Типы текста в русском языке с примерами 3 класс – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Урок русского языка 3 класс. Тема: Типы текста

Урок русского языка 3 класс

Тема: Типы текста.

Цель: Повторить и закрепить особенности текста как единицы речи.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить знания детей о тексте, о предложении, о членах предложения.

Развивающие:

Развивать умения и навыки работы с  текстом.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе

 Воспитывать трудолюбие и усидчивость. Воспитывать аккуратность письма.

Ход урока.

Орг. момент

Дружно все за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

Мотивация к деятельности.

На уроке нас ждёт много разных трудных, но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности. Для успешной работы нам пригодятся хорошее настроение, внимание, старание, наши знания, активность.

Слово для пожелания лидеру.

(Желаю вам успеха, хороших оценок)

Итак, начнем наш урок.

Настрой на позитивное восприятие.

Пожелания лидера.

Вызов

ОСМЫСЛЕНИЕ.

Работа в тетради.

Откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

— Чтобы буквы ложились на строку красиво, хочу напомнить девиз письма « Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

1. Чистописание к т е с т

Цель и тема урока.

Определите тему, нашего урока, собрав слово из выделенных букв. (ТЕКСТ)

Верно, тема нашего урока — текст.

Используя опорные слова, определите цель работы.

Различать, составлять, уметь.

(уметь различать типы текста, составлять текст повествование и текст описание)

2. Актуализация знаний.

 Игра «Да-нет»( да-зеленый кружок, нет –красный) СЛАЙД 9

1.Текст состоит из одного предложения — НЕТ

2. Текст состоит из нескольких любых  предложений — НЕТ

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу — ДА

4. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму – НЕТ

5. Текст всегда состоит из одной части — НЕТ

6.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.(-)

7.Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.(+)

8.Текст можно разделить на части. (+)

ПРОВЕРКА.

  1. Работа в группах.

Задание: прочитать тексты. Определить тему, основную мысль.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. (Текст-повествование)

2.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете? (

текст- рассуждение).

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. (текст- описание)

ВЫВОДЫ.

  1. Работа в группах.

Задание: составить и записать тексты на заданную тему.

1 группа: Весна-прекрасное время года.

2 группа: Весна-прекрасное время года.

3 группа: Поездка на рыбалку весной.

4 группа: Поездка на рыбалку весной.

5 группа: Почему весной все оживает?

6 группа: Почему весной все оживает?

Оформление в тетради

Вспоминают правила правильной посадки.

Письмо в тетрадях

Ответы детей.

Определяют тему и ставят цель

Делятся на группы, распределяют роли.

Вспоминают правила работы в группах

Выполняют задание

Слушают и оценивают

Работают

в тетрадях.

РЕФЛЕК-СИЯ.

Итог урока. Тест «Типы текстов» —

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Задание: прочитать тексты. Определить тему, основную мысль.

Основная мысль

Вопрос

Признак

Тип

Мини-тест________________________________

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Мини-тест________________________________

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Мини-тест________________________________

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Мини-тест________________________________

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Мини-тест________________________________

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Мини-тест________________________________

1. Текст-это:

А) отдельные предложения не связанные по смыслу и грамматически

Б) несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически

В) словосочетания.

2. Как называется текст, в котором описаны предметы?

А)текст-описание Б)текст- повествование

3. Какая часть речи помогает описать предмет?

А) глагол    Б) имя прилагательное   В) имя существительное

4. Как называется текст, в котором говорится, повествуется о каких- либо событиях, действиях?

А) текст — описание    Б) текст- повествование В)текст-рассуждение

5. В тексте рассуждения используются:

А)глаголы Б)прилагательные В)вводные слова.

Урок русского языка в 3 классе на тему: Текст. Виды текстов.

Технологическая карта изучения темы

Учитель

Ермолина Лариса Константиновна

Учебный предмет

Русский язык

Программа

Система Л. В. Занкова

Класс

3

Тип урока

Развитие речи

Технология построения урока

Технология сотрудничества, проблемное обучение

Тема урока:

«Текст. Стили и типы текстов»

Цель урока:

Развитие умения определять типы и стили текстов

Задачи урока:

Предметные:

Метапредметные:

Способствовать формированию знаний о тексте, его стилях и типах.

Познавательные: формировать умение определять тип и стиль текста; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формировать собственную позицию и мнение;

Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;

Личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Предметные: ученик получит возможность научиться работать с текстом, распознавать его типы и стили

Познавательные: ученик получит возможность учиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

Коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при работе в группе; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;

Регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему урока, цели и задачи; принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

Личностные: ученик получит возможность учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Учебник «Русский язык 3 класс» Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»,2013

ТСО:

Компьютер, медиапроектор

Экранно – звуковые пособия:

Презентация

1.Организационный

момент

2.Формирование темы и цели урока

— Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности , если будем вместе?

Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний новой информацией и поделиться с нами тем, что вы уже знаете. Желаю вам всем успехов.

Работать будем в группах. Вспомним правило работы в группе. Слайд(1)

Для того чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам таблицу Слайд(2). У каждой группы она на столе.

Найти слово с ошибкой, исправить ошибку. Исправленную букву вписать в левый столбик таблицы.

— Какое слово у вас получилось?

О чём мы будем говорить на уроке?(Учитель фиксирует на доске)

Группа, которая первая справилась с заданием, проводит орфографическую работу.

У вас на столе лежат слова в жёлтой полоске бумаги. Слайд (3)

Прочитайте. Какое задание можно предложить с данными словами? Обсудите в группе.

-Какое задание предложили?

-На какие 2 группы распределили слова? Слайд(4)

-Сформулируем тему урока.

-Какова цель нашего урока?

-Назовите задачи нашего урока.

Работают с таблицей

Текст

О тексте

Читают слова: повествование, рассуждение, описание, разговорный, научный, деловой, художественный.

Распределить слова на 2 группы.

Типы и стили текстов.

Текст. Стили и типы текстов

Развитие умения определять типы и стили текстов.

  1. Уточнить, что такое текст

  2. Повторить типы и стили текста

  3. Вспомнить основные признаки текста

  4. Оценить свою работу.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Личностные: действие смыслообразования, интерес к учебному материалу, мотивация к учёбе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, контролировать действия одноклассника

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний; проводят анализ учебного материала, ориентироваться в таблице;

Умение осознанно и правильно строить речевое высказывание.

3. Актуализация опорных знаний

(актуализация изученного материала необходимого для работы на уроке)

Давайте вспомним, что мы называем текстом?

Вспомнили, что называем текстом, а сейчас вспомним характеристику типов и стилей текстов.

Я, буду зачитывать определение, ваша задача выбрать нужный вариант ответа среди слов, которые у вас на столе.

Один из участников каждой группы демонстрирует ответ на доске, а участники других групп проверяют. При правильном ответе хлопают в ладоши.

Текст, в котором рассказывается о событиях и поступках героев –называется ….

Текст, в котором описываются люди, природа, предметы – называется…

Текст, в котором объясняются причины событий, явлений. Доказывают что –либо, называют …

Стиль текста при написании дружеского письма, диалога в художественном произведении…

Стиль при составлении доклада, сообщения, написании статьи в энциклопедии…

Стиль при написании документов, приказов, заявлении…

Стиль при написании художественных произведений

Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет свою тему и основную мысль.

Слушают задание

Ищут ответ.

Повествование

Описание

Рассуждение

Разговорный

Научный

Деловой

Художественный

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания,

Логические: анализ, синтез,выбор оснований для сравнения.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные:

Проговаривать вслух в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; учитывают разные мнения.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия.

Личностные: способность к самооценке, понимание чувств других, сопереживание.

Физкультминутка

Применение знаний и способов действий

Практическая работа с текстами.

Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Д/З

Молодцы! Проверим , что у нас получилось на доске.

А теперь немного отдохнём.

Музыкальная физкультминутка.

А теперь выполним задания нашего учебника стр.88., упр. 433.

Читаем задание пункта а) Прочитайте отрывок из рассказа «Про волка».

Теперь поработайте в группах.

Задания для работы с текстом найдёте в зелёных конвертах. Выполните его и представьте нам.

Задание для 1 группы: Сколько абзацев выделил автор? О чём говорится в каждом абзаце?

Задание для 2 группы: Есть ли в тексте вступление, основная часть и заключение? Докажите.

Задание для 3 группы: Придумайте и запишите вступление и заключение к этому тексту.

Задание для 4 группы: Меняется ли темп чтения? Почему? В какой части больше всего глаголов?

Задание для 5 группы: Каков этот текст по типу, каков по стилю? Докажите.

При затруднении вы можете воспользоваться «Справочными страницами» учебника, стр. 185

После выполнения задании, каждая группа представляет свои доказательства.

Сейчас попробуйте свои силы в работе по составлению текстов, но у каждой группы будет своё задание.

Задание находится в красном конверте.

1группа. Составить текс описание на тему «Весна»Запишите в тетрадь.

2группа. Составить текс в научном стиле про зайца. Запишите в тетрадь

3 группа. Составить текст, который соответствует данной ситуации: Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Запишите в тетрадь

4 группа. Запишите текст в тетрадь .Определите тип и стиль текста. В какую книгу вы бы поместили свой текст.

Корова крупное животное, средний вес 750 кг., рост в холке от 120 до 150 см. в зависимости от породы и особи. Морда крупная, широкая. Лоб плоский широкий, в верхней части покрыт курчавой шерстью.

5 группа. Запишите текст. Определите тип текста.

Я очень люблю бруснику. Почему?

Во – первых, это очень вкусная ягода. Сочная, она прямо тает во рту.

Во вторых её легко собирать. Ягоды упругие, не разминаются в руках, и листики не отрываются, крепко держатся за стебелёк.

А в – третьих, ягода – брусника – просто красавица! Яркая, бордовая, так и манит к себе, будто просит: «Сорви меня!»

После выполнения задания, каждая группа читает, что получилось.

Подведём итог.

С какими типами текста сегодня работали?

А какие стили текста встретились в заданиях?

Достигли ли мы той цели, которую себе поставили?

— А сейчас оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на свой лист самооценки .

Напишите свою фамилию и имя на том лучике , который наиболее точно выражает, то как вы работали на уроке.

На доске: упр.434

Стр.89

Выполняют упражнения под музыку.

Открывают учебник

Читает 1 ученик.

Обсуждают в группе, выбирают выступающего.

В тексте «Бой с Манефой « 3 абзаца выделил автор. 3 части написано с красной строки. В первом абзаце говорится. По какой причине произошёл бой. Во втором абзаце о последствии боя .В третьем абзаце о поведении героев после боя.

В тексте нет вступление и заключение. Во первых это отрывок из произведения Житкова. Во вторых начинается текст с союза «И» это показывает продолжения событий. Решили, что в тексте основная часть.

Этот текст о событиях, во всём тексте много глаголов, но больше в первом абзаце т.к в нём происходит ссора между кошкой и волчонком.

Текст по типу повествований т.к рассказывается о событиях, последовательно перечисляются действия героев. Стиль текста художественный, он взят из произведения Б. Житкова.

Обсуждают задание в группе.

Составляют текст на тему «Весна»

Составляют текст в научном стиле.

Составляют текст к данной ситуации.

Работают с текстам.

Работают с текстам.

Описание, повествование.

Научный, художественный.

Познавательные : самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование интереса к предметно – исследовательской деятельности.

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничества со сверстниками в поиске информации.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждения об объекте, высказывать в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к учебному материалу.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме.

Познавательные: умение структурировать знания;

Оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные: установление связи между целью деятельности и её результатом.

Презентация и конспект урока русский язык 3 класс. Текст и его виды

Урок русского языка в 3классе.

Автор: Гагарина Оксана Георгиевна

Учитель начальных классов МКОУ «Ермаковская ООШ»

(Технология развития критического мышления)

Тема: Текст и его виды.

Цели: Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче).

Наблюдение над текстами разных типов.

Развивать мышление, коммуникативные навыки.

Воспитывать творческую активность, самостоятельность

Оборудование: проектор; карточки для кластера; опорные таблицы для сенквейна и рефлексии; иллюстрация белой кувшинки.

Ход урока:

Используемый

метод

Ход урока

Этап

применения

Слайд1

Слайд2

Мозговой штурм

Слайд3

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок,

Прежде, чем за парты сесть, посмотрели, всё ли есть?

(мотивационный настрой)

Мне хорошо и спокойно.

Я быстро всё запоминаю.

Я прощаю всех, кто меня обидел.

Я желаю всем добра.

II. Минутка чистописания

Урок русского языка начинаем с чистописания.

Отгадайте загадки:

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И построили плотину. (Бобры)

Стоит Аленка — платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Березка)

-Как вы думаете, какую букву мы сегодня будем прописывать?

(Букву Б, б. Дети прописывают)

Запишите названия зверей. Проверьте.

Вызов

Мозговой штурм

Слайд4

III.Актуализация знаний

Какие из этих слов являются словарными? (берёза, белка)

А какое требует проверки? (бобры)

Как проверить это слово? (бобр)

Составьте предложение с любым из этих слов.

Что мы с вами составляли?

Из чего состоят предложения?

Что такое предложение?

Прочитайте. чем похожи эти
2 столбика, а чем отличаются?

Оса – это насекомое.

Бабочка села на цветок.

Жук ползет по земле.

Оса – это насекомое.

У осы 6 лапок.

У осы есть жало.

(В первом предложения, а во втором — текст)

Скажите, что мы с вами продолжаем изучать? (текст)

Вызов

Зhello_html_m68122ac3.gifhello_html_7dd434ee.gifhello_html_m6543e9e2.gifhello_html_32eac4d0.gifhello_html_32eac4d0.gifhello_html_m3427899a.gif-Х-У

Слайд5

Кластер

Слайд6

Слайд7

Взаимоопрос

Слайд8

Перепутанные

логические

цепочки

Взаимопровер-ка

Слайд9

Слайд10

Чhello_html_m3fbcd1e2.gifто вы уже знаете о тексте?

Что хотите узнать?

(на доске составляется кластер)

тема

Знаки

препинания

план

заглавие

части

hello_html_m67f953b4.gif

текст

hello_html_m2d5f4dc4.gif

Главная

мысль

Большая

буква

hello_html_7af3111b.gifhello_html_2eeece1a.gif

hello_html_77b783cc.gif

Работа по учебнику в парах

Стр.85 упр.8

(Дети отвечают на вопросы)

Прочитайте.

Это текст?

Почему?

Докажите.

Составьте из предложений текст.

Какой это текст? (повествование)

Докажите, что это текст-повествование.

Запишите в тетрадях правильный текст.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, поставьте оценку. (Без ошибок-«5», 1,2-«4», 3,4-«3»)

Похлопайте те кто доволен оценками.

Ф-З-М

Осмысление

Осмысление

Осмысление

Вставка ФЗМ

«Дорога добра»

Слайд11

Слайд12

Беседа по иллюстрации (белая лилия)

Как называется этот цветок?

Что вы о нём знаете?

Что хотели бы узнать?

Работа по учебнику

Стр.85 упр.9

Кто прав? Почему мнения разошлись?

В этом тексте есть и описание, и повествование и рассуждение.

Спишите часть, в которой есть рассуждение.

Слайд13

Сенквейн

Слайд14

Слайд15

Обобщение

Синквейн (5строк)

  • 1. Тема

  • 2. 2глагола

  • 3. 3прилагательных

  • 4. Вывод (предложение из 4слов)

  • 5. Синоним темы (1слово)

Домашнее задание: создать текст на свободную тему; по желанию сделать рисунок.

Выставление оценок

Подведение итога урока:

Сегодня на уроке я:

  • Я узнал…

  • У меня получилось…

  • Было легко (трудно)…

  • Меня удивило…

  • Было интересно…

  • Теперь я умею…

Рефлексия

Слайд16

Конец урока.

Спасибо за урок!

Вы у меня все МОЛОДЦЫ!

Картотека по русскому языку (3 класс) на тему: карточки по русскому языку

Русский язык.                                     3 класс                                         Урок №1

1.Сколько предложений в тексте. Обозначь конец предложения .  Поставь пропущенные буквы.

Улыбнулось ласковое со.нце затих дож.ь быстро прошла гр.за тёмная туч. ушла дал.ше с  д.рев.ев падают т.жёлые капли ч.десную песенку запел жаворонок

Задания:   Найди в тексте имена существительные, прилагательные , глаголы.

        

2.Работа с текстом.

      Волшебная осень парков. Чуть-чуть сыровато. Листья неохотно  отрываются и летят вниз. Долго-долго падают кленовые листья. Как хорошо!

       Хочется сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть  бы ходили люди по золотому ковру. Детишки снуют под ногами, ссорятся из-за самых красивых  осенних листьев. В руках у ребят букеты из ярких листочков клёна.

Кажется, листья падают беззвучно. Кажется , их полёт сопровождает тихая музыка.  Один лист, второй, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, провожает глазами листья. Рядом женщина с зонтиком. В руках у неё книга, но она не читает. Она слушает музыкальный хоровод. Правда, здорово!

Задания: Подобрать заголовок к тексту.

                   Озаглавь каждый абзац.

                   В каких предложениях содержится восхищение автора красотой осеннего парка?

                   В каком предложении содержится основная мысль текста?

                    Перескажи текст.

Русский язык.                                     3 класс                                         Урок №2

1.Сколько предложений в тексте. Обозначь конец предложения .  Найди известные орфограммы.

Вечером шёл дождь под утро мокрую траву схватил мороз в лесу поселился холодный ветер грустно шумят клёны и берёзки с неба слышится журавлиный крик почему так печально кричат птицы им предстоит разлука с родными местами

 Разберите 1, 2, 3 предложения по членам.

2.                 Славная осень…..                        Н. Некрасов

                  Славная осень! Здоровый, ядрёный

                 Воздух усталые силы бодрит;

                 Лёд неокрепший на речке студёной

                 Словно как тающий сахар лежит.

                 Около леса , как в мягкой постели ,

                 Выспаться можно- покой и простор!

                 Листья поблекнуть ещё не успели,

                 Жёлты и свежи ,лежат как ковёр.

 Прочитай выразительно стихотворение. Найди в стихотворении сравнения, которые создают картину славной прекрасной осени.

3. Работа с текстом.

                                                        ***

В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми…..

Как-то ночью пришёл первый заморозок…. Я оделся и вышел в сад.  Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.

Я вернулся в комнату. В бледном свете стояла маленькая берёзка. Я вдруг заметил- вся она пожелтела и несколько листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день облетела вся, как будто не захотела отставать от своих взрослых подруг,  осыпавшихся в холодных лесах, рощах.

Знакомый лесник усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зелёную листву на берёзе.

— Это закон,- сказал он.-Закон природы!

Задания: Подели текст на части. Подбери заголовок к каждой из них. Определи тип текста ( описание, сообщение, рассуждение) . В каком предложении заключена главная мысль текста. Подготовься к пересказу текста.

Русский язык.                                     3 класс                                         Урок №3

1.Сколько предложений в тексте. Обозначь конец предложения .  Списать текст.

Пришла з.лотая ос.нь пора идти за гр.бами сухо и тихо в л.су вот и гр.бочки в тр.ве по опушкам сидят кре.кие боровики р.зовеют под опавшей л.ствой сыроежки а как кр.сивы нарядные мухоморы но можно ли их собирать

Найди в каждом предложении главные члены предложений.

2.                                  Осенние дорожки.

За осенними тучами где-то                                      Воробей загрустил за окошком,

Журавлиный затих разговор.                     непревычно затихли дома.

На дорожку где бегало лето,                                             По осенним ковровым дорожкам

разноцветный улегся ковёр.                                               не заметно приходит зима.

Выразительно прочитай стихотворение. Как ты понимаешь выражения журавлиный затих разговор, разноцветный улегся ковер.

3.Работа с текстом.

                                                      Утро.

Самое лучшее в мире — смотреть , как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца- ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор, в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой. Точно говорят :

-Не бойтесь- это солнышко!

Морские волны высоко поднимают белые головы,  кланяются  и поют:

— Приветствуем вас!

Доброе солнышко смеётся. Эти волны всю ночь кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты.

— Добрый  день ! —  говорит солнце, поднимаясь над морем.  –Добрый день красавицы! Но довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо чтобы на земле всем было хорошо, не правда ли?

Определить вид текста (сообщение, рассуждение, описание).

Составить и записать два вопроса по содержанию текста.

Найти предложение в котором содержится главная мысль текста.

Найди в тексте примеры сравнения

. Русский язык.                                     3 класс                                         Урок №4

1.Поставь пропущенные буквы. Списать текст. Подчеркни главные члены предложения.

Я с.дел на л.сной п.лянке. В овра.ке игриво журч.л руч.ёк. Он был чистый и прозрач.ный.

Его поверхность словно выл.та из зеркального ст.кла. Люди пролож.ли к руч.йку тр.пинки. В летнюю пору он утоляет жажду многих прохож.х.

2. Спиши слова, вставив букву А или О.

Д.лёкий, д.ждевой. х.ровой, к.ссир, кл.довая, д.мишко, ч.совой, д.чурка, зл.дей, б.ец, р.дители, н.винка, д.брота, зас.рять.

3.Спиши слова. Поставь , где надо ,ь.

Кон.ки, овощ.ной,землянич.ный, фонар.щик, сказоч.ка, Ол.га, угол.ный, уточ.ка, бел.ё, вороб.и,   лавоч.ка, нел.зя, сосул.ка, доч.ка.

4.Работа с текстом.

    Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой.

     День был солнечный и жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг  набежала тучка, и из неё посыпался частый дождик. А солнце все продолжало светить.

   Не успели встать под дерево, как дождь закончился. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга.

       Мы бродили по лесным полянкам и всюду находили крупные спелые ягоды. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой.  Такой чудесный запах, будто сладкий напиток. Я срывал землянику и клал её не в корзиночку, а прямо в рот.

Задания:  Дайте название тексту.  Оределите  тип текста.   Подчеркните в каждом абзаце ключевые слова. Составьте план текста. Придумайте вопросы к тексту.

. Русский язык.                                     3 класс                                         Урок №5

1.Вставить пропущенные орфограммы.

Мы н-чевали у л-сника. Он уг-стил нас гр-бами и пров-дил к сен-валу. Под крышей сарая л-пилось гнездо. Пять прожорливых пт-нцов пр-сили еды. Ласточка долго кружилась над гн-здом, б-ялась с-дится. Птица н-силась над нами и почти касалась крыльями л-ца.

2. Спиши слова вставляя пропущенные буквы.

Тру-ка, поса-ка, шля-ка, жи-кий, про-ка, пирожки, сколь-кий, тетра-ка, игру-ка, про-ьба, скри-ка.

3.Выучи стихотворение.

Синичка стоит на снегу босиком!

Она прилетела ко мне на балкон.

Ножки как спички, бусинки глаз…

Синичка тебя накормлю я сейчас.

Ну что ж ты, садись на окошко скорей!

Немножко тебе накрошу сухарей…….

4.Работа с текстом.

По небу плыло лёгкое пушистое облако. Насколько хватало глаз, тянулись стройными рядами сосенки. Молодая листва берёз и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню. Ребята увидели в земле большую трещину. Пройдёт ливень. По этой трещине хлынет поток воды, она будет расти и расширятся. С каждым дождём овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.

Придумай название тексту.

Определи тип текста ( описание, сообщение, рассуждение).

Разбейте текст на части .

Ответьте на вопросы.  Что увидел мальчик на тропе? Чем опасна безобидная трещинка? Как деревья помогут справится с трещиной?

Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Повторяем:текст, его признаки и типы (3 класс)

hello_html_6617f579.gifhello_html_m3ed747ed.gifРаботу выполнил:

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №16» г.Сыктывкар

Захаренко Светлана Александровна

Урок русского языка 3 класс.

Тема. Повторяем: текст, его признаки и типы.

Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся о типах текстов;

  • Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся;

  • Развивать словарный запас;

  • Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте улыбкой наших гостей!

Итак, начинаем работу – открываем тетрадь (число, классная работа).

  1. Планирование деятельности.

-С чего начинается урок русского языка (минутка чистописания, словарная работа, вспоминаем что знаем, переходим к основным вопросам урока, применяем свои знания, итог-рефлексия, самооценка).

-Что мы сейчас делали? (планировали свою деятельность).

  1. Словарная работа

-Подбери подходящее по смыслу слово-предмет: Запиши через запятую, обозначь орфограмму.

Слайд 2-3

  • Вкусное, парное, горячее, сухое… молоко

  • Сахарный, спелый, медовый, зрелый …арбуз

  • Древняя, красивая, златоглавая …Москва

  • Высокая, ветвистая, стройная …береза

  • Легковая, грузовая, отечественная …машина

  • Породистая, бездомная, большая, цепная …собака

  • Рогатая, черная, большая …корова

-Что объединяет эти слова? (имя существительное)

-На какие группы их можно разделить (собственные-нарицательные; одушевленные-неодушевленные; слова состоят из 2-х и 3-х слогов)

-Придумайте с одним из этих слов предложение. Лучшее запишем. Обозначим орфограммы.

-Что такое орфограммы? (написание слов по правилу)

Запись предложения: выделим грамматическую основу.

-Какие умения мы отрабатывали? (записывали, классифицировали, находили грамматическую основу)

  1. Основные вопросы урока

Слайд 4

КЕТТС

-Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить? (составить из букв слово)

-Верно, определить тему нашего урока поможет это задание (собери из букв слово).

Эта тема нам уже знакома? (да). Значит, какой у нас урок (повторение).

-Какие задачи поставили?

  1. Блиц – опрос

«Что я знаю о тексте»

Слайд 5

-Закончите предложения.

-Где можно проверить свои ответы? (учебник, стр.17) / Совпали наши ответы (да)

-Задача-запомнить эту информацию, а для этого выслушаем рассказ одноклассника «Что я знаю о тексте» с опорой на вопросы блиц-опроса.

-Оценим по критериям:

1) Правильность;

2) Полнота ответа;

3) Примеры.

  1. Типы текстов

-А какие сведения о тексте мы еще знаем? (типы)

Слайд 6-8

  1. Текст описание.

-По каким признакам можно догадаться, что это текст описание (предположите-проверим).

  1. Текст – сообщение (повествование).

-Его характерные признаки.

-О чем будет текст по серии картинок на слайде «На рыбалке».

  1. Текст – рассуждение.

-Чем отличается текст – рассуждение от других типов текста.

-Что мы сейчас повторили? (сведения о тексте, его признаках и типах).

-Что осталось сделать? (поупражняться).

-Какое задание я могу вам предложить? (определить тип текса).

  1. Прослушивание/чтение текстов

Слайд 9-11

  1. Жираф.

-Прочитайте текст про себя. Кто готов прочитать выразительно вслух?

Вопросы:

  1. О чем, а точнее о ком этот текст?

  2. Какой это тип текста? По каким признакам его определили, что это текст- описание?

  1. Почему нужно есть много овощей и фруктов, про себя вслух.

Вопросы:

  1. Как называется этот тип текста. Докажи!

  1. Воробей (аналогичная работа)

-Поднимите руки те, кому легко опередить тип текста.

-Что для этого надо знать? (основные характеристики).

Физминутка – осенняя (Слайд 12)

  1. Работа с деформированным текстом.

Слайд 13

-Прочитайте записи со слайда.

-Можно их назвать текстом? Почему?

-Какое задание надо выполнит? (восстановите последовательность)

-Прочитаем

Вопрос:

  1. Почему чиж не пел?

-Проведем предупредительный диктант. Что необходимо сделать? (орфографическую работу)

  1. Запись в тетрадь

Чиж (из скольких частей состоит – 1 часть)

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя просила его петь. Но чиж хотел на волю. Там он будет весь день петь.

  1. Взаимопроверка оценивание

-Какие умения отрабатывали?

  1. Применим свои знания

-Тест (на листочках) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№1-5 задания программного уровня

№6 задания максимальной сложности

  1. Рефлексия (Слайд 18)

  • Какие типы текста мы сегодня вспомнили?

  • Какие типы текста вам больше нравятся? Почему?

  • Когда вы будете применять описание?

  • Когда вам понадобится рассуждение?

  1. Самооценка

-Умею различать типы текстов по их характерным признакам.

  1. Домашнее задание (на выбор) Слайд 19

-стр. 17, упр.9

-Творческое: составить текст любого типа об осени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТ З КЛАСС

1.Текст – это

а) группа слов б) предложения, связанные между собой по смыслу в) несколько предложений

2.То, о чем рассказывается в тексте, называется

а) темой текста б) основной мыслью текста в) абзацем

3. Структура текста: ……………………………………. …………………………………………….. ………………………………………….

4. Типы текстов: …………………………………………. ……………………………………………. ………………………………………….

5. Основная мысль текста- это

а) то, о чем говорится в тексте б) последнее предложение в) то главное, что хотел сказать автор

6. Определи тип текста. Дай ему название. Вставь пропущенные буквы.

………………………………………..

Ж. вет в л.су белочка. Гн.здо у белки на с.сне. В дупле она суш.т гр. бки и яго.ки. К з.ме она линяет и меняет свою шу.ку.

Тип — ……………………………………………………………

Видеоурок по русскому языку (3 класс) на тему: Русский язык. Типы текстов.

  1. Соедини стрелкой тип текста с вопросом, на который он отвечает.

Рассуждение

Какой? Какая? Какое? Какие?

Описание

Почему?

Повествование

Что случилось? Что произошло?

2.Соедини стрелкой название типа текста с текстом:

Рассуждение

У бабушки жил кот. Шерсть его была чёрная и пушистая. Глаза хитрые зелёные. Усы длинные.

Описание

Кота все звали Пират. Когда-то в драке ему повредили глаз. Теперь он угрюмо смотрел на мир одним глазом.

Повествование

Девочка принесла котёнка домой. Малыш громко мяукал. Он хотел молока.

3.Составь и запиши текст на тему : «Осень» (4-7 предложений)

4.Укажи тип  текста:_______________________________________________________

5.Придумай и запиши название.

                                   ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект урока русского языка «Типы текстов» 3 класс

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс.

Р. С. Строкава,

Скинуло кафтан зелёный лето

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась.

А. С. Пушкин.

Тема: «Типы текстов. Закрепление изученного ».

«Вот и осень пришла» в произведениях русских писателей и поэтов.

Цели: 1. Закреплять знания учащихся о типах текстов; закреплять умения определять тему текста, умения озаглавливать, редактировать тексты.

2. Развивать навык каллиграфического письма, орфографическую зоркость, речь учащихся, обогащать словарный запас.

3. Обобщить знания учащихся об осенних изменениях в природе на основе наблюдений.

4. Воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту русской природы.

Оборудование.

Рисунки детей об осени, таблицы – схемы типов текстов; рисунки сказочных персонажей: ветра, солнца, тучи, дерева – слов; листочки с буквами и словами; карточки с текстами русских писателей об осени для индивидуальной работы; презентация фотографий с осенней экскурсии; грамзапись музыки П. И. Чайковского «Времена года»; картины разных художников об осени, карточки со стихами русских поэтов об осени.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологическая установка. (Хором).

Мне хорошо и спокойно. Я быстро всё запоминаю. Я прощаю всех, кто меня обидел. Я желаю всем добра.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока русского языка «Типы текстов. Закрепление». Мы продолжим учиться определять типы текстов, определять главную мысль, озаглавливать, будем готовиться к сочинению и повторим изученный материал. Тема урока литературного чтения «Произведения русских писателей и поэтов», о чём, отгадайте загадку:

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем.

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? (Осень).

Тема нашего урока «Вот и осень пришла». Мы уточним знания об осенних изменениях в природе, попробуем насладиться красотой русской осенней природы. Посмотрим, как изображают осень писатели, поэты, художники, композиторы.

Эпиграфом нашего урока будут строки А. С. Пушкина. Прочитаем их.

— Как вы понимаете эти строки?

3. Проверка домашнего задания. (На фоне тихой музыки Чайковского « Времена года. Сентябрь.»)

Прекрасное время года осень. Она воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины природы. (Показать) Нигде в мире нет больше такой красивой осени, как у нас в России. Писатели и поэты посвящают осени свои рассказы и стихи.

Дома вы готовили рисунки об осени и подбирали к ним строки из произведений русских поэтов и писателей. (Дети читают отрывки стихов. Через компьютер показываются рисунки).

А) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Н. Сладков.

Б) Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

В). Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. А. Пушкин.

Осень.

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

На урок я к вам пришла.

И подарок принесла.

Принесла книгу «Осенние фантазии». Вы её напишите сами. Ваши рисунки, стихи, сочинения – всё уместится в ней. А я буду ждать выпуск этой книги до зимы.

Учитель.

Ребята, давайте не будем терять время и начнём писать книгу. А для этого надо повторить все правила, которые учили, и красиво писать.

  1. Минутка чистописания.

А). Письмо соединений: олол по образцам в «Прописях».

Б). Работа с предложением в «Прописях». После знойного лета наступила золотая осень.

— Прочитать.

— Как сказать по – другому: после знойного лета? (жаркого).

— Как называются такие слова? (Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу).

— Подчеркните орфограммы.

— Проверка.

— Самостоятельно списать, обратить внимание на соединение — ол.

— Определить количество букв и звуков в словах:

1в. золотая – 7б. 8зв.

2в – осень5б. 4зв.

Проверка.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. А какая она осень? Чтобы нарисовать словесную картину осени, нам потребуются опорные слова. Какие? Узнаем, если дети правильно выполнят задания.

А). Индивидуальная работа на доске. (На доске сказочные персонажи ветра, солнца, тучи, грибов, дерево – слов).

— Вставить пропущенную букву. Объяснить написание.

-Вет р, ж лтый, р бина, п года.

Бере ки, гри ки.

-обл ка, кл новый, д жди.

— * Подобрать однокоренные слова к слову холод из слов холодный, холмистый, холодно, похолодание, холодок, холодильник, мороз, захолодало. Составить дерево слов.

Б) Самостоятельная работа по карточкам.

— Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.

В з..л..той л..стве д..ревьев по..вились ж..лтые пряди. Ярко кр..снеют гоздья р..бины. Б..рёзки надели лимонные плат..я.

— Составить предложения по схеме. Разобрать по членам предложения.

Играли Кто? С кем? Когда?

. .

*- Распространить предложение. Составить схему предложения.

Моросит дождь.

. .

. .

. .

В) Фронтальная работа.

1в.* – Подобрать к словам эпитеты, записать.

— Что такое эпитеты? (Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику).

-Гроздья рябин (багряные)

-Листопад (весёлый)

-Берёзки (золотые)

2в. По признакам отгадайте, о чём идёт речь? Запиши.

Сухие, жёлтые, шуршащие – (листья).

-Серое, хмурое, облачное – (небо).

В). Проверка.

Г). Используя эти слова, составим рассказ «Вот и осень пришла». (Устно)

После знойного лета наступила осень. Солнце светит мало. Ночи стали длиннее. Похолодало. Часто набегают тучи, и моросит мелкий дождь. По утрам бывают грибные туманы, а иногда заморозки. Дуют холодные ветры, и срывают и кружат пожелтевшие листья. На дорогах лужи, грязь. А в лесу земля покрыта разноцветным ковром из листьев. Птицы улетели на юг. Насекомые спрятались. Заснули в своих норках змеи, тритоны, ежи. Укладываются в берлогу медведи. Остальные звери линяют.

Всё готовится к зиме.

— Получился ли у нас текст? (Есть начало. В основной части рассказывается об осенних изменениях. Есть концовка, вывод.)

— Что такое текст?

— Какова тема текста?

Д) Записать предложение с комментированием у доски и в тетрадях. Разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

Закружились в воздухе жёлтые листья.

Е). Под диктовку. Охарактеризовать предложение. Составит схему.

Набежала туча, и заморосил мелкий дождик.

П. – Ск., и П. – СК.

Какой?

  1. Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста. Я буду называть прилагательные, если они связаны со словом ветер, то вы хлопайте в ладоши, если не связаны – садитесь.

Сильный, лёгкий, порывистый, хрустящий, солёный, резкий, ласковый, горький, холодный, сладкий, тёплый, красивый, домашний.

6 Закрепление изученного о тексте. Редактирование. Самостоятельная работа.

( Дифференцированная работа над текстами.)

Писатели Н. Сладков, В. Бианки, М. Гумилевская написали красивые тексты об осени. Но подул сильный ветер и перемешал предложения, слова. знаки препинания. Наша задача восстановить рассказы, то есть исправить ошибки, отредактировать.

— Что значит редактировать? (Проверить и подготовить к печати)

— Образуйте однокоренные слова к слову редактирование.

Редактор – человек, который редактирует текст.

Редакция – группа работников, редактирующее какое-либо издание.

(Табличка со словами) Побудем редакторами.

Чтобы вам легче было, вспомним типы текстов. (Повествования, описания, рассуждения).

— Работа ведётся в 3 группах. Всем надо внимательно прочитать текст и задания к нему. Определить тип текста по плану на доске, доказать. Определить основную мысль. Озаглавить. Выполнить задания в карточках. Записать заглавие в тетрадь и одно предложение по заданию.

А). (Низкий уровень).

— Текст – повествование.

Прячутся.

В. Бианки.

Холодно становится осенью!

Забиваются в ил лягушки. Змеи забиваются под корни в мох. Прячутся в дупла летучие мыши. Муравьи закупоривают входы своего города. Все звери готовятся к зиме.

Не страшны им зимние холода!

Задания.

1. Прочитай внимательно текст. Определи границы текста .Поставь нужные знаки препинания. (В карточке).

2. По плану определи тип текста. Докажи.

План. Текст – повествование.

Начало действия. Что произошло?

Развитие действия.

Кульминация.

Итог.

3. Определи основную мысль текста. Озаглавь. Запиши в тетрадь.

4. Запиши в тетрадь повествовательное предложение.

Б). (Средний уровень).

— Текст – описание

Лес осенью.

.Н. Сладков.

Если хочешь посмотреть золотую осень, загляни в лес. Деревья укутаны в белые тёплые шубы.

Покраснела рябина. Пылает багряная листва осин. Берёзки одели свои жёлтые сарафаны. Зацвела черёмуха. Дубы покрылись коричневой бронёй. И только ёлочки стоят в своём зелёном бархатном наряде. Шуршит под ногами опавшая сухая листва. Из-под листьев пробивается тонкий беленький подснежник.

Хорошо осенью в лесу!

— Задания.

1. Внимательно прочитать тест. Вычеркнуть предложения, не относящиеся к осени.

2. Определить тип текста по плану. Докажи.

План. Текст – описание.

Общий признак. Какой?

Признаки частей.

Оценка предмета.

3. Определить главную мысль текста. Озаглавит.

4. Записать в тетрадь заглавие и восклицательное предложение.

В) (Высокий уровень).

— Текст – рассуждение.

Почему осенью желтеют листья?

М. Гумилевская.

Почему осенью желтеют листья?

Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество – хлорофилла. Оно очень быстро разрушается. Но летом много солнца и питательных веществ, которые доставляются в листья с соком. Вещество быстро восстанавливается. Осенью мало солнечного света, останавливается сокодвижение. Зёрна хлорофилла образуются медленнее. Лист бледнеет. Появляются другие красящие вещества – жёлтые, красные.

Вот почему листья осенью меняют свою окраску.

— Задания.

1. Внимательно прочитать текст.

2. По плану определить тип текста. Докажи.

План. Текст – рассуждение.

Тезис. (Основная мысль). Почему?

Доказательства, объяснения.

Вывод.

3. Дополни недостающую часть. Запиши в тетрадь.

— Проверка.

— Что объединяет все эти тексты?

7. Домашнее задание. (Разноуровневое)

— Многие писатели пишут об осени так же, как Н. Сладков, В Бианки, М. Гумилевская. Никого осень не оставляет равнодушным. Вот и я предлагаю вам написать сочинение «Вот и осень пришла» по наблюдениям во время экскурсии, используя те слова и выражения, которые прозвучали на уроке. Их мы поместим в нашу книгу и добавим иллюстрации, которые вы уже нарисовали. Детям, которые не были на экскурсии, будут писать по плану. (Раздать)

План.

  1. Пришла осень.

  2. Осенняя фантазия.

— Деревья.

— Листопад.

— Разноцветный ковёр.

3. Люблю ли я осень? Почему?

Другим детям нужно ответить на вопросы и получится сочинение об осени.

План.

1. Когда наступила золотая осень?

2. Какие листочки у клёна?

3. Во что нарядились берёзки?

4. Какие красуются гроздья рябин?

5.Какие стоят ёлочки?

6. Любишь ли ты осень? За что?

Я написала стихотворение о нашем походе, послушайте и посмотрите фотографии. (Показ фотографий через компьютер).

В гостях у осени.

Нас осень в гости пригласила,

И мы отправились в дорогу.

Дубки, берёзки и осинки-

Все золотятся понемногу.

Шуршит осенняя листва,

И ветер дует вышине.

Не слышны птичьи голоса.

И снова грусть пришла ко мне.

Чайку попить пришла пора,

Забулькала вода от жара.

В кружок уселась детвора.

Как весело у самовара!

А после детки мчались вскачь,

А вот родители – неторопливо

Все дружненько играли в мяч,

Крича, смеясь неутомимо.

И осень нам сказала вдруг:

— Любое время года – радость.

Пройдёт ещё природы круг,

Мы встретимся все вместе снова.

  1. Подведение итогов.

— Чему учились на уроке?

— Какое произведение об осени понравилось, почему?

— Понравился ли урок? Показать листочки: , жёлтые, зелёные.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о