Профессиональные умения – Профессиональные навыки в резюме — пример заполнения для разных профессий. Какие они бывают и какие стоит указать для получения работы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ — это… Что такое ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ?


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Умения, которыми должен владеть преподаватель для успешного осуществления профессиональной деятельности. В состав П. у. п. входят четыре группы умений:

1) конструктивные – связанные с отбором и организацией учебного материала;

2) организаторские – связанные с организацией педагогом собственной деятельности и деятельности учащихся;

3) гносеологические, или исследовательские, – позволяющие преподавателю правильно учитывать индивидуальные особенности личности учащихся;

4) коммуникативные – обеспечивающие процесс педагогического общения на уроке. П. у. п. получили обоснование в виде педагогических функций преподавателя (см. профессиограмма преподавателя). Профессионально значимые коммуникативные умения

учителя иностранного языка могут быть представлены в виде четырех групп умений:

1) умения, ориентированные на познание учащихся и самопознание; их функции – профессионально направленное осознание учителем своего личного опыта изучения иностранного языка, соотнесение его с теорией и практикой обучения и проецирование полученных данных на индивидуальные возможности учащихся в конкретных условиях обучения;

2) умения, ориентированные на планирование иноязычного общения; основная функция – планирование целенаправленного обучающего коммуникативного воздействия на учащихся при подготовке к уроку;

3) умения, ориентированные на реализацию плана иноязычного общения и его корректировку; основные функции – включение учащихся в иноязычное общение, создание благоприятного микроклимата на уроке и т. п.; 4) умения, направленные на анализ иноязычного общения; основная их функция – самоконтроль учителя в педагогическом общении, самокоррекция. Качество владения этими умениями зависит от многих факторов, учет которых в процессе образования и самообразования может способствовать развитию педагогического мастерства.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ» в других словарях:

  • УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ — УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ. См. профессиональные умения преподавателя …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА — УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Профессиональные качества, которыми должен обладать учитель для успешной реализации на занятиях практической, общеобразовательной, развивающей, воспитательной целей обучения и характеризующие уровень языковой и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с учащимися. Т. п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число профессионально… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Работник средней и высшей школы, ведущий какой л. учебный предмет; штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях (в общеобразовательной школе – учитель). См. также профессиограмма преподавателя,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность преподавателя к успешной профессиональной деятельности; включает знания из области дидактики, психологии, языкознания, методики, психолингвистики и других наук, значимых для деятельности педагога,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Обучение иностранному языку с учетом будущей профессии, например, преподаватель иностранного (русского языка), исследователь языка, переводчик. См. профессиональная компетенция, профессиональная… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Активные методы обучения — (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    — ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Одна из ведущих целей обучения иностранному языку, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком (например, умения самостоятельно работать с… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Климов, Евгений Александрович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

2.1.2 Профессиональные умения, компетентность и личностные качества педагога

В процессе данного исследования также было выявлено немало негативных тенденций в Интернете, прямо или косвенно таящих большую опасность, особенно для подрастающего поколения. Вопросам безопасности в Интернете было уделено немалое внимание. Были созданы специальные разделы по безопасности на исследовательском сайте WWW.LA.BY. Из-за большой разновидности Интернет-угроз, лучшей представляется возможность сосредоточится на личности педагога, использующего Интернет-технологии в образовательном процессе. Поэтому последующие два раздела 2.1.2 и 2.1.3 посвящены личностным качествам педагога, участвующего в данном творческом процессе.

Фундаментальная роль периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

  • педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
  • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
  • педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
  • культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;
  • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько). [38]

Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает учащегося, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания студентов с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями учащихся, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.
На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. [21]
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.

Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
  • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

  • гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
  • идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
  • дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
  • организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
  • коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
  • прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
  • рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
  • организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
  • общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
  • конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
  • технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
  • производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
  • специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. [11]

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

15 профессиональных навыков современного учителя

Диплом и опыт работы — далеко не все, что необходимо учителю для профессионального развития. Параллельно со знаниями учителям нужно освоить ряд навыков, чтобы не просто быть в профессии, а быть конкурентоспособным высокооплачиваемым специалистом.

Teachers

 

#Teachaholic предлагает 15 навыков, которыми должен владеть учитель 21 века:

Адаптивность

В наше время меняется все — семимильными шагами вперед скачет наука, ежедневно внедряются новые технологии, меняются подходы к тому, как студентам нужно учиться и тому, как учителям их нужно учить.

В таких условиях учитель должен быть гибким и открытым новым идеям и знаниям, чтобы соответствовать постоянно повышающимся требованиям.

Уверенность

Будьте уверены — не только в себе, но и в своих учениках и коллегах. Уверенность заразна, так что ваша убежденность в собственной компетентности и профессионализме вселит это чувство и в ваших учеников.

Коммуникативность

Учитель должен уметь общаться — со студентами, их родителями, администрацией, коллегами. 90% рабочего времени учителя проходит в коммуникации с другими людьми, так что критически важно уметь излагать свои мысли просто, понятно и четко, чтобы точно доносить адресату свою точку зрения.

Умение работать в команде

Учитель всегда должен играть, так сказать, в одной команде со своими учениками. Будьте на их стороне, будьте вовлечены в работу класса — это в первую очередь положительно отразится на успеваемости, да и просто поможет построить здоровые отношения в классе.

Successful teacher = lifelong learner!

Обучение non-stop

Быть учителем — значит ни на минуту не переставать учиться. Знания никогда не будут лишними, так что successful teacher = lifelong learner!

Богатое воображение

Воображение — самый мощный инструмент учителя. Только с его помощью можно придумать, что делать с группой уровня Beginner на первом разговорном занятии =))

Ну а если серьезно, то творческий подход необходим для того, чтобы поддерживать вовлеченность учеников даже в самые сложные темы. Плюс, разнообразие уроков поможет учителю не только интересовать учеников, но и самому быть заинтересованным.

Лидерство

Учитель в классе — это ментор, который не просто учит, а направляет своих учеников в правильную сторону, подает хороший пример и поощряет. Только такой учитель может заработать авторитет и стать профессионалом, которому будут благодарны десятки и сотни учеников.

Организационные навыки

Реалии профессии таковы, что учителю нужно уметь планировать и готовиться буквально к неизвестному — к работе с новыми учениками, к незапланированному уроку, к 10 минутам, которые вдруг остались в конце занятия и т.д.

Организованный учитель способен создать более эффективную обучающую среду, в которой студенты будут достигать высоких результатов.

Новаторство

Не забывайте пробовать новое — новые подходы, методики, приложения и гаджеты. Обсуждайте это с учениками и связывайте уроки с инновациями, которые появляются в мире. В языковом классе это добавит урокам жизненности и поможет развить креативность студентов.

Вовлеченность в профессию

Do what you love. Love what you do. Студенты должны видеть перед собой профессионала, увлеченного своим делом и заинтересованного в работе с ними.

Умение работать с онлайн репутацией

Настоящий навык 21 века. Если вы есть в социальных сетях — у вас есть репутация онлайн. Ваши аккаунты доступны руководству, студентам, родителям, и вы должны быть готовы к пристальному вниманию с их стороны.

Понимание технологий

Отслеживать абсолютно все технологические новинки сложно, да это по сути и не нужно. Но полностью игнорировать их было бы настоящим преступлением! Из потока инноваций важно научиться выделять те цифровые инструменты, которые пойдут на пользу ученикам.

Умение вовлекать

Ваша задача — среди всех современных материалов найти те, которые смогут пробудить интерес в классе. Для овладения этим навыком достаточно уметь то, о чем мы писали выше, — быть новатором, уметь использовать технологии и любить свое дело.

Умение “отключаться” от работы

Давайте перерывы себе и своим ученикам. Научитесь  делать себе настоящие выходные — без звонков с работы, проверок домашних заданий и мыслей с планами на следующую рабочую неделю.

Умение давать возможности другим

Вдохновляйтесь и вдохновляйте! Вот, что нужно ученикам.

По большому счету всему можно научиться самостоятельно — но только учитель, настоящий наставник и помощник, сможет мотивировать, научит студента быть открытым новым идеям, креативным, гибким и по-настоящему полюбить процесс обучения.

Помогайте ученикам решать их проблемы, связанные с обучением, направляйте их, заставляйте размышлять, давайте знания, которые пригодятся не только в решении тестов, но и в жизни. И такие ученики останутся с вами надолго!

comments powered by HyperComments

Личностно-профессиональные качества, педагогические знания, профессиональные умения и навыки преподавателя

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 35Следующая ⇒

К преподавателю колледжа предъявляют достаточно высокие требования, поскольку он не просто выполняет социальный заказ общества по формированию всесторонне развитой личности, но и готовит профессионалов к выполнению подобного заказа. Его личностно-профессиональные качества становятся своеобразным эталоном, мерилом для создания студентами модели своего будущего профессионального облика.

Представители гуманистической психологии и педагогики говорят о так называемом «эффекте учителя» (В. Я. Пилиповский), основу которого составляет сформированная «Я-концепция». В связи с этим «эффективный учитель» обладает чувством уверенности в себе, считает себя способным справляться с жизненными и профессиональными трудностями в разнообразных ситуациях, не склонен воспринимать себя как неудачника, эмоционально стабилен и проявляет личностную зрелость. Гуманистическая направленность на себя позволяет преподавателю проецировать гуманные отношения со своими воспитанниками.

Профессиональная деятельность каждого педагога в сочетании с разнообразными ее видами определяется направленностью и мотивами, которые являются основанием абстрактной модели личности педагога. В ней интегрируются личностно-профессиональные качества, обладая которыми преподаватель может достичь хороших результатов в работе на фоне высокой педагогической культуры и мастерства. Кроме этого, перечисленные качества позволят преподавателю сконструировать «безусловно позитивное отношение к студентам, определяемое как признание, принятие другого человека и являющееся основой педагогического взаимодействия» (Ф. Бурнард). Выделим эти качества.

Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры, поскольку, во-первых, он сам для студентов источник научно-культурной информации, во-вторых, профессиональная компетентность требует от педагога постоянного и регулярного обновления разнообразной информации из многочисленных источников, в-третьих, педагог постоянно оказывает на воспитанников нравственное влияние, эффективность которого находится в прямой зависимости от культуры и образованности преподавателя. Показателями выступают интеллектуальные качества: педагогическая внимательность, наблюдательность, сообразительность; гибкость, решительность, оригинальность, критичность, ясность, логичность, самостоятельность ума; педагогическая любознательность; развитость речи. Для профессионала высокого уровня характерна глубокая и всесторонняя осведомленность по преподаваемому и смежным с ним предметам. Достигается это за счет подходов к отбору профессиональных знаний, которые использует преподаватель. Их три: приверженность одной теории, что позволяет получить исчерпывающие знания; эклектизм как приверженность многим подходам; общий континуальный подход, выражающийся в том, что специалист на первых этапах своей работы является последователем одной теории, с приобретением опыта и практических навыков начинает выходить за пределы базовой теории, расширяя тем самым границы своего профессионализма.

Душевная чуткость, или, как еще говорят, сердечность, педагога — своеобразный барометр, позволяющий: чувствовать состояние своих подопечных, их настроение, взаимоотношения; вовремя приходить на помощь тем, кто в ней более всего нуждается. Такой преподаватель осознает всю меру ответственности за воспитание подрастающего поколения. Это качество выражается в теплом отношении педагога к студентам, которое, в свою очередь, понимается как способность быть открытым и доступным. Достигается это путем принятия педагогом аксиом: отношение к студенту как к равному, отсутствие обвинений и оборонительной позиции.

Эмпатия — нравственно-эмоциональное качество, без которого нет гуманного педагога. Интерпретируя все известные подходы к определению содержательной стороны этого качества, следует отметить, что способность к сопереживанию может пониматься как способность, войти в мир восприятия другого человека, увидеть этот мир его глазами. Это способность разбираться в чувствах другого человека и сообщать ему об этом. Здесь должна работать очень простая формула: чтобы уделять все свое внимание другому человеку, надо уметь забывать о себе.

Важным личностно-профессиональным качеством является толерантность, которая выступает своеобразной характеристикой отношения преподавателя к своим воспитанникам на основе терпимости и переносимости неприятных или неприемлемых форм поведения, качеств личности студентов.

Толерантность выражается в следующих аспектах:

принятие чужого мнения как своего, усвоение его логики;

вычленение положительных моментов чужого мнения при одновременном осознании несоответствия его собственной позиции;

коррекция собственного мнения под влиянием мнения Другого человека и утверждение сильных сторон своей позиции;

поиск общих моментов своей и чужой позиции, признание их, а также признание невозможности согласиться с некоторыми положениями позиции другого;

признание права на существование чужого мнения и отказ от внутреннего сопротивления этим положениям.

Неотъемлемое профессиональное качество преподавателя —справедливость — ассоциируется с объективностью. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки и образ поведения детей, учащихся, студентов. К сожалению, серьезным препятствием на этом пути оказывается предубежденность преподавателя. Ее причиной может быть односторонность и прямолинейность мышления, когда на педагога давит груз собственных негативных установок, оценок, приводящих к возникновению конфликтных отношений.

Свою гражданскую и профессиональную направленность преподаватель показывает своей гражданской позицией, общественно-педагогической активностью, принципиальностью в отношении общечеловеческих ценностей.

Милосердие представляется как сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Оно проявляется в заботе, прощении причиненного зла, в стремлении к примирению. Это конкретные действия в отношении других. Милосердие соотносится с добром.

Педагогическая деятельность требует от человека единства интеллектуального, волевого и эмоционального напряжения, которое, однако, из-за особенностей этой профессии нельзя выражать открыто, поэтому профессионально необходимыми качествами преподавателя являются волевые черты характера, показывающие степень выдержки и самообладания: целеустремленность; наличие, разработанность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы; уверенность в своих силах и возможностях; решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска; упорство в доведении начатого дела до конца; исполнительность.

Особенностью всех личностно-профессиональных качеств является то, что каждое из них носит интегративный, комплексный характер, так как объединяет в себе множество более узких и конкретных показателей, через которые и проявляется. Каждое качество связано с другими, дополняющими его, а также является многоуровневой структурой, вбирающей в себя знания о данном качестве и способах его проявления, умение демонстрировать его.

Весь комплекс личностно-профессиональных качеств становится показателем педагогической культуры и мастерства преподавателя при наличии объемных знаний, профессиональных умений и навыков.

Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Знания профессиональные являются основой профессиональной деятельности, представляют собой отражение в сознании педагога системы понятий, законов, закономерностей, теорий, принципов, которые раскрывают научно-методические (технические) основы профессиональной деятельности.

Знания — это воспринятая, переработанная в сознании (осмысленная), сохраненная в памяти и воспроизведенная в нужный момент для решения теоретических или прикладных задач информация.

Знание — продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий собой идеальное сочетание в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.

Содержание каждой конкретной деятельности представлено определенной суммой или системой знаний, так как знание — ядро сознания. Прочность, надежность, активность и эффективность этого ядра зависят от того, какие это знания: обыденные или научные, предметные или системные. Предметными могут быть не только обыденные, но и научные знания, если последние упрощаются и доводятся до уровня обыденных.

Предметные знания — это знания не существа, а явления, знания внешние, поверхностные, без проникновения в сущность причинно-следственных связей и отношений между его элементами. Эти знания, как правило, аморфны и представляют собой определенную сумму информации, а не ее систему.

Системные знания — это знания о самом главном, существенном, об основных элементах системы, о причинно-следственных связях и отношениях между этими элементами. Эти знания внутренние, глубинные, знания более высокого порядка. Системные знания оставляют в нашем сознании след в виде определенного смыслового образования, алгоритма, установки образа, т. е. своеобразного кода.

В определении значения знаний для преподавателя отмечается двойная их направленность — как методологического фундамента профессиональной деятельности и как непосредственного инструмента практических действий.

Система общепедагогических знаний представляет собой диалектическую взаимосвязь теоретического знания о закономерностях, сущности, принципах организации обучения и воспитания и эмпирического знания о педагогических фактах как конкретном отражении реальной педагогической практики, эмпирическом базисе педагогической теории.

Владение системой общепедагогических знаний помогает педагогу успешно выполнять все свои профессиональные функции воспитателя, преподавателя, пропагандиста, организатора, руководителя и члена педагогического коллектива и различные виды педагогической деятельности.

Система общепедагогических знаний создает основу для владения преподавателем механизмами профессиональной деятельности, ее содержательной и операциональной сторонами, отражая которые рассматриваемая система представляет собой единство знаний о сущности и содержании педагогической деятельности, с одной стороны, и о научно обоснованных способах ее организации — с другой. Одни виды знаний включаются в практическую деятельность непосредственно, другие — опосредованно.

В структуре общепедагогических знаний можно выделить ряд элементов:

знание фундаментальных идей, концепций, законов и закономерностей развития педагогических явлений;

знание ведущих педагогических теорий, основных категорий и понятий;

знание основополагающих педагогических фактов; прикладные знания об общей методике обучения и воспитания.

Система общепедагогических знаний преподавателя рассматривается исходя из функций самой педагогической науки и структуры профессиональной деятельности учителя. Она представляет собой синтез методологических, научно-теоретических и практических знаний, сочетание научно-теоретических и конструктивно-технических или нормативных, содержательных и операциональных знаний, единство фундаментальных и инструментальных, теоретических и практических знаний (О. А. Абдуллина).

В педагогических умениях реализуются как психолого-педагогические знания о целях, принципах, сущности обучения и воспитания, так и знания о способах организации педагогического процесса.

Необходимость исследования проблемы педагогических умений определяется тем, что они:

во-первых, составляют основу разных компонентов педагогической деятельности: конструктивного, организаторского, коммуникативного, гностического, — каждый из которых характеризуется набором соответствующих умений;

во-вторых, предполагают определенный набор умений, необходимых для успешного осуществления деятельности;

в-третьих, требуют набора конкретных профессиональных умений.

Умение в широком смысле употребляется в двух значениях:

как знание в действии, способ и качество деятельности;

как способность к результативной и качественной деятельности, качество личности.

Умение различными авторами рассматривается неоднозначно: одни считают его как освоенный субъектом способ выполнения действия; другие — как совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенных действий или деятельности; третьи — как способность личности успешно выполнять те или иные действия или деятельность в определенных условиях; четвертые — как структурный компонент системы.

Умение — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-либо правиле (знании) и соответствующий правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач.

Благодаря умению происходит подготовленность к практическим и теоретическим действиям, которые выполняются быстро, точно, сознательно. Базой любого умения является система усвоенных знаний и опыта человека, а физиологически в основе умений лежит совместная деятельность сигнальных систем. Алгоритм образования умений представляется как сложный процесс аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий мозга, а признаками сформированности умений являются: гибкость, т. е. способность действовать рационально в разнообразных ситуациях; стойкость, т. е. сохранение точности и заданного темпа; прочность, т. е. способность умения не угасать в случае длительного неприменения.

Психологической основой умений является понимание взаимоотношений между целью данной трудовой деятельности, условиями и способами ее выполнения. Умение тесно связано с творческим мышлением и представляет собой сложное структурное сочетание чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в сознательном, целесообразном, успешном осуществлении системы мыслительных, волевых, сенсомоторных действий, обеспечивающих достижение определенной цели деятельности.

Поскольку каждое педагогическое умение может рассматриваться как определенная совокупность интеллектуальных и практических действий, целенаправленных и взаимосвязанных, выполняемых в определенной последовательности, то процесс формирования педагогических умений предполагает овладение внешней, предметной, и внутренней, идеальной, сторонами педагогической деятельности.

Внешняя, предметная, деятельность — это практические действия педагога. Она предваряется внутренней деятельностью, которая осуществляет осмысление цели действий, ожидаемых результатов, предполагаемых действий, условий их выполнения. Сознательность действий достигается за счет овладения целевыми действиями, операционным составом действий, принципами выбора способов действий на основе ориентировочной основы Действий, осознанием способов действий.

Для формирования умений преподавателю нужно: осознать мотивационную основу действий; определить цели; уяснить научные основы предстоящих действий; выделить их основные структурные компоненты и опорные точки; построить модель, алгоритм действия; выполнить некоторое количество упражнений по контролю действий в соответствии с определенными нормами; осуществить самоконтроль выполнения конкретного действия; продумать способы использования в видоизменяющихся условиях, а также способы использования сформированного умения в процессе овладения новыми умениями в более сложных видах деятельности.

Условно выделяют пять этапов формирования умений.

1. Первоначальные умения опираются на ранее приобретенные знания и навыки. С их помощью происходит осознание цели действия и способов его выполнения, но результат деятельности достигается путем проб и ошибок.

2. Недостаточно умелая деятельность как этап сформированности умений характеризуется выполнением действия и использованием ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности умений с использованием знаний о способах выполнения.

3. Отдельные общие умения складываются из отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например ориентировочных, проектировочных.

4. Высокоразвитое умение базируется на творческом использовании знаний и навыков в той или иной конкретной деятельности, в результате чего происходит осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения.

5. Мастерство — это этап надежного творческого использования различных умений, когда они интегрируются в определенную целостность науки и искусства педагогической деятельности.

Структурно-функциональный анализ деятельности педагога позволил определить перечень, содержание и объем педагогических умений, необходимых для эффективной педагогической деятельности. По обобщенной классификации они могут быть разделены на умения простые, специальные, частные, основу которых составляют исполнительские действия, и умения сложные и обобщенные, умения-мастерство, умения, в основе которых лежат творческие, исследовательские действия.

Основными группами педагогических умений и навыков, необходимых для осуществления важнейших профессиональных функций преподавателя, являются следующие:

дидактические умения, направленные на организацию учебного процесса и руководство познавательной деятельностью студентов;

воспитательные умения, необходимые для организации внеклассной воспитательной работы со студентами и руководства их самовоспитанием;

пропагандистские умения, играющие немаловажную роль в просветительской работе и пропаганде педагогических знаний среди населения;

методологические и исследовательские умения, нужные для изучения передового педагогического опыта, анализа и обобщения личного опыта педагога, умения и навыки в области самообразовательной работы.

Вместе с тем в деятельности педагога имеются сквозные интегральные умения, которые являются составной частью всех указанных выше групп. К ним относятся организационные, диагностические, информационные умения. Они характеризуются качеством исполнения и способом управления. По мере приобретения умения появляется его автоматизм — переключение смыслового и перцептивного контроля за действием на его результаты, т. е. появляется навык, являющийся основой профессионального мастерства.

Этапы формирования навыков.

1. Начало осмысления навыка. Отчетливое понимание цели, но смутное представление способов ее достижения. Весьма грубые ошибки при попытках выполнения действия.

1. Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; наличие многих лишних движений; отсутствие положительного закрепления данного навыка.

3. Автоматизация навыка. Все более и более качественное выполнение действия при временами ослабевшем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; возможность положительного переноса навыка.

4. Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действия, иногда становящегося средством выполнения другого, более сложного действия, но всегда выполняемого под контролем сознания.

В соответствии с психологической структурой тренируемого действия навыки могут быть двигательными, умственными, сенсорными и волевыми.

Нужно выделить важный момент в определении значимости профессиональных умений и навыков в педагогической деятельности. Разделив их на отдельные группы, можно представить, что каждая составляет основу социального и психофизиологического ровней педагогической деятельности преподавателя. Они складываются в логические операции в виде описания или составле-ия плана конспектов учебных занятий или воспитательных мероприятий.

Для психофизиологического уровня характерны такие профессиональные умения, как гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, умения саморегуляции, а на более высоком уровне — профессиональные навыки самоорганизации, самостоятельной работы.




Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *