывания: смысл текста зависит не столько от содержания отдельных частей, сколько от их монтажной взаимосвязи, заставляющей читателя, слушателя, зрителя идти путём определённым автором. Важная особенность этой взаимосвязи заключается в том, что в творческий процесс  включаются мышление и эмоции читателя или слушателя.

Речевые высказывания как анализируемые, так и создаваемые учащимися, могут представлять собой такие типы текстов, или «функционально-смысловые типы речи», как повествование, описание, рассуждение, каждый из которых отличаются определёнными особенностями в содержании, структуре и языковом оформлении.

Повествование представляет собой тип текста, в котором сообщается о событиях и явлениях, развёртывающихся во времени. В этих текстах обычно обозначены место и время действия,  имеются действующие лица, определённый сюжет, в котором можно выделить зачин, кульминацию и развязку.

Модель текста-повествования включает три част

Типология художественных текстов В. П. Белянина


⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 25Следующая ⇒

Некоторые текстовые классификация носят нетрадиционный характер. Примером

одной из таких типологий с полным правом можно назвать концепцию В. П. Белянина (1988:

43-88). Как было показано в п. 1, многие лингвисты при классификации художественных

текстов пользуются традиционным разделением литературы на три жанра — лирику, эпос и

драму, каждый из которых предполагает выделение разновидностей того или иного жанра. В.

П. Белянин пытается ввести в классификацию художественных текстов новые критерии,

основанные на достижениях психолингвистики.

По мнению В. П. Белянина, каждому типу текста соответствует определенный

тематический набор объектов описания (тем) и определенные сюжетные построения. В

рамках каждого типа текста можно выделить довольно ограниченный (с семантической

точки зрения) список предикатов, которым характеризуются выбранные объекты

материального и социального мира. В свою очередь, этим предикатам соответствуют наборы

лексических элементов, которые встречаются довольно часто в текстах определенного типа,

а тексты другого типа, входя в другие семантические пространства, имеют иные смыслы.

В. П. Белянин предлагает различать следующие типы текста.

1. Светлые тексты. Основное идейное содержание светлых текстов составляет

понимание того, что все живое уникально и неповторимо. Главный герой (автор) понимает

всю самоценность всего живого и несет свое светлое понимание жизни другим людям. В

основе светлых текстов лежит описание мира личности или того мира (в том числе и

природного), который окружает эту личность. «Я», выступающему как субъект

жизнедеятельности, приписываются в светлом тексте предикаты с общим значением

честный, чистый, уникальный. Примерами таких текстов могут служить образцы японской

поэзии хокку, танку, многие рассказы А. Гайдара, а также другие тексты (Р. Бах «Чайка

по имени Джонатан Ливингстон»).

2. Активные тексты. Содержание активных текстов определяется

противопоставлением главного героя действиям других персонажей, которые пытаются

помешать ему. По ходу сюжета герой, обладающий рядом достоинств, пытается

реализовать свои идеи, представляющиеся ему чрезвычайно ценными и важными для всех

членов общества. Он организовывает вокруг себя единомышленников, друзей, помощни

ков, которые верят в его идею и в его бескорыстие и честность. Враги же — это злые,

подлые, коварные люди, которые борются против него, пользуясь его наивностью,

доверчивостью и неосведомленностью во многих темных и грязных делах. Завершается, как

правило, такой текст «победой добра над злом» и развенчанием врагов и предате

лей. Основной характеристикой активных текстов является их динамичность. Примером

такого текста является роман П. Вежинова «Барьер».

3. Простые (или жестокие) тексты. Семантика простых текстов определяется

наличием оппозиции «я» — «враг». Положительный герой характеризуется как человек

простой, обычный, а враг — знающий, наблюдающий и чужой. Предикат «простой»

получает следующее толкование: естественный, нормальный, делающий свое дело. «Про-

стой» — это тот, кто звезд с неба не хватает, академий не кончал, но и не глупый: когда надо,

он может понять, а самое главное — сделать. Многие простые и жестокие тексты

существуют в виде сказок или рассказов о животных. Примерами таких текстов является

хорошо известная сказка о Красной Шапочке, повесть Р. Киплинга «Маугли», рассказы Э.

Сетона-Томпсона («Лобо») и др.

4. Веселые тексты. Веселые тексты написаны легко и свободно. Они насыщены

описанием большого количества событий, героев и их поступков. Встреча с опасностями

каждый раз завершается для героя веселого текста их удачным преодолением и победой. В

финале, как правило, говорится о том, что герой устремляется к новым приключени

ям. Веселые тексты описывают поведение людей, характеризующихся богатством идей,

предприимчивостью, ловкостью, изворотливостью и всегда веселым настроением. Герой

веселого текста готов покорить весь мир: с легкостью обманывают всех Хлестаков

(«Ревизор» Н. В. Гоголя) и барон Мюнхгаузен («Приключения барона Мюнхгаузена» Э.

Распе), никогда не унывает Великий комбинатор Остап Бендер («Двенадцать стульев» и

«Золотой теленок» И. Ильфа и В. Петрова), преодолевают все преграды друзья-мушкетеры

(«Три мушкетера» А. Дюма).

5. Красивые тексты. Для красивых текстов характерно описание большого количества

нереальных и / или трагических ситуаций, происходящих с героями («Всадник без

головы» М. Рида). От веселых текстов они отличаются меньшим количеством действующих

лиц и большим пристрастием к красочным описаниям необычных событий, происходящих

с героем. Стиль их приподнятый и нарочито красивый, изящный.

6. Усталые тексты. Такие тексты достаточно разнообразны в содержательном плане,

но их идейная направленность сводится к одной мысли: слабого надо пожалеть, ему надо

помочь. Это тексты о жизненных трудностях, о горестях поражений, о болезнях и

разочарованиях в жизни. Главным героям усталых текстов приписывается, как правило,

предикат «робкий». Одной из особенностей таких текстов является отсутствие предикатов с

яркой эмоционально-положительной окраской. В общем объеме литературы число усталых

текстов невелико: «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя,

«Палата № 6» А. П. Чехова и др.

7. Печальные тексты. В таких текстах автор нередко возвращается в места

юности и / или описывает картины счастливого детства. Семантический компонент таких тек

стов — «сожаление» и «завершение». Все завершается, кончается, уходит, прекращается.

Будущее в таких текстах практически отсутствует. Стиль печальных текстов лиричен,

нередко они существуют в поэтической форме (например, многие «Стихотворения в прозе»

И. С. Тургенева). Герой печального текста — личность, которая вызывает жалость,

но не унижающую, а добрую. Таков, например, немой Герасим из рассказа «Муму» И. С.

Тургенева. По психологической доминанте к печальным текстам можно отнести многие

произведения Леонида Андреева.

8. Сложные тексты. В семантике сложных (точнее говоря, усложненных) текстов

ведущим является стремление понять необычное, трудное, не известное «среднему» челове-

ку. Это сопровождается построением гипотез в форме умозрительных схем и моделей,

авторы которых стремятся к логической непротиворечивости, но не к описанию реального

состояния дел. Такого рода особенности порождающего текст мышления вызывают путаную,

многоплановую, со многими отступлениями и ассоциациями структуру текста. Разные

семантические компоненты сложных текстов связаны между собой очень слабо, они

находятся словно на границе ассоциативного мышления. Таковы, например, произведения

«Игра в бисер» Г. Гессе, «Улисс» Д. Джойса, (частично) «Алиса в стране чудес» и «Алиса в

Зазеркалье» Л. Кэрролла, многие фантастические романы («Солярис» С. Лема, «Пикник на

обочине» братьев Стругацких и т. п.).

9. Смешанные тексты. В художественной литературе существует большое

количество текстов, которые не выделяются своей языковой и содержательной

отмеченностью. Многие тексты, если не большинство, могут заключать в себе описание

нескольких типов сознания, многих состояний и типов поведений людей. Тексты, в которых

можно увидеть как минимум описание двух типов сознания, называются смешанными. Для

них характерно определенное сочетание лексических единиц психологически разнородной

семантики, пересечение семантических полей и диффузность структурных моделей, которые

существуют в «чистом виде» в текстах, представляющих один тип сознания. В самом

простом случае в смешанном тексте имеется только два типа сознания, находящихся в

отношении подчинения одного другому либо в отношении сосуществования (ср., например,

стрекозу и муравья из басни «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова). Здесь нет конфликта,

подобного конфликту жестоких текстов, здесь имеется всего лишь противопоставление двух

типов отношения к миру, а не их противоборство. В таких текстах отсутствует

усложненность на уровне поверхностного синтаксиса, но она появляется на уровне

макроструктуры, а весь текст, не являясь понятным в отдельных фрагментах, не всегда

понятен в его целостности («Процесс» и «Превращение» Ф. Кафки, «Женщина в песках» К.

Абэ и др.).

Глава 13

ДИАЛОГ КАК ОСОБЫЙ ТИП ТЕКСТА

Особым видом текста является диалог, который

членится на высказывания его участников

Вольфганг Дресслер


Рекомендуемые страницы:

Какие есть типы речи в тексте и как их различить. пожайлуста

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата) . В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия) . Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Например: Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата) . В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.) . Например: И вдруг.. . случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека.. . Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн) Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать) . В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д. ) Например: Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К. Г. Паустовский) Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Режим повествования — Википедия

Режимы (или типы) повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ. narrative voice) — техники подачи сюжетной информации, например с помощью прямого воспроизведения мыслей и чувств персонажа, создания иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях, чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч. Кроме того, режим повествования предполагает конструирование идиолекта нарратора — речевых черт лица, ведущего повествование («рассказчика» или «повествователя»), от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до оригинального, настоящей речевой маски, в наиболее яркой форме воплощаемой в форме сказа, нарративная специфика которого заключается в выстраивании стилистико-дискурсивного противостояния автора и рассказчика.

В роли нарратора может выступать, например:
1) вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик, обладающий именем, элементами биографии и т. д., но внешний по отношению к событиям, разворачивающимся в тексте (Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя),
2) автор-повествователь («Война и мир» Л. Н. Толстого или «Мёртвые души» Н. В. Гоголя),
3) один из участников событий произведения (хроникёры в романах Ф. М. Достоевского) и др.

Типы нарраторов могут резко отличаться по их способности проникать в сознание героев (одного или нескольких), по степени их осведомлённости (см. ненадёжный рассказчик), вовлечённости в события, ангажированности, эмоциональной привязанности к тем или иным персонажам, заметности для читателя, оригинальности индивидуальной речевой манеры и целому ряду других. Кроме того, в произведении может быть целая система нарраторов, более или менее эксплицитно представленных в тексте (яркий пример — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова). Нарративное пространство текста может быть организовано непоследовательно: заявленный хроникёр в ходе развития сюжета может спорадически наделяться чертами всеведущего автора («Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), объективированный автор-повествователь может утрачивать доступ к сознанию своего героя и проч.

Под повествовательной точкой зрения в художественном тексте подразумевается позиция нарратора по отношению к излагаемым событиям. Достаточно популярной в нарратологии является аналогия между ролью нарратора художественного текста и оператором в кинематографе, который может снимать с некоторой внешней точки зрения, охватывая пространство событий целиком, может быть в центре действия, держа ручную камеру, использовать несколько камер и т. д.

Повествование от первого лица[править | править код]

В этом режиме повествования нарратором является рассказчик, одновременно выступающий в роли персонажа и обозначающий себя с помощью местоимения первого лица «я» или — гораздо реже — «мы» (как в «Толстой тетради» Аготы Кристоф). Обычно такой тип рассказчика дает возможность эффективно выражать скрытые и недоступные внешнему наблюдателю мысли и чувства рассказчика, открывает путь разнообразным формам самонаблюдения и рефлексии персонажа, что сближает его с дневниковым письмом. Нередко рассказчиком выступает герой, чьи мысли оказываются доступны читателю, но обычно не другим действующим лицам. Повествование от первого лица предрасполагает к конструированию нарративного идиостиля рассказчика, с особым выбором лексики, идиоматики, другими языковыми особенностями.

Повествование от первого лица может сближаться с объективированным повествованием от третьего лица, когда повествующее «я» словно не отдает себе отчёта в том, что излагает историю, и наоборот, на самом факте рассказывания может сделан акцент, если «я»-рассказчик подчёркивает, кому, зачем, когда и где он осуществляет акт наррации. Такой эксплицитный рассказчик обычно является участником описываемых событий: главным героем (Печорин в повестях «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова), второстепенным участником событий (Максим Максимыч из повести «Бэла» из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова), случайным свидетелем (офицер-рассказчик в повести «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова), последовательным хроникёром, практически не участвующим в действии (Антон Лаврентьевич Г-в из «Бесов» Ф. М. Достоевского). Также возможно совмещение и переключение этих ролей (доктор Ватсон из «Записок о Шерлоке Холмсе» совмещает роли хроникёра и второстепенного персонажа).

Фундаментальными чертами персонажа-рассказчика от первого лица являются субъективность в подаче и осмыслении событий и трактовке мотивов действий других персонажей, неполнота сведений, которыми он располагает, эксплицитный психологизм его оценок других действующих лиц. Кроме того, такой «я»-рассказчик может иметь цель ввести адресата в заблуждение или дать намеренно искажённый образ событий. «Я»-нарратив предполагает, что читатель выстраивает свой образ рассказчика и в ходе восприятия текста корректирует конструируемый рассказчиком образ реальности, восстанавливая, что «на самом деле» произошло.

Характерной приметой литературы нового времени стали повествования от нестандартного первого лица, где в роли нарраторов выступают люди с психическими нарушениями, асоциальные типы, животные и даже неодушевлённые предметы («Чёрный кот» Э. А. По, «Житейские воззрения кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана и многие другие). Рассказы от лица животных и предметов довольно быстро стали использоваться в детской литературе (ср. «Дневник фокса Микки» Саши Чёрного).

Фигура рассказчика от первого лица накладывает и известные ограничения на авторское повествование, в частности потому, что вовлечённый в действие герой, находящийся в определённом месте в определённое время, не может достоверно знать, что происходит в другом месте, что осложняет естественное воплощение параллельных сюжетных линий. Для преодоления этих ограничений используется целых ряд сюжетных ходов, превратившихся в штампы (подслушивание разговоров, чтение чужих писем и проч.) Для повествования от первого лица поэтому характерны высокая степень индивидуальности, субъективности изложения и одновременно ограниченность изображаемого точкой зрения повествователя, его опытом и кругозором, см., например, рассказ И. А. Бунина «Холодная осень», где рассказчица выделяет крупным планом только одно субъективно значимое для неё воспоминание и опускает целый ряд событий или максимально их «сгущает».

Долгое время в качестве терминологического обозначения этой повествовательной формы, в том числе и в работах М. М. Бахтина, использовался немецкий термин Ich-erzählung.

Повествование во втором лице[править | править код]

Достаточно редкая нарративная форма, практически никогда не бывающая единственной в художественном прозаическом тексте. С ее помощью достигается контакт читателя с текстом, читатель чувствует, что сам он — персонаж внутри истории, элемент сюжета, действия:

Закрой глаза и увидишь. В городе, в Макарьеве, вдоль улицы Советской, высокою булыжной мостовой, брат бежал, мелькая хлещущими по лодыжкам штанинами, а ты шел за ним, быстро шел — ах, сразу не помять бы щегольски наглаженные флотские брюки!

— В «первом номере» дают! — вскинув узелок, сказала седенькая старушка, останавливаясь возле дома с распахнутым на тротуар незанавешенным окном.

Белый узелок. И ты нетерпеливо шаркнул коваными подошвами американских ботинок — резво побежал, придерживая заколотившиеся на груди две медали.

Поздышев В. А. Неотложность: Роман. – М.: Советский писатель, 1986

Повествование от третьего лица[править | править код]

В произведениях, которые строятся как повествование от третьего лица, повествователь противопоставлен другим персонажам как фигура иного пространственно-временного плана, иного уровня. Он может выступать как объективный наблюдатель или всезнающий рассказчик, поэтому отличительными особенностями данного типа повествования является большая степень объективности, относительная полнота в передаче внутреннего мира других персонажей, в описании окружающей их жизни. Если в повествовании от первого лица устанавливается соотношение «речь рассказчика — речь персонажей», то в повествовании от третьего лица наблюдается подвижное соотношение «речь повествователя — субъектно-речевой план героев».

Повествование от нескольких лиц[править | править код]

Прошедшее время[править | править код]

Настоящее время[править | править код]

Будущее время[править | править код]

Термин «фокализация» был предложен в начале 1970-х годов французским структуралистом Жераром Женеттом в качестве развития идей Ж. Пуйона и Ц. Тодорова для обозначения повествовательной перспективы и стал ключевым для нарратологии. Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:

  • нулевая фокализация (фр. focalisation omnisciente ou zéro): классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.
  • внутренняя фокализация (фр. focalisation interne): читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа» (фр. personnage focal), его глазами, что проявляется, в частности, в использовании дейктических и других референциальных средств. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А. П. Чехова в рамках объективированного повествования от третьего лица, передающего взгляд на события с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.
  • внешняя фокализация (фр. focalisation externe): взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель. Последний может только выдвигать более или менее правдоподобные мотивировки действий героя.

В реальных художественных текстах разные типы фокализации могут формировать сложные структуры с доминированием одного из них.

  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963 (переработанная версия книги «Проблемы творчества Достоевского». — Л.: Прибой, 1929).
  • Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. — М.: Языки русской культуры, 1996.
  • Успенский Б. А. Поэтика композиции. — М.: Искусство, 1970.
  • Шмид B. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003.
  • Genette, Gérard. Figures III, 1972.

План-конспект по русскому языку на тему: Типы текстов

Тема:  Строение текстов  разных типов.

Цель:  Обобщить и систематизировать знания о  типах текстов.  

Задачи: Совершенствовать знания учащихся  о  типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать  развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме.  Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения.  Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. 

Тип: обобщение и систематизация знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:  мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», сигнальные карточки «Светофор», раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, картинка тигра, эскиз газеты, памятки, карточки с буквами Р,О,П .

Результаты обучения:

Умеет:

—  определять тип текста;

—  различать текст (описание, повествование, рассуждение) по их характерным признакам;

— самостоятельно составлять тексты разных типов, используя  свои навыки, применяя ранее усвоенные знания;

— давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.  

Ход урока.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Настроенье каково?

Во!!!

1.Организационный момент.                              

— Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!

— Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.

— Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и приглашаю принять участие в создании «Классной газеты». (Показ заготовки газеты)

— Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам.

Деление на группы 

1 группа-«Сообщаю»       2 группа –«Описываю»        3 группа –«Рассуждаю»   4 группа – «Составляю»

Психологический настрой:

Поприветствуйте друг друга, используя стратегию «Ладошка к ладошке».

Ладошка в ладошку мы руки возьмём,

Дружной семьей мы в классе  живём.

 Наш девиз: «Один за всех и все за одного».  

(У вас на столах есть рабочие листы под названием «Заметки журналиста») Запишите свою  фамилию и имя.

Запишем число выхода нашей газеты в издание (Назовите орфограммы):  

2.Сообщение темы и цели урока.

— Внимание на экран! ( Презентация)

— Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (Составить из букв слово)

Верно, определить ТЕМУ нашего издания, поможет это задание.

-Соберите из букв слово: КЕТТС.

-Как связаны названия отделов с темой? (Сообщаю – текст-повествование; Описываю – текст-описание; Рассуждаю – текст-рассуждение).

Итак, тема нашей «Классной газеты» — ТИПЫ ТЕКСТОВ. (Записать на рабочих листах)

-Используя опорные слова, определите ЦЕЛЬ работы.

(Умею: РАЗЛИЧАТЬ – типы текстов по их характерным признакам; СОСТАВЛЯТЬ – текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение)

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

— Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист?  

А) Первая колонка нашей газеты посвящена рубрике «Горячие новости» или «Это должен знать каждый»

– Повторим типы текстов и их характерные признаки.

 Слайды.  Памятки.

4. Работа с сигнальными карточками.

(Читаю тексты разных типов)

—  Определите тип текста  и  покажите карточку.

— 5. Повторение и анализ основных понятий.  

Б) Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком пойдёт речь в тексте:

Хищник сильный он, зубатый, полосатый и усатый.
И клыки большие есть. Мясо любит он поесть.
У него с когтями лапа, может сильно поцарапать,
А издалека на кошку этот зверь похож немножко.     (Тигр)    (Картинка)

— Так о ком пойдёт речь в следующем задании? (О тигре)  

6. Возьмите файл №1. Прочитайте текст, определите его тип   (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор.  (Работа в парах, затем обсуждение всей группой)

1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.  

3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? 

4 группа. Составьте текст из предложений.

    Тигр – это большое и сильное животное, самый крупный представитель семейства кошачьих.

    Рисунок, расположенный на теле  характерен только ему, на планете нет животных с таким окрасом. Красивые зелёные глаза, широкий нос, округлые ушки и, конечно же, острые зубы. У него отличное зрение, хороший слух и обоняние. 

     Красавец, да и только! 

РУБРИКА «ЭТО ИНТЕРЕСНО»            

Наши спец. корреспонденты подготовили заметки для рубрики «Это интересно» (Сообщение про тигров)

Физминутка.

7. Обобщение и систематизация знаний.

— Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности.

  Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же  сохранилось. Помогите автору восстановить текст.   

(Индивидуальная работа)  Восстанови  текст. Определи тип текста.

(Текст – описание)

   Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____.  Шубка у него ____,  а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.

    Я давно дружу с_____________.

Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый.

(Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием)

 (Текст – рассуждение)

   Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это  ____________друг. А ещё с ним можно__________________.  А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________.

Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь,   утешает в горе.    

(Текст – повествование)

   У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут.

Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда   у ____очень хорошее настроение он любит_______.  Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________,

Вот такой он озорник!

— Какие тексты вы выбрали ? Докажите.

-Кто согласен ? (Сигнал)

8. Чтобы проверить ваши знания,  предлагаю тестовое задание. (Индивидуальная работа)

Тест по теме «Типы текстов». (Взаимооценивание)

— Чтобы проверить ваши знания предлагаю тестовое  задание

— Выставите отметку своему соседу, используя критерии – без ошибок- «5», 1 ошибки-«4», 2-3 ошибки-«3».

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания

2. К какому типу текста можно задать вопрос « Почему?»

А)текст- рассуждение   Б) текст- повествование   В) текст – описание

3. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А) текст- рассуждении   Б) текст- описание  В) текст- повествование

4.Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В)имя существительное

5. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст- описание    Б) текст- рассуждение  В)текст- повествование

 РУБРИКА «РЕЗЮМЕ» (- краткий вывод о чём либо)

 — Каждый журналист должен уметь резюмировать информацию, то есть делать вывод, подводить итог своей работы. Я вам предлагаю это сделать

 9 .Инструктаж д/з.

Знаете ли вы ещё животных, которые относятся к семейству кошачьих?

— Чтобы прочными были ваши знания, даю вам спец. задание.

(Написать заметку для следующего выпуска «Классной газеты», о животном из семейства кошачьих, используя любой из типов текста)

10. Итог урока. Рефлексия.

— Перед вами первый выпуск «Классной газеты».

— О чём наша газета? (О типах текста, интересные факты о животных…..)

— Какой тип текста вы использовали во время ответа на этот вопрос? (Повествование)

— Какая получилась газета? (Интересная, классная, замечательная, лучшая….)

— Какой тип текста помог описать нашу газету? (Описание)

— Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом)

— А еще почему «классная»? (Лучшая, замечательная)

— А сейчас какой тип текста помог ответить на вопрос? (Рассуждение)

— Добились ли мы цели урока?

Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове.

Мы газету закрываем и здоровья всем желаем!   

                       ( Притча  с бабочками).                                                          

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о