Текст — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пример текстаТекст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.
Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»
Членимость[править | править код]
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Смысловая цельность текста[править | править код]
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Функциональные стили[править | править код]
По типу[править | править код]
- ↑ Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.
какие стили и типы речи есть
типы речи: повествование, рассуждение, описание. Стили: художественный, публицистический, научно-деловой.
Типы речи — повествование, рассуждение, описание. Стили речи — художественный, публицистический, научно-деловой, официальный, разговорный и т. д.
Ответы@Mail.Ru: какие бывают стили речи?
Функциональный стиль речи — разновидность литературного языка, выполняющий определенную функцию в общении. 5 функциональных стилей: 1)научный (например, терминологическая лексика. Ее значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях) — стиль научных сообщений. Подстили научного стиля: Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля: ***Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. ***Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. ***Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя. 2)разговорный (отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность) — служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. 3)официально-деловой (официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция) ) — используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности) . 4)публицистический (характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый) ) — служит для воздействия на людей через средства массовой информации. 5)художественный (художественная литература) — воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
Существует 5 функциональных стилей: научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика) ; официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция) ; публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый) ; разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; художественный — используется в художественной литературе.
———————————Стили речи————————— Разговорный —————книжные———— официально — деловой научный ———— публицистический художественный
Разговорный книжный официально деловой научный публицистический художественный
Как определить стиль и тип текста Стилями речи называют разновидности языка, которые обусловлены различиями в речевых ситуациях и его основными функциями – общения, сообщения, воздействия. В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение. Для определения стиля и типа речи следует установить сферу общения, провести анализ языковых средств, используемых в тексте, и охарактеризовать содержание литературного материала. Как определить стиль и тип текста Статьи по теме: Как определить стиль и тип текста Как определить тип текста Как написать краткое изложение Как изменить стиль сайта Как определить тип речи Вопрос «Стоим на учете у невропатолога. Нужно ли проходить всех врачей при переводе на индивид. обучение» — 1 ответ Вам понадобится — лингвистический словарь; — анализируемый текст. Инструкция 1 Начинайте определения стиля с указания сферы применения текста и его основных функций. •Научный стиль употребляется в научных статьях, учебниках, лекциях, рецензиях и т. д. Такие тексты содержат информацию об окружающих нас явлениях и «подают» материал с научной точки зрения. •Официально-деловой стиль употребляется в сфере юридических отношений, служебных, производственных, дипломатических. Его основная функция – это информация, сообщение. Он отличается стереотипностью построения текста при написании различных документов, уставов, инструкций и т. д. •Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. В произведениях публицистики обычно ставят две цели: информирование об определенных социальных явлениях и одновременное активное воздействие на читающего или слушающего. •Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и предназначен для создания образов и эмоционально-эстетического воздействия на читателя. •Разговорный стиль – это стиль живой разговорной речи, т. е. главная его функция – обеспечение общения между носителями языка. В письменной форме он существует в художественных произведениях для передачи диалога и создания речевой характеристики героя. 2 При определении стиля текста учитывайте его языковые особенности. Научные тексты насыщены специальной лексикой, терминами, слова употребляются почти всегда в прямом значении, чтобы избежать двусмысленности их толкования. В документах официально-делового стиля много слов и сочетаний, которые называются канцеляризмами и придают текстам предписывающий характер, например: необходимо срочно подготовить, по истечении срока, обжалованию не подлежит, рассмотреть в установленном порядке и т. д. В лексике публицистического стиля много оборотов общественно-политического характера, в синтаксисе используются восклицательные и побудительные предложения. Характерным языковым приемом художественного стиля является широкое использование слов в переносном значении для создания образа и эмоционально-оценочных слов для выражения авторской позиции. В разговорном стиле в большом количестве употребляются разговорная и просторечная лексика и конструкции неполных предложений. 3 При определении типа речи рассмотрите, каким образом «подается» содержание высказывания. Если в тексте рассказывается о происходящих событиях, следующих друг за другом действиях — это повествование. В описательных текстах говорится об одновременности проявления признаков предметов, явлений или действий. Для рассуждения характерно наличие утверждения (тезис), которое следует доказать, и аргументационная база с фактическими примерами.
разговорный и книжный
научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный
разные научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный 2 Нравится Пожаловаться
Художественный стиль, разговорного стиля речи , публицистического стиля, Деловой стиль, Научный стиль
повествовательное описание рассуждение, публицистический стиль руссуждение (стиль) ,официальный стиль и научный! вот! все что знаю!
Научный, официально-деловой, разговорный, публицистический, художественный.
научный деловой разговорный публицистический художественный
1-ое предложение. Грамматическая основа — «Сад отцветал, осыпался, продолжал густеть и темнеть». Сад — подлежащие, остальные слова — сказуемое. «Зато» — это союз. Его выделять не нужно. «Буйно» — наречие. Подчеркиваешь как обстоятельство. 2-ое предложение. Первая грамматическая основа «Леса тонули». «Уже» — выделяешь как обстоятельство. «Несметных» и «Высоких» — как определение (волнистой линией) «Цветах» и «Травах» — как дополнение (пунктир) «Звучная» — выделяешь как определение Вторая грамм. основа — «Глубина звала» «Их» — дополнение. «Свои» и «зеленые» — определение «В недра» — обстоятельство. Задаем вопрос «куда?» «Соловьями и кукушками» — дополнение. Ну вроде все:)
Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении. Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи. Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т. д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствуют слова ограниченного потребления и эмоциональная лексика. В деловых текстах используется сложные предложения, строгий порядок слов в предложении, безличные конструкции. Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения. Сфера применения публицистического стиля – это издания периодической печати, новостные ленты, тексты выступлений перед общественностью в агитационных целях. Основная задача текстов написанных в этом стиле речи – воздействие, агитация и пропаганда. Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но отношение автора, дополняющее текст. В публицистическом стиле, как и в научном особую важность имеет строгая логичность изложения и оперирование точными фактами, но в то же время текст может отличаться эмоциональной окраской, что больше свойственно художественному стилю. В публицистическом стиле используется разнообразная лексика: от сухой книжной до эмоциональной разговорной, от терминологической до оценочной. Часто в публицистических текстах могут быть использованы иноязычные термины, фразеологизмы различного рода изобразительно-выразительные средства речи. Для этого стиля свойственно использование как книжных, так и разговорных конструкций предложения. Часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения. Область применения разговорного стиля речи — общение в неофициальной обстановке. Применяется в письменной и устной формах. Разговорная речь не отличается строгим отбором языковых средств, большее значение имеет речевая ситуация. Разговорная речь часто подчеркивается и дополняется жестами и мимикой разговаривающих людей. Используются ударения, паузы, смена интонаций. Соответственно, менее строгие требования предъявляются при использовании разговорной речи, особый акцент ставится на эмоциональность, выразительность лексики. Часто можно встретить в толковых словарях русского языка пометку соответствующую лексике разговорного стиля — «разг.». При применении этого стиля речи могут встречаться нелитературные слова, неправильная речь (просторечие). Часто используются фразеологические единицы, придающие тексту большую выразительность и эмоциональность. Разговорный стиль речи отличается употреблением обращений, повторов слов, вводных и вставных конструк
Функциональный стиль речи — разновидность литературного языка, выполняющий определенную функцию в общении. 5 функциональных стилей: 1)научный (например, терминологическая лексика. Ее значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях) — стиль научных сообщений. Подстили научного стиля: Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля: ***Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. ***Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. ***Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя. 2)разговорный (отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность) — служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. 3)официально-деловой (официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция) ) — используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности) . 4)публицистический (характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый) ) — служит для воздействия на людей через средства массовой информации. 5)художественный (художественная литература) — воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
Функциональный стиль речи — разновидность литературного языка, выполняющий определенную функцию в общении. 5 функциональных стилей: 1)научный (например, терминологическая лексика. Ее значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях) — стиль научных сообщений. Подстили научного стиля: Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля: ***Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. ***Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, опис
какие бывают типы текста в русском языке
Всего стилей пять: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорный. Просторечная лексика (а тем более сниженная) не принадлежит ни к одному из стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются обычно в целях грубоватой характеристики явлений и предметов. Например: братва, обжора, барахло, брехня и др. Сниженные слова также нередко дают оценку тому или иному предмету (лицу) в грубой просторечной форме: разгильдяй, балбес, башковитый и др. (В официально-деловом общении подобные слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать. ) В официальном документе и официально-деловой сфере общественной деятельности (пример № 1) преобладает книжная лексика: уважаемый, довожу до Вашего сведения, прибыть, место назначения, указанный срок, приступить к исполнению служебных обязанностей и т. д. В частном письме и бытовой сфере общения (пример № 2) использованы слова и выражения а) общеупотребительные: приехать, хочешь, выйти на работу, чувствую себя хуже, чем раньше, просить отпуск, без оплаты; б) разговорные: устала, хоть бы дали, не беда, все образуется, не скучай, нe горюй; в) эмоционально окрашенные: милый, Витюша, прости, огорчаю, отвратительно, обнимаю. Такой отбор лексических средств социально обусловлен: взаимоотношения автора и адресата текстов различны.
какие тексты вы любите? почему?
-Повествование, в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности ; — Описание, для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек; -Рассуждение, оно имеет определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) ; 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод.
текст-описание, текст-повествовани, текст-рассуждение
описание, повествование, рассуждение, публицистический, художественный..
пам парарарааааам тудудуду дудудудуууу 😀
описание повествование рассуждеие
текст-описание ( отвеч на вопрос какой? каков? опис. факты, существующие одновременно) текст-повествование (что? где? когда?) , представляет факты существующие последовательно) текст-рассуждение (отвеч на вопрос зачем? почему? с какой целью?) , факты существуют в причинно-следственных отношениях))))))))
текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение
текст-описание ( отвеч на вопрос какой? каков? опис. факты, существующие одновременно) текст-повествование (что? где? когда?) , представляет факты существующие последовательно) текст-рассуждение (отвеч на вопрос зачем? почему? с какой целью?) , факты существуют в причинно-следственных отношениях))))))))
Всего стилей пять: художественный, публицистический, официально-деловой, научный, разговорный. Просторечная лексика (а тем более сниженная) не принадлежит ни к одному из стилей литературного языка. Просторечные слова употребляются обычно в целях грубоватой характеристики явлений и предметов. Например: братва, обжора, барахло, брехня и др. Сниженные слова также нередко дают оценку тому или иному предмету (лицу) в грубой просторечной форме: разгильдяй, балбес, башковитый и др. (В официально-деловом общении подобные слова недопустимы, а в обиходно-разговорной речи их следует избегать. ) В официальном документе и официально-деловой сфере общественной деятельности (пример № 1) преобладает книжная лексика: уважаемый, довожу до Вашего сведения, прибыть, место назначения, указанный срок, приступить к исполнению служебных обязанностей и т. д. В частном письме и бытовой сфере общения (пример № 2) использованы слова и выражения а) общеупотребительные: приехать, хочешь, выйти на работу, чувствую себя хуже, чем раньше, просить отпуск, без оплаты; б) разговорные: устала, хоть бы дали, не беда, все образуется, не скучай, нe горюй; в) эмоционально окрашенные: милый, Витюша, прости, огорчаю, отвратительно, обнимаю. Такой отбор лексических средств социально обусловлен: взаимоотношения автора и адресата текстов различны. 18 Нравится Пожаловаться
Какой? -описание Почему? -расуждение Что случилось? -повествовательное. я думаю так
Отправить ответ