Типы речи
Типы речи — это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо.
Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются.
Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.
Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования — динамичность. Ведущая часть речи — глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т.д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.
Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко — и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.
Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис — это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы — это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод — итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах любого стиля.
Виды изобразительно-выразительных средств
Тропы (основаны на лексическом значении слова)
Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение:
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы:
Анчар, как грозный часовой, стоит один — во всей вселенной (А. С. Пушкин).
Метонимия — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки:
Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (имеется в виду вся французская армия) (М. Ю. Лермонтов).
Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
Литота — троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А. Грибоедов).
Олицетворение
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
Аллегория — троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности:
Медицина — змея, обвивающая чашу, хитрость — лиса и т. д.
Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:
Царь зверей — лев.
Ирония — прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое:
Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).
Стилистические фигуры
Они основаны на особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение — придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.:
О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов).
Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания:
И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием:
Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые (А. Апухтин).
Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.
И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий:
Живой труп, мертвые души и т.д.
Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:
Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин)
Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу:
Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена. (А. С. Пушкин)
Именительный темы (именительный представления) — слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рассуждения):
Парцелляция — намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл:
Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Синтаксический параллелизм — одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
(предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)
Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин)
(предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
Инверсия — нарушение общепринятой грамматической последовательности речи:
Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. (М. Ю. Лермонтов)
(по правилам русского языка: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства:
- Лексический повтор — повтор слова или употребление однокоренного слова. Для научных и официально-деловых текстов повтор слова — основное средство связи. Достаточно часто используется в описании.
- Синонимическая замена — замена слова в одном из предложений синонимом или синонимическим выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность, выразительность, — публицистический, художественный стили.
- Два предложения могут быть связаны родовидовыми отношениями: род как более широкое понятие, вид — как более узкое.
В этом лесу много деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез. - Использование антонимов.
-
Употребление слов одной тематической группы.
Карамазовых в русской жизни много, но все-таки они не направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируется идеал.
Какие бывают типы речи? | какиебывают.рф
Со школьного курса известно, что в зависимости от манеры изложения и содержания речь можно разделить на 3 типа: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип имеет свои особенности.
Повествование
К повествованию следует отнести рассказ о каком-либо действии, что происходит в данный момент или охватывает определенный временной промежуток. В повествовании отображены статичные картины, передаются их детали, приводятся рассуждения относительно предмета мысли. Все повествования имеют начало (завязку), развитие и кульминацию события (развязку). Повествование может вестись от лица автора либо от третьего лица. Повествование как тип речи широко используется в воспоминаниях, письмах. Это основная часть эпических произведений.
Описание
Описание — это подробное изображение какого-либо явления, предмета, личности путем максимального перечисления и раскрытия его качеств. Цель описания ― усиление восприятия и воображения читателей, лучшее представление ими объекта. Те или иные качества, явления описываются такими, какими их увидел автор в данный момент.
Описание может встречаться в разных стилях речи. При выполнении описания в научном стиле, например, какого-то вида растения дается очень детальная характеристика, приводятся отличительные черты этого растения по сравнению с близкими ему видами. В этом случае при выполнении описания используются существительные и прилагательные. В художественном стиле при описании природы, красивой женщины, знаменательного исторического события автор передает свои ощущения и эмоции, используя сравнения, гиперболы. При описании сражения автор часто останавливается на каких-то деталях, чтобы передать масштабы, значение битвы, дух воинов.
Рассуждение
Рассуждение — это изложение фактов, чтобы доказать правильность хода мыслей, убеждений. Его цель — убедить адресата в чем-либо. Рассуждение строится в такой последовательности: гипотеза, аргументы, заключение. Гипотеза — факт, который необходимо доказать или опровергнуть. Для достижения этой цели приводятся доводы, аргументы. При этом часто используются такими вспомогательными словами, как: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. На основании приведенных аргументов и делается вывод о правильности той или иной гипотезы.
Какие бывают стили и типы речи в русском языке: что такое описание, повествование и рассуждение – примеры
Что такое тип речи? Типы текста в русском языке – это классификация речи по функционально-смысловому значению. Правильным ответом на вопрос «Какие бывают типы речи в языке?» будет перечисление этих типов – повествование, описание и рассуждение….
Типы речи
Повествование – это тип речи, упоминающий последовательность явлений или событий (как началось и чем закончилось), поэтому преобладающей частью речи здесь будет глагол. Повествование – это рассказ о чем-то, который ведется от 1-го (выражено личным местоимением «я») или от 3-го лица (авторское повествование). В повествовании всегда есть завязка (начало), развитие событий и развязка (конец). Но необязательно структура должна быть именно такой, есть и неподходящие под эту категорию тексты.
Вот пример повествовательного текста: «Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.
Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу» (отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»).
Другие типы речи в русском языке – описание и рассуждение.
В описании упоминаются различные объекты, личности, звери, птицы, природа – под описание может подойти любой живой или неживой предмет. Тексты-описания отвечают на вопрос «Какой он?» или «Что с ним происходит?». В основе такого типа речи лежит список временных или неизменных качеств объекта или явления.
К примеру, если мы описываем внешность человека, то обязательно остановимся на чертах лица (глаза, нос, губы, цвет волос, прическа и пр.), его одежде, характере, привычках и др., если это будет описание помещения, то мы отметим размеры, внутреннее оформление (цвет стен, мебель, планировку и пр.), пейзаж будет наполнен изображением деревьев, травы, неба, солнца, погоды и т. д.
Описание используется в любом стиле речи, различаться оно будет только тем, что, к примеру, в научном стиле оно будет «сухим», а в художественном наполнено различными оборотами речи. «Кот мохнатый, лапка у него мягонькая да ноготок востер. Ушки маленькие, да чуткие. Глаза горят, как огни» (Г. Науменко).
Рассуждение – это тип речи, в котором освещаются источники событий и феноменов, их двустороннее взаимодействие. Применительно к этому типу задаются вопросы «Зачем?» и «Почему?», т. е. рассуждение – это доказательство или объяснение своей точки зрения.
В этом типе речи есть условная схема образования – тезис (то, что надо доказать), аргументация и выводы. Тезис в рассуждении должен быть четко сформулирован, а между всеми частями должна прослеживаться логическая связь. Вы как бы спрашиваете: «Почему предмет такой и почему к нему такое отношение?». Образцом рассуждения как типа речи может служить следующий текст: «Почему красный цвет светофора – запрещающий? Потому что красный цвет – сигнал опасности.
Вспомни, именно в красный цвет окрашены пожарные машины, красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит. Выбрали для предупреждения опасности этот цвет неспроста. Красный цвет – самый заметный. Он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим» (Г. Рюмин).
Внимание! В одном тексте может сочетаться сразу несколько типов или стилей речи (если мы говорим о больших романах).
Стили речи
Какой бывает наша речь? Стиль речи – это применение языковой манеры в определенной коммуникативной ситуации. В зависимости от целей высказывания различают устный стиль речи и книжный.
Устный стиль речи, или, как его еще называют, разговорный – это непосредственное общение, а в широком смысле – любая звучащая речь. Это разговоры в неофициальной обстановке (с близкими, друзьями, знакомыми), дружеская переписка.
Также его часто можно встретить в письменных текстах в диалогической речи героев, он придает реальность происходящему.
Главной чертой устной речи как стиля является простота фраз, незамысловатость, выразительность. Но даже в разговорной речи возможно присутствие научных терминов или специфической лексики (например, юридической или медицинской), все зависит от того, о чем люди ведут разговор. Довольно часто встречается разговорная лексика – «работяга», «дармоед», «докторша», «телек» и т.д.
Собеседники используют упрощенные фразы и предложения (сейчас – щас, здравствуйте – здрасьте), могут перескакивать с темы на тему, при этом теряя логическую цепочку своего разговора, могут перебивать друг друга и т. д. Как говорится, начали за здравие, закончили за упокой.
Жестикуляция также присуща этому стилю. Трудно представить беседу людей, сидящих неподвижно или стоящих в позе команды «Смирно!» – руки по швам и не шевелиться.
К рукописным образцам принадлежат эссе, очерки, заметки.
Книжный стиль подразделяется на четыре типа:
- научный,
- официально-деловой,
- публицистический,
- художественный.
DCF 1.0
Научный стиль используется в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях, научных трудах, монографиях, аннотациях, рецензиях, в курсовых, дипломных, докторских исследованиях – во всем, что имеет базу, основанную на научных фактах. В устной форме он используется в докладах и лекциях. Основной его функцией является достоверная передача научных фактов.
Характерные признаки научного стиля – специфическая терминология, монотонность речи и сложные синтаксические конструкции. При этом все научные работы имеют четко выраженную логическую структуру.
Безличность автора подчеркивается личным местоимением «мы» (если речь идет о дипломной работе, то имеется в виду «мы» – тот, кто проводит исследование, и его руководитель).
Например, «Слово «витамин» – международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий: вещество, необходимое для жизни» (Л. Успенский).
Официально-деловой – это стиль различных документов (справок, актов, расписок, постановлений, приказов). Его часто можно встретить в повседневной жизни, например, в инструкциях к лечебным препаратам. Основная его функция – четкая подача официальной информации.
Для официально-деловых документов характерной чертой является полное наименование:
- государств, госорганов, госучреждений, предприятий,
- точное определение датировок, величин, чисел, размеров.
Слова и фразы в этом стиле употребляются исключительно в их прямом значении, не допускается употребление в тексте художественных приемов. Из-за «сухой» подачи и отсутствия эмоциональности при подаче информации тексты становятся сложными для восприятия.
Во всех официальных документах наблюдается четко выстроенная логическая структура подачи информации.
Ознакомьтесь с примерами:
Уважаемые посетители!
С 1 по 31 октября аптека № 2 закрыта в связи с переездом.
Ближайшая аптека нашей сети находится по адресу ул. Качинская, 4 и работает круглосуточно и без выходных.
Администрация
Справка
Дана ……………………………….
в том, что он (она) действительно является студентом ……… курса МГУ.
Справка дана для предъявления в ……………………
Ректор …………………………
Публицистический стиль – это официальный стиль газет, журналов, новостей, т. е. средств массовой информации, а также общественных деятелей и журналистов. Основные его цели – убеждение и призыв читателя и слушателя к чему-то.
Для публицистического стиля характерно использование фразеологизмов и описательных оборотов, что способствует эмоциональности и образности, широкого диапазона употребляемой лексики, но это не убавляет официальности речи.
Определять этот стиль будет такое качество, как оценочность – к примеру, репортер в прямом эфире может выразить свое личное мнение относительно происходящих событий. Благодаря этим факторам публицистический стиль легок для восприятия.
Художественному стилю принадлежат стихотворения, варианты повествовательных текстов, очерки, сочинения, поэмы и т. д. – произведения художественной литературы. Здесь писатель описывает словесно различные образы с помощью тропов – метафор, эпитетов, сравнений. Автор использует этот стиль для самовыражения эмоций, чувств, образов и явлений.
Внимание! В художественном стиле могут быть использованы и другие стили речи – все зависит от тематики написанного произведения. С этими стилями заимствуется и соответствующая лексика.
Особое внимание уделяется деталям происходящего. Художественный стиль не столько рассказывает, сколько дает ощутить атмосферу, мысленно перенестись в те места, о которых повествует рассказчик, прочувствовать его личное настроение.
Все перечисленное делает художественный стиль гибким, т. к. он содержит минимум ограничений и максимум возможностей для полета фантазии.
«Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого» (М. Пришвин).
Стили речи в русском языке
Типы речи, что это, какие бывают
Вывод
В этой статье мы рассмотрели вопросы «Что такое тип речи?» и «Чем типы отличаются от стилей?». Каждый тип вбирает в себя стилистику в зависимости от цели высказывания. Определить стиль и тип будет несложно – каждый человек в большей или меньшей степени встречается с ними ежедневно.
Урок «Типы речи в русском языке»
Цели урока:
- обучение навыкам различения типов речи;
- совершенствование умений и навыков устной речи, развитие логического и образного мышления;
- воспитание эстетического вкуса при анализе художественного текста;
- воспитание творческого подхода в создании собственных текстов.
Ход урока
Оснащение урока: таблицы 1, 2, 3, 4, распечатанные тексты.
I. Организационный момент.
Учитель психологически настраивает класс, просит сформулировать цели урока
а) Лингвистическая разминка.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Дети на каждую букву придумывают словарное слово: аллея ноктюрн телефон интерес и т. д. т …. е …. з …. а …. |
«Свяжи слова» Дети должны логически связать в предложении два слова, совершенно разных по смыслу: Космонавт – огород Лужа – компьютер Космонавт с орбиты увидел свой необыкновенный огород, сплошь покрытый яркими подсолнухами. |
Подобрать эпитеты к словам: Лес (волшебный) Небо (свинцовое) Река …. Болото …. Воздух …. |
б) [дети работают 3 минуты, затем проверяем с классом].
II. Повторение
1) Итак, ребята, вы ранее уже знакомились с типами речи, сегодня мы повторим и углубим полученные сведения.
Таблица 1
(1 минута на обдумывание и запоминание, взаимоопрос в парах)
Тип речи | Отвечает на вопрос |
Описание | Каков? Какой предмет? |
Повествование | Что? Где? Когда? С кем произошло? |
Рассуждение | Почему автор утверждает что-то? |
Таблица 2
Подчеркните ключевые слова
2) Практическая работа
Текст записан на доске. Орфографическое чтение.
Осень. Светит грустное солнце. На стройных березках еще дрожат желтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Земля покрыта разноцветным ковром. Тонкие паутинки блестят на солнце.
– какой это тип речи? Почему?
[Описание. Обратите внимание на детали — это не подробности (микротемы), с помощью которых организуется описание предмета. Ключевые слова — детали — помогут нам передать единство темы при изложении и организовать композицию пересказа.]
- выделите в тексте ключевые слова – детали;
- найдите языковые изобразительные средства;
- написать текст по памяти.
III. Кто может ответить на вопрос: чем отличается повествование от описания?
[К тексту-описанию можно нарисовать только одну картинку, к тексту повествованию несколько, т. к. он содержит рассказ о последовательно совершающихся событиях].
Таблица 3
Анализ таблицы
Повествовательный тип речи используется во многих жанрах литературы: в описании путешествий, исторических событиях, в мемуарах, письмах и т. д. Но главный жанр литературы, для которого характерен повествовательный тип речи, – это рассказ.
Главная мысль рассказа выражается через поступки героя, их оценку автором.
Практическая работа в форме игры «Сочиняем детектив»
Рассказ по цепочке. Учитель начинает повествование с вступления.
– На деревню опустилась мертвая ночь. Легкий ветерок приводил в движение макушки деревьев. Круглая огромная луна как будто подмигивала и скептически ухмылялась. Вдруг что-то загромыхало … [продолжают дети].
- Большой оранжевый шар повис над лесом.
- Послышался крик птиц и треск сухих сучьев
- Несколько маленьких существ в коричневых костюмах стали спускаться на землю.
- В их руках были светящиеся коробочки…
Вывод: Что же, на ваш взгляд, является главным в повествовании? [развитие действия, использование глаголов, обозначающих движение и т. д.]
IV. Тип речи – рассуждение.
Таблица 4.
Анализ таблицы
Закрепление в форме игры «Аргументы и факты»
1) Учитель формулирует тезис, учащиеся приводят аргументы и факты.
«Я здоровый человек» (назовите ключевое слово)
а) делаю ежедневно зарядку;
б) посещаю спортивную секцию;
в) правильно питаюсь;
г) у меня нет дурных привычек;
д) не болею простудными заболеваниями.«В мире животных» – моя любимая передача
а) узнаю много нового о жизни животных;
б) ведущий интересно рассказывает;
в) в программе всегда удивительные документальные сюжеты.
[на последующих уроках развития речи анализируются связные тексты]
2) Двое ребят работают у доски, приводят аргументы и факты к тезисам:
«Литература (или другой) – мой любимый предмет».
«Книга – мой лучший друг».
3) В это время класс придумывает вступление на тему «Зима – прекрасное время года».
[оно должно быть ярким, эмоциональным, отмечаться оригинальностью восприятия темы]
Для этого они пользуются ранее записанным «Словариком настроений».
Праздничное Торжественное Радостное Веселое Шутливое Смешное Светлое Прекрасное Сказочное |
Бодрое Приподнятое Мечтательное Задумчивое Таинственное Противоречивое Непонятное |
Сонное Ленивое Равнодушное Беспокойное Тревожное Печальное Грустное Хмурое Капризное и т. д. |
4) [Взаимопроверка, дети по желанию читают свои работы или рекомендуют работу напарника. Далее проверяем работавших у доски, делаем замечания, исправляем, уточняем]
5) Обобщение.
– какой тип речи, на ваш взгляд, является более сложным для использования в речи? Почему?
Ответы детей:
- Я думаю, что рассуждение – наиболее сложный тип речи. Ученик должен обладать широким кругозором, умением логически мыслить, конкретно выражать свои мысли;
- В связном тексте сложнее найти тезис
- Мне трудно найти несколько аргументов
V. Итоги урока. Задания на выбор.
- Ученики составляют по 2, 3, 4 вопроса по теме урока [в зависимости от уровня обучения]
- На доске спроецированы тексты, тип речи которых дети определяют самостоятельно.
- В тематическую тетрадь каждый выставляет оценку за урок. На следующем уроке защищают ее.
Д/з: Написать мини-сочинение, самостоятельно выбрав тип речи на тему
- «Мой любимый наряд».
- «Зимнее утро»
- «Если бы я был директором … »
- Можно сформулировать тему по своему желанию.
Какими бывают типы речи? :: SYL.ru
Введение
Урок русского языка. Учитель оглашает оценки за очередное сочинение и объясняет причины выставления того или иного балла. Наконец, он открывает вашу тетрадь. И вдруг выдает что-то вроде: «А тебе, (ваша фамилия), двойка! Тип и стиль речи в тексте совершенно не соответствуют указанным в задании». Вы недоумеваете: «Какие бывают типы речи? Каково их значение? И вообще, что это за звери такие — стили и типы речи?» Сегодня мы рассмотрим вопрос о последних.
Типы речи
Начнем с трактовки данного термина. Тип речи — это способ изъяснения, который выбирается автором и ориентируется на то, чтобы описать или рассказать о действительности. Всего их существует три: повествование, описание и рассуждение. Они полярно отличаются друг от друга.
Описание
Текст-описание должен отвечать на такие вопросы: чем является описываемый предмет, как он выглядит, каковы присущие ему свойства. Закончить его можно общим впечатлением или (если предметов несколько) общим признаком. Здесь приведен пример описания одного объекта: «На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим — значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая — красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое». Как видите, часть речи, которая чаще всего должна встречаться в описании — имя прилагательное. Можно также использовать причастия, краткие имена прилагательные и причастные обороты.
Рассуждение
В отличие от повествования и описания, стремящихся изобразить окружающую действительность, рассуждение передает последовательность человеческих мыслей. Текст данного типа может являться доказательством, объяснением или размышлением. Он должен отвечать на такие вопросы: в чем причина этого события, каковы следствия и что это значит. План рассуждения должен быть таким: тезис — мысль, над которой размышляют или которую доказывают/опровергают, аргументы, доказывающие/опровергающие или взвешивающие все «за» и «против», вывод — доказательство/опровержение или окончательное решение. Здесь приведен образец текста-рассуждения: «Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное, и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад, и главное — тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено — не буду его трогать, а там посмотрим».
Повествование
Текст-повествование имеет такие признаки: четкая и точная последовательность событий, они должны передаваться, в тексте должны быть ощутимыми границы пространства и времени. План происходящего должен быть таким: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Какие части текста являются этими пунктами, легче показать на примере текста: «Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться [Экспозиция]. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: «Мартина, зайди ко мне в комнату!» [Завязка]. Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное… И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню [Развитие действия]. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом она внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям [Кульминация]. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой [Развязка].» Как видите, в повествовании преобладают глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Объединение типов речи
Однако во многих произведениях писатели часто объединяют все типы речи в один текст. Один из них даже может встречаться несколькими небольшими кусочками среди остальных. Давайте попробуем объединить примеры из абзацев о типах речи в один текст: «Несколько часов мы играли в бабушкином саду вместе с Яцеком и Тадеушем. Я была очень рада, что встретила своих старых друзей. Стояла замечательная погода, и нам никто не мешал общаться. Вдруг я услышала бабушкин голос, окликнувший: «Мартина, зайди ко мне в комнату!». Друзья кивнули. Я направилась к дому бабушки, недоумевая, что ей нужно. Она лежала на кровати у себя в спальне и, судя по всему, опять мучилась от головной боли. Бабушка попросила принести стакан воды и таблетки, лежащие в тумбочке на кухне. Я послушалась и направилась туда. Набрав воды и взяв таблетки, уже хотела пойти в спальню, но моим вниманием всецело завладел кухонный стол. О, там было на что посмотреть! Это что-то совершенно сказочное… На столе лежало большое яблоко. Листик на черенке был еще свежим — значит, его недавно сорвали с дерева. Кожица яблока была двухцветной: одна его половина была ярко-желтой, другая — красной, прямо бордовой. От падающего луча солнца оно красиво и заманчиво блестело. Наверное, это яблоко очень сочное, вкусное и рассыпчатое. Внутри меня началась мучительная борьба. Что же делать? Взять яблоко или не трогать его? Видно, что оно очень вкусное и будет грешно его не попробовать. Но если я сейчас заберу яблоко, бабушка обнаружит пропажу, обидится и больше не пригласит меня к себе в гости. А здесь такой замечательный сад и главное — тут живут друзья! И бабушка, если захочет, приготовит любые лакомства получше одного яблока. Решено — не буду его трогать, а там посмотрим. И все-таки я с усилием оторвала взгляд и отправилась в спальню. Бабушка поблагодарила меня, положила в рот пару таблеток и запила их водой. Ей сразу стало легче настолько, что она поднялась с кровати. Потом внимательно посмотрела на меня и спросила, не хочу ли я съесть яблоко, которое лежит на кухонном столе. Я энергично закивала. Тогда бабушка пошла на кухню, разрезала яблоко на три части, вручила их мне и велела одну взять себе, я две другие отдать друзьям. Я скорее помчалась к Яцеку и Тадеушу, и мы разделили кусочки яблока между собой. Когда их съели, моих друзей позвали родители. Они встали, поблагодарили бабушку и стремительно побежали домой».
Вывод
Видите, какой хороший рассказ получился, когда мы объединили все три типа речи. Но и с использованием только одного сочинение может получиться не хуже, особенно теперь, когда вы знаете особенности каждого из них.
Какие бывают типы текста? | какиебывают.рф
Каждый ребёнок, изучающий русский язык, знает, в чём разница между текстом и простым набором предложений.
Признаки текста
Текст — это предложения, взаимосвязанные между собой. Их соединяет смысл, целостность. Только текст может иметь определённую структуру, в которой все предложения служат одной общей мысли. Различают устный и письменный вид текста. Одно предложение не может считаться связным текстом. Их должно быть, как минимум, два. Идея и тема составляют смысл всех собранных воедино предложений. Каждый текст имеет своё композиционное строение, которое включает традиционные три части: вступление, основная часть и вывод. Главная мысль, тема текста, проблемы раскрываются в первой части. Основная часть содержит развитие событий.
Чтобы перейти к вопросу о типах текста, сначала стоит сказать несколько слов о стилях речи. Их два: разговорный и книжный. Второй имеет несколько подвидов:
- научный,
- публицистический,
- официально-деловой
- художественный.
Автор выбирает для создания своего текста определённый тип речи, который и будет создавать свой особый стиль изложения текста для раскрытия поставленной цели.
Типы текста
Выделяют три основных типа текстов:
- повествование,
- описание,
- рассуждение.
«Повествование» — это рассказ о событиях, связанных между собой последовательно по времени. Отличительный признак повествования проявляется в структуре: завязка событий, их развитие и развязка. Повествование ведется от третьего лица и от первого. Используются глаголы в совершенном виде прошедшего времени.
Тип «описание» имеет последовательную характеристику и изображение предметов, событий, людей. Наблюдается перечисление свойств и характерных особенностей, которые принадлежат описываемому персонажу. В описании могут присутствовать предложения с однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами. Используются метафоры, сравнения, эпитеты и другие средства выразительности языка. Основная задача такого типа текста – создание представления об описываемом предмете.
Тип текста «рассуждение» содержит изучение и исследование отдельно взятых предметов, происходит выявление их связи друг с другом. В рассуждении есть определенная схема и логически грамотно выстроенная структура. Во вступлении содержится главная мысль, высказывается предположение или формулируется тезис. В качестве подтверждения или опровержения приводятся яркие доказательства и аргументы. Выводы содержатся в концовке текста.
Ответы@Mail.Ru: какие бывают типы речи?
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
https://help.mail.ru/otvety-help/agreement
повествование, рассуждение и описание
повествование описание рассуждение
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
повествование, описание, рассуждение
и бывает официальный и деловой
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
описание повествование рассуждение
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
ПОВЕСТВОВАНИЕ Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. ОПИСАНИЕ Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. РАССУЖДЕНИЕ Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать) , аргументы (доказательства, доводы) , вывод (общий итог).
описание, повествование, рассуждение
рассуждение, опи
Отправить ответ