Стилевые черты речи художественного стиля речи – Стилистические особенности художественного стиля. Художественный стиль речи, его отличительные черты и основные свойства

Содержание

характеристика, основные стилевые черты, примеры

На школьных уроках литературы все мы в свое время изучали стили речи. Однако мало у кого осталось в памяти что-либо по данному вопросу. Предлагаем вместе освежить эту тему и вспомнить, что такое литературно-художественный стиль речи.

Что такое стили речи

Прежде чем говорить более подробно о литературно-художественном стиле речи, нужно понять, что это вообще такое — стиль речи. Кратко коснемся данного определения.

Художественная литература

Под стилем речи необходимо понимать особые речевые средства, которые мы используем в определенной ситуации. Эти средства речи всегда несут особую функцию, а потому их называют функциональными стилями. Другое часто встречающееся название — языковые жанры. Иными словами, это набор речевых формул — или даже клише, — которые применяются в разных случаях (как устно, так и письменно) и не совпадают. Это речевая манера поведения: на официальном приеме у высокопоставленных лиц мы говорим и ведем себя так, а встретившись с компанией друзей где-нибудь в гараже, кино, клубе — совсем иначе.

Функциональных стилей всего выделяют пять. Кратко охарактеризуем их ниже, прежде чем приступать подробно к интересующему нас вопросу.

Какие бывают стили речи

Как уже было сказано выше, стилей речи пять, однако некоторые считают, что есть еще и шестой — религиозный. В советское время, когда выделялись все стили речи, изучение данного вопроса не проводилось по понятным причинам. Как бы то ни было, официально функциональных стилей пять. Ниже рассмотрим их.

Научный стиль

Используется, разумеется, в науке. Его авторы и адресаты — ученые, специалисты в какой-то конкретной области. В письменном виде тексты данного стиля могут встречаться в научных журналах. Этот языковой жанр характеризуется наличием терминов, общих научных слов, абстрактной лексики.

Публицистический стиль

Как нетрудно догадаться, живет в средствах массовой информации и призван воздействовать на людей. Именно люди, население является адресатом этого стиля, который характеризуется эмоциональностью, лаконичностью, присутствием общеупотребительных фраз, часто — наличием социально-политической лексики.

Разговорный стиль

Как можно понять по его названию, является стилем общения. Это преимущественно устный языковой жанр, он необходим нам для простой беседы, выражения эмоций, обмена мнениями. Для него характерна разговорная, просторечная порой даже лексика, экспрессивность, живость диалогов, красочность. Именно в разговорной речи часто наряду со словами фигурируют мимика и жесты.

Официально-деловой стиль

В основном является стилем письменной речи и используется в официальной обстановке для оформления документов — в сфере законодательства, например, или делопроизводства. С помощью этого языкового жанра составляются различные законы, приказы, акты и прочие бумаги подобного характера. Узнать его легко по сухости, информативности, точности, наличию речевых клише, отсутствию эмоциональности.

Написание произведений

Наконец, пятый, литературно-художественный стиль (или просто — художественный) представляет собой предмет интереса данного материала. Так что о нем подробнее далее и поговорим.

Характеристика литературно-художественного стиля речи

Итак, что это такое — художественный языковой жанр? Исходя из его названия, можно предположить — и не ошибиться, — что он используется в литературе, конкретно — в художественной. Это действительно так, данный стиль — язык текстов художественной литературы, язык Толстого и Горького, Достоевского и Ремарка, Хемингуэя и Пушкина… Основная роль и цель литературно-художественного стиля речи — воздействовать на умы, на сознание читателей таким образом, чтобы те начали размышлять, чтобы оставалось послевкусие даже по прочтении книги, чтобы о ней хотелось думать и возвращаться к ней снова и снова. Этот жанр призван передать читателю мысли и чувства автора, помочь увидеть происходящее в произведении глазами его создателя, проникнуться им, прожить вместе с героями их жизнь на страницах книги.

Разновидности литературы

Текст литературно-художественного стиля тоже эмоционален, как и речь его разговорного «собрата», однако это две разные эмоциональности. В разговорной речи мы освобождаем свою душу, свой мозг с помощью эмоций. Читая же книгу, мы, напротив, напитываемся ее эмоциональностью, которая выступает здесь в качестве некоего эстетического средства. Подробнее о тех признаках литературно-художественного стиля речи, по которым его совсем нетрудно распознать, мы расскажем далее, а пока остановимся коротенько на перечислении тех литературных жанров, которым свойственно использование вышеупомянутого стиля речи.

Каким жанрам присущ

Художественный языковой жанр можно встретить в басне и балладе, оде и элегии, в повести и романе, сказке и новелле, в очерке и рассказе, эпопее и гимне, в песне и сонете, поэме и эпиграмме, в комедии и трагедии. Так что и Стефан Цвейг, и Михаил Ломоносов, и Иван Крылов — все в равной степени могут служить примерами литературно-художественного стиля речи, невзирая на то, насколько разные произведения они писали.

Немного о функциях художественного языкового жанра

И хоть мы уже озвучили выше, какая задача является для данного стиля речи основной, все же приведем все три его функции.

Полезные книги

Это:

  1. Воздействующая (а сильное воздействие на читателя достигается с помощью хорошо продуманного и прописанного «сильного» образа).
  2. Эстетическая (слово не только является «переносчиком» информации, но и конструирует художественный образ).
  3. Коммуникативная (автор выражает свои мысли и чувства — читатель воспринимает их).

Черты стиля

Основные стилевые черты литературно-художественного стиля речи таковы:

1. Использование большого количества стилей и их смешение. Это признак авторского стиля. Любой автор волен использовать в своем произведении сколько угодно языковых средств различных стилей — разговорного, научного, официально-делового: любого. Все эти речевые средства, примененные автором в своей книге, складываются в единый авторский стиль, по которому впоследствии можно без труда угадать того или иного писателя. Именно так Горького легко отличить от Бунина, Зощенко — от Пастернака, а Чехова — от Лескова.

2. Использование слов, которые являются многозначными. С помощью подобного приема в повествование вкладывается скрытый смысл.

Чтение книг

3. Использование различных стилистических фигур — метафор, сравнений, аллегорий и тому подобное.

4. Особые синтаксические конструкции: зачастую порядок слов в предложении выстроен таким образом, что сложно подобным методом изъясняться в устной речи. Без труда еще и по этому признаку можно узнать автора текста.

Литературно-художественный стиль является наиболее гибким и заимствующим. Он вбирает в себя буквально все! Можно встретить в нем и неологизмы (новообразованные слова), и архаизмы, и историзмы, и бранные слова, и различные арго (жаргоны профессиональной речи). И это является пятой чертой, пятым отличительным признаком вышеупомянутого языкового жанра.

Что еще необходимо знать о художественном стиле

1. Не следует думать, будто художественный языковой жанр живет исключительно в письменном виде. Это вовсе не так. В устной речи данный стиль тоже вполне себе функционирует – например в пьесах, которые сначала были написаны, а теперь зачитываются вслух. И даже слушая устную речь, можно хорошо представить себе все, что происходит в произведении – таким образом, можно сказать, что литературно-художественный стиль не рассказывает, но показывает историю.

Старые книги

2. Вышеупомянутый языковой жанр является, пожалуй, самым свободным от каких бы то ни было ограничений. В других стилях есть свои запреты, в данном же случае о запретах говорить не приходится – какие могут быть ограничения, если уж авторам дозволено даже научные термины в канву своего повествования вплетать. Однако злоупотреблять иными стилевыми средствами и выдавать все за свой авторский стиль все же не стоит – читателю должно быть доступно и понятно то, что у него перед глазами. Обилие терминов или сложных конструкций заставит его заскучать и перевернуть страницу, не дочитав.

3. Сочиняя художественное произведение, необходимо быть очень внимательным в подборе лексики и учитывать, какую ситуацию вы описываете. Если речь идет о встрече двух чиновников из администрации – можно ввернуть парочку речевых клише или иных представителей официально-делового стиля. Однако если рассказ идет о прекрасном летнем утре в лесу, подобные выражения будут явно неуместны.

4. В любом тексте литературно-художественного стиля речи приблизительно в равной степени используются три типа речи – описание, рассуждение и повествование (последнее, разумеется, занимает большую часть). Также примерно в одинаковых пропорциях в текстах вышеупомянутого языкового жанра применяются и виды речи – будь то монолог, диалог или полилог (общение нескольких человек).

5. Художественный образ создается за счет вообще всех средств речи, доступных автору. В девятнадцатом веке, например, был очень широко распространен прием использования «говорящих фамилий» (вспомним Дениса Фонвизина с его «Недорослем» — Скотинин, Простаков и так далее, или у Александра Островского в «Грозе» — Кабаниха). Подобный метод позволял с первым же появлением персонажа перед читателями обозначить, что из себя данный герой представляет. В настоящее время от использования данного приема несколько отошли.

6. В каждом художественном тексте присутствует и так называемый образ автора. Это либо образ рассказчика, либо образ героя, условный образ, подчеркивающий нетождественность с ним «настоящего» автора. Данный образ автора активно принимает участие во всем происходящем с персонажами, комментирует события, общается с читателями, выражает собственное отношение к ситуациям и так далее.

Любовь к чтению

Такова характеристика литературно-художественного стиля речи, зная которую можно совсем под другим углом оценивать произведения художественной литературы.

Стилистические особенности художественного стиля. Художественный стиль речи, его отличительные черты и основные свойства

Художественный стиль речи, как понятно из названия, характерен для языка художественной литературы.

Литературоведы и лингвисты называют его одним из важнейших средств художественного общения. Можно сказать, что он является языковой формой выражения образного содержания. Не стоит забывать, что когда мы рассматриваем художественный стиль речи, мы рассуждаем на стыке литературоведения и лингвистики. Следует отметить при этом, что нормы литературного языка — это всего лишь своеобразная точка отсчета для качественно иных языковых норм.

Особенности художественного стиля речи

Данный стиль речи может включать в себя и просторечный, и разговорный, и канцелярский, и многие другие стили. У каждого писателя язык подчиняется только тем законам, которые создает сам автор. Многие лингвисты отмечают, что в последние десятилетия литературный язык постепенно снимает ограничения — он становится открытым для диалектов, жаргона, разговорной лексики. Художественный стиль речи предполагает прежде всего свободу в выборе слов, которая, однако, должна быть сопряжена с величайшей ответственностью, выражающейся в чувстве соразмерности и сообразности.

Художественный стиль речи: основные признаки

Первый признак описываемого стиля — оригинальная подача слова: оно как бы вырывается из схематических связей и ставится в «непривычные обстоятельства». Таким образом возникает такая подача слова, при которой оно становится интересно само по себе, а не в контексте. Во-вторых, для него характерен высокий уровень языковой организации, то есть дополнительное упорядочение. Степень организации речи в прозе заключается в делении текста на главы и части; в драматическом произведении — на акты, сцены, явления. Наиболее сложным представляется уровень языковой организации в стихотворной речи — это и метрика, и строфика, и использование рифм. Кстати, одним из самых ярких свойств художественной речи в поэтическом произведении является высокая степень полисемии.

В художественной прозе, как правило, на первый план выдвигается обычная человеческая речь, которая является одним из средств характеристики персонажей (так называемый речевой портрет героя).

Сравнение

Огромное значение в языке практически любого произведения имеет сравнение. Этот термин можно определить следующим образом: «Сравнение — это главный способ образования новых представлений». Оно служит главным образом для косвенной характеристики явления, и способствует созданию совершенно новых образов.

Язык художественного произведения

Подытоживая все вышесказанное, можно заключить, что для художественного стиля речи свойственна прежде всего образность. Каждый его элемент является эстетически значимым: важны не только слова, но и звуки, ритмика, мелодичность языка. Примеры художественного стиля речи вы сможете подобрать, открыв любое литературное произведение. Каждый писатель стремится прежде всего к свежести, неизбитости образа — этим объясняется широкое использование особых средств выражения.

Художественный стиль — функциональный стиль речи
, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественный стиль
находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.

Для художественного стиля речи типично
внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните «Мертвые души» Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир художественной литературы —
это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент
. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи
.

Проанализируем небольшой отрывок из рассказа Н.Толстого «Иностранец без питания»: «На выставку Лера отправилась только ради ученика, из чувства долга.» Алина Крюгер. Персональная выставка. Жизнь как утрата. Вход свободный».
В пустом зале бродил бородач с дамой. На некоторые работы он смотрел через дырку в кулаке, чувствовался профессионал. Лера тоже посмотрела через кулак, но разницы не заметила: все те же обнаженные мужчины на курьих ножках, а на заднем плане пагоды в огне. В буклете про Алину было сказано: «Художница проецирует притчевый мир на пространство бесконечного». Интересно, где и как учат писать искусствоведческие тексты? Наверное, с этим рождаются. Бывая в гостях, Лера любила листать художественные альбомы и, посмотрев репродукцию, прочесть, что об этом пишет специалист. Видишь: мальчик накрыл насекомое сачком, по бокам ангелы трубят в пионерские горны, а в небе самолет со знаками зодиака на борту. Читаешь: «Художник рассматривает холст как культ мгновения, где упрямство деталей взаимодействует с попыткой осмысления будней». Думаешь: автор текста мало бывает на воздухе, держится на кофе и сигаретах, интимная жизнь чем-нибудь осложнена».

Перед нами не объективное представление выставки, а субъективное описание героини рассказа, за которой отчетливо виден автор. Текст построен на соединении трех художественных планов. Первый план — это то, что видит на картинах Лера, второй — искусствоведческий текст, интерпретирующий содержание картин. Эти планы и стилистически выражены по-разному, намеренно подчеркивается книжность, заумность описаний. А третий план — это авторская ирония, которая проявляется через показ несоответствия содержания картин и словесного выражения этого содержания, в оценке бородача, автора книжного текста, умения писать такие искусствоведческие тексты.

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.
Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию. Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности.
В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются и незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле речи очень широко используется
речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте
выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публиц

Художественный стиль речи, его отличительные черты и основные свойства. :: SYL.ru

Художественный стиль речи, как понятно из названия, характерен для языка художественной литературы.

художественный стиль речиЛитературоведы и лингвисты называют его одним из важнейших средств художественного общения. Можно сказать, что он является языковой формой выражения образного содержания. Не стоит забывать, что когда мы рассматриваем художественный стиль речи, мы рассуждаем на стыке литературоведения и лингвистики. Следует отметить при этом, что нормы литературного языка – это всего лишь своеобразная точка отсчета для качественно иных языковых норм.

Особенности художественного стиля речи

Данный стиль речи может включать в себя и просторечный, и разговорный, и канцелярский, и многие другие стили. У каждого писателя язык подчиняется только тем законам, которые создает сам автор. Многие лингвисты отмечают, что в последние десятилетия литературный язык постепенно снимает ограничения — он становится открытым для диалектов, жаргона, разговорной лексики. Художественный стиль речи предполагает прежде всего свободу в выборе слов, которая, однако, должна быть сопряжена с величайшей ответственностью, выражающейся в чувстве соразмерности и сообразности.

примеры художественного стиля речи

Художественный стиль речи: основные признаки

Первый признак описываемого стиля – оригинальная подача слова: оно как бы вырывается из схематических связей и ставится в «непривычные обстоятельства». Таким образом возникает такая подача слова, при которой оно становится интересно само по себе, а не в контексте. Во-вторых, для него характерен высокий уровень языковой организации, то есть дополнительное упорядочение. Степень организации речи в прозе заключается в делении текста на главы и части; в драматическом произведении – на акты, сцены, явления. Наиболее сложным представляется уровень языковой организации в стихотворной речи – это и метрика, и строфика, и использование рифм. Кстати, одним из самых ярких свойств художественной речи в поэтическом произведении является высокая степень полисемии.

Диалоги

В художественной прозе, как правило, на первый план выдвигается обычная человеческая речь, которая является одним из средств характеристики персонажей (так называемый речевой портрет героя).

Сравнение

Огромное значение в языке практически любого произведения имеет сравнение. Этот термин можно определить следующим образом: «Сравнение – это главный способ образования новых представлений». Оно служит главным образом для косвенной характеристики явления, и способствует созданию совершенно новых образов.

особенности художественного стиля речи

Язык художественного произведения

Подытоживая все вышесказанное, можно заключить, что для художественного стиля речи свойственна прежде всего образность. Каждый его элемент является эстетически значимым: важны не только слова, но и звуки, ритмика, мелодичность языка. Примеры художественного стиля речи вы сможете подобрать, открыв любое литературное произведение. Каждый писатель стремится прежде всего к свежести, неизбитости образа – этим объясняется широкое использование особых средств выражения.

цель, жанры, стилевые черты и языковые особенности.

Художественный
стиль — функциональный стиль речи,
который применяется в художественной
литературе. Текст в этом стиле воздействует
на воображение и чувства читателя,
передаёт мысли и чувства автора,
использует всё богатство лексики,
возможности разных стилей, характеризуется
образностью, эмоциональностью речи.

Художественный
стиль находит применение в художественной
литературе, которая выполняет
образно-познавательную и идейно-эстетическую
функцию.

Для художественного
стиля речи типично внимание к частному
и случайному, за которым прослеживается
типичное и общее. Вспомните «Мертвые
души» Н.В. Гоголя, где каждый из
показанных помещиков олицетворял некие
конкретные человеческие качества,
выражал некоторый тип, а все вместе они
являлись «лицом» современной автору
России.

Мир художественной
литературы — это «перевоссозданный»
мир, изображаемая действительность
представляет собой в определенной
степени авторский вымысел, а значит, в
художественном стиле речи главнейшую
роль играет субъективный момент. Вся
окружающая действительность представлена
через видение автора. Но в художественном
тексте мы видим не только мир писателя,
но и писателя в этом мире: его предпочтения,
осуждения, восхищение, неприятие и т.п.
С этим связаны эмоциональность и
экспрессивность, метафоричность,
содержательная многоплановость
художественного стиля речи.

Проанализируем
небольшой отрывок из рассказа Н.Толстого
«Иностранец без питания»: «На
выставку Лера отправилась только ради
ученика, из чувства долга.» «Алина
Крюгер. Персональная выставка. Жизнь
как утрата. Вход свободный». В пустом
зале бродил бородач с дамой. На некоторые
работы он смотрел через дырку в кулаке,
чувствовался профессионал. Лера тоже
посмотрела через кулак, но разницы не
заметила: все те же обнаженные мужчины
на курьих ножках, а на заднем плане
пагоды в огне. В буклете про Алину было
сказано: «Художница проецирует
притчевый мир на пространство
бесконечного». Интересно, где и как
учат писать искусствоведческие тексты?
Наверное, с этим рождаются. Бывая в
гостях, Лера любила листать художественные
альбомы и, посмотрев репродукцию,
прочесть, что об этом пишет специалист.
Видишь: мальчик накрыл насекомое сачком,
по бокам ангелы трубят в пионерские
горны, а в небе самолет со знаками зодиака
на борту. Читаешь: «Художник рассматривает
холст как культ мгновения, где упрямство
деталей взаимодействует с попыткой
осмысления будней». Думаешь: автор
текста мало бывает на воздухе, держится
на кофе и сигаретах, интимная жизнь
чем-нибудь осложнена»

Перед нами не
объективное представление выставки, а
субъективное описание героини рассказа,
за которой отчетливо виден автор. Текст
построен на соединении трех художественных
планов. Первый план — это то, что видит
на картинах Лера, второй — искусствоведческий
текст, интерпретирующий содержание
картин. Эти планы и стилистически
выражены по-разному, намеренно
подчеркивается книжность, заумность
описаний. А третий план — это авторская
ирония, которая проявляется через показ
несоответствия содержания картин и
словесного выражения этого содержания,
в оценке бородача, автора книжного
текста, умения писать такие искусствоведческие
тексты.

Основой художественного
стиля речи является литературный русский
язык. Слово выполняет номинативно-изобразительную
функцию.

Лексический состав
в художественном стиле речи имеет свои
особенности. В число слов, составляющих
основу и создающих образность этого
стиля входят образные средства русского
литературного языка, а также слова,
реализующие в контексте свое значение.
Это слова широкой сферы употребления.
Узкоспециальные слова используются и
незначительной степени, только для
создания художественной достоверности
при описании определенных сторон жизни.

В художественном
стиле речи очень широко используется
речевая многозначность слова, открывающая
в нем смыслы и смысловые оттенки, а также
синонимия на всех языковых уровнях,
благодаря чему появляется возможность
подчеркнуть тончайшие оттенки значений.
Это объясняется тем, что автор стремится
к использованию всех богатств языка, к
созданию своего неповторимого языка и
стиля, к яркому, выразительному, образному
тексту. Автор использует не только
лексику кодифицированного литературного
языка, но и разнообразные изобразительные
средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в
художественном тексте выходят
эмоциональность и экспрессивность
изображения. Многие слова, которые в
научной речи выступают как четко
определенные абстрактные понятия, в
газетно-публицистической речи — как
социально-обобщенные понятия, в
художественной речи несут
конкретно-чувственные представления.
Таким образом, стили являются дополнением
друг друга. Например, прилагательное
«свинцовый» в научной речи реализует
свое прямое значение — «свинцовая
руда», «свинцовая, пуля», в
художественной образует экспрессивную
метафору — «свинцовые тучи»,
«свинцовая ночь». Поэтому, в
художественной речи важную роль играют
словосочетания, которые создают некое
образное представление.

Для художественной
речи, особенно поэтической, характерна
инверсия, т.е. изменение обычного порядка
слов в предложении с целью усиления
смысловой значимости слова или придания
всей фразе особой стилистической
окраски.

Синтаксический
строй художественной речи отражает
поток образно-эмоциональных авторских
впечатлений, поэтому здесь можно
встретить все разнообразие синтаксических
структур. Каждый автор подчиняет языковые
средства выполнению своих идейно-эстетических
задач.

В художественной
речи возможны и отклонения от структурных
норм для выделения автором какой-нибудь
мысли, черты, важных для смысла
произведения. Они могут выражаться в
нарушении фонетических, лексических,
морфологических и других норм.

Тема 10. Языковые особенности художественного стиля

Тема 10. Языковые особенности художественного стиля

Прекрасная
мысль теряет свою цену,

если
она дурно выражена.

Вольтер

План
занятия:

Теоретический
блок

  • Тропы.
    Виды тропов.

  • Стилистические
    фигуры. Виды стилистических фигур.

  • Функциональная
    характеристика языковых средств
    выразительности в художественном
    стиле.

Практический
блок

  • Выделение
    в текстах художественного стиля
    изобразительно-выразительных
    средств
    и их анализ

  • Функциональная
    характеристика тропов и фигур

  • Составление
    текстов с использованием
    опорных выражений

Задания
для СРО

Список
литературы:

1.
Голуб И.Б
.
Стилистика русского языка. – М., 1997. –
448 с.

2.
Кожин
А.Н.,
Крылова
О.А.,
Одинцов
В.В.
Функциональные типы русской речи. –
М.: Высшая школа, 1982. – 392 с.

3.
Лаптева, М. А.

Русский
язык и культура речи. – Красноярск: ИПЦ
КГТУ, 2006. – 216 с.

4.
Розенталь Д.Э.

Справочник по русскому языку. Практическая
стилистика русского языка. – М., 2001. –
381 с.

5.
Хамидова

Л.В.,
Шахова

Л.А.
Практическая стилистика и культура
речи. – Тамбов: Изд.-во ТГТУ, 2001. – 34 с.

Теоретический блок

Языковые особенности художественного стиля

Лексические

  • Широкое
    использование слов в переносном
    значении;

  • Намеренное
    столкновение разностильной лексики;

  • Использование
    лексики с двуплановой стилистической
    окраской;

  • Наличие
    эмоционально-окрашенных слов;

  • Большая
    предпочтительность использования
    конкретной лексики;

  • Широкое
    употребление народно-поэтических
    слов.

Словообразователь-ные

  • Использование
    разнообразных средств и моделей
    словообразования;

  • Окказиональные
    (индивидуально-авторские) неологизмы.

Морфологические

  • Использование
    словоформ, в которых проявляется
    категория конкретности;

  • Частотность
    глаголов;

  • Пассивность
    неопределённо-личных форм глаголов,
    форм 3-го лица;

  • Незначительное
    употребление существительных среднего
    рода по сравнению с существительными
    мужского и женского рода;

  • Формы
    множественного числа отвлечённых и
    вещественных существительных;

  • Широкое
    употребление прилагательных и наречий.

Синтаксические

  • Использование
    всего арсенала имеющихся в языке
    синтаксических средств;

  • Широкое
    использование стилистических фигур;

  • Широкая
    употребительность диалога, предложений
    с прямой речью, несобственно-прямой
    и косвенной;

  • Активное
    использование парцелляции;

  • Недопустимость
    синтаксически монотонной речи;

  • Использование
    средств поэтического синтаксиса.

Художественный
стиль речи отличается образностью,
экспрессивностью, широким использованием
изобразительно-выразительных средств
языка.

Средства художественной выразительности
придают речи яркость, усиливают её
эмоциональное воздействие, привлекают
внимание читателя и слушателя к
высказыванию.

Средства
выразительности в художественном стиле
разнообразны и многочисленны. Обычно
исследователи выделяют две группы
изобразительно-выразительных средств:
тропы и
стилистические фигуры.

ТРОПЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ
ФИГУРЫ

Слова
или выражения, употребляющиеся в
переносном значении для достижения
большей художественной выразительности
и образности

Особые
обороты
речи, «усиливают выразительность
высказывания особой организацией
языкового материала, в первую очередь,
специальным синтаксисом»

НАИБОЛЕЕ
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ

Тропы

Характеристика

Примеры

Эпитет

Художественное,
образное определение

Твоих
задумчивых
ночей прозрачный
сумрак.

(А.
Пушкин
)

Метафора

Употребление
слова или выражения в переносном
значении на основе сходства, сравнения,
аналогии

Отговорила
роща

золотая

Березовым
веселым языком.

(С.
Есенин)

Олицетво-рение

Разновидность
метафоры,

перенос
признаков живого существа на явления
природы, предметы и понятия.

Спит
зеленая аллея

(К.
Бальмонт
)

Метонимия

Употребление
названия одного предмета вместо
названия другого на основании внешней
или внутренней связи между ними,
смежности

Ну,
скушай же еще тарелочку,
мой милый

(И.А.
Крылов)

Синекдоха

Разновидность
метонимии, перенос наименования целого
на часть этого целого или наименования
части на все целое

Друзья,
римляне, соотечественники, одолжите
мне ваши уши.
(Ю. Цезарь)

Сравнение

Сопоставление
двух явлений, чтобы пояснить одно из
них при помощи другого

Луна
светится, как
огромный холодный шар.

Звездопадом
летела
листва.
(Д.
Самойлов)

Перифраза

Оборот,
состоящий в замене названия предмета
либо явления описанием их существенных
признаков или указанием на их

характерные
черты

Царь
зверей (лев),

снежная
красавица (зима),

черное
золото (нефть)

Гипербола

Образное
выражение, содержащее непомерное
преувеличение

В
сто
тысяч солнц

закат пылал (В.В.
Маяковский)

Литота

Выражение,
содержащее непомерное преуменьшение
какого-либо явления

Мужичок
с
ноготок

(Н.А.
Некрасов)

Аллегория

Иносказательное
изображение отвлеченного понятия с
помощью конкретного жизненного образа

В
баснях И. Крылова: осел

глупость, лиса

хитрость, волк

жадность

Тема 9. Стиль художественной литературы

Тема 9. Стиль художественной литературы

План
занятия:

Теоретический
блок

  • Особенности
    художественного стиля и его признаки

  • Сферы
    использования художественного стиля
    речи

  • Жанры
    художественного стиля

  • Роль
    предложения в тексте

  • Текстообразующие
    функции предложения

Практический
блок

  • Анализ
    текстов художественного стиля

  • Работа
    с текстами: определение стиля текста
    и выделение языковых особенностей
    каждого из них

  • Выделение
    в текстах основных черт художественного
    стиля

  • Различение
    подстилей и жанров художественного
    стиля

  • Анализ
    текстов художественного стиля

  • Составление
    текстов с использованием
    опорных выражений

Задания
для СРО

Список
литературы:

1.
Русский язык: учеб. пособие для студ.
каз. отд. ун-тов (бакалавриат) / Под ред.
К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. –
Алматы: Изд-во «Қазақ
ун-ті»,
2008. – 226 с.

2.
Стилистика
и культуры речи: Учеб. Пособие/Т.П.
Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под
ред. П.П. Шубы.

Мн.: «ТетраСистемс», 2001.

544
с.

Теоретический блок

Художественный
стиль– функциональный стиль
речи, который применяется в художественной
литературе. Художественный стиль
воздействует на воображение и чувства
читателя, передаёт мысли и чувства
автора, использует всё богатство лексики,
возможности разных стилей, характеризуется
образностью, эмоциональностью речи.

В
художественном произведении слово не
только несет определенную информацию,
но и служит для эстетического воздействия
на читателя при помощи художественных
образов. Чем ярче и правдивее образ, тем
сильнее он воздействует на читателя.

В
своих произведениях писатели используют,
когда это нужно, не только слова и формы
литературного языка, но и устарелые
диалектные и просторечные слова.

Средства
художественной выразительности
разнообразны и многочисленны. Это тропы:
сравнения, олицетворения, аллегория,
метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И
стилистические фигуры: эпитет, гипербола,
литота, анафора, эпифора, градация,
параллелизм, риторический вопрос,
умолчание и т.п.

Стиль
художественной литературы имеет свою
специфику. Он обслуживает
эмоционально-эстетическую область
деятельности личности. Основными
свойствами художественного стиля
являются: а) эстетическое; б) воздействие
на эмоции: при помощи художественных
образов оказывается воздействие на
чувства и мыслей читателей; в)
коммуникативное: способность вызывать
отклик в сознании читателя, благодаря
чему передаются мысли от одного человека
к другому.

Художественный
стиль

Сфера
применения

Сфера
искусства, сфера художественной
литературы

Основные
функции

Функция
эмоционально-эстетического воздействия
на читателя

Подстили

Прозаический
(эпический)

Драматурги-ческий

Поэтический
(лирика)

Жанры

Роман,
повесть, рассказ
сказка, эссе, новелла, очерк,
фельетон

Трагедия,
драма, фарс, комедия, трагикомедия

Песня,
баллада, поэма,
элегия

стихотворение,
басня, сонет,
ода

Основные
стилевые черты

Образность,
эмоциональность, экспрессивность,
оценочность;
проявление творческой индивидуальности
автора

Общие
языковые особенности

Использование
стилистических средств других стилей,
использование
специальных
изобразительно-выразительных
средств
– тропов
и фигур

Художественный
стиль речи выделяется не всеми учеными.
Одни исследователи, выделяя среди
функциональных стилей речи художественный
стиль, его основными признаками считают:

  • использование
    его в художественных произведениях;

  • изображение
    с его помощью живой картины, предмета,
    состояния, передачу читателю чувств и
    настроений автора;

  • конкретность,
    образность и эмоциональность высказывания;

  • наличие
    особых языковых средств: слов с конкретным
    значением, со значением сравнения,
    сопоставления, слов в переносном
    употреблении, эмоционально-оценочных
    и т.д.

Другие
ученые рассматривают его как язык
художественной литературы, и понятия
«художественный стиль», «стиль
художественной литературы», «язык
художественной литературы» считают
синонимами.

Художественный стиль речи

 Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните «Мертвые души» Н. В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в художественном мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т. п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят прежде всего образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи – как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т. е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.
Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной выполняет номинативно-изобразительную функцию.

 

Языковые особенности художественного стиля речи

 

1. Неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц — казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
(М.А.Шолохов)

2. Использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции.

Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
— Нет, нет, я одна. Туды я одна.
   Куда «туды» — она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)


3. Активность многозначных слов
всех стилевых разновидностей речи.


Бурлит река вся в кружеве белой пены.
На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился мороз.

                                            (М. Пришвин).


4. Комбинаторные приращения смысла
(Б.Ларин)

Слова в художественном контексте получают новое семантическое и эмоциональное содержание, что воплощает образную мысль автора.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали ступени.
 И дрожали ступени под ногой к меня

                                                          (К. Бальмонт)

5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
 Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

6. Минимум родовых понятий.

Еще один существенный для прозаика совет. Побольше конкретности. Образность тем выразительнее, чем точнее, конкретнее назван предмет.
У Вас: «Лошади жуют зерно. Крестьяне готовят «утреннюю пищу», «шумели птицы»… В поэтической прозе художника, требующей зримой ясности, не должно быть родовых понятий, если это не диктуется самой смысловой задачей содержания… Овес лучше зерна. Грачи более уместны, чем птицы (Константин Федин)

7. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда   время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами.  (М. Пришвин).


В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало.
(Г. Иванов)

8. Глагольное речеведение

Писатель называет каждое движение (физическое и/или психическое) и изменение состояния поэтапно. Нагнетание глаголов активизирует читательское напряжение.

Григорий спустился  к Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)

Доминантами художественного стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов, особая художественная (соответствующая действительности) точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В нем кроме типичных для него языковых средств используются средства и все других стилей, в особенности разговорного. В языке художественно литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика. ОДНАКО ВСЕ ЭТИ СРЕДСТВА В художественном стиле речи ПОДЧИНЯЮТСЯ ОСНОВНОЙ ЕГО ФУНКЦИИ – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ.

Если разговорный стиль речи выполняет по преимуществу функцию общения, (коммуникативную), научный и официально-деловой функцию сообщения (информативную), то художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально эстетического воздействия. Все языковые средства, включаемые в художественное произведения, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрение материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л. Толстого «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир созданный автором.
Все это доступно ЛИШЬ ЯЗЫКУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота — в произведениях художественной литературы, и все это достигается художественными средствами языка.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы и т.д.

Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком либо отношении. Наиболее распространенные виды троп – аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метомия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно – олицетворение. Все флаги в гости будут к нам – синекдоха. Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик – литота. Ну, скушай же тарелочку, мой милый – метонимия и т.д.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры речи или просто фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора. К средствам художественной выразительности так же относятся ритм (стихи и проза), рифма, интонация.

 

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о