Типы текстов 4 класс примеры текстов – План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Технологическая карта урока по русскому языку «Текст. Типы текстов»

«Текст. Типы текста» русский язык 4 класс

Вставьте пропущенные орфограммы.

Туловище у сл…на массивное, шея коротк….., ноги толст….., как ст…лбы. Хобот сл…на – это сросшиеся вместе верхняя губа и нос. На коже сл…на почти нет в…лос.

Жители (и,И)ндии давно приручили сл…на и используют его на разных р.

ботах. А вот про африканского сл…на этого (не) скажешь. В (а, А)фрике много диких стад этих ж…вотных.

Сл…ны – т…плолюбивые ж…вотные. В нашей стр…не сл…на можно встретить в зоопарке или цирке.

Поставь галочку с верным ответом:

  • Это текст-описание

  • Это текст-повествование

  • Это текст- рассуждение

  • Это научный текст

  • Это художественный текст

Вставьте пропущенные орфограммы.

Туловище у сл…на массивное, шея коротк….., ноги толст….., как ст…лбы. Хобот сл…на – это сросшиеся вместе верхняя губа и нос. На коже сл…на почти нет в…лос.

Жители (и,И)ндии давно приручили сл…на и используют его на разных р.

ботах. А вот про африканского сл…на этого (не) скажешь. В (а, А)фрике много диких стад этих ж…вотных.

Сл…ны – т…плолюбивые ж…вотные. В нашей стр…не сл…на можно встретить в зоопарке или цирке.

Поставь галочку с верным ответом:

  • Это текст-описание

  • Это текст-повествование

  • Это текст- рассуждение

  • Это научный текст

  • Это художественный текст

Прочитайте тексты. Вставьте пропущенные орфограммы:

  1. Слово «ал…бом» пришло к нам из латинск…. …зыка. Кор..н.. . этого слова имел зн…чение «белый». Поэтому кни…ку с чист…. бел….. л…стами н…зывают ал…бомом.

Поставь галочку с верным ответом:

  • Это текст-описание

  • Это текст-повествование

  • Это текст- рассуждение

  • Это научный текст

  • Это художественный текст

  1. Н…забу…ки – нежные цв…ты. Голуб….. чист….. гл…зами они смотрят на нас. Г…в…рят, кто п…любит незабу…ки, тот (не) забудет д…рогу д…мой.

Поставь галочку с верным ответом:

  • Это текст-описание

  • Это текст-повествование

  • Это текст- рассуждение

  • Это научный текст

  • Это художественный текст

  1. Выполни разбор подчеркнутых слов как частей речи:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Прочитайте текст:

Кто хозяин?

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.

Чёрного бродячего пса звали Жук. У него болела лапа. Илья и Ваня лечили несчастного пса. Каждому хотелось быть хозяином Жука.

Ранней осенью мальчики гуляли с собакой по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку и замахал ею. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

— Соедините линией названия частей текста с его частями, восстановите последовательность событий.

— С какой целью создан текст?

— Составьте его план.

Прочитайте текст:

Кто хозяин?

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.

Чёрного бродячего пса звали Жук. У него болела лапа. Илья и Ваня лечили несчастного пса. Каждому хотелось быть хозяином Жука.

Ранней осенью мальчики гуляли с собакой по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку и замахал ею. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

— Соедините линией названия частей текста с его частями, восстановите последовательность событий.

— С какой целью создан текст?

— Составьте его план.

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме «Текст.Типы текстов»

Текст. Типы текста.

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать текст повествования, описания и рассуждения.

Планируемые результаты

Предметные:

создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

  • Метапредметные: формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • развивать умение работать с информацией;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Личностные: создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;

  • воспитывать интерес к урокам русского языка.

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Словарная работа

Приветствие.

Мотивирует к деятельности с помощью работы со словами из словаря

  1. Поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасные места

  2. Обведите кружком:

в первом слове – букву, которая обозначает глухой согласный звук.

Во втором слове – безударный гласный звук.

В третьем – одну из повторяющихся букв.

В четвёртом — глухой, твёрдый согласный звук.

В пятом – букву, которую выделили в первом слове.

Записывают в тетрадь дату, классную работу.

Работа со словарными словами.

Газета, металл, каникулы, свитер, автом

обиль.

Выделяют орфограммы

Газета, металл, каникулы, свитер, автомобиль.

Определение темы урока, постановка целей.

Какое слово появилось?  

Случайно ли это?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Что такое текст?

Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?

Какую цель нам следует поставить?

Работа с понятием «Текст» Формулирование темы урока и постановка цели, исходя из темы.

Наша цель повторить, систематизировать наши знания о видах текста.

Организация познавательной деятельности

Активизация познавательной деятельности с помощью загадки:

Много разных его разновидностей –
Есть Амурский, 
Бенгальский,
Китайский есть.
Золотой и белый бывает,
Но всегда он весь полосатый.

Что вы знаете о тиграх?

Дает инструкцию по работе с текстом: «Прочитайте тексты на ваших листах и скажите, что из них вы узнали о тигре?»

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Спрашивает:

Что общего в содержании этих текстах?

Чем они различаются?

К какому типу относится первый текст (текст описание). Докажите.

Второй текст?

Третий текст?

Предлагает сформулировать определение типов текста и выстроить алгоритм их определения.

Организовывает проверку по учебнику.

Спишите один из текстов.

Рассказывают известные им факты о тигре.

Работа с текстами

Определяют общую тему текстов и находят их различия. Определяют особенности каждого типа текста, их структуру. Проверяют себя по учебнику.

Повествование

– это история о каком-либо событии, рассказанная во временной

последовательности.

Описание — главная идея заключается в словесном изображении какого-то явления путем перечисления его основных характеристик и признаков.

Рассуждение — основывается на разъяснении и утверждении какой-либо мысли, описывает причины явлений, размышления.

Записывают один из текстов в тетрадь.

Самостоятельная работа

Задание (буквенный диктант):

Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование  – п).

1.        На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

2.        По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.        Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4.        Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5.        Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.          Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Записывают.

Взаимопроверка.  Р, О, П, О, П, Р. 

Анализируют свою работу.

Творческая работа

Предлагает составить тексты из 3-5 предложений по данным картинкам (Подберёзовик, рябина, осенние листья, дождь)

Выполняют самостоятельно работу. Зачитывают вслух. Определяют тип услышанного текста.

Рефлексия деятельности

Проводит рефлексию с помощью игры «Закончите предложения»:

Несколько предложений, объединённых по смыслу называются …..

Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-….

Текст, к которому можно поставить вопрос какой?, называется -…

Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний,. к нему можно поставить вопрос почему?, называется —

Выполняют задания

Итог урока.

Что нового взяли для себя из этого урока?  

— Что вам понравилось на уроке?  

— Что не понравилось?

— Что для вас показалось очень трудным?

Проверяют себя, оценивают и анализируют свою деятельность на уроке.

Делятся впечатлениями.

Русский язык 4 класс «Текст. Предложение.Типы текстов»

Технологическая карта открытого урока

по русскому языку в классе 4-1

«Предложение. Текст. Типы текстов»

25.09.18г.

Батчаева Марина Узеевна

Предмет:

Русский язык

Класс:

4-1

Тема урока:

«Предложение. Текст. Типы текстов»

Цель:

Закрепить у учащихся понятия: текст-описание, текст-повествование, текст- рассуждение.

Задачи

обучающие:

Систематизировать знания детей о тексте, типах текста.

развивающие:

развивать умение осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

воспитательные:

совершенствовать навыки общения, уважения друг к другу

Тип урока:

урок повторения

Планируемые результаты:

Личностные:

анализировать свои действия и управлять ими;
сотрудничать со сверстниками и учителем; вырабатывать навыки самооценки самоконтроля и нравственной оценки

Метапредметные:

Регулятивные:

Постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала

Коммуникативные:

Контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

Познавательные:

Проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки.

Для вас я подготовила интересные задания

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования;

2. Актуализация знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

Чистописание

-на доске вывешивается плакат каллиграфического написания строчных букв т,е,к,с,.

-Придумать 4 имен существительных — чья группа закончила, поднимают руки

-Какие слова получились? В группах есть ли у вас одинаковые слова? Получилось слово «текст»

  1. Определение темы урока — заготовка классной газеты, Слайд 1 (разные газеты и журналы, а в них тексты)

-Посмотрите на доску. Что вы видите? Какое отношение это все может иметь к нашему уроку?

— Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок повторения? (версии)

Целеполагание, уточнение темы

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;

Коммуникативные: контроль, коррекция, прогнозирование, оценка действий;

3. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока.

1)- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) Слайд 2

ГАЗЕ́ТА, -ы, ж. Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.

— Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? Краткое объяснение понятий.

Корреспондент (журналист) — автор заметок, статей в газете, журнале, на радио и телевидении.

Корректор — работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой текстов, (исправлением ошибок)

Редактор — лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание.

Запись в тетрадях: журналист, корреспондент, корректор, редактор.

-Кто сейчас готов уточнить тему нашего урока?

— Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом, предложением, должны хорошо владеть правилами разговорной и письменной речи

— Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Мы сегодня будем продолжать учиться работать с предложениями и текстами. подбирать его в зависимости от ситуации. А как вы думаете, где и как мы сможем применить наши знания, судя по оформлению доски?

Познавательные: постановка и формирование проблемы;

ли.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

4. Первичное закрепление.

Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий и решение с проговариванием во внешней речи.

Смысловое чтение.

— Я предлагаю побывать в роли работников редакции газеты и совместно начать работу по выпуску завершающего номера нашей классной газеты.

— Мы выяснили, что каждый сотрудник газеты должен уметь хорошо работать с предложением и текстом. А предложения состоят из чего?

Начнем с обычных слов. У доски вставить пропущенные буквы и сказать на какую орфограмму эти слова.

(На доске слова на орфограммы безударная гласная в корне слова и словарные слова)

Я предлагаю вам стать корректорами.исправьте ошибки в тексте.

Многии ребята 5 класса — члены математическово крушка. Занятия видет анна ивановна петрова. Рибята с интересом решают занимательные задачи, учяться приемам быстрово счета. С интересом школьники участвовали вконкурсе сочинений «Математика в жызне человека».

Познавательное:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: повторить и закрепить знания типах тектов.

Тексты, как вы знаете, бывают разными. А какие типы текстов вы знаете?

Давайте соберем признаки и дадим определение разных типов текстов

(собираем из разных частей )

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

  1. когда, где, с кем …

  2. что произошло, как развивались события.

  3. чем все закончилось

Текст-описание.

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

Текст-рассуждение

Почему? зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

  1. утверждение

  2. доказательство, объяснение

  3. вывод, итог, результат

Познавательные: общеучебные: работа с информацией;

Регулятивные: прогнозирование

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону, формулировать свое

мнение и позицию,

осуществлять контроль по результату

Практическая деятельность

Нужно ли корреспонденту и редактору уметь распознавать тексты по их типу? Поупражняемся в этом.

Чтение текста учителем.

а) Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, — резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

-Проанализируйте текст. К какому типу вы его отнесете? Почему?

б) Чтение текста учителем.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.

Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

— Что можно представить, читая этот текст?

— Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?

в) Чтение текста учителем.

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

— Что объясняется в этом тексте?

— Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо, о чем – то размышляется, называются рассуждением.

— Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Георгиевич Паустовский.

Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных..

г) Определение типа текста в зависимости от ситуации.

Слушайте внимательно и поднимите карандаш такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.

— Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в зависимости от ситуации).

-Думаю, что мы достаточно подготовились к тому, чтобы справиться разными ролями в нашей газете. Итак, приступим к ее созданию.

V. Работа в группах.

А) -Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый.

Задание для 1 группы:

Придумайте и запишите несколько таких важных для человека «почему?» для нашей газеты. Например (почему надо учиться, почему надо быть чистоплотным, почему надо быть вежливым, почему наш класс особенный..)

Задание для 2 группы:

— Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.

Дружные, добрые и весёлые.

Уже 4 года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________.

В нашем классе учатся 11 __________________ и 14 __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________.

Задание для 3 группы:

В каждой газете есть реклама. Прорекламируйте нашу школу.

Задание для 4 группы:

— И конечно, в каждой газете есть фотоснимки.

Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных фотографий класса, оформляют газету. Все «статьи» приклеиваются в газету.

— Перед вами выпуск нашей классной газеты.

— Что вы чувствуете, глядя на него? Что понимаете? Знаете?

— Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Сделали всем классом, о нашем классе)

— А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)

Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Коммуникативные:

оценка действий партнера

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

7. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Что такое текст?

– Назовите типы текстов.

– Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов?

– Закончите предложения:

• Несколько предложений, объединенных по смыслу, называются … (текстом).

• Текст, в котором рассказывается, о чем произошло, называется … (повествованием).

• Текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», называется … (описанием).

• Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос «почему?», называется … (рассуждением).

– Понравилась ли вам работа на уроке?

Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Самоанализ урока.

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности обучающихся начальных классов и реальные возможности учеников моего класса.

Планируя урок, перед собой ставила несколько задач, основные из которых это — создать условия для самостоятельного закрепления полученных знаний.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и открыть новые. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

На этапе постановки учебной задачи использованы приёмы сравнения, сопоставления, анализа текстов разных типов. Ребята смогли сделать вывод о стуктурных сходствах и различиях текстов разных типов. Для достижения наилучшего результата я использовала групповую работу.

После этого учились самооценке, сравнивая результаты своей работы с эталоном.

На этапе рефлексии ребята оценивали успешность, результативность и степень усвоения учебного материала, своей работы на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, достигнуты в полной мере.

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Урок русского языка в 4 классе по теме «Текст. Виды текста.

Предмет: русский язык . 4 класс.

УМК6 «Планета знаний»

Тема урока: текст. Типы текстов.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Задачи.                                                                                                                                        

 Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.

Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  Минутка чистописания т

Задание: Красиво списать, исправить ошибки.

По билели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.

Работа с оценочным листом.  Если вы нашли все ошибки, поставьте себе +, если не все – ±, а если не нашли, поставьте -.

  1. Словарная работа.     На доске кроссворд, заполним его.

а

Т

т

р

а

к

ц

и

о

н

а

н

т

Е

н

н

а

х

о

К

к

е

й

д

р

е

С

с

и

р

о

в

щ

и

к

к

р

и

с

Т

а

л

л

  1. Место развлечения в парке.
  2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров
  3. Зимний вид спорта
  4. Цирковая профессия.
  5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.

На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд. В тетрадях – в строчку)

  1. Определение темы урока, постановка целей.  

Какое слово появилось?   (Текст)  Случайно ли это?

 Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

 Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?

Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.

  1. Работа с учебником.

Читаем-заполняем памятку

Текст

Повествование

Описание

Рассуждение

ЦЕЛЬ

Рассказ, сообщение

Описание предмета, лица, места

Объяснение причин, высказывание точки зрения

ВОПРОС

Что произошло?

Какой?

Почему?

СТРУКТУРА

  1. Вступление
  2. Развитие действия
  3. Заключение.
  1. Вступление
  2. Перечень признаков.
  3. Оценка, впечатления.
  1. Тезис(вопрос).
  2. Доказательства.
  3. Вывод.

6.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.

1. Прочитать текст.

2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.

3. По вопросу и содержанию определить тип текста.

Текст 1.  Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
  Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Текст 2. Лось.   Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

Текст 3. Медвежонок.     Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

—  Можно ли назвать первый текст   текстом — рассуждения?  Попробуйте доказать. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).

— Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)

— Найдите в тексте доказательство. (По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?).

— Прочитайте вывод. (Поэтому на помощь птицам приходят дети).  

Вывод: мы доказали, что это текст – рассуждение.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами предложения.

 — К какому типу речи относится второй текст? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).

Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)

Вывод: мы доказали, что это текст — описание.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их.

Как вы думаете, какой это тип текста под №3? Докажите, что этот текст повествования.  (В тексте говорится о первых месяцах жизни медвежонка).

-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?

Вывод: мы доказали, что это текст – повествования.

Поработаем с данным текстом.

Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.

— У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.

  1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
  2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
  3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

Работа с оценочным листом.  Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +, если была 1 ошибка – ±, а если не справились с заданием, поставьте -.

7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)

— Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование  – п).

1.        На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

2.        По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.        Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4.        Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5.        Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.          Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Самопроверка.  Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7 Работа с оценочным листом.  Если вы справились с заданием без ошибок  поставьте себе +, если была допущени1,2 ошибки – ±,а если не справились с заданием, поставьте -.

8. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст.

заиграло, лесом, над, солнце, зимнее

берез, иней, ветки, украсил, гибкие

к, летят, высоким, клесты, елям

тетерева, снега, мягкого, вылетели, из

расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они

эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями.

9. Итог урока.

Что нового взяли для себя из этого урока?  

— Что вам понравилось на уроке?  

— Что не понравилось?

— Что для вас показалось очень трудным?

10. Рефлексия  

Закончите предложения:

Несколько предложений, объединенных по смыслу называются ….  .

Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .

Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .

Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .

11. Выставление отметок

Работа с оценочными листами. Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу, то поставьте себе 5. Если считаете, что могли бы работать лучше – поставьте 4.

 А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует задуматься и сделать для себя вывод, отметку пока не ставьте.

 12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от Нового года?

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Оценочный лист

Этапы урока

Оценка

Чистописание(редактирование предложений)

Работа в парах

Буквенный диктант

Составление текста

Общая отметка за урок

  1. Раздаточный материал

Текст 1.  Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
  Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Текст 2. Лось.   Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

Текст 3. Медвежонок.     Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

  1. Текст для работы в парах
  1. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
  2. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
  3. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
  1. Деформированные предложения.

заиграло, лесом, над, солнце, зимнее

берез, иней, ветки, украсил, гибкие

к, летят, высоким, клесты, елям

тетерева, снега, мягкого, вылетели, из

расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они

эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями.

Методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему: Открытый урок (4 класс, тема : «Текст.Признаки и типы текста»)

Открытый урок по русскому языку «Текст. Признаки  и типы текста»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели урока: уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.

Задачи:                                                                                                                                         Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.

Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в группе.

Личностные:  ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

Методы: исследовательские, игровые .

(На данном уроке использованы ИТК-технологии: презентация по теме)

  1. Орг. Момент

Цель: : настроить учащихся на учебную деятельность.

        Учитель-Здравствуйте. Я рада видеть вас. Рада, что вы пришли на урок за новыми знаниями с хорошим настроением. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра «Узнавай-ка». Мы разделились на з группы, 3 команды, у каждой команды есть командир и своё название. В течении всего урока я буду раздавать вам фишки за правильные ответы. А в конце урока фишки подсчитываются и определяется победитель.                                      

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?                                          

Все ль на месте, Все ль в прядке,                                                      

 Ручка, книжка и тетрадка?  

Все ли правильно сидят,                                  

 Все ль внимательно глядят?

(Ученики настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью)

  1. Актуализация знаний

Цель: Создание проблемной ситуации

(Ученики вспоминают необходимые знания для усвоения нового материала, устанавливают понятийные связи, формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для освоения нового материала. Работа в группах)

 Учитель-  Ребята, нашим первым заданием будет восстановление перепутанной логической цепочки. Я раздаю вам карточки с цепочкой, вы работаете, затем отвечаете и мы проверяем цепочку на интерактив. доске. Слайд№2. (Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.)

-Последнее звено в нашей цепочке-текст . Что же такое текст?                                            Давайте поиграем, а заодно вспомним, что мы знаем о тексте. Я говорю предложение, если вы согласны, то показывайте зелёный смайлик, если нет-красный.

1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.                                                                     2. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.                  3. К тексту нельзя придумать заглавие.

4. Текст обычно состоит из 3 частей:

Начало, основная часть, концовка.

 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

(раздаю фишки за правильные ответы)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: обсуждение затруднений (чего мы еще не знаем).

Учитель  -А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока. (Сегодня на уроке мы будем учиться  отличать текст от других записей по его признакам, составлять текст, определять тему текста, закрепим знания о разных типах текстов и научимся их различать).

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о тексте.

Учитель- Перед вами на доске следующие записи( слайд № 4) давайте разберёмся, где здесь текст и по каким признакам вы его определили

(текстом является первые записи потому что,  в тексте два и более предложений, все предложения связаны по смыслу, объединены общей темой, к тексту можно придумать заголовок, у текста есть 3 части: начало, основная часть, концовка.)

-молодцы, совершенно правильно, теперь давайте сделаем выводы, что такое текст и какие его основные признаки: слайд №5, 6

а) Работа по группам. Закрепление знаний об особенностях текста

Учитель -на интерактивной доске  вы видите  текст,  ваша задача объяснить почему эти записи составляют текст.

Слайд № 7 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

(Фёдор Тютчев)

(ответы детей : это текст, т.к. состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу, имеет общую тему, можно подобрать заголовок)

Учитель: А какая общая тема у данного стихотворного текста? (наступление весны) А Какой мы можем подобрать заголовок? (Прошла зимы пора…)

  1. Физкультминутка

Учитель-Мои ребятки, думаю вы уже устали, я предлагаю вам размяться, встанем и сделаем небольшую зарядку.

Все тихонечко встаем,

И друг другу подмигнём,

Повернёмся,улыбнёмся,

И на месте мы крутнёмся,

И наверх потянемся,

И опять усядемся!

  1. Обобщение и систематизация знаний о типах текстов.

 Учитель.-Хорошо размялись! Теперь можно продолжать урок!

Учитель. С какими типами текстов вы знакомы? (повествования, описания, рассуждения)

Учитель. О каких действиях говорится в тексте – повествования? Какие вопросы можно поставить к такому тексту? (О последовательных событиях. ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ).

Учитель. О чем говорится в тексе — описания? (О признаках предмета или явлениях. Можно задать вопрос: КАКОЙ?)

Учитель. По каким признакам мы можем определить текст – рассуждения? (В тексте даётся объяснение какому-либо предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось? Почему это так?) Давайте посмотрим на доску Слайд №5 (раздаю фишки за правильные ответы)

-Молодцы, а сейчас Каждой группе я даю по одному тексту. Ваша задача определить тему текста, дать название тексту и определить к какому типу текст относится) 

(ученикам даются карточки с различными  типами  текста, по группам текст-рассуждения, текст-повествования, текст-описания) 

 

Текст 1. Медвежонок.

Родился медвежонок. Он родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.

Текст 2. Лось.

Лось — мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.

Текст 3.Подкормка птиц.

 Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм? 
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.

Учитель. Как вы думаете, какой это тип текста под №1? ( Повествование)

-Докажите, что этот текст повествования. (В тексте говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга).

-Правильно, Как мы можем озаглавить текст( Маленький медвежонок, медвежонок)

-Назовите тему текста( жизнь маленького медвежонка)

Учитель. К какому типу текста относится  текст № 2? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)

-Как мы можем озаглавить текст?(Лось, Лось –мирный лесной житель)

-Назовите тему текста( красота и мощь оленя, красивый лесной житель)

Учитель. Можно ли назвать третий текст текстом — рассуждения? Попробуйте доказать, что это рассуждение. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).

— Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)

-Озаглавьте текст(Подкормка птиц зимой…)

-Основная мысль текста: (Нужно помогать птицам зимой)

(раздаю фишки за правильные ответы)

Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)

Учитель. Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь  (описание – о, рассуждение – р, повествование –п). Например: о, п, р,…Слайд №6

1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

 Учитель:Хорошо, теперь проверим ответы на доске: слайд№8

(самопроверка) У кого всё правильно, поднимаем зелёные  смайлики, у кого есть ошибки поднимаем красные. Практически все справились, хорошо.

(Раздаю фишки командам)

Учитель: А теперь мы с вами выполним последнее очень интересное задание, называется оно «Письмо по кругу». На доске вы видите картины. Ваша задача сначала выбрать одну картину для каждой группы, затем написать соответствующий текст. Писать в группах мы будем по кругу, по одному предложению каждый. Когда закончите, капитан команды поднимает зелёный смайлик, затем мы будем слушать ваши ответы.( даю выбрать картинку капитанам команд, раздаю листочки с номерами картинок)

-Ответы детей-

6.  Домашнее задание (Творческое)

Используя разные типы текста, подготовьте сообщение о любимой книге

  1. Итоги урока:

Что нового взяли для себя из этого урока?

— Что вам понравилось на уроке?

— Что не понравилось?

— Что для вас показалось очень трудным?

8. Рефлексия

Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, жёлтое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодное синее сердце – знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.

Русский язык. 4 класс. Тема. Текст. Типы текстов ( Учебник, с. 122–123)

Русский язык. 4 класс.

Тема. Текст. Типы текстов ( Учебник, с. 122–123)

II. Оргмомент

II. Актуализация знаний. Минутка чистописания. Работа над словами с непроверяемым
написанием

– Прочитайте слова и запишите их в соответствии с правилами каллиграфии. Буквы в словах увеличиваются.

– Отгадайте загадки:

Мяч по травке шустро скачет от ворот и до ворот.

Бьют ногами – он не плачет. Кто игру мне назовет? (Футбол.)

Загадка эта нелегка: пишусь всегда через два «к» –

И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я … («хоккей»).

– Подберите однокоренные слова к слову «футбол».

Выполняют чистописание. Май, сон.

Отгадывают загадки.

Подбирают однокоренные слова

III. Сообщение темы урока.

Определение целей

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

— Сегодня на уроке повторим изученный материал по теме «Текст. Типы текстов»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику (упр.257)

– Вспомните, что такое текст.

— Как определить тему, главную мысль текста?

— Как составить план текста?

Обобщают знания о типах текстов. Повествование – это сообщение о том, что произошло, как развивались события. К такому тексту можно сделать несколько снимков.

Описание – это словесное изображение предмета речи, его признаков. К такому тексту можно сделать только одну фотографию.

– Тексты бывают разные: повествование, описание, рассуждение.

— Как их отличить друг от друга?

— В каких жизненных ситуациях мы будем пользоваться каждым из типов текста?

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 258).

– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Какова тема текста?

— Определите тип каждой части текста.

— О чем говорится в первой части текста?

— На какой вопрос дает ответ вторая часть?

— Придумайте заголовок к тексту.

Вставить пропущенные буквы.

Красноватая звездочка

На ночном небе вы можете увидеть красноватую звездочку, которая как будто вам подмигивает. Знайте, что это планета Марс, ближайший сосед нашей Земли.

Работа по учебнику (упражнение 259)

– Прочитайте. Докажите, что данный текст – сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?

– Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании детей? Составьте свой текст – сравнительное описание ваших друзей, товарищей по школе или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, прическа, одежда, черты характера).

Настя – [на́с’т’а] – 2 слога.

н – [н] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

а – [а] – гласный, ударный;

с – [с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

т – [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;

я – [а] – гласный, безударный.

5 букв, 5 звуков

VI. Дальнейшая работа

по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в парах

– Заполните пропуски.

Текст – это группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу, стилю и грамматически. Каждый текст обладает содержанием. Содержание – это ________. Каждый текст имеет идею – ________. Тексты бывают трех типов: _ _, __________________, ___________________.

Каждый тип текста отвечает на свой вопрос

Текст – это группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу, стилю и грамматически. Каждый текст обладает содержанием. Содержание – это тема. Каждый текст имеет идею – главную мысль. Тексты бывают трех типов: рассуждение, повествование, описание. Каждый тип текста отвечает на свой вопрос: рассуждение – «почему?», повествование – «что делает?», описание – «какой?».

Работа

с текстом.

– Выберите текст. Прочитайте его про себя. Типы речи

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке? Назовите типы текстов.

– На какой вопрос отвечает текст-описание? текст-рассуждение? На какой вопрос отвечает текст-повествование?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях на уроке

Домашнее задание

– Выполнить упражнение 260

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Работа над словами с непроверяемым написанием

ФУТБОЛ – спортивная командная игра, состоящая в том, что игроки стараются ударами ноги загнать мяч в ворота противника. Футбол появился в России в начале XX века. Название этой игры образовано от сложения двух английских слов: ФУТ – «нога» и БОЛ – «мяч». Родина его – Англия. Игра, похожая на современный футбол, появилась там в XIII веке, а в 1314 году был издан первый королевский указ о футболе, где повелевалось прекратить «беснование с большим мячом» в черте города. Однако возникновение современной футбольной игры в Англии относится всё-таки к XIX веку. ФУТБОЛ – ФУТ, БОЛ = «ножной мяч».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения.

Однокоренные слова: футбольный, футболист.

Предложения:

Мы смотрим по телевизору финал чемпионата мира по футболу.

Все мои друзья любят играть в футбол.

Михаил играл в футбол.

ХОККЕЙ – командная игра на льду на коньках (или на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу, загоняемые в ворота ударами клюшки. Что такое хоккей? Это спортивная командная игра на ледяном или травяном поле, в которой мяч или шайба специальными клюшками забивается в ворота противника. Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду – Канада (где в 1866 году состоялся первый официальный матч). Но хотя слово и пришло к нам из английского языка, восходит оно (в английском) к старофранцузскому ХОКЕТ – «палка», а если ещё точнее, то «пастуший посох с крюком». Свой блистательный путь современный хоккей начал на берегах озера Онтарио, близ которого находился канадский военный форт. Как-то в один из морозных дней группа солдат гарнизона вздумала погонять палками по льду кем-то брошенную пустую консервную банку. Так родился хоккей. С тех пор прошло почти 130 лет – банку заменила литая резиновая шайба, у игры появились жёсткие правила. Хоккей пленил многих любителей спорта сначала на американском континенте, затем игра перекочевала и в Европу. В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 году. ХОККЕЙ – ХОКЕТ = «пастуший посох с крюком».

– Подберите однокоренные слова к слову «хоккей».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения.

Однокоренные слова: хоккейный, хоккеист, хоккеистка.

Предложения:

Зимой мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Вася – хороший хоккеист.

Тест по русскому языку на тему «Типы текстов» 4 класс

Тест по русскому языку на тему «Типы текста»

________________________________________________________________________________

  1. Отметь все признаки текста:

  • Есть главная мысль и тема

  • Несколько предложений

  • Предложения стоят в любой последовательности

  • У каждого предложения свое место

  • Главной мысли может не быть

  • Есть смысловая завершенность

  • Имеется смысловая связь предложений

  1. Какие типы текста существуют?

  • _______________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________

  • ______________________________________________________________________

  1. Какое количество картинок можно составить к каждому типу текста? Сопоставь, соедини стрелками.

1 картинка текст-рассуждение

Несколько картинок текст-описание

Ни одной картинки текст-повествование

  1. Прочитай, определи тип текста.

В конце 16 века царем был Федор Иванович-тихий добрый человек. У царя не было детей. После его смерти престол опустел. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. К тому же на Русскую землю обрушилась новая беда-голод.

  • Текст-рассуждение

  • Текст-повествование

  • Текст-описание

  1. Прочитай, определи тип текста.

На своей картине «Дети, бегущие от грозы» автор изображает сельский пейзаж. Об этом свидетельствует узенькая речка, спрятанная в густой растительности, разноцветные луговые цветы и виднеющийся вдалеке лес. На переднем плане картины дети, которые пошли в лес за грибами, но внезапно попали под начинающуюся грозу.

  • Текст-рассуждение

  • Текст-повествование

  • Текст-описание

  1. Прочитай, определи тип текста.

Выйдя из здания, Людмила не могла понять, почему на нее так пристально смотрел весь зал. Девушка тщательно выбирала платье для бала и выглядела не хуже других. Может, дело было в прическе? Но ведь парикмахер утверждал, что заплел волосы Люды по последней моде….

  • Текст-рассуждение

  • Текст-повествование

  • Текст-описание

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о