Поймать дзен – Включение монетизации на канале Яндекс.Дзен. Отзыв о курсе «Лови Дзен»

Содержание

Что значит «поймать дзен» | Философия Востока

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Со словом «дзен» у многих из нас возникают ассоциации с Востоком. Мы все чаще встречаем его в современных научно-популярных и художественных произведениях, фильмах, сериалах, в лентах соцсетей, названиях статей.

Предлагаем вместе разобраться: что значит «поймать дзен»? В статье ниже мы поговорим о том, что такое дзен, как мы «познаем» его с точки зрения обычного человека, далекого от восточной культуры, а также с точки зрения восточной философии.

Содержание:
Что есть дзен?
Поймать дзен – как мы это понимаем?
Что это такое на самом деле?
Заключение

Что есть дзен?

Для начала определим, что дзен-буддизм – одно из направлений буддизма, а само понятие «дзен» – это духовные практики и состояние, достигаемое при упорных медитациях. Эти понятия не тождественны, хотя находятся в связке друг с другом.

Дзен-буддизм как религиозное течение возник в Китае, вобрав в себя основные постулаты буддизма и даосизма. Позже он распространился по всей дальневосточной Азии: по Вьетнаму, Корее, Китаю и особенно Японии.

Дзен – это учение, в основе которого лежит созерцание и медитативные практики, в конечном счете приводящие к главной цели буддистов – Просветлению. Дзен – это состояние пробуждения, понимания мироустройства. Это познание глубин собственной сущности, успокоение ума, высвобождение энергии – полная свобода.

Поймать дзен – как мы это понимаем?

«Чань», «тхиен», «сон» – у дзен множество названий в разных странах. Но для нас, жителей Запада, он остается старым добрым «дзеном», потому что уже несколько десятилетий западный мир с ним знаком.

Но что значит век в масштабах целой цивилизации? За это время мы так и не смогли понять истинного значения фразы «поймать дзен». Зачастую мы с вами под этим понятием подразумеваем спокойствие, умиротворение, сосредоточенность, некоторую отрешенность от мира.

Найти его — значит научиться самообладанию, погрузиться в состояние покоя, расслабления. Другое понимание предполагает то, что человек узнал истину, прикоснулся к откровению, которое кроет в себе что-то простое и в то же время мудрое, вселенское.

Дзен, по мнению тех, кто далек от философии Будды, это состояние души: гибкий ум, невозмутимость в любой ситуации, внутренний покой, постоянное чувство равновесия. И во многом эти люди правы – все так и есть, если не углубляться в основы дзен-буддизма, его принципы и практики.

При этом некоторые представители западной культуры несколько исказили понятие дзен, используя состояние спокойствия, постижения ума, непоколебимость с точностью до наоборот в своей философии. Дзен также стал поддерживаться адептами массовой культуры Запада в искаженной форме, не имеющей никакого отношения к философскому, этическому учению.

В разрезе такого взгляда выделяется несколько видов «западного» течения дзен:

  • интеллектуальный – образ мышления свободных художников, писателей, мыслителей современности;
  • психоделический – образ жизни, который пропагандирует употребление наркотических веществ, которые якобы расширяют границы сознания и помогают увидеть неизведанное;
  • битнический – поведение, принятое в молодежных кругах, субкультурах, среди так называемых хипстеров и битников, известных с американских 50-х прошлого века. Подобное поведение предполагает жизнь против системы, отрицание норм морали, свободу самовыражения и сексуальную распущенность.

Эти три поведенческих вида в западном видении мира ассоциируются с восточной философией дзен, но на самом деле никакого отношения к ней не имеют, а в некоторых аспектах даже наоборот – противоречат ей.

Что это такое на самом деле?

Познать дзен с точки зрения буддистской философии — значит войти в состояние пробуждения, открыться внутреннему и внешнему миру, познав природу всего сущего. Учение утверждает, что это подвластно каждому, и тогда он станет гуру или бодхисаттвой.

Но для начала человеку нужно принять несколько истин и обязательно понять их, пропустить через себя:

  • Любой подвержен желаниям, привязанностям, а значит – страданиям.
  • Они существуют из-за законов причинно-следственной связи, проще говоря, любое событие в настоящем – это карма за поступки в прошлом.
  • Желания и привязанности преодолимы.
  • Отказавшись от крайностей – полного аскетизма и праздной, безнравственной жизни – можно обрести счастье и свободу.

Чтобы постичь дзен, нужно работать над собой: путем медитаций отказаться от суетности окружающей природы, созерцать собственный дух, успокоить ум, погрузиться внутрь себя – на поиски Дао или частички внутреннего Будды.

В практике дзен для этого используются весьма нестандартные методы. Так, например, наилучшей медитацией можно считать монотонную работу. Такой работой может быть даже мытье посуды, главное – выполнять ее не для достижения цели, а для самого процесса.

Другой часто используемый инструмент, позволяющий выйти за грани «разумного» – заставить ученика отказаться от обычного, «непробужденного» мышления и перейти к интуитивному, природному, – это коан.

Коаном в дзен-буддийской практике называют задачи, упражнения, вопросы, которые парадоксальны, абсурдны по своей сути, но помогают ученику покинуть границы абстрактной мысли. Он, спустя продолжительное время созерцания, должен прийти к решению, постижению состояния дзен.

Примером коана могут быть вопросы:

  • Знаешь ли ты звук хлопка одной ладони?
  • Как ты выглядел, когда твои родители еще не появились на свет?

Дзенская традиция видит внутренний свет человека и помогает ему вырваться наружу, освободившись от оков физического тела. Постичь его значит познать любовь, свободу и спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам познать самим на практике, что это такое – «поймать дзен».

Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

5 простых советов для правильной медитации

Когда мы слышим слово «медитация», мы ассоциируем его с занятиями йогой или долгим погружением в себя и свои мысли. На самом деле, это не всегда так. Медитировать можно любому, кто хочет больше времени проводить осознанно и размеренно, а не в постоянном беге по схеме «дом-работа-дом». 

Для этого не нужно обладать тайными знаниями, но с помощью простых дыхательных техник вы научите расслабляться и перестанете находиться в постоянном состоянии стресса. Рассказываем о пяти правилах, следуя которым, вы без труда постигните азы медитации. 

Выберите тихое спокойное место

Оно должно быть хорошо освещено и в нем должно быть тихо. Много света нужно для того, чтобы вы попросту не заснули, что нередко случается с новичками. Вас не должны отвлекать от медитации внешние факторы: если живете не один, обязательно попросите домочадцев не беспокоить вас хотя бы в течение 20 минут. 

Если вы поймете, что вам комфортно, а уровень шума равен или хотя бы приближен к нулю, — останавливайтесь здесь, это отличное место для медитации. 

Контролируйте осанку

Этот пункт, пожалуй, самый главный. Ваша поза может быть какой угодно: медитируйте стоя, лежа, сидя, вверх ногами — главное, чтобы вам было комфортно. Но вот спина должна быть прямой. Вне зависимости от позы и от того, как долго вы проводите за медитацией. 

Поначалу будет сложно контролировать осанку, и вы постоянно будете ловить себя на мысли, что отслеживаете положение тела, но, спустя некоторое время — обычно достаточно пары месяцев — эта проблема исчезнет. 

Сконцентрируйтесь на дыхании

Самое важное — ваши ощущения. Медитации помогают выжить в ритме больших городов, значительно расслабляя тело и выгоняя все ненужные мысли. Но сложно добиться чистой головы с первого раза. Вас обязательно будут преследовать различные мысли, мешающиеся сконцентрироваться. Это абсолютно нормально. 

Следите за дыханием: почувствуйте, как воздух наполняет наши легкие, как поднимается и опускается живот, как вы выдыхаете. Закройте глаза, посвятите это время только себе. Коллеги, родители, дети, коммунальные платежи, проблемы в личной жизни — об этом вы подумаете завтра. 

Начните с малого

Не нужно становиться гуру медитаций и заниматься только этим. Начните с 10-15 минут в день, прислушайтесь к себе, подумайте о том, что именно нравится именно вам, помогают ли практики расслабиться и чуть больше времени посвятить себе или же вы не можете отогнать мысли, беспокоящие вас.

Постепенно вы будете понимать, как будут трансформироваться медитации в дальнейшем. Возможно, вы захотите заняться йогой или же введете больше медитативных практик.

Три простых упражнения для новичка

Сейчас мы дадим три простых упражнения по медитации, которые способен выполнить любой человек без какой-либо предварительной подготовки.

  1. Визуализация. Внимательно рассмотрите любую геометрическую фигуру, закройте глаза и постарайтесь вспомнить ее детально. Можно пробовать данное упражнение не только с геометрическими формам. После того, как у вас начнет получаться, переходите к более сложным предметам.
  2. Випассана. Ее также называют медитацией внутреннего озарения, поскольку она позволяет обратить внимание на ваши новые ощущения. Наблюдая за дыханием, сконцентрируйтесь на какой-то одной области — диафрагма, нос, солнечное сплетение. Когда почувствуете ветерок, новый аромат, обратите на них внимание. Но не переноситесь в мир проблем — только концентрация на происходящем. 
  3. Меттабхавана. Восходит к старой школе буддизма и помогает почувствовать любовь к всему, что нас окружает. После того, как вы сосредоточились на дыхании, начните повторять про себя: «Я буду счастлив, освобожусь от страданий». Через некоторое время обращайтесь к другим людям, которым вы желаете счастья, затем к тем, что причинил вам боль, и в завершении — ко всем живым существам.

Превью: pa-smolensk.ru

Поймать дзен. Как научиться владеть собой | Forbes Woman

Если вы намерены развить свою стрессоустойчивость, примите тот факт, что эмоциональная оценка происходящего может мешать восприятию действительности. Здесь может помочь подход доктора Роджера Мелотта, благодаря которому вы по-новому взглянете на источник перенапряжения. Стресс является следствием моделирования ситуации, исходя из нашего раннего неудачного опыта. Мы «переживаем» стрессовую ситуацию снова и снова, проецируя неудачи прошлого на будущее. Принятие того факта, что стресс — это наша собственная эмоциональная оценка происходящего, не имеющая ничего общего с вызовами извне, и является основой борьбы с ним. Я убеждена, что здоровое давление извне — это скорее мотивация для развития, нежели фактор его тормозящий.

Еще один полезный способ контроля стресса связан с темой бережливого производства. Понятие «хансей», которое можно перевести как «размышление, самоанализ», пришло к нам из японской культуры. Эта концепция предполагает обязательное отсутствие негативных эмоций при анализе, взгляд на произошедшее со стороны и оценка возможных последствий. Кажется, что это упражнение требует значительного времени, но это не так. Попробуйте оценивать все случившееся за день вечером по дороге домой. Для меня такое упражнение — это самое качественное использование времени наедине с собой.

Успешному преодолению стрессовых ситуаций и возможности продуктивно взаимодействовать с коллегами помогает юмор. Он повышает эмоциональную устойчивость команды и способствуют более высокой производительности труда. Исследования показывают, что юмор способен снизить уровень напряжения и даже уменьшить эффект от депрессии. Как говорила комедийная актриса Челси Хэндлер: «Смейтесь громко и часто, и главное — смейтесь над собой». Смотрите на вещи проще и с юмором относитесь к стрессовым ситуациям.

Сегодня грань между «рабочим временем» и «временем отдыха» совсем размыта. Новые технологии обеспечили нас доступностью 24/7, провоцируя естественное желание быть все время в курсе происходящего. Эта гонка естественным образом провоцирует стресс, рассеянность внимания и приводит к понижению продуктивности. Четкой рекомендации, как соблюдать баланс между работой и личной жизнью, не даст ни один специалист, так как каждый человек индивидуален. Учитесь переключаться.

Эмоциональное состояние менеджера напрямую влияет на работу подчиненных. Руководитель, который не умеет управлять эмоциями, может, потеряв контроль над собой даже ненадолго, нанести непоправимый вред команде. Международная рекрутинговая компания Hays провела опрос, как стресс руководителя отражается на работе его подчиненных. Согласно его результатам, работники испытывают чувство тревоги из-за размытых обязанностей (42%), давления со стороны руководства (29%) и отсутствия грамотного делегирования задач (28%). Поэтому постарайтесь объективно оценить стиль вашего управления и избегать излишней эмоциональности на работе, ведь она может повлиять на результаты работы всей команды. Так как эмоции напрямую связаны с нашим телом, отличным способом разрядки являются физические нагрузки, а также любые способы релаксации. Любимое хобби тоже может стать возможностью регулировать уровень напряжения и не доходить до точки кипения.

Во многих случаях женщины-руководители выигрывают в тех ситуациях, где важны чувство эмпатии и эмоциональный интеллект. Природная практичность и гибкость, свойственная женщинам, может стать прочным фундаментом для работы над стрессоустойчивостью. Полностью избавиться от стресса на работе невозможно — он неизбежно возникает и подпитывает нашу мотивацию. Однако зная свои установки и возможные сценарии поведения, можно заранее подготовиться к стрессовым ситуациям, обратиться за помощью к коллегам, сбалансировать свое эмоциональное состояние за счет любимого хобби, спорта и отдыха.

Что значит дзен — искусство пребывания в моменте

Здравствуйте, дорогие друзья.

Каждый из вас наверняка слышал слово «Дзен», даже если он далек от буддизма. Термин этот многозначен, имеет прямое отношение к восточной культуре и религии, хотя сам по себе не предполагает ни веры в существование бога, ни его отрицания.

Буддийская философия может показаться европейскому человеку странной и даже парадоксальной. Понятие «Дзен» в этом отношении столь же необычно. Но при ближайшем рассмотрении вполне соответствует общей религиозной традиции. Ниже мы попробуем разобраться, что значит дзен?

Содержание:

Состояние и религия
Как состояние
Как философия
Практика
Как религиозное течение
Отличие от других направлений буддизма
Заключение

Состояние и религия

Существует два основных значения термина Дзен – это духовное состояние (а также упражнения, выполняемые для его достижения) и религиозное течение. Последнее во многом опирается на практику и относится к буддизму, хотя было сформировано на территории нынешнего Китая на рубеже V-VI веках под влиянием популярного тогда даосизма – мистико-философского учения.

Как состояние

О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.

Следует сразу определиться, что в смысле философского состояния или общебуддиского понятия слова «Дзен», «Дхьяна», «Чань» (в Китае), «Тхиен» (во Вьетнаме), «Сон» (в Корее) – тождественны. Также все они имеют сходство со понятием «Дао». 

В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.

Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.

Как философия

В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:

  • смысл жизни оно не ищет;
  • вопросами мироустройства не занимается;
  • существование бога не доказывает, но и не опровергает.

Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:

  • Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
  • Они являются следствием определенных событий и поступков.
  • Страдания и стремления можно преодолеть.
  • Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.

Таким образом «Дзен» — это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя. Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа. А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.

Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э. Фромм:

«Дзэн — это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым».

Практика

В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

Как религиозное течение

Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.

В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.

Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.

Дзен – это все, что вокруг. Это любое действие, которое предпринимает знающий человек в отношении незнающего, чтобы научить последнего, подтолкнуть его к пониманию, простимулировать его тело и разум.

Отличие от других направлений буддизма

Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.

Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.

Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:

  • Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
  • Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
  • Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
  • Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.

Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.

Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.

Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.

Заключение

Дорогие читатели, надеемся, из статьи вы смогли хотя бы в общих чертах понять, что это такое – Дзен. Главная особенность этого направления в том, что объяснить и передать его словами невозможно, а потому все вышенаписанное – лишь жалкие попытки приблизиться к пониманию. Но если долго и упорно идти по пути Дао, то однажды можно достичь просветления.

Друзья, если эта статья вам понравилась, поделитесь ею в социальных сетях!

Поймать дзен. Как научиться владеть собой — Рамблер/новости

Феномен выгорания стали пристально изучать примерно 20—30 лет назад, и это понятие уже прочно вошло в жизнь многих управленцев и владельцев бизнеса. По данным исследований, в США и Европе с профессиональным выгоранием сталкивается каждый третий. Ускоренный ритм жизни, напряженный график и мультизадачность повышает уровень тревожности и приводит к переутомлению. Способность управлять эмоциями и оставаться спокойным под давлением обстоятельств имеет прямую взаимосвязь с продуктивностью. Согласно опросу компании TalentSmart, 90% наиболее продуктивных людей способны управлять своими эмоциями и могут научиться контролировать уровень стресса. Как же обрести такие навыки?

Если вы намерены развить свою стрессоустойчивость, примите тот факт, что эмоциональная оценка происходящего может мешать восприятию действительности. Здесь может помочь подход доктора Роджера Мелотта, благодаря которому вы по-новому взглянете на источник перенапряжения. Стресс является следствием моделирования ситуации, исходя из нашего раннего неудачного опыта. Мы «переживаем» стрессовую ситуацию снова и снова, проецируя неудачи прошлого на будущее. Принятие того факта, что стресс — это наша собственная эмоциональная оценка происходящего, не имеющая ничего общего с вызовами извне, и является основой борьбы с ним. Я убеждена, что здоровое давление извне — это скорее мотивация для развития, нежели фактор его тормозящий.

Еще один полезный способ контроля стресса связан с темой бережливого производства. Понятие «хансей», которое можно перевести как «размышление, самоанализ», пришло к нам из японской культуры. Эта концепция предполагает обязательное отсутствие негативных эмоций при анализе, взгляд на произошедшее со стороны и оценка возможных последствий. Кажется, что это упражнение требует значительного времени, но это не так. Попробуйте оценивать все случившееся за день вечером по дороге домой. Для меня такое упражнение — это самое качественное использование времени наедине с собой.

Успешному преодолению стрессовых ситуаций и возможности продуктивно взаимодействовать с коллегами помогает юмор. Он повышает эмоциональную устойчивость команды и способствуют более высокой производительности труда. Исследования показывают, что юмор способен снизить уровень напряжения и даже уменьшить эффект от депрессии. Как говорила комедийная актриса Челси Хэндлер: «Смейтесь громко и часто, и главное — смейтесь над собой». Смотрите на вещи проще и с юмором относитесь к стрессовым ситуациям.

Сегодня грань между «рабочим временем» и «временем отдыха» совсем размыта. Новые технологии обеспечили нас доступностью 24/7, провоцируя естественное желание быть все время в курсе происходящего. Эта гонка естественным образом провоцирует стресс, рассеянность внимания и приводит к понижению продуктивности. Четкой рекомендации, как соблюдать баланс между работой и личной жизнью, не даст ни один специалист, так как каждый человек индивидуален. Учитесь переключаться.

Эмоциональное состояние менеджера напрямую влияет на работу подчиненных. Руководитель, который не умеет управлять эмоциями, может, потеряв контроль над собой даже ненадолго, нанести непоправимый вред команде. Международная рекрутинговая компания Hays провела опрос, как стресс руководителя отражается на работе его подчиненных. Согласно его результатам, работники испытывают чувство тревоги из-за размытых обязанностей (42%), давления со стороны руководства (29%) и отсутствия грамотного делегирования задач (28%). Поэтому постарайтесь объективно оценить стиль вашего управления и избегать излишней эмоциональности на работе, ведь она может повлиять на результаты работы всей команды. Так как эмоции напрямую связаны с нашим телом, отличным способом разрядки являются физические нагрузки, а также любые способы релаксации. Любимое хобби тоже может стать возможностью регулировать уровень напряжения и не доходить до точки кипения.

Во многих случаях женщины-руководители выигрывают в тех ситуациях, где важны чувство эмпатии и эмоциональный интеллект. Природная практичность и гибкость, свойственная женщинам, может стать прочным фундаментом для работы над стрессоустойчивостью. Полностью избавиться от стресса на работе невозможно — он неизбежно возникает и подпитывает нашу мотивацию. Однако зная свои установки и возможные сценарии поведения, можно заранее подготовиться к стрессовым ситуациям, обратиться за помощью к коллегам, сбалансировать свое эмоциональное состояние за счет любимого хобби, спорта и отдыха.

Читайте также

Осознание — сила: четыре способа обрести спокойствие Пережить стресс без разрушений: принципы личной эффективности от Ирины Хакамада

Видео дня. 13-летняя школьница забеременела от 4-классника

Читайте также

Дзэн — Википедия

Дзэн, дзен[1] (от яп. 禅; санскр. ध्यान, дхья́на — «созерцание», кит. 禪 чань, кор. 선 сŏн) — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма[2][3][4], окончательно сформировавшаяся в Китае в V—VI веках[5] под большим влиянием даосизма[6] и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее[3]. В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания[7] или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма[8]. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии[9], имеющая свою национальную специфику[10] и пришедшая из Китая в конце XII века[9]. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики[11].

Учение дзэн пришло из Индии в Китай, куда его принёс Бодхидхарма, и получило дальнейшее распространение на Дальнем Востоке (Китай, Вьетнам, Корея, Япония). Традиции китайского чань, японского дзэн, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики[12]. Японский дзэн представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото. Японскому дзэн принадлежит около 20 % буддийских храмов в Японии[3].

Этимология[править | править код]

Энсо — символ дзэн-буддизма.

Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование «дзэн»[13][14]. Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана»[15] (санскр. ध्यान, dhyāna IAST, от ध्या, dhyā IAST), означающему «глубокое сосредоточение»[16], медитацию, созерцание[17] (в ранних работах школу дзэн называют школой созерцания)[18], а также отстранённость или избавление[19]. Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань»[17], во вьетнамском в «тхиен», в корейском языке в «сон», а затем, распространившись в Японии, в «дзэн»[20].

Другое название дзэнской традиции — Сердце Будды (Буддха-хридайя, кит. Фо синь, япон. Бусин)[21][22]. Сердце Будды соответствует буддийскому понятию махакаруны, означающему любовь[23] и великое сострадание[24]. Ещё одно известное название дзэнской школы — школа сознания Будды[25].

Склонение[править | править код]

Согласно «Большому современному толковому словарю русского языка» кандидата филологических наук Т. Ф. Ефремовой, слово «дзэн» не склоняется[26]. Такой же позиции придерживается в своём словаре буддийских понятий доктор философских наук и буддолог Е. А. Торчинов[27].

Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией доктора филологических наук С. А. Кузнецова и «Русскому орфографическому словарю» под редакцией доктора филологических наук В. В. Лопатина, «дзен» склоняется[28].

Согласно «Комплексному нормативному словарю современного русского языка», подготовленного Министерством образования и науки РФ и Межведомственной комиссией по русскому языку[29], «дзэн» может как не склоняться (основная форма слова, использованная в словаре и в данной статье), так и склоняться[30].

Индийские истоки дзэн и теории происхождения дзэн[править | править код]

Духовная передача традиции дзэн восходит к Будде Шакьямуни, поэтому в традиции он считается первым индийским патриархом. Вторым патриархом считается Махакашьяпа[32], которому Будда передал состояние пробуждения в цветке лотоса[33] без каких-либо слов и текстов, тем самым основав традицию дзэн в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу»[34].

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. <…> Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

В научном мире существуют две точки зрения относительно происхождения дзэн. Сторонники первой точки зрения утверждают, что чань-дзэн имеет махаянские или домахаянские истоки и происходит из школ мадхьямика и йогачара. В данных школах существовало учение о том, что существует способ постижения «истинного бытия» без использования «слов и текстов», а при помощи одного лишь «мистического созерцания-медитации» или дхьяны[36].

Сторонники второй точки зрения считают, что чань-дзэн имеет очень значительное отношение к китайскому буддизму и китайской культуре, хотя и происходит от махаяны. Исследователи указывают, что чаньские принципы и понятия имеют свои аналоги в махаяне. Например, дзэнское стремление не опираться на слова аналогично «махаянистскому антидискурсу». Тем самым исследователи подтверждают тезис о том, что дзэн является школой махаяны, и рассматривают дзэн как «движение за „практическую“ махаяну». Также значительная часть исследователей из сторонников второй точки зрения считает, что чань в значительной степени обязан своему происхождению взаимовлиянию даосизма и буддизма. Некоторая часть исследователей также считает, что чань можно считать развитием даосизма, вобравшего в себя родственные элементы буддизма: «Если буддизм отец, то даосизм мать этого ребёнка. Но нельзя отрицать, что этот ребёнок больше походит на мать, нежели на отца»[37].

Чань-буддизм[править | править код]

Принято считать, что своё распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принёсшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума[38]), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять общих патриархов, а затем учение раскололось на северную и южную школы. Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ чань, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи. В настоящее время, пережив ряд трудностей, направление чань является самым влиятельным направлением китайского буддизма и стремится распространиться по всему миру.

Все чаньские школы опираются на следующие пять ключевых принципов[39]:

  1. Высшая Истина невыразима;
  2. Духовное совершенствование невозможно;
  3. В конечном счёте ничего не достигается;
  4. В буддийском учении нет ничего особенного;
  5. Чудесное Дао заключено везде, даже в «ремесле водоноса или лесоруба».

Дзэн во Вьетнаме[править | править код]

Тхиенский монастырь Чук Лам («Бамбуковая Роща») во Вьетнаме.

В конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

По данным исследователя В. Ю. Пореша, в XX веке во Вьетнаме отмечался частичный упадок дзэн[40]. В то же время в 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод. В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны[41]. Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи)[42].

Дзэн в Корее[править | править код]

Сон пришёл в Корею в VII веке с дзэн-мастером Помнангом, учившимся у четвёртого патриарха чань Даосиня (англ.)русск., но получил распространение только к середине IX века[43]. В период с 828 по 931 год в стране возникло 9 школ дзэн, получивших название «девяти гор». Этими девятью школами стали школы Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан[44], которые в дальнейшем приняли имя Чоге по имени горы в Китае, на которой жил Хуэйнэн (638—713), являвшийся шестым патриархом дзэн[45].

В более поздний период Корё (918—1392) между школой сон и схоластическими буддийскими школами возникла напряжённость, что привело к необходимости налаживать взаимопонимание между школами. В этот же период буддийская сангха переживала кризис, связанный с проникновением светских явлений в буддизм, например, гаданий и молитв для достижения успеха в светских делах. Ключевыми фигурами данного периода стали сон-мастер Чинуль (англ.)русск. (1158—1210), создавший в горах новое движение дисциплинированных практиков «самадхи и праджня общества», и сон-мастер Чингак Хесим (1178—1234), развивавший практику хваду. Также в 1346 году учитель Тхэго Поу (1301—1382) окончательно объединил все чань-буддийские школы в составе ордена Чоге.

Соперничая с «каноническими» буддийскими школами, сон постепенно набирал популярность[43]. Однако во время династии Чосон (1392—1910), которая симпатизировала неоконфуцианству, буддизм утратил в Корее свою главенствующую роль. Монахам был предъявлен ряд жестких ограничений, например ограничение на посещение городов, а число монастырей значительно сократилось[46]. В результате буддизм периода Чосон был сокращён до школ сон и гйо (gyo), а в конечном итоге уменьшен до единственной школы сон. В этот период ключевую роль занял сон-мастер и автор ряда важных религиозных текстов Сосан Хючжон (1520—1604), считающийся центральной фигурой в возрождении буддизма Чосон. Движение «Праведный монах» Сосана Хючжона также помогло изгнать японских захватчиков из Кореи. Важным событием данного периода стало написание дзэн-мастером Кихвой (англ.)русск. (1376—1433) трактата в защиту буддизма, получившего название Трактат о проявлении истины (англ.)русск.[47].

После раскола Кореи на КНДР на севере и Республику Корея на юге, в Северной Корее религиозная практика была подавлена[48], в то время как в Республике Корея буддизм конкурировал с христианством[49].

Возрождение корейского буддизма началось в 1960-х годах[44]. В настоящее время сон практикуется в Корее в ряде крупных монашеских центров. Двумя главными буддийскими школами Кореи считаются школа чоге-чжон (или Орден Чоге, который объединяет большую часть буддистов Кореи[44], включая многочисленных буддистов школы сон) и школа тхэго-чжон, берущая своё происхождение от наставника Тхэго Поу, являвшегося преемником Линь-цзи[50]. В XX веке одним из известнейших представителей Ордена Чоге был дзэн-мастер Кусан Сыним (1908—1983).

В 1983 году корейским дзэн-мастером Сун Саном, получившим передачу дхармы (англ.)русск. от 77-го патриарха корейского дзэн Ко Бона, была основана международная школа дзэн Кван Ум, берущая свои истоки от ордена Чоге. Данная школа, близкая к школе Риндзай, на конец 2012 года имела 35 дзэн-центров в Америке, 7 дзэн-центров в Азии и Австралии, а также 53 дзэн-центра в Европе (включая дзэн-центры в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону)[51].

По данным исследователя В. Ю. Пореша, Южная Корея является единственной традиционной страной, в которой дзэн на протяжении всего XX века и в настоящее время не потерял своих высоких организационных и духовных позиций. Последователи корейского дзэн утверждают, что дзэн в Корее является наиболее «чистым» и аутентичным традиции дзэн патриарха Хуэйнэна, к которому восходит корейский дзэн[40].

Дзэн в Японии[править | править код]

Предварительный этап[править | править код]

В 653 году монах из Японии Досё прибыл в Китай для изучения философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. Под влиянием Сюань-цзяна Досё стал адептом дзэн-буддизма и, вернувшись в Японию, возродил школу Хоссё, адепты которой тоже начали исповедовать дзэн. Первым медитационным залом школы стал зал в храме Нары[52].

В 712 году в Японию прибыл наставник винаи Дао-сюань, также практиковавший чань северной школы Шэнь-сю (англ.)русск.[53]. Дао-сюань, прибыв в Нару, поспособствовал формированию тесных связей между школами Рицу (Винайя) и Кэгон (кит. Гуйян), а также развитию культуры Японии. Преемником Дао-сюаня стал Гьёхьё, а преемником Гьёхьё — Сэйкё (Дэндзё Дайси, 767—822), который стал одним из основателей школы Тэндай. Влияние данных наставников помогло закрепить практику медитации в Японии[52].

В IX веке, приняв приглашение от императрицы Такибаны Какико, Японию посетил учитель чань школы Линьцзи И-кьюн. В Японии он проповедовал учение среди императорского двора, а позже принял руководство храмом Дэнриндзи в Киото, который был построен специально для него. Но И-кьюн не смог популяризовать учение во многом из-за отсутствия каких-либо решительных действий со своей стороны и через некоторое время вернулся в Китай. После этого в Японии начался период застоя дзэн, сопровождавшийся отдельными фактами угасания всего буддизма[54].

Эйсай и закрепление дзэн в Японии[править | править код]

Наставником, при котором дзэн окончательно пришёл в Японию в виде школы Риндзай (Линьцзи), считают Эйсая (Дзэнкё Кокоси, 1141—1215). Уже в детстве Эйсай практиковал монашескую форму буддизма в японском храме тэндайской школы. В 1168 году Эйсай первый раз прибыл в Китай, где его в очень большой степени впечатлило чаньское учение. Из своей поездки он вынес убеждение, что такое учение поможет его стране возродиться духовно. Вторая поездка Эйсая в Китай состоялась в 1187 году, в ходе которой он получил «печать просветления»[55] от учителя школы Линьцзи Сюйань Хуайчана[53] линии Хуань-луна[55].

В Японии Эйсай проповедует о превосходстве дзэнского учения над учением тэндайской школы, что встречает противодействие и обвинения в ереси в отдельных случаях. При поддержке представителей высшей властей Эйсай становится настоятелем храма Кэнниндзи (англ.)русск., расположенного в Киото и принадлежащего школам Сингон и Тэндай, где активно занимается распространением дзэн, при этом описывая свои усилия в тексте «Распространение дзэн ради защиты отечества». Также Эйсай изменяет позицию по другим буддийским школам на более мягкую, чтобы «добиться признания дзэн как самостоятельной школы». Кроме окончательного закрепления традиции дзэн в Японии Эйсай также заложил основы традиции японской чайной церемонии, посадив возле монастыря семена чая, привезённые им из Китая, и описав известные ему сведения о чае и чайной церемонии в своей книге о чае[56].

Расцвет Риндзай-дзэн в эпоху Камакура (1185—1333)[править | править код]

Вследствие поддержки школы императорской властью, дзэн серьёзно укрепил своё положение в Японии. Дзэн-буддистами стали многие члены фактически правящего самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227—1263) кроме того, что помог приехать в Японию многим чаньским учителям, сам, как считается, достиг окончательного сатори. Сиккэн Ходзё Токимунэ (1251—1284) привлёк на должность настоятеля храма Энгакудзи знаменитого учителя чань Согэна Магаку, который впоследствии помог ему «обрести силы в дзэн», чтобы справиться с монгольским вторжением[57].

В то же время школа встречалась и с рядом трудностей в своём развитии, наиболее заметно это было в Киото. После смерти Эйсая там серьёзно снизилась дисциплинированность учеников. В киотском храме Кэнниндзи из-за взаимодействия храма со школами Тэндай и Сингон появились магические ритуалы и формальное отношение к учению. Наставником, помогшим справиться школе с этими трудностями, стал Сёичи Кокуси (1202—1280), ставший аббатом храма Тофукудзи и проповедовавший там «истинный дух дзэнского учения»[58]. Ещё одним важным центром дзэн, который поддерживал император, стал храм Нандзэндзи, первым аббатом которого стал Дэймин Кокуси, обучавшийся дзэн в том числе и у Сёичи. Также известным мастером Риндзай данного периода стал Какусин (1207—1298), впервые представивший в Японии китайскую игру на флейте в качестве дзэнской практики. Большое внимание со стороны дзэн-буддистов уделялось и другим китайским искусствам, которые глубоко проникли в японскую культуру и приобрели национальный колорит[59].

В данном периоде также следует отметить мастера дзэн Мугай Нёдай (1223—1298), которая стала первой женщиной в дзэн, получившей звание мастера дзэн. Также Мугай Нёдай была основательницей самого значительного впоследствии женского монастыря Кэйай-дзи, ставшего центром для сети из пяти женских монастырей, дублирующих систему мужских монастырей.

Догэн[править | править код]

Основатель школы Сото Догэн (1200—1253), принадлежа к знатному роду и являясь хорошо образованным юношей, в двадцать лет отказался стать преемником старшего брата, являвшегося влиятельным аристократом, и ушёл в монастырь у горы Хиэй со своим младшим братом-отшельником. Коренной причиной данного решения было тяжелое переживание Догэном в семилетнем возрасте смерти своей матери, оставившей ему перед смертью напутствие о том, что Догэн должен уйти в монашество, чтобы познать дхарму и спасать всех существ от страданий[60].

В тэндайском монастыре Догэн изучал буддийские тексты и практиковал служение. Но не зная ответа на вопрос «Почему все будды и бодхисаттвы так страстно стремятся к просветлению и ведут аскетический образ жизни?», если все существа уже обладают природой Будды, Догэн покинул гору и по совету тэндайского монаха Кёина пришёл в риндзайский храм Кэнниндзи. После этого Догэн с наставником храма, Мьёдзэном, посетил Китай, где безуспешно пытался обрести просветление в чаньском храме Тьен-дунь-жу и в других монастырях и школах, а потом вернулся в Японию, где встретил очень строгого и аскетичного, но энергичного и добросердечного учителя дзэн Цзю-циня (1163—1268). Цзю-цинь, считавший, что монахам, желающим познать учение, нельзя тратить время на сон, установил беспрецедентные по жёсткости порядки в своём монастыре. Под его руководством Догэн медитировал и днём, и ночью, когда и достиг просветления, услышав вопрос учителя заснувшему ученику: «В дзэн тело и разум едины. Как же ты умудрился заснуть?»[61]

После периода совершенствования в практике в 1230 году Догэн пришёл в сельский храм Аньёин возле Фукакусы, где начал учить последователей обретению природы Будды в сидячей медитации. В этом же храме, вскоре ставшим местом массового паломничества, Догэн написал первую главу «Сёбогэндзё» о практике дзадзэн. Позднее Догэн переселился в храм Каннондёриин, а потом в храм Кёсёхориндзи, где в наибольшей степени реализовал себя в качестве наставника многочисленных учеников. Покинув храм из-за угроз общине храма со стороны монахов горы Хиэй, Догэн некоторое время жил в деревенских храмах, а в 1245 году поселился в храме Эйхэй-дзи («Бесконечный мир»), где в 1253 году и умер[62].

Догэн сформировал религию «исключительного дзадзэн» (шикан тадза (англ.)русск.), считающуюся среди буддистов возвращением к «чистой традиции Будды и патриархов»[63]. Считая сидячую медитацию самодостаточной, в то же время Догэн указывал на ошибочность однозначного отказа от изучения сутр[64].

Общий вклад Догэна в японский буддизм крайне высок, Г. Дюмулен отмечал, что Догэн, имевший качества сострадания, прямодушия, искренности и пытливости[65], является «едва ли не самым примечательным религиозным деятелем Японии»[66].

Дзэн в эпоху Муромати (1336—1573)[править | править код]

Дзэнская школа продолжала успешно развиваться. Усиливалось влияние старых дзэнских храмов на культуру и религию, строилось множество новых храмов. К числу последних относился храм Дайтокудзи (англ.)русск., построенный императором Го-Дайго в 1324 году и занимавший особое положение среди других храмов. Другими известными новыми храмами стали храмы Мьёсиндзи и Тэнрюдзи (англ.)русск.. Последний храм возглавил Сосэки (Мусё Кокуси, 1275—1351), являвшийся наиболее известным буддийским учителем того времени. Благодаря влиянию Мусё на сёгуна, было построено 66 новых дзэнских «храмов для умиротворения страны» и налажены торговые отношения с Китаем[67]. Храмы Кинкакудзи («Золотой павильон») и Дзисёдзи, известные, главным образом, из-за своей художественной ценности, также связывают с Мусё. Рядом с последним храмом был построен Гинкакудзи («Серебряный павильон»), также ставший «произведением высокого искусства»[68].

Для упорядочивания многочисленных дзэнских монастырей в Японии действовала система Годзан или в система «Пяти гор»[69]. В данной системе пять храмов в окрестностях Киото и пять храмов в Камакуре считались главными, им подчинялись «около шестидесяти храмов „второго“ уровня». На самом нижнем уровне находилось ещё около двухсот храмов[70]. Сёгун официально оформил иерархию дзэнских монастырей в 1386 году, согласно которой главным японским храмом стал храм Нандзэндзи[69].

Самые авторитетные наставники данного периода, стремясь распространить учение, использовали для наставлений стиль кана-хёго, для понимания которого мирянам не нужно было иметь образование. В то же время упрощение наставлений привело к тому, что наставники, в основном, использовали старые приёмы обучения и простые тезисы, отказываясь от оригинальности и использования парадоксов. Также дзэнские учителя начали рассуждать о дзэн в разрезе «интеллектуальной ценности»[71].

На данном фоне резко выделялся дзэнский учитель Иккю Содзюн (1394—1481). До знакомства с дзэн он воспитывался в буддийском храме, в который его отдала мать, фаворитка императора. В храме преподавался широкий круг дисциплин, но наиболее сильно Иккю полюбил поэзию и впоследствии стал известным поэтом. Обретя просветление, Иккю стал очень известен среди простых людей за свою «естественность религиозного служения», широту взглядов и резкое неприятие фальши. Иккю не отказывался от женщин, сакэ и мяса, критиковал посмертные идеи амидаизма, указывая на то, что они не связаны с познанием природы Будды, и высмеивал погребальные традиции чтения сутр и подношения еды, считая лучшими подношениями лунный свет или воду реки. Имея развитое чувство юмора и не желая мириться с недостатками как богатых, так и бедных людей, Иккю часто создавал ситуации со своим оригинальным решением, которые впоследствии становились известными анекдотами[72].

Культурное влияние дзэн в эпоху Муромати (1336—1573)[править | править код]

Многочисленные японские искусства или «пути» (до), рождённые в дзэнских монастырях, активно развивались в период Муромати. В начале периода наиболее значимой фигурой, воплощающей в себе дзэнские искусства, стал искусный художник, каллиграф и садовод Мусё. В последнем искусстве Мусё, используя новый стиль гармонизации, достиг выдающихся успехов, так как его сады стали считаться «самыми красивыми в Японии» и сильно повлияли на всё ландшафтное искусство Японии[73].

Храм Дайтокудзи, в котором обучал дзэн учитель Иккю, считающийся центральной фигурой в создании японской культуры XV века, также долгое время считался наиболее значимым центром японской культуры. Ученик Иккю, Сукё (1422—1502), стал после Эйсая вторым основателем традиции японской чайной церемонии, внеся в данную традицию национальные особенности. Через линию учеников, включая наиболее известного в этом искусстве мастера Сэн-но Рикю (1521—1591), данная традиция существует и в настоящее время[74].

Дзэнская живопись также получила значительное развитие в период Муромати. К числу известных дзэнских художников XIII века относят Сиа-куэя, Ma-юаня и Лянь-кая. В Японии новый стиль суми-э, являвшийся искусством рисования тушью, получил начальный импульс благодаря работам чаньского монаха Му Ци, а потом стал известен по работам Као и Минсё. Минсё кроме нескольких пейзажей создал эскиз «Нирвана» и портрет Сёичи Кокуси[75].

В XV веке на развитие суми-э повлиял живописец Сюбун, ставший, благодаря приказу сёгуна, главой государственного департамента живописи. Также Сюбун добился некоторых успехов в искусстве скульптуры. Влияние работ Сюбуна испытали на себя ряд дальнейших дзэнских художников, включая Сётана, Нёами, Дасоку, Сёкэё и Сэссю (1421—1506). Последний получил наибольшую известность не только в Японии, но и в Европе, где его называли «величайшим художником или, по крайней мере, величайшим из японских пейзажистов». Известными учениками-живописцами Сэссю стали Сюгэцу и Сэссон, а их общим известным учеником стал Масанубу (1454—1550)[76].

Начиная с этого времени искусство живописи начало отходить от традиции дзэн, а дзэнские монастыри перестали быть центрами культуры и вошли в «период духовного застоя и нравственной деградации»[77].

Контакты между дзэн и христианством[править | править код]

На момент встречи дзэн и христианства из-за социальных и политических проблем Японии, сильно повлиявших на уменьшение дисциплины, дзэнская школа пришла в застой. Христианские проповедники, увидев школу в таком состоянии, в котором среди монахов был распространён гомосексуализм, сделали вывод о дзэн как о нигилистическом и атеистическом учении[78].

Тем не менее в начальный период между дзэн и христианством существовало дружелюбие. Франсис Хавьер, находившийся в Японии с 1549-го по 1551 год, в своём письме указывал, что подружился с известным настоятелем Нинсицу («Сердце истины»), также Хавьер познакомился и с другими бонзами. Другие христианские проповедники, следуя примеру Хавьера, также начали дружить с некоторыми дзэнскими настоятелями. Дружба привела к тому, что некоторые дзэнские последователи приняли христианство. В числе таких был старый монах из Дайтокудзи, а также дзэн-мастер Кэссю, что в последнем случае не осталось незамеченным[79].

Но также с самого начала между дзэн и христианством появлялись трения и конфликты. В дальнейшем конфликты разрослись, а наиболее импульсивные последователи христианства и дзэн начали поджигать чужие храмы и церкви. Но в то же время в некоторых случаях конфликты никак не повлияли на дружбу сторонников разных учений[80].

Главными темами обсуждений данного периода стали вопросы о Боге и душе. Дзэн-буддисты отрицали последнее и принимали христианскую концепцию о принципе — источнике всех вещей, но считали данным принципом пустоту. Валигнано, глава христианской миссии, с целью уточнения полемики написал катехизис, представлявший собой сборник вопросов и ответов, который стал основой для последующих христианских книг, в которых доказывалась ложность учения Будды и ложность дзэнского учения в частности. В итоге дзэн стал определяться у миссионеров как «наиболее противоречащая Закону Божьему японская школа» и связываться с «оплотом Сатаны»[81].

В период контакта миссионеры восторгались японской культурой и корректировали свой образ жизни в соответствии с местными обычаями, обмен опытом и традициями дал свои плоды в виде перехода части высшей аристократии Японии в христианство. Культурный обмен между японской и христианской культурой продолжался до начала периода гонений на христиан[82]. Одним из явных примеров такого обмена стало посещение известными миссионерами японских чайных церемоний, во время которых иногда читалось Евангелие. Отец Родригес (1561—1634) в своей книге высоко оценивал «искусство чая», являвшегося, с его точки зрения, «привнесением религиозного идеала дзэн в естественное проявление художественного вкуса»[83]. Христиане не только участвовали в церемонии, но и стали проводить её. Из семи известных учеников мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю пятеро были христианами[84].

Поздний период японского дзэн[править | править код]

С 1600 по 1868 год в Японии проводилась политика гонения на христиан и политика строгого контроля над буддизмом. В результате такой политики впервые был произведён учёт всех дзэнских монастырей, школ и подшкол. Также вследствие данной политики буддизм, включая школу дзэн, стал полностью зависим от правящей власти. Государство отрицало любые новшества в буддизме и поддерживало в конфликтах настоятелей главных храмов страны, что привело к увеличению общей стабильности и постройке новых буддийских зданий, но к потере «внутреннего содержания» буддизма[85].

Известными дзэнскими деятелями начала периода, поддерживавшими государство, стали монах Сёдэн (ум. 1633) из Нандзэндзи, занимавшийся на своей высокой государственной должности активным противодействием христианским проповедникам, и учитель Такуан Сохо (1573—1645), выполнявший поручения сёгуната и входивший в ближний круг сёгуна Иэмицу. Такуан стал наиболее заметным мастером меча и мастером дзэн данного периода. В этот же период влияние дзэн окончательно оформило «путь воина» бусидо[86].

Причиной некоторого обновления дзэн стало появление школы Обаку, восходящей к Линьцзи. Первый храм школы Обаку-сан Мампукудзи («Храм тысячекратного блаженства на горе Хуань-по») был основан в 1655 году 60-летним наставником Йин-юанем (англ.)русск. (ум. 1673), приехавшим из Китая со своими учениками годом ранее. Школа быстро развивалась, в том числе благодаря отсутствию противодействия со стороны сёгуната. Известным популяризатором школы стал Тэцугэн (англ.)русск. (1630—1682), являвшийся сторонником использования сутр и помогший в издании 6956 томов буддийских текстов. Признавая сутры и сочетая их с практикой, Обаку делала акцент на пути постепенного просветления, в то же время не отрицая возможности внезапного просветления в некоторых случаях. В школе также практиковались элементы амидаизма в виде практики нэмбуцу, заключавшейся в повторении мантры «Наму Амида-буцу». Несмотря на некоторые успехи, школа не смогла распространиться дальше отдельных мест и не оказала значительного влияния на Японию[87].

Стремление дзэн-буддистов к обновлению дзэн и буддизма ещё более отчётливо проявилось во второй половине XVII века. Монах школы Сото Мандзан Дохаку (1636—1714) активно выступал против устоявшейся практики разрешения буддийских споров сёгунатом в пользу главных монастырей, а также против жадности монахов и сомнительных передач дхармы, которые появились в конце средневекового периода. Кроме того, значительных успехов в обновлении буддизма добился дзэнский монах Тэнкэй (1648—1735) своими проповедями[88].

Известными дзэн-мастерами периода обновления стали дзэн-мастер Бунан (1603—1676), жёстко критиковавший тех, кто стремился только к личному просветлению, и дзэн-мастер Банкэй (англ.)русск. (1622—1693), бывший очень популярным оратором, собиравшим вокруг себя до пятидесяти тысяч слушателей[89]. Профессор Д. Т. Судзуки характеризовал Банкэя как одного из трёх наиболее великих японских учителей дзэн (двумя другими были Догэн и Хакуин), указывая на его оригинальный антидогматический и некоанный метод обучения. Благодаря усилиям Судзуки и других японских учёных, искавших и издававших забытые тексты Банкэя, в настоящее время интерес к дзэнскому учению Банкэя вновь усиливается. Доктор философии Питер Хаскел отмечает, что повышение интереса к Банкэю не случайно, так как «его чувство свободы, его человечность, его глубокое проникновение в вечные проблемы, выраженное на языке повседневной жизни, кажется, целиком отвечают духу нашего времени»[90].

Центральной фигурой позднего японского дзэн стал Хакуин (англ.)русск. (1685—1768), который «возродил школу Риндзай в её первоначальной строгости и чистоте»[89]. В детстве Хакуин был глубоко впечатлён проповедью нитирэнского монаха о «Восьми уровнях ада», говорившей о вероятности попасть в ад в том числе и из-за того, что Хакуин с наслаждением убивал птиц и насекомых. Страх Хакуина долго не проходил, поэтому после периода начального изучения буддизма и недельного периода безуспешной

как поймать дзен во время работы / Weblancer corporate blog / Habr

Сегодня понятие «дзен» ассоциируется исключительно с духовными практиками, хотя в действительности – это гораздо более обширное понятие. Если растолковать его кратко, то получится что-то вроде «практика полного осознания настоящего».

Скорее всего, каждый из нас ощущал его в той или иной мере. Вспомните, как когда-то вы были настолько увлечены работой над проектом, что провели над ним полдня или полночи, и даже не заметили, как пролетело время. Это и был самый настоящий рабочий дзен. Как видите очень полезный процесс, который несет с собой массу преимуществ.

Но можно ли научиться ловить дзен каждый раз, когда вы усаживаетесь на рабочее место? У бывалых фрилансеров на этот счет есть несколько дельных советов.

Приведите в порядок рабочую зону


Сколько бы не говорили о творческом беспорядке в позитивном ключе, но в реальности – он мешает и даже отвлекает. Когда стол загроможден разными вещами, постоянно необходимо тратить время на поиски чего-то важного. Это заметно влияет на психическое состояние и, в частности, вызывает стресс. А последний — точно не друг спокойному погружению в трудовой процесс.

Именно поэтому лучше потратить несколько минут на наведение порядка перед началом работы, чтобы потом не отвлекаться и тем самым слетать с волны дзена.

Ослабьте давление ответственности


Работая над объемными или сложными проектами, иногда в нашей голове проскальзывает мысль о том, что мы не в силах справиться с этой задачей. Отсюда возникает чувство тревоги, которое влечет за собой определенный стресс и подавленность. Труд стает некомфортным, ведь, мозг постоянно сигнализирует, что возможно вы не справляетесь.

Бороться с таким положение дел нужно сразу, не дожидаясь возникновения шаткого состояния. И начать нужно с причины, которая заставляет нас сомневаться. Как правило, это:

  • строгий дедлайн;
  • большое число задач на единицу времени;
  • или сомнения в собственных силах.

В действительности нужно научиться избегать подобного давления ответственности. Научитесь «форматировать» мысли на стадии их возникновения. Будьте уверены в своих силах, а если чего-то не знаете, подумайте, где вы можете найти информацию об этом. В конце концов, задайте себе вопрос: что будет, если я отложу выполнение этого проекта на потом? Или вообще откажусь от него?

Избавьтесь от отвлекающих факторов


Само состояние дзен подразумевает полное сосредоточение на процессе работы. Именно поэтому, чтобы настроиться на него, необходимо минимизировать влияние отвлекающих факторов. К ним относится очень много вещей. Это и постоянно бубнящий телевизор, напоминания на телефон из социальных сетей, курение сигарет и много чего другого.

Просто выберите часы, которые будут посвящены исключительно рабочим процессам, и при этом оставайтесь недоступными для телефонных звонков, сообщений из мессенджеров, сигарет и бесконечных чашек кофе.

Делайте работу, и только потом решайте другие вопросы. Такой подход значительно повысит количество выполненных задач за единицу времени.

Перестаньте торопиться и замедлитесь


Начиная работу над проектом, не думайте о дедлайне. Не спешите, а наоборот примитесь трудиться в спокойном ритме, сосредоточившись на процессе. Многим покажется, что так они сделают меньше, но в действительности все получится ровным счетом наоборот.

Это чисто физиологический процесс. Согласитесь, что, например, занятие спортом в спокойном ритме гораздо эффективнее и полезнее, чем активный надрыв на пределе возможностей. Замедлитесь, и вы удивитесь, как легко и непринужденно сделается работа.

Примите и полюбите однообразие


К сожалению, каждый новый проект несет с собой не только творческую задачу, но и абсолютно рутинные процессы. Именно их делать хочется меньше всего. И поймать дзен на их выполнении очень трудно, ведь они изначально вызывают чувство подавленности и отторжения.
Выход в данной ситуации только один, и он достаточно очевиден. Нужно просто полюбить однообразие. Как говорится, принять, смириться и получать от его выполнения удовольствие.
На первый взгляд, это кажется невозможным, но психологи уверяют, что правильно мышление способно свернуть горы. И тут же приводят в пример спортсменов, которые вынуждены тысячи раз отрабатывать одно движение или элемент техники. Таким образом, они упорно движутся к медалям и первым местам.

Методичность – это неплохо. Это путь к совершенству и выдающимся результатам, ведь с каждой практикой вы будете выполнять рутинные задания быстрее и эффективнее. И как тут не полюбить то, что получается у тебя лучше всего?

Напоследок


Само по себе понятие «дзен» очень полезная и мудрая вещь. И именно в трудовом процессе она очень актуальна и востребована. Ведь, работа для нас – это вечное завтра.
Завтра мне выплатят гонорар за работу. Завтра я получу проект мечты. Завтра я буду работать больше. Завтра клиент предложит мне повышение. И так до бесконечности.
А нужно научиться быть и работать здесь и сейчас, наслаждаясь каждым моментом трудового процесса. Сложно? Без сомнений! Но возможно, если есть желание получать удовольствие от каждой минуты времени.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *