Тексты разных стилей речи примеры для 5 класса – 1)Разговорный 2)Художественный 3)Научный 4)Официально-деловой 5)Публицистический.

Урок «Стили речи» 5 класс

Раздел: Текст. Типы речи.

Урок № 2.

Тема: Стили речи.

Цели урока:

Учащиеся

— узнают определения научного и художественного стилей речи;

— научатся определять тексты научного и художественного стиля;

— будут развивать мышление, внимательность, речь и память.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие и сообщение целей урока.

  1. Основная часть урока.

    1. Повторение.

Работа по вопросам по теме «Текст»:

  1. Что такое текст?

  2. Каковы основные средства связи в тексте?

  3. Что такое тема текста?

  4. Что такое основная мысль текста?

  5. Как доказать: текст это или не текст?

  6. Проверка выполнения упражнения домашнего задания.

    1. Актуализация знаний.

Чтение текстов.

Текст 1.

Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр, морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Капли воды собираются в облака, некоторые из них поднимаются в верхнюю, холодную часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им трудно удержаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землёй тепло, капли тают и возвращаются к нам дождём.

Текст 2.

Сильный дождь хлынул сплошным потоком. Ослепительные молнии озаряли ущелье, словно вспышки. Затем следовали оглушительные удары грома. Горное эхо повторяло их по несколько раз. Опять сверкнула вспышка молнии. И новый удар грома перекрывал ещё не смолкшие раскаты.

Сравните тексты. Чем они отличаются? В каком тексте даны точные сведения о дожде? В каком тексте нарисована яркая, образная картина дождя? Какой из текстов может быть использован в энциклопедии? Почему?

    1. Формирование новых знаний.

Выводы:

У этих текстов общая основная мысль. И даже заголовок можно подобрать один и тот же – «Дождь». Но они отличаются между собой. Потому, что написаны в разных стилях: первый текст соответствует научному стилю, второй – художественному.

Как вы думаете, где ещё используется научный стиль? Где мы читаем тексты художественного стиля?

Выводы:

Научный стиль используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях.

Создание яркой, образной картины – задача художественного стиля речи.

    1. Закрепление знаний и развитие умений и навыков.

Выполнение у упражнения № 125.

Прочитайте текст.

Воздух – это смесь газов, которая состоит из азота, кислорода, углекислого газа и водяных паров.

Воздухом дышат все живые существа. Без него они бы погибли. Воздушный океан разлит везде: вокруг нас, в верхнем слое земли, в воде, во всех пустотах, в твёрдых телах. Мы живём в самой нижней части воздушного океана. Её называют атмосферой.

Научные слова и словосочетания: смесь газов, азот, кислород, углекислый газ, водяные пары, воздушный океан, верхний слой земли, твёрдые тела, атмосфера.

(По А.И.Болдыревой, С.В.Чекизовой)

О чём в нём говорится? Какова его цель? К какому стилю речи он относится?

Докажите, что этот текст является текстом научного стиля речи. Какие слова передают научные знания? Выпишите термины и объясните их значение. Используйте толковый словарь.

Выполнение упражнения № 126.

Прочитайте текст и определите, к какому стилю речи он относится.

Тропинка обогнула куст орешника. Лес сразу раздался в стороны. Посреди полян в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Его нижние ветки шатром раскинулись над поляной. Ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти облетела…

Анна Васильевна робко шагнула к дубу. И могучий великодушный страж тихо качнул ей навстречу ветвью.

(По Ю.Нагибину)

***Это художественный стиль речи.

  1. Заключение урока.

    1. Рефлексия.

Что я узнал(а).

Что такое научный и художественный стили речи. Научный стиль используется… художественный стиль…

Чему я научился(лась).

Определять тексты научного и художественного стилей речи.

    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Лист оценивания

В графе «Повторение» ставятся «+» или «-»за выполнение упражнения домашнего задания и по количеству отвеченных вопросов.

В графе «Актуализация» ставится «+»или «-».

В графе «Формирование» ставятся «+» или «-».

В графе «Закрепление» «Упр 125» ставится «+», если задания выполнены верно или «-», если выполнено не верно; «Упр 126», если принимал участие в доказательстве.

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

Оценка «5»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценка «3»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

+

+

+

+

Оценка «2»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

вопр

вопр

д/з

вопр

вопр

вопр

участие

вопр

вопр

Упр 125

Упр 125

Упр 126

Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше, чем на «3», но хуже чем на «5».

    1. Домашнее задание. Выполнить упражнение № 128. Знать определения научного и художественного стилей речи.

Литературные источники:

  1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атамұра» 2015. С.32-35.

  2. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра» 2015.

  3. «Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.

Урок русского языка на тему «Стили речи» (5 класс)

Урок развития речи № 3 на тему «Стили речи»

Речь – образ души.

Пубилий Сир

Дата урока:

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-заполнение таблицы

Цели:

1. Закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи;

2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Форма организации учебной деятельности:

индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

— Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.Стадия вызова

1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты


2. Словарная работа — Орфоэпическая работа

Разговор, учебник, публицистика, объявление, заявление, научный

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

1. Слово учителя

— Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — -в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова?

В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

— Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи — это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

3. Заполнение таблицы

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Художественный стиль

в художественной литературе

Писатели передают образность и эмоциональность произведения

Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др.

Публицистический

В СМИ

Передача информации

Публицистическая лексика

Научный стиль

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Официально-деловой стиль

Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

Общение граждан с учреждениями

Слова в прямом значении

Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Художественный стиль

«Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой.

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но

случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя

стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг

ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

Публицистический стиль

Взять пример из газеты «Зебра».

Научный стиль

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Официально-деловой стиль

Объявление

25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!

15 ноября 2015 год Учитель физкультуры

Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) — 1 минута

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

4. Работа в парах — Проведение эксперимента

— Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

— Да? А где?

— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

— Не знаю, а во сколько?

— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  • Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?

  • Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Ответы учащихся.

1. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» — 5 минут

V. Домашнее задание – 1 минута

  • § 5, стр. 10-13 – прочитать;

  • Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно;

  • Написать статью в газету «Зебра» — по желанию.

  • «Снова в школу»

  • «Осень настала – холодно стало»

  • «Не обижайте животных!»

  • «Моя семья – мое богатство»

5

Р/Р СТИЛИ РЕЧИ 5 класс

Р/Р СТИЛИ РЕЧИ

Цель: формировать умение различать стили речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Грамота – grammata – ‘чтение и письмо’ (греч.)

hello_html_m7b7780b0.png

– В каком значении употреблено слово грамота?

Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).

После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).

Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов).

III. Сообщение учителя.

Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Сферы общения

Стиль

Общение людей в быту

Разговорный

Общение граждан в учреждении

Официально-деловой

Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

Публицистический

Научная деятельность (научные статьи, работы)

Научный

Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

Художественный

 

Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

IV. Наблюдение (с. 9 учебника).

– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13).

V. Сообщение учителя.

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.

VI. Распознавание стилей речи.

Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

Работа может быть проведена с использованием карточек.

1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)

3.                 Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого- то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить? (Художественный.)

И. Токмакова «Ива»

Материалы для урока по теме «Текст» (5 класс)

Текст. Признаки текста. 6 класс.

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.

— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли)

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это нЕ что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

Результат:

Основные признаки текста:

1) Единство темы текста.

2) Наличие основной мысли текста.

3) Определённый порядок предложений.

4) Смысловая и грамматическая часть  предложений в тексте.

5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос о ком? или о чём? говорится в тексте.

Задание 1

А) Чем выше луна, тем приливы сильнее. (С. Сахарнов)

В) Плавали по морю морские разбойники. Осенью листья устилали землю. На улице шел дождь.

С) Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо.

(М. Пришвин)

Вопросы для беседы:

— Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

— Определить тему и основную мысль предложенного отрывка из сказки-были

М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Тема – дети войны.

Основная мысль – дружба помогла ребятам пережить все трудности.

Тему и основную мысль предложенного текста ребята записывают в тетради.

— За счет чего обеспечивается развитие основной мысли?

Ребята отвечают, что каждое новое предложение добавляет к сказанному какую-то информацию. Отталкиваясь от “данного”, сообщаем “новое”.

— Определите “данное” и “новое” в предложенном тексте.

Вывод: Предложения в тексте связаны по смыслу. Если в первом предложении высказывается какая-то мысль, то в последующих она развивается, уточняется, развивается. Для выражения смысловых связей между предложениями существуют грамматические способы связи.

Задание 2

2. Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…

— Требуется ли во втором предложении присутствие подлежащего?

— Нет, потому что оно легко восстанавливается из предыдущего предложения. Подлежащее подсказано формой глагола.

Учащиеся восстанавливают строки, определяют способ связи предложений в тексте.

Задание 3

-Поскольку это стихотворение то, что должно соблюдаться? (Рифма)

злится, зима, недаром, ее, прошла, пора, — стучится, в окно, весна, со двора, гонит, И. Все, И, засуетилось, Зиму, нудит все, вон, и, в небе, жаворонки, трезвон, Уж, подняли.

Строки, которые получились:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев

— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

Автор использует олицетворение.

У этого стихотворения нет названия. Его называют по 1 строчке. В тексте название имеет большое значение. Сейчас я буду читать вам предложения, а вы должны распределить: тема или основная мысль:

«Лето в тундре», «рябчик», «любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

-Мы с вами причислили основные признаки текста. Но кроме этого, очень важна и цель текста.

-Какова цель данного текста? (Воздействие)

-Именно в зависимости от цели зависит и стиль текста.

-Какие стили текста вы знаете?

Задание: перед вами появятся 4 текста. Необходимо определить стиль речи. На каждый текст у вас будет 2 минуты.

Публицистический стиль речи.

Лес – это не просто какая-то растительность на почве. Лес – это наш зеленый друг! Лес – это удивительная химическая фабрика созданная природой. Лес – это ничем не  заменимая экологическая система планеты. Неужели есть люди, которые не замечают или не хотят заметить красоты и ценности русского леса? Они вырубают деревья, убивают редких зверей и птиц. Разве можно проходить мимо таких людей?!

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

Пример разговорного стиля речи

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.
— Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?
— Догадываюсь.
— И что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

-Текста какого стиля речи не было? (Официально- делового)

-Для чего нам нужен официально-деловой стиль речи?

-Составьте небольшой текст, который был бы примером официально-деловой стиля речи.

-Вернемся к нашим текстам. И проанализируем, какие особенности есть у текстов разных стилей.

Публицистический стиль речи: много восклицательных предложений, призыв к чему-либо, риторические вопросы.

Художественный стиль речи: наличие художественных средств. – сравнение.

Разговорный стиль речи: диалог, разговорные слова.

Научный стиль речи: научные термины, четкая структура.

-Какие особенности есть у текстов официально- делового стиля? (стандарты, клише, устойчивые формулы, структура).

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о