Признаки текста в русском языке 6 – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте».

«Основные признаки текста» (6 класс)

Основные признаки текста

Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

2.Формировать умение работать с текстом;

3.Совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

4.Обобщить сведения о тексте;

5.Выявить основные признаки текста;

6. Обогащение словарного запаса.

Развивающие:

1.Развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, активизировать мыслительную деятельность;

2.Умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

hello_html_m59744c7a.png

Учитель: Показать детям слайд с текстом. На какой половине находится текст? А почему? А как одним словом это можно назвать?

Учитель: Тема нашего урока «Основные признаки текста». Вспомним определение, что же такое текст.

Учитель: Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.

Учитель: Когда Вы беседуете с друзьями, разговариваете с родителями, отвечаете на уроках, пишите сочинения, то употребляете не отдельные предложения, а связываете их в единое целое т.е. в текст.

Учитель: Само слово текст произошло от латинского «textum», что в переводе означает ткань, сплетение, соединение».

Учитель: если сравнивать каждую ниточку с отдельным предложением, то текст это особым образом связанные переплетенные ниточки образующие ткань.

Учитель: рубашку, платье или пиджак из качественной ткани очень приятно носить, а грамотно построенное произведение речи – текст, приятно читать и слышать.

Учитель: Минимальная единица текста – предложение. В тексте предложения расположены в определённой последовательности в определённом порядке.

hello_html_m775e856f.jpg

Учитель: Это текст?

Учитель:

Можно ли создать из этих предложений текст?

Учитель: Восстановите текст.

Учитель: Что вы сделали для этого?

Дети: расставили предложения по порядку.

Учитель: Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

Учитель: Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.

Учитель: Озаглавьте получившийся текст.

Дети: «Мастер чемоданных дел».

Учитель: Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились, для этого вы заполните схему на ваших листочках.

hello_html_m3fa07dd2.jpg

hello_html_m5c8e51b0.jpg

Текст и его основные признаки — ТЕКСТ — МОРФОЛОГИЯ — Русский язык 6 класс — А. Н. Рудяков — Грамота 2014 год

МОРФОЛОГИЯ

 

ТЕКСТ

 

§ 48-49 Текст и его основные признаки

 

435

1. Просмотрите параграфы, посвященные теме данного раздела. Какой материал вам частично известен из изученного ранее на уроках русского и украинского языков?

2. Какой материал является для вас совершенно новым?

436

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Какая информация о тексте и его признаках была уже известна, а какая оказалась для вас новой?

В нашей речи язык существует в форме текста.

Текст — это связное высказывание на определенную тему.

Основные признаки текста:

• Единство темы проявляется в том, что все предложения текста раскрывают его содержание, они связаны по смыслу.

Тема — это то, о чем или о ком говорится в тексте.

• Наличие основной мысли (идеи) проявляется в том, что все содержание текста направлено на то, чтобы убедить читателя в его основной идее (что-то доказать, с чем-либо ознакомить, дать оценку какому-либо событию и т. п.). Определить основную мысль текста можно, ответив на вопрос: «В чем хотел убедить читателя или слушателя автор?»

• Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте проявляется в том, что каждое последующее предложение включает такие слова или построено таким образом, что становится ясной его связь с предыдущим предложением. Смысловая и грамматическая связь предложений осуществляется с помощью местоимений, лексических повторов, синонимов, союзов и т. п.

• Членимость текста — это свойство текста делиться на абзацы, главы, части и т. д.

• Завершенность текста, его смысловая законченность предполагает, что в тексте раскрыта тема и четко выражена основная мысль.

Эти признаки текста являются типичными. Наличие их всех в одном тексте не обязательно. В каком-то тексте могут присутствовать все признаки, а в каком-то — лишь часть из них. Обязательными являются наличие темы и основной мысли текста и их взаимосвязь.

В этом проявляется основной признак текста — целостность.

2. Назовите типичные признаки текста. Какие признаки являются самыми важными, без которых текст не может существовать?

3. Какие признаки могут отсутствовать в тексте?

437

1. Прочитайте восточную притчу и озаглавьте ее. Выпишите ключевые слова, которые связывают текст в единое смысловое целое.

2. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

3. Докажите, что текст обладает всеми основными признаками.

Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев, он вбивал один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно юноша научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Со временем молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем убивать гвозди.

И вот настал тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Юноша рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, каждый раз когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвел сына за руку к столбу и сказал:

— Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе осталось дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остается шрам, как эти дыры в столбе. И не важно, сколько раз посте этого ты извинишься, у человека все равно останется шрам.

 

4. Согласны ли вы с тем, что сказал отец юноши? Выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

438 Эксперимент

1. Прочитайте отрывок. Обладает ли он связностью?

2. Докажите, что наличие только признака связности не достаточно для существования текста. Для этого ответьте на вопросы.

• Какая тема заявлена в первом предложении? Раскрывается ли в отрывке заявленная тема?

• Подчинены ли элементы содержания раскрытию темы?

• Выражена ли в отрывке основная мысль?

• Есть ли в нем ключевые слова, связывающие текст в единое смысловое целое?

Все детство я мечтал о собаке. Собака — домашнее животное. Домашние животные — животные, которые были приручены человеком. Часть домашних животных является для человека источником материальных благ и услуг, а часть выступает как компаньоны, скрашивающие его досуг. Досуг — свободное время, не занятое делами.

439

1. Прочитайте название текста. Предположите, каким будет его содержание.

2. Прослушайте текст. Совпали ли ваши предположения с тем, что вы услышали? Что отражает название: тему или основную мысль текста?

3. Повторно прочитайте текст, записывая ключевые слова, которые помогают раскрыть его тему и основную мысль. Какое слово выполняет в тексте самую важную роль и связывает его в единое смысловое целое?

4. Сформулируйте основную мысль текста, которая скрывается за его содержанием и значением всех единиц.

ТРИ ЖИЗНИ ОДНОГО ДЕРЕВА

Жило-было дерево. Оно выросло из семечка и было вначале тонким и нежным. Солнышко ласкало его своим теплом, дождик купала и поил эго, ветер играл его листвой.

Дерево росло и крепло. И стало большим и могучим. Деревья живут очень долго, но в конце концов стареют и умирают.

 

У нашего дерева была иная судьба — пришел человек и срубил его.

В дерева началась вторая жизнь. У него срубили ветки, сняли кору, и оно стало бревном, гладким и блестящим. Из него и других таких же бревен построит и дом, крепкий и красивый. Бревна сияли на солнце и пахли душистой смолой.

Прошло много-много лет.

Солнышко высушило древесину, снег и дождь хлестали по бревенчатым стенам, и наше бревно из гладкого и блестящего превратилось в серое и шершавое, все в трещинах и расколах.

Дом состарился, и люди не могли больше в нем жить. Крыша прогнила и обрушилась, бревна расшатались. Еще несколько лет — и дом погибнет под дождем и снегом.

Но однажды мимо шел человек. Он увидел бревно, увидел, как солнце, дождь, ветер и снег потрудились над ним, — трещины были словно морщины древнего мудрого лица.

Человек быт художником. Он увидел красоту старого бревна.

И началась у нашего дерева третья жизнь. Художник вырезал из дерева фигурки людей, зверей, лошадок. И только по трещинам старой древесины можно было прочесть удивительную историю жизни нашего дерева.

Е. Кудрина

4. Можно ли сказать, что этот текст обладает таким признак как завершенность? Раскрываются ли в нем заявленная тема и замысел автора?

440

1. Перечитайте текст упражнения 439. Составьте простой план.

2. Перескажите текст, ориентируясь на выписанные ключевые слова и план текста.

441

1. Ключевые слова связывают текст в единое смысловое целое, помогают раскрыть его тему и основную мысль, а также притягивают к себе другие слова, объясняют их появление в тексте. Определите, какие слова в тексте пропущены, ориентируясь на выделенные ключевые слова.

2. Озаглавьте текст. Нибудь запишите эго, восстанавливая пропущенные слова. Пользуйтесь материалом для справок.

3. Какая тема раскрывается в тексте? Докажите, что все элементы содержания подчинены ее раскрытию.

… еще не всходило, но половина неба уже была залита бледным розовым …. Прозрачная и спокойная река лежала, точно громадное зеркало в зеленой влажной раме оживших лугов. Легкие розовые морщины слегка бороздили ее … поверхность, а пена под пароходными колесами казалась молочно-розовой. На правом берегу реки молодой березовый лес быт окутан, точно тонкой кисеей, легким покровом …. Сизая, тяжелая туча одна только … с сияющим торжеством нарядного летнего утра. Но и на ней уже … . точно кровавые потоки, темнокрасные штрихи.

А. Куприн

Для справок: солнце, свет, гладкий, туман, боролась, брызнуть.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Текст. Признаки текста»

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с.Родничок Балашовского района Саратовской области»

Конспект урока русского языка в 6 классе

«Текст. Признаки текста»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Емельянова Наталья Анатольевна

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративныйчастично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

 Ход урока.

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

— Тема урока: «Текст. Признаки текста»

— Сегодня на уроке я постараюсь  расширить и углубить ваши знания о тексте.

— Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)

                                                              Из всех знаний и умений самым важным,

                                                              самым необходимым для жизни является, 

                                                              конечно, умение   ясно, понятно говорить

                                                              на своем языке.

                                                                                                         Л.Н. Толстой.

— Как вы поняли слова эпиграфаСогласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

    II.            Объяснение нового материала

1. Беседа:

— Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

— Дома вы должны были определить по  этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

-Итак, каково же  первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение») (слайд №3)

— Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

— Как вы думаете, что общего между этими предметами?                                                          

( кусочек  ткани  состоит из множества  нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

— Ребята, ведь не случайно  и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

— Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

— Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ — всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвестиповторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

 В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд №4 ):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

— Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая  законы построения и функционирования текстов.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

     Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая  законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

— Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

3.  Составление схемы «Признаки текста».

  Учитель:

— Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

 На доске появляется  кластер «Признаки текста»

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

  • Единство темы

  • Наличие главной мысли (идеи)

  • Относительная законченность

  • Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

  • Логическая связь частей    

— Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

4.Работа с учебником, упр. 193.

— Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)

-Давайте докажем, что перед нами текст

В ходе обсуждения особенностей текста упр. 193 подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания (задание 1)( слайд№5) «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – «Язык орнамента» и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».

Проверяем работу по карточкам

5. Работа по карточкам: (слайд № 6)

Карточка 1

 Слушаем ответы учащихся:

( — в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
— во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
— в третьем варианте текст.)

Карточка 2

(слайд № 7)

Вопросы для беседы:

— Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”

Карточка 3 (слайд № 8)

     Задание        

Запись текста в тетради.

— Докажите, что перед вами текст.

— Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.

6.  Синтаксический разбор предложения.

Над соседним лесом показался краешек солнца.(Повест., невоскл., простое, распростр.)

7.  Физминутка

8. Работа в парах.

Учитель

      -Ребята, если мы посмотрим на  черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.

     —   Почему?

     —  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

 Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. 

 — Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.

9.Составление схемы.

 Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».

Выполнение  задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2

Задание 1

Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все,  И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились (слайд № 9):

Зима недаром злится,
Прошла ее пора – 
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе 
Уж подняли трезвон.

Ф. И. Тютчев

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

— Определить тему стихотворения и его основную мысль.

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль — показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)

— Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.

Схема на слайде (слайд 10)

Определите способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

— Для того чтобы отработать умение различать  виды связи, выполним практическую работу.

   III.        Практическая работа

Задание 2.

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.

В первом тексте три предложения. (слайд № 11)

(1)    (2)  (3)

Связь – цепная.

 Во втором тексте 4 предложения. (слайд № 12)

(1)     (2)

(3)   (4)       Связь – параллельная.  

ӀV. Самостоятельная работа ( приложение 3)

(5-7 мин.)

 VИтог урока

  — Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

  — Назовите признаки текста.

  — Какие способы связи знаете?

— Какие способы связи знаете?

Выставление оценок.

Рефлексия:  (2 мин)

 -Чем запомнился урок?

— Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?

Каким  выражением можно оценить работу   на уроке:

  • корень учения горек, да плод его сладок

  • глаза боятся, а руки делают

(слайд № 13) 

Домашнее задание: (слайд № 14)

1. повторить  теоретический материал по теме “текст”.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Методическая разработка урока по русскому языку «Текст и его признаки «

Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Тема урока: Текст и его признаки.

Цели:

 Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

  Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

  Развивать внимание, мышление, речь учащихся.

  Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ: 

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и  диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА:  изучение   нового  материала

 Использованы педагогические технологии:

—     учебно-ролевая игра;

  •  технология групповой работы;

Методы урока: интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование: проектор, экран.

.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте  улыбнёмся  друг  другу  и  настроимся  на  работу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:  Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: словосочетание — слово –  звук – предложение.

Дети: звук – слово – словосочетание — предложение – ?

Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?

Дети: звук, — фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.

  1.  Мотивация обучающихся и целеполагание.

Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?

Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка.

Учитель: Давайте найдем ее на схеме. Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст?

Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты).

Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.

  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.

 Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.

 Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).

 Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.

 Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.

Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете? 

Дети:

-Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.

Учитель: Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.

Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)

 

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Там есть главный герой.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: Какой признак имеет текст?

Учитель: Что такое тема текста?

Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?

Дети:

-В тексте говорится о воде.

— Вода.

Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

 Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.

Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.

Дети: Вода, красота воды ….

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами.  Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте.

Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль. 

Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?

Дети: Нельзя, смысл текста будет непонятным.

Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Дети: перечисляют.

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)

Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?

Дети: ответы.

Динамическая пауза

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Несколько энергичных движений.

Вверх рука и вниз  рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Текст сегодня  изучали

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножкой тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем  и писать  начнём!

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.

Учитель:  прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Учитель: Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?

Дети: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Учитель: Правильно,

Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

  1. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Проверка друг у друга по ключам.        

Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.

  1. Рефлексия

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

  1. Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Зима».

Давайте,  мы снова улыбнёмся  и подарим друг  другу  тепло и надежду!

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Основные признаки текста

Урок 2 0. Основные признаки текста

Цели: познакомить с основными признаками текста; разви вать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационньп навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текст; умения анализировать текст с точки зрения его основных призю ков, работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 79 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)

— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Вот мнить, что мы знаем о тексте: какие бывают тексты, ка можно работать с текстом, каковы признаки текста.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью. V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением.
Комментарии

Это шуточное стихотворение построено как краткое и математически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: пред-иожения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бутерброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста при-цают ему завершённость. Ключевые слова (математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.

2. Упр. 82 — выразительное чтение текста, обсуждение.

VI. Подведение итогов урока

Расскажите о тексте по схеме.

Каковы отличительные черты, признаки текста? (Члени-мость, связность, завершённость, смысловая цельность.)

Домашнее задание

Учебник: § 17, упр. 83

Тесты по русскому языку 6 класс Тест 87 Текст и его особенности Основные признаки текста

Текст и его особенности. Основные признаки текста

Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание 1

Вопрос:

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ текст и предложение – не одно и то же

__ иногда текст может состоять из одного предложения

__ чаще текст состоит из нескольких предложений

__ текст может быть прозаическим и поэтическим

Задание 2

Вопрос:

Посмотрите на предложение. Попробуем составить из них текст… Какое предложение будет лишним?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) На помощь пришли друзья, и Коля стал ездить быстрее всех во дворе.

2) Ах, как пышно зацвела сирень во дворе!

3) Только вот беда — Коля совсем не умел кататься.

4) В этом году родители подарили Коле велосипед.

Задание 3

Вопрос:

Выберите предложение, которое можно посчитать текстом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Читать книги – замечательное занятие.

2) Оставшись одна, Маша не сидела без дела.

3) Ты не представляешь, что нам пришлось пережить!

4) По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Задание 4

Вопрос:

Выберите предложения, из которых можно составить текст.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) И вот однажды он случайно разбил окно.

2) Сегодня на уроке нам предстоит изучить новое правило.

3) В школе он часто бегал по коридору.

4) Ваня всегда был озорным мальчишкой.

5) Родителей Вани в тот же вечер вызвали в школу.

Задание 5

Вопрос:

Прочитайте текст. Что в нём не так?

По стеклу сползают капли дождя. Курица влетела на забор. Вика любит мороженое. Книги — всеобщее достояние. Как страшно одному идти в тёмный подвал!

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) слишком мало предложений

2) предложения не связаны между собой по смыслу

3) предложения не связаны грамматически

4) слишком короткие предложения

Задание 6

Вопрос:

Что должно быть в тексте? Выберите признаки текста.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) информативность

2) описательность

3) связность

4) рассуждения

5) цельность

Задание 7

Вопрос:

Укажите последовательность предложений в тексте.

Укажите порядок следования всех 5 вариантов ответа:

__ Какое-то время он лениво следил за прыгающим по кровати лучиком.

__ Сегодня ему предстоит в первый раз пойти в школу.

__ Солнечный лучик запрыгал по постели и пощекотал Васе нос.

__ А потом он вспомнил: да ведь сегодня же совершенно необыкновенный день!

__ Вася чихнул и проснулся.

Задание 8

Вопрос:

При помощи чего чаще всего связываются предложения в тексте?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) при помощи местоимений

2) при помощи прилагательных

3) при помощи синонимов и антонимов

4) при помощи сложных предложений

5) при помощи однокоренных слов и повторов слов

Задание 9

Вопрос:

Выберите предложения, в которых нарушен закон ситуативности.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) «Какая прекрасная погода!» – сказала девочка, глядя на ярко сияющий под солнцем лёд.

2) Вася был очень рад: к нему никто не пришёл на день рождения и не подарил ни одного подарка.

3) Анатолий Сергеевич был уже немолод: восемь лет минуло со дня его рождения.

4) Ворона с забора мрачно смотрела на играющих ребят.

5) Инопланетяне, явившиеся с Юпитера, были ярко-зелёными.

Задание 10

Вопрос:

Прочитайте текст. Чего не хватает в этом тексте?

В прошлые выходные мы поехали на дачу. Но вообще-то мне больше нравится в музеях. В музеи мы ходим с тётей Валей. Тётя Валя работает продавцом в магазине. В их магазине такое вкусное мороженое! Я люблю мороженое, но и колбасу я люблю. Наша кошка тоже любит колбасу.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) информативность

2) связность

3) цельность

4) членимость

5) ситуативность

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы: Нет; Да; Да; Да;

2) (3 б.) Верные ответы: 3;

3) (3 б.) Верные ответы: 3;

4) (4 б.) Верные ответы: 1; 3; 4; 5;

5) (4 б.) Верные ответы: 2;

6) (4 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

7) (4 б.) Верные ответы: 3; 5; 1; 4; 2;

8) (5 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;

9) (5 б.) Верные ответы: 2; 3;

10) (5 б.) Верные ответы: 3;

Конспект урока русского языка «Признаки текста»

Тема урока: Признаки текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по тексте, известные учащимся по курсу 5-9 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. дать понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте ;
5. формировать и совершенствовать умения: ;
- характеризовать текст по его признакам;
- определять вид и средства связи предложений в тексте.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

1. Актуализация темы.

2. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;
б) определение признаков текста;
в) работа со схемой “Основные виды грамматической связи предложений в тексте” .

3. Практическая работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание .

Ход урока

I этап Актуализация.

Учитель:

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( — В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.

— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд 1):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

II этап Объяснение нового материала.

Работа в парах:

Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(варианты на карточках)

 Слушаем ответы учащихся:

( — в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
- в третьем варианте текст.)

 Учитель:

Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144 стр. учебника и заполнить схему.

 

 

1. __________________________              1. __________________________

2. __________________________              2. __________________________

3. __________________________

Заполненную схему сравниваем со схемой на слайде ( слайд 3)

Учитель:

Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи.

Схема на слайде (слайд 4)

Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.

III этап Практическая работа .

Для анализа возьмем два текста.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, — вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин.
(Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)

Анализ текстов (схемы текстов на слайде).

В первом тексте пять предложени.

Средства связи предложений:

1 – 2 — повтор ключевого слова “художник”.

2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.

Связь – цепная.

 Во втором тексте пять предложений.

Средства связи предложений

— Повтор первого слова.

— Одинаковая конструкция предложений.

— Члены предложения выражены одинаковыми формами.

Связь – параллельная.

 IV этап Самостоятельная работа.

1 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.

( “Книжное обозрение”)

2 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У

берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)

Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы)

V этап Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой:

Домашнее задание:

1. выучить теоретический материал по теме “Признаки текста”.

2. выполнить упражнения:

“3” — упр. 285; “4” — упр. 286; “5” — упр. 288.

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о