Типы речи 7 класс: Конспект урока русской речи в 7 классе на тему «Типы речи» – Типы речи — урок. Русский язык, 7 класс.

Типы речи в 7 классе

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о тексте. Кто даст определение тексту.

Ф. Похлопаем ответившему ученику за то, что он дал правильное определение тексту.

Мозговой штурм

Перед вами названия 3-х текстов:

  1. Экскурсия по ЭКСПО-2017.

  2. Священное число семь.

  3. Рисунки Тамгалы.

Содержание какого текста можно передать одной фотографией и поставить вопрос «Какой?»

Какой из них отвечает на вопрос «Почему?»

Содержание какого текста можно передать несколькими фотографиями и поставить вопрос «Что произошло?»

(Деятельность учащихся) К. Дети отвечают на заданные вопросы и определяют тему урока.

Ф. (Деятельность учителя) Молодцы, ребята! Сегодня тема нашего урока: Типы речи.

III. Изучение нового материала.

К Итак, в русском языке различают 3 типа речи:

Давайте подумаем,

  • От каких глаголов образованы эти существительные?

  • Что значит повествовать,

  •                                             описать,

  •                                                      рассуждать?

Деление на группы по способу «Геометрические фигуры».

PPРР

П

1 группа П- повествование

2 группа О— описание

3 группа Р— рассуждение

Г. Работа в группах

Для группы Р. Приём ПОПС формула. Упр.59. К какому типу текста относится данный текст? Почему? Обоснуйте свой ответ по формуле ПОПС.

П – позиция «Я считаю, что…».

О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П – пример «Я могу это доказать на примере …».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Дескриптор:

-ученик объясняет свою позицию.

-делает вывод

Ф. Дети аплодируют группе.

И. Напиши текст рассуждение на тему «Тайна – имя существительное по образцу.

Дескриптор:

-ученик знает схему рассуждения.

Ф. Смайлик успеха.

Задание для группы П. Стратегия «Карта истории» Упр. 60. Прочитайте текст. О чем он? Определите, к какому типу речи он относится. Составьте карту истории в виде событие, детали и рисунка.

Дескриптор:

-ученики составляют карту истории

-делают вывод

Ф. Прием «Светофор».

И. Подготовьте презентацию на тему: «Экскурсия по ЭКСПО 2017», используя РАФТ.

Дескриптор:

-ученик готовит презентацию на данную тему

-объясняет по РАФТ у

Ф. Словесное оценивание.

Задание для группы О. Метод «Ромашка». Упр.61. Прочитайте текст. Дети берут чистый лепесток. Пишет вопрос другой, вывешивает вопрос перевернув. Остальные члены группы отвечают на вопросы.

Дескриптор:

-ученики составляют толстые и тонкие вопросы по тексту.

-дают соответствующие ответы на них.

Ф. Дети аплодируют группе.

И. Составьте текст описания по ключевым словам об осени.

Дескриптор:

-ученик составляет текст описания по ключевым словам

-объясняет тип текста

Ф. «Две звезды и одно пожелание».

Урок русского языка по теме»Сочетание разных типов речи в тексте»(7 класс)

Моисеева Е.М., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 49 г. Калининграда

Урок русского языка в 7-ом классе (программа под ред. С.И.Львовой).

тема: Сочетание разных типов речи в тексте

оборудование: карточки «Ласточка», «Из Большого атласа природы России», «Плакаты с социальной рекламой», « Стихотворение И.Северянина», «Ласточкин взгляд», задание для мини-проектов, презентация

Ход урока.

1-я учебная ситуация. Учитель: Мы продолжаем изучать текстоведение. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Сочетание разных типов речи в тексте». Запишите. Давайте попробуем определить, какие цели перед собой поставим, чем будем заниматься?

После ответов учеников учитель озвучивает цели и задачи:

— вспомним, что такое описание, повествование, рассуждение

—проверим, насколько точно вы умеете определять типы речи

—поработаем с разными текстами, продолжим учиться делать текстоведческий анализ

—увидим, как известные писатели сочетают разные типы речи в рамках одного текста, и подготовимся к созданию собственных текстов со смешанным типом речи

—расширим словарный запас

—попробуем создать мини-проекты

—задумаемся над чем-то очень важным

2-я учебная ситуация. Начнём традиционно: проверим домашнее задание. Вам нужно было вспомнить, что нам известно о типах речи, и подготовить о них рассказ по плану. План на доске:

1.О чём говорится в тексте?

2.На какой вопрос даётся ответ в тексте?

3.Типичное строение текста.

4.Языковые особенности.

Вы работали по рядам. Первый ряд отвечал за описание, второй— за повествование, третий— за рассуждение. Проверим.

—Помогает определить тип речи приём фотографирования. В чём его суть?

—Можно ли по названию текста определить тип речи?

Проверим. На доске записаны три темы, три названия, определим типы речи каждого из них.

Темы: 1.Последний месяц осени.

2. За что я люблю осень.

3. Однажды поздней осенью.

— Какой тип речи вы используете в своих ответах?

Объёмные тексты с одним типом речи встречаются редко, чаще всего типы речи сочетаются, и мы говорим, что перед нами, например, повествование с элементами описания или описание с элементами рассуждения.

Ещё раз перечитайте темы и подумайте, какие из них предполагают соединение типов речи.

3-я учебная ситуация. Возьмите карточку с картинками. Значение какого многозначного слова представлено на ней, сформулируем.

Это слово ласточка.

— Ласточка — перелётная птица с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полёте

— Ласточка— разгов. ласковое название женщины, девочки

— Ласточка— спорт. гимнастическая фигура, при которой положение тела напоминает птицу в полёте

У слова ласточка интересная этимология. Послушаем, что узнал об этом …(ученик, получивший индивидуальное задание, рассказывает об этимологии слова

)

—Слово происходит от латинского корня со значением «летать» и буквально значит «летающая». Ласточка почти всю жизнь проводит в воздухе, даже комаров и мошек ловит на лету. Связывают происхождение слова ласточка и с русским ластить — «ласкать», «ластиться», «ласковый». Конечно, это плод народного переосмысления слова — ласточка у нас — одна из любимейших птиц.

4-я учебная ситуация. Оказывается, есть ласточки городские и деревенские. Возьмите карточку «Из Большого атласа природы России». Давайте прочитаем первый текст. Заданий два: определить тип речи и стиль.

— описание, научный.

Просмотрите второй текст, что можно сказать о стиле и типе речи.

— научный, описание

5-я учебная ситуация. Слово ласточка входит в состав фразеологизма первая ласточка

, который означает самые ранние, самые первые признаки проявления, наступления чего-либо; первой ласточкой называют самого первого в ряду последовавших за ним. Пример на доске: «Полёт Юрия Гагарина в 1961 году был первой ласточкой в освоении космического пространства человеком». Запишите фразеологизм и запомните его значение.

6-я учебная ситуация. У замечательного поэта Серебряного века, Игоря Северянина, есть стихотворение, которое называется «В парке плакала девочка…» Как вы думаете, по названию, какой тип речи будет ведущим в этом стихотворении? Почему?

— повествование, будет, вероятно, рассказ о том, что случилось

Проверим. Переверните карточку.

Карточка « Стихотворение И.Северянина»

hello_html_7683ee8e.jpg

Игорь Северянин

В парке плакала девоч?ка Посмотри-ка ты папоч?ка
У хорошенькой ласточ?ки переломле(н,нн)а лапоч?ка —

Я возьму птицу бедную и в платоч..к укутаю…

И отец пр..задумался потр..сё(н,нн)ый м..нутою
И простил все грядущие и к..призы, и шалости
Милой маленькой дочери зарыдавшей от жалости. (1910 )

Запишите стихотворение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте схему второго предложения. Объясните, как вы понимаете значение выделенного слова.

Учитель читает стихотворение, ребята выполняют задания, осуществляется проверка.

— Оправдались ли наши предположения?

(Да, это повествование с очень незначительными элементами описания)

— Что чувствует девочка? Чем потрясён отец? Как связано это стихотворение с фразеологизмом первая ласточка

?

(Отец видит, как на его глазах в дочери рождается сочувствие, умение сопереживать, проявляется доброта, жалость, их первые, ранние признаки)

— Какое словообразовательное средство выразительности использует И.Северянин в своём стихотворении? (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

7-я учебная ситуация. Следующий текст, с которым мы будем работать, принадлежит перу Юрия Куранова. Этот писатель связан с нашим краем, жил и работал в Светлогорске. На занятиях кружка «Литературное краеведение» мы будем с ним знакомиться чуть позже. А пока возьмите карточку с отрывком из рассказа «Ласточкин взгляд». Слушаем текст, готовимся отвечать на вопросы.

Карточка «Ласточкин взгляд»

hello_html_m4e4d924f.jpg   1)Я поселился на чердаке в душную июльскую ночь, когда в комнате спать было уже невозможно. 2)По шаткой еловой лестнице взобрался на бревенчатый потолочный настил, накрыл в углу широкие снопы прошлогоднего льна простыней и радостно лег в темноту. 3)Где-то горизонтом шла гроза. 4)Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. 5)Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку от одного угла к другому.

   6)Проснулся я оттого, что почувствовал на себе взгляд.7)И стоило мне только открыть глаза, как две ласточки, упав откуда-то из-под крыши, заметались надо мной с настоятельным и сердитым криком.8)Слов, которые выговаривали они, я не понимал, но смысл всего выкрикивающегося стал мне ясен, как только я увидел над собой прилепленное к кровле маленькое гнездо. 9) « Зачем ты пришел сюда? — кричали ласточки. — Разве тебе мало всего этого огромного дома?»

   10)Всю первую половину дня ласточки так и не садились в гнездо. 11)Они заглядывали внутрь чердака и с криком улетали прочь, завидев меня. 12)К вечеру они прилетели в сопровождении третьей ласточки. 13)По тому, как та держалась, было ясно, что она старше и мудрее их и приглашена дать решительный совет.

   14)Она прямо и быстро влетела в дальнее окошко и принялась издали разглядывать меня, шумно хлопая крыльями. 15)Две другие тоже влетели, но вели себя так суетливо и громко, как девушки, после долгого колебания бросившиеся в холодную воду. 16)Они кричали на меня, друг на друга и делали вид, будто вот-вот меня смертельно напугают. 17)Старая же ласточка, видя человека, сидящего за столом и мирно занимающегося своим делом, покружилась несколько минут, села на окошко против моего стола, заглянула мне в лицо, подумала и, что-то спокойно сказав молодым, умчалась. 18)Видимо, эта коротенькая птичья фраза означала что-то успокоительное, потому что с этого момента поведение ласточек резко изменилось. 19) Они, опасливо поглядывая на меня, дружно принялись за работу.

   20)Никогда и нигде не встречал я существа, которое бы так увлеченно и безропотно трудилось, не зная усталости от зари до зари.

( По рассказу Ю.Куранова «Ласточкин взгляд»)

1.Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, тип речи.

2.Докажите, что текст относится к художественному стилю речи. Определите, какие выразительные средства языка использованы в тексте.

3.Среди предложений 14-20 найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты, назовите их номера, деепричастные обороты подчеркните.

4.Подготовьте ответ на вопрос: «Стоило ли ласточкам так уж безоглядно доверяться человеку?» Обоснуйте свою позицию.

—этот текст о том, как ласточки и человек встретились на чердаке и попытались понять друг друга, стали доверять друг другу

—Ю.Куранов считает, что надо бережно относиться к живой природе, которая тоже, как и человек, хочет покоя и счастья; человек должен мысленно ставить себя в положение животных, птиц и пытаться понять причины их поведения

—это повествование с элементами описания

—здесь есть эпитеты, олицетворения, сравнение, фразеологизм, антонимы (ученики приводят примеры)

— в 14, 17, 19 и 20 предложениях есть деепричастные обороты

— прежде чем выслушать ответы на вопрос четвёртого задания, вспомним, как строится рассуждение: тезис — аргументы — вывод. Сначала выслушаем тех, кто считает, что ласточкам стоило довериться человеку, затем — оппонентов.

8-я учебная ситуация. Вспомним, что такое социальная реклама, что такое слоган (по материалам упр.477)

Переверните карточку с картинками к слову ласточка. Рассмотрите плакаты с социальной рекламой. Какой из них соотносится по своему замыслу с текстом Ю.Куранова? Объясните, почему вы так решили.

9-я учебная ситуация. А теперь попробуем создать мини-проекты. Создаём мобильные группы: первая парта поворачивается ко второй, третья к четвёртой и т.п. За пять минут вам нужно придумать свой социальный плакат на тему взаимоотношений человека и природы. Задание лежит перед каждым учеником.

Задания распечатаны на цветных (зелёных) листках

1. Придумайте слоган.

2.Опишите, что будет изображено на плакате.

3.Объясните, к чему будет призывать ваш плакат.

4. Оформите листок, сдайте в конце урока.

Вид оформления:

Группа: (перечислите имена)

Слоган:

— Посмотрите на слоганы: «Остановись вовремя», «Живи в гармонии с природой, «Оправдай доверие природы». Определите, какие предложения перед нами по цели высказывания и характеру грамматической основы (побудительные, односоставные, с главным членом-сказуемым). Ваши слоганы могут быть построены так же.

—Прежде чем вы начнёте работать, вопрос: встречали ли вы в Калининграде, в нашей области такие плакаты?

Демонстрируется презентация с социальными плакатами, размещёнными на Куршской косе (для примера несколько фото):

hello_html_m53d09799.jpg

hello_html_139a5d84.jpg

hello_html_510ae504.jpg

10-я учебная ситуация. Давайте проверим, какие мини-проекты вы придумали. Выступает представитель каждой группы (получается 6-7 групп на класс).

11-я учебная ситуация. Домашнее задание: упр.477(3-е задание) Рассмотрите образцы социальной рекламы. Выберите один из плакатов и расскажите о нём так, чтобы в вашем высказывании сочетались два типа речи: описание (описание картинки) и рассуждение (размышление о проблеме, которая поднимается в рекламе). Вы можете рассказать о «своём» плакате, который придумали сегодня. А может у кого-то есть интересная история спасения какого-нибудь животного, можно написать об этом. Какие типы речи вы будете сочетать в этом случае? (повествование с элементами описания)

12-я учебная ситуация. Подведём итоги. Задач у нас было много (они на слайде).

—что такое описание, повествование, рассуждение — вспомнили

—с разными текстами, продолжая учиться делать текстоведческий анализ — поработали

—как известные писатели сочетают разные типы речи в рамках одного текста — увидели

— к созданию собственных текстов со смешанным типом речи— подготовились

—словарный запас расширили

— мини-проекты придумали

—над чем очень важным задумались?

(нужно уметь сочувствовать всему живому; нужно быть ближе к природе, понимать её, чувствовать; нужно стараться становиться добрее, лучше, чище и делать мир вокруг себя таким же…)

«ТИП РЕЧИ – ОПИСАНИЕ». 7 КЛАСС

УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ТИП РЕЧИ – ОПИСАНИЕ». 6-Й КЛАСС

Цель урока:

  • расширить и углубить представление о разновидностях описания;

  • обобщить и систематизировать знания о типе речи – описание,

  • развивать умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка,

  • познакомиться с приемами работы над сочинением – описанием по картине,

  • способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения.

На уроке мы развиваем основные учебные компетенции:

  • ПРОБЛЕМНУЮ: готовность к решению проблем (структурируют информацию)

  • КООПЕРАТИВНУЮ: умение работать в группах, договариваться между собой,

  • КОММУНИКАТИВНУЮ: умение представить материал, выступать,

  • ИНФОРМАЦИОННУЮ: умение использовать различные источники информации, работать с ними.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока.

— Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

— Запишите число, классная работа.

Презентация Слайд 1

Орфоэпическая разминка :

ЗвОнит или звонИт, чЕрпать или черпАть, квартАл или квАртал, дОсуг или досУг, цемЕнт или цЕмент, тОрты или тортЫ, килОметр или киломЕтр(на доске).

Актуализация знаний.

Определение темы урока.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Тема нашего урока:

Типы речи.Тип речи-описание.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова.

Повторение.

Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами очень быстро вспомним правила:

Постановка учебной задачи.

1. Вопрос-ответ.

— Что такое текст?

— Тема – это..

— Основная мысль -.это…

— Заголовок может выражать… или…

1. Текст – это группа предложений, которые расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу.

2. Тема – это то, о чём говорится в тексте

3. Основная мысль -.это отношение автора к тому, о чём говорится в тексте.

4.Заголовок может выражать тему или основную мысль.

Как различаем тексты по типу речи?

постановка к тексту общих вопросов.

анализ содержания высказывания

использование приема фотографирования;

характеристика структуры текста;

Слайд3.
1. Вопрос-ответ.

— Какие типы речи вы знаете?

Расскажите о каждом из них.

2. Работа с текстами.

— А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст, определим тип речи.

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

(Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).

О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?

Узнали ли мы:

  • как выглядит пёс?

  • какой он породы?

  • почему он понравился хозяину?

Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?

Представим, что мы очевидцы этой истории.

Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?

Что на них будет изображено?

1. Идет мальчик, рядом бежит собака.

2. Шляпа летит в речку.

3. Песик поймал шляпу.

4. Он принес шляпу хозяину.

О последовательных действиях.

Перед нами тип речи – повествование

5.3. Анализ текста типа описание.

У нас есть еще один не менее интересный текст. Давайте мы его тоже прочитаем и докажем, что это текст.

Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

Тема текста – описание Нордика.

Основная мысль – красивая у нас собака.

Что мы узнали о собаке в данном тексте?

(о ее внешних признаках)

Какой пёс?

На одной.

Перед нами тип речи — описание.

5.4. Анализ текста типа рассуждение.

Задание остается тем же самым: нужно прочитать и доказать, что это текст и ответить на несколько вопросов.

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

Вот почему мы все любим Нордика.

Тема текста: почему мы любим Нордика?

Основная мысль: Нордик – наш большой друг.

О том, почему собаку любят.

Почему мы любим Нордика?

Нет.

Перед нами тип речи — рассуждение

— Если обобщить все тексты, какой единой теме они посвящены ?

Собака Нордик.

А в чём различие текстов? В содержании. Они рассказывают:

1.О том, что произошло с собакой.

2.О том, как выглядит собака.

3.О том, за что любят пса.

3. Физминутка.

Мы хорошо поработали, много узнали, теперь пришло время отдохнуть.

Физкультминутка!

Типы речи повторяли

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём!

3. Работа над описанием слова

– Мы часто говорим, что русский язык велик и могуч, однако при этом наша речь бывает бедна и невыразительна. Причиной тому – наша лень, неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное или самое выразительное.
А можно ли описать слово? Например, слово – весна.
Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово«весна»? Слайд 5.

Цвет – (яркий, теплый, солнечный, нежный,приятный для глаз, согревающий),
Характер – (жизнерадостный, добрый, чистый,дружелюбный, любящий, радостный, приветливый,солнечный, теплый).
Запах – (чистый, свежий, зелени)
Звук – (звонкий, но нежный).

  1. Работа в группах.

(смена слайда)

Итак, первая группа работала дома с текстом описания человека. Помимо этого было дано индивидуальное задание – описать маму. Давайте заслушаем эти работы и подумаем, какие же особенности мы можем найти при описании человека.

(чтение работ)

Итак, по проведенным исследованиям текстов мастеров художественного слова и вашим работам : что мы можем сказать об особенностях описания человека? На что следует обратить внимание?

запись: внешний облик, одежда, (смена табличек)

особенности телосложения,

лицо, выражение лица,

особенности речи,

характер. и др.

Вторая группа работала над описанием природы. Индивидуально было дано задание написать сочинение-описание «Красота осеннего леса».

(чтение работ)

Итак, теперь по результатам исследования текста попробуйте назвать особенности описания пейзажа.

запись: элементы пейзажа,

погода,

настроение,

краски природы. (смена табличек)

впечатления

Третья группа работала над описанием места. Где представлено описание автобуса. Итак, теперь по результатам исследования текста назовите особенности описания места:

запись: назначение места,

размер, (смена табличек)

внутреннее оборудование,

элементы интерьера,

4. Обобщение изученного материала

1) Мы попробовали описать слово, а что мы еще можем описать?
Какие виды описательных текстов вы знаете? (Описывать можно предметы (вещи, животных, людей), место,состояние (природы, человека) и др. Поэтому среди описаний различают описание места, описание состояния, описание предмета).Слайд 6

5. Работа с текстом

1) А сейчас давайте поработаем с выданными текстами. Приложение 1,Слайд11

Деревья стоят недвижно, отбрасывая на снег лиловые тени, устремляясь своими вершинами прямо в небо. Их верхушки словно купаются в прозрачной, как стекло, небесной синеве.

Белоствольные березы словно светятся на фоне окружающих сосен. Почти на самой макушке берёзки виден скворечник. Скоро в нем появятся новые жильцы. (описание предмета)

Текст № 2

Какой перед вами вид описания? Его строение.

Изобразительно- выразительные средства. (найти и назвать)

Зима ушла и на смену метелям, холодам пришло тепло. Смотришь вокруг и чувствуешь дыхание весны. Природа просыпается. Март — это первый вестник весны. Приветливо голубеет небо над головой. Во всем чувствуется оживление и ожидание осенних деньков. (описание природы)

Текст № 3

Какой перед вами вид описания? Его строение.

Изобразительно- выразительные средства. (найти и назвать)

Перед нами дорога, соединяющая деревню и сосновый лес.

Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома. Она дремлет на теплом солнышке.

Справа от крыльца растут стройные молоденькие березки. За ними — небольшая полянка, а дальше начинается сосновый лес. (описание места)

Что же вы можете о них сказать. Какой вид описания? Почему? (Работа в группах)

Ответы представителей групп.

3) Употребляем ли мы в речи все эти виды описаний вместе? (Да, например, при описании картины).
Можно ли соединить все предложенные тексты в один?
Если мы соединим наши тексты, то у нас может получиться, например, описание картины.
Слайд 12
Картину “Март” создал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. “Март” — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня.
Соединим наши тексты так, чтобы получился текст-описание картины. В каком порядке лучше их расположить? Почему? Придумайте и запишите предложения-связки, необходимые, чтобы получилось цельное описание. (Ребята работают,затем зачитывают собственные варианты).

5) Я тоже хочу представить вам возможное соединение этих текстов.

2, 3, 1

6)Почему части нашего текста лучше соединять именно в такой последовательности?

(Наиболее типичной является следующая структура текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика.)

Работа с текстом.

(смена слайда)

В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.

— Можно ли сказать, что это текст-описание ? (нет) .

Почему? (отсутствуют прилагательные)

Итак, ваша задача – преобразовать данный текст в текст-описание, пользуясь словарем эпитетов.

(смена слайда)

А теперь обратите внимание на авторский вариант.

В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы.(…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них , светлыми и холодными, огромными округлыми упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.

(В.Солоухин.)

Беседа:

— Теперь можно сказать, что это текст-описание ?

— Какова его основная тема? (описание раннего летнего утра)

— Какова его основная мысль? (красота, необыкновенность этого утра)

— Как автор подчеркивает эту красоту? (при помощи эпитетов)

— Каким стилем написан этот текст? (художественным)

6. Творческая работа

1) Описывая картину, мы создаем тексты художественного стиля. Мы уже говорили о том, что наша задача – описывая, создать художественный образ, и помогают нам в этом изобразительно- выразительные средства.

7. Заключительное слово

– Мы с вами обобщили все сведения, изученные на уроках по типу речи – описание. Нашли ответы на вопросы нашего урока (Слайд 17)

8. Домашнее задание

Совсем незаметно пролетел урок и пришло время для домашнего задания:

Итак, дорогие ребята, мы сегодня говорили о типах речи. У каждого из вас есть домашнее любимец. Напишите сочинение-миниатюру.

1 вариант – сочинение-описание (человека).

2 вариант – сочинение-описание (состояния природы).

3 вариант – сочинение-описание(предмета, места).

Краткосрочный план по русскому языку на тему «Типы речи» 7 класс

ТЕМА УРОКА: § 10-11 ТИПЫ РЕЧИ

Сш им Ы.Алтынсарина

Дата:12.10.18

ФИО учителя Бисенова К.Б.

Класс 7 «А»

Количество

присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

7.1.4.1-определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

7.2.5.1-участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

7.3.3.1-формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни

7.4.7.1.-применять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями;

7.5.1.2-выбирать и использовать в соответствующей ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении.

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

Сравнивать тексты; отличить диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность;

называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении прилагательные и записывать их;

Большинство учащихся будут уметь:

согласовывать имена прилагательные с именами существительными ;

составлять постер на заданную тему;

Некоторые учащиеся смогут:

составлять диалог,опираясь на текст;

находить в тексте художественно-изобразительные средства.

Языковая цель

Учащиеся могут:

— строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи

Ключевые слова и фразы: типы речи, повествование, описание, рассуждение, тезис, доказательство, вывод.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

русский.

Вопросы для обсуждения: К какому типу речи относятся эти тексты? Какие древние города Казахстана ты знаешь?

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–2 мин

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Деление на группы «Байтерек» «Пирамида» «ЭКСПО 2017»

Начало урока

II. Актуализация знаний.

Стратегия «Стоп кадр» (Представьте, что вы в том месте, что изображено на картинке) Что вы чувствуете? Что ощущаете?

(Деятельность учащихся) К Учащиеся говорят сои ощущения, определяют тему урока.

III. Изучение нового материала.

К В русском языке различают 3 типа речи:

Давайте подумаем,

  • От каких глаголов образованы эти существительные?

  • Что значит повествовать ,

  •                                             описать,

  •                                                      рассуждать?

К. Работа по учебнику.

Г. Работа в группах

1. Составить 3 вида текста по данному началу

Я хочу рассказать о пирамиде…( описание)

Я считаю, что байтерек-это символ Астаны, потому что….(рассуждение)

ЭКСПО 2017-это важнейщее событие года….(повествование)

2. Работа по учебнику

По тексту «Древние города Казахстана»

Задание для первой группы:

Город Туркестан(Ясы)

Как вы думаете почему «Жети жаргы» считается знаменитым памятником?

Задание для второй группы:

1) Анализ текста Город Тараз (Талас)

Объясните, почему Тараз был известен как «город купцов»?

Задание для третьей группы:

1)Город Атырау

2) Верно ли,что Атырау расположен в двух частях света?

Стратегия «Медаль и миссия»

Учебник.

стихотворение

Учебник

Середина урока

IV. Освоение изученного материала.

Орфографический диктант

Архитектурный пам…тник, древние г…рода,

п…шеходный мост, т…рговый центр

V. Закрепление изученного материала.

Определите по названию, какие будут тексты. Путешествие по Казахстану (повествование)

Почему Байтерек считается чудом Казахстана ?

(рассуждение)

Какие они пирамиды? (описание)

Учебник

Конец урока

Составить диалог «Летние каникулы»

Синквейн «Город» «Астана» «Байтерек»

Рефлексия «Багаж знаний»

Что я унесу после урока?

«Чемодан» -хорошо усвоенные знания

«Корзина»-надо подумать над этим…

Рефлексивный отчет урока по русскому языку проведенного 12 октября 2018 года в 7 «А» классе

Тема урока: Типы речи

 Цели и задачи урока:

7.1.4.1-определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста

7.2.5.1-участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме

7.3.3.1-формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни

7.4.7.1.-применять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями;

7.5.1.2-выбирать и использовать в соответствующей ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном, изъявительном и повелительном наклонении.

 

Тип урока: смешанный
Урок первичного ознакомления с материалом
Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый , исследовательский. 

На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, лекция, беседа, практическая работа (работа с текстом, отрывками работ учеников, заполнение схем),  фронтальный опрос.

Цель применения ИКТ на уроке:

—   усиление воспитательной функции урока;

— активизация познавательной деятельности учащихся;

—  формирование коммуникативной компетенции.

— повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

-формирование информационной культуры.

В ходе урока достигнуты следующие планируемые результаты:

Все учащиеся смогли сравнивать тексты; отличить диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность;

называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении прилагательные и записывать их;

Методика  данного урока позволила проявить учащимся  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

       Для организационного момента я использовала тренинг на позитивный настрой. Деление на группы «Байтерек» «Пирамида» «ЭКСПО 2017»

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. На всех этапах урока преобладала групповая форма урока.

Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости. В каждой подгруппе был лидер, что позволяет воспитать чувство ответственности за принятое решение.


Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, работа в группах. Чередовались различные виды деятельности учащихся .

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательны.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Урок с использованием групповых форм и методов взаимного обучения даёт экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении.
При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса.

        

 Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута.Учащиеся научились сравнивать тексты; отличить диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность.

А использование ИКТ  на уроке ориентировало учеников на результативность и успех. 

  Все эти приёмы способствовали достижению поставленных целей.

Презентация к уроку-практикуму «Типы речи». 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку-практикуму «Типы речи». 7 класс»

Занятие по русскому языку на тему: ???

Занятие по русскому языку

на тему:

???

Рассмотрим  3 текста 1.На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина.

Рассмотрим 3 текста

1.На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл, как собака, потерявшая хозяина.

2. Дождь начался внезапно. Сначала на горизонте появилась небольшая тучка, которая быстро пробежала по небу и закрыла солнце. За ней двинулись тёмные, тяжёлые тучи и быстро заполонили полнеба. Подул ветер, что-то грохнуло вдали, и с неба полились потоки, как будто внезапно опрокинули бочку воды.

2. Дождь начался внезапно. Сначала на горизонте появилась небольшая тучка, которая быстро пробежала по небу и закрыла солнце. За ней двинулись тёмные, тяжёлые тучи и быстро заполонили полнеба. Подул ветер, что-то грохнуло вдали, и с неба полились потоки, как будто внезапно опрокинули бочку воды.

3. Кто-то не любит дождь, а я очень люблю. Особенно мелкий, моросящий. Сквозь сетку дождя всё вокруг выглядит немного нечётко, размыто, и в этом есть своя неповторимая прелесть. Капельки нежно касаются лица, будто целуют. Становится свежо. Я очень люблю гулять во время такого дождя.

3. Кто-то не любит дождь, а я очень люблю. Особенно мелкий, моросящий. Сквозь сетку дождя всё вокруг выглядит немного нечётко, размыто, и в этом есть своя неповторимая прелесть. Капельки нежно касаются лица, будто целуют. Становится свежо.

Я очень люблю гулять во время такого дождя.

Подумаем над вопросами Что общего в этих текстах? Чем они отличаются? Понятно, что у них разный объём, в них использованы разные художественные средства. Чем они отличаются в самом общем виде?

Подумаем над вопросами

  • Что общего в этих текстах?
  • Чем они отличаются?
  • Понятно, что у них разный объём, в них использованы разные художественные средства. Чем они отличаются в самом общем виде?
Определяем: Тема занятия Цели занятия Повторение типов речи Типы речи Создание собственного текста

Определяем:

Тема занятия

Цели занятия

Повторение типов речи

Типы речи

Создание собственного текста

Работаем в парах Время работы в паре 3-4 минуты. Устные ответы по результатам работы 4 минуты 4 варианта заданий

Работаем в парах

Время работы в паре 3-4 минуты.

Устные ответы по результатам работы

4 минуты

4 варианта заданий

Описание одновременные признаки КАКОЙ?  1 фото Рассуждение  тезис – аргументы –вывод ПОЧЕМУ?  Нет фото Итоги повторения типов речи Повествование последовательные действия ЧТО ПРОИСХОДИТ? Неск. фото 8

Описание одновременные признаки

КАКОЙ?

1 фото

Рассуждение

тезис – аргументы –вывод

ПОЧЕМУ?

Нет фото

Итоги повторения типов речи

Повествование последовательные действия

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Неск. фото

8

Творческая работа Таинственное море Почему меня восхищает море? Однажды на берегу моря… Мой друг Почему этого человека я считаю настоящим другом? Как друг пришёл на помощь другу   Выбрать тему Использовать подходящий тип речи Объем 1-1,5 страницы Время работы – 20 минут.

Творческая работа

  • Таинственное море
  • Почему меня восхищает море?
  • Однажды на берегу моря…
  • Мой друг
  • Почему этого человека я считаю настоящим другом?
  • Как друг пришёл на помощь другу

 

  • Выбрать тему
  • Использовать подходящий тип речи
  • Объем 1-1,5 страницы
  • Время работы – 20 минут.
Подведём итоги Как связаны знания о типах речи и умение писать сочинения? -Какие трудности были в вашей творческой деятельности на уроке? -Что получилось хорошо?

Подведём итоги

  • Как связаны знания о типах речи и умение писать сочинения?
  • -Какие трудности были в вашей творческой деятельности на уроке?
  • -Что получилось хорошо?

Типы речи в 7 классе

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о тексте. Кто даст определение тексту.

Ф. Похлопаем ответившему ученику за то, что он дал правильное определение тексту.

Мозговой штурм

Перед вами названия 3-х текстов:

  1. Экскурсия по ЭКСПО-2017.

  2. Священное число семь.

  3. Рисунки Тамгалы.

Содержание какого текста можно передать одной фотографией и поставить вопрос «Какой?»

Какой из них отвечает на вопрос «Почему?»

Содержание какого текста можно передать несколькими фотографиями и поставить вопрос «Что произошло?»

(Деятельность учащихся) К. Дети отвечают на заданные вопросы и определяют тему урока.

Ф. (Деятельность учителя) Молодцы, ребята! Сегодня тема нашего урока: Типы речи.

III. Изучение нового материала.

К Итак, в русском языке различают 3 типа речи:

Давайте подумаем,

  • От каких глаголов образованы эти существительные?

  • Что значит повествовать,

  •                                             описать,

  •                                                      рассуждать?

Деление на группы по способу «Геометрические фигуры».

PPРР

П

1 группа П- повествование

2 группа О— описание

3 группа Р— рассуждение

Г. Работа в группах

Для группы Р. Приём ПОПС формула. Упр.59. К какому типу текста относится данный текст? Почему? Обоснуйте свой ответ по формуле ПОПС.

П – позиция «Я считаю, что…».

О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П – пример «Я могу это доказать на примере …».

С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Дескриптор:

-ученик объясняет свою позицию.

-делает вывод

Ф. Дети аплодируют группе.

И. Напиши текст рассуждение на тему «Тайна – имя существительное по образцу.

Дескриптор:

-ученик знает схему рассуждения.

Ф. Смайлик успеха.

Задание для группы П. Стратегия «Карта истории» Упр. 60. Прочитайте текст. О чем он? Определите, к какому типу речи он относится. Составьте карту истории в виде событие, детали и рисунка.

Дескриптор:

-ученики составляют карту истории

-делают вывод

Ф. Прием «Светофор».

И. Подготовьте презентацию на тему: «Экскурсия по ЭКСПО 2017», используя РАФТ.

Дескриптор:

-ученик готовит презентацию на данную тему

-объясняет по РАФТ у

Ф. Словесное оценивание.

Задание для группы О. Метод «Ромашка». Упр.61. Прочитайте текст. Дети берут чистый лепесток. Пишет вопрос другой, вывешивает вопрос перевернув. Остальные члены группы отвечают на вопросы.

Дескриптор:

-ученики составляют толстые и тонкие вопросы по тексту.

-дают соответствующие ответы на них.

Ф. Дети аплодируют группе.

И. Составьте текст описания по ключевым словам об осени.

Дескриптор:

-ученик составляет текст описания по ключевым словам

-объясняет тип текста

Ф. «Две звезды и одно пожелание».

Проверочный тест по русскому языку на тему «Типы и стили речи» (7 класс)

Тест «Типы и стили речи»

1 вариант

1. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.

2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.

4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

2. Определите жанры художественного стиля речи:
1. Письмо, беседа, записка.

2. Диссертация, конспект, доклад.

3. Очерк, фельетон, репортаж.

4. Резолюция, заявление, докладная записка.

5. Поэма, драма, рассказ.

3.Выберите правильное определение

1.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

2. Текст – это предложения, объединенные общей темой.

3. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

4. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?

1. Общеупотребительная лексика.

2. Разговорная лексика.

3. Терминологическая лексика.

5. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли

1. Повествование.

2. Описание .

3. Рассуждение.

6. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

1. Разговорный.

2. Официально-деловой.

3. Художественный.

Тест «Типы и стили речи»

2 вариант

1. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
1. Создание картин и образов.

2. Непосредственное повседневное общение.

3. Убеждение, воздействие на слушателя.

4. Точная передача информации.

5. Передача научных сообщений.

2. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.

2. Толстенный, сестрица, лгунишка.

3. Акт милосердия, демократизация  общества,  народные избранники.

4. Довожу до вашего сведения.

5. Шепот деревьев, сердце тоскует.

3. Выберите правильное определение.

1. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

2. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

3. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

4. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

1. Официально-деловой.

2. Разговорный.

3. Публицистический.

5. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи

1. В лазоревой воде.

2. Под сенью дружных муз.

3. Взять на баланс.

4. Перлы дождевые.

5. Сладкий трепет.

6. Определите, к какому типу речи относится отрывок:

1. Повествование.

2. Описание.

3. Рассуждение.

Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *