Сферы профессиональные – Раздел II. Психология как профессиональная область Лекция 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

Содержание

Раздел II. Психология как профессиональная область Лекция 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

План:

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

2. Профессиональная специализация в психологической профессии

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки, психология часто называется академической (или теоретической) психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической (прикладной) психологией.

Профессиональные психологи работают в сфере как академической психологии, так и практической психологии (рис. 5):

Академическая (теоретическая) психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология, как отрасль научного знания, является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых значимых психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была, затем, преобразована в институт, который долгие годы являлся важнейшим центром научной психологии. За относительно короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Рис. 5. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre – смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем самонаблюдения. На современном этапе своего развития психология опирается на большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдениев психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях.Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее доступным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Экспериментявляется основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях. Эксперимент обеспечивает наиболее объективное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности.Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможностьмногократного повторения изучаемого явления, и тем самым, проверки экспериментальных результатов.

К опросным методамв психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог собирает необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов.Составление вопросов для любого из методов этой группы подчиняется определенным правилам и проходит в несколько этапов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому к его формулировке предъявляются специальные требования: он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности

(праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных, вещественных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отображается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов.

Психодиагностические методы, к которым относятся тесты, проективные методы и личностные опросники основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта, тесты способностей и достижений и немногочисленные тесты личности. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, интерпретирующие рисунок, который делает испытуемый, и другие методики.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают развитие многих направлений психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологической науки выделяются следующие основные отрасли:

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Инженерная психология

Зоопсихология

Психология труда

Клиническая психология

Психодиагностика

Психофизиология

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся области психологии, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Дифференциальная психология

Нейропсихология

Политическая психология

Военная психология

Психология творчества

Психология искусства

Психология управления

Экономическая психология

Психология личности

Юридическая психология

Психология спорта

Специальная психология

Историческая психология

Психологическое консультирование

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании и развитие современной науки в целом порождают новые междисциплинарные области психологии (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Вторая сфера деятельности профессионального психолога, практическая психология, направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика

как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических признаков, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика во многом определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога. Отмечается также, что психодиагностика часто основывается на опыте и интуиции практического психолога. Психодиагностическая деятельность практического психолога требует значительной ответственности психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является основным направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта, установления доверительных отношений с человеком. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, с которой приходит человек, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной критической ситуации.

Психологическое консультирование имеет различные направления и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. По форме проведения консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений и задержек в познавательной и личностной сфере, работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает в ходе коррекции источники и причины отклонений. Поэтому психологическая коррекция не возможна без тщательной психодиагностической работы. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), на которые опирается психолог в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение опирается на различные формы психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе и в детском саду, доклады и сообщения в различных организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск информационных бюллетеней и стенгазет, организация кружков, проблемных групп, клубов и лекториев.

Теоретическую психологию студенты изучают в виде системы учебных дисциплин в вузе, знакомятся с ней самостоятельно, читая научную литературу. Особенности практической психологии как сферы деятельности специалиста-психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» , которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 6).

Рис. 6. Взаимосвязь академической и практической психологии

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы своей деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

Алгоритм анализа профессиональной сферы | Астрология 21 века

Профориентация в астрологии — это одно из самых полезных направлений. Ведь дом, отвечающий за профессию (десятый), — угловой, а значит наравне с другими угловыми домами играет ключевую роль в жизни каждого человека. Наверное, каждый хочет найти дело по душе, которое еще и приносило бы доход. Астрология помогает раскрыть потенциал человека с учетом всех его индивидуальных особенностей, и в этом у нее нет конкурентов.

Результат анализа профессиональной сферы — это не просто список профессий. Это глубокий анализ личности и жизненных обстоятельств натива в разрезе профессии. Профориентация складывается из многих факторов: характер, склонности, таланты, образование и опыт работы натива, показатели заработка и успеха в карте. Чтобы узнать об опыте работы клиента и его образовании, я прошу заполнить специальную анкету. Очень важно учитывать желания и планы самого человека, поэтому в анкете также есть пункт «Ваши варианты профессионального развития».

В процессе анализа стоит помнить, что астролог не должен ничего навязывать. Принятие решения — это дело клиента. И даже когда клиент как будто просит решить за него, не нужно соглашаться. Астролог лишь предоставляет информацию и предлагает варианты, указывая конкретные плюсы и минусы.

Мой алгоритм состоит из следующих этапов:

  1. Общий анализ карты (характер, склонности, таланты).
  2. Анализ домов профессии: 10, 2, 6, 1.
  3. Сферы профессиональной деятельности.
  4. Виды профессиональной деятельности.
  5. Прогноз в профессиональной сфере.

1. Общий анализ карты (характер, склонности, таланты)

Для начала нужно понять, какой человек перед нами, к какой деятельности он предрасположен по характеру. Для общего анализа карты вы можете использовать мой алгоритм интерпретации натальной карты: http://astro21.ru/algoritm-interpretatsii-natalnoj-karty.

Нам нужно определить сильные стороны человека, его таланты, которые желательно задействовать в работе, а также слабые стороны, на которые лучше не делать упор. При этом очень важно разделять слабые стороны и проблемные места, которые могут стать точкой роста. Так, напряженные аспекты, особенно конфигурации, — это не слабая сторона, а потенциально очень большая сила и уникальная особенность характера. В то время как невыраженная стихия — это просто отсутствие определенных качеств. Хотя отсутствие стихии могут компенсировать другие факторы.

В контексте профессии особенно важно учитывать баланс стихий, Солнце (личность) и Меркурий (мышление).

Наиболее выраженные стихии указывают на сферы, в которых человеку наиболее комфортно работать, а стихии, в которых нет планет, отражают сферы, в которых могут быть сложности. Выраженные вода и воздух указывают на социальные сферы, где нужно общаться, работать с людьми. Выраженный воздух без воды — коммуникация без глубокого эмоционального участия: логистика, обучение, продажи. Выраженная земля — это талант в сферах материального: работе с материалами, предметами, финансами, конкретикой. «Земные» люди — прекрасные исполнители и администраторы. «Водные» и «огненные» люди — люди настроения, у которых могут быть проблемы с исполнительностью, зато им лучше даются творческие сферы и задачи. Огненно-земная карта — прекрасно для бизнеса, поскольку есть и инициатива, и упорство в достижении целей.

Очень важный фактор при профориентации — это Солнце, его положение и аспекты. Именно за счет Солнца человек может проявить ярко свою индивидуальность и добиться успеха.

Другой важный фактор — Меркурий, его положение и аспекты. По Меркурию мы судим о мышлении человека, насколько оно подходит для тех или иных задач. Меркурий, пораженный Сатурном, может быть тугодумом, которому нужно все разложить по полочкам, структурировать и только потом он сможет эффективно работать. Задачи, требующие быстрой реакции и поверхностного подхода не для него. В то время как Меркурий в связях с Ураном и Марсом — быстрый, но нетерпеливый. Ему как раз больше подходит динамика в работе, а сидеть над одной задачей ему будет скучно, поэтому он будет работать неэффективно.

Очень важно определить, какое место в жизни человека в целом занимает работа и профессия. Заполненная верхняя (южная) полусфера говорит о том, что для человека очень важна профессия как способ выделиться, внести свою лепту в мир и общество, добиться признания и, возможно, карьерных вершин. А заполненная нижняя (северная) полусфера может говорить о том, что работа для человека важна лишь как одна из сфер жизни, как способ обеспечить себе и близким комфортную жизнь, как удовлетворение собственных потребностей и желаний.

Самое главное на этом этапе — понять человека, какой он, в чем его уникальные особенности и каковы его потребности.

2. Анализ домов профессии: 10, 2, 6, 1

На этом этапе я рекомендую вам выписать и проанализировать все элементы домов профессии (10, 2, 6, 1): знаки на куспидах, управители и их аспекты, планеты в домах и их аспекты.

10 дом

10 дом — это наиболее важный дом в контексте профессиональной реализации. Сквозь призму 10 дома человек проявляется в обществе. Именно по нему идут успех и признание. Это то, какую роль играет человек в обществе. 10 дом — это призвание, миссия для человечества. Однако далеко не всегда положение Мц в знаке отражает саму профессию или сферу. По сути это то, как человек ведет себя в профессии, как относится к ней. Это может быть его роль в выбранной сфере, а сфера очень часто проходит по положению управителя 10 дома и его аспектам. Акцентированный 10 дом дает потребность в том, чтобы человека заметили, особенно если там расположено Солнце.

2 дом

2 дом дает информацию о возможных способах заработка. Гармоничные аспекты с участием элементов 2 дома — это буквально откуда приходят деньги. А напряженные — куда они уходят (могут и приходить, но ценой неоправданно больших усилий). Также 2 дом — это отношение к финансам. По нему можно сказать, что мешает человеку зарабатывать больше, чем он зарабатывает, и как преодолеть эти психологические барьеры.

Бывает, что сферы, на которые указывают 2 и 10 дома, практически не пересекаются. В таком случае человек может зарабатывать одним путем, а реализовать себя — другим. В этом нет ничего страшного: не обязательно источник заработка должен быть делом всей жизни. Например, у человека может быть пассивный доход в какой-либо сфере, а заниматься он может совсем другим делом.

Иногда 2 дом (собственные ресурсы) у человека очень слаб. Тогда он может пользоваться 8 домом (чужими ресурсами): жить за счет партнера, семьи и т. д. Поэтому финансовое состояние в таком случае нужно смотреть по 8 дому.

Для того чтобы получать минимальную зарплату в своем регионе, не нужен какой-то особый 2 дом: это «настройка по умолчанию». Правда, сильное поражение 2 дома может приводить к тому, что даже минимальную зарплату человеку сложно получать.

6 дом

6 дом — это работа как процесс. По нему мы можем определить наиболее подходящие условия и график работы, отношения на рабочем месте. Также 6 дом отражает работу по найму, разнообразную службу, в том числе государственную, военную. Акцентированный 6 дом может указывать на человека, для которого важен ежедневный труд, работа, обязанности. Очень часто он проявлен у спортсменов.

Для того чтобы устроиться на работу по найму, не нужны какие-то особенные показатели: это «настройка по умолчанию». А вот чтобы получить успех на такой работе — уже нужны.

1 дом

1 дом также важен в анализе профессиональной сферы. Он показывает проявления человека в межличностных отношениях, которые присутствуют практически в любой профессии. 1 дом — это то, как человек привык себя вести, его имидж, и это зачастую влияет на работу.

Встречаются такие карты, в которых психологические особенности и таланты человека вступают в противоречие со сферами, на которые указывают дома профессии. Например, человек-технарь, склонный к конкретике и точным наукам, с указаниями на профессию и заработок в творческих сферах. В таком случае роль человека все-таки должна исходить из его психологических особенностей. То есть человек может заниматься техническими средствами в творческих сферах, например, оператор в кино, производитель музыкальных инструментов и так далее. То же самое и в случаях с творческими личностями с указаниями на технические сферы. Такой человек может найти себя, например, как дизайнера на производстве, рекламщика в компании, производящей оборудование.

3. Сферы профессиональной деятельности

Теперь нужно проанализировать информацию из предыдущих пунктов и выделить возможные сферы профессиональной реализации. Я начинаю с выделения общих направлений, например, медицина, юриспруденция, сфера красоты и т. д. Далее я рассматриваю более конкретные варианты работы, а также анализирую варианты, предложенные человеком.

Вообще у каждого человека может быть невообразимо много сфер, где он может найти себя. Астрологический символизм очень гибок и позволяет каждому человеку найти свое место в очень многих областях. Хотя есть, конечно, сферы, где человек будет себя чувствовать более комфортно.

Я выделяю более и менее важные показатели карты в контексте профессии. Главный управитель 10 дома — в наивысшем приоритете, и профессия обязательно должна быть каким-то образом связана с ним, его положением и аспектами. Это может быть как роль человека в профессии, так и сфера работы, так и обстоятельства работы. Это необходимо, чтобы человек получал от работы ощущение самореализации и признание общества. Далее стоит подумать о том, как заработать в этих сферах — подключаем 2 дом. Элементы 6 дома подскажут, какие обстоятельства и условия желательны на работе.

Привожу краткий список сфер, соответствующих домам, знакам и планетам. Этот список не претендует на полноту, кроме того, есть очень много сфер на стыке нескольких домов или планет.

Дома и знаки

  • 1 дом/Овен: собственный бренд, работа телом (массажисты, грузчики) и за счет внешности (модели, танцоры)
  • 2 дом/Телец: хендмейд, финансы, ремесло, работа за счет собственных ресурсов и талантов, питание, одежда
  • 3 дом/Близнецы: обучение, контакты, поездки, логистика, торговля, транспорт, связь и коммуникации, журналистика, документы, посредничество, информация
  • 4 дом/Рак: недвижимость, заведения (все, что связано с определенным зданием), семейное дело, товары для дома, строительство, гостиничный бизнес
  • 5 дом/Лев: театр, фитнес, спорт, дети, рестораны, салоны красоты, тендеры, издательство, игры, сферы удовольствий и развлечений, выступления
  • 6 дом/Дева: госслужба, спорт, животные, работа по найму, медицина, сервис, забота о ком-то, помощь, бытовые услуги
  • 7 дом/Весы: консультирование, публичные профессии, сфера отношений (знакомства и т. д.), конкуренция, суды
  • 8 дом/Скорпион: спорт, медицина, финансы, банки, страхование, рискованные и экстремальные сферы, психология, табуированные сферы, управление ресурсами, бизнес, инвестиции
  • 9 дом/Стрелец: преподавание, туризм, юриспруденция, все элитное, высокого уровня, реклама, наука, СМИ, иностранные языки, импорт–экспорт, все иностранное
  • 10 дом/Козерог: администрация, строительство, госслужба, карьера и развитие в иерархии, контроль за соблюдением правил и норм
  • 11 дом/Водолей: IT, общественные организации, фриланс, наука, астрология, политика, авиация
  • 12 дом/Рыбы: кино, ТВ, творчество (музыка, актерское мастерство, фотография, визаж), эзотерика, психология, виртуальность, закрытые, секретные организации, больницы, благотворительность, вода, алкоголь, фармацевтика, химия

Планеты

  • Солнце: творчество (яркое, напоказ), выступления, игры, развлечения, ювелирное дело, лидер в любой области
  • Луна: помогающие профессии, питание, недвижимость, жкх, социальная сфера, медицина, дети, «женские» профессии и работа с женщинами
  • Меркурий: коммуникация, торговля, связь, работа со словом (журналистика и т.д.), документы, образование, логистика
  • Венера: красота, одежда, финансы, творчество, искусство, хендмейд, «женские» профессии и работа с женщинами
  • Марс: спорт, предпринимательство, военная сфера, работа, связанная с физическим трудом, автомобили, хирургия, «мужские» профессии
  • Юпитер: юриспруденция, туризм, пиар, импорт/экспорт, наука, образование, религия, писательство, эксперт в любой области
  • Сатурн: строительство, администрирование, госслужба, архитектура, работа с камнем и твердыми материалами
  • Уран: IT, инженерия, электрика, техника, авиация, астрология, изобретательство, креатив, технические науки, общественные организации, фриланс
  • Нептун: психология, музыка, творчество (работа с образами), визаж, фото, видео, ТВ, эзотерика, помощь, сферы, связанные с жидкостями и химией
  • Плутон: опасные и табуированные сферы, бизнес, спорт, страхование, очищение, спасение, тестирование (включая тестирование ПО), глубинная психология, работа с массами людей (тренинги, мероприятия)

Поскольку у каждого человека обычно много разных сфер так или иначе связаны с домами профессии, нужно, во-первых, расставлять приоритеты. Некоторые показатели влияют сильнее на сферу работы (планета в 10 доме), а некоторые — слабее (планета в аспекте к управителю 6). Во-вторых, нужно искать повторы. Например, у натива Луна в 10 доме плюс управитель 2 дома в Раке — уже двойное указание на лунные темы. В-третьих, нужно искать профессии на стыке проявленных сфер. Например, управитель 10 в 12 доме — работа в сфере искусства, а к6 в Деве — человек работает ассистентом оператора в кино.

4. Виды профессиональной деятельности

Далее я анализирую, какие виды профессиональной деятельности подходят человеку, а какие — нет: работа по найму, работа на руководящих должностях, собственный бизнес, фриланс.

Работа по найму

Для успешной работы по найму нужны гармоничные связи элементов 6 дома (собственно найм) с элементами 2 (возможность роста заработка) и 10 домов (профессиональный рост и признание). Хотя просто для работы по найму и стабильной, но небольшой зарплаты никаких особых указаний не нужно, поскольку это вариант «по умолчанию» в нашем обществе (хотя могут быть мешающие этому факторы). Но если человек хочет расти как профессионал и зарабатывать больше, то тогда нужно искать указанные выше связи. Сильный 6 дом и выраженная стихия земли — традиционно благоприятны для работы по найму и службы. Но служба, особенно в секретных, военных организациях, может быть связана и с 12 домом.

Работа на руководящих должностях может быть связана с выраженным Сатурном (обязанности администратора, учет, контроль), а также Плутоном (управление ресурсами, в том числе человеческими), Солнцем (лидерство) и Юпитером (социальный успех). При этом активным и творческим огненным личностям, а также пассионариям–плутонианцам может быть сложно на работе по найму даже на руководящих должностях. Также для должности начальника характерен сильный 10 дом.

Фриланс

Удаленная работа, работа со свободным графиком и неопределенность места работы — это Уран/11 дом и/или Нептун/12 дом, связанные с домами профессии. Однако такая работа становится все популярнее, и все меньше указаний на нее нужно. Работа на себя за счет собственных умений (например, хендмейд) связана с взаимодействием 1 и 2 домов. Связи домов профессии с 5 домом — хобби, то, что приносит удовольствие, превращается в работу. Поскольку обычно фриланс плотно связан с общением, может быть сильное включение в тему работы воздушных домов (3, 7, 11) и знаков (Близнецы, Весы, Водолей). Выраженный огонь — плюс для фрилансера, он поможет продвинуть себя и действовать смело, решительно.

Собственный бизнес

Традиционно собственный бизнес идет по 8 дому. Для успеха бизнеса желательны гармоничные связи 2–8. 8 дом — «чужие» деньги и ресурсы. Он включается тогда, когда вы нанимаете кого-то для использования ресурсов этого человека, а также когда деньги, которыми вы оперируете, не ваши личные (деньги фирмы).

В бизнес часто идут люди с выраженным Плутоном. С одной стороны, у них есть способности к руководству людьми, а с другой — им бывает сложно в чьей-то иерархии. Также бизнес хорошо подходит для людей с сильным Марсом, Солнцем, Юпитером, Сатурном — мужскими планетами.

5. Прогноз в профессиональной сфере

При наличии ректификации я выполняю прогноз в профессиональной и финансовой сферах на ближайшие 2–3 года. При прогнозе я использую дирекции солнечной дуги, прогрессии день/год, транзиты и соляры. Я опираюсь преимущественно на те показатели в прогностике, которые связаны с домами профессии. На этом этапе важно сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • Какие тенденции ждут натива в профессиональной сфере: могут ли быть проблемы, затруднения и какого характера, есть ли удача, везение в работе и карьере?
  • Когда лучше предпринимать важные шаги в профессиональной сфере: увольняться, устраиваться на работу, говорить с начальством о повышении?
  • Какая финансовая стратегия благоприятна в эти 2–3 года: стоит ли экономить, инвестировать, делать крупные покупки, продавать что-то, как лучше распределить свои доходы?

Примерно по такому алгоритму я и анализирую профессиональную сферу. Желаю вам удачи в астрологической практике!

Как определить профессиональные интересы при выборе профессии?

Что такое профессиональные интересы

Каждый человек рано или поздно задумывается о своей профессии и о том, кем он хочет работать. Поиски своего предназначения в профессиональной сфере не всегда бывают простыми и понятными, и могут занять много времени. Для того чтобы не ошибиться, необходимо трезво оценить свои таланты, способности, особенности личности, склонности к наукам, спорту или творческой деятельности, а также профессиональные интересы, которые помогут определить будущую специальность.

Профессиональные интересы – это позитивное отношение к определенной сфере деятельности, а также Ваша личная заинтересованность заниматься именно этим делом.

Профессиональные интересы

Определить Ваши профессиональные интересы, понять себя и свои желания развиваться в определенной сфере Вам поможет специальный тест, основанный на методике «Карта интересов» А. Е. Голомштока.

Методика А. Голомштока по определению профессиональных интересов

А.Е. Голомшток – советский педагог, который занимался изучением профессиональных интересов школьников и их выбора профессии. Он является автором знаменитого пособия «Выбор профессии и воспитание личности школьника», который стал основой для этой области психологии.

Педагог выделил и обозначил 23 основных профессиональных направления такие, как и медицина, искусство, педагогика, военное дело, физика и математическое направление, химия, журналистика и др. Карта интересов А. Голомштока представляет собой ряд несложных вопросов, затрагивающих Ваши предпочтения и интересы, которые и помогают определить, какая специальность Вам больше всего подходит.

Методика Голомштока неоднократно подвергалась различным проверкам и участвовала в научных исследованиях, в результате чего считается одним из эффективных способов определить профессию.

Для кого подходит методика Голомштока?

Выбрать правильную профессию сложно, ведь предполагается, что Вы будете работать в этой сфере всю жизнь. Именно поэтому стоит уделить этому вопросу много внимания, чтобы в будущем не пожалеть о своем выборе и развиваться в той сфере, где Вы будете успешны. Опросник по определению профессиональных интересов Голомштока, в первую очередь, рекомендуется проходить старшеклассникам, которым необходимо делать свой профессиональный выбор. Помимо этого, метод стоит опробовать студентам, которые сомневаются в своей специальности; людям, задумывающимся о смене профессии; работникам, которые довольны своей профессией, но желают улучшить навыки.

Инструкция по прохождению методики

Прохождение опросника на выявление профессиональных интересов не требует специальной подготовки, и Вы всегда можете пройти тест прямо на нашем сайте онлайн.

Опросник представляет собой 120 несложных вопросов, касающихся Ваших способностей, занятий и интересов. Вам только нужно будет выбрать подходящий ответ:

  • очень хотелось бы, нравится этим заниматься;
  • нравится, но не очень сильно;
  • затрудняюсь ответить;
  • не хотелось бы, не нравится;
  • очень не хотелось бы, совершенно не нравится.

Опросник рекомендуется проходить, когда у Вас в запасе имеется достаточное количество времени и Вы не испытываете сильных эмоций, способных повлиять на результаты теста (грусть, злость и др.).

Результаты

По прохождению методики Вам будет показан список из 23 профессиональных направлений и дана оценка Вашего личного интереса к каждой специальности.

Кроме того, наш сайт посоветует Вам литературу, которую Вы можете почитать для того, чтобы лучше понять свою расположенность к какой-либо профессии.

Благодаря этому, Вы сможете лучше понять свои интересы и желания в профессиональной сфере и сделать выбор в пользу той специальности, которая будет приносить Вам радость и успех.

Проходите тест прямо сейчас!

Удобный и понятный интерфейс нашего сайта сделает прохождение методики Голомштока приятным. Более того, Вы можете сохранить свои результаты или даже поделиться ими в соцсетях со своими друзьями! Проходите тест на определение профессиональных интересов на нашем сайте и узнайте, для какой профессии были созданы Вы!

Методическая разработка по технологии (8 класс) на тему: Сферы профессиональной деятельности

План – конспект урока по технологии в 8 классе

Раздел:  «Современное производство и профессиональное образование».

Тема урока: «Сферы профессиональной деятельности».

Составила: учитель технологии Ткач Л.А.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии: информационные

Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

Задачи:

Обучающая: обучить   пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.

Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.

Развивающая: Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.

Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.

Воспитательная:  воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.

Методы: беседа, дискуссия.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент:

— проверка готовности к уроку.

— контроль посещаемости.

2. Изучение нового материала:

Сообщение теоретических сведений

3.Закрепление изученного материала:

        Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана». «Мозговой штурм» — объединение исследований со стабильностью спроса на профессию. Анализ выбора.

4. Итог и оценка урока:

Дискуссия (Ответы на вопросы)

Критерии оценки.

Изложение нового материала

Выбор профессии – это ответственный этап в вашей жизни, связанный с определением направления профессионального обучения.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Профессионально — квалификационное разделение труда  (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.

Слово «профессия» происходит от двух латинских слов: «professio» — официально указанное занятие, специальность и «profiteor» — Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний, практических навыков и может служить источников доходов.

Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно — в сфере политики и науке.

В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».

Специальность -(лат. specialis – особенный) – это вид занятий в рамках одной профессии.

Например: Профессия — токарь. Специальности — токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия — машинист. Специальности — машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д.

Профессия — учитель. Специальности — учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.

Квалификация (англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.

Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь его можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия.  Высокие технологии, связь, коммуникации создают  новые профессии на стыке традиционных:  управление экономикой, социальная сфера.

Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Общая структура профессионального образования в области

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами.

Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности

               

Границы между отраслями материального и нематериального производства условны и относительны.

Их объединяет общее назначение – служить удовлетворению потребностей людей, накоплению и совершенствованию человеческого капитала. В  тесной взаимосвязи они образуют целостную структуру народного хозяйства страны, которое как живой организм не стоит на месте, а постоянно развивается и меняется в настоящее время в более короткие промежутки времени.

Всё больше людей заняты в сфере нематериального производства за счёт развития научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных  систем.

ОТРАСЛЬ — совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.

Ошибки при выборе профессии:

— следование чужим советам, выбор за компанию;

— выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;

— отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.

3.Закрепление изученного материала:

Задание № 1.Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана».(20 минут)

         Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.

  1. Итог урока. Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

  1. Дайте определение понятиям: профессия, специальность, квалификация, отрасль.
  2. Какие сферы включает в себя современное производство?
  3. Как определить для себя сферу профессиональной деятельности, которая была бы полезна обществу и принесла бы вам материальное и духовное удовлетворение?
  4. Какие из отраслей развиваются наиболее динамично?
  5. Какие профессии и специальности будут востребованы к моменту вашего вступления в трудовую жизнь?

Критерии оценки:

1.Профессиональное грамотное решение проблемы-10б

2.Краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы-10б.

3.Качество графической части оформления решения проблемы-10.

4.Этика ведения дискуссии-5б.

5.Быстрота выполнения задания-5б.

40б — 5 «отлично»

30б — 4 «хорошо»

20б — 3 «удовлетворительно»

10б — 2 «неудовлетворительно

Приложение 1.

Задание№1. « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана» (20 мин.). 

Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение.

 Например: из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).

Обработка результатов.

Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь, необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец — реалистический тип; 2-й столбец — интеллектуальный тип; 3-й столбец — социальный тип; 4-й столбец — конвенциальный тип; 5-й столбец — предприимчивый тип; 6-й столбец — артистический тип.

Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.

Опросник Д.Голланда

la

Инженер-технолог

16

Конструктор

Завуч по внеклассной работе

26

Председатель профсоюзного комитета

За

Дизайнер

36

Чертежник

Ученый-химик

46

Бухгалтер

Политический деятель

56

Писатель

Повар

66

Наборщик

Адвокат

76

Редактор научного журнала

Воспитатель

86

Художник по керамике

Вязальщик

96

Санитарный врач

10а

Нотариус

106

Снабженец

11а

Переводчик художественной литературы

116

Лингвист

12а

Педиатр

126

Статистик

13а

Заведующий магазином

136

Фотограф

14а

Философ

146

Психиатр

15а

Оператор ЭВМ

156

Карикатурист

16а

Садовник

166

Метеоролог

17а

Учитель

176

Командир отряда

18а

Художник по металлу

186

Маляр

19а

Гидролог

196

Ревизор

20а

Заведующий хозяйством

206

Дирижер

21а

Инженер-электронщик

216

Секретарь-машинистка

22а

Главный зоотехник

226

Зоолог

23а

Спортивный врач

236

Фельетонист

24а

Водитель троллейбуса

246

Медсестра

25а

Копировщик

256

Директор

26а

Архитектор

266

Математик

27а

Работник детской комнаты милиции

276

Счетовод

28а

Председатель колхоза

286

Агроном-семеновод

29а

Биолог

296

Офтальмолог

ЗОа

Архивариус

306

Скульптор

31а

Стенографист

316

Логопед

32а

Экономист

326

Заведующий магазином

ЗЗа

Научный работник музея

336

Консультант

34а

Корректор

346

Критик

ЗЗа

Радиооператор

356

Специалист по ядерной физике

Зба

Врач

366

Дипломат

37а

Актер

376

Телеоператор

38а

Археолог

386

Эксперт

39а

Закройщик-модельер

396

Декоратор

40а

Часовой мастер

406

Монтажник

41а

Режиссер

416

Ученый

42а

Психолог

426

Поэт


Тип личности

1

2

3

4

5

6

16

26

За

36

46

56

66

76

86

96

10а

106

На

116

12а

126

13а

136

14а

146

15а

156

16а

166

17а

176

18а

186

19а

196

20а

206

21а

216

1  22^а

226

23а

236

24а

246

25а

256

26а

266

27а

276

28а

286

29а

296

ЗОа

306

31а

316

32а

326

ЗЗа

336

34а

346

35а

356

Зба

366

37а

376

38а

386

39а

396

40а

406

41а

416

42а

426

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

Приложение 2.

Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.

        

Особенности выбора сферы профессиональной деятельности старшими школьниками

В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Процесс окончательного принятия решения о выборе сферы профессиональной деятельности и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. В своей книге «Психология труда и человеческого достоинства» Пряжникова Е. Ю. отмечает: «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно» [3, c 38].

Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 сфер профессиональной деятельности (классификация Климова Е. А.):

—         Человек — природа

—         Человек — техника

—         Человек — знаковая система

—         Человек — человек

—         Человек — искусство

Чтобы отнести профессию, специальность к определенной сфере деятельности, надо выяснить, на что главным образом направлено внимание человека [1, 183].

Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей сферы профессиональной деятельности вследствие неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях [2, с.20].

Для решения задач комплексной психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников мы провели исследование на базе МОБУ СОШ № 12 г.Сибай. Целью нашего исследования было выявление особенностей выбора сферы профессионального деятельности старшими школьниками. Общее количество испытуемых составило 37 человек, из них 18 человек — учащиеся 10 класса и 19 — учащиеся 11 класса в возрасте 16–17 лет.

Учащимся были предложены следующие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, Фрайбургский личностный

опросник (FPI) и методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда

(модификация С. Шмишека).

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что лишь у 28 учащихся из 37 был точно установлен тип профессий, к которому они склонны.

У остальных семи учащихся наблюдалось одинаковое высокое количество баллов по нескольким типам. Ввиду таких результатов помимо предложенных Е. А. Климовым пяти типов нами были выделены два дополнительных смешанных типа. В таблице 1 приведены полученные типы и распределение учащихся по ним.

Таблица 1

Распределение учащихся по типам

Тип

I

II

III

IV

V

IV + V

III + V

Количество человек

4

2

13

3

6

5

4

Тип I — «Человек-природа»; Тип II — «Человек-техника»; Тип III — «Человек-человек»; Тип IV — «Человек-знак»; Тип V — «Человек — художественный образ»; Тип IV + V — смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-знак» и «Человек — художественный образ»; Тип III + V — смешанный тип, для которого характерны особенности обоих типов «Человек-человек» и «Человек — художественный образ».

Необходимо отметить, что соответствующие каждому типу личностные особенности четко характеризуют этот тип, раскрывая отдельные качества, без которых не обойтись в данной сфере профессиональной деятельности.

Чтобы наиболее наглядно увидеть различия между пятью типами, рассмотрим сравнительные профили типов по каждой из методик (Рис.1, Рис.2)

Рис.1. Сравнительный профиль типов по методике FPI

Характеристики

Условные обозначения: Шкала I — невротичность; Шкала II — спонтанная агрессивность; Шкала III — депрессивность; Шкала IV — раздражительность; Шкала V — общительность; Шкала VI — уравновешенность; Шкала VII — реактивная агрессивность; Шкала VIII — застенчивость; Шкала IX — открытость; Шкала X — экстраверсия — интроверсия; Шкала XI — эмоциональная лабильность; Шкала XII — маскулинность — фемининность.

На рис.1 видно, что показатели IV (раздражительность), IX (открытость), XII (маскулинизм) у типа «Человек-техника» максимально высокие. Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)

Еще один максимально высокий показатель VIII (застенчивость) наблюдается в типе «Человек-знак». Также данный тип обладает и самым низким показателем V (общительность). По Климову Е.А часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Таким образом к таким профессиям относятся корректор, экономист, программист, стенографистка, машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др. Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений) представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

Типу «Человек-природа» свойственен заниженный показатель VI (уравновешенность). Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа, и прежде всего растительные и животные организмы. Конечно, это не значит, что специалисты сферы профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный врач, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д.

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Смешанному типу «Человек-знак» + «Человек — художественный образ» характерен низкий показатель VIII (застенчивость). Все остальные показатели по типам в целом в норме (4–6 баллов) и чуть выше нормы.

Рис.2. Сравнительный профиль типов по методике изучения акцентуаций личности С. Шмишека

Условные обозначения: Дм — демонстративный тип; З — застревающий тип; П– педантичный тип; В — возбудимый тип; Г — гипертимный тип; Дис — дистимный тип;Т — тревожный тип; Эк — экзальтированный тип; Эм — Эмотивный тип; Ц — Циклотимный тип.

На основании рис.2 можно сделать вывод, что основная часть показателей находится в норме или в пределах тенденции. Типы «Человек-техника», «Человек-знак» + «Человек — художественный образ» и «Человек-человек» + «Человек — художественный образ» имеют 1–3 акцентуации.

Можно заметить, что профили пяти типов очень похожи, немного отклоняется от них профиль типа «Человек-знак» по показателю тревожности. Но особенно заметно выделяется профиль типа «Человек-техника», имеющий чрезвычайно низкие показатели по тревожному и эмотивному типам личности, а также акцентуации по застревающему, гипертимному и циклотимному типам личности.

Проверка значимости различий с использованием однофакторного дисперсионного анализа показала, что статистически подтверждены значимости полученных нами различий в характеристиках типов на уровне достоверности при p = 0,1 и p = 0,05.

Таким образом результаты проведенного нами исследования могут быть использованы педагогами — психологами в работе по профориентации. И это будет пусть и незначительный, но, тем не менее, шаг на пути достижения одной из главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности.

Литература:

1.      Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

2.      Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 2010. — 302 с.

3.      Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 496с.

2.2. Сферы и объекты профессиональной деятельности специалиста.

Сферами профессиональной деятельности маркетолога–экономиста являются:

Наименование типов предприятий

Сфера деятельности

1. Рекламное агентство

2. Промышленное предприятие

Рекламная деятельность, создание рекламного продукта

Производство товаров народного потребления, строительных материалов и др.

3. Производственно-коммерческая фирма

4. Торговая

организация

Торгово-закупочная деятельность

Торговая деятельность

5. Учебное заведение

Вуз, колледж, региональный филиал

6. Банковское предприятие

Все виды банковских услуг

7. Страховая компания

Все виды страховых услуг

8. Консультационная фирма

Консалтинговые услуги

9. Финансово-инвестиционная фирма

Работа на рынке ценных бумаг

10. Благотворительный фонд

11. Другие

Туристическо-оздоровительная деятельность

Другие

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются отношения, возникающие при разработке и реализации стратегии деятельности организации (предприятия) на рынке, выполнение экономической, организационно–управленческой, проектно–исследовательской, научной и предпринимательской деятельности в области рекламного бизнеса.

2.3. Требования к профессиональным компетенциям выпускников.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

1)организационно–управленческая:

  • работать с нормативно–справочной литературой и документацией;

  • организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

  • анализировать и оценивать собранные данные;

  • вести переговоры, разрабатывать договоры (контракты) с другими заинтересованными участниками экономических отношений, в том числе и с зарубежными;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций;

  • управлять рекламной деятельностью;

  • использовать современные подходы к оптимизации структуры рекламных агентств, а также подразделений организаций, занимающихся производством и размещением рекламы;

  • обеспечивать взаимодействие служб и подразделений организации в процессе производства и размещения рекламы.

2)планово–экономическая:

  • разрабатывать планы маркетинга организации;

  • разрабатывать разделы бизнес–планов и планов развития организации;

  • анализировать и рассчитывать технико–экономические показатели, характеризующие маркетинг организации;

  • разрабатывать технико–экономическое обоснование рекламных мероприятий;

  • планировать издержки производства и обращения;

  • определять экономическую и социальную эффективность рекламных мероприятий;

  • обосновывать инвестиционные и инновационные проекты в сфере рекламы;

  • прогнозировать технико–экономические показатели деятельности организации;

  • разрабатывать концепцию рекламного продукта для основных носителей рекламы;

  • определять конкурентоспособность рекламных продуктов и организации на рынке.

3)информационно–аналитическая:

  • анализировать внешнюю среду организации, включая мировой рынок, определять реальные и потенциальные возможности организации по продвижению рекламных продуктов;

  • изучать и прогнозировать конъюнктуру рынка;

  • проводить маркетинговых анализ рынка рекламных услуг;

  • осуществлять информационное обеспечение маркетинга;

  • формировать и управлять базами данных клиентов;

  • изучать поведение покупателей и потребителей;

  • анализировать внутреннюю среду организации, оценивать ее экономический потенциал, сильные и слабые стороны;

  • осуществлять анализ маркетинговой деятельности организации;

  • оценивать эффективность рекламной деятельности;

  • применять методики оценки степени эффективности рекламных сообщений и их психологического воздействия на человека.

4)товарно–производственная:

  • разрабатывать комплекс маркетинговых коммуникаций.

  • разрабатывать товарную политику и товарные стратегии организации

  • планировать процессы производства рекламного продукта;

  • применять соответствующие алгоритмы и информационные технологии при разработке рекламных продуктов;

  • использовать глобальные информационныетехнологии для создания и продвижения рекламных продуктов;

  • осуществлять поиск и разработку идей по созданию новых и совершенствованию существующих рекламных продуктов.

5)закупочно-сбытовая и торговая:

  • разрабатывать и осуществлять политику закупок сырья, материалов, технологий в целях разработки рекламных продуктов;

  • определять объемы и структуру закупок;

  • осуществлять выбор поставщиков;

  • оптимизировать потребление материальных ресурсов организации;

  • разрабатывать стратегии продвижения рекламных продуктов;

  • прогнозировать объем продаж;

  • управлять продвижением рекламных продуктов;

  • использовать комплекс маркетинговых коммуникаций для формирования спроса и стимулирования сбыта.

  • формировать набор услуг по созданию и размещению рекламы.

6)научно-исследовательская:

  • изучать и анализировать экономические отношения на рынке рекламных услуг;

  • использовать экономические законы и закономерности в управлении рекламой;

  • осуществлять маркетинговые исследования на высоком научно-методическом уровне;

  • использовать современные методики оценки эффективности рекламной деятельности.

7)инновационная:

  • осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным рекламным технологиям и решениям;

  • определять цели инноваций и способы их достижения в рекламной сфере;

  • работать с научной, технической и патентной литературой;

  • разрабатывать творческие проекты, определяющие креативный подход по формированию рекламных продуктов;

  • разрабатывать бизнес-планы развития рекламных агентств, стратегические планы организаций рекламной сферы;

  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых рекламных продуктов;

  • применять современные технологии , используемые при разработке рекламных продуктов.

РАЗДЕЛ А. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

План-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему: Профессиональная деятельность в социальной сфере

Тема: Профессиональная деятельность в социальной сфере

Цель урока:ознакомить уч-ся в чем состоит сущность и назначение социальной сферы

Оборудование:учебник,компьютер,презентация,мультимедийник

Ход урока

Оргмомент

Опрос дом.задания

1.какие технологии называют универсальными?

2.Назовите основные разновидности универсальных технологий

3.какими профессиональными качествами должен обладать  специалист в сфере универсальных,перспективных технологий?

Объяснение нового  материала.

Социальная сфера включает в себя профессии, связанные с предоставлением населению различных социальных благ и услуг.

К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, жилищно-коммунальное хо- ггво, общественное питание и торговля. Каждый вид деятельности сольной сферы включает в себя множество профессий, особенностью ко- ых является постоянное взаимодействие с широким кругом людей.

Поэтому тот, кто выбрал эту профессиональную сферу, должен обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, внимательность и терпеливость.

Таблица 12. Структура социальной сферы

профессиональной деятельности

Отрасли социальной сферы

Профессии

Профессиональные качества

Образование

Педагог, мастер производственного обучения, воспитатель, психолог, социальный педагог, учитель и др.

Коммуникативные и организаторские способности; наблюдательность; отзывчивость, тактичность; чувство ответственности; педагогический такт

Наука

Младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, лаборант, зав. отделом,зав. лабораторией и т. п.

Высокий уровень аналитического мышления; большой объем долговременной памяти; терпеливость, наблюдательность

Культура

Библиотекарь, режиссер клубных мероприятий, переводчик, гид, корреспондент и т. п.

Хорошая память; эмоциональная выдержка, такт; коммуникативные способности, творческое воображение, артистизм

Здравоохранение

Врач, зубной техник, косметолог, медицинская сестра, маникюрша, санитарка, фельдшер и др.

Собранность, аккуратность; умение сопереживать, сострадание; эмоциональная устойчивость; ответственность; внимание, память

Сфера

обслуживания

Бармен, официант, горничная, лифтер, парикмахер, проводник пассажирского вагона, метрдотель, социальный работник и т. п.

Коммуникативные способности; физическая выносливость; аккуратность, расторопность; доброжелательность

Юриспруденция

Адвокат, нотариус, страховой агент, инспектор ГАИ, прокурор, следователь, юрисконсульт и др.

Коммуникативные способности; логическое мышление; память, внимание; принципиальность, честность

Социальная сфера выполняет очень важную роль в жизни общества, так как именно в ее рамках осуществляются общественные связи, происходит удовлетворение социальных потребностей людей. Для системы образования и государства в целом развитие профессиональной деятельности со- I щальной сферы является очень важной задачей. Социальная политика — это определенным образом разработанный и

реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач по улучшению жизнедеятельности людей в определенных территориальных пределах.

• В настоящее время в нашей стране подготовкой специалистов в социальной сфере занимаются многие учебные заведения, например Московский государственный социальный университет — первый в России университет социального профиля. В его структуре несколько факультетов: социальной работы, социально-экономический, психологии, юридический, социологический, факультет журналистики, факультет повышения квалификации и

отделение заочного обучения. При университете работают Международный центр образования и культурных связей и Высшие женские курсы «Россиянка».

Не каждый человек может стать социальным работником. Основным определяющим фактором здесь является система его ценностей, которая, в конечном счете, определяет профессиональную пригодность в социальной сфере. У работника социальной сферы представление об абсолют- I юй ценности человека должно переходить из разряда философского понимания в категорию базисного психологического убеждения.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением, но остается одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.

Практическая работа

  1. Выберите любое предприятие (фирму) вашего города, поселка или региона и расскажите о социальной политике, проводимой данным предприятием.
  2. Расскажите, в каких социальных проектах вы участвуете или участвовали.

Итог урока.

Фронтальный опрос

1. В чем состоит сущность и назначение социальной сферы? 2. Какие отрасли относятся к социальной сфере профессиональной деятельности? 3. В чем заключается специфика профессиональной деятельности в социальной сфере? 4. Какие личностные качества играют важней- шую роль для человека, работающего в социальной сфере? 5. Что в характере человека указывает на предрасположенность к работе в социальной сфере?

Дом.зад.§8 стр42-45

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о