Стили речи таблица 10 класс – Методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему: Групповая технология на примере фрагмента урока русского языка по теме «Функциональные стили речи».

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Разработка урока в 10 классе на тему «Стили речи» по сингапурской методике.

 

Урок по русскому языку в 10 классе  

Тема урока: «Функциональные стили речи»

 Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

1. Образовательные:

-вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

 изученное.

2. Развивающие:

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: —анализ, синтез, группировка, обобщение.

 Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема),  мультимедийное оборудование.

Ход урока

    1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

 Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим  вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

      2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

        Общие вопросы по теме задаваемые группам (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

— Как вы понимаете слово стиль?

— Однозначное ли это слово?

(Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Слово учителя (после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова)

  Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

   В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

  Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки»,  а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

  

Стиль

Функция

Особенность

Пример

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный Стиль художественной литературы.

 

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

 Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

 

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

— Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— Догадываюсь.

— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

   

Слово учителя: 

 Из курса средних классов вы знаете, что в русском языке выделяют следующие  стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный. Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать о каком стиле идет речь. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин).

Задание .  Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.(научный стиль)
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.(официально- деловой стиль)
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.(разговорный стиль)
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.(публицистический стиль)
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.(художественный стиль).

 (Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.

3. Этап повторения(изучения) материала по теме урока. 

Слово учителя:

 Если вы обратили внимание, на каждом столе лежит таблица. Теперь употребляя эту таблицу и вспоминая знания полученные ранее вы должны будете приготовить сообщение об одном из стилей.(Учитель преподносит листочек с названием стилей , один из участников группы вытягивает листочек, и группа готовит сообщение об этом стиле)

Изучение таблицы учащимися. Каждая группа рассказывает об одном из стилей (по выбору учителя) используя таблицу и материал презентации. Для подготовки сообщения каждой группе дается 3-5 мин. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

(Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

 Слово учителя:

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

(Обсуждение вопросов в группах в течение 1мин, и ответ одного участника. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

Вопросы:

1.Вы пишете обзор с основными характеристиками   (научный стиль)

2.Вы пишете продающий текст  (разговорный стиль)

3.Вы пишете seo-статью для блога  (публицистический стиль)

4.Вы пишете гипнотический текст  (художественный стиль)

5.Вы пишете коммерческое предложение  (официально-деловой стиль)

 

4. Этап проверки знаний учащихся.

     Каждый из учащихся получает по одному  примеру текста. (ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН/ СТЭНД ЭН ШЭА для мозгового штурма)

    Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

      Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

      – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

5. Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

     11.Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что   исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный)

5. Этап подведения итогов урока.

Слово учителя:

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

       Почему в языке не может быть один стиль?

 

  1. Домашнее задание. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

книжный

 разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Урок русского языка «Функциональные стили речи» 10 класс

Урок русского языка в 10 классе

Тема: «Функциональные стили речи».

Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся по стилистике;

2) формировать умение читать и понимать текст разных стилей и анализировать его;

3) воспитывать бережное отношение к слову.

Оборудование: 1) компьютеры; 2) медиапроектор; 3) презентация по теме урока; 4) программы: а) тренировочно-обучающая; б) текстовый редактор.

Тип урока: урок – исследование.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1)

Учитель: Функциональный стиль – это разновидность русского языка, выполняющая определённую функцию в общении. Цели нашего урока:

1) научиться определять стиль текстов;

2) научиться анализировать тексты разных стилей;

3) научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты. (Слайд № 2)

II. Рефлексия.

1.Что такое стиль? ( Учебник, стр. 196 + словарь)

2. Это однозначное или многозначное слово?

►Запись в тетради: Стиль – 1) характерный вид, разновидность чего – нибудь, выражающаяся в каких – нибудь особенных признаках; 2) метод, приёмы работы, поведения; 3) способ летосчисления.

Учитель: Стиль – это направление в архитектуре (Слайд №3), в музыке (Слайд №4), в общении (Слайд № 5), в одежде (Слайд № 6), в живописи (Слайд №7), в литературе (Слайд №8).

Учитель: Прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, поработаем со словами.

III. Словарная работа.

1. Начинаем игру «Узнай слово!» (Слайд № 9)

Задание: по лексическому значению определите задуманное слово.

  1. Разговор двух или более лиц. (Диалог.)

  2. Одинаковое начало нескольких соседних предложений. (Анафора.)

  3. Тип речи, при помощи которого доказывается какая – либо мысль. (Рассуждение.)

  4. Обратный порядок слов в предложении. (Инверсия.)

5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос.)

  1. Повторение слов в конце соседних, смежных предложений. (Эпифора.)

  2. Замена названия предмета описательным оборотом. (Перифраза.)

  3. Стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей через СМИ. (Публицистический стиль.)

  4. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. (Текст.)

2. «Зарядка для ума». Тест по теме «Правописание гласных и согласных в корне».

IV. Рефлексия.

1.Что такое стиль в языке? (Слайд № 10 )

►Запишите определение в тетради.

2.На какие группы делятся стили речи? (Слайд № 11)

3.Как взаимодействуют две группы стилей речи? (Слайд №12)

— Перед вами – стилистическая парадигма, представляющая постоянное взаимодействие книжной и разговорной речи. Общая область – свидетельство близости, принадлежности к одному и тому же языку.

4. Что такое текст? (Слайд № 13) Работа с учебником, стр.144.

5. Вспомним признаки текста (Слайд № 14).

V. Целеполагание.

— Послушайте текст. ( Чтение псевдотекста.)

Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он ведь тоже закат. И восход. А если интеллигентность будет мешать ему? Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь!

— Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст. (Слайд № 15)

Учитель: На примере этого псевдотекста мы поработаем над понятием «Стили речи».

VI. Практическая работа.

Что мы должны учитывать при определении стиля? (Слайд № 16)

Назовите наиболее важные признаки каждого стиля. ( По таблице.)

— Определим общие цели нашей работы (Слайд № 17).

В классе работают три группы: I группа – официально – деловой стиль;

II группа – публицистический стиль; III группа – художественный стиль. Вспомним черты этих стилей (Слайды № 17,18,19). Определим конкретные цели нашей работы (Слайд № 20).

Задание: в папке «Обмен» на Server найдите псевдотекст. Удалите из него лишнее, не относящееся к тексту заданного стиля. Докажите принадлежность текста к заданному стилю. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

VII. Проверка работы.

►Отчёт каждой группы о результатах работы по плану.

План.

1. Стиль речи. 2. Сфера общения. 3. Функция речи. 4. Стилевые черты. 5. Языковые средства. 6. Жанр речи.

I группа. (Слайд № 21) – Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948 года.

Вопросы: 1) В какой сфере общения может использоваться данный текст? 2) Какова функция речи? 3) Назовите стилевые черты текста. 4) Какие языковые средства использованы в этом тексте? 5) Определите жанр этого текста.

Декларация – официальное, программное заявление.

Вывод. Официально – деловая речь – один из важнейших стилей русского литературного языка, играющий большую роль в жизни общества. Он строг, официален и по-своему выразителен.

II группа. (Слайд № 22)- отрывок из статьи Д.С.Лихачёва «Письма о главном».

Вопросы:1) Какова задача текста? ( Дать понятие о том, что такое интеллигентность.) 2) Какова функция речи? 3) Назовите стилевые черты текста. 4) Каков жанр текста? 5) Какие языковые средства использованы в данном тексте?

Интеллигентность – образованность, культура. О каком значении слова говорит академик Д.С.Лихачёв?

Вывод. Публицистику называют летописью современности, т.к. она обращена к актуальным проблемам общества.

III группа. (Слайд № 23)

Вопросы: 1) Каков жанр текста? 2) Как вы определили, что это стихотворение? 3) Какова функция текста? 4) Какие художественные средства использует автор? 5) Какую параллель проводит автор в стихотворении?

Вывод. В художественном стиле слово переводит понятие в образ. Художественный стиль выполняет функцию эмоционально – образного воздействия на человека.

VIII. Редактирование.

Учитель читает.

«Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца:

— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

— Дело в том, что в яблоках есть разные химические вещества, в том числе железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом в химическую реакцию, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет.

Некоторое время царит тишина. Потом ребёнок робко спрашивает:

— Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»

— Какими средствами создаётся комический эффект в этом лингвистическом анекдоте?

Учитель: Нормы функционального стиля – также важная его характеристика. Стилистические нормы действуют в каждом стиле и определяют употребление в нём слов, выражений и форм. Смешение стилей – одна из причин стилистических ошибок.

Задание 1.Устраните стилистические ошибки в данных примерах (Слайды № 24,25)

Задание 2.Помогите человеку устроиться на работу. Исправьте ошибки в заявлении.

Дорогому товарищу директору

мебельной фабрики Николаеву И.П.

от уважающего Вас Иванова Н.И.

заявление.

Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать, потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею. С глубоким почтением.

Иванов.

IX. Игра «Кубики».

Задание: постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его. (Слайды № 26,27)

1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой.

2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно.

3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная речь, публицистика, офицально-деловой стиль, научная проза, разговорная речь.

4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий.

5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными стилями.

6. А это требует неустанного внимания к языку.

7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные, художественные, публицистические произведения.

Учитель: Процесс постижения родного языка неиссякаем, т.к. нескончаемы богатства русского языка. Знать родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство. Знать язык – значит знать секреты грамотного письма.

X. Интерактивный диктант.

Учитель: Ребята, откройте «Моё сетевое окружение»/ Server/ «Обмен». В папке «Обмен» вы найдёте интерактивный диктант.

►Работа с отрывком из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

XI. Подведение итогов урока.

Обращение к целям урока.

1. Научиться определять стиль текстов.

2. Научиться анализировать тексты разных стилей.

3. Научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты.

— Достигли ли мы целей урока?

— Чему мы научились на уроке?

XII. Домашнее задание. (Слайд № 28)

1. Учебник, стр. 196 – 197

2. Упр. 338.

3. Загляните на сайт в Интернете.

Адрес:http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ.

Урок по русскому языку в 10 классе. Тема урока: «Функциональные стили речи»

Урок по русскому языку в 10 классе.

Урок по русскому языку в 10 классе  

Тема урока: «Функциональные стили речи»

 Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

1. Образовательные:

-вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

 изученное.

2. Развивающие:

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: —анализ, синтез, группировка, обобщение.

 Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.

Ход урока

  1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим  вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

      2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

        Общие вопросы по теме задаваемые группам (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

— Как вы понимаете слово стиль?

— Однозначное ли это слово?

(Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Слово учителя (после ответов участников групп учитель более точно дает определение и историю происхождения этого слова)

  Слово стиль происходит от греческого «стилос» – палочка с заостренным концом для письма на дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если нужно было стереть написанное. Древнеримский поэт Горации советовал «почаще перевертывать стиль», то есть стирать написанное, чтобы написать еще лучше. Так появилось новое, переносное значение слова стиль – манера письма, способ изложения, слог. В этом новом значении слово заимствовано всеми европейскими языками.

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Знаете ли вы, что ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки»,  а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

  

Береза

  1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный Стиль художественной литературы.

 

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

 Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

 

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

— Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— Догадываюсь.

— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

   

Слово учителя:

Из курса средних классов вы знаете, что в русском языке выделяют следующие стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный. Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать о каком стиле идет речь. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин).

Задание . Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.(научный стиль)

  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.(официально- деловой стиль)

  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.(разговорный стиль)

  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.(публицистический стиль)

  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.(художественный стиль).

 (Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.

3. Этап повторения(изучения) материала по теме урока.

Слово учителя:

Если вы обратили внимание, на каждом столе лежит таблица. Теперь употребляя эту таблицу и вспоминая знания полученные ранее вы должны будете приготовить сообщение об одном из стилей.(Учитель преподносит листочек с названием стилей , один из участников группы вытягивает листочек, и группа готовит сообщение об этом стиле)

Изучение таблицы учащимися. Каждая группа рассказывает об одном из стилей (по выбору учителя) используя таблицу и материал презентации. Для подготовки сообщения каждой группе дается 3-5 мин. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

(Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Слово учителя:

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

(Обсуждение вопросов в группах в течение 1мин, и ответ одного участника. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

Вопросы:

1.Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)

2.Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)

3.Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)

4.Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)

5.Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

 

4. Этап проверки знаний учащихся.

  Каждый из учащихся получает по одному примеру текста. (ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН/ СТЭНД ЭН ШЭА для мозгового штурма)

Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

      Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

      – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

5. Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

11.Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный)

5. Этап подведения итогов урока.

Слово учителя:

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

       Почему в языке не может быть один стиль?

 

  1. Домашнее задание. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

10 класс. Стили и типы речи

Литературный язык, как известно, характеризуется прежде всего кодифицированностью норм, хотя и существует как в письменно-книжной, так и в устно-разговорной формах. Иными словами, это язык, обладающий устоявшимися нормами, обязательными для его носителей. Тем не менее, сферы употребления литературного языка могут быть разными, а потому, исходя из целей речевого общения, выделяют стили, то есть функциональные разновидности литературного языка. Ключевое слово здесь — функциональные, так как стили отражают особенности функционирования языка в определённой сфере.

Традиционно выделяют пять стилей речи.

  1. Разговорный стиль употребляется в повседневном бытовом общении, чаще всего в диалоговом. Отличается эмоциональностью, экспрессивностью, оценочностью суждений. Используются такие языковые средства, как слова с суффиксами субъективной оценки, модальные слова, неполные предложения, междометия, повторы. Важную роль при использовании разговорного стиля играют мимика и жесты говорящего. 
  2. Научный стиль употребляется там, где требуется максимальная достоверность высказываний: в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках. Существует преимущественно в монологической форме. Отличается точностью, логичностью, доказательностью. Используются такие языковые средства, как специальная лексика (термины), абстрактные существительные, глаголы в форме множественного числа, слова категории состояния, прямой порядок слов, вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли. 
  3. Официально-деловой стиль употребляется в сферах законотворчества и законодательства, официального общения, делопроизводства, административной деятельности. Существует преимущественно в монологической форме. Отличается точностью, строгостью и императивностью высказываний. Используются речевые клише (языковые штампы), деловая лексика, прямой порядок слов, отглагольные существительные, сложные несокращённые слова, глаголы в повелительном наклонении. 
  4. Публицистический  стиль  служит для воздействия на массовое сознание, прежде всего — средствами массовой информации. Реализуется в жанрах репортажа, очерка, интервью, диспута, фельетона, имеющих цель сформировать определённое отношение к общественным проблемам. В публицистическом стиле логичность высказываний соседствует с призывностью, используются как общепонятная терминология, так и эмоционально-оценочная лексика, цитаты, пословицы и поговорки, риторические вопросы и обращения, слова с подчёркнуто положительным или подчёркнуто отрицательным значением. 
  5. Художественный (стиль художественной литературы) употребляется в художественных произведениях, в которых жизнь отражается путём создания художественных образов. Служит для воздействия на воображение и чувства читателей. Используется широкий спектр языковых средств, в первую очередь лексических и синтаксических. 

Стили не следует путать с типами речи. Выделяют три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Описание, как правило, относится к статичной картине. В описании изображается предмет или явление путём перечисления его качеств, признаков, поэтому преобладают прилагательные и сравнения.

Повествование — это рассказ о событии через действия в их временной последовательности. В повествовании преобладают глаголы. 

Рассуждение — это словесное изложение какой-либо мысли, идеи. Рассуждение содержит тезис (мысль, которую нужно доказать), аргументы и вывод. 

Таблица стилей речи — Русский язык

Организация работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.

Августин Аврелий

Сейчас  уделяется   серьезное  внимание   обучению  и  воспитанию  одаренных  детей  и  молодежи,  являющихся  существенным  резервом  развития   и интеллектуальным  потенциалом   Республики  Казахстан . Работа  с ними,  позволяющая  раскрыть и   развивать  возможности  творческой  личности, становится   одним  из  основных  направлений   государственной    политики  в  области  образования.

 Выявить  и поддержать   наиболее  способных   учащихся  помогают   республиканские  олимпиады, соревнования  научных  проектов,  конкурсы, интеллектуальные  марафоны. Многие учителя  выработали  содержательные   педагогическое  подходы,  позволяющие  формировать  самостоятельность  и  активность  одаренных   детей,  развивать  их  творческое  способности   стимулировать  учебное- познавательную  и научно- исследовательскую  деятельность  школьников,  создавать  условия    для  самореализации  личности.

            Прежде всего,  учителям, работающим с такими детьми, важно провести отбор содержания образования, в котором  разумно сочетался бы базисный и дополнительный материал, составить специальную программу, отличную от тех, по которым занимаются ученики в обычной массовой школе. Программа  должна предусматривать систему усложняющихся заданий, направленных на развитие творческих способностей, логического мышления, устойчивой мотивации к учению и самообразованию, формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности.

            Первое требование к программе – усложнение содержания за счет углубление материала.

Что нужно учителю и ученику при подготовке к олимпиаде?

Основные виды словарей

Тесты по русскому языку

Задания районных, городских, республиканских олимпиад по русскому языку

Справочник Розенталя о спорных случаях  русской грамматики, орфографии, орфоэпии

Образцы лингвистического анализа текстов

Книги по стилистике

Научно-популярная литература по лексике, словообразованию, этимологии, синтаксису русского языка

Современные журналы по русскому языку

Основные виды разборов

Школьные учебники по русскому языку и т.д.

Углубление материала за счёт факультативных занятий. На дополнительных занятиях особое внимание уделяется максимально глубокой проработке изученной темы. В основном учащиеся выполняют домашние задания на специальных тетрадях.    

Второй пункт специальной подготовки к предметной олимпиаде — задания должны быть не только однонаправленные, но и творческие, альтернативные. Например:

 

            В последнее время широко практикуется использование регионального компонента при подготовке школьников к олимпиадам, конкурсам, научным конференциям. Поэтому для каждого конкретного региона Казахстана стала актуальной проблема его теоретической и практической разработки и реализации в  содержании образования  через обращение к истории, географии, языку, литературе родного края, использование духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию учащихся. Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассных занятий, бесспорно, вызывает интерес учащихся, дает богатый материал для исследовательской творческой деятельности, нацеливает на самостоятельный поиск.

Результаты опроса свидетельствуют о большом интересе школьников к такому материалу: как они живут, какова история родного края, сколько прекрасных легенд и мифов связано с малой родиной. Региональный компонент становится темой исследований, научных проектов, докладов, рефератов. Использование его в работе со школьниками служит благодатной почвой для воспитания настоящего гражданина, патриота своей страны.

Нужно подготовить  задания для олимпиад, в которых предусмотрены вопросы с опорой на региональный компонент. Примерная тематика сочинений, темы для развития речи при подготовке к олимпиаде или  научно-исследовательской работе, например такие: «Наши знаменитые земляки», «Литературная карта нашего края», «Улицы  города говорят», «Певец земли казахской», «Наш край в судьбах замечательных людей».                                                   

Язык- одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества.

Олимпиада по русскому языку в школах с казахским языком обучения традиционно провидится в два тура. Первый тур — «Письмо и Слушание», второй — «Чтение и Говорение». В совокупности оба тура должны актуализировать у участников все виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Выявление знаний на уровне системно-структурных особенностей русского языка должно быть отнесено ко второму туру и не ограничено программным материалом старших классов.

В первом туре. «Письмо и Слушание» предлагается выполнение письменной работы — изложения. Высшая оценка данного тура — 50 баллов. 25 баллов за воспроизведение текста и 25 баллов за грамотное изложения текста. Обязательные требования к работам тура: минимум орфографических и пунктуационных ошибок, чистота, отсутствие исправлений.

ЗАДАНИЕ для тура «Письмо и Слушание»

Тексты для изложений в данном туре (во всех классах) в Республиканской олимпиаде обычно  выбирают из произведений русских писателей XIX и XX в.в.

Задание — подробное изложение художественного текста. Перед написанием изложения важно напомнить участникам общую стилевую задачу, которую они, воссоздавая текст, решают вслед за писателем; для художественного текста это — нарисовать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение. 

           

При подготовке к письменному туру Задания, как правило, выполняются на основе текстов познавательного характера, интересных по содержанию и форме. Они могут быть такими:

Озаглавьте текст. Составьте его план.

Определите тему, идею, тип, стиль, речи. Обоснуйте свое мнение.

Докажите, что данный текст – повествование с элементами описания.

Какие художественно-изобразительные средства использовал автор?

Приведите примеры.

Какие из приведенных слов являются нейтральными, а какие имеют стилистическую окраску (мальчуган, струхнуть, автобус и т.д). Найдите такие слова в тексте.

Поставьте ударения в словах.

Выберите правильный вариант произношения.

Объясните значение фразеологизмов.

Замените фразеологизмы одним словом.

Подберите  однокоренные  слова  и формы  слова.

Подберите  антонимы ,  а затем  синонимы,  к заданным словам.

Подберите  к 2-3  глаголам  синонимы, образуйте  синонимические  ряды.

Сделайте   перевод  одного  абзаца на  казахский  язык.

 

 

Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:

  • Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?

  • Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?

  • Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?

  • Какие средства языка использованы? 

В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.   Последний вид – изложение-рассуждение.

Этот вид работы больше всего затрудняет учащихся. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».  Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:

  • выделение в тексте всех компонентов рассуждения;

  • уточнение основной мысли высказывания;

  • построение рассуждений со сложной аргументацией;

  • отбор языковых средств;

  • воспроизведение текста от третьего лица;

  • построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного. 

Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает учащихся к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания. 

Кратко или подробно нужно излагать текст?  Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.  Учащийся вынужден писать кратко, если:

  • не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;

  • обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста. 

На олимпиаде требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) – трех стандартных страницах.

Общие положения

Три этапа изложения:

  • первое прослушивание (2 минуты)

  • перерыв (3-4 минуты)

  • второе прослушивание (2 минуты)

итого: 7-8 минут на написание изложения в черновик.

Как записать? Пути решения:

  • Вы не успеваете писать быстро, то во время записи пропускаете ненужные слова и записываете только ключевые слова, без которых текст не будет понятен.

  • Использовать разные сокращения, различные символы и другие способы.

Символы и сокращающие слова:

  • например: который- /. Это слово часто встречается в предложениях, заменив его на знак, вы значительно сократите время.

  • Например: дружба- Др., Земля- З., Любовь- Л., Война- В.

  • Например-  совершенствоваться- соверш-ся, делать- де-ть и так далее.

  • Не придумывайте много сокращений, так как можете забыть их знчение.

Способы обобщения:

Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на защиту города. →Все вышли на защиту города.

1. После прослушиваний и вашей записи изложения в черновик точно определите микротемы (абзацы).

2. Прочитать внимательно текст, убрать лишнее и определите, где заканчивается определенная мысль и начинается новая (каждый абзац имеет определенную мысль).

3. Разделив на абзацы, ещё раз прочитайте текст и задайте себе вопросы:

Передаёт ли первый (2) (3) абзац определённую мысль?

Полностью ли отражает моё изложение смысл текста (мысль автора)?

4. После этого проверьте изложение на грамматические и орфографические  ошибки.

5. Перепишите изложение на чистовик.

           

            В республиканском семинаре, который проходил в Таразе весной 2015 года, учителям сделали замечание насчет синтаксического разбора. Не всегда соблюдается порядок данного разбора. Предлагаю вашему вниманию порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Я пожалел, что я не художник, который может отобразить всю прелесть весеннего утра.

1. Данное предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации не восклицательное, по количеству грамматических основ сложное, союзное,  сложноподчиненное, состоит из главного предложения (Я пожалел…) и двух придаточных предложений: изъяснительного (… что я не художник…) и определительного (…который может отобразить всю прелесть весеннего утра.) средством связи придаточного изъяснительного с главным является подчинительный союз «что, перед которым ставится запятая, придаточного определительного с придаточным изъяснительным – союзное слово «который», перед которым ставится запятая.  Вид подчинения последовательный.

2.  Первое простое предложение (главное) по составу грамматической основы двусоставное, по наличию или пропуску второстепенных членов нераспространенное, по наличию или пропуску каких-либо членов полное, неосложненное.

(кто?) я – подлежащее, выраженное личным местоимением;

(что я сделал?) пожалел – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном  наклонении.

 

            Второе простое предложение (придаточное изъяснительное) по составу грамматической основы двусоставное, по наличию или пропуску второстепенных членов нераспространенное, по наличию или пропуску каких-либо членов полное, неосложненное.

            (кто?) я — подлежащее, выраженное личным местоимением;

            (кто я такой?) не художник – составное именное сказуемое, состоящее из нулевой связки именной части, выраженной именем существительным.

 

            Третье простое предложение (придаточное определительное),  по составу грамматической основы двусоставное, по наличию или пропуску второстепенных членов распространенное, по наличию или пропуску каких-либо членов полное, неосложненное.

(кто?) который – подлежащее, выраженное относительным местоимением;

            который (что может сделать?) может отобразить – составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола «может» и основного глагола, выраженного глаголом в форме инфинитива;

            может отобразить (что?) прелесть – прямое дополнение, выраженное именем существительным;

            прелесть (какую?) всю – согласованное определение, выраженное определительным местоимением;

            прелесть (какую?) утра – несогласованное определение, выраженное именем существительным;

            утра (какого?) весеннего – согласованное определение, выраженное относительным прилагательным.

 

3.

[      ], ( что ), (который ).

 Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;

По плечу молодцу всё тяжёлое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое! И Никитин

 

 Синтаксические средства   («Утро»)

Использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемые, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно; например: «меркнут и гаснут звёзды», «стоит, улыбается лес», «встаёт, блестит солнце».

 

Инверсия главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало            предложения.

«Дремлет чуткий камыш», « Пронеслись утки с шумом и скрылись», «Едет пахарь с косой». Инверсия  второстепенных членов также способствуют выразительности:

«тропинка росистая», «роса серебристая»

Повтор: «Едет пахарь с косой, едет – песню поёт», птички – птички, далеко – далеко.

         Морфологические средства

Имена существительные (их большинство)…

Прилагательные придают тексту выразительность…

Использованы глаголы, показывая жизнь в движении…

Использованы глаголы настоящего времени несовершенного вида, с помощью которых создаётся  картина вечного движения в природе….

Использованные глаголы совершенного вида (заденешь, брызнул, потянул) подчеркивают результативность действия…

         «Утро»

Фонетический строй стихотворения

Гласные [а], [э], [и], [о] будто помогают «увидеть», как белый пар по лугам расстилается, «услышать», как далеко-далеко колокол звенит.

Согласные передают шум, шуршание летнего утра[с], [с’], [ш]

         Лексические средства: олицетворение, эпитеты, метафоры.

 Если работа участника отборочного этапа не будет отвечать данным требованиям, то она не будет включена в состав конкурсных работ заключительного этапа.

Конспект урока по русскому языку «Стили речи» 10 класс

Конспект урока по русскому языку по теме: «Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи».

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока:

Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

Ход урока.

1.Оргмомент. Мобилизация внимания. Определение задач урока.

2.Вступительное слово учителя.

Нескольких уроков мы доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональная стилистика.

1.Определите стиль по признакам.

  1. Логично (последовательно и аргументированно), точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний.

  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

  5. Через систему художественных образов в форме речевого произведения повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

2. Выпишите слова по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.

  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

3. Заполните таблицу.

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

4. Самостоятельная работа. Даны тексты. Прочитайте и выполните задания письменно.

1 вариант.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

Л.Щерба. Безграмотность и её причины

2 вариант.

У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, — на малых речках.

В.Песков. Отечество

Проанализируйте тексты публицистического стиля и докажите, что они

а) написаны на общественно значимую, злободневную тему;

б) адресованы массовому читателю;

в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств.

Докажите,что для текстов характерна прямая и открытая оценка, в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;

Найдите языковые средства, формирующие экспрессивность текста: выразительные эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п..

Найдите характерные для публицистического стиля обобщённые и общественно-значимые понятия.

Урок русского языка для 10 класса «Стили речи.Официально-деловой стиль»

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Организовать деятельность учащихся по повторению сведений о стилях речи.

  • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

2. Развивающие:

  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

  • закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование: на доске схема — «Кластер», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема), презентация (Приложение 2).

Ход урока

  1. Орг.момент.

2. Этап целеполагания

Учитель: Народная мудрость гласит: «Повторенье — мать ученья». Что нам даст повторение?

Ответ: Сможем возобновить в памяти изученный когда-то материал; кто что-то не знал — выучит; т. е.повторяя мы будем работать на свое будущее, т. к. знания, умение правильно и хорошо говорить — залог успешной карьеры, учебы.

3. Сегодня на уроке мы коснёмся темы , без которой в жизни обойтись просто невозможно.

Определите её.

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, —
Нужно стили речи знать!

Итак – это СТИЛИСТИКА. И более конкретно мы остановимся на стилях речи. У каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

4. Формулирование целей учащимися

Итак ,какие задачи стоят перед нами?

(Обращение к целям урока.)

Повторить сведения о стилях речи.

Актуализировать знания о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

Закрепить умение определять стиль речи.

Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

И попробуем обратиться к одному из жанров официально-делового стиля – автобиографии.

5.Повторение изученного материала о стилях речи.

Просмотр презентации о стилях 1- 9 слайды.

Заполнение таблицы – схемы во время просмотра .

hello_html_160b00f5.png

В зависимости от цели общения выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь

6. Вспомните , какие стили речи вы знаете?

Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран.

Продолжение презентации.

7. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

«Давай посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

Работа с текстом 2 .Определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:

  • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)

  • «Ведь я — сочинитель» (Блок)!

  • «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)

  • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)

  • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)

  • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!

  • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)

  • «Панихидный справляя пляс» (Есенин).

  • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)

  • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –

  • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)

  • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели — воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» — это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» — это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Обратимся к стихотворению № 3.

Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Помогут достойно отнестись к данному бедствию,
Оценить справедливо это недоразумение!

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Ребята, перед вами текст № 7:

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

8. Мотивация.

Когда я готовилась к нашему уроку, я думала о том, какие вы, мои ученики. Бесспорно, что в «я» каждого из вас, таком многоликом, интересном, в разные периоды жизни важным становится разное.
Давайте представимся друг другу. Я – взрослый человек, учитель… А вы? Назовите хотя бы несколько ваших «я».
(Я – молодой человек, я – ученик, я – художник…)
Умный человек сказал :«Познай самого себя и через это познай мир». Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя – свое место в жизни, свой внутренний мир. Вы согласны с ним?


А как можно познать самого себя?
(Это значит подумать о себе, оценить свои поступки, вспомнить свою жизнь.)

9.Беседа.
Учитель

У футуристов в начале XX века был замечательный лозунг: «Мы – лицо нашего времени!».
Подумайте: а вы могли бы так сказать сегодня?


Да, как из маленьких капель состоит океан, так из множества лиц и личностей составляется портрет нашего времени. Расправьте плечи, поднимите выше голову, ведь мы можем гордо сказать: «Мы – лицо нашего времени!».

Русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, – это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?

10. Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?
Это дневники, Это мемуары, или воспоминания, автобиографии.

Развитие жанра автобиографии связано с самопознанием, открытием своего «я». Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность, как человек своего времени.
Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию?

Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя, добавить штрих к портрету своего времени.

Давайте вместе сформулируем цель этого этапа урока.

«Мы – лицо нашего времени». Автобиография.

11.Написание автобиографии.

12. Итог урока

Прочитайте, пожалуйста, свои автобиографии.
Красивое, умное, доброе лицо нашего времени…
Интересные судьбы, лица. Я верю, что мы будем гордиться тем, что живем в одно время.
Здорово, что в 17 лет вы так много успели в жизни, но впереди еще много вершин, которых можно достичь.
Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы будете открывать в себе новые удивительные черты и качества, и я надеюсь, что сегодняшний урок – еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга собственной жизни – автобиография, дневник или мемуары – будет содержательной и грамотно, красиво написанной!

7. Домашнее задание

Напишите свою литературную автобиографию.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *