Транспорт кто больше: Attention Required! | Cloudflare – Задание кто больше транспорт. Образовательный портал. Подобрать действия к предметам

Содержание

Задание кто больше транспорт. Образовательный портал. Подобрать действия к предметам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ТРАНСПОРТ».


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

ПРИЗНАКИ: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, просёлочные дороги, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

ДЕЙСТВИЯ: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:
Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:
Автобус – едет, перевозит людей, поворачивает, тормозит..
Корабль – плывет, отплывает, причаливает…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:
Старый — …
Новый — …
Грузовой — …
Быстроходный — …

ОПИСЫВАТЬ ТРАНСПОРТ ПО ПЛАНУ:
Название
Из чего состоит (что сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади, внутри)?
Для чего предназначена?
Какие действия выполняет?
Сравнивать два вида транспорта.
Что общего и какие различия (по плану описания).


ТРАНСПОРТ — совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих

Задание кто больше транспорт. Рекомендации для родителей

Тема: «Водный и воздушный транспорт. Виды транспорта. Профессии»

1. Повтори по памяти: самолет, вертолет, корабль, ракета. Назови одним словом, что это. Скажи что лишнее, объясни, почему ты так решил(а). Раздели эти слова на слоги.

2. Назови ласково: самолет — самолетик, вертолет — ……, корабль — …….., лодка — ……., мотор — ……., теплоход — ………

3. Закончи предложения:

Летчик — это тот, кто …………..
. Капитан — ………………………
. Пассажир — …………………….

4. Выбери нужное слово:

Корпус, палуба, иллюминатор — это ………… (корабль)
. Крылья, шасси, салон, корпус, хвост — это …………….

5. Скажи по образцу:

Самолет — самолеты — много самолетов
. Корабль — ……………………………….
. Вертолет — ………………………………
. Капитан — ………………………………

. Пилот — …………………………………

Тема: «Наземный транспорт. Виды (Грузовой и пассажирский). Профессии на транспорте»

1. Назови наземный транспорт, который ты знаешь (5 — 6 видов). Объясни, почему этот транспорт называют наземным.

2. Раздели на слоги следующие слова: автобус, такси, грузовик, самосвал, автомобиль. Расскажи, что из вышеперечисленного относиться к пассажирскому транспорту, а что к грузовому. Объясни, почему ты так думаешь.

3. Скажи по образцу:
. Один автобус — 5 ……….
. Одна электричка — 7…….
. Два грузовика — 8 ……….
. Один самосвал — 5…………

4. Расскажи, люди каких профессий работают на транспорте.

Автомобилем управляет ……… (водитель)
. Трамваем …………………………(вагоновожатый)
. Поездом …………………………..(машинист)
. Грузовиком………………………..(шофер)
. Билеты продает……………………(кондуктор)

5. Вставь предлоги:

Грузовик едет ______ дороге.
. ____ гаража выезжает автомобиль.
. Автобус подъезжает _____ остановке.

6. Повторить предложение, четко все слова:

МЧАТСЯ БЕШЕНО МАШИНЫ, ПО ШОССЕ ШУРШАТ ИХ ШИНЫ.



Тема: «Транспорт. Грузовой и пассажирский»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ПОЕЗД, САМОЛЕТ, АВТОБУС, ГРУЗОВИК.
. Назови одним словом (Транспорт)
. Определи количество слогов в этих словах.
. Какой транспорт ты еще знаешь.
. Какой транспорт называют ПАССАЖИРСКИМ (Который перевозит пассажиров), а какой ГРУЗОВЫМ (Который перевозит разные грузы)

2. «Назови ласково»: машина — ……., самолет — ………, корабль — …….., лодка — …….., катер — …….., вертолет — ……….

3. Выучить названия транспорта: ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, МЕТРО.

4. ВЫУЧИТЬ!
. Если транспорт едет по дороге — он НАЗЕМНЫЙ
. Если летит по воздуху — ВОЗДУШНЫЙ

. Если плывет по воде — ВОДНЫЙ
. Если по железной дороге — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ПРИВЕСТИ ПО 2 ПРИМЕРА К КАЖДОМУ ВИДУ ТРАНСПОРТА.

5. ВЫУЧИТЬ: части машины, уметь показать их на картинке.
КАБИНА, КУЗОВ, ДВЕРЬ, ЗЕРКАЛО, ФАРА, КОЛЕСА.

6. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: МАШИНА, САМОЛЕТ, АВТОБУС

Тема: «Правила дорожного движения»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ДОРОГА, УЛИЦА, ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР. Определи количество слогов в этих словах. Расскажи, кого называют ПЕШЕХОДОМ, как должен вести себя пешеход на дороге.

2. Расскажи, какие цвета есть у светофора. Что обозначает каждый цвет светофора. Кто кроме светофора может регулировать движение на дороге? (Регулировщик или милиционер)

3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ПЕШЕХОД, ДОРОГА, СВЕТОФОР.

4. Ответь по образцу:
. Пешеход — пешеходы — много пешеходов

. Светофор — ………….. — ……………………
. Улица — ………………. — ……………………..
. Дорога — …………….. — …………………….

5. Закончи предложения:
. В гараж машина заезжает, а из гаража…….. (выезжает)
. По дороге машина проезжает, а через реку ……… (переезжает)
. Мимо парка машина проезжает, а к дому машина …… ……. (подъезжает)
. Пешеход по тротуару ходит, а через дорогу — ……….. (переходит)

Виды транспорта является увлекательной и интересной темой практически для любого маленького человечка. Знакомя детей с этой темой, можно классифицировать все транспортные средства и рассказать о предназначении каждого из них. Задача родителей и педагогических коллективов состоит не только в знакомстве с различными видами автотранспорта, но и закрепление полученных сведений посредством игр.

Для чего нужны дошкольникам

Исследования Яндекса — Общественный транспорт в городах России

Осень 2011

Это исследование посвящено общественному транспорту — тому, как устроена транспортная система в разных городах России (по данным сервиса Яндекс.Карты на осень 2011), а также тому, как люди ищут разные виды транспорта в интернете (по данным поиска Яндекса).

Исследование содержит информацию о восьми городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Екатеринбурге и Омске.

 

Содержание

Поисковые запросы про транспорт

Каждый день пользователи из восьми исследованных городов задают Яндексу более 170 тысяч запросов про различные виды транспорта1. Больше всего люди ищут расписания, схемы метро, билеты и информацию о маршрутах.

Косвенно количество запросов про транспорт указывает на его популярность в этом городе. Например, в Казани очень хорошо развита автобусная сеть, и именно про автобусы казанцы спрашивают чаще всего. Запросы жителей Москвы, где действует крупнейший в России метрополитен, чаще всего касаются метро. Пользователи из остальных шести городов чаще всего задают запросы про поезда. Особенно много про них спрашивают в Омске — поездам посвящено 37% транспортных запросов омичей. Видимо, тут сказываются большие сибирские расстояния.

По запросам пользователей из разных городов видно, где лучше всего развит тот или иной вид транспорта. Так, паромами чаще всего интересуются жители Санкт-Петербурга, где популярны путешествия по Финляндии и Скандинавии, а трамваями — пользователи из Екатеринбурга, где трамвайными линиями охвачена значительная часть города.

Исключение составляет московский метрополитен — его схему часто ищут жители всех без исключения исследованных городов. Очевидно, бывать в столице приходится пользователям со всей страны.

Популярность разных видов транспорта в поиске Яндекса

По данным поиска Яндекса

Иногда в запросах про транспорт встречаются названия мест, куда хотят добраться пользователи. Чаще всего это близлежащие города или Москва.

Места, которые часто встречаются в запросах про транспорт

По данным поиска Яндекса

1
Учтены запросы со словами «метро», «автобус», «троллейбус», «трамвай», «маршрутка», «такси», «поезд», «самолет», «электричка», «паром». Запросы про одноимённые фильмы, игры, клубы и т.д. не учитывались.

Городская транспортная система

Транспортная система каждого города описана с помощью двух групп параметров. Они характеризуют все виды городского транспорта: метро, автобусы, маршрутки, троллейбусы и трамваи.

Первая группа параметров характеризует развитие транспортной инфраструктуры в городе. Это данные сервиса Яндекс.Карты на начало ноября 2011 года:

  • Количество маршрутов общественного транспорта.
  • Общая длина маршрутов общественного транспорта.
  • Количество остановок общественного транспорта.
  • Среднее расстояние между остановками.

Учитывались только маршруты, у которых хотя бы один из конечных пунктов расположен в черте города, а также все принадлежащие этим маршрутам остановки. Не учитывались маршруты, выходящие за пределы области.

Вторая группа параметров характеризует использование разных видов транспорта жителями города. Эти данные получены с помощью сервиса маршрутизации Яндекс.Карт.

Были проанализированы маршруты, которые пользователи Яндекс.Карт прокладывали в октябре 2011 года. Для каждого маршрута определялись возможные виды транспорта и продолжительность поездки на каждом из них (с учётом пробок).

В результате анализа маршрутов выведено два параметра:

  • Востребованность разных видов общественного транспорта, то есть доля маршрутов, в которых задействован тот или иной вид транспорта.
  • Длительность поездки на разных видах общественного транспорта, то есть средняя продолжительность поездки на каждом виде транспорта для одного маршрута.


Пользователи чаще ищут информацию о транспорте не в поиске Яндекса, а на его специальных сервисах — Яндекс.Расписаниях и Яндекс.Картах. Каждый день жители восьми исследованных городов около 450 тысяч раз обращаются к Яндекс.Расписаниям (в основном — за информацией о междугородних рейсах) и более 200 тысяч раз прокладывают внутригородские маршруты на Яндекс.Картах.

Москва

Москвичи часто спрашивают о таких маршрутах, где удобнее ехать не на метро, а наземным транспортом. В основном это маршруты по окраинам города или между соседними ветками метро. Видимо, маршруты с метро люди и так хорошо знают. А наиболее востребованными оказались маршрутки — они ходят по всему городу, а с их линиями люди знакомы гораздо хуже.

Санкт-Петербург2

2
Поскольку официально в состав Санкт-Петербурга входят Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый и Пушкинский районы, среди маршрутов Санкт-Петербурга много пригородных.

Ситуация в северной столице похожа на московскую, но выражена ещё ярче: в маршрутах, о которых спрашивают петербуржцы, не так уж часто задействовано метро, но почти всегда встречаются маршрутки. Впрочем, это не удивительно: в Санкт-Петербурге очень хорошо развита сеть маршруток, на них можно уехать не только на другой конец города, но даже в Хельсинки.

Ростов-на-Дону

В Ростове-на-Дону очень хорошо развита сеть маршруток — они задействованы в 96% маршрутов, которые прокладывают пользователи Яндекс.Карт. На маршрутке можно уехать с 80% остановок города.

Кроме того, в Ростове-на-Дону самые короткие перегоны, особенно у трамваев и троллейбусов — в среднем всего по 270 и 340 метров соответственно. Видимо, это объясняется относительно небольшим размером города и его густой уличной сетью3.

Нижний Новгород

Нижегородский метрополитен пока работает только на левом берегу Оки и транспортных проблем нижегородцев не решает. Зато в городе развиты все виды наземного транспорта. А по доле остановок, на которых останавливаются троллейбусы и трамваи, Нижний Новгород обгоняет все исследованные города — ему уступает даже такая большая трамвайная сеть, как в Екатеринбурге.

Казань

Казань — автобусный город, автобусы обслуживают 81% всех линий городского транспорта. Они участвуют в 98% маршрутов, которые прокладывают пользователи из Казани. Троллейбусов и трамваев в городе гораздо меньше, а официальных маршруток вовсе нет.

Казанский метрополитен пока состоит всего из семи станций, и люди ездят на нём редко.

Уфа

Основную транспортную нагрузку в Уфе несут маршрутки — на них приходится больше половины всех линий городского транспорта. Автобусных маршрутов в Уфе в 1,7 раза меньше.

Уфа входит в тройку городов с самыми длинными перегонами — среднее расстояние между городскими остановками составляет 1,3 км.

Екатеринбург

Главная особенность Екатеринбурга — хорошо развитая трамвайная сеть, которая позволяет людям не стоять в пробках в час пик. Трамваи задействованы в каждом четвёртом маршруте, которые прокладывают пользователи Яндекс.Карт, а каждый пятый маршрут общественного транспорта в городе — трамвайный. Однако по количеству и длине маршрутов лидируют всё-таки автобусы — они курсируют по всему городу, а трамвайные линии проложены далеко не везде.

Омск

Основная транспортная нагрузка в Омске примерно поровну разделена между автобусами и маршрутками. На них приходится 94% всех маршрутов городского транспорта и 95% от их общей длины. Троллейбусных и трамвайных маршрутов в Омске мало.

Основные факты и цифры

Каждый день пользователи из восьми исследованных городов задают Яндексу более 170 тысяч запросов про различные виды транспорта. Больше всего люди ищут расписания, схемы метро, билеты и информацию о маршрутах.

Москвичи чаще, чем пользователи из других городов, спрашивают про метро и электрички, казанцы — про автобусы, омичи — про троллейбусы и поезда, екатеринбуржцы — про трамваи, петербуржцы — про маршрутки и паромы, уфимцы — про такси и самолёты.

Пользователи Яндекса чаще ищут информацию о транспорте не на поиске, а на специальных сервисах. Каждый день жители восьми исследованных городов около 450 тысяч раз обращаются к Яндекс.Расписаниям и более 200 тысяч раз прокладывают внутригородские маршруты на Яндекс.Картах.

Среди всех маршрутов городского транспорта на автобусы и троллейбусы больше всего приходится в Казани, на трамваи — в Екатеринбурге, на маршрутки — в Уфе.

Доля остановок, на которых останавливаются автобусы, больше всего в Омске, троллейбусы и трамваи — в Нижнем Новгороде, маршрутки — в Ростове-на-Дону.

Маршрутки оказались самым востребованным видом транспорта — во всех городах, где они есть, они чаще других видов транспорта встречаются в маршрутах, которые прокладывают пользователи Яндекс.Карт.

Самые короткие перегоны между остановками — в Ростове-на-Дону (в среднем 630 метров), самые длинные — в Уфе, Екатеринбурге и Омске (в среднем 1,3 километра).

Общественный транспорт — Википедия

Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.

Отличие общественного транспорта от других видов и способов перевозок пассажиров:

  • доступность услуги по перевозке широчайшим слоям населения, без каких-либо классовых, профессиональных и других ограничений социального типа, на основании одного только требования, выполняемого перевозчиком при наличии посадочных мест на единственном условии оплаты этой услуги по установленным тарифам.
  • платность услуги, не исключающая возможной дифференциации тарифа по критерию возраста пассажира
  • возвратный характер перемещения, его регулярная и интенсивная повторяемость для большинства пассажиров соответствующего маршрута на протяжении длительного времени.
  • отсутствие институциональных посредников в приобретении услуги по перевозке (индивидуальный и прямой характер акта покупки проездных документов)
  • в современном мире — обязательное участие местных властей в регулировании этим сектором, координации и надзора за деятельностью перевозчиков — исполнителей услуги по перевозке
  • достаточная вместимость транспортного средства (массовость услуги), предполагающая возможность совместного его использования одновременно двум и более независимым друг от друга пассажирам (этот критерий исключает поездки на извозчиках, такси и рикшах).

На практике, при рассмотрении работы общественного транспорта с позиции той или иной разновидности транспортных средств (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, паромы, суда и пр.) в числе их пассажиров часто оказывается известная доля туристов, совершающих поездки сверх программы оплаченного ими тура, а также военных и других категорий граждан, поездки которых являются бесплатными в силу местных законов. Тем не менее, маршрутный автобус не теряет своей принадлежности к общественному транспорту даже, если в какой-то момент он окажется на 100 % заполнен солдатами, едущими в баню под командой прапорщика. Верно и обратное: автобус, принадлежащий воинской части, не становится общественным транспортом только в силу разрешения собственника на посадку в него гражданских лиц.

Воинские эшелоны, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт и городские «развозки» предприятий и организаций, «подвозки» покупателей супермаркетов и т. п., равно как лифты и эскалаторы в зданиях и домах не относятся к общественному транспорту в силу бесплатности услуги. экскурсионные автобусы, прогулочные суда и круизные паромы не относятся к общественному транспорту в силу разового характера их использования отдельными пассажирами (критерий регулярной и интенсивной повторяемости рейса для основной массы пассажиров).

Все виды традиционного городского транспорта (метро, рельсовый и речной трамвай, троллейбус, автобус, паромные и аналогичные им перевозы) относятся к общественному транспорту, независимо от того, что местные власти могут практиковать льготный и бесплатный проезд для отдельных категорий пассажиров. На границе терминов здесь оказываются электрички, выполняющие все функции городского транспорта при суточных «маятниковых миграциях» рабочей силы между крупным городом и периферией ареала его трудовых ресурсов, в который могут попадать и другие города со своим местным общественным транспортом.

Транспортные средства, используемые в общественном транспорте:

  • Гужевые безрельсовые повозки (дилижанс, пролётка, почтовая карета, карета, кэб)
  • Паромы (исключая круизные)
  • Автобусы, в том числе:
    • Обычный автобус — оснащён двигателем внутреннего сгорания
    • Электробус — оснащён электрическим двигателем, с питанием от аккумуляторных батарей
    • Гиробус/Жиробус — похож на электробус, но энергия сохраняется в движущемся маховике, на стоянке раскручиваемым встроенным двигателем. В настоящее время нет сведений о работе на маршрутах.
  • Троллейбус — оснащён электрическим двигателем с постоянным питанием от контактной сети. В Западной Европе считается подвидом автобуса.
  • Дуобус — обычный автобус + троллейбус
  • Несамоходные прицепы к автобусам (например в Швейцарии, а в России запрещены из-за якобы повышенной опасности травматизма пассажиров в них при авариях). Следует отличать их от прицепов, являющихся частью сочленённых автобусов
  • Транслёр также считается отдельным видом транспорта юридически.
  • Поезда на шинном ходу (например, в Парижском метрополитене) — несмотря на сходство с автобусом, эти транспортные средства являются поездами по причине нестандартного габарита и жёстко установленного пути следования по желобам.
  • Поезда (вагоны с локомотивом либо моторвагонные, также разные промежуточные формы (например локомотив с моторными и обычными вагонами)). К поездам также юридически относятся автомобили на железнодорожном ходу (в России таковые не используются в качестве общественного транспорта). Также фактически поездами являются трамваи и фуникулёры, однако в России юридически ими не являются, поэтому будут рассмотрены в отдельных абзацах). Поезда различаются друг от друга сильно, самые важные параметры:
  1. Классическая двухрельсовая:
  2. Простая (отсутствие классических рельс, а езда по желобам на шинном ходу (например в Парижском метрополитене, тем не менее это поезд, а не автобус))
  3. С дополнительным средним третьим зубчатым рельсом для зубчатого колеса на некоторых горных дорогах — система улучшения сцепления
  4. С тросом для передачи силы тяги вагону со станции — на фуникулёре
  5. Однорельсовая (монорельсовая) с ездой сверху от колеи
  6. Однорельсовая (монорельсовая) с ездой снизу от колеи
  7. Без контакта с колеёй при движении за счёт магнитного подвешивания
    • Ширина колеи (на классической дороге) или рельса (на монорельсе)
    • Тип собственно поезда:
  1. Моторвагонный, с моторными вагонами
  2. На локомотивной тяге
  3. Переходные формы
    • Тип двигателя локомотива и/или моторного вагона:
  1. Паровой
  2. Внутреннего сгорания
  3. Электрический от контактной сети
  4. Электрический от аккумуляторных батарей при движении
  5. Ручной и ножной привод (нет сведений о применении на общественном транспорте)
  6. Гужевой (в настоящее время, скорее всего, не применяется, ранее широко применялся на городских линиях конки)
  7. Газовая турбина
  8. Гибрид парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания — теплопаровоз
    • Габариты
    • Форма (чаще всего параллельный земле прямоугольник или изредка эллипсоид, однако на железной дороге Пилат в Швейцарии из-за горного профиля кузов земле не параллелен)
  • Поезда монорельса юридически зачастую выделяются в отдельный вид транспорта
  • Трамваи (второе название — трамвайные вагоны: Для информирования населения и в быту у не имеющих отношения к трамвайным хозяйствам лиц в России используется обычно слово «трамвай»; во внутренних документах транспортных предприятий используется термин «трамвайный вагон»; в служебном и бытовом общении у работников трамвайных предприятий предпочтение отдаётся слову «вагон»; при объявлении водителем или кондуктором используются как «трамвай», так и «вагон», например, в Москве напоминание пассажирам о необходимости рационального размещения внутри трамвайного вагона обычно звучит как «проходите в середину вагона». Вместе с тем у лиц, не связанных с трамвайных хозяйством, и не ездящим часто на трамваях, при слове «вагон» возникнет в большинстве случаев ассоциация с железной дорогой ли метрополитеном, а не с трамвайным вагоном)

Среди трамваев можно выделить существовавший в Великобритании трамвай с колеёй на дне моря, сам трамвайный вагон при этом находился выше уровня воды, для этого применялись специальные «ноги»

  • Гужевые рельсовые повозки — конка (в настоящее время нет сведений о регулярной эксплуатации таковых)
  • Переходные формы между трамваями и поездами (В разных странах разные технические нормы, и иногда конструкционная разница между поездом и трамваем весьма несущественна; однако исторически принято не считать трамвай поездом, при этом, что интересно, юридически сцепленные для перевозки пассажиров трамваи считаются трамвайным поездом)
  • Фуникулёр (второе название «вагон фуникулёра»: для информирования населения и в быту у не имеющих отношения к фуникулёрным хозяйствам лиц в России используется обычно слово «фуникулёр»; во внутренних документах транспортных предприятий грамотно пишется «вагон фуникулёра»; в служебном и бытовом общении у работников фуникулёрных предприятий предпочтение отдаётся слову «вагон»; при объявлении водителем или кондуктором используются как слово «фуникулёр» так и слово «вагон», например, напоминание пассажирам о необходимости рационального размещения внутри вагона фуникулёра часто звучит как «проходите в середину вагона». Вместе с тем у лиц, не связанных с фуникулёрным хозяйством, и не ездящим часто на фуникулёре, при слове «вагон» возникнет в большинстве случаев ассоциация с железной дорогой или метрополитеном, а не с вагоном фуникулёра. Выражение «поезд фуникулёра» встречается, но редко). Отличительной особенностью фуникулёра является передача на вагон непосредственно механической энергии со станции посредством движущегося между рельсами троса
  • Транслор — безрельсовый транспорт с элементом рельсового — колёса шинные, но посреди некоторых участков его предполагаемой трассы движения обустраивается специальный рельс с пазом посредине, по которому скользит щуп транслёра. Благодаря этому возможны более высокие скорости движения.
  • Суда, паромы и другие плавательные средства для перевозок пассажиров в порядке ежедневных «маятниковых миграций», обусловленных спецификой размещения трудовых ресурсов и не связанных с туризмом, круизными и другими дальними рейсами. Основные характеристики: Тип движителя (парусные (сейчас не используются или почти не используются; с двигателем).
  • Перевозка пассажиров в порядке услуг общественного транспорта также может осуществляться на несамоходных баржах, толкаемых кораблём-буксиром (например, на линии Нарьян-Мар — причал Кабель) и на судах на подводных крыльях («Ракета», «Метеор», «Комета», «Восход»). В СССР последние были единственным средством пассажирского сообщения между материковым Ленинградом и его островным районом в Кронштадте, пока не была построена дамба через Финский залив. Благодаря дешевизне общественного транспорта в советское время рядовые пассажиры также использовали эти суда для поездок в Петергоф и Ломоносов, как летнюю альтернативу проезду на электричке.
  • Вертолёты
  • Самолёты. С посадкой на твёрдую поверхность (обычные), либо на воду (гидросамолёты), либо комбинированные амфибии. Также существуют с пропеллерными двигателями и с турбинными двигателями (реактивные высокоскоростные, в настоящее время преобладают)
  • Дирижабли. В настоящее время нет сведений об их эксплуатации на общественном транспорте
  • Легковые автомобили изредка используются на линиях общественного транспорта, например, в Сибири
  • Иногда поезда метрополитена выделяют, как отдельный вид транспорта. В городах России, где есть метрополитен, чаще всего в разговорной речи в случае поездки на поезде метрополитена говорят не «поездка на поезде», а просто «поездка на метро» или «поездка в метрополитене».
  • Автомобили, имеющие возможность езды по рельсовой колее. Об использовании в общественном транспорте нет данных, однако вполне возможна например эксплуатация для этих целей специальных автомобилей УРАЛ Миасского завода с пассажирским «вахтовым» кузовом. С юридической точке зрения эти автомобили при следовании по рельсам приравниваются к поезду или маневровому составу (при движении в пределах станции)
  • Экипажи с велосипедным мускульным приводом могут использоваться на общественном транспорте, однако достоверных фактов не установлено.
  • Грузовые автомобили без пассажирского кузова, «вахтовки», также используются в общественно транспорте. Например, такое встречалось в середине 20 века в Союзе Советских Социалистических Республик при нехватке автобусов. Применялись автомобили в бортами и тентовым верхом, вдоль бортов установлены сиденья. На Кубе используются седельные тягачи для буксирования пассажирских полуприцепов
  • Пассажирские полуприцепы — несамоходные. Используются на острове Куба
  • Различные автотранспортные средства, являющиеся переходными типами между обычными автомобилями и автобусами также используются в общественном транспорте.
  • Амфибии (совмещённые корабли-автомобили) также технически пригодны для использования для предоставления услуг общественного транспорта.

Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих (за исключением случаев поездок на собственном транспортном средстве в качестве обычного пассажира). Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например, школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они официально не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома).

Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажира с целью именно перевозки, а не исключительно экскурсии

Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда (включая высокоскоростные) и автобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты (последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере).

Следует отметить также существование неофициального общественного транспорта, когда юридически маршрут или рейс маршрута не существуют, но водители или специально уполномоченные лица собирают пассажиров в определённых точках. Согласно российскому законодательству подобные перевозки, если они платные, являются незаконным бизнесом, и наказываются штрафом или лишением свободы. По форме предоставления услуги такая деятельность тоже относится к общественному транспорту, так как пассажиры набираются из всех желающих, и чаще всего есть движение по определённому маршруту (например город А возле автобусного вокзала — город Б возле автобусного вокзала)

Паромы становятся средствами предоставления услуг общественного транспорта как непосредственно, так и при доставке пассажирских вагонов и/или автотранспортных средств, пассажиры которых подпадают под контингент клиентов общественного транспорта, т. е осуществляют свои возвратные поездки регулярно и как правило в связи с производственной деятельностью, а не в порядке туризма или эмиграции. Те же критерии отнесения к общественному транспорту применяются и к перевозкам пассажиров на грузопассажирских судах.

Гораздо реже в роли междугородного общественного транспорта выступают троллейбус (междугородная линия в Крыму, междугородный автобус № 284 Саратов — Энгельс, троллейбусная линия между городами Бендеры и Тирасполем) и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).

Трамвай в Японии

В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт — фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.

В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта. В дореволюционном Петербурге, а после революции в Ленинграде до Великой отечественной войны, наряду с массовыми перевозами (перевоз Домбаля, Смольный перевоз и пр.) известное распространение получил речной трамвай.

В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.

В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро — особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.

Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или легкорельсовым транспортом.

Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.

  • Автомобиль с отдельным пассажирским кузовом — вахтовый автобус — пассажирский кузов на шасси грузового автомобиля (при этом на шасси стоят две кабины — передняя для водителя и пассажиров и задняя для пассажиров). Название появилось по причине того, что это транспортное средство доставляет людей по плохим дорогам, и первоначально спроектировано для доставки по ним рабочих на вахтовую работу[1].
  • Переходная стадия между обычным автобусом и вахтовым автомобилем, где обе кабины имеют общую стенку, например ЗИЛ. Сегодня вахтовые автомобили и переходные стадии между ними и автобусами имеют обычно двигатель внутреннего сгорания, в ближайшее время возможно появление с электрическими двигателями (как у электробуса). [источник не указан 1853 дня]

Первой разновидностью пассажирского транспорта, определяемого по критериям регулярности движения по заранее известному маршруту, без ограничений на статус пассажиров, был водный транспорт — перевозы через реки. Удовлетворение условиям последнего фильтра, условия платности, стало возможным с появлением в VIII веке до н. э. денег. Деньги возникли в Эгейской цивилизации, и не случайно именно в греческой мифологии возникает Харон — лодочник (паромщик, перевозчик), переправляющий пассажиров через реку за деньги[2]. За этим мифом, породившим у эллинов традицию класть покойникам монету под язык, стоит конкретная практика из мира живых: рассеянность эллинов по многочисленным островам Архипелага создавала этому весомую природную предпосылку.

Экономической предпосылкой возникновения общественного транспорта как отрасли является возникновение рынка лично свободной рабочей силы, дополняемое фактором урбанизации. В доклассовых государствах каждый общинник по определению, с одной стороны, имел личный транспорт, а с другой — не испытывал необходимости в регулярных дальних перемещениях «налегке». В античности владение собственным выездом или хотя бы конём становится привилегией класса господ, но и здесь натуральное хозяйство вкупе с закрепощением крестьян освобождает эксплуатируемых от потребности в чужих платных услугах по регулярным перемещениям самих себя к месту приложения своей рабочей силы и обратно.

Ответ на вопрос о наличии общественного транспорта в древних Вавилоне, Александрии, Риме, а позже и Константинополе, которые разрастались до миллионного или приближающегося к тому населения, скорее всего отрицательный. С одной стороны, этому нет исторических свидетельств. С другой, основную массу населения этих «мегаполисов» составляли, помимо рабов и воинов, мелкие и средние ремесленники, дополнительная рабочая сила которых (если таковая требовалась) селилась в пределах пешей доступности. Кроме того, сам уровень развития производительных сил в те эпохи был недостаточен для того, чтобы выделить из общего объёма производимых благ известную часть на «прокормление» общественного транспорта, как особой непроизводственной отрасли.

В Новое время первый маршрут городского общественного транспорта, омнибус, появился по инициативе Блеза Паскаля в Париже 18 марта 1662 года[3].

Пассажирский водный транспорт с 1960-х уменьшил свою роль. Однако и сегодня на маршрутах применяются и обычные суда и суда на подводных крыльях.

Оплата проезда в общественном транспорте[править | править код]

см. Билет, Проездной, Электронный проездной

Также: Кондуктор, Бесплатный общественный транспорт

Взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта[править | править код]

Общественный транспорт бывает неудобен из-за переполненности… … но бывает вполне комфортабелен

Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако в 1930-х — 1960-x годах во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах были полностью ликвидированы трамваи. Они были национализированы как государственная компания British Rail в 1947 году, однако были вновь приватизированы в 1990-х годов.

Личный автомобиль обычно обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.

Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта:

  • Крайняя «автомобильная» точка зрения предполагает тотальную автомобилизацию населения и полное искоренение общественного транспорта как ненужного и создающего помехи в движении индивидуального транспорта. Решение проблем автомобилизации видится в экстенсивном пути развития дорожных сетей, внедрении новых более экономичных и «чистых» двигателей и топлив. Однако на практике огромные общественные затраты (как прямые на строительство и содержание дорог, так и косвенные вследствие роста загрязнений, утери природных комплексов и т. п.) сдерживают движение по этому пути. Следует отметить, что полная автомобилизация невозможна по причине того, что многие люди физически или психически не способны управлять транспортными средствами. Регулярные поездки на таксомоторах для большинства жителей слишком дороги, езду автостопом не все признают, так как некоторые личности его стесняются.
  • Крайняя «антиавтомобильная» точка зрения полагает индивидуальный автомобиль безусловным злом. Решение транспортных проблем общества видится в развитии сетей общественного транспорта, предоставляющий членам общества уровень подвижности и комфорта, сравнимый с индивидуальным транспортом. Однако на практике достижение высокого уровня комфорта оказывается проблематичным, в особенности в местностях с низкой плотностью населения.

В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.

Неподвижная инфраструктура общественного транспорта[править | править код]

Помимо транспортных средств используются неподвижные инженерные сооружения:

  • Здания депо, парков, ремонтных мастерских, сборочных и ремонтных предприятий;
  • Дорожное и рельсовое полотно;
  • Устройства снабжения топливом;
  • Устройство электроснабжения;
  • Здания предприятий эксплуатации дорожных и автодорожных хозяйств, электрических станций и подстанций, заправочных станций, складов топлива и запасных частей;
  • Мосты;
  • Тоннели;
  • Здания диспетчерских и административные здания;
  • Здания устройства и конструкции для устройств автоматики, телемеханики, связи, электроснабжения, набора топлива, воды, смазки;
  • Комнаты отдыха водителей, лётчиков, рулевых, машинистов, матросов;
  • Стенды, тумбы, афиши с вывешенными расписаниями, электронными табло, часами;
  • Здания и конструкции для ожидания транспорта. От навеса от дождя до крупных зданий — вокзалов. Следует отметить, что слово вокзал зачастую относится железнодорожному транспорту, для других видов транспорта используются изменённые термины — автовокзал, аэровокзал, речной вокзал, морской вокзал. Некоторые хозяйства автобусного транспорта называют свои автовокзалы автостанциями. В России намного более популярен термин аэропорт вместо аэровокзал, и порт вместо морской вокзал. Речной вокзал часто называют также речной порт или пристань. На вокзалах (назовём обобщённо для всех видов транспорта) могут иметься места для сидения, комнаты длительного отдыха со спальными местами для пассажиров, буфеты, туалеты, душевые, объекты торговли, парикмахерские, отделения почтовой телефонной телеграфной связи для пассажиров.

Лонгитюдное исследование, проведённое в 227 округах 45 штатов США и опубликованное в 2019 году, показало, что чем больше в округе используется общественный транспорт, тем ниже в нём уровень ожирения[4][5].

  • Needle, Jerome A.; Transportation Security Board; Cobb, Renée M. Improving Transit Security (неопр.). — Transportation Security Board, 1997. — ISBN 978-0-309-06013-4.
  • Newman, Peter; Jeffrey R. Kenworthy. Sustainability and Cities: Overcoming Automobile Dependence (англ.). — Island Press (англ.)русск., 1999. — ISBN 978-1-55963-660-5.
  • Ovenden, Mark (англ.)русск.. Transit Maps of the World (неопр.). — London: Penguin, 2007. — С. 7. — ISBN 978-0-14-311265-5.
  • Valderrama, A. Diesel versus compressed natural gas in Transmilenio-Bogotá: innovation, precaution, and distribution of risk (неопр.) (недоступная ссылка). Sustainability: Science, Practice, & Policy 3(1):59–67. Дата обращения 2 марта 2017. Архивировано 30 июня 2007 года.

12 самых быстрых транспортных средств в мире | Fresher

Люди любят скорость. Иногда же скорость — это необходимое условие превосходства в конкурентной борьбе или достижения необходимых результатов. Будь то самолет, поезд или автомобиль, люди часто готовы рисковать своей жизнью ради этого заветного слова — »мировой рекорд». В нашем списке сегодня самые быстрые средства передвижения, созданные руками человека. 12 самых быстрых транспортных средств в мире 12 самых быстрых транспортных средств в мире Подводная лодка — советская атомная подводная лодка К-222, единственная лодка, построенная по проекту 661 «Анчар» (по западной терминологии известна как «Папа») и первая, имевшая титановый корпус. Является самой быстрой подводной лодкой в мире. Впервые она была введена в эксплуатацию 31 декабря 1969 года и достигла рекордной подводной скорости 44,7 узла, или 80 км/ч. Лодка была демонтированы 5 марта 2010 года. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Снегоход — G-Force-1 (340 км/ч). Компания G-Force всегда был одержима рекордами, и они сделали это снова в 2013 году. Снегоход (или, если быть уместно, снеговая ракета) G-Force-1 разогнался до максимальной скорости 340 км/ч. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Автомобиль — Hennessey Venom GT (435 км/ч). Удивительно, но американский спортивный автомобиль компании Hennessey Performance Engineering является самым быстрым серийным автомобилем в мире. Автомобиль был показал 29 марта 2010 года. Автомобиль представляет собой модифицированную версию модели Lotus Exige. В 2013 году Hennessey Venom GT на испытаниях развил рекордную скорость, разогнавшись до 435 км/ч. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Вертолет — Eurocopter X3 (486 км/ч). Вертолет Eurocopter 7 июня 2013 года развил максимальную скорость 486 км/ч, а его крейсерская скорость составила 471 км/ч. Eurocopter X3 представляет собой экспериментальный и революционный «гибрид» вертолета и самолета в одном лице. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Лодка — Дух Австралии (511 км/ч). Попытка установить рекорд скорости на поверхности воды является чрезвычайно опасным занятием, поскольку небольшая волна или рябь на поверхности воды может вывести лодку из-под контроля и закончиться катастрофой. Однако рекорд скорости на воде был установлен Кеном Уорби 8 октября 1978 года. Его деревянная лодка — «Дух Австралии» приводится в движение реактивным двигателем Westingjouse J34 (используется в основном для истребителей). Его лодка развила скорость 511 км/ч и остался на вершине рейтинга на протяжении более 40 лет. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Железнодорожный поезд — Маглев MLX01 (581 км/ч). Маглев — поезд на магнитной подушке, который использует систему магнитной левитации. Центральная железнодорожная компания Японии и железнодорожный научно-исследовательского институт разработали один из последних проектов поездов на магнитной подвеске в Японии — MLX01, который достиг максимальной скорости 581 км/ч в декабре 2003 года, что делает его самым быстрым железнодорожным поездом и рельсовым транспортным средством в мире. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Мотоцикл — Топ 1 Ack Attack (634 км/ч). Топ 1 Ack Attack — специально построенный обтекаемый спортивный мотоцикл, который побил рекорд самого быстрого мотоцикла в мире 25 сентября 2010 года. Имея двигатель с 900-лошадиных сил Ack развил скорость в 634 км/ч. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Ракетный автомобиль — ThrustSSC (1228 км/ч). ThrustSSC является британским реактивным сверхзвуковым автомобилем, разработанным Ричардом Ноблем, Глинном Боуше, Роном Айерсом, и Джереми Блиссом. Этот автомобиль побил рекорд скорости 15 октября 1997 года, когда развил скорость в 1228 км/ч и стал первым автомобилем, который официально преодолелзвуковой барьер. Вел машину военный летчик Энди Грин в пустыне Блэк Рок в штате Невада. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Пилотируемый самолет — X-15 (7272 км/ч). Североамериканский X-15 — это самолет с ракетным двигателем, эксплуатируемый в ВВС и НАСА США в рамках экспериментальной серии самолетов. 3 октября 1967 года X-15 установил рекорд скорости для пилотируемых самолетов, достигнув скорости в 7272 км/ч, и сохраняет пальму первенства с тех пор. Самолет был списан в декабре 1970 года. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Беспилотный самолет — HTV-2 Сокол (21245 км/ч). Hypersonic Technology Vehicle 2 является беспилотным, экспериментальным ракето-планером. Он был разработан для проекта DARPA, и достиг скорости в 21245 км/ч. HTV-2 Сокол используется для тестирования технологий, которые обеспечили бы США возможностью поразить любую воздушно-космическую цель в мире в течение одного часа. Первый HTV-2 совершил полет 22 апреля 2010 года, но контакт с ним был потерян на девятой минуте полета. Последующие запуски над территорией Тихого океана продолжают терпеть неудачу. Но компания DARPA продолжает работать над проектом. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Пилотируемый космический корабль — Аполлон 10 (39895 км/ч). Аполлон 10 был четвертым пилотируемым кораблем в космической программе США Apollo. Он должен был совершить испытательный полет перед запуском Аполлона-11, чтобы проверить процедуру посадки на Луне. Аполлон 10 попал в 2002 году в Книгу рекордов Гиннеса за самую высокую скорость, достигнутую пилотируемым транспортным средством во время возвращения с Луны 26 мая 1969 года. Он развил скорость в 39895 км/ч. Членами экипажа были Томас Стаффорд, Джон Янг и Юджин Сернан. 12 самых быстрых транспортных средств в мире Беспилотный космический аппарат — Гелиос-2 (252792 км/ч). Гелиос 2 — это космический зонд, который был запущен для изучения солнечных процессов. Зонд был запущен с мыса Канаверал, штат Флорида 15 января 1976 года и развил скорость в 252792 км/ч. Гелиос 2 пролетел три миллиона километров по направлению к Солнцу и приблизился к нему на рекордное расстояние в 43432000 километров. Космический зонд Helios завершил свою миссию в начале 1980-х годов, но продолжал посылать сигналы до 1985 года. Зонд больше не функционирует, но все еще ​​остается на эллиптической орбите вокруг Солнца.

10 транспортных причуд: самый экзотический общественный транспорт

Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и электрички… Эти проверенные временем виды городского транспорта населили города всего мира и особым разнообразием конструкций не отличаются. Впрочем, есть места на Земле, где пассажиров возят по‑настоящему удивительные машины

Можно ли ехать, ощущая при этом, что летишь? Такой необычный опыт можно получить, разве что перемещаясь по городу по подвесной монорельсовой дороге. В наши дни монорельс — не такая уж редкость. Как правило, поднятые на высокие опоры, эти линии создают для городского транспорта «второй этаж», дают возможность «перешагивать» через оживленные магистрали и промзоны, занимая при этом не слишком много земли, которая в мегаполисах на вес золота. Однако наиболее типичная конструкция монорельсовой дороги — это массивная монотавровая балка из бетона, по которой поезд движется, как бы оседлав ее сверху. Гораздо реже встречается другой вариант: пассажирский вагон подвешен к рельсу и между поездом и землей — пустота. Почти как в самолете.

Дыхание старины

Подвесная монорельсовая дорога имеет настолько футуристический вид, что кажется, будто это изобретение совсем недавних времен. Однако, для того чтобы убедиться в обратном, достаточно взглянуть на фотографию, открывающую статью. На ней запечатлен поезд монорельсовой линии в немецком городе Вупперталь (Wuppertal Schwebebahn). Эта старейшая в мире подвесная дорога вступила в строй в 1901 году, а сама идея восходит к первой четверти XIX столетия, когда был предложен проект монорельса на конной тяге. За более чем столетие линия, разумеется, модернизировалась — в частности, на ней появились сочлененные многосекционные составы, но в основе своей это все та же вековой давности конструкция, которая служит верой и правдой по сей день.

Гонконг: система эскалаторов. Целью строительства эскалаторной системы Central-Mid Levels была борьба с автомобильными заторами. Гонконгцам предлагалось проехать восемь сотен метров «на своих двоих», вместо того чтобы петлять на авто несколько миль по дорожным серпантинам, а точнее, ползти в пробках. Однако чуда не произошло. Пробки на улицах не уменьшились, но к ним добавилось столпотворение у входа на эскалатор в час пик. Система состоит из 20 эскалаторов и трех движущихся дорожек и перевозит ежедневно до 55 000 человек. На площадках между участками расположены магазины и рестораны.

Лифт в другой район

На ступенях эскалаторов сидеть нельзя — все пассажиры метро не раз слышали об этом от дежурных с зычным голосом. Эскалатор действительно не самое безопасное средство передвижения, да и комфорта маловато. А вот «карлатор» — совсем другое дело. Машина с таким названием работает на одной из станций японских железных дорог. Смысл тот же — переезд от перрона к вестибюлю станции и обратно, зато совершать его можно сидя, причем на абсолютно законных основаниях. Вместо ступенек в «карлаторе» перемещаются открытые кабинки с креслами.

Можно, конечно, и не признавать «карлатор» полноценным видом городского пассажирского транспорта, но вот о необычном средстве передвижения в Гонконге такого уже не скажешь. Система, состоящая из нескольких эскалаторов и горизонтально движущихся пешеходных дорожек, имеет длину 790 м и соединяет деловой центр города с жилым районом Mid-Levels, находящимся на 135 м выше по склону горы. Ежедневно эскалаторы перемещают десятки тысяч людей, едущих утром на работу, а вечером домой.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире

Япония «Карлатор»

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире Рейсы вверх и вниз в «карлаторе» осуществляют не два отдельных подъемника, как в эскалаторе, а один, маршрут которого замкнут в петлю. У перрона и в вестибюле кабинки делают разворот (чем-то это напоминает поездки на «чертовом колесе»). Надо при этом сказать, что комфорт передвижения на необычном подъемнике весьма относителен: говорят, что изначально «карлатор» предназначался для перевозки грузов, а не людей. Сидеть в кабинках жестковато, да и трясет прилично. Не случайно за всю историю существования японских железных дорог на станциях было построено всего лишь два «карлатора», а в наши дни остался один.

В пару к эскалатору, соперничающему с автобусами и личными автомобилями, стоит упомянуть чудо-сооружение, воздвигнутое на противоположном конце Евразии. Столица Португалии Лиссабон, как и Гонконг, карабкается ввысь по склонам гор. Но только здесь для перемещения пассажиров между находящимися на разных высотах районами города используется уникальный в своем роде вертикальный лифт, ходящий не внутри здания, а в отдельно стоящей шахте. Желающие подняться из района Баиша на площадь Ляргу ду Карму, сначала двигаются строго вверх на лифте, затем преодолевают небольшой участок винтовой лестницы и оказываются на горизонтальном мостике, который ведет к концу маршрута. В итоге получается траектория в виде буквы «Г». Проигрыш в расстоянии очевиден, зато сколько удовольствия от необычного аттракциона!

Зубастый трамвай

Гористый рельеф местности — фактор, заставляющий конструкторов включать максимум фантазии при разработке средств передвижения. Стандартные фуникулеры и канатные дороги не рассчитаны на перевозку большого количества пассажиров и тем более грузов. А что если в горы надо поднять целый поезд?

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире Португалия: уличный лифт. Отдельностоящий лифт «Санта Жушта» (Santa Justa) был возведен в 1900—1902 годах учеником знаменитого Гюстава Эйфеля, лиссабонским архитектором французского происхождения Раулем Меснье де Понсаром. Внутри шахты высотой 45 м передвигаются две кабины вместительностью по 24 человека. Интерьеры кабин отделаны деревом. Первоначально лифт приводился в движение силой пара, но еще с 1907 года стал применяться электродвигатель.

Для поездов, двигающихся по обычной железнодорожной колее, эта задача часто непосильна. Максимальный уклон пути, который считается безопасным, — около 4%, на большинстве же участков он гораздо меньше. Чтобы сгладить перепады высот на равнинах, возводят длинные насыпи, позволяющие сделать железнодорожный путь более пологим. В горах это часто невозможно технически. Приходится либо объезжать горы по серпантину, либо строить зубчатые железные дороги, которые могут иметь уклон в десятки процентов. Зубчатая железная дорога практически ровесница обычной — первая линия вошла в строй еще в 1812 году, соединив английские города Лидс и Миддлтон. Несмотря на некоторое разнообразие конструкций, общий принцип един: к стандартной двухрельсовой колее добавляется третий рельс в виде зубчатой рейки, за которую на крутых подъемах цепляются зубчатые колеса локомотива. Таких дорог немало в разных странах мира, от США до Индонезии, а в некоторых городах имеются даже линии городского трамвая, где используется зубчатый путь. Один из примеров — Будапешт, где с 1874 года по сей день на линию выходит трамвай, преодолевающий с помощью зубчатого рельса перепад высот в 264 м.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире

В бетонных оковах

Главное отличие трамвая от автобуса заключается в том, что трамвай привязан к рельсовому пути и передвигается на металлических колесах железнодорожного типа, а автобус поставлен на пневматические шины и может свободно менять маршрут. Однако между этими крайностями существуют переходные виды. O-bahn- термин немецкий, и вид транспорта, который обозначается этим словом, разработан в Германии инженерами Daimler-Benz. Однако наиболее известная в мире линия «О-бана» проходит в пригородах Аделаиды, крупного города в Австралии. По сути речь идет об обычном городском автобусе, едущем по специальному желобу, который состоит из двух бетонных направляющих в форме буквы «L». Выехать из желоба невозможно, а чтобы резиновые шины не терлись о бетонные края трека, автобус упирается в них дополнительными направляющими колесиками. Колесики соединены с рулевым механизмом, и во время движения по линии «О-бана» руль крутить не нужно, машина поворачивает сама. Когда линия заканчивается, автобус выезжает на обычную дорогу и водитель снова принимает на себя управление.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире

Швейцария: зубчатая железная дорога. Зубчатая железная дорога на электрической тяге Jungfraubahn привозит пассажиров на самую высокогорную станцию в Европе (3454 м). Станция расположена на «седле» между горами Mönch (Монах) и Jungfrau (Дева), входящими в массив Бернских Альп. Однако не всегда зубчатые дороги строятся лишь там, где есть большой уклон. Например, «мулы» — электровозы, обслуживающие шлюзы Панамского канала и буксирующие через них океанские корабли, — также движутся по зубчатому пути.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире

Еще один трамвайно-автобусный гибрид можно наблюдать во французском городе Клермон-Ферран. Электрический пассажирский транспорт Translohr ездит на электричестве и подобно автобусу поставлен на автомобильные колеса с пневматическими шинами. Но это не троллейбус! Дело в том, что вдоль линии движения Translohr проложен специальный направляющий рельс, по которому катятся дополнительные колесики, не давая машине уйти в сторону. Там, где рельса нет, Translohr ездить не умеет.

Поющие трициклы

В нашу «горячую десятку» причуд городского транспорта попали также удивительные лиссабонские трамваи, которые ездят вверх-вниз по крутым улочкам португальской столицы, имея при этом признаки фуникулера — канатную тягу и скошенное днище (для поддержания пассажирского салона в горизонтальном положении при подъеме-спуске). Еще одно место в списке принадлежит трехколесным автомобильчикам GoCar, которые, ориентируясь по системе GPS, самостоятельно проводят туристические экскурсии, поют водителям песни и всячески стараются их развлечь.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире Австралия: O-bahn. Строительство желоба для автобуса обходится дешевле, чем создание полноценного дорожного покрытия. Автомобилям въезд на трассу запрещен, а тот, кто не считается с запретом, потом горько об этом жалеет: трасса оснащена специальными заграждениями, пробивающими картер легкового автомобиля.

Но завершим мы наш рассказ о современных транспортных чудесах одной из достопримечательностей отечества. Несколько лет назад по интернет-форумам и блогам кочевала фотография трамвая, выезжающего из тоннеля на станцию… метрополитена. «Всезнающие» сетевые завсегдатаи из столиц комментировали фото сакраментальным «Фотожаба!» (цифровой фотомонтаж). А вот интернет-юзеры из города-героя на Волге или те, кому приходилось бывать в Волгограде, только посмеивались. Да никакого обмана — линия волгоградского «метротрама» (метротрамвая) имеет более чем трехкилометровый подземный участок с двумя станциями, очень похожими на станции метро. Подобные же гибриды трамвая и метро существуют, например, в Кривом Роге (Украина), а также в США и некоторых странах Западной Европы.

Как обнять мост

Все средства передвижения, о которых мы вспомнили в этой статье, возят людей в наши дни, и каждому, кто хочет на них прокатиться, достаточно лишь взять билет в нужную точку планеты. Однако история, как водится, ничуть не беднее дня сегодняшнего, и пробы и ошибки дней минувших породили немало диковинных машин, совершавших пассажирские рейсы.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире

Франция: Translohr. Резиновые шины обеспечивают лучшее сцепление с дорогой и позволяют транспорту взбираться на крутые склоны (до 13%), недоступные для обычного трамвая. Направляющий рельс позволяет строить встречные линии Translohr так, чтобы оставлять лишь минимальное расстояние между проезжающими друг мимо друга вагонами. Рельс обладает четырехгранным профилем, что дает возможность поставленным перпендикулярно друг к другу колесикам с ребордами надежно его захватывать.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире

Россия: Метротрам. Интересный факт: на открытых участках волгоградские метротрамваи двигаются по правосторонней схеме, однако под землей колеи меняются сторонами и движение переходит в левосторонний режим. Дело в том, что изначально линия была спроектирована под обычный трамвай (чешский «Татра Т-3»), у которого двери есть только на правой стороне.

Сочлененными автобусами и троллейбусами сегодня никого не удивишь. Такая конструкция позволяет повысить вместимость транспортного средства за счет увеличения его длины, облегчая при этом «вписывание» в поворот. Однако в 1924 году на улицы Амстердама вышли автобусы, которые «складывались» не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Зачем? Дело в том, что в старинном городе, изборожденном каналами, часто встречались «горбатые» мосты с выраженной кривизной пролета. При малой величине дорожного просвета длинный автобус рисковал сесть на днище, и чтобы избежать подобных неприятностей, придумали сочленять секции шарнирным соединением, позволявшим создавать между ними небольшой угол по вертикали. Дело было в 1924 году, и — увы! — три года спустя выяснилось, что такая конструкция весьма ненадежна.

Полторы тонны энергии

Заставить автобус ехать на электричестве пытались еще десятилетия назад, но вариант троллейбуса был в истории вовсе не единственным. Троллейбус хорош всем, кроме одного: на всем пути его следования требуется проложить контактную сеть. Чтобы обойтись без постоянного контакта с проводами, необходимо как-то запасать электроэнергию, но проблема высокоемких и одновременно компактных аккумуляторных батарей не решена до сих пор, а уж полвека назад с этим было еще сложнее.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире Испания: GoCar. Моторизированный трицикл GoCar занял свою нишу где-то на грани общественного и индивидуального транспорта. GoCar — экскурсионный миниавтомобиль, позволяющий арендующим его туристам свободно исследовать достопримечательности города, забыв о картах и путеводителях. Благодаря встроенной системе GPS машина всегда знает свое точное местонахождение и, подобно экскурсоводу (с помощью записанных речевых программ), обращает внимание туриста на те или иные достопримечательности, находящиеся поблизости. Экскурсия проводится весело — с песнями, шутками и анекдотами. И даже если водитель отклонится от маршрута, GoCar всегда поможет найти верную дорогу. Сейчас GoCars можно увидеть в Барселоне, Лиссабоне, Сан-Франциско и других городах.

И вот в 1950 году швейцарская компания Oerlicon предложила вариант «гиробуса» — электроавтобуса, в котором энергия запасалась механически. По пути маршрута были установлены столбы, представлявшие собой станции подзарядки. Подъезжая к станции, гиробус поднимал три зарядные штанги, подключаясь к контактам трехфазной сети (до 500В). В этот момент электромотор раскручивал установленный на борту машины маховик весом 1,5 т. Зарядка длилась от 0,5 до 3 минут, после чего гиробус продолжал свой путь. Запас хода до следующей зарядки мог составлять до 6 км при скорости 50−60 км/ч. Во время движения электромотор переключался в режим генератора и постепенно преобразовывал энергию вращения маховика обратно в электричество, которое использовалось для питания электродвигателя, электротормозов и осветительных приборов. Гиробусы ездили в Швейцарии, Бельгии, добрались до Африки. Советские конструкторы тоже разрабатывали аналогичные проекты. Однако транспорт получился неэкономичным и трудноуправляемым, так что до 1960-х не дожил.

Подводный трамвай

Эксперименты с монорельсом также подарили истории несколько забавных средств передвижения. В 1892 году в США была пущена подвесная монорельсовая дорога… на мускульном приводе. «Вагон» представлял собой велосипед, колеса которого располагались над головой седока и катились по подвешенному на опорах стальному рельсу. Купив билет, пассажир усаживался в седло и становился сам себе машинистом.

Игрушка миллиардеров: самая большая яхта в мире Португалия: трамвай-фуникулер. С точки зрения технической классификации лиссабонские подъемники «Глория», «Бика» и «Лавра» являются фуникулерами. У вагонов нет своего двигателя, и они едут по наклонному рельсовому пути, будучи жестко прикрепленными к движущемуся тросу. Причем это едва ли не единственные фуникулеры в мире, путь которых проложен прямо по проезжей части узких улочек португальской столицы. Это роднит подъемники с еще одним видом городского транспорта, некогда распространенным, но сейчас практически ушедшим в историю, — с канатным трамваем. Однако машинист канатного трамвая мог отсоединять вагон от движущегося троса и делать остановки.

О монорельсовых поездах, удерживающих равновесие с помощью гироскопов, «ПМ» уже писала (№7, 2009). Им предшествовали более незамысловатые конструкции. В 1894 году на Лонг-Айленде функционировал транспорт на паровой тяге, который опирался на один стальной рельс. Сверху на опорах был проложен направляющий рельс из дерева, по которому катились колесики, закрепленные на крыше поезда. Фактически это была двухрельсовая колея, только расположенная не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

И наконец, нечто совсем странное. В конце XIX века в районе английского Брайтона функционировал паром-трамвай. Пассажирская платформа была поднята на четырех длинных штангах, на нижних концах которых устанавливались железнодорожные тележки. Машина передвигалась по двум параллельным двухрельсовым колеям, причем часть этого пути проходила… под водой. Благодаря штангам пассажиры и грузы оставались над поверхностью моря.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2010).

8 потрясающих систем общественного транспорта, изменивших города

Во всех городах есть общественный транспорт. Вещь полезная — он помогает людям добраться до работы или попасть в другой конец города. А некоторые виды транспорта настолько необычны, что полностью меняют облик города. Предлагаем вам прочитать о восьми видах, но сначала — краткий экскурс.

Считается, что первый общественный транспорт появился в XVII-м веке во Франции — это были общественные кареты. К сожалению, пользоваться ими могли себе позволить только люди из высшего класса, так что общественные кареты быстро исчезли за ненадобностью. Потребовалось почти 200 лет, чтобы общественный транспорт стал неотъемлемой частью города. Но к концу XIX-го века в большинстве городов вовсю работали крупные транспортные системы. Итак:

1. Сеульский метрополитен, Южная Корея

Сеульский метрополитен — одна и самых масштабных систем метро в мире. Ежедневно поезда перевозят по 9,8 млн человек, и это много, учитывая, что население Сеула — около 21-го млн жителей. Поезда ходят каждые две-пять минут, а ветки проложены почти по всему городу и пригородам.

Нажмите, чтобы увеличить

Сеульский метрополитен можно назвать выставкой высоких технологий: здесь есть электронные табло и первый в мире виртуальный рынок, где люди могут покупать продукты или другие мелочи, используя мобильные телефоны. Разумеется, на всех станциях есть Wi-Fi и лифты.

Недостатки? В метро одновременно может находиться слишком много народу, и концентрация CО2 будет небезопасной.

2. Гонконгский метрополитен, Китай

В Гонконге 90% граждан ездят на работу на общественном транспорте. Линии метро проходят через самые густонаселённые районы. В Гонконгском метрополитене есть несколько систем, которые делают его не только эффективным, но и едва ли не самым доступным среди всех метрополитенов мира.

Нажмите, чтобы увеличить

Платить за весь общественный транспорт можно единой картой под названием «Octopus». Сейчас в обращении ходит около десяти миллионов таких карт, и это снижает затраты и время на использование и обслуживание. В шаговой доступности от метро находится множество магазинов и ресторанов.

Метро — очень распространённый вид транспорта и используется в Гонконге повсеместно, так что местным жителям не приходится переплачивать за жильё только потому, что оно расположено поблизости от транзитных линий.

3. Паромные линии Вашингтона, США

Штат Вашингтон обладает уникальными геологическими особенностями, которые порой затрудняют передвижение: архипелаг Сан-Хуан и другие острова с материка труднодоступны. Например, чтобы добраться до острова Уидби из крупного мегаполиса, может потребоваться несколько часов на машине.

Чтобы минимизировать неудобства, Вашингтон создал самую большую сеть пассажирских паромов в США. Двадцать доков обслуживаются и управляются фантастически эффективно. В 2009-м году в системе паромов использовалось 9,9 млн транспортных средств, которые в общей сложности помогли добраться до места назначения 22,4 млн пассажиров.

4. Венецианские вапоретто, Италия

Венеция — ещё один уникальный город с точки зрения геологии: город состоит из сотен островов и каналов, так что автомобили, автобусы и метро для него не подходят. Исторически сложилось, что у большинства жителей были личные гондолы, иногда с гондольером (в зависимости от достатка).

Но современные венецианцы пользуются эффективными и чрезвычайно быстрыми вапоретто (теплоходами или катерами), которые работают по принципу автобусов и ходят круглосуточно. К сожалению, вапоретто с их высокой скоростью косвенно способствуют разрушению исторических зданий.

5. Мельбурнский трамвай, Австралия

В конце XIX-го века Мельбурн мог похвастаться самой крупной в мире трамвайной системой. Тогда это были ещё конные экипажи. Весь город был опутан 250 км путей с 1753 остановками, и трамвайная система позволяла любому человеку свободно доехать от пригорода до пляжей.

Нажмите, чтобы увеличить

Сейчас в Мельбурне совершается 3,5 млн поездок на трамвае в неделю. Хотя сеть существует почти 80 лет, приватизировали её только в 1999-м году. Впрочем, это как раз не новость, так было со многими транспортными системами во всём мире. Например, система поездов Великобритании была приватизирована только в 1990-х — 2000-х годах.

6. SkyTrain в Ванкувере, Канада

SkyTrain в Ванкувере был создан, чтобы уменьшить наземное движение в городе. Полностью автоматизированные сверхскоростные линии монорельса проходят по нескольким районам Ванкувера. Этот транспорт можно назвать сверхточным. Популярность его постоянно растёт, и есть опасения, что вскоре SkyTrain не сможет удовлетворить весь спрос.

Нажмите, чтобы увеличить

SkyTrain — отличный пример того, как общественный транспорт может преобразовать город: вокруг станций селится множество людей и строится множество магазинов, торговых центров и прочих объектов городской инфраструктуры.

7. Медельинские гондолы, Колумбия

Сложный рельеф может привести к гигантским пробкам, а отсутствие нормального общественного транспорта может существенно осложнить жизнь — добираться от одного конца города до другого придётся долго.

Медельин в Колумбии — как раз одно из таких мест: город расположен на крутых склонах, и любому транспорту придётся катить вверх и вниз по крутым холмам. Горок много, дороги плохие, так что автомобильный транспорт был не слишком эффективен — чтобы добраться от окраин до центра, требовалось от двух до двух с половиной часов.

Так было, пока не появились гондолы, которые связывают отдалённые районы города друг с другом и сокращают время проезда с одного конца города до другого.

8. Канатные трамваи Лос-Анджелеса, США

Эти канатные дороги были заброшены ещё до начала XX-го века. В конце XIX-го века спекулянты недвижимостью создали большую сеть канатных дорог, чтобы сделать горные районы вроде Банкер-Хилла более привлекательными. За основу была взята та же конструкция, что и для канатной сети трамваев Сан-Франциско.

В итоге канатная дорога протянулась с востока на запад. Но в 1902-м году их заменили электрические трамваи, которые можно увидеть во многих старых фильмах, снятых в 1910-х и 1920-х годах. Трамваи же в своё время уступили место автомобилям и автобусам.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о