Стили речи. Строение текста. Видеоурок. Русский язык 8 Класс
Темя: Повторение изученного в 5-7 классах
Урок: Стили речи. Строение текста
Из урока «Стили речи. Строение текста» вы узнаете, что такое речь, вам расскажут об основных свойствах речи, вы рассмотрите, что такое «подтема» и «микротема». Вы познакомитесь с пятью основными языковыми стилями и с жанрами речи.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой – восприятие языковых конструкций и их понимание. Результатом речевой деятельности является речевое произведение, или текст.
Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной).
По характеру речевой деятельности речь может быть:
монологическая или диалогическая;
устная или письменная;
разговорная или книжная.
Главная единица речи – текст. Это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.
Основные признаки текста:
смысловая цельность;
относительная законченность;
тематическое и композиционное единство его частей;
наличие грамматической связи его частей.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Помимо темы (или нескольких тем) в тексте могут быть авторские отступления.
Основная мысль текста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого (через раскрытие темы, лирические отступления, использование различных языковых средств).
Часть темы называется подтемой или микротемойи формирует абзац – отрывок текста между отступами в начале строки. В пределах абзаца предложения связываются логически и грамматически.
В текстах большого объема всех стилей речи, кроме разговорного, возможно деление на более крупные части – параграфы, разделы, главы.
Стили речи – это система языковых элементов внутри языка, разграниченных условиями и задачами общения. Стиль наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять основных языковых стилей: четыре так называемых книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.
Рис. 1. Стили речи (Источник)
Для каждого стиля характерны определенные языковые средства: слова, их формы, словосочетания, типы предложений. Каждый стиль речи может быть представлен и в устной, и в письменной форме. Если стиль называется
Стили речи реализуются в определенных формах, которые называются жанрами речи.
Жанры речи – это форма организации речи, которая отличается заданным характером речевой деятельности (сравните два жанра – статью и интервью; жанр статьи предполагает монологическую речь, а интервью – это всегда диалог).
Жанр речи определяет и форму речи (доклад– это устный жанр, а статья – письменный).
Жанр относится к определенному стилю речи (роман – к художественному, приказ или распоряжение – к официально-деловому).
Существуют межстилевые жанры: статья, очерк, эссе могут быть научными и публицистическими, интервью может быть публицистическим и официально-деловым.
Проблемами текста и речи занимается стилистика – раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.
Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле выделяют следующие разновидности:
1. собственно научный стиль, который присущ научным трудам – монографиям, диссертациям; статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях; научным докладам;
2.
3. научно-учебный стиль, который используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся.
Основные жанры научного стиля – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия.
Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений: в законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и т.д. Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Он характеризуется точностью, однозначностью, отсутствуем субъективности, особым построением текста.
Основные жанры официально-делового стиля – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация, отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью.
Рис. 2. Публицистический стиль (Источник)
Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на митингах, собраниях и т.д. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность. Основные жанры публицистического стиля –
Рис. 3. Художественный стиль (Источник)
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи. Задача этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя.
Особенностью этого стиля является высокая образность. В художественной речи не только передается определенная информация об окружающем мире – художественный текст создает свой собственный, образный мир.
Понятие языка художественной литературы является более широким по отношению к понятию художественного стиля: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей обычно представлены другие стили, в первую очередь, разговорный. Если в авторской речи в основном соблюдаются нормы литературного языка, то в речи персонажей возможны ошибки, просторечие, диалектизмы, жаргонная и даже ненормативная лексика.
Основные жанры: рассказ, сказка, стихотворение, комедия, драма, роман, басня и другие.
Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в ситуации непринужденной беседы, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма). Задача разговорной речи – общение, обмен впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи, использование мимики и жестов.
Элементы разговорного стиля используются в публицистике – не только в устных публичных выступлениях, но и в письменных жанрах (очерке, статье, заметке). Причем использование в публичной речи элементов разговорного стиля в последнее время активизировалось из-за того, что публичная речь стала раскрепощеннее, в ней усилилось личностное начало.
Новой и чрезвычайно интересной формой существования разговорной речи являются электронные жанры, существующие в масштабах реального времени и широко представленные в Интернете – форумы, чаты.
Список рекомендованной литературы
1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б.. Русский язык.
2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., . Максимов Л.Ю. Чешко Л.А.. Русский язык.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи. Учебник для 10-11 классов. – М: Просвещение. 2003.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Собрание «Стили речи» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте речевые ошибки.
1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества. 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. С заданием мы справились уверенно. 9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы. 11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я? 13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок. 14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.
Урок 46. Стили текста документа – Эффективная работа в MS Office
Умение изменять стили текста документа – это показатель профессионализма.
Продолжаем работать с документом предыдущего урока. Если вы по какой-то причине потеряли свой документ, то вот вам ссылка на документ, который является итогом урока 45.
В документе присутствует грамотно сделанное оглавление. Оглавление собрано на базе стилей «Введение», «Заголовок 1, «Заголовок 2», «Приложение». А в Области навигации собраны абзацы со стилями «Введение», «Заголовок 1, «Заголовок 2», «Заголовок 3» и уж совсем левый абзац.
Понять и запомнить! | В Область навигации попадают только те абзацы, которым присвоен уровень от «1» до «9», причем неважно, какой стиль присвоен этим абзацам |
Теперь самое время заняться основным содержанием документа.
По окончании урока вы сможете:
- Повторить алгоритм работы по применению стилей текста
- Назначить и снять автообновление стиля текста
- Задать последовательность появления стилей текста
1. Стили текста документа. Алгоритм работы по применению стилей текста
В многих организация есть документ, регламентирующий требования к оформлению документов. Я не буду комментировать качество этих требований. Для учебного документа этого урока я сама сформулирую требования по оформлению абзацев основного текста:
- Размер шрифта – 14 пунктов
- Отступ первой строки – 1 см
- Выравнивание по ширине
Шаг 1. Выделим самый первый совершенно обычный абзац, который следует сразу после заголовка третьего уровня. По счастливому совпадению это тот самый абзац на который я назначила уровень на уроке 44:
Маленький серый треугольник, лежащий на боку сигнализирует – этому абзацу присвоен уровень!!! Когда будете работать со своими документами, обращайте внимание на эти серые треугольнички – избавите себя от многих проблем.
Шаг 2. Форматируем этот абзац в соответствии с моими требованиями (Урок 9):
А для отступа вызываем диалоговое окно «Абзац»:
В диалоговом окне «Абзац» мы заменяем «уровень 1» на «основной текст» и устанавливаем отступ красной строки 1 см. Чем мне не нравиться отступ по умолчанию в 1,25 см? Да потому, что это половина дюйма, а я живу в России, и ещё в школе меня учили, что отступ красной строки должен быть 1 см. Я предлагаю вам сделать два одинаковых абзаца и установить отступы одному – 1 см, а другому – половину дюйма, и сравнить: какой из отступов смориться наиболее гармонично (Урок 10).
Шаг 3. Создаем новый стиль на базе только что отформатированного абзаца. На уроке 44 я показала вам 4 способа создания нового стиля. Я выбрала кнопку выпадающего меню в группе команд «Стили» ленты «Главная»:
Новый стиль назвала «Основной». Почему я не использую для переделки стиль «Обычный» и вам не советую? Потому что в документах встречаются одиночные абзацы, ради которых нет смысла создавать новый стиль. Вот пусть стиль «Обычный» послужит для ручного форматирования единичных абзацев, например, для названия документа.
Шаг 4. Теперь выделяем те, абзацы, которые являются основным текстом документа и присваиваем им стиль «Основной» из перечня стилей в рабочем окне» Стили»:
И так проходим весь документ за исключением списков. Для списков, разумеется, создадим чуть попозже свой стиль.
2. Автообновление абзацев
Чтобы понять, что такое «Автообновление» перейдите на оглавление. Оно получилось у нас очень симпатичное, но нет предела совершенству.
Шаг 1. Выделим в оглавлении заголовок 1, который имеет стиль «Оглавление 1»:
Рабочее окно «Стили» подтвердило нам, что это абзац, который имеет стиль «Оглавление 1».
У этого стиля масса достоинств в числе которых и интервал после абзаца 5 пт.
Шаг 2. Задаем интервал до абзаца 12 пт, а после абзаца 6 пт, используя панель быстрого доступа:
Вы обратили внимание, что для всех абзацев со стилем «Оглавление 1» одномоментно поменялись интервалы?
Шаг 3. Открываем окно «Изменить стиль» (кнопка выпадающего меню на слове «Оглавление 1» → команда Изменить…):
Обратите внимание на команду «Выделить все вхождения: 6…». Этой командой можно выделить все абзацы одного стиля по всему документу. В данном случае цифра «6» говорит нам о том, в тексте документа есть 6 абзацев, которым присвоен стиль «Оглавление 1». Возможность выделить одномоментно все абзацы одного стиля пригодится в работе.
Появилось диалоговое окно «Изменение стиля»:
Восклицательным знаком я отметила место, где назначается и отменяется режим «Автобновление». Для оглавления этот режим подходит, а вот для других стилей не очень.
Понять и запомнить! | Автообновление означает: все изменения, которые мы будет вносить в абзац определенного стиля, мгновенно будут отражаться во всех абзацах этого стиля. |
Например, режим «Абзац — не отрывать от следующего» для конкретного абзаца в конкретной ситуации моментально задаст этот режим ко всем остальным абзацам этого стиля. И я не берусь предсказать, как поведёт себя документ в этом случае. Так что не назначайте режим «Автообновление» для рядовых абзацев, выигрыша по времени всё равно не получите.
Если вы заметили, что абзацы одновременно меняются, вызовите диалоговое окно «Изменение стиля». Скорее всего режим «Автообновление» включен. Тогда отключите его.
3. Последовательность появления стилей в тексте
Никогда не задумывались, почему новый абзац имеет определённый стиль? Смоделируем ситуацию?
Шаг 1. Отправляемся на первый абзац , которому присвоен стиль «Введение». Для скорости используем Области навигации или навигацию по Оглавлению:
Шаг 2. Ставим текстовый курсор в конец абзаца, нажимаем Enter и…
Символ конца абзаца перескакивает на новую страницу, а в Области навигации образуется пустое место.
Как правило, пользователи отменяют режим «Абзац – с новой страницы», убирают полужирное начертание, если догадаются – то убирают уровень через диалоговое окно «Абзац». А если не догадаются убрать уровень, то абзац останется в Области навигации.
Можно пойти по другому пути: назначить этому символу конца абзаца стиль «Основной» или «Обычный», используя рабочее окно «Стили»:
Вот и пустое место в Области навигации исчезло.
Но в этом документе у нас четыре абзаца со стилем «Введение»! Каждый раз нам придётся переназначать, переформатировать!
Шаг 3. Выделяем абзац «Введение»
Шаг 4. Вызываем диалоговое окно «Изменение стиля»:
Шаг 5. Читаем диалоговое окно сверху вниз:
- Имя «Введение»
- Стиль «Связанный абзац и знак» (почему-то неактивный, пока ладно)
- Основан на стиле (можно задать любой другой стиль – здесь столько возможностей для повышения производительности труда таится! А какую сложную структуру можно сделать для интерактивных электронных книг!)
- Стиль следующего абзаца – кнопка выпадающего меню → выбор нужного стиля. В нашем случае – стиль «Основной»
К сожалению в этом списке присутствуют как пользовательские, так и встроенные стили. Поэтому список большой. Но ничего, не боги горшки обжигали…
Шаг 6. Выбираем из списка стиль «Основной», нажимаем ОК. Теперь вы можете быть уверены, что всегда после абзацев со стилем «Введение» будет идти абзац со стилем «Основной»:
Где нам может пригодится это свойство стиля?
Для стиля «Заголовок» любого уровня по умолчанию стиль следующего абзаца задан «Обычный». Чаще всего документ имеет такой вид:
Следовательно надо сделать:
- После стиля «Заголовок 1» идёт «Заголовок 2»
- После стиля «Заголовок 2» идёт «Заголовок 3»
- После стиля «Заголовок 3» идёт «Основной»
Я никогда не поленюсь проверить последовательность появления стилей (конечно, предварительно надо проанализировать документ). Эту последовательность я закладываю на этапе создания пользовательского шаблона. Из таких мелочей складывается повышение производительности труда
Теперь вы сможете:
- Повторить алгоритм работы по применению стилей текста
- Назначить и снять автообновление стиля текста
- Задать последовательность появления стилей текста
Конспект урока по русскому языку на тему «Стили текста» (3 класс)
Конспект урока по русскому языку.
3 класс.
Тема: «Стили речи».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, письменная тетрадь, карточки с текстом, карточки со словосочетаниями и словами.
Цели:
-
Образовательные: знать художественный и научный стили текста; особенности этих стилей.
уметь различать стили текстов, сравнивать их; самостоятельно составлять тексты в определенном стиле.
-
Развивающие: развивать мышление, речь, внимание.
-
Воспитывающие: воспитывать интерес к текстам разного стиля.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: корректировать деятельность; оценивать уровень владения учебным действием; оценивать весомость приводимых доказательств; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять итоговый контроль деятельности; планировать решение учебной задачи; оценивать результаты деятельности.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; высказывать предположения; выявлять известное и неизвестное; выявлять особенности объектов в процессе их рассмотрения.
Коммуникативные УУД: Описывать объект; составлять небольшие монологические высказывания.
Личностные УУД: воспринимать речь одноклассников, учителя; оценивать собственную учебную деятельность; выражать положительное отношение к процессу познания.
2.Минутка чистописания.3.Актуализация знаний.
4.Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами).
5.Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений.
6. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.
7.Физкультминутка
8.Управление процессом перехода от теории к практике.
9.Организация творческой деятельности.
10. Подведение итогов, рефлексия.
— Сегодня на чистописании мы поработаем над буквами, которые очень похожи в написании. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.
Мир, нитка, лицо.
Шар, шалаш, чашка.
— Верно, это буквы И и Ш.
— Спишите.
И шиш Ш иши
— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Поспешишь – людей насмешишь.
— Найдите орфограммы.
-Наш урок начнем с повторения прошлой темы. Изучали типы текстов – назовите их.
-Какие особенности есть в каждом типе текстов? Назовите их.
-На партах лежат листочки с текстом (у всех разные). В парах пределите тип текста, вставьте пропущенные орфограммы, определите тему текста, озаглавьте его и докажите, что это текст.
1. Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков)
2. Барсук – это довольно крупный, до 90 см (а с хвостом и более метра), зверь с серебристо-серой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Лапы сильные с крепкими когтями.
3. Про осень говорят: «Осень – перемен восемь». Осенью погода очень изменчива. С утра может быть дождь, к обеду солнышко светит, а к вечеру и первый снег может выпасть. Вот почему про осень говорят: «Осень – перемен восемь».
-Проверим вашу самостоятельную работу. Если кто-то будет не прав – исправьте или дополните ответ своего одноклассника.
Работа над незнакомыми словами: оплеуха. Подберите синоним к слову оплеуха – пощечина. Оплеуха – удар по лицу, оплеуха – ловушка на медведя.
-Вы изучили типы текстов, как вы думаете, есть ли другие разновидности деления текстов?
-Да, есть. Сегодня на уроке мы будем говорить о стилях текстов, или стилях речи. Тема нашего урока: Стили текста.
-Чтобы начать знакомство с стилями текста, поставим цели урока: что узнаем?
-Чему научимся?
-Что будем развивать и воспитывать?
-Откроем учебник на с. 25. Выполним упр. №32.
-Определим тему стихотворения.
-Определим тему текста.
-Обратите внимание: темы у них одинаковые. Сравним, как авторы передают эту тему.
Начнем со стихотворения, как вы думаете, какую задачу автор ставит перед собой? Что хочет донести нам своим стихотворением?
-Какими средствами он делает это?
-Теперь поговорим о тексте, какую информацию хочет донести до читателя автор? Какую задачу ставит перед собой?
-Какие особенности березы выделяет автор?
-Он так же красочно описывает березу, как и автор стихотворения?
-Почему вы так решили?
-Правильно. Подумаем, в какую книгу вы бы поместили стихотворение?
-А текст?
-Предположите, как мог бы называться стиль текста, который вы бы помести в энциклопедию или научный журнал.
-А как мог бы называться стиль текста, который вы бы поместили в учебник по литературе?
-Вы назвали два стиля текста –проверим свои предположения в учебнике на с. 26.
-Мы были правы в своих предположениях?
-Что бы закрепить полученные знания, выполним упражнение № 33.
-Как вы думаете, какой из текстов можно поместить в энциклопедию, а какой в рассказе?
-Почему вы так решили? Обоснуйте свои рассуждения.
-Сейчас поработаем в парах. Какие правила поведения в парах вы знаете? (Учитель вывешивает правила поведения в парах на доску).
-На партах лежат словосочетания разных стилей: художественного и научного. План работы: 1. Разделить словосочетания в на две группы по стилям текста.
2. Составить с ними небольшой рассказ, указать его стиль, озаглавить и представить одноклассникам.
— Оценим свою работу – встаньте те, кто справился с заданием. Теперь встаньте те, кто не очень хорошо справился с заданием, но мог бы справится и лучше. Встаньте те, кто не понял смысл задания.
-На уроке все хорошо работали? Давайте проверим себя сами: на доске вопросы (сегодня я научился, сегодня я узнал, сегодня мне было трудно, сегодня мне было интересно, …) ответьте на них.
Если останется время – анкета для самооценки.
-Домашнее задание: №26 в р.т. Стр. 26 – выучить определения.
-Урок окончен, до свидания.
Записывают.
Объясняют смысл пословицы, находят орфограммы: Жи-ши пиши с буквой И, начало предложения писать с большой буквы, поспешить – По приставка, поспешишь – спешка, насмешишь – приставка На, точка в конце предложения.
-Рассуждение, описание, повествование.
—Текст рассуждение – даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение
Текст-описание – говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?
Текст-повествование – говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
-Текст-повествование. Тема: Яшка драчун.
-Текст-описание. Тема (о чем?) описание барсука.
Текст-рассуждение. Тема: Осень – время перемен.
Все это тексты, потому что они состоят из предложений и имеют законченную мысль.
Проверяют (орфограммы, тему, тип текста), корректируют, дополняют.
-Может быть.
(С помощью учителя) Узнаем, какие стили текста бывают, какими особенностями обладает каждый из них.
-Научимся различать стили текстов, сравнивать их, составлять тексты самостоятельно в определенном стиле.
-Развивать мышление, речь, внимание, фонематический слух. Воспитывать интерес к текстам разного стиля.
Читают задание, читают стихотворение и текст.
-Тема стихотворения – береза.
-Тема текста – береза.
-Автор хочет красочно изобразить предмет, заставить читателей любоваться им, обратить внимание на детали, описать эту березу, оказать определенное воздействие на читателя.
-Автор использует скрытое сравнение (метафора) (принакрылась снегом, точно серебром, снежной каймой, белой бахромой), эпитеты – красочные прилагательные (на пушистых ветках), олицетворение (береза принакрылась, горят снежинки).
-Задача автора – донести до читателя точную информацию, сообщить особенности, подробности.
-Дерево с белой корой, …
-Нет.
-Потому что автор не использует метафор, эпитетов.
-В художественную книгу, сборник стихотворений, …
-В энциклопедию, научную книгу.
Предположения – научный.
Предположения- художественный.
Читают определения художественного и научного стиля текста.
-Правы.
Проводят учащиеся.
Читают тексты, определяют стили.
-Первый текст поместим в энциклопедию, а второй в рассказ.
Называют те правила, которые знают.
Разделяют словосочетания, составляют рассказы, называют стиль речи и объясняют, почему именно этот стиль.
Рефлексия.
Оценивать уровень владения учебным действием (Р).
Воспринимать речь учителя(Л).
Оценивать уровень владения учебным действием(Р)
Планировать решение учебной задачи (Р).
Оценивать весомость приводимых доказательств (Р).
Составлять небольшие монологические высказывания (К).
Воспринимать речь учителя (одноклассников)(Л).
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи(П).
Оценивать уровень владения учебным действием (Р).
Выявлять известное и неизвестное; выявлять особенности объектов в процессе их рассмотрения(П)
Составлять небольшие монологические высказывания(К).
Корректировать деятельность(Р).
Высказывать предположения (П).
Выявлять особенности объектов в процессе их рассмотрения (П).
Удерживать цель деятельности до получения ее результата(Р).
Составлять небольшие монологические высказывания(К).
Воспринимать речь учителя (одноклассников)(Л).
Описывать объект(К).
Высказывать предположения (П).
Удерживать цель деятельности до получения ее результата(Р).
Осуществлять итоговый контроль деятельности; планировать решение учебной задачи (Р).
Составлять небольшие монологические высказывания(К).
Планировать решение учебной задачи (Р).
Осуществлять итоговый контроль деятельности(Р). Оценивать деятельность(П).
Составлять небольшие монологические высказывания(К).
Воспринимать речь одноклассников, учителя(Л).
Выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность (Л).
Урок 5. Стиль текста. Применение готовых стилей – Эффективная работа в MS Office
Применение готовых стилей текста
Текст никогда не бывает однородным. В тексте присутствуют заголовки, подзаголовки, названия объектов, списки и многое другое. И, конечно, различные типы абзацев должны отличаться внешне друг от друга, иначе текст сольётся в однообразное полотно, которое усыпит вас после первой минуты прочтения. Поэтому стили текста должны отличаться друг от друга.
По окончании урока вы сможете:
- Использовать клавишу Ctrl при выделении отдельно расположенных абзацев
- Применять готовые стили к абзацам в тексте
Скачайте документ тут
Откройте документ. Я специально отформатировала документ таким образом, чтобы вы увидели три различных типа абзаца.
А после текста я вставила картинку. На картинке показано, как должен выглядеть текст после работы со стилями текста.
Начинаем работать. Сразу включите режим Непечатаемые символы.
Чтобы увидеть список стилей, которые есть в этом документе, на ленте Главная – вкладка Стили вызовите рабочее окно Стили.
Хочу предупредить, что расположение кнопок на моих скриншотах может отличаться от ваших. Это зависит от размера монитора, от разрешения экрана вашего монитора, работаете ли вы в экранном режиме или оконном. Я работала в оконном режиме. Это значит, что окно программы Word не занимает весь экран монитора, поэтому ленты, на которых находятся кнопки команд слегка сжаты.
Возвращаемся к нашему документу. Итак, рабочее окно имеет следующий вид:
В окне Стили есть список заранее подготовленных стилей:
- 1_Список_Раздел
- 2_Список_Тема
- 3_Пояснение к Теме
- Заголовок 1
- Заголовок 2
1. Стиль текста «1_Список_Раздел». Применение
Левой клавишей мыши на полосе выделения выделите первый абзац полужирного начертания. Нажмите клавишу Ctrl и не отпускайте её до поры до времени. Далее последовательно выделите абзацы полужирного начертания (выделяем тройным щелчком по соответствующему абзацу).
Вы увидели, что в окне Стили отметился стиль Обычный? Можно отпускать клавишу Ctrl. Перейдите в окно Стили и щёлкните по «1_Список_Раздел».
Мы получили автоматически пронумерованные разделы. Как создавать списки, научимся позже.
2. Стиль текста «2_Список_Тема». Применение
Теперь работаем с абзацами прямого начертания. Алгоритм действий такой:
- Выделяем абзац прямого начертания
- Нажимаем клавишу Ctrl
- Последовательно выделяем все абзацы прямого начертания (выделяем тройным щелчком по соответствующему абзацу)
- Отпускаем клавишу Ctrl
- Щёлкаем в окне Стиле на «2_Список_Тема»
- Снимаем выделение (просто щёлкаем в свободном месте)
3. Стиль текста «3_Пояснение к Теме». Применение
И, наконец, абзацы курсивного начертания. Я напомню алгоритм действий:
- Выделяем абзац курсивного начертания
- Нажимает клавишу Ctrl
- Последовательно выделяем все абзацы курсивного начертания (выделяем тройным щелчком по соответствующему абзацу)
- Отпускаем клавишу Ctrl
- Щёлкаем в окне Стиле на « 3_Пояснение к Теме»
- Снимаем выделение (просто щёлкаем в свободном месте)
Мы получили красиво оформленный текст.
Преимущества применения готовых стилей
Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ перед ручным форматированием абзацев:
- Экономит время. Вы не форматируете вручную каждый абзац. Выделив нужное количество абзацев, вы применяете к ним определённый стиль – и эти абзацы становятся одинаковыми по внешнему виду.
- Способствует единообразию оформления документа. При ручном форматировании вы можете что-то упустить, а применение стиля автоматически делает выбранные абзацы единообразными и вносит строгость в оформление документа.
- Позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всем документе. Вы вносите изменения в стиль, и эти изменения стиля вступит в силу во всем документе.
Теперь вы сможете:
- Использовать клавишу Ctrl при выделении отдельно расположенных абзацев
- Применять готовые стили к абзацам в тексте
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы органи- зации взаимо-действия |
||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Приветствует учащихся -Повернитесь к гостям, поприветствуйте их улыбкой. Сегодня мы садимся, играя в ассоциации. Мальчики: ассоциации по теме «Школа развития речи», девочки- «Основы смыслового чтения» |
Тактильное приветствие (касание пальцев в парах, начиная с большого): «Желаю успеха большого во всем и везде. Здравствуй!» Ребята садятся, каждый называя термин, относящийся к той или иной теме |
Фронтальная |
||||||||||||
2. Актуа-лизация и пробное учебное действие |
Просмотр видеоролика из юмористического журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» Вопросы к видеоматериалу: -Вспомните, при изучении какой темы мы просматривали этот видеоролик? При затруднении -поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема? Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать- Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявленье на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Ни к чему же нам гадать, Чтоб не мучила дилемма, — Нужно стили речи знать! -Так почему же мы так говорим? — Уместно ли было общение мальчика на сленговом языке? -Каких знаний не хватило мальчику? -Примером какого стиля речи был данный сюжет? -Выберите верный вариант и отметьте справа знаком «+»
– Сформулируйте тему урока — На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало? А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи? -Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации? В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?
— Для чего нам нужно знать функциональные стили речи? |
Высказывают свое мнение -Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст. Работают с таблицей Слово стиль. Разговорный стиль и книжный стиль. Устная и письменная. Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации. |
Групповая В парах |
||||||||||||
2. Выяв-ление места и причины затрудне-ния |
Блеф- игра «Верите ли вы, что…» (с.30) 1.Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке, как стилистика и культура речи 2.Слово «стиль» относится к современному периоду и является неологизмом 3. В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный стили. 4.Речевой стиль не предполагает определенный выбор слов. 5. Что разговорный стиль мы чаще всего употребляем в письменной речи Составляем кластер по уже имеющейся информации |
Обдумывают ответы на вопросы Да (зачитывают в подтверждение слова из текста-с.30 ) Нет Да Нет нет Составляют кластер «Разговорный стиль» |
Группо-вая |
||||||||||||
3. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затрудне-ния |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. Наблюдение (с.34 тетради). Задания для развития скорочтения: 1. Игра «Смена кадра»
– О чем пойдет речь в тексте? Попробуйте в группах предположить. Открываем тетрадь «ШРР» на с.34 , пробуем узнать больше информации: чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову. — Что удалось прочитать? Поделитесь информацией Физминутка Читаем статью, выбираем информацию для кластера -Предположить, о чем или о ком пойдет речь в тексте, вам поможет игра «Из двух- третье» Ряс паха Боро чик Чере ты Моне ка Клю да -Догадались? Чтение текстов(по вариантам):
Сравнение текстов в группах Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. – В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями Пытаются прочитать слова за 1-2 сек проецирования чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову. «Приключение Буратино» Монолог и диалог |
Индиви-дуальная, группо-вая |
||||||||||||
4. . Первич-ное закрепле-ние с коммен-тирова-нием |
Распределите слова на две группы по стилям речи: КНИЖНЫЙ СТИЛЬ РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ мерси спасибо спать дрыхнуть праздновать кутить малевать рисовать отец батя плюхнуться упасть погибель смерть болеть хворать плестись шествовать друг друган мальчики пацаны |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи |
Фронта-льная |
||||||||||||
5. Творче-ская практиче-ская деятель-ность по реализа-ции построен-ного проекта |
Лингвистический эксперимент . Прием «Метаморфозы». Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения. Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность) Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.) Примерный вариант полученного текста. Двое на одного. Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль) |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Индиви-дуальная, группо-вая |
||||||||||||
6. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону |
Распознавание стилей речи. По Монтессори Работа может быть проведена с использованием карточек. Текст № 1 Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль) Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) (Художественный стиль) Тест №3 Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль) Текст №4 Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль) Текст №5 Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль) |
Выполнение упражнений |
Индиви-дуальная |
||||||||||||
7. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние |
Составление диалогов или монологов в парах по материалу упр. 3, с.36 Задание. Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы пользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.) |
Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы |
Фронта-льная |
||||||||||||
8. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока) |
Рефлексия. 1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне? 2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке? 3. Что было главное? 4. Что у меня получилось лучше всего? 5. На что мне необходимо обратить свое внимание? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. ☺ ☹ |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индиви-дуальная |
1) разговорного 2) художественного 3) научного 4) делового.
» Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь — он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть — я три раза шагаю, так и идём с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернёшься, а он уже по лужине идёт или леденику отломит и сосёт вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком».
(Из диалога Андрея Соколова с автором. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»).
Художественный.
«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… «
(И. С. Тургенев. «Бежин луг»).
Научный.
«Нормальным содержанием гемоглобина в крови человека считается: у мужчин — 130—160 г/л (нижний предел — 120, верхний предел — 180 г/л), у женщин — 120—150 г/л; у детей нормальный уровень гемоглобина зависит от возраста и подвержен значительным колебаниям. Так, у детей через 1—3 дня после рождения нормальный уровень гемоглобина максимален и составляет 145—225 г/л, а к 3—6 месяцам снижается до минимального уровня — 95—135 г/л, затем с 1 года до 18 лет отмечается постепенное увеличение нормального уровня гемоглобина в крови».
(Из статьи о гемоглобине. Википедия.)
Деловой.
«Предоставление Исполнителем Заказчику строительных работ по Договору подряда в расчетный период оформляется отдельным двусторонним актом. В качестве Расчетного периода стороны принимают календарный месяц. Прием выполненной работы по Договору подряда осуществляется путем подписания Акта выполненных работ».
(Один из пунктов типового договора подряда).
Урок русского языка в 3 классе на тему: Текст. Виды текстов.
Технологическая карта изучения темы
УчительЕрмолина Лариса Константиновна
Учебный предмет
Русский язык
Программа
Система Л. В. Занкова
Класс
3
Тип урока
Развитие речи
Технология построения урока
Технология сотрудничества, проблемное обучение
Тема урока:
«Текст. Стили и типы текстов»
Цель урока:
Развитие умения определять типы и стили текстов
Задачи урока:
Предметные:
Метапредметные:
Способствовать формированию знаний о тексте, его стилях и типах.
Познавательные: формировать умение определять тип и стиль текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формировать собственную позицию и мнение;
Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;
Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Предметные: ученик получит возможность научиться работать с текстом, распознавать его типы и стили
Познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
Коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;
Регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
Личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.
Формы организации учебной деятельности:
Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
Учебник «Русский язык 3 класс» Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,2013
ТСО:
Компьютер, медиапроектор
Экранно – звуковые пособия:
Презентация
1.Организационныймомент
2.Формирование темы и цели урока
— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности , если будем вместе?
Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний новой информацией и поделиться с нами тем, что вы уже знаете. Желаю вам всем успехов.
Работать будем в группах. Вспомним правило работы в группе. Слайд(1)
Для того чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам таблицу Слайд(2). У каждой группы она на столе.
Найти слово с ошибкой, исправить ошибку. Исправленную букву вписать в левый столбик таблицы.— Какое слово у вас получилось?
О чём мы будем говорить на уроке?(Учитель фиксирует на доске)
Группа, которая первая справилась с заданием, проводит орфографическую работу.
У вас на столе лежат слова в жёлтой полоске бумаги. Слайд (3)
Прочитайте. Какое задание можно предложить с данными словами? Обсудите в группе.
-Какое задание предложили?
-На какие 2 группы распределили слова? Слайд(4)
-Сформулируем тему урока.
-Какова цель нашего урока?
-Назовите задачи нашего урока.
Работают с таблицей
Текст
О тексте
Читают слова: повествование, рассуждение, описание, разговорный, научный, деловой, художественный.
Распределить слова на 2 группы.
Типы и стили текстов.
Текст. Стили и типы текстов
Развитие умения определять типы и стили текстов.
-
Уточнить, что такое текст
-
Повторить типы и стили текста
-
Вспомнить основные признаки текста
-
Оценить свою работу.
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Личностные: действие смыслообразования, интерес к учебному материалу, мотивация к учёбе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, контролировать действия одноклассника
Познавательные: ориентирование в своей системе знаний; проводят анализ учебного материала, ориентироваться в таблице;
Умение осознанно и правильно строить речевое высказывание.
3. Актуализация опорных знаний(актуализация изученного материала необходимого для работы на уроке)
Давайте вспомним, что мы называем текстом?
Вспомнили, что называем текстом, а сейчас вспомним характеристику типов и стилей текстов.
Я, буду зачитывать определение, ваша задача выбрать нужный вариант ответа среди слов, которые у вас на столе.
Один из участников каждой группы демонстрирует ответ на доске, а участники других групп проверяют. При правильном ответе хлопают в ладоши.
Текст, в котором рассказывается о событиях и поступках героев –называется ….
Текст, в котором описываются люди, природа, предметы – называется…
Текст, в котором объясняются причины событий, явлений. Доказывают что –либо, называют …
Стиль текста при написании дружеского письма, диалога в художественном произведении…
Стиль при составлении доклада, сообщения, написании статьи в энциклопедии…
Стиль при написании документов, приказов, заявлении…
Стиль при написании художественных произведений
Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль.
Слушают задание
Ищут ответ.
Повествование
Описание
Рассуждение
Разговорный
Научный
Деловой
Художественный
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания,
Логические: анализ, синтез,выбор оснований для сравнения.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Коммуникативные:
Проговаривать вслух в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; учитывают разные мнения.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия.
Личностные: способность к самооценке, понимание чувств других, сопереживание.
Физкультминутка
Применение знаний и способов действий
Практическая работа с текстами.
Итог урока.
Рефлексия деятельности.
Д/З
Молодцы! Проверим , что у нас получилось на доске.
А теперь немного отдохнём.
Музыкальная физкультминутка.
А теперь выполним задания нашего учебника стр.88., упр. 433.
Читаем задание пункта а) Прочитайте отрывок из рассказа «Про волка».
Теперь поработайте в группах.
Задания для работы с текстом найдёте в зелёных конвертах. Выполните его и представьте нам.
Задание для 1 группы: Сколько абзацев выделил автор? О чём говорится в каждом абзаце?
Задание для 2 группы: Есть ли в тексте вступление, основная часть и заключение? Докажите.
Задание для 3 группы: Придумайте и запишите вступление и заключение к этому тексту.
Задание для 4 группы: Меняется ли темп чтения? Почему? В какой части больше всего глаголов?
Задание для 5 группы: Каков этот текст по типу, каков по стилю? Докажите.
При затруднении вы можете воспользоваться «Справочными страницами» учебника, стр. 185
После выполнения задании, каждая группа представляет свои доказательства.
Сейчас попробуйте свои силы в работе по составлению текстов, но у каждой группы будет своё задание.
Задание находится в красном конверте.
1группа. Составить текс описание на тему «Весна»Запишите в тетрадь.
2группа. Составить текс в научном стиле про зайца. Запишите в тетрадь
3 группа. Составить текст, который соответствует данной ситуации: Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Запишите в тетрадь
4 группа. Запишите текст в тетрадь .Определите тип и стиль текста. В какую книгу вы бы поместили свой текст.
Корова крупное животное, средний вес 750 кг., рост в холке от 120 до 150 см. в зависимости от породы и особи. Морда крупная, широкая. Лоб плоский широкий, в верхней части покрыт курчавой шерстью.
5 группа. Запишите текст. Определите тип текста.
Я очень люблю бруснику. Почему?
Во – первых, это очень вкусная ягода. Сочная, она прямо тает во рту.
Во вторых её легко собирать. Ягоды упругие, не разминаются в руках, и листики не отрываются, крепко держатся за стебелёк.
А в – третьих, ягода – брусника – просто красавица! Яркая, бордовая, так и манит к себе, будто просит: «Сорви меня!»
После выполнения задания, каждая группа читает, что получилось.
Подведём итог.
С какими типами текста сегодня работали?
А какие стили текста встретились в заданиях?
Достигли ли мы той цели, которую себе поставили?
— А сейчас оцените свою работу на уроке.
Посмотрите на свой лист самооценки .
Напишите свою фамилию и имя на том лучике , который наиболее точно выражает, то как вы работали на уроке.
На доске: упр.434
Стр.89
Выполняют упражнения под музыку.
Открывают учебник
Читает 1 ученик.
Обсуждают в группе, выбирают выступающего.
В тексте «Бой с Манефой « 3 абзаца выделил автор. 3 части написано с красной строки. В первом абзаце говорится. По какой причине произошёл бой. Во втором абзаце о последствии боя .В третьем абзаце о поведении героев после боя.
В тексте нет вступление и заключение. Во первых это отрывок из произведения Житкова. Во вторых начинается текст с союза «И» это показывает продолжения событий. Решили, что в тексте основная часть.
Этот текст о событиях, во всём тексте много глаголов, но больше в первом абзаце т.к в нём происходит ссора между кошкой и волчонком.
Текст по типу повествований т.к рассказывается о событиях, последовательно перечисляются действия героев. Стиль текста художественный, он взят из произведения Б. Житкова.
Обсуждают задание в группе.
Составляют текст на тему «Весна»
Составляют текст в научном стиле.
Составляют текст к данной ситуации.
Работают с текстам.
Работают с текстам.
Описание, повествование.
Научный, художественный.
Познавательные : самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные: формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности.
Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничества со сверстниками в поиске информации.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждения об объекте, высказывать в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.
Личностные: формирование интереса к учебному материалу.
Регулятивные: выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме.
Познавательные: умение структурировать знания;
Оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
Личностные: установление связи между целью деятельности и её результатом.
Отправить ответ