Языковые особенности типов речи – Методическая разработка по русскому языку по теме: Методическая разработка урока «Функционально-смысловые типы речи. Соединение в тексте различных типов речи»

Содержание

Типы речи в русском языке

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

  • повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
  • описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
  • рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.

Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.

https://bugaga.net.ru/ege/rus/rech.php bugaga.net.ru

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    
     Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    
     Примеры описания в научном и художественном стиле.
    
     1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    
     2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
    
     (По В. Солоухину)
    
     Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
    
     В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
    
     Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
    
     Пример повествования:
    
     Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
    
     (Б. Житков)
    
     Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
    
     Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
    
     Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:
    
     Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
    
     Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
    
     Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении.

← Способы подчинительной связи в словосочетании     Склонение количественных числительных →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ


Тип речи рассуждение — особенности композиции с примером текста

Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.

Типы речи в тексте

Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.

Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?

Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.

Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?

Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.

Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.

В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.

Что такое рассуждение

Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.

Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.

Композиционная структура рассуждения

Схема текста-рассуждения следующая:

  • тезис — главная мысль, истинность которой доказывается автором;
  • аргументы — доказательства тезиса;
  • вывод — подведение черты под сказанным, итог рассуждения. Заключение не всегда присутствует в тексте.

Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.

Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.

Языковые средства рассуждения

Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:

  • во-первых,
  • во-вторых,
  • итак,
  • таким образом
  • наконец.

Часто встречаются предлоги и союзы:

  • потому что;
  • поэтому;
  • вследствие;
  • в продолжение.

Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.

Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.

Лексика обычно используется абстрактная.

Виды доказательств в рассуждении

Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.

  • Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
  • Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
  • Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
  • Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
  • Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
  • Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.

Пример текста-рассуждения

Как распознать ложь?

Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.

Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.

Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…

А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.

Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!

Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)

Типы речи — виды выступлений, особенности ораторского искусства

Речь является мощным средством передачи информации. Правильное ее использование позволит как можно быстрее и точнее наладить контакт с окружающими, получить нужные знания или поделиться ими с другими. Поэтому очень важно знать, какие типы речи используются для этих целей.

Предложения объединяются в текст общей темой и идейным замыслом писателя. Раскрывая тему, автор перечисляет действия в хронологическом порядке, описывает людей, предметы, рассуждает о проблемах. При этом он пользуется разными типами речи или их сочетанием.

Типы письменной речи

Письменная речь имеет свои особенности. Умение видеть структуру текста помогает лучше понять авторский замысел и содержание. Значение термина «тип речи» просматривается в его названии. «Тип» — это общее, «речь» — предложения, то есть предложения с общим смыслом, значением, объединенные в один фрагмент.

Типы речи – это речевые единства, отличающиеся структурой, целостностью и законченностью. Значения фрагментов могут быть следующими:

  • признаки предмета;
  • действия лиц;
  • состояние человека;
  • состояние среды;
  • объяснение и размышление.

Авторы ставят перед собой три цели: рассказать, изобразить, доказать.  Исходя из целей, формируются три основных типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Текст, относящийся к одному из типовых фрагментов, строится по определенной модели. Зная особенности моделей можно легко их различать. В больших произведениях используются композиционно-речевые формы, где каждый тип речи выполняет свою функцию. Стержневой частью текста часто выступает повествование. Описание одного предмета служит фоном для показа другого. Рассуждения говорят о сомнениях героя, о его поисках истины.

Внешне по реализации авторской задачи повествование можно сравнить с фильмом, где кадры сменяют друг друга, описание – с фотографией, рассуждение – с блок-схемой со стрелочками, вопросами.

Что такое описание?

Тип речи, отвечающий на вопрос какой? и перечисляющий признаки предметов, называют описанием. Содержание описательного фрагмента можно нарисовать на одной картине. Используется в текстах разных стилей, отличаясь функциями, языковыми средствами. Описания бывают сложны для восприятия. Особенность состоит в том, что они изображают статичную картину.

Речь в тексте-описании может идти о прошлом: автор углубляется в воспоминания о том, каким был предмет, человек, местность. Те же объекты могут характеризоваться в настоящем, можно представить, как они будут выглядеть в будущем.

Разновидности текста с описанием

Задача автора – создать такой текст, чтобы читатель хорошо смог представить себе человека, обстановку, настроение. В зависимости от того, о чем говорится в тексте, различают несколько разновидностей описаний.

  • Описание предмета. В языкознании «предмет» — понятие объемное, это вещи, животные, человек. Описание человека называется портрет, как разновидность можно рассматривать психологическую характеристику.
  • Описание состояния человека, его динамический портрет. Настроение, чувства, эмоции, переживаемые людьми, составляют суть фрагмента.
  • Описание состояния среды. Чаще всего под словом «среда» понимается природа, ее изображение называется «пейзаж». Чаще всего используется в художественных произведениях.
  • Описание места и времени. Это может быть рассказ о доме, его внутреннем убранстве — интерьере, городе, другом географическом объекте, например, о степи. Автор изображает мир, в котором происходят события.

Композиция описания

Описание идет от главного к второстепенному, строится по одной модели:

  1. Общее представление о вещи, состоянии, месте.
  2. Характеристика отдельных элементов, составляющих интересующий объект.
  3. Вывод, авторская оценка, общее впечатление.

Композиция подчиняется общему замыслу автора. Описывая предмет, он определяет, какие детали предмета, важны для понимания его сути. Автор выступает в качестве художника, передающего устройства. Читатель, познакомившись с описанием, должен нарисовать в своем воображении созданную словами картину.

В качестве примера можно рассмотреть небольшой типовой фрагмент.

Удивительный дом.

  1. Дом, в который мы вошли, был удивительный! 2. Просторные комнаты наполнены светом и воздухом. Массивная деревянная мебель казалась воздушной. Она была сплошь украшена резными и выпиленными кружевами. Старинные лампы, изразцовая печь. На стенах – картины и фотографии. А на второй этаж, словно кудрявая прядь, закрутилась лесенка. 3. Было ощущение, что мы попали в старую добрую сказку.

В тексте цифрами обозначены композиционные части. Начинается с общего впечатления. В основной части описываются элементы интерьера: мебель, лампы, картины, лестница. Заканчивается передачей общего впечатления. Здесь соблюдены все структурные элементы. Если описание является частью большого текста, то какие-то элементы могут отсутствовать.

Особенности языкового оформления описания

Общим для всех текстов-описаний является использование большого количества имен существительных и прилагательных, причастий, наречий. Предложения строятся по схеме: что? кто? – какой? Например: (Кто?) Человек (какой?) был небольшого роста. (Что?) Его крупные руки (какие?) казались чужими на щуплом теле. Употребляются глаголы несов. вида в наст. и прош. времени, которые показывают расположение объектов в одной временной плоскости.

Языковые средства зависят от стиля и сферы употребления. В художественном и публицистическом стилях описания несут эмоциональную и оценочную нагрузку. В соответствии с этим подбираются средства языка. Характерно изобилие эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и других тропов. В описание включается экспрессивная и оценочная лексика. Часто авторы пользуются безглагольными конструкциями, подчеркивая выразительность деталей.

В деловых бумагах важна точность, сдержанность, лаконичность. Слова употребляются в прямом значении, отмечается большое количество шаблонов, терминов.

Что такое повествование?

Главным в повествовании являются сменяющие друг друга действия. Текст отвечает на вопросы: «Что делает объект? Что произошло?» События следуют в хронологической последовательности или в обратной, когда автор сначала сообщает о развязке, а потом идет развитие действия. В любом случае происходящее подчинено законам логики.

Изобразить их можно только на серии картинок, каждая из которых будет передавать новое действие. Повествовательный текст показывает постоянно меняющийся мир. Рассказ может идти от 1-го или 3-го лица, известного как авторское повествование.

Повествование делится на изобразительное и информативное. Цель изобразительного – показ последовательности действий, смены физических и психических состояний. Цель информативного – рассказать о том, что произошло какое-то событие, о причинах происходящего, интересных фактах, касающихся этого события. Автор не придерживается строгой последовательности действий, важен сам факт произошедшего. Используется по большей части в СМИ.

Композиция повествования

Композиция повествования имеет постоянные структурные элементы:

  1. завязку;
  2. развитие действия;
  3. кульминацию;
  4. развязку.

Все прозаические произведения: сказки, рассказы, романы — имеют подобную структуру. Взять сказку «Колобок». Попросил дед бабку испечь колобок – завязка, первое событие. Все последующие действия, когда колобок сбежал и катился по лесу, встречая разных животных, – это развитие действия. Встреча с лисой – кульминация, самый напряженный момент, который тянет за собой развязку. Лиса проглотила колобок – тут и сказке конец, развязка.

Это традиционная модель композиции, но допускаются изменения. Некоторые части могут быть опущены или добавлены, например, экспозиция в начале и эпилог в конце произведения. Из экспозиции становится известно, как обстояли дела до первого события в цепочке. Эпилог рассказывает, как все устроилось после того, как конфликт был исчерпан, после развязки.

Средства языкового оформления повествования

Предложения оформляются по сходной модели: в начале идет известная информация, обычно исполнитель, в конце – действие. Например: В кустах неподалеку кто-то зашуршал. Мелкие веточки захрустели. В повествовании редко используются объемные, многократно осложненные обособленными членами предложения.

Этот тип речи тесно связан с пространством и временем. Слова, называющие исполнителя действия, сами действия, место и время происходящего – составляют основу повествования.

Главную роль в тексте играют глагольные формы. Глаголы прош. времени сов. вида лучше всего подходят для простой передачи смены действий, их последовательности. Глаголы несов. вида подчеркивают длительность действия. Формы наст. времени помогают создавать картину, происходящую здесь и сейчас. Вспомогательные глаголы  обозначают фазу действия, указывают на характер его осуществления.

Для синтаксиса характерно использование предложений с однородными сказуемыми. Присутствуют синтаксические конструкции, выражающие причинно-следственную и временную обусловленность. Используется цепной вид связи между предложениями.

Продуманное использование языковых средств делает читателя участником изображаемых событий.

Что такое рассуждение?

Тип речи, исследующий проблему, называется рассуждение. Рассуждая, автор пытается доказать или опровергнуть какую-то мысль. Оно состоит из мыслей, доводов, суждений, размышлений, связанных логически.

Рассуждение имеет несколько разновидностей. Рассуждение-доказательство предполагает поиск ответа на вопрос: «Почему?». Например, утверждая, что «Ревизор» Гоголя актуален в наше время, автор объясняет почему, он так считает. Такая разновидность стилистически универсальна.

Рассуждение-объяснение в качестве основной мысли имеет утверждение, истинность которого очевидна. Автор ограничивается раскрытием смысла выдвинутого утверждения, объясняет, как он его понимает. Текст отвечает на вопрос: «Что это такое?» Чаще используется при написании научных, деловых текстов.

Рассуждение-размышление в центр ставится вопрос: «Как быть?». Автор ищет ответ на мучающий его вопрос. Сомнения в правильности его поступков, суждений порождают внутренний диалог с самим собой. Доказательства зачастую противоречат друг другу.  Часто встречается в публицистике, художественных произведениях.

Композиционная структура рассуждения

Вид рассуждения влияет на его композицию. Все тексты-рассуждения имеют одинаковую структуру:

  1. Тезис – утверждение или отрицание чего-то. Предложение, которое нуждается в доказательстве.
  2. Доказательства, аргументы.
  3. Примеры.
  4. Вывод.

Тезис – Ранняя осень – самое лучшее время года! Доказательства – Уже нет летней жары, но морозы еще не наступили. Яркое разноцветье лесов дарит ощущение праздника. Воздух становится легким и прозрачным. И на душе тоже так легко, что кажется, что еще чуть-чуть и ноги оторвутся от земли, и ты полетишь, кружась в танце, вместе с осенними листьями. Вывод – Только ранней осенью может быть так легко и хорошо!

Тезису может предшествовать вступление. Доказательства и примеры могут находиться в одной части и перемежаться. Могут отсутствовать примеры, или наоборот, примеры могут заменять доказательства. Иногда авторы опускают вывод.

Рассуждение-размышление имеет особенность: они строятся по такому же плану, но содержат целую систему вопросов и ответов. Используя такой прием, автор пытается установить истину. Например: «Сегодня я поссорился с другом. Правильно ли будет подойти к нему и помириться? Не будет ли это унизительно? Захочет ли он меня слушать?»

Для рассуждения важна четкая формулировка тезиса и убедительность доказательств.

Языковые средства рассуждения

Языковые средства, используемые в рассуждении, зависят от его разновидности. В доказательстве и объяснении используются вводные слова со значением порядка мыслей, способствующие оформлению текста.

В размышлении — вводные слова, обозначающие разную степень уверенности. Здесь преобладает абстрактная лексика, присутствуют риторические вопросы и восклицания. Для всех разновидностей характерно использование вводно-модальных слов, глаголов разных форм.

Между тезисом и доказательствами устанавливается логическая и грамматическая связь. Здесь более сложный синтаксис по сравнению с описанием и повествованием. Используется большое количество предложений, осложненных причастными, деепричастными оборотами. Присутствуют конструкции противопоставления и сопоставления.

Типы речи в чистом виде встречаются редко. Обычно в одном тексте сочетаются разные типовые фрагменты. Чтобы определить тип речи, нужно ориентироваться на типовое значение фрагмента: сменяющиеся действия или статичная картина. Можно воспользоваться методом исключения и применить к нему основные признаки каждого из трех типов.

Типы устной речи

Также и устная речь классифицируется по ряду типов.

Ораторская речь

Ораторские речи произносятся в стиле, используемом оратором. Эти типы речей обычно даются на специальном праздновании, таком как инаугурация или церемония перерезания ленты. Они могут быть длинными и официальными, такими как речи, используемые на выпускном, похоронах, или короткими и неформальными, такими как речи, произнесенные как тосты на специальных мероприятиях.

Ораторские речи также можно произносить на таких мероприятиях, как дни рождения, вечеринки по случаю ухода на пенсию и многие другие. Политические речи тоже считаются ораторскими, и они лучше, когда оратор не пытается разрешить сложный спор, а апеллирует к общим целям и основным истинам.

В ораторских речах выступающий  не стремится убедить кого-то сделать что-то или поверить определенным образом, но может решать определенные вопросы, выступая с речью. Инаугурационные речи, пожалуй, самые известные ораторские речи, которые существуют сегодня.

Выступление по особому случаю

Речи, которые не попадают в какую-либо другую категорию, обычно классифицируются как выступления по особым случаям, и они могут включать в себя вводные речи оратора, предназначенные для краткости, но интересные и для представления следующего оратора; трибьютные речи, которые предназначены для того, чтобы отдать дань уважения кому-то мертвому или живому; и речи о принятии награды, которые предназначены для того, чтобы поблагодарить кого-то за награду и описать, что награда означает для вас.

Речи по особым случаям должны быть короткими, как правило, минут десять или меньше; краткими и по существу; с соответствующим настроением.

Другими словами, существуют различные цели для выступлений по особым случаям, и будь то событие, на котором они предлагаются, включает в себя что-то счастливое или мрачное, для кого-то еще живого или посмертного случая или чего-то большого или малого, они часто являются одними из самых простых речей для написания.

Мотивационная речь

Мотивационная речь является уникальным типом речи и имеет целью самосовершенствование для слушателей. С мотивационной речью вы можете превратить негативную ситуацию в позитивную. Эти типы выступлений особенно популярны в деловых встречах с руководителями, чтобы выполнить определенную задачу или побудить сотрудников продавать больше вашего продукта или услуги.

Мотивационные речи могут быть в начальной школе к средней школе, чтобы мотивировать учащихся, чтобы сделать лучше тест или в спортивном мероприятии. Речи отлично подходят для вдохновения людей, повышения самооценки человека или даже мотивации целой толпы людей.

Мотивационные речи часто сопровождаются специальными приемами, чтобы быть более эффективными.

К ним относятся:

  1. Задать вопрос, чтобы возбудить любопытство и интерес аудитории.
  2. Цитирование научного исследования, чтобы придать выступлению некоторый авторитет и доверие.
  3. Рассказывать истории, чтобы заинтересовать и вовлечь аудиторию. Это может быть историческая история, личная или даже профессиональная. Хотя история из собственной жизни, вероятно, будет работать лучше всего.
  4. Убедиться, что контакт с аудиторией налажен, можно дать им подробные предложения о том, что может решить эту проблему, что, естественно, увеличит их мотивацию.

Дискуссионная речь

В официальных дебатах много словесных перепалок, и дебаты происходят в различных формах. Эти формы включают парламентские, классические, импровизированные, Линкольн-Дугласские, импровизированные, общественные форумы и фиктивные судебные процессы.

Как правило, в ходе дебатов обе стороны получают равное время для обсуждения вопроса и объяснения, почему их взгляд на этот вопрос является правильным. Дебаты несколько отличаются от убедительных речей, потому что здесь не обязательно  заставить другую сторону переключиться на вашу сторону. Вместо этого необходимо выразить свою точку зрения, почему вы верите в определенную вещь.

Дебаты-это аргументы, которые имеют правила и независимо от того, какой стиль вы выберете, каждая сторона получает тему, а затем имеет определенное количество времени, чтобы подготовиться к ее представлению.

Дискуссионные группы развивают очень ценные навыки, включая исследовательские навыки, навыки публичных выступлений, лидерские навыки, инициативные навыки, развитие изящества под давлением, навыки критического мышления и разработку аргументов, которые являются логичными и обоснованными.

Кроме того речь может быть демонстративная или занимательная, по продолжительности бывает лаконичная речь и продолжительная.

Типы речи в русском языке

hello_html_m74d1cb1a.jpg

Типы речи в русском языке

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.  
     Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

 Примеры описания в научном и художественном стиле.
         1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

         2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

         Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

         В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.      Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

         Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
         Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

         Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

         Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:
         Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.

         Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).     Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении. 


Речь: виды и формы речи

Человеческий язык существует в виде отдельных языков — русского, английского, китайского и многих других. Ну, а в каком виде существует каждый отдельный язык? Конечно же, не в виде составленных учеными словарей и грамматик. Ведь словари и грамматики составлены далеко не для всех языков. Там же, где они составлены, даже лучшие из них дают, очевидно, лишь более или менее приближенное и далеко не полное отражение того, что существует в языке объективно, т. е. независимо от описывающих его ученых. Можно сказать, что язык существует в сознании его носителей. Но и такой ответ не может удовлетворить нас. Подумаем, как возникает язык в сознании каждого отдельного человека. Мы уже говорили, что он не является «врожденным», переданным по наследству. Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться. Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Различают две формы речи:

устная речь;

письменная речь.

Видами речи являются:

  • говорение — отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

  • слушание — восприятие звуковых сигналов и их понимание;

  • письмо — использование видимых графических символов для передачи сообщения;

  • чтение — восприятие графических символов и их понимание.

hello_html_66f99e29.jpg

hello_html_78ba4f48.png

Методическая разработка урока по русскому языку в 10-м классе «Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.
Григорий Кукарека

Цель:

  • систематизировать знания об описательном типе речи;
  • продолжить работу по формированию умений логически мыслить, — сравнивать сходные и отличительные черты текстов — описаний;
  • содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы и задач урока, распечатка текста И. Соколова-Микитова, Григория Кукареки.

Метод обучения: проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения: работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно-исследовательская лаборатория).

Тип урока: обобщающий.

Технология обучения: анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

Ход урока

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Анализируя художественные тексты, мы сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный поэт Калмыкии Григорий Кукарека:

Когда порою не дается слово,
В котором чувств моих и мыслей суть,
К словам отцов я обращаюсь снова,
Вбираю их, как сухостой, росу.

Обращаясь “к словам отцов”, прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания.

I. Этап мотивации. Индуктор (прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

Запишите словосочетание “зимняя степь” и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по осязанию.

Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

1. Расширение “вербального облака” смысла словосочетания “зимняя степь”.

Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

(Распутан пушистый клубок снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам
Распутан по степи ночной
Пушистый клубок снегопада
Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета
Лишь крыльями тени взмахнет —
Проснусь на меже тьмы и света,
Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:
Над белой равниной полей
Румяное яблоко-солнце
На дымчатых ветках лучей.

* * *

Замела метелица ложбинки,
Разметала руки, сладко дремлет.
Белые созвездия снежинок
Снова опускаются на землю.
И в селе намного стало тише,
Загрустил о лете старый сад.
А на плечи зябнущие вишен
Все летят снежинки и летят.
А за садом звонкий скрип полозьев —
Кони снег взметают на бегу.
И так пахнет молодым морозом,
Что вкусней представить не могу!
Г.Кукарека

Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

(Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей румяное яблоко-солнце на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

2. “Вбирание” впечатлений через зрительный канал восприятия.

— Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.

Поделитесь выражениями-впечатлениями от увиденного.

II. Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

III. Этап демонстрации (предъявление текстов).

Прочитайте получившийся текст.

Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

Организующее ядро.

— Какого типа речи получились тексты?(Описание)

Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

Это тема сегодняшнего урока.

IV. Этап актуализации имеющихся знаний.

Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

Высказывания учащихся.

Сравните ваши высказывания с планом на доске.

Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

Функционально-смысловые типы речи. Описание.

  1. Цель, задача, содержание текстов описательного характера.
  2. Виды текстов-описаний.
  3. Особенности текстов-описаний:
    1. композиционные;
    2. лексические;
    3. морфологические;
    4. синтаксические.

V. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

— Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова — Микитова.

Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов”.

— Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.

Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

Подберите синонимы к слову “состояние”. (Настроение, самочувствие, расположение духа).

Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).

— Что является “данным” в этом тексте?(Лес, человек)

Что является “новым”?(Признаки леса, чувства человека)

Как взаимосвязаны “данное” и “новое”? Какой тип связи используется?(Параллельный)

— Изобразите этот тип связи на схеме.

 

Что характерно для этого вида связи?(В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

Вывод 3. Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно “данное” или общая тема. Сведения о “данном” и будут “новым”.

— Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

  1. Общее представление о предмете.
  2. Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)
  3. Авторская оценка, вывод, заключение. (Отсутствует)

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

— Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

Это слова одной тематической группы “лес зимой” — наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

Это основные морфологические особенности текстов описаний.

Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5. В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

VI. Этап рефлексии.

— Заполните в таблице “Функционально-смысловые типы речи” графу “Описание”.

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

ФУНКЦИОНАЛЬНО — СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

  Повествование Описание Рассуждение
Цель Сообщить о развивающихся действиях.

Раскрыть связанные между собой явления

действительности, происходящие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Дать представление о внешних сторонах объекта путем перечисления его характерных

Признаков.

Сообщить о причинах или следствиях.

Разъяснить и подтвердить какую-либо мысль.

Углубить знания об окружающем мире.

Задача Пространственно-временное представление ситуации. Статичное представление элемента (фрагмента) ситуации, указание на ряд признаков предмета, отнесенных к определенному моменту речи Аргументация признаков, состояний; отношений; передача хода развития мыслей.
Служит Для передачи последовательности различных событий, явлений, действий Для воссоздания мира предметов и установления связей между ними Для получения нового знания о предмете, объекте
Соотноше-ние С миром “вещей”, предметов С миром “вещей”, предметов С миром понятий, суждений
Иерархия Первичный Вторичный по отношению к повествованию Вторичный по отношению к повествованию
Субъект по-вествования Проявление незаметно (но может быть, например, сказ) Большие возможности проявления Обязательно эксплицирован
Содержание Действия, события, поступки, процессы. динамика. Образности мало Свойства, внутреннее состояние, статика. (когда повествование переключается на описание, время останавливается — процесс ретардации). Средоточие образности. Причины, следствия (рупор авторских идей, минуя образную форму)
Хронотоп Время + пространство Пространство (сосуществование признаков во времени) Нет ни времени, ни пространства (объекты в причинно-следственных связях)
Композиция Эпизод; фабула (совокупность эпизодов) Внефабульные элементы (портрет, пейзаж, интерьер) Внефабульные элементы (лирические отступления, внутренни

Функциональные типы речи (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию

Кафедра иностранных языков

Курсовая работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

на тему

«Функциональные типы речи».

Выполнил:

Проверил:

2008г.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………..3

Работа с терминологией………………………………….…………..4

Функциональные типы речи:

Описание……………………………………………………………….5

Повествование…………………………………………….…..………8

Рассуждение………………………………………………..………..10

Памятка…………………………………………………….………….13

Вывод…………………………………………………………….…..14

Литература……………………………………………………….…..15

Введение

Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.

В данной работе пойдет речь об функциональных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Будут рассмотрены характерные особенности каждого типа речи, даны определения этих типов, приведены примеры использования.

Задачи, которые стоят перед данной работой: дать базовое определение на основе нескольких источников, дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи.

Огромный вклад в развитие русского языка внесли ученые: Виноградов Виктор Владимирович (1894—1969) — советский литературовед и лингвист-русист, Анатолий Власович Жуков (филолог-pусист) и другие.

Работа с терминологией

В учебнике русского языка Н.Ю. Штрекера «Русский язык и культура речи» дается следующее определение типа речи: под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Данное определение дает нам понять, что тип речи несет определенное значение и выражается определенными языковыми средствами.

В учебнике для вузов Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. «Культура русской речи» про функционально-смысловые типы речи сказано: тип речи представляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и от концептуального замысла оратора, чем обусловлено включение или невключение того или иного смыслового типа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана стремлением оратора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамический характер.

В данном определении подчеркивается, что функциональные типы присутствуют в речи в зависимости от её вида, замысла автора.

Нечаева О.А. в книге «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» указывает определение типов речи: функциональные типы речи – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение.

Данное определение показывает нам, что типы речи служат для общения людей друг с другом.

Итак, мы дадим свое определение типа речи на основе приведенных выше определений. Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.

Функциональные типы речи

Рассмотрим основные функциональные типы речи, подробно характеризуя каждый из них.

Описание

Описание – это функциональный тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Например:

«Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата — дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…» (К. Федин. Пастух).

В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением – обстоятельства места (на речке, против деревни и т. п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку), либо имеют качественно-изобразительное значение (жесткий малинник подпирает флигель). Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или «вневременное» состояние (стоит, соединяют, подпирает).

Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени.

Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Например:

«Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бoльшую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги — от Рыбинска до Казани; под картой — широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна — тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках — герань, в простенке между окнами на полу в кадке — лавровое дерево. Маленькая полка, на ней — серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом — дверь в другие комнаты» (М. Горький. Васса Железнова).

В таких описаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от «точки отсчета».

Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений.

Это наглядно демонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в виде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений, выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разными предикатами.

Например:

«Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко» (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).

Для художественного текста характерна контаминация описания с повествованием. Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о «динамическом описании» – типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание описания сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем, что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их «шаговом» характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей — «секундный стиль»).

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о