Повествование что такое примеры – Сообщение на тему «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые для создания текста-повествования»

Содержание

Что такое текст-повествование?. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Сегодня мы поговорим о тексте-повествовании. Рассмотрим первый пример. Прочитаем текст:

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята – в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка (рис. 1).

Рис. 1. Цыплёнок и утёнок (Источник)

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют

три части:

1. Начало

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

или

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.


 

Это интересно

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

4. сказка.

 

Прочитаем текст, расположим части текста в нужном порядке. Определим тип текста, тему и главную мысль, озаглавим текст.

Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал яблоньку. Яблонька была спасена (рис. 2).

Рис. 2. Яблонька (Источник)

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста:  яблонька.

Главная мысль: яблонька была спасена.

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет (Источник)

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел.

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Рис. 4. Рысь (Источник)

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Заключение: Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок (Источник)

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря (Источник)

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром

. Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю. Кого спасла Наташа? Рачка. Кого спас Серёжа? Рыбку. Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа – молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

2. Интернет-сайт infourok.ru (Источник)

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.

Рис. 7.

Как писать сочинение-повествование — Как писать? — Русский язык для всех и каждого

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце

отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).

4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Что такое текст-рассуждение?. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Пример

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

К примеру:

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Например:

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Например:

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Задание 1.

Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.

Кто на свете самый сильный?

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.

Задание 2.

Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.

«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

Почему воробья так назвали?

Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:

Почему воробья так назвали?

Дело

что это? Каковы его особенности?

Один из видов функционально-смыслового типа речи – это текст-повествование. Что это такое, что для него характерно, особенности, отличительные признаки и многое другое вы сможете узнать, прочитав эту статью.

Определение

В повествовании речь идет о развивающихся событиях, процессах или состояниях. Очень часто этот вид речи используется как способ изложения последовательных, развивающихся действий, о которых говорится в хронологической последовательности.

повествование что это

Повествование можно изобразить схематически. В таком случае это будет цепочка, звенья которой представляют собой этапы действий и событий в определенной временной последовательности.

Как доказать, что это повествование

Как и у любого типа речи, у повествования существуют свои характерные черты. Среди них:

  • цепочка семантически связанных глаголов, которые представлены в тексте в порядке последовательности действий;
  • разные временные формы глаголов;
  • использование глаголов, для которых характерно значение последовательности действий;
  • различные глагольные формы, обозначающие возникновение действий либо признаков;
  • даты, цифры, обстоятельственные и любые другие слова, которые демонстрируют временную последовательность действий;
  • союзы, обозначающие чередование, сопоставление или возникновение событий.

Композиционная структура

Текст-повествование состоит из таких элементов, как:

  • экспозиция – вступительная часть;
  • завязка – событие, ставшее началом действия;
  • развитие действия – непосредственно сами события;
  • кульминация – итог сюжета;
  • развязка – пояснение смысла произведения.

Это те структурные части, из которых обычно состоит повествование. Что это такое, можно понять, ознакомившись с примерами текстов. Довольно часто этот тип речи встречается в научной литературе. Здесь он представлен биографическими справками об истории открытий, изучением различных научных проблем и этапов, которые представлены в виде последовательности изменения исторических этапов, стадий и так далее.

текст повествование что это

Особенности повествования

Основная цель этого вида речи – это последовательно описать определенные события и показать все этапы его развития, начиная с завязки и заканчивая финалом. Развивающееся действие – это главный объект, на который ориентировано повествование. Что это именно так, можно убедиться, ознакомившись с признаками этого типа речи, среди которых:

  1. Динамика повествования – постоянная смена времени.
  2. Описываемые события носят характер уточнения либо хронологического развития.
  3. Временная логическая последовательность действий.как доказать что это повествование

Описание VS повествование

Что это два разных типа речи — известно, конечно, каждому, но далеко не все в курсе, в чем выражаются их основные различия. В основном, они отличаются в особенностях синтаксических построений и типах связи в предложениях. Главное отличие описания и повествования выражается в использовании различных видо-временных форм глагола. Так, в первом используются преимущественно глаголы совершенного вида, а во втором – несовершенного. Кроме этого, для описания характерна параллельная связь, для повествования – цепная. Существуют и другие признаки, по которым можно различить эти типы речи. Так, в повествовании не используются безличные предложения, а в описательных текстах — наоборот.

Этот вид текста, как и любой другой, имеет свои особенности и характерные черты, которые нужно брать во внимание, перед тем как решить или утверждать, что это описание или повествование. Что это — достаточно просто можно определить, ознакомившись со всеми представленными выше признаками.

Повествовательное предложение — это… (примеры)

В рус­ском язы­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния сооб­ща­ют о реаль­ных собы­ти­ях, фак­тах, чув­ствах и ощу­ще­ни­ях людей с помо­щью осо­бой инто­на­ции.

Чтобы понять, что такое повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния, рас­смот­рим виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния.

Виды предложений

Наша речь, уст­ная и пись­мен­ная, состо­ит из мини­маль­ных син­так­си­че­ских еди­ниц — слов. Слова меня­ют свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и объ­еди­ня­ют­ся в закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, содер­жа­щее опре­де­лен­ную мысль, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют самые раз­ные пред­ло­же­ния, кото­рые отли­ча­ют­ся по силе выра­жен­но­го чув­ства, по цели выска­зы­ва­ния и по син­так­си­че­ской струк­ту­ре.

Виды предложений

Виды предложений

Если поин­те­ре­со­вать­ся целью выска­зы­ва­ния, то мож­но ука­зать три вида пред­ло­же­ний:

Несомненно, что повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния встре­ча­ют­ся гораз­до чаще, чем вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные, и состав­ля­ют осно­ву любо­го тек­ста.

Что такое повествовательные предложения?

Само назва­ние этих пред­ло­же­ний натал­ки­ва­ет на мысль, что такие выска­зы­ва­ния о чем-то повест­ву­ют, то есть рас­ска­зы­ва­ют.

Повествовательное пред­ло­же­ние исполь­зу­ет­ся гово­ря­щим, что­бы сооб­щить о каких-то фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, о сво­их мыс­лях, пере­жи­ва­ни­ях и чув­ствах  и т. д.

Повествовательное предложение

Повествовательное предложение

Над бере­за­ми закру­жи­лись май­ские жуки. У бере­га квак­ну­ла лягуш­ка. И вот где-то невда­ле­ке раз­дал­ся певу­чий посвист, сле­дом за ним гром­кая трель и сно­ва посвист. Это запел соло­вей (Г. Скребицкий).

Вот так, исполь­зуя повест­во­ва­тель­ные по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния, писа­тель рас­ска­зы­ва­ет нам о весен­ней при­ро­де в сред­ней поло­се России. Эти пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся утвер­ди­тель­ной модаль­но­стью. Повествовательное пред­ло­же­ние может отри­цать реа­лии дей­стви­тель­но­сти, и тогда оно име­ет отри­ца­тель­ную модаль­ность.

Примеры

Наступил лет­ний вечер.

В небе зажглись яркие звез­ды.

В при­бреж­ных камы­шах шур­шит ветер.

Иногда плес­нет хво­стом рыба, и сно­ва сто­ит хруп­кая тиши­на.

На тем­ную гладь озе­ра лег­ла сереб­ри­стая лун­ная дорож­ка.

Не хочет­ся ухо­дить в дом, так и слу­шал бы эту тиши­ну.

Интонация повествовательных предложений

Для повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на спо­кой­ная инто­на­ция, сред­ний темп про­из­но­ше­ния, обыч­ной высо­ты тон в нача­ле сооб­ще­ния, незна­чи­тель­ное повы­ше­ние его в сере­дине и пони­же­ние к кон­цу пред­ло­же­ния.

Друг от дру­га повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся неболь­шой пау­зой, выпол­нить кото­рую помо­га­ет гра­фи­че­ский пунк­ту­а­ци­он­ный завер­ша­ю­щий знак — точ­ка. В кон­це каж­до­го повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся этот харак­тер­ный для него знак пре­пи­на­ния.

Характеристика и структура повествовательных предложений

По нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми и нерас­про­стра­нен­ны­ми.

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние име­ет толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. Во вто­ром пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, ука­жем обсто­я­тель­ство, кото­рое рас­про­стра­ня­ет это выска­зы­ва­ние.

По струк­ту­ре повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

Потемневшее от пыли голу­бое южное небо. Мутно жар­кое солн­це смот­рит в зеле­но­ва­тое море, точ­но сквозь тон­кую серую вуаль (М. Горький).

В пер­вом повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии ука­жем толь­ко один глав­ный член — под­ле­жа­щее, у кото­ро­го име­ет­ся ряд опре­де­ле­ний. Оно явля­ет­ся одно­со­став­ным назыв­ным рас­про­стра­нен­ным. Второе пред­ло­же­ние содер­жит оба глав­ных чле­на, поэто­му явля­ет­ся дву­со­став­ным.

Повествовательные пред­ло­же­ния могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Понаблюдаем:

Во вся­кое вре­мя года при­хо­ди­лось мне ездить на стан­цию из сво­е­го села. Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние про­стое рас­про­стра­нен­ное, а вто­рое — слож­но­под­чи­нен­ное, состо­я­щее из глав­ной и под­чи­ни­тель­ной части, при­со­еди­нен­ной союз­ным сло­вом «кото­рая».

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

По силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния чаще быва­ют невос­кли­ца­тель­ны­ми.

В повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии к обыч­но­му повест­во­ва­нию может при­со­еди­нить­ся допол­ни­тель­ная окрас­ка, если гово­ря­щий хочет пере­дать чув­ства радо­сти, вос­тор­га, гне­ва, воз­му­ще­ния и пр. Предложение, про­из­но­си­мое взвол­но­ван­ным голо­сом, с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью, ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

Интонационная осо­бен­ность вос­кли­ца­тель­ных повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний — это высо­кий тон голо­са и напря­жен­ность про­из­но­ше­ния.

Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»

Скачать ста­тью: PDFВосклицательные и невосклицательные повествовательные предложенияВосклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

Ответы@Mail.Ru: пример текста повествования??

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) , развитие события, конец события (развязка) . Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет) , а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма. Пример повествования: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков)

это может быть свершенно любой текст, где идет описание чегол ибр, например, природы или внешности. обычно в текстах подобного вида в конце каждого предложения должна стоять точка

Описание-это когда идёт описания чего либо. А повествования-это рассказ, о каком-либо событии

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел был сильный мороз. В этом отрывке поэт повествует о том как зимой он гулял по лесу! Практически любой рассказ в основном от первого лица можно считать повествованием о каком либо событии, эпизоде, произведенных действиях.

типы текста описание повествование и расуждение

описание-это когда идёт описание чего либо

ПОВЕСТВОВАНИЕ — это… Что такое ПОВЕСТВОВАНИЕ?


ПОВЕСТВОВАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПОВЕСТВОВА́НИЕ, повествования, ср. (книжн.).

2. Повесть, рассказ о каком-нибудь событии.

3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:
  • ПОВЕСНИЧАТЬ
  • ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ

Смотреть что такое «ПОВЕСТВОВАНИЕ» в других словарях:

  • Повествование — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их… …   Литературная энциклопедия

  • повествование — речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть Словарь русских синонимов. повествование см. рассказ 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З …   Словарь синонимов

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ — в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких н. событиях, о чём н. совершившемся. Авторское п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ. Один из функционально смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • повествование — ▲ описание ↑ история повествование изложение какой л. истории; описание событий. повествовать. повествовательный. повествование от первого лица. повествование от третьего лица. рассказ. рассказчик. рассказывать. пересказ. пересказывать. поведать …   Идеографический словарь русского языка

  • Повествование — – функционально смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.: И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • повествование — я; ср. 1. к Повествовать. Возобновить п. Прерывать чьё л. п. 2. Рассказ о действиях, поступках, событиях. П. о жизни народа в то далёкое время. 3. Спец. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. Лирическое, историческое п. * *… …   Энциклопедический словарь

  • повествование — 1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • повествование —   Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение …   Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Книги

  • Повествование о обращении от согласия Поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви, Е. Г. Бронина. Повествование о обращении от согласия поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви московского купца Захария Федоровича Бронина, художеством иконописца, супруги Евдокии… Подробнее  Купить за 798 грн (только Украина)
  • Повествование о обращении от согласия Поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви, Е. Г. Бронина. Повествование о обращении от согласия поморцев к святой, соборной, апостольскойвосточной церкви московского купца Захария Федоровича Бронина, художеством иконописца, супруги Евдокии… Подробнее  Купить за 710 руб
  • Повествование о великом князе Владимире Первом, М. И. Максимов. Повествование о великом князе Владимире Первом, Красное, ласковое солнце Русскойземли, водворителе христианской веры в Русской земле. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Подробнее  Купить за 584 руб
Другие книги по запросу «ПОВЕСТВОВАНИЕ» >>

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о