Тексты с художественным стилем – Художественный стиль ℹ️ виды, жанры, основные направления, особенности написания и характеристика, признаки, примеры текстов из литературы

как доказать что текст написан художественным стилем?

Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.

Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились) .

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял) .

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно) .

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел) .

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны) .

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал) .

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить) .

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — обращение к Ослу)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство) .

Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль) .

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

Текст художественного стиля

Календарь

«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20
212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 2

Гостей: 2

Пользователей: 0

Художественный стиль текста

Что собой представляет текст художественного стиля? Пример текста легко отыскать в любом литературном произведении мировых классиков и современных писателей. Это язык литературы и высокого искусства. С помощью выразительного языка передают эмоции, образы, чувства героев, красочно описывают жизненные события и явления.

Применение художественного стиля позволяет сочинителям наиболее полно проявить самовыражение в своих творческих шедеврах, показать владение русским литературным языком во всей красе.

Употребление художественного стиля — подстили и жанры
  • Поэтический (лирика): стихи, поэмы, элегии, оды, стансы, сонеты.
  • Драматургический: трагедии, драмы, комедии.
  • Прозаический (эпический): рассказы, новеллы, баллады, очерки, романы, зарисовки, эпопеи, сказки, фельетоны.

Используемый тип речи — описание, рассуждение, рассуждение с элементами описания.

Основные признаки художественного стиля

Особенность художественного стиля текста — свободное воплощение авторской мысли, авторского слова, авторского «Я». Создатель литературного творения выражает свои чувства, мысли, чаянья без оглядки на кого-то. Будит фантазии любителей чтива, воздействует на эмоциональные струнки.

Текст художественного стиля отличается образностью, широчайшим использованием изобразительно-выразительных языковых средств. Авторская фантазия проявляется во всей красе. Писатели придумывает новые слова (окказионализмы), которые получают жизнь и право на существования после опубликования и популяризации его литературного шедевра. Новатором в этой области был Маяковский. Его перу принадлежит множество новых словообразований. Используя окказионализмы, писатель позволяет всем погрузиться в свой мир, авторская лексика создаёт некий эффект таинственности и непознанности, которую читателю предстоит раскрыть.

Функции художественного стиля

  • Образно-познавательная (информативная). Писатель преподносит читателям эмоционально окрашенную информацию о мире и обществе, давая возможность познавать мир во всей красе и разнообразии.
  • Идейно-эстетическая (воздействующая, эмоционально-эстетическая). Автор воздействует на эмоции читателей, используя красочные, запоминающиеся художественные образы. Стремится вызвать отклик. Читатель внимает идеям автора и получает чувственное эстетическое наслаждение при чтении произведений.
  • Коммуникативная. Создатель выражает видение образов и предметов через чувственное восприятие, которое передаётся читателям. Прочитанный материал сопоставляется с действительностью: герои словно оживают, становятся близкими и дорогими, на них стремятся быть похожими.

У каждого человека есть особо любимые литературные произведения, которые он неоднократно перечитывает. Они окрыляют, придают сил, заставляют забыть о невзгодах. Писатель, в отличие от публициста, обращается не к широкой массе читателей, а к тем, кто способен понять и оценить его труды.

Все перечисленные функции художественного стиля подчинены главной — эстетической

. В произведениях художественного жанра действительность отображается через систему описательных образов: героев (персонажей), окружающую их обстановку, природу, явления.

Легко распознаваемые черты художественного стиля

  • Оригинальный авторский слог и почерк. Многие писатели узнаваемы. Их слог невозможно спутать ни с чьим другим.
  • Наличие диалогов. Герои общаются с друг другом, автор использует речь персонажей для описания природы, явлений, событий.
  • Упорядочивание текста. Любое литературное произведение чётко упорядочено: прозаические произведения делятся на части и главы; пьесы — на сцены, акты, явления; стихотворения — на строфы.
  • Полисемия. Слово может иметь несколько разных, взаимосвязанных значений.
  • Речевая многозначность. Автор подбирает слова, помогающие не только нарисовать яркий образ, но и несущие некий скрытый смысл, который он хочет в них вложить.
  • Многостильность. У каждого автора собственное видение мира, которое он передаёт, используя разнообразные языковые средства, задействуя разговорный и публицистический стили, употребляя архаизмы, жаргонизмы, просторечия наряду с высокими книжными словами.

Вкрапление иных стилей помогает точнее воплотить творческий замысел и выработать собственный авторский стиль, благодаря которому автор всегда и везде узнаётся.

В статьях художественного стиля используют разнообразные средства художественной выразительности:

  • Тропы.
  • Стилистические фигуры.

 

Языковые средства помогают точнее и красочнее передать художественный образ, переживания самого автора, его эмоциональное состояние. Поэтому в произведениях часто присутствует ярко выраженная экспрессивность.

Резюме

Статья художественного стиля заметно отличается экспрессивно-эмоциональной лексикой. В ней много троп, стилистических фигур, авторских словосложений. Наблюдается свободное взаимопроникновение нескольких стилей. Заметен яркий авторский слог.

Таковы основные признаки художественного стиля. Продолжайте знакомство с другими стилями и стилистикой на сайте «Работа копирайтером»:

 

Художественный текст — это… Что такое Художественный текст?

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Существует 5 функциональных стилей:

  • научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика)
  • официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция)
  • публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый)
  • разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность
  • художественный — используется в художественной литературе

Научный стиль

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная. Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Художественный стиль

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Wikimedia Foundation. 2010.

План-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) по теме: Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению — рассуждению.

Слайд 1

Здравствуйте!

Слайд 5

Художественный стиль речи 1.Цель: Создание художественных образов, эмоционально-эстетического воздействия на воображение и душу читателя. 2. Характерные языковые особенности: Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д., всех пластов языка. 3. Приметы стиля: 1.Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств речи. 2. Используется в художественных произведениях, чтобы а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие; б) передать читателю эмоции автора, т.е. наглядность и эмоциональность. 3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные особенности языка того или иного автора 4 Жанры: Все жанры художественной литературы.

Слайд 6

Тема урока «Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению-рассуждению»

Слайд 7

Цель урока : -знать особенности художественного стиля речи, строение текста сочинения-рассуждения ; -уметь анализировать текст, совершенствуя практические умения и навыки, создавать собственные тексты — рассуждения ; — подготовиться к написанию сочинения-рассуждения.

Слайд 8

Константин Георгиевич Паустовский Автор романов, повестей, рассказов, он – драматург, публицист и критик.; книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского

Слайд 9

па́жить ( местн .) — Пастбище с густой, сочной травой. мга ( местн .) — изморось, метель, холодный, сырой туман ракита — Народное название некоторых видов ивы О́ЗИМЬ — Озимый посев, его всходы. Зеленеют озими. КИ́НОВАРЬ — Минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырьё для получения ртути, а также краска из этого минерала

Слайд 10

Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера.

Слайд 11

Леонардо да Винчи «Джоконда»

Слайд 12

«Давид» Микеланджело

Слайд 13

Тадж Махал

Слайд 14

Какие высказывания соответствуют содержанию текста. 1)Случайный прохожий слушал переливы птичьего крика. 2)Шедевры существуют не только в природе, но и в искусстве. 3)Природа неравнодушна к нашим восторгам и похвалам. 4)Осенние листы тоже шедевры.

Слайд 15

Прочитай фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя предыдущие задания. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» Этот ——- отражает авторскую точку зрения на поднятую им проблему – благоговение человека перед красотой природного мира. К Паустовский создаёт яркие, впечатляющие образы (зрительные, слуховые, даже обонятельные) с помощью———-(«осенний воздух», «голубеющая дымка»),———(предложения 7, 23), ———(«как через матовое стекло»). Список терминов : 1)сравнения 2)лексический повтор 3)развёрнутые метафоры 4)метонимия 5)ряды однородных членов 6)фразеологизм 7) элипс 8)эпитеты 9)вопрос-утверждение

Слайд 16

Проблема Автор Произведение Прекрасное в природе . Что такое шедевр? М.Пришвин С.Есенин Стихотворение «Черёмуха» Прекрасное в природе. Что такое шедевр? «Есть в осени первоначальной» Соответствие проблематики Прекрасное в природе. Что такое шедевр ? ? ? Ф.Тютчев «Времена года»

Слайд 17

По-разному описывают осень поэты и писатели. Н.А. Некрасов :»Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит»…И.А. Бунин : «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной»…Какая она в произведениях К.Г.Паустовского и художника Щербакова Б.В., чьи репродукции мы просмотрели в самом начале урока?

Слайд 18

По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. Нельзя не согласиться с автором текста. Вспомним…………….. Меня вдохновили замечательные строчки стихотворения……… Картины художников …… потрясают красотой природных творений. «Времена года» П.Чайковского, « Зимняя дорога» А. Пушкина, «Март» И.Левитана воспевают шедевры природы и учат нас……

Слайд 19

Формулирование проблемы текста Над этой проблемой размышляет автор. (Эту проблему выдвигает автор текста. Это основная проблема, поставленная в предложенном тексте.) 2.Автор данного текста затрагивает проблему (чего?)__________ _______________________. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) _______________________________________________________________ __________________________________________________________. В тексте писателя ____________________ поднимается проблема ______________________________________________________________

Слайд 20

Комментарий проблемы 1)Проблема раскрывается автором на примере ………………………………….. 2)Автор раскрывает проблему на примере……………………………………. 3)Автор говорит, что…. 4)По мнению Паустовского, …….. 5)Автор искренне восхищён(чем?)………

Слайд 21

Позиция автора 1)Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитаты)_______________________________________. …………………… уверен: (разъяснение цитаты). __________________ _________________________________________________________ 2)Автор считает, что ……………………………………………………. 3)Автор убеждает нас в том, что………………………………………. 4)Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

Слайд 22

Доказательства собственной точки зрен ия Первый аргумент : 1)В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ / стихотворение (пример-аргумент) …………………. ..……………………………………………………………………………………. 2) Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним ……………. ……………………………………………………. Второй аргумент: 1)Такую же мысль высказал публицист (писатель) в статье (произведении) « ………………………». Он также считал, что ……………………………. 2) В доказательство своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. 3)Хочу рассказать об одном случае из моей жизни………

Слайд 23

Фразы-клише для доказательства своего мнения Я полагаю, думаю, мне кажется, во-первых; Слова «…..» заставляют задуматься о ….; Смысл данного отрывка я понимаю так …; Подтвердить эту мысль можно примерами из …; Итак, следовательно, подводя итог…; Данную проблему можно считать актуальной, потому что…

Слайд 24

Рефлексия Как вы думаете, актуальна ли проблема, которую мы обсуждали? Чтобы ваше мнение было убедительным, сколько аргументов необходимо привести в рассуждении? Какое количество баллов можно набрать за выполнение этого критерия на экзамене? Заполните лист самооценки. Знаю что Знаю как Знаю зачем

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о