Стили речи таблицы – Изучите таблицу признаков функциональных стилей русского языка. Найдите перечисленные признаки в приведенных текстах, предварительно определив их стиль

Таблица по теме «Стили речи»

сфера

тематика

цели

жанры

Ведущие черты, языковые особенности

Научный (+научно-популярный)

Наука, образование, просвещение

Любая научная информация, предназначенная для серьёзного

научного или учебного изучения

Изложить, обосновать, объяснить научное знание

Диссертация, статья,

монография, авторе-

ферат, учебник, учебное пособие, реферат

— логичность, точность, конкретность, сжатость

— использование терминов

(общенаучная терминология: функция, процесс, условия, причина, констатировать…; специальная терминология: аффикс, фразеологизм, фонема)

— речевые клише (представляет собой, заключается в, состоит из)

Публицистический

Сфера массовой информации (СМИ)

Общезначимые вопросы политики, экономики, культуры и т. д., предназначенные для доступного освещения в прессе, на радио и телевидении,

обсуждения и рассмотрения в парламенте

Привлечь внимание к проблеме, заострить общественно значимый вопрос,

убедить, воодушевить, побудить адресата

Статья, заметка, интервью, репортаж, очерк, фельетон, дискуссия, радиоконферанс, дебаты

— доступность;

— информативность;

— экспрессивность;

— документальность;

— сочетание книжных и разговорных средств языка

— использование слов оценочного характера, риторических вопросов

— использование фразеологизмов

— использование повелительного наклонения

— употребление единственного числа в значении множественного (русский человек всегда отличался смекалко

й)

— абстрактные существительные (совесть, власть)

Официально-деловой стиль

Сфера делопроизводства и официальных отношений

Официальные отношения

Установление официальных отношений

Соглашение, конвенция, переговоры, закон, указ, устав, приказ, протокол, заявление, расписка, доверенность, конституция

— стандартность;

— шаблонность;

— официальность;

— конкретность;

— обобщённо-отвлечённый характер информации;

— безэмоциональность, бесстрастность;

— сжатость, компактность изложения при -информативной насыщенности

-использование клише

— отсутствие средств выразительности

Разговорный

Бытовая сфера общения

Человеческие взаимоотношения

Обменяться разнообразной информацией, установить контакт,

развлечь

Беседа, спор, личное письмо, SMS-сообщение

— спонтанность;

— непринуждённость;

— эмоциональность (премиленький, обалденный)

— оценочность (карапуз, мордуленция, здоровяк), оценочные суффиксы (злЮКа, большУЩий, добрЯК, говорУН, модНИЧАть)

— стремление к экономии речевых средств, использование неполных предложений

-общеупотребительная лексика

— просторечия

— широкое использование местоимений (такое безобразие)

Художественный (язык художественной литературы)

Творческая сфера, литература

Любая

Представить в образной форме с целью эстетического воздействия

Стихотворение, сонет, поэма, ода, повесть, рассказ, роман, басня, баллада, трагедия, комедия, драма…

-образность

— использование изобразительно-выразительных средств

— эмоциональность

— индивидуально-авторский стиль (авторские новообразования)

— совмещение средств всех стилей и разговорной речи, единиц нелитера-

турного языка (жаргон, арго, просторечие, диалекты и т. д.) в художественных

целях

Методическая разработка по русскому языку на тему: Таблица «Стили речи»

 Стили   речи 

Разговорный стиль

Книжные  стили   речи 

Стиль художественной литературы

Основные признаки стиля

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Основные функции

Функция общения

Функция сообщения

Функция сообщения

Функция воздействия

Функция воздействия через художественный образ

Сфера применения

Повседневные беседы, диалоги, записки, письма

Научные труды, учебники, лекции

Постановления, протоколы, заявления и другие деловые документы

Газетные и журнальные статьи, выступления на общественно-политические темы

Поэмы, басни, эпиграммы, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, комедии

Общие особенности стиля

Непринужденность, эмоциональность, выразительность

Точность, ясность, объективность

Официальность, точность, бесстрастность

Эмоциональность, субъективность, непринужденность, выразительность

Художественная образность

Специфическая лексика

Разговорная лексика (вымахал, мешкать, окошко…)

Научная терминология (историческая, математическая, лингвистическая…)

Профессиональная терминология (юридическая, бухгалтерская…)

Общественно-политическая лексика

Широко употребляются слова в переносном значении, устаревшие слова, диалектизмы, просторечия. Иногда писатели намеренно сталкивают лексику различных стилей

Наличие эмоциональной окраски

Основанный на чувстве: гнев, страх, радость…

+

+

Наличие фразеологизмов и их характер

Разговорные фразеологизмы (бить баклуши)

Сочетания терминологического характера

Сочетания терминологического характера и речевые штампы

Пословицы, поговорки, афоризмы

+

Грамматические особенности

Уменьшительно-ласкательные суффиксы; глагольные формы типа стук, бряк… Употребление обращений, обратного порядка слов, неполных предложений

Изобилие сложноподчиненных предложений, часто с несколькими придаточными, широкое употребление обособленных оборотов, уточняющих членов предложения, вводных слов, определенно-личных предложений

Сокращенные слова, аббревиатуры, обозначающие названия организаций и учреждений. Преобладают повествовательные предложения, используются страдательные обороты

Побудительные предложения, распространенные обращения, риторические вопросы, повторы (слов, синтаксических конструкций)

Весь арсенал имеющихся в языке грамматических средств

Таблица «Стилей речи русского языка»

Стиль

Сфера употребления

Цель

Форма реализации

Языковые средства

Особенность синтаксиса

Художественный

Употребление художественной литературы, словесно- художественное творчество.

Воздействие на чувства и мысли читателей и слушателей с помощью созданных образов.

Монолог.

Жанры: проза

поэзия, драма.

Абсолютно любые языковые средства.

Абсолютно любые синтаксические конструкции.

Разговорный.

Обыденная речь, беседа.

Общение, обмен мыслями и чувствами.

Диалог, полилог.

Отсутствует предварительный отбор языковых средств. Наряду с нейтральными словами используется снижение языковых средств, эмоционально отраженные слова, слова в переносном значении, фразеологизмы, разговорные частицы, междометия.

Неполные предложения, слова-предложения, ослабление синтаксических связей между словами, обращения, повторы.

Официально-деловой.

Переписка граждан с учреждениями и учреждений с друг с другом.

Передача информации.

Монолог (чаще письменный).

Существует предварительный отбор языковых средств

Жанры: указ,закон, кодекс,

инструкция и т.д. Лексика нейтральная, только прямое

значение, стандартное клише, составные предложения и отглагольные

существительные.

Развернутые предложения, вводные слова и конструкции.

Научный.

Научные труды,

образование.

Передача результатов, научных исследований.

Монолог.

Есть предварительный отбор.

Жанры:Монография,диссертация, учебник, лекция.

Термины научные,лексика нейтральная, отсутствует эмоционально

окрашенные слова.

Сложные синтаксические конструкции с упорядоченной связью, вводные конструкции,

конструкции с обобщающими родовыми понятиями.

!В. необходимы ссылки на источник информации, цитаты.

Публицистический.

Агитационно-массовая работа.

Воздействие на слушателей,

читателей,

зрителей с целью агитации и пропаганды, формирование

общественного

мнения и

мировоззрения

отдельных граждан посредством

СМИ.

Монолог( устный или письменный).

Широко использует

высокие, торжественные слова и фразеологизмы, эмоционально

окрашенные слова, термины общественно-

политические и морально этические

Жанры: очерк,

статья,

фельетон.

Сложные синтаксические конструкции, восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения

и т.д.

Учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему: Таблица «Стили речи»

Стиль

Сфера употребления

Задача речи

Языковые средства

Разговорный

Неофициальная,

непринуждённая обстановка

(в быту).

Общение (обмен

мыслями, мнениями,

впечатлениями).

Речь эмоциональная, насыщенная языковыми ср-ми субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т. д.).

Лексические ср-ва: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы.

Морфологические ср-ва: междометия, частицы, усиливающие экспрессию, слова с суффиксами эмрциональной оценки, усечённые формы сущ. и глаг.(Нин, Вань, хлоп, прыг и др.).

Синтаксические ср-ва: диалог, неполные пр-я, обращения, вводные слова и вводн. предл-я; побудит., вопросит. и восклиц. предлож, простые бессоюзные предл-я.

Официально-деловой

Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.)

Точная передача деловой информации практического характера

Экспрессия неуместна. Слова употребляются только в прямом значении.

Лексич. ср-ва: слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (граждание, общество, выборы и др.) и отглагольные абстрактные сущ. на -ение (применение, выполнение, обеспечение и др.), языковые штампы: мы, нижеподписавшиеся, с целью ознакомления и др.

Морфологические ср-ва: сложные союзы (ввиду того что; благодаря тому что; между тем как и др.), отыменные предлоги (в целях, в течение, на счёт, в свете и др)., числит., слова должен, обязан, необходимо, а также глаголы в форме инфинитива.

Синтакс-ие ср-ва: прямой порядок слов, повест-ые пр-я, распростр., с причастными оборотами и большим кол-вом однородных членов, выполняющих функцию уточнения.

Научный

Общение в научной сфере жизни (научные труды, учебники, доклады и др.)

Сообщение научной информации

Слова в прямом зн-и, нет эмоциональности, термины, спец-ые фразеологизмы; сложные синтаксические конструкции, в к-ых логические мысли выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми понятиями; много причастных оборотов.

Публицистический

Общественно-политич. жизнь об-ва (митинги, собрания, статьи в газетах, жирналах)

Воздействие наслушателя (читателя) с целью формирования у него определённых отношений к тем или иным проблемам. Ср-во воздействия – логические выводы.

Экспрессивность, эмоциональность, иногда пафос; в журналистике речь более спокойная.

Лексич-ие ср-ва: торжественная лексика (держава, воздвигнуть), многозначные слова, слова в переносном зн-и, эпитеты, гиперболы,метафоры, сравнения (вечно живут, величайшее богатство), сочетание книжных и разговорных слов.

Морф-ие ср-ва: глаголы в повелит. накл., с их помощью формируется прямое отношение автора к читателям.

Синт-ие ср-ва: обращения, риторические вопросы, восклиц-ые пр-я, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях; синтаксический параллелизм предложений; ряды однородных членов, построенных по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов.

Художественный (стиль художественной лит-ры)

Словесно-художественная сфера деят-ти.

Воздействие на читателя, его чувства и мысли путём создания образов, картин жизни.

Все ср-ва выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др. Использование всех типов речи (повествование, описание, рассуждение) и языковых ср-в, присущих другим стилям.

Таблицы для работы на уроках развития речи «Стили речи».

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль – слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный»

Название стиля

Функция стиля

Сфера употребления (жанры)

Художественные особенности

Отличительные черты

Публицистический стиль речи

Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические,  политические,  культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

— логичность,
— образность,
— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

-метафоры,

-эпитеты,

фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.
 
С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему: Таблица «Стили речи. Типы речи.»

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 234 ).

Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.

Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные словаи лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий. Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.

Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений.

Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).

Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

В художественном стиле тип речи рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Таблица «Функциональные стили речи»

Материал предназначен для каждого ученика при изучении стилей речи. В таблице коротко говорится о том, в какой сфере используется каждый из стилей речи, какие имеет отличительные черты, какие жанры включает в себя. В третью,пока пустующую, графу таблицы учащиеся включают примеры текстов разных стилей, которые находят самостоятельно.Таблица используется учениками на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с пятого класса.

Наша речь в официальной обстановке (чтение лекций, выступление на научной конференции или на деловом совещании) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, диалог с родственниками).

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

 

 

Функциональные стили речи

 

Книжные стили:

 

Разговорный стиль

беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение, анекдот

 

 

 

Научный– используется в сфере научной деятельности.

 

Жанры:

учебники по специальности, монография, научная статья, аннотация, реферат, конспект, тезисы, курсовая работа, лекция, дипломная работа, диссертация, доклад.

 

Отличительная черта – четкость и логичность изложения, а также отсутствие выражения эмоций.

 

Официально-деловой — служит для передачи информации в сфере управления.

 

Жанры:

документы, деловые письма, отчеты, приказы, распоряжения, договоры, указы, деловые беседы.

 

Отличительная черта – стандартность.

 

Публицистический — используется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определенным образом воздействовать на мысли или чувства людей, заинтересовать их или в чем-либо убедить.

Жанры:

парламентское выступление, репортажи, интервью, очерк, фельетон, дискуссионное выступление, информационная заметка.

 

Отличительная черта – выразительность и эмоциональность.

 

Литературно-художественный — поскольку литература отражает все сферы жизни человека, она может использовать средства любых стилей литературного языка, а при необходимости не только их, но и диалекты, жаргоны и просторечие. Основная функция языка художественной литературы – эстетическая.

Жанры:

роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, стихотворение, поэма, баллада.

 

Отличительная черта – творческое самовыражение художника слова.

 

 

 

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *