Признаки типа речи рассуждение – План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок русского языка по теме «Типы речи. Рассуждение»

Урок русского языка. Типы речи. Рассуждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гвардейская школа-гимназия №2»

Симферопольского района Республики Крым

Урок в 10-А классе

по русскому языку

Тема: Типы речи. Рассуждение.

hello_html_m65925e79.jpg

Учитель высшей категории,

учитель–методист Фищук А.А.

2015/2016

Урок 16 февраля 2016 г.

ТЕМА: ТИП РЕЧИ. РАССУЖДЕНИЕ.

Педагогические цели: повторение и обобщение знаний по теме: «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; развитие умений создавать текст-рассуждение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: толковые словари, раздаточный материал, портреты и цитаты великих людей.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие, пожелания успеха.

  2. Эпиграф урока:

Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения знаний, которое пригодно всегда, которое нельзя забыть и которое не может устареть.

С.И. Гессен, философ.

1. Мотивация: работа с эпиграфом; слово учителя (необходимость достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ: сочинению-рассуждению).

2. Определение целей урока учащимися.

  1. Работа в группах. Запись даты, темы урока.

Повторение и углубление материала.

  1. Беседа.

— Какие типы речи вы знаете?

— Назовите основные признаки типов речи.

Комментарий:

Описание – изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Композиция описания:

  1. Общее представление о предмете;

  2. Отдельные признаки;

  3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии и его временной последовательности.

Композиция повествования:

  1. Завязка;

  2. Развитие действия;

  3. Кульминация;

  4. Развязка

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  1. Анализ текста (запись под диктовку с последующим объяснением постановки знаков препинания и орфограмм).

Когда я вышла из дома, начало смеркаться. Я плотнее закуталась в плащ и пошла быстрым шагом. На углу мне встретилась какая-то женщина, она посмотрела мне прямо в глаза. Это заставило меня вздрогнуть. Через несколько шагов я оглянулась – она смотрела мне вслед. Я уже дошла до конца улицы, а она всё смотрела и смотрела на меня.

— К какому типу речи относится текст? (повествование).

— Найдите предложения, соответствующие данным схемам:

[hello_html_m2b1ed40f.gifhello_html_m2b1ed40f.gif ], а [ = и = ] – 6

( Когда ), [ ] – 1

[ ] – [ ] – 5

[ ] , [ ] – 3

  1. К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.

    1. Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела, наполовину осыпалась. А огромные корни, облепленные землёй, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то.

      /художественное описание/

    2. Сосна обыкновенная – дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20-30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету. /научное описание/

    3. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. /описание внешности/

    4. Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили его голову. Медведь тер морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, а затем вновь принимался за ту же работу.

      /повествование/

    5. Марина распахнула неказистую дверь и то, что она увидела перед собой, поразило ее безмерно: панорамные окна, через которые в комнату проникал солнечный свет, хрустальная люстра со множеством сверкающих подвесок, такие же бра на каждой стене, картины в позолоченных рамах, затянутая атласом мебель и – верх совершенства – белоснежный пушистый ковер на полу. /описание интерьера/

    6. Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. /Это рассуждение, т.к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (…ткани из химических волокон плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки)./

    7. Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. /

      рассуждение/

  1. Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?

(Презентация ученицы о рассуждении)

/схема построения текста-рассуждения (записать в тетради) 

  1. Вступление

  2. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы (доказательства).

  4. Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.

Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.

Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой. Третья часть представляет собой вывод, заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как

.

Рассуждения, как и описания, как и повествования, бывают разные. Есть рассуждение-доказательство, есть рассуждение-объяснение. Есть ещё одна разновидность этого типа речи.

В жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопрос: «Как быть?», «Что делать?». Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задает себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие – отвергает. Подобные высказывания – «про себя» или вслух, в устной или письменной форме – называют рассуждениями-размышлениями.

В рассуждении-размышлении активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросительно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов-раздумий. В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия, вывода (

значит, поэтому, таким образом, следовательно), а также противительные союзы (а, но, однако), слова да и нет.

Рассуждения-размышления бывают разного стиля – публицистического, научного, разговорного, художественного. Стиль речи зависит от того, над какими вопросами мы размышляем (общественно-политическими, научными или бытовыми, личными), и от ситуации общения.  

  1. Работа с текстом. Анализ текста (по группам).

1 группа. «В чём смысл жизни» (Д.И.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»)

Стиль: публицистический.

Тип речи: рассуждение.

Тезис: третье предложение.

Аргументы: 4,5 предложение.

Вывод: 6 предложение.

Словарная работа: найти в словаре и дать определение слову «Эссе».

(Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.)

2 группа. В. Высоцкий «Баллада о борьбе» (отрывок).

Стиль: художественно-публицистический.

Тип речи: рассуждение.

Словарная работа: найти в словаре и дать определение фразеологизму «остаться без кожи».

3 группа. «Заветы старого профессора» (народная мудрость).

Стиль: художественный.

Тип речи: рассуждение.

Тезис: 6 предложение.

Аргументы: 7, 10, 11-15 предложение.

Вывод: 16 — 22 предложение.

Ответить на вопрос: почему местоимение Вы сменяется на Ты в конце притчи? (устанавливается диалог, взаимопонимание).

  1. Итог урока.

Вопрос к классу: Какова тема всех трёх текстов? Что их объединяет? («Проблема смысла жизни, истинных и ложных ценностей»)

Подведение итогов урока, взаимооценка деятельности учащихся, комментарий учителя.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её, так и пройдёт.

Не забывай: она твоё творенье.

Омар Хайям.

  1. Рефлексия. Заполнение итоговой карты:

  1. Главным для меня на уроке было то…

  2. Мне понравилось на уроке…

  3. Мне запомнилось…

  1. Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение (эссе) «В чём смысл жизни?».

ПРИЛОЖЕНИЕ

(тексты для анализа)

1. Однажды в гости к своему старому профессору пришли его бывшие ученики.

2. Конечно же, вскоре разговор зашёл о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

3. Предложив гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными — и простыми, и дорогими.

4. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны.

5. Никто не выбрал чашки простые и дешёвые.

6. Желание иметь для себя только лучшее – источник ваших проблем!

7. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше.

8. Иногда она просто лучше, а иногда даже скрывает то, что мы пьём.

9. То, что вы действительно хотели, был кофе, а не чашки.

10. Но вы сознательно выбрали самые лучшие из них.

11. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

12. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа деньги и общество – это чашки.

13. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни.

14. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не заменяет качества нашей Жизни.

15. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

16. Наслаждайтесь своим кофе!

17. У самых счастливых людей нет всего лучшего!

18. Но они извлекают всё лучшее из того, что у них есть!

19. Счастье в том, чтобы хотелось то, что у тебя есть.

20. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.

21. Жизнь коротка: нарушай правила, прощай быстро, целуй медленно, люби искренне, смейся неудержимо!

22. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться!»

(Народная мудрость)

Письмо пятое


В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Д. И. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»

БАЛЛАДА О БОРЬБЕ

(отрывок)

Только в грёзы нельзя
Насовсем убежать:
Краткий век у забав —
Столько боли вокруг!
Постарайся ладони
У мёpтвых pазжать
И оpужье пpинять
Из натpуженных pук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев,
Что почём, что почём!
Разбеpись, кто ты — тpус
Иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус
Hастоящей боpьбы.

И когда pядом pухнет
Изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей
Ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи
Останешься вдpуг
Оттого, что убили его —
Не тебя, —

Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забpал:
Это — смеpти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица гpубы!
И всегда позади —
Воpоньё и гpобы.

Если, путь пpоpубая
Отцовским мечом,
Ты солёные слёзы
На ус намотал,
Если в жаpком бою
Испытал, что почём, —
Значит, нужные книги
Ты в детстве читал!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чём, ни пpи чём!

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок русского языка по теме «Типы речи. Рассуждение»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

УЧИТЕЛЬ ЧЕЧЕНЕВА М.Д.

Типы речи. Рассуждение.

10 класс

Цели: повторение и обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от описания и повествования; развитие умения написания текстов-рассуждений.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 г.

Приложение: презентация  PowerPoint.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

        Проверка упр. 302 (сочинение-миниатюра – описание изделия, интерьера и т.п.)

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

  • Какие типы речи вы знаете?
  • Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания?

/В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств или явлений.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция описания: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение.  

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  • Анализ текста. (Текст записывается под диктовку учителя с комментарием знаков препинания и орфограмм.)

Когда я вышла из дома, начинало смеркаться. Я плотнее закуталась в плащ и пошла быстрым шагом. На углу мне встретилась какая-то незнакомая старуха, она посмотрела мне прямо в глаза. Это заставило меня вздрогнуть. Через несколько шагов я обернулась – она смотрела мне вслед. Я уже дошла до конца улицы, а она все смотрела и смотрела на меня.

  • К какому типу речи вы отнесете данный текст? /повествование/
  • Найдите предложения, соответствующие данным схемам:

[        ], а [        ○ и ○  ].

○ и ○.

[        ], [          ].

(Когда    ), [                ].

[        ] –  [             ].

 

  • К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.
  1. Хвоя на поваленной бурей сосне уже пожелтела, наполовину осыпалась. А огромные корни, облепленные землёй, нелепо торчали вверх, будто старались схватиться за что-то. /художественное описание/
  1. Сосна обыкновенная – дерево до 40 метров высотой с прямым, высоко очищенным от сучьев стволом. Шишки яйцевидные, созревают на второй год после цветения. Семена крылатые, содержат 20-30% жирного масла. Доживает до 400 лет. Требовательна к свету. /научное описание/
  1. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. /описание внешности/
  1. Медведь возился около большой липы: добывал мёд. Он стоял на задних лапах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили его голову. Медведь тер морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле, а затем вновь принимался за ту же работу. /повествование/
  1. Марина распахнула неказистую дверь и то, что она увидела перед собой, поразило ее безмерно: панорамные окна, через которые в комнату проникал солнечный свет, хрустальная люстра со множеством сверкающих подвесок, такие же бра на каждой стене, картины в позолоченных рамах, затянутая атласом мебель и – верх совершенства – белоснежный пушистый ковер на полу. /описание интерьера/
  1. Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. /Это рассуждение, т.к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (…ткани из химических волокон плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки)./
  2. Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мертвую и живую воду. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. /рассуждение/
  • Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?

/схема построения текста-рассуждения (записать в тетради) 

  1. Вступление
  2. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
  3. Аргументы (доказательства).
  4. Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.

Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.

Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой. Третья часть представляет собой вывод, заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как.

Рассуждения, как и описания, как и повествования, бывают разные. Есть рассуждение-доказательство, есть рассуждение-объяснение. Есть ещё одна разновидность этого типа речи.

В жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопрос: «Как быть?», «Что делать?». Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задает себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие – отвергает. Подобные высказывания – «про себя» или вслух, в устной или письменной форме – называют рассуждениями-размышлениями.

В рассуждении-размышлении активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросительно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов-раздумий. В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия, вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно), а также противительные союзы (а, но, однако), слова да и нет.

Рассуждения-размышления бывают разного стиля – публицистического, научного, разговорного, художественного. Стиль речи зависит от того, над какими вопросами мы размышляем (общественно-политическими, научными или бытовыми, личными), и от ситуации общения.  

2. Анализ текста. Упр.310.

  • Прочитайте отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя».
  • Определите тип и стиль речи.

/тип – рассуждение, стиль публицистический, жанр – статья. Заглавие: «Талант на все времена», «Великий Гоголь», «Бессмертный талант»./

  • Определите основной тезис данного текста.

/Гоголь … был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений./

  • Какие аргументы использует автор для доказательства основного тезиса?

/Разве «Шинель» не предшествовала современному реализму… «История Украины»… /

3. Словарная работа

        Персонифицирует – олицетворяет, наделяет человеческими свойствами.

        Искусство гораздо консервативнее науки – искусство связано с традицией.

        Неореализм – направление в итальянском кино и литературе, возникшее после Второй мировой войны и воплощавшее идеи гуманизма, социальной справедливости, основывавшееся на стремлении дать документально точную картину мира.

        Мистицизм – мистическое мировоззрение, склонность к мистике.

        Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.

        Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков.

1. Продолжите следующее рассуждение: выберите из двух предложенных тезисов какой-нибудь один, аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод.

        Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем ты станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.

        Свободное время – прекрасное время…

        (или: Свободное время – трудное время…)

2. Упр. 313. (Д. Гранин «О милосердии»)

  • Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

/данное высказывание можно назвать текстом, т.к. можно выделить тематическое (чувство милосердия) и композиционное единство частей. Предложения связаны параллельной связью. Текст обладает смысловой цельностью и относительной законченностью. Этот текст является рассуждением./

  • Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?

/можно выделить тезис – чувство милосердия отторгнуто нашей жизнью.

Аргументы:

  • случай из жизни автора;
  • «сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», т.е. устаревшие понятия;
  • в Ленинграде… была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

Вывод: …человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

  • Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

/повествование/

  • Выпишите (назовите) слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.

/слова и обороты, особо точно передающие мысли и чувства автора:

3. Прочитайте текст и выполните задания

(1) … (2) Поэтому я думаю, что увлечение жаргоном есть, по сути дела, желание некоторых молодых людей побыстрее выделиться из толпы и самоутвердиться. (3) Но это путь более легкий, более эффектный, без труда, без постижения настоящей культуры мысли и слова. (4) За «лидерами» тянутся, стараются и другие, жаргоном хвастаются, в нем соревнуются. (5) А в результате (в этом я твердо уверен) эффект получается прямо противоположным.  (6) …

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

 

1)  

Жаргон возникает, когда кому-то надо выделиться в группу «своих людей».

 

2)  

Жаргон обслуживает самый низкий уровень общения людей.

 

3)  

Разговорный язык человека – это его второе лицо.

 

4)  

Жаргон очень живуч.

Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения текста?

 

1)  

Жаргон свидетельствует о бедности общения.

 

2)  

Те, кто послабее характером, чувствуют себя увереннее среди «своих», а в другой обстановке испытывают трудности в общении.

 

3)  

Вместо того чтобы выделить и утвердить человека, эти попытки загоняют его в стадо одинаково с ним «ботающих» единоверцев.

 

4)  

Иными словами, истинно культурному человеку не нужен примитивный набор жаргонных языковых средств.

IV. Подведение итогов урока

  • Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

Домашнее задание

Упр. 314 или упр. 316.

План-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему: Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

Тема урока: «Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение».

Цель урока: сформировать умение различать типы речи.

Ход урока.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Составьте схему предложения, дайте характеристику, выпишите словосочетания.

        Роса стекает по белым стволам.

— А какие типы предложений по цели высказывания вы еще знаете?

— А почему все предложения по типам высказывания разделены на три группы? Какова цель создающего эти предложения?

— А как вы думаете, тип текста зависит от цели, с которой мы его создаем?

— Давайте с вами посмотрим на карту урока «Типы речи» и вспомним, как можно определить тип текста.

         Повествование рассказывает о событиях. Такой текст имеет определенную структуру: вступление, изложение событий, заключение. Как правило, используется большое количество глаголов.

        В описании передаются детали предметов и явлений, признаки. Такой текст, как правило, имеет вступление, изображение предмета или еще чего-либо при помощи прилагательных (эпитетов).

        Рассуждение. Обязательно выдвигается тезис, затем приводятся доказательства,  и делается вывод.

  1. Работа с текстом (работа по алгоритму).

1.         — Прочитайте текст.

        — О чем он? Какова тема?

        — Обратите внимание, какие средства использует автор, чтобы раскрыть тему текста.

        — Каков тип текста?

        Текст.

        Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы. (Описание. Действия происходят одновременно. Используется много прилагательных (причастий)).

2. Докажите, что это текст-повествование.

Кто сажает лес?

        За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились  дубки. Еще совсем маленькие, всего три листочка торчат из земли.

        А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

        А кто?

        Долго не мог угадать.

        Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

        Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто?  И потом полетела к реке.

        Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.

        Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастает. (Событие. Есть временная последовательность, нет одновременности, много глаголов).

        3. Найди в тексте предложение, в котором выражена основная мысль сказки. Составьте план и напишите сочинение-рассуждение о том, как сказки передают мудрость поколений.

        Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню затянул про доброе солнышко.

        Поверишь ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

  1. Срезовая работа
  1. Докажите, что данный текст – это текст-повествование.

        Стоит охотник на краю леса, ждет. Колобок не колобок – катится через дорогу серый.

        Свистнул охотник. Остановился серый, встал на задние лапы, поднял уши – слушает, далеко ли собаки.

        Поднял охотник ружье.

  1. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.

        Звонко стучат на морозе топоры. Вздрогнув вершиной, грузно валятся на землю высокие, покрытые инеем деревья. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

        У большого соснового пня жарко полыхает костер, синий, пахучий стелется дым

        Греются у огня озябшие лесорубы, громко смеются: «Ай да Мороз!»

  1. Определите тип текста. Аргументируйте свой ответ.

        А лучше, а теплее всех Михайле Михайловичу: забрался он в берлогу, припал к лапе – и на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели.

        Хуже всех бездомнику – волку: от куста под куст, от беды к беде, в морозные ночи, когда под звездным небом мерцает снег, будет он и жалобно петь на перекрестке свою горькую волчью песню: «У- у – у! У – у – у! У – у – у!».

        

  1. Домашняя работа.

        Составьте план сказки «Солдатская шинель» и напишите сочинение-рассуждение о том, как сказки передают мудрость поколений.

         

        

         

Урок развития речи «Типы речи. Рассуждение» (5 класс)

Урок развития речи в 5-м классе

Тема. Типы речи. Рассуждение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Содержательная цель: сформировать представление о типе речи рассуждение; повторить изученный материал о типах речи повествование и описание; познакомить с планом-схемой рассуждения; научить строить текст-рассуждение по плану; развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.

Деятельностная цель: формирование активной личной позиции; развитие образного мышления, речевых способностей и потребностей в эстетическом совершенствовании своей речи, навыков самоконтроля и адекватной самооценки; создание ситуации успеха.

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся о типах речи.

Слово учителя. Ребята! На предыдущих уроках мы с вами узнали, что в зависимости от содержания высказывания, наша речь делится на несколько типов.

Перечислите известные вам типы речи.

(Повествование, описание, рассуждение).

Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о повествовании?

(В повествовании рассказывается о последовательных действиях, к повествованию можно поставить вопрос «Что было вначале?», «Как дальше развивались события?», «Как это случилось?»

К тексту типа речи повествование можно сделать несколько фотоснимков, которые будут отображать эпизоды происходящего. В данном типе текста чаще всего используются глаголы.)

Вспомните, пожалуйста, что вы знаете об описании?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета. К описанию можно поставить вопрос «какой»? Содержание текста типа описание можно передать одним фотоснимком. В данном типе текста чаще всего используются имена прилагательные.)

Вспомните, пожалуйста, что вам известно о рассуждении?

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – «почему»? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Нельзя сделать ни одного фотоснимка. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

2.Задание на повторение.

Прочитайте. Определите тип речи каждого текста. Докажите своё мнение.

1.Есть у меня кот-серый в черных пятнышках, как в бусинках. Его зовут Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы как иголки острые. (По Е. Чарушину).

(слайд 2)

2.Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапками. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки. (По Г.Скребицкому ).

(слайд 3)

3.Прочитайте текст

Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром.

Во-первых, у него короткие кривые ножки и ходит он, переваливаясь с боку на бок. Во-вторых, мама так раскормила нашего любимца, что он подметает своим животиком землю, а лап совсем не видно.

Вот почему кличка Шарик ему очень подходит.

(слайд 4) .

Какой из трёх заголовков больше подходит к тексту?

Почему щенка назвали Шариком?

Проделки Шарика. Симпатичный щенок.

(слайд 5)

Данный текст-это рассуждение.

А вот его схема:

Почему?

Потому что… на доске

Во- первых ,…

Во- вторых ,..

Вот почему….

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Сегодня мы с вами поговорим о типе речи рассуждение более подробно.

Сто тысяч «почему» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему» гуляют по планете.

Действительно, ребята, очень много вокруг «почему». Есть загадочные почему: почему летом идет дождь, а зимой снег? Есть сердитые «почему»: почему ты не приготовил домашнее задание? Есть внимательные «почему»: почему ты сегодня такой грустный? Есть и такие, которые вызывают на спор: почему ты думаешь, что я не прав»? А ну, докажи.

В жизни нам часто приходится рассуждать, что-то объяснять, что-то доказывать. И в этом нам поможет тип речи рассуждение.

Рассуждение – это тип речи, в котором передается взаимная связь явлений и событий, причинные отношения между ними.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова дается такое объяснение этому слову:

1.Рассуждение — умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2.Высказывание, обсуждение.

Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.

Научимся правильно писать данное слово.

на доске

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски. Примерный ход анализа: окончание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).

Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно, убедительно.

В любом рассуждении есть три части: в первой содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы), третья часть – вывод (доказанная мысль).

Схема рассуждения

(слайд 6)

1. Тезис (утверждение, которое нужно доказать).

2.Аргументы (доказательства, доводы, примеры):

а)_________________________,

б)_________________________,

в)_________________________.

3. Вывод (итог, к которому пришел автор рассуждения).

Запишите план рассуждения в тетрадь.

Найдите в 3 тексте тезис, аргументы, вывод.

(вернуть слайд 4)

4.Физкульминутка.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись —
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

5.Работа над языковым оформлением рассуждения.

В русском языке существуют слова-помощники, которые вы можете использовать при создании текста рассуждения.

Задание.

Ребята, перед вами на столах лежат памятки. Прочитаем их.

  1. Слова, с которых можно начать первую часть – тезис:

я считаю, что; по–моему; мне кажется; на мой взгляд.

  1. Слова, которые используются для связи тезиса и доказательств:

потому что…; так как…; докажем это..; это можно доказать..; это объясняется следующим.

3.Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых; во-вторых; другим доказательством является; в-третьих; кроме того; наконец; например.

4.Слова, связывающие доказательства и вывод:

поэтому; таким образом; следовательно; итак.

6. Закрепление нового материала.

А) Работа с текстом.

(слайд 7)

Ребята! Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка. Прочитайте текст.

Василису назвали Премудрой, …..она все умела делать: …..испекла пышный каравай, …..соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки …и получила такое прозвище.

Выполните задания:

1. Найдите мысль, которую нужно доказать.

2. Укажите доказательства и примеры.

3. Какое предложение в тексте будет выводом?

4. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова-помощники.

Проверка задания.

(Слайд 8 «Молодцы»)

Б) Ребята, вы помните стихотворение Юлиана Тувима о том, как упала и рассыпалась азбука?

АЗБУКА

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко,

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Очутившись на полу,

Поломала хвостик У!

Ф, бедняжку, так раздуло —

Не прочесть её никак.

Букву Р перевернуло —

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась —

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!

Вот и у нас упал текст и тоже рассыпался. Соберите его. Найдите сначала то, что объясняется, а затем объяснение с примером. Запишите отредактированный текст в тетради, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните орфограммы и знаки препинания. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура тезис-аргументы-вывод, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.

Например, во время страшного боя (на ) опушк… леса (с) Карабасом-Барабасом стали сражат(?)ся птицы бабочки гусеницы. Прип…лзли бит(?)ся даже два старых слепых ужа. Потому что. Все вокруг пом..гали смелым и добрым куклам. Буратино и его друзья см…гли одолеть Карабаса-Барабаса.

7.Взаимопроверка.

8.Подведение итогов урока.

1) Какова основная задача текста рассуждение?

2) Назовите структурные элементы рассуждения.

3) Какие слова-помощники можно использовать при создании рассуждения?

9.Домашнее задание: написать сочинение–рассуждение на одну из тем:

«Почему я люблю читать?», «Почему я люблю (не люблю) зиму?», «Кем бы я хотел стать и почему?», «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?», «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему?”

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *