Топ бесплатных игровых движков для игр 2D, 3D и VR
Есть как простые игровый движки (Game Maker Studio – использует метод перетаскивания и минимум программирования), так и сложные (Unity3d, Unreal Engine), давайте рассмотрим 10 лучших из них!
1.Unity – 2D, 3D, VR, AR игры (C#, JavaScript)
Сайт: “unity3d.com/public-relations”
Самый популярный движок, который занимает более 30% рынка, к примеру, движки Cocos2d, Unreal и Corona вместе взятые занимают около 20% рынка…
Данный движок применяют Disney, Electronic Arts, Ubisoft, Nickelodeon, NASA, Nintendo, Oculus, Microsoft, LEGO, Warner Bros и многие другие.
Unreal Engine позволяет создавать игры для самых популярных платформ, таких как: Xbox, PlayStation, Wii, iOS, Mac, Android, Windows, Linux, VR устроиств и др.
С помощью данного движка были созданны такие игры как: Assassin’s Creed, Satellite Reign, Temple Run Trilogy, Rust, Wasteland 2, Fat City, Lara Croft: Relic Run и многие другие.
Unity Web Player позволяет просматривать 3D контент прямо в браузуре.
Unity имеет очень мощный и простой в использовании редактор, он поддерживает языки C# и JavaScript.
Unity является бесплатным (пока ваш доход не повысит $100К/год), к тому же вы получите базовые “плюшки” (расширения, инструменты, плагины, 3D, 2D-модели, комплекты VR и многое др.), документацию, учебники, редактор скриптов и многое другое.
Рекомендую SEO блог –
https://mydaoseo.ru/ – много полезной информации о продвижении сайтов, SEO аналитике, интересных экспериментах.
2. Unreal Engine – 3D, VR++
Сайт: “unrealengine.com/”
Unreal Engine также позволяет создавать игры для самых популярных платформ, таких как: iOS, Android, Oculus Rift, HTC Vive SteamVR, PlayStation VR, Google VR Daydream, Samsung Gear VR, Linux, PlayStation, Xbox One, Mac OS, Windows PC, HTML5, недавно компания Nintendo объявила, что в Nintendo будет включена поддержка для игр, созданных на движке Unreal.
Unreal Engine был использован для создания таких игр как: Bioshock Infinite, Mass Effect Series, Batman Arkham Asylum.
Движок Unreal Engine бесплатный к использованию до того момента, когда ваш доход не превышает $3000 за квартал, после чего вы должны заплатить 5% от суммы дохода.
3. Lumberyard – 3D игры, VR игры
Сайт: “aws.amazon.com/ru/lumberyard/”
Движок Lumberyard предоставляется бесплатно и с полным исходным кодом. Плата за выбор размещения и абонентская плата отсутствуют, разделение прибыли не требуется. Платить придется только за используемые в работе сервисы AWS.
Lumberyard полностью интегрированное с Twitch и AWS
Движок Lumberyard характеризуется высокой производительностью, эффективностью и модульной компоновкой. Он помогает в сжатые сроки создавать амбициозные проекты высокого качества для ПК, игровых приставок и мобильных устройств.
4.Game Maker Studio – 2D игры с помощью метода перетаскивания
Сайт: “yoyogames.com/gamemaker”
Game Maker Studio – использует метод перетаскивания.
Как просто создавать на данном движке игры можно посмотреть здесь (10 видео-уроков по созданию RPG игры):
“youtube.com/playlist?list=PL0lO_mIqDDFWp5iXOEQlyKZ9akFt_jW_K”
5.CryEngine – 3D и VR игры
Сайт: “cryengine.com/”
CryEngine — игровой движок, созданный немецкой частной компанией Crytek в 2002 году и первоначально используемый в шутере от первого лица Far Cry. Также с помощью данного движка разрабатывались игры: , Crysis, Ryse: Son of Rome and Star Citizen.
Данный движок также используется компанией NCSoft для разрабатываемой MMORPG Aion: Tower of Eternity.
Совсем недавно, в 2016 году, cryengine стал совершенно бесплатным движком с открытым исходным кодом и доступом ко всем функциям.
Платной услугой осталась только поддержка и обучение!
В последнее время компания Crytek уделяет большое внимание разработке 3D и VR играм, чтобы потеснить в данной сфере движки Unity 3D и Unreal Engine.
6. Panda 3D – язык программирования Python
Сайт: “panda3d.org/”
Panda3D не может конкурировать с такими игровыми движками как Unreal или Unity, но он поставляется с большим функционалом для создания 2D-и 3D-игр. Кроме того, он имеет открытый исходный код и полностью бесплатен.
Движок Panda3D был создан компанией Disney.
Основным языком программирования, предназначенном для работы с Panda3D, является Python, однако ядро движка написано на C++. Для обеспечения доступа к функциям ядра из Python используется автоматическая генерация функций-обёрток.
Среди пользователей Panda3D — разработчики нескольких крупных коммерческих игр (Toontown Online, Pirates of the Caribbean Online), несколько проектов с открытым исходным кодом и ряд университетских курсов.
7. Corona Labs – 2D игры, язык программирования Lua
Сайт: “coronalabs.com/”
Развитие Corona основан на lua – языке программирования с откытым исходным кодом, он легкий, быстрый и использовался создателями таких игр как: Angry Birds, Civilization and Warcraft.
Основные функции Corona можно расширить с помощью плагинов.
8. Source Engine – 3D, PC игры++
Сайт: “developer.valvesoftware.com/wiki/Main_Page”
Source — игровой движок, разработанный компанией Valve Corporation (основана в 1996 году) и используемый ею для создания собственных компьютерных игр. Впервые был использован в Half-Life 2 и Counter-Strike: Source, вышедших в 2004 году.
Valve также является создателем игровой платформы (на основе движка Source) под названием
На основе движка Source были разработаны следующие игры (с 2004 по 2016 год): Half-Life 2, Half-Life 2: Episode One, Half-Life 2: Episode Two, Portal, Portal 2, Left 4 Dead, Left 4 Dead 2, Dota 2, Counter-Strike: Source, Counter-Strike: Global Offensive и многие другие.
Движок пользовался спросом у сторонних компаний, в числе игр на лицензированном Source: Vampire: The Masquerade — Bloodlines, Dark Messiah of Might and Magic, Dear Esther, Tactical Intervention, The Stanley Parable, Titanfall, Titanfall 2 и прочие.
С 2015 года вышел движок Source 2, который и стал бесплатным. Дебютная игра разработанная на движке Source 2 была Dota 2.
Source 2 испольует Vulkan 3D графику.
«Вулкан» (Vulkan) — это кроссплатформенное API для трёхмерной графики, которое позволяет разработчикам игр выжать максимальную производительность из новейшего графического оборудования с максимально возможным КПД.
9. Cocos2d
Сайт: “cocos2d-x.org/products”
Cocos2d – это один из самых популярных фреймворков для создания мобильных игр и приложений.
Cocos2d — кросс-платформенный фреймворк с открытым программным обеспечением. Cocos2d содержит множество ответвлений, таких как Cocos2d-ObjC, Cocos2d-x, Cocos2d-html5 и Cocos2d-XNA. Также в сообществе Cocos2d имеется несколько независимых редакторов, предназначенных для редактирования спрайтов, частиц, шрифтов и тайловых карт. Можно также упомянуть редакторы мира: CocosBuilder и CocoStudio.
Работа всех версий Cocos2D основана на использовании спрайтов.
С помощью движка Cocos2d-x были разработаны такие мобильные игры как: Badland, Castle Clash и Tiny Village, которые вы можете найти в Google Play.
Также с помощью Cocos2d-x вы можете писать игры и приложения для: Android, iOS, windows Phone, Mac OSX, Linux и Windows.
Cocos-2dx используют большинство популярных разработчиков игр таких как: Glu, Xynga, Gameevil, Konami и Fingersoft и т. д.
10. LibGDX
Сайт: “libgdx.badlogicgames.com/”
Еслии вы любите программировать и уже знает Java, то libgdx – это отличный выбор.
LibGDX – это не игровой движок, например как Unity или Lumberyard, он является фреймворком для разработки игр, в основном 2D, но можно разрабатывать и 3D игры.
LigGDX совершенно бесплатен, под лицензией Apache 2.0 и поддерживается сообществом разработчиков.
Можно использовать libgdx для создания игр на Mac, ОС Windows, ОС iOS, ОС Linux, Android и HTML5.
Об этом фрейворке у меня есть несколько статей в рубрике — Android и LibGDX.
Лучший игровой движок по версии пользователей хабра / Habr
В этом обзоре мы рассмотрим популярные в 2016 году игровые движки и проголосуем за лучшие из них.
Игровые движки предоставляют средства разработки, которые могут быть использованы программистами, чтобы упростить их работу. Короче говоря, предоставляют инструменты и функциональные возможности для разработки игры.
Unity считается одним из лучших игровых движков в отрасли. Есть бесплатная версия которая может быть использована для создания 2D и 3D игр. Она охватывает 24 платформы это: мобильные устройства, VR, десктоп, консоли и веб платформы. Среди известных игр, сделанных в Unity: Temple Run, Deus Ex: The Fall, Assassin ‘s Creed: Identity.
Unreal Engine 4 является еще одним из самых продвинутых движков для разработки игр. Он доступен бесплатно, но нужно платить 5% роялти как только ваш доход превысит отметку в 3000$. В соответствии с информацией с официального сайта вы не платите роялти если создаете: проект для кино, архитектурные проекты и визуализации. Final Fantasy VII Remake — римейк популярной Final Fantasy VII выпущенной еще в 1997 году, и Tekken 7 были созданы с помощью Unreal Engine 4. Пример разработки на UE4 можно посмотреть здесь.
Phaser это HTML5 движок с открытым исходным кодом, который в последнее время наводит много шумихи. Он хорошо поддерживается Ричардом Дэви и сообществом вокруг него. Это отличный вариант для тех, кто хочет создавать веб-игры. Разработка на Phaser выглядит так.
CryEngine один из самых популярных игровых движков, о чем свидетельствует количество «больших игр» созданых на нем: Giant, Sniper II: Ghost Warrior, Cabal II, Far Cry, Ryse: Son of Rome. Он привлек к себе внимание разработчиков после выхода Crysis. Crysis продемонстрировал новый уровень графики благодаря CryEngine. Позже, были выпущены несколько версий CryEngine с поддержкой новых функциональных возможностей.
HTML5 движки пользуются популярностью среди разработчиков игр. Один из таких Turblenz, открытая платформа для разработчиков игр. Он включает в себя все основные функции, которые необходимы чтобы разработать, интегрировать и монетизировать игру. Кроме того, нет никаких ограничений в использовании, так как он доступен по лицензии MIT.
До этого момента, мы рассматривали движки, которые обеспечивают контроль над разработкой. А как насчет движков, которые могут позволить вам разработать игру, не написав ни строчки кода? CONSTRUCT 2 позволяет сделать это. Вы можете начать создавать игры бесплатно, но если вы хотите в полной мере использовать функционал, вам необходимо приобрести бизнес версию.
Corona SDK предоставляет инструменты для создания кросс-платформенных игр. API позволяет создавать 2D игры, а также поможет вам создавать сложные функции, используя API на основе Lua. Кроме того, вы можете монетизировать Corona SDK с помощью Corona Ads. Разработка с помощью Corona достаточно проста благодаря тестированию в режиме реального времени. Пример разработки с помощью CORONA SDK.
GameSalad еще один движок для разработки игр с минимальными или вообще без навыков кодирования. Он прост в использовании, и любой человек может создать игру с нуля. Еще одним преимуществом использования GameSalad является тот факт, что она позволяет опубликовать игру на всех известных платформах, включая Windows, Android, IOS, и т.д. Плюс ко всему, движок доступен как для Mac так и и Windows.
Lumberyard это новый игровой движок выпущен Amazon, дабы помочь разработчикам воспользоваться их инфраструктурой. Amazon теперь работает не только в сфере электронной коммерции, но и в IT. Lumberyard с открытым исходным кодом. Разработка позволяет создавать игровые проекты ААА-класса для настольных ПК, игровых консолей, мобильных устройств и даже VR. За скачивание и использование движка Lumberyard не нужно платить ни копейки, но дополнительные сервисы для разработчиков платные.
libGDX это кросплатформенный фреймворк который написан на Java и работающий с OpenGL. Предлагает поддержку нескольких платформ для публикации игры. Ingress (предшественник Pokémon GO) был разработан с использованием libGDX. Поддержка сообщества также великолепна, благодаря этому вы можете получить отличную документацию для работы. Пример разработки с использованием libGDX.
HeroEngine хорошо зарекомендовал себя в создании мультиплеерных игр. Лицензия довольно дорогая и вряд ли подойдет начинающим разработчикам, но если ваш проект амбициозен, то я бы советовал рассмотреть этот вариант. Есть несколько карт для создания открытого мира и возможность их «бесшовного» соединения, могучий AI, в целом подходит для создания комплексных миссий, крафтинга и собирания ресурсов.
Какой из игровых движков, ваш любимый? Проголосуйте ниже, или оставьте свой комментарий если среди перечисленных не нашли свой.
— Сервис по маркетингу и продвижению на Reddit
Год | Название | Описание | Примеры игр |
---|---|---|---|
1979 | ZIL | Считается первым в мире игровым движком | серия Zork |
1987 | SCI | Второй и последний игровой движок компании Sierra Entertainment | серия King’s Quest с четвёртой части |
1987 | SCUMM | Использован в графических играх приключенческого жанра компанией LucasArts | Maniac Mansion, Full Throttle |
1987 | Freescape | Первый 3-D движок, разработанный компанией Incetive Software | серия Driller, серия Total Eclipse |
1988 | Gold Box | Популярный движок 1988—1993 годов, написанный фирмой SSI для создания ролевых игр системы AD&D под операционной системой MS-DOS | Pool of Radiance, Curse of the Azure Bonds |
1991 | PRISM-16 | Игровой движок, предназначенный для создания игр на системах Электроника БК-0010.01, NEC PC-88 и подобных | Locked’n’Loaded, Codename: Sailor V |
1994 | XnGine | Игровой движок, разработанный Bethesda Softworks. Первый движок с полностью трёхмерными текстурированными врагами и свободным обзором мышью | The Terminator: Future Shock, The Elder Scrolls II: Daggerfall |
1994 | Glacier engine | Игровой движок компании IO Interactive, используемый в собственных проектах. | Hitman: Codename 47,Hitman 2: Silent Assassin,Freedom Fighters,Hitman: Contracts,Hitman: Blood Money,Kane & Lynch: Dead Men,Mini Ninjas,Kane & Lynch 2: Dog Days |
1995 | BRender | Графический движок реального времени для компьютерных игр, симуляторов и графических инструментов | 3D Movie Maker, Carmageddon 2 |
1996 | RenderWare | Игровой движок, разработанный Criterion Software и развиваемый до сегодняшнего времени. Используется в играх самых разных жанров | Scorched Planet, Grand Theft Auto 3, Grand Theft Auto: Vice City, Grand Theft Auto: San Andreas The Movies |
1998 | Sith | Игровой движок, разработанный LucasArts | Jedi Knight: Dark Forces II и её дополнение |
1998 | Infinity Engine | Движок для игр с предварительно прорисованным фоном, использовался для создания серии ролевых игр мира D&D | Baldur’s Gate, Planescape: Torment, Icewind Dale |
1998 | GoldSrc | Сильно измененный движок игры Quake. | Half-Life, Counter-Strike и многочисленные модификации |
1998 | Unreal Engine | Один из популярных движков для игр (в основном жанра 3D-шутер). Последняя версия — Unreal Engine 4. Движок позволяет создавать игры различных жанров. На текущий момент бесплатен. Роялти выплачивается с продаж игр. | Серия игр Unreal, Deus Ex, Gears of War, Mass Effect |
1998 | Lithtech | Основной конкурент (в частности, последняя версия Jupiter Extended) движков Source и Unreal Engine. В основном используется разработчиком (Monolith Productions) для создания видеоигр хоррор-направленности. | Shogo: Mobile Armor Division, F.E.A.R. 2: Project Origin, Condemned, Condemned 2 |
1998 | GrimE | Движок, разработанный LucasArts на основе Sith и SCUMM | Grim Fandango |
1998 | AtmosFear | Мощный игровой движок компании Action Forms, использовался практически во всех собственных играх, многократно подвергаясь усовершенствованиям. | Серия игр «Carnivores», Вивисектор: Зверь Внутри, Анабиоз: Сон разума. |
2001 | Gamebryo | Кроссплатформенный игровой движок, написанный на C++. | Dark Age of Camelot, The Elder Scrolls IV: Oblivion, Fallout 3, Divinity II: Ego Draconis |
2001 | Serious Engine | Движок для 3D-шутеров компании Croteam | Serious Sam |
2001 | BlitzTech | Коммерческий движок, разработанный Blitz Games Studios. Активно дорабатывается и развивается. | The Mummy Returns, The House of the Dead: Overkill, Dead to Rights: Retribution и др. |
2001 | Prism3D | Движок SCS Software, использовался в играх разной направленность — симуляторы охоты, автосимуляторы, платформеры и т. д. | 18 Wheels of Steel (серия игр); Hunting Unlimited (серия игр); Euro Truck Simulator и другие игры. |
2001 | Geo-Mod | Движок, разработанный Volition Inc. в 2001 году, используемый в игре Red Faction, и частично использован для Red Faction 2. Этот движок позволяет разрушать ландшафт уровня в течение игры. Существует также вторая версия движка, использованная в Red Faction: Guerrilla. | Red Faction, Red Faction 2, Red Faction: Guerrilla |
2001 | Bugbear Game Engine | Движок для гоночных игр от компании Bugbear Entertainment. | Серия игр «FlatOut» и другие игры. |
2002 | LS3D engine | Движок, разработанный Illusion Softworks (сейчас 2K Czech) для игры Mafia: The City of Lost Heaven. | Mafia: The City of Lost Heaven, Hidden & Dangerous 2, Chameleon |
2002 | Aurora Engine | Движок, следующий за Infinity Engine. В отличие от предшественника, использует полностью трёхмерную графику. | Neverwinter Nights, Ведьмак |
2002 | Coldstone Game Engine | Движок компаний Beenox Studios и Ambrosia Software, созданный для RPG и квестов. Поддерживается только изометрическая проекция графики. | Pillars of Garendall. |
2002 | CPAL3D | Движок, который использовался преимущественно в играх жанра квест. | Memento Mori и другие. |
2003 | Jade | Игровой движок, используемый в играх Ubisoft | Beyond Good & Evil, несколько игр серии Prince of Persia |
2003 | Saber3D | Игровой движок от Saber Interactive, использованный сторонними разработчиками для создания шутеров от первого лица | Will Rock, Timeshift |
2003 | CloakNT | Игровой движок компании Cauldron HQ, применяется во всех собственных разработках с 2003 года. | Chaser: Вспомнить всё, Conan: The Dark Axe, Soldier of Fortune: Payback и др. |
2003 | IW engine | Игровой движок кампании Infinity Ward. Его первая версия является сильно модифицированной Id Tech 3. | серия Call of Duty, GoldenEye 007, James Bond 007:Quantum of Solac, Medal of Honor: Alliend Assault |
2004 | Source | Популярный игровой движок от Valve, пришедший на замену GoldSrc | Half-Life 2 и её продолжения, Half-Life 2: Deathmatch, Portal, Portal 2, Left 4 Dead, Left 4 Dead 2, Team Fortress 2, Garry’s Mod, Counter-Strike: Source, Counter-Strike: Global Offensive, Day of Defeat: Source, Vampire: The Masquerade — Bloodlines, SiN Episodes: Emergence, Dark Messiah of Might and Magic, Dota 2, Postal III, Alien Swarm |
2004 | id Tech 4 ранее движок Doom 3 |
Следующая версия движка от id Software после id Tech 3. Создан Джоном Кармаком. | Doom 3, Quake 4, Prey, Enemy Territory: Quake Wars, Wolfenstein, Brink |
2004 | CryEngine | Игровой движок, разработанный фирмой Crytek. | Far Cry и её консольные дополнения, а также Aion: The Tower of Eternity. |
2004 | Vengeance Engine | Движок, основанный на Unreal Engine, но использующий физическую подсистему Havok и свою систему рендеринга | Tribes: Vengeance, BioShock |
2005 | Serious Engine 2 | Движок от Croteam, который был специально разработан для игры Serious Sam 2 | Serious Sam 2 |
2005 | Unigine | Кроссплатформенный 3D-движок для игр и систем виртуальной реальности. В настоящее время имеет поддержку OpenGL 4.0 и DirectX 11, обновляется ежемесячно[5]. | Oil Rush, Tryst, Cradle, Syndicates of Arkon |
2005 | TheEngine | Универсальный движок, в последнее время один из самых популярных на территории СНГ. | Магия крови, King’s Bounty. Легенда о рыцаре |
2005 | Dagor Engine | Кроссплатформенный игровой движок российской разработки, использовавшийся в играх различных жанров | Параграф 78, Братва и кольцо, War Thunder |
2005 | Reality Engine | Игровой движок компании Artificial Studios, в 2005 году приобретённый Epic Games для последующей интеграции в Unreal Engine 3. | CellFactor: Combat Training, CellFactor: Revolution |
2006 | Electron Engine | Следующая после Aurora Engine версия движка для ролевых игр во вселенной AD&D | Neverwinter Nights 2 |
2006 | HPL Engine | Внутренний движок компании Frictional Games, предназначенный для игр в жанре Survival horror и использующийся во всех играх компании. Использует физический движок Newton Game Dynamics. | Все игры серии Penumbra, Amnesia: The Dark Descent, Amnesia: A Machine for Pigs, SOMA |
2006 | YETI engine | Модификация движка Unreal Engine 2 от Ubisoft, использовавшаяся первоначально в играх для Xbox 360. Модифицирован рендерер. | Tom Clancy’s Ghost Recon Advanced Warfighter, Beowulf, Lost: Via Domus и др. |
2007 | X-Ray | Игровой движок, разработанный GSC Game World. Очень технологичен, поддерживает рендеринг с использованием Direct3D8, Direct3D9, Direct3D10, Direct3D10.1, Direct3D 11. | Серия игр S.T.A.L.K.E.R. |
2007 | CryEngine 2 | Самый технологичный игровой движок среди аналогов на момент своего выхода. Разработанный фирмой Crytek, является развитием CryEngine. Является ПК-эксклюзивным игровым движком и поддерживает только платформу Microsoft Windows. На сегодняшний день CryEngine 2 лицензировали около 15 компаний и других учреждений. | Crysis, Crysis Warhead, Crysis Wars, Merchants of Brooklyn, Entropia Universe, Blue Mars (в разработке) |
2007 | Anvil engine | Движок разработки Ubisoft Montreal, впервые использован в игре Assassin’s Creed. | Assassin’s Creed, Shaun White Snowboarding, Prince of Persia (2008), Assassin’s Creed 2 |
2008 | RAGE | Игровой движок компании Rockstar Games, использовавшей его как базы для их выпускающихся компьютерных игр на базе Xbox 360 и PlayStation 3 | Grand Theft Auto IV и её аддоны, Red Dead Redemption, Max Payne 3, Grand Theft Auto V |
2008 | Dunia Engine | Игровой движок, разработанный Ubisoft Montreal. Является кроссплатформенным (ПК, PlayStation 3, Xbox 360) и одним из самых технологичных игровых движков на момент своего выхода. Один из немногих движков, использующих Direct3D10.1. | Far Cry 2, James Cameron’s Avatar: The Game |
2008 | Frostbite Engine | Игровой движок компании EA Digital Illusions CE, разработанный на замену предыдущего движка Refractor Engine. Кроссплатформенный (ПК, PlayStation 3, Xbox 360). Использует DirectX 9, DirectX 10, Direct3D 10.1, DirectX 11.X. | Battlefield: Bad Company, Battlefield: Bad Company 2, Battlefield 3, Battlefield 1943, Need for Speed: The Run, Medal of Honor (только мультиплеер), Battlefield 4, Need for Speed: Rivals. |
2008 | Corona SDK | Игровой движок от Corona Labs, созданный для быстрой разработки мобильных игр и приложений. Поддерживаемые платформы — iOS, Android, Windows, Mac OS, tvOS, Android TV и Fire OS. | HoPiKo, I Love Hue, Gunman Taco Truck |
2009 | Eclipse Engine | Игровой движок от BioWare, сделанный для использования в собственных играх. | Dragon Age: Origins и дополнения |
2009 | Crystal Tools | Игровой движок от Square Enix, сделанный для использования в собственных играх. Реализована поддержка TrueHD, улучшена анимации лиц и возможности рендера кат-сцен высокой детализации. Поддерживает Xbox 360, PlayStation 3, PC а также многопользовательские онлайновые игры. | Final Fantasy XIII Final Fantasy Versus XIII |
2009 | CryEngine 3 | Игровой движок от Crytek, который является улучшенной версией CryEngine 2. Основным отличием является поддержка игровых приставок PlayStation 3, Xbox 360, их наследников, а также многопользовательских онлайновых игр. | Crysis 2
Warface Crysis 3 |
2009 | Serious Engine 3 | Третий движок от Croteam в линейке Serious Engine. Добавлена поддержка игровых приставок седьмого поколения, а также современных графических эффектов. | Serious Sam HD: The First Encounter, Serious Sam HD: The Second Encounter, Serious Sam 3: BFE |
2010 | Illusion Engine | Движок, разработанный 2K Czech для внутреннего использования. | Mafia II |
2010 | id Tech 5 | Движок, который разрабатывается в id Software как замена id Tech 4. id Tech 5 в данный момент используется для создания игр от id | Rage, Wolfenstein: The New Order |
2010 | HydroEngine | Современный движок, чья главная особенность — технология моделирования потоков жидкости (воды) в реальном времени. | Hydrophobia |
2010 | 4A Engine | Игровой движок, разработанный украинской студией 4A Games. Поддерживает рендеринг с использованием Direct3D9, Direct3D10, Direct3D10.1, Direct3D 11. | Метро 2033, Metro: Last Light, Metro: Exodus |
2011 | Creation Engine | Игровой движок Creation Engine был разработан первостепенно для использования в The Elder Scrolls V: Skyrim — последней (2011) части в серии ролевых игр The Elder Scrolls. | The Elder Scrolls V: Skyrim, Fallout 4 |
2013 | CryEngine (4-го поколения) | Четвертая версия CryEngine, движка от Crytek | Ryse: Son of Rome |
2014 | Serious Engine 4 | Четвёртый движок от Croteam в линейке Serious Engine. Добавлена поддержка игровых приставок восьмого поколения, а также современных графических эффектов. | The Talos Principle, Serious Sam 4 |
2015 | Source 2 | Новый игровой движок от Valve, анонсированный в марте 2015 года. | Dota 2 Reborn |
2016 | id Tech 6 | Игровой движок от id Software. Изначально планировался как революционный движок, с использованием технологии Sparse Voxel Octree, но в итоге приоритетом стало рациональное использование существующих технологий вместо предложения инновационных. | Doom |
2018 | Core | Новый графический движок для World of Tanks, сделанный лично командой Wargaming.net | World of Tanks |
Десятка лучших движков для создания своих собственных игр / Habr
Unity 5
Лучший выбор для разработчика, позволяет создавать игры как 2D, так и 3D.
Construct 2
Система для создания двумерных игр через простой интерфейс на базе HTML5. Программирования не требуется.
libGDX
Кросплатформенный фрейморк, написанный на Java и работающий с OpenGL (ES).
LÖVE
Бесплатный фреймворк с открытым кодом для разработки двумерных игр на Lua. Использование бесплатно.
MONKEY X
Специальный язык программирования для создания игр, позволяет создавать приложения для разных платформ. Поддерживает естественный код и бесплатен даже для коммерческого использования.
GDevApp
Позволяет создавать игры на HTML5 для устройств на Android.
Angel 2D
Кросплатформенный фреймворк для прототипирования двумерных игр на основе OpenGL и C++. Имеет встроенную базовую игровую функциональность.
GameMaker
Помогает сделать программирование легче, включает визуальную систему создания игр.
HaxeFlixel
Открытый софт, полностью бесплатный, имеет собственный встроенный язык.
MOAI SDK
Игровой движок с открытым кодом. Для разработки используется Lua, C++ и OpenGL, предназначен для создания мобильных игр.
5 игровых движков для создания 2D и 3D игр
При многообразии существующих движков может возникнуть довольно непростой выбор, с чего, собственно начать делать игру и какие есть решения. Игровых движков существует довольно много и под разные задачи. Используются различные языки программирования, поддержка разных платформ и готовых решений. Как часто бывает, многое будет зависеть от личных навыков и предпочтений. Если вы собираетесь создавать простенький 2D-платформер или space-шутер, имеет смысл рассмотреть что-то легкое в освоении. При разработке масштабной мобильной стратегии одним лишь простым движком обойтись будет сложно. Для многих решающую роль может сыграть ещё и тип лицензии – иногда их может быть несколько и опять же многое будет зависеть от поставленных задач и их актуальности. На программе “Менеджмент игровых проектов” в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ есть отдельная дисциплина, где в течение 6ти занятий по 4 академических часа креативный директор Maik.Ru рассказывает технические основы разработки игровых продуктов, доносит до слушателей представление об основных современных средствах и принципах разработки, дает знания в области принятия управленческих решений по процессу разработки. Чаще всего слушатели выбирают в качестве движка для своей игры Unity, примеры игр, сделанных слушателями и выпускниками программы “Менеджмент игровых проектов”, можно посмотреть на странице “Проекты выпускников”.
Ниже речь пойдет о пяти движках, которые охватывают разный спектр задач и имеют разные типы лицензий. Скорее всего, один из них сможет прекрасно подойти для реализации прототипа, простенькой игры или полномасштабного проекта.
Unity используется повсеместно и являясь мультиплатформенным подходит под широкий спектр задач, хотя графически несколько уступает Unreal. Позволяет работать над 2D и 3D играми, создавая проекты под Windows, OS X, Playstation 4, XBox, Windows Phone, Android, Apple iOS и Linux, в том числе и под Wii, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch. Есть возможность создавать приложения для запуска в браузерах с помощью специального подключаемого модуля Unity (Unity Web Player), а также с помощью реализации технологии WebGL.
Приложения, созданные с помощью Unity, поддерживают DirectX и OpenGL. Движок используется как разработчиками ААА-игр, так и Indie-студиями. Есть собственный Asset store, сильное и активное коммьюнити и впечатляющее количество документации и видеоуроков.
В наличии движка простой легко настраиваемый Drag&Drop интерфейс, состоящий из различных окон и позволяющий производить отладку игры прямо в редакторе. Движок поддерживает скриптовые языки C# и JavaScript. Все расчёты физики производятся с помощью NVIDIA PhysX.
Лицензия Unity Personal является бесплатной, однако, если доход вашей компании составляет больше 100 000 $ в год или же если вам удалось привлечь на разработку более 100 000 $, вы не имеете права использовать Unity Personal. Можно будет воспользоваться версией Unity Plus для компаний, зарабатывающих до 200 000 $ в год, или Unity Pro — она не накладывает никаких ограничений по доходу.
Шоукейс проектов
Один из самых популярных движков на сегодня. В связи с использованием С++ имеет огромнейших спектр возможностей и, в том числе, собственную визуальную систему программирования — Blueprint. Имеет мощное комьюнити, большое количество видеоуроков, уже готовых ассетов и часто используется как при разработки ААА-игр, так и небольших проектов.
UE Поддерживает большинство известных платформ: Microsoft Windows, Linux, Mac OS и Mac OS X; консолей Xbox, Xbox 360, Xbox One, PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation 4, PSP, PS Vita, Wii, Dreamcast, GameCube, Nintendo Switch и т.д., в iOS и Android.
В версии 4.0 присутствует мощный редактор ИИ, редактор для создания кат-сцен и поддержку DirectX 12. В целом, UE позволяет добиться действительно впечатляющей картинки. В графическом плане — это один из мощнейших движков из всех ныне существующих.
Начиная с 02.03.2015 движок стал полностью бесплатным при условии, что прибыль от проектов, созданных на основе движка не превышает $3000 за квартал. После превышения нужно будет отчислять Epic Games 5% прибыли от продаж игры
Шоукейс проектов
С помощью Construct 2 можно эффективно и быстро создавать прототипы 2D игры без помощи кода. Поддержка таких платформ, как PC, Mac, Linux, Android, iOS, Windows Phone, Blackberry 10, Amazon Appstore, Chrome Web Store, Facebook и браузеры с поддержкой HTML5.
Порог вхождения минимален — интерфейс программы интуитивно понятен, а логика создается путем построения системы событий и связанных с ними действий. В дальнейшем, в проект можно дописать код — игры, созданные на движке кодируются Javascript.
Construct 2 доступен бесплатно с ограниченным функционалом. Стоимость персональной лицензии со всеми функциями составляет 6399 руб на Steam. Если выручка от выпущенного проекта превысит 5000$, придётся приобрести бизнес-лицензию для коммерческого использования. Бизнес-лицензия не имеет каких-либо отличий от персональной по функционалу, а лишь является дополнительным условием при достижении конкретной суммы с продаж.
Шоукейс проектов
Corona – кросс-платформенный движок, который поддерживает iOS, Android, Windows и Mac с языком программирования Lua с недавнего времени стал полностью бесплатным.
Изначально, движок был представлен в двух версиях. Версия Corona SDK являлась бесплатной, но ограниченной в функционале и без наличия возможности создания офлайновых билдов. Платная – Corona Enterprise, Без ограничений первой версии и доп. инструментарием на борту.
С 22 июня SDK и Enterprise распространяются в лице единого продукта – Corona без каких-либо комиссий с доходов проекта и ограничений по объёму получаемой прибыли.
Монетизация движка осуществляется посредством премиум-поддержки, снятия лого движка с загрузки, процентов с продаж Corona Marketplace и бесплатных плагинов рекламной монетизации.
Шоукейс проектов
Defold — кроссплатформенный движок от компании King. Поддерживает Html5(WebGl), Android 2.3 (API level 9)+, iOS 5.1+, Windows Vista+, OSX 10.7+
Linux и является полностью бесплатным без каких-либо ограничений с момента, как был заявлен в марте этого года на GDC 2016.
Движок предназначен по большей части для работы с 2D проектами, но также поддерживает импорт 3D-мешей. Скриптинг осуществляется посредством Lua. Defold является полностью бесплатным и не имеет каких-либо ограничений по планке достижения дохода проекта.
Есть хороший FAQ от инди-разработчика Алексея Гулева.
Шоукейс проектов
Помимо вышеупомянутых движков, их существует еще превеликое множество: CryEngine 3, App Game Kit, AndEngine, Buildbox, Cocos2D, Game Maker Studio, MOMINIS, Rage Engine, IRM, Linderdaum Engine SDK, DX Studio, Project Anarchy, gameQuery, GameSalad, Godot Game Engine, Crystal Space 3D, Monkey и многие другие.
Отличия могут быть как незначительными, так и достаточно радикальными — порог вхождения, язык программирования, саппорт, тип лицензии, 2D/3D, возможности работы с графикой и другие особенности могут склонить сделать выбор в сторону нужного решения. Если уже сложилась четкая картинка и понимание того, что ожидать от разработки проекта и какой результат должен получиться на выходе — подогнать свои запросы под нужный движок не составит труда. Достаточно ознакомиться с возможностями уже зарекомендовавших себя на рынке, посмотреть шоукейс проектов и задать интересующие вопросы в сообществе или на форуме. В этом случае, решение вряд ли заставит себя долго ждать.
В рамках программы “Менеджмент игровых проектов” мы регулярно проводим различные мероприятия по игровой индустрии, и в частности по игровым движкам. Недавно проводили встречу Unity разработчиков. Записаться на наши мероприятия можно на странице анонсов.
Автор: Михаил Пименов
← Назад к списку
Бесплатные CMS для сайта, лучшие открытые движки
От автора: приветствую вас на нашем блоге webformyself, посвященном сайтостроению. Сегодня я хотел бы вам рассказать, какие существуют бесплатные cms для сайта, чтобы вы были более проинформированы в этом вопросе.
WordPress
Однозначный лидер, по крайней мере, по моему мнению. WordPress идеально подходит для личных блогов, для него создано огромное количество плагинов, причем очень много из этого доступно бесплатно. Пожалуй, шаблонов под WordPress тоже больше всего. На этой CMS однозначно можно реализовать очень большой функционал, в том числе и интернет-магазин. Также это самый популярный движок.
Его популярность в основном вызвана тем, что это система управления сайтом для чайника. Если посмотреть на админку, то сразу становится понятно – здесь не нужно никаких супер знаний.
Joomla
Второй по популярности. В целом, на Joomla также можно создать любой веб-ресурс, но в плане простоты для новичка этот движок уступает вордпрессу. Стоит отметить, что тем и плагинов для Joomla также меньше, а также гораздо меньше решений, за которые не надо платить. Есть и свои проблемы с поисковой оптимизацией. Впрочем, они есть и у WordPress, но это решается грамотной технической настройкой движков.
JavaScript. Быстрый старт
Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения
Узнать подробнееDrupal
Пожалуй, один из самых трудных движков для новичка. В основном его выбирают уже опытные веб-разработчики, это связано с тем, что разобраться с его устройством будет сложнее, но и возможностей тут будет побольше. Популярность друпала значительно меньше, не стоит выбирать эту CMS, если вы новичок. Ну а опытный веб-мастер или веб-разработчик просто обязан попробовать.
ModX
На эту CMS также можно обратить внимание, не зря она пару раз была признана лучшей по некоторым номинациям. Имеет ряд своих преимуществ. Если говорить о создании личного блога, то я все же склоняюсь к тому, что WordPress – лучший выбор. Если говорить о других типах сайтов, то более удобно будет использовать другие CMS.
MoDX имеет собственную систему комментирования и модерации, генератор навигации, регистрацию пользователей. CMS совместима с MVC, поддерживает много библиотек и языков программирования и в целом легко расширяема, потому что исходный код открыт.
Opencart
Движок создан специально для создания интернет-магазинов на нем. В целом, он заточен под начинающего пользователя, хотя его функциональность достаточно высока, благодаря возможности установить кучу дополнительных модулей.
UcozCMS
С этим движком вы сможете познакомиться, если создадите ресурс на конструкторе Ucoz. В целом, движок является лишь условно-бесплатным, потому что вам придется платить, если вы захотите убрать ряд ограничений и получить больше возможностей.
Magento
Это очень мощный движок, созданный специально для создания интернет-магазинов. Изначально был только на английском, сегодня переведен на русский, есть свое сообщество разработчиков.
InstantCMS
Система ориентирована на создания социальных сетей, но при этом является полностью открытой. Очень высоко оценена обычными пользователями, много встроенных инструментов для создания различных возможностей в социальной сети.
Typo3
Еще один свободный движок. Обычными пользователями используется редко, но вот благодаря своему соответствию стандартам безопасности его выбирают даже крупные европейские компании!
Другие движки
На самом деле их очень много и чем дальше я буду перечислять, тем менее известные вам названия будут тут мелькать. Да, эти движки гораздо менее популярны, ими пользуются единицы. Хотел бы сказать, что в этой статье перечисляю только бесплатные, поэтому тут нет Битрикса и DLE.
Почти все движки написаны на PHP, потому что именно этот язык выбирают в качестве опоры практически все веб-разработчики. Определенной популярностью также пользуется Python. Если вы предпочитаете этот язык, вам следует обратить внимание на CMS, написанные на нем. Например, это Django.
Годятся ли бесплатные cms для создания сайтов?
Ответ очевиден – да. Как вы могли увидеть, среди свободно распространяемых продуктов очень много качественных. На одном только wordpress работает огромное количество сайтов.
Как научиться работать с бесплатным движком?
У большинства cms есть русская документация, есть русскоязычное сообщество пользователей, форумы и т.д. Наилучший вариант – пройти курс обучения, специально подготовленный профессионалами. Например, из нашего курса вы узнаете, как создавать собственные уникальные и адаптивные шаблоны под wordpress.
Что ж, на этом я закончу этот короткий обзор. На мой взгляд, мы рассмотрели лучшие бесплатные cms для сайта. Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новости в сфере сайтостроения.
JavaScript. Быстрый старт
Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения
Узнать подробнееФреймворк YII2. Быстрый старт
Создание блога с использованием фреймворка Yii2!
Смотреть видео5 бесплатных open source движков для игр на JavaScript | GeekBrains
Выбираем простые в изучении, Facebook-совместимые и свободные движки для создания игр на JS и HTML5.
https://d2xzmw6cctk25h.cloudfront.net/post/1709/og_cover_image/d1d61d467f731daa8c6c57f9b9caf10c
Если вы только начали программировать и хотите написать мобильную и/или кроссплатформенную игру, беритесь за JS. Связка HTML+JavaScript работает везде. С фреймворками типа Electron на ней даже можно строить десктопные приложения.
Взгляните на 5 движков, с которым работа над игрой — в радость. Все они на момент написания статьи бесплатны и имеют открытый исходный код (open source). А еще — позволяют делать игры для Facebook. У каждого движка есть песочница, чтобы писать и тестировать код онлайн!
Для веб-разработчика создание HTML5-игры — повод ближе узнать Canvas и WebGL, поработать с 2D- и 3D-графикой в браузере. Это еще и урок оптимизации, ведь интерактивные красивости должны съедать как можно меньше памяти.
Эту библиотеку используют в качестве игрового движка, но на самом деле у нее более широкое применение. Она упрощает вывод интерактивной 2D-графики и анимации в любых приложениях на базе HTML5. Поэтому рекомендую веб-разработчикам присмотреться к Pixi.
Для рендеринга PixiJS может использовать как WebGL, так и стандартный Canvas. Но первый работает заметно быстрее, особенно когда нужно одновременно анимировать сотни и даже тысячи объектов. Скорость достигается за счет того, что WebGL — инструмент низкоуровневый. А значит без дополнительных фреймворков кодить для него трудоемко: нужно прописывать каждую мелочь в управлении текстурами и шейдерами. И здесь на сцену выходит PixiJS, который берет это на себя.
Тест производительности — разработчики назвали его Bunnymark. Вы можете сотнями добавлять на сцену шустрых разноцветных кроликов и следить, как меняется кадровая частота (FPS) — то есть как быстро идет рендеринг. На слабеньком нетбуке я получила частоту 29–30 кадров в секунду даже при безостановочном насыпании 25 000 кроликов на сцену. При этом анимация уже добавленных прыгунов быстро восстанавливалась до скорости 30 кадров секунду даже при наличии 75 000 мелких кролей на экране. На хорошей машине можно получить FPS на уровне 40–60+. Показатели зависят от видеокарты и браузера.
Песочница — интерактивная библиотека, где можно поиграть с заготовками кода. На сайте движка вы найдете более 60 готовых примеров работы с видео, текстом, графическими эффектами, текстурами, спрайтовой и скелетной анимацией. Скачать заготовку можно в один клик. Код подробно откомментирован — все понятно, даже если вы учите JS со вчерашнего дня. Если официальных примеров мало, загляните в папку examples GitHub-репозитория, куда участники сообщества добавляют собственные наработки. При желании можете пополнить ее своим вкладом.
Доступность. В PixiJS есть функции, которые помогают адаптировать игру для людей с нарушениями зрения. Основа доступности — озвучивание экрана и поддержка клавиатурного управления наряду с «мышиным» и тактильным.
Взгляните на эту демку. Вы можете зажигать лампочки кликом мышки по нужной дощечке (вариант для зрячих) или же выбирать дощечки клавишей Tab, а лампочки включать нажатием Enter (вариант для незрячих и слабовидящих).
Исходники на Github.
Сообщество: живое и общительное — обитает в основном на форуме HTML5GameDevs, куда можно обращаться с вопросами.
Плюсы: Стабильно быстрый 2D-рендеринг даже на слабых машинах (при условии, что браузер поддерживает WebGL). Низкоуровневость — ниже только чистый JS, так что работа движка очень прозрачна. Кроссплатформенность, поддержка тачскрина. Удобная песочница, подробная документация на английском языке, понятный вводный курс для новичка. Движок хорош для создания небольших казуальных 2D-игр для мобильных устройств и ПК.
Минусы: в сравнении с движками, заточенными именно под игры, предлагает меньше инструментов «из коробки». Мало руководств на русском языке.
Игровой движок для настольной и мобильной разработки на JS и TypeScript. Работает на основе PixiJS — использует его для визуализации сцен. Следовательно, опирается на тот же шустрый WebGL с возможностью отката на Canvas в устаревших браузерах.
Сейчас параллельно существуют две версии движка: Phaser 2 и Phaser 3. «Трешка» увидела свет 13 февраля 2018 года. По заявлению разработчиков, они полностью переписали движок, чтобы придать ему модульную структуру и сделать data-ориентированным. Знакомство с новой версией пока осложняется нехваткой документации и действующих примеров. Но работа в этом направлении идет полным ходом: уже есть базовое руководство, урок «Делаем первую игру на Phaser 3» и экспериментальная лаборатория примеров. Примеры пока с дисклеймером «Извините, может не работать». Поэтому когда люди сегодня говорят о Phaser, они обычно имеют в виду Phaser 2.
Песочница отличается фантастическим числом интерактивных примеров и заготовок — на момент написания статьи их 685! Это гораздо больше, чем у PixiJS и большинства других движков. Код можно быстро скачать в виде .zip- или .tar.gz-файлов или клонировать в GitHub. Также доступны такие фишки, как мобильный предпросмотр сцены и сменные темы оформления для редактора кода.
Игровая витрина с проектами пользователей — быстрый способ оценить возможности движка и вдохновиться на что-то свое. Можно отдельно вывести игры с пометкой STAFF PICK («Выбор команды [Phaser]»).
Исходники: на GitHub.
Сообщество: большое и активное. Для общения есть каналы в Slack и Discord, а также ветки по Phaser 2 и 3 на форуме HTML5GameDevs. Новости можно узнавать в Twitter и из еженедельной рассылки. На русском языке уроков и статей хоть и не море, но больше, чем о PixiJS. Например, на хабре есть любопытные статьи «Разработка браузерной онлайн-игры» и «Обучающая игра за неделю, или попытка таймкиллера по английскому».
Плюсы: перспективный движок, оптимизированный под мобильные платформы. Очень прост в освоении благодаря пошаговым инструкциям для новичка. Тонны примеров, постоянно выходят новые уроки и руководства.
Минусы: последняя версия — Phaser 3 — еще сырая. Плагины и утилиты к движку стоят в среднем 20$ и поддерживают только Phaser 2. У второй версии движка есть неочевидные настройки, которые трудно изменить — например, скорость движения объектов автоматически подстраивается под FPS (см. статью «История участия в Game Jam» на хабре).
Вебинар GB: «Создание игр на JavaScript с помощью Phaser».
Для разработки браузерных 3D-игр этот фреймворк так же значим, как Pixi — для 2D. Работа с мешами, освещением, материалами, физикой, позиционным звуком — вот это все — продумано, задокументировано, снабжено интерактивными примерами. С Babylon можно делать игры для Android, iOS и десктопных браузеров. Наряду с JS поддерживается TypeScript.
Движок дружелюбен к новичкам, но без сюсюканья: вас не заманивают красивыми картинками. Первое, что радует глаз в разделе документации — интерактивный Get Started, который меняется в зависимости от выбора языка (JS/TS). Вы можете сходу оценить список возможностей и доступных расширений, поиграть с примерами, посмотреть видеоуроки — например, вводное занятие для начинающих (на английском с французским акцентом).
Для первого знакомства отлично подойдет пошаговый текстовый курс Babylon 101. Но это не для тех, кто хочет «мегаигру за 30 минут». Нужно быть готовым читать, вникать, экспериментировать.
У Babylon есть свой онлайн-редактор 3D-сцен, который подробно описан в разделе Resources (тег Editor). Там же вы узнаете, как подружить Babylon.js с Unity, Blender, Ionic Angular и ReactJS.
Песочница: у движка очень удобный редактор кода (Playground) с мгновенным предпросмотром и прослушиванием (если речь о звуке, в том числе позиционном). Здесь можно писать с нуля или редактировать код примеров и заготовок. Еще одна фишка песочницы — компонент Inspector для быстрой отладки кода.Также есть Sandbox — онлайн-просмотрщик 3D-сцен и моделей, куда можно перетаскивать файлы с жесткого диска.
Игровая витрина на главной странице движка содержит более 100 красочных сцен, игр и демонстраций.
Исходники: на GitHub.
Сообщество: активное — новые сообщения на форуме появляются каждый час. В Рунете по движку много уроков, статей и переводов. Пример с хабра: «Создание шейдеров на основе Babylon.js и WebGL: теория и примеры».
Плюсы: мощный, бурно развивающийся движок со множеством онлайн-инструментов, готовых рецептов и ресурсов. Среди расширений — 60 заготовок для создания эффектов (огня, травы, частиц, меха и других), генерации ландшафта, работы с GUI и прочего. Команда регулярно фиксит баги, найденные сообществом.
Минусы: требует времени на изучение, бывают ошибки при импорте 3D-моделей из Blender и Autodesk 3ds Max.
Если вы хотите делать игры для Facebook, знайте, что Egret — в числе официально рекомендованных для этого движков. Китайский фреймворк позволяет создавать кроссплатформенные 2D-игры, которые адаптируются под размер экрана.
Лично мне нравится, что документация, инструкции по установке, примеры и справка по API доступны с одной страницы. Все это, включая комментарии в коде, добросовестно переведено на английский. НО! Языковой ступор настигает при запуске среды Egret Launcher — интерфейс на китайском. Спасают англоязычные руководства.
Параллельно с развитием 2D-движка готовится к релизу Egret Engine 3D. Пока оценить работу с трехмерной графикой можно только по приглашениям в режиме закрытого бета-теста. Из громких обещаний 3D-версии — плагин, конвертирующий заготовки из Unity 4 и 5 в сцены HTML5.
Песочница: простая и удобная — с ~50 примерами, предпросмотром на экране смартфона, возможностью быстро скачать свой код или сбросить изменения. Каждый пример также доступен по QR-коду.
Игровая витрина: около 20 разношерстных проектов, которые открываются по клику или QR, плюс еще десятка красочных мобильных игр — только по QR. Все на китайском, но казуалки интуитивно понятны (например, «Веселая Кухня»), чего не скажешь о карточной игре, комиксе-слайдере и сюрреалистическом непонятно-чем.
Исходники: на GitHub.
Сообщество: По сведениям разработчиков, 75% китайских игроделов, работающих с HTML5, используют Egret. Среда выполнения Egret-приложений за время существования движка была установлена более чем на 500 миллионах мобильных устройств. В Twitter и Facebook новости движка появляются минимум пару раз в месяц. На GitHub можно наблюдать жаркие дискуссии участников проекта — на китайском.
Плюсы: регулярные обновления, совместимость с инструментами Egret (визуальным редактором кода Egret Wing, анимационной платформой DragonBones, менеджером игровых ресурсов ResDepot и другими). Есть архив старых версий движка с описанием изменений на английском.
Минусы: интерфейс лаунчера и игр-примеров — на китайском. Лаунчер для Windows работает только с 64-битными системами. Заготовки в песочнице — очень простенькие, пока нет поддержки 3D. Документация или подробное описание на русском отсутствуют — единственная статья вышла на хабре в 2015 году.
Еще один перспективный китайский движок с амбициозной задумкой. Позволяет создавать 2D-, 3D-, AR- и VR-игры для Android, iOS, ПК и даже консолей! Да, приложения виртуальной реальности на JS — это неплохо придумано. Кстати, для этого движка можно еще писать на TypeScript и ActionScript.
Фишка в том, что вы пишете код один раз и можете получить результат в виде HTML5, Flash или мобильного приложения. Движок умеет работать с векторной графикой, растровыми шрифтами, скелетной анимацией, частицами, физикой. Еще он совместим с упомянутой выше системой анимации DragonBones. Есть свои средства работы со звуком — на основе OpenAL и HTML5 Audio.
LayaAir использует свой формат 3D-моделей (.lm). На сайте разработчика есть плагин для конвертации игровых объектов Unity3D в .lm-файлы. Об устройстве и настройке 3D-сцены в LayaAir читайте здесь, а о переносе сцен из Unity — тут.
У LayaAir своя IDE со встроенными редакторами кода, UI, сцен, покадровой анимации, частиц. Также в LayaAirIDE есть средства для упаковки игры во Flash или нативное приложение. Минус в том, что часть пунктов интерфейса в среде разработки не переведена. Контекстные меню, некоторые подсказки и названия закладок автоматически переводятся на русский или другой основной язык вашей системы. Сообщения и предупреждения в отладочной консоли — на английском. В итоге получаем такую картинку:
Если вы изначально пишете для мобильных устройств, скачайте набор LayaNative SDK, где есть средства тестирования и пересборки HTML5 для запуска на планшетах и смартфонах.
Есть документация и справка по API на английском. От сайта впечатления неоднозначные — многое переведено, но не сразу находится. Совет: если перевода нет на сайте, ищите его на GitHub — и наоборот. Критически важные разделы, в том числе страница загрузки движка — переведены полностью.
Песочница — более сотни примеров (в основном простеньких). Можно редактировать код «на лету». Интерфейс большей частью переведен на английский, а вот комментарии в коде остались на китайском.
Игровая витрина — в Википедии пишут, что на движке сделана минимум сотня игр. На сайте представлено около 30 мобильных игр в 2D и 3D. К сожалению (для меня), все они на китайском языке и доступны после регистрации в игровой секции одного очень популярного китайского портала. Но есть и хорошие новости. Для оценки производительности в вашем браузере — смотрите демо в 2D, 3D и VR. Также можно заценить простенький шмап.
Сообщество: китайские товарищи общаются на форуме, который работает по принципу «Вопрос–ответ» и более-менее переводится Гугляндексом.
Исходники: на GitHub. Обратите внимание, что свободен только движок LayaAir, а весь фреймворк LayaBox с тонной дополнительных инструментов и примочек имеет лицензию Freeware.
Плюсы: поддержка 3D, виртуальной и дополненной реальности. Возможность создавать нативные приложения. Совместимость с Unity. Набор бесплатных дополнительных инструментов. Движок активно развивается.
Минусы: IDE на китайском (но есть англоязычная справка по настройке), сайт переведен частично и сыроват. Иногда посреди английского мануала тебя направляют в китайскую секцию сайта, хотя есть переведенная. Раздел Developers Community на момент написания статьи не работал. Материалов для новичков маловато: платные онлайн-курсы на китайском не в счет. На русском пока вообще ничего нет.
Что еще почитать/посмотреть о создании игр на JS
Вебинар «Разработка 2D-realtime игры на JavaScript» — работа на чистом JS — без фреймворков.
Вебинар «Пишем HTML5-арканоид на чистом JavaScript и Canvas» — создание игры с нуля за 2 часа.
Статья «6 интересных багов, с которыми я столкнулся, пока делал игру для „ВКонтакте”» — что бывает, когда отказался от PixiJS для рендеринга.
Вебинар «Основы работы с Immutable.js» — как JS-библиотека для работы с иммутабельными данными помогает делать игры.
Вебинар «Разработка без бюджета: что нужно знать, чтобы не потратить год жизни впустую».
Статья «Создаем игру для самых маленьких на Phaser в Intel XDK» — подробно описывает первые шаги в работе с движком, дает советы, где брать ресурсы.
Статья «Трехмерная графика в вебе» — о WebGL и библиотеках для работы с ним.
Вебинар «Как придумать популярную игру?» — не только на JS.
Статья «Многопользовательский онлайн-шутер на WebGL и asyncio» — клиентская часть на BabylonJS, серверная — на Python.
Отправить ответ