Памятка стили речи: Памятка по русскому языку «Типы.Жанры. Стили речи» – Материал на тему: Памятка о стилях речи

Материал на тему: Памятка о стилях речи

                                      ПАМЯТКА О СТИЛЯХ РЕЧИ.

                                   

                              Публицистический стиль текста.

  1. Используется в материалах газет, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах.
  2. Его задача – сообщать информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чём-то их убедить, к чему-то призвать.
  3. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, обращённым к рассмотрению социально-политических и нравственных проблем, совмещающим книжную и разговорную речь.
  4. Для данного стиля характерно  использование слов в переносном значении,  антонимов, торжественной лексики, побудительных, восклицательных и вопросительных предложений, обращений.

                                           Художественный стиль текста.

  1.  1. Используется в художественных произведениях.

      2.  Его задача – изобразить предмет или событие, передать читателю мысли, чувства автора.

  1. Высказывание  обычно бывает образным, наглядно представляемым, эмоциональным.
  2. Для художественного стиля характерны сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения и т.д.

                                          Научный стиль текста.

  1. Используется в научных трудах, словарях, учебниках, рефератах, лекциях,     докладах и т.п.
  2. Его задача – точная передача научных знаний.
  3. Высказывание обычно бывает обобщённым, точным, доказательным, неэмоциональным.
  4. Для данного стиля характерны научные термины, сложные предложения и т.п.

                         Официально-деловой стиль.

  1. Используется в различных  деловых документах, в официальных взаимоотношениях.
  2. Его задача – точная передача деловой информации.
  3. Его особенности заключаются в достоверности и объективности текста, максимальной краткости при полноте информации, точности, исключающей возможность двоякого понимания текста.
  4. Для данного стиля характерны:
  • полное наименование государственных органов, учреждений, предприятий;
  • точное обозначение дат, количеств, величин, размеров;
  • употребление слов только в прямом значении.

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме: Стили речи(памятка)

                                

СТИЛИСТИКА

Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Лексическая стилистика изучает правильное использование слов в устной и письменной речи.

Лексика – словарный состав языка.

Семантика – смысловое значение слова.

               ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ   СТИЛИ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Книжные  стили  :

Разговорный стиль

1.Научный

2.Художественный (литературно-художественный)

3.Официально – деловой

4.Публицистический

        1. НАУЧНЫЙ  СТИЛЬ – это  стиль  научных  статей, докладов, учебников.  Возникновение и развитие связано с расширением различных сфер деятельности людей. В России научный  стиль стал складываться  в начале 18 века при участии   М. Ломоносова  и его учеников.

        Цель: точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, сообщить информацию.    

Основные стилевые черты:

  1. Логическая последовательность изложения.
  2. Однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности.
  3. Конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные  особенности  научного  стиля:                                              

  1. Насыщенность терминами (15-20%  всей лексики).
  2. Научная фразеология ( прямой угол…)
  3. Преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор,…)
  4. Употребление формы единственного числа в значении множественного

 ( волк – хищное животное из рода собак).

  1. Преимущественное употребление существительных вместо глаголов ( имеет  место повышение температуры / повышается температура).
  2. Распространение сложных предложений.

        2. ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ  СТИЛЬ – это стиль документов,            государственных актов, законов, деловых бумаг.

        Цель: сообщить информацию, дать указания, инструкции.

Основные стилевые черты:

  1. Сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств.
  2. Стандартное расположение материала, обязательность формы.
  3. Конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные  особенности  официально – делового  стиля:                                              

  1. Широкое использование терминологии.
  2. Наличие речевых стандартов – клише.
  3. Употребление отглагольных существительных ( на основании, в отношении, в силу).
  4. Использование предложений с перечислением.
  5. Сложные синтаксические конструкции.
  6. Отсутствие эмоционально – экспрессивных речевых средств.

3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д.

Цель: воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

Зарождение этого стиля относится к  16 веку ( переписка царя Ивана IV с князем Курбским.)

Основные стилевые черты:

  1. Лаконичность изложения при информативной насыщенности.
  2. Доходчивость изложения ( газеты, журналы и т.д.)
  3. Эмоциональность, обобщённость, а часто непринуждённость высказывания.

Характерные  особенности  публицистического  стиля:                                              

  1. Общественно – политическая лексика и фразеология.
  2. Использование речевых штампов(клише), их лёгкая  воспроизводимость (дружеская атмосфера, работники прилавка).
  3. Употребление коротких предложений – рубленая проза.
  4. Безглагольные фразы ( достойную зарплату – каждому!)
  5. Совмещение  черт публицистического стиля с чертами других стилей.
  6. Использование изобразительно – выразительных средств языка ( повторы, инверсии, риторические вопросы и восклицания и др.)

4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  СТИЛЬ – это стиль художественной литературы, который определяется её содержанием.

Цель: передать своё отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т.п.

Основные стилевые черты:

  1. Образность, эмоциональность.
  2. Единство коммуникативной и эстетической функций.

Характерные  особенности  художественного  стиля:  

  1. Широкое использование лексики и фразеологии других стилей.
  2. Использование изобразительно – выразительных средств.
  3. Проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).   

       

         

           

5. РАЗГОВОРНЫЙ   СТИЛЬ   ПРОТИВОПОСТАВЛЕН    КНИЖНЫМ СТИЛЯМ,   ОН   ОДИН    ВЫПОЛНЯЕТ    ФУНКЦИЮ    ОБЩЕНИЯ.

Основные стилевые черты:

  1. Экспрессивность, отсутствие предварительного продумывания высказывания.
  2. Эмоциональность, непринуждённость, обобщённость.

Характерные  особенности  разговорного  стиля:  

  1. Широкое употребление обиходно – бытовой лексики и фразеологии.
  2. Использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи  и т.д.)
  3. Диалоговая форма высказывания, реже монолог.
  4. Включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений.
  5. Преобладание простых предложений над сложными.
  6. Использование вставных и присоединительных конструкций.
  7. Лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).

Памятка «Как определить стиль текста»

Памятка «Как определить стиль текста»

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Определите, где можно встретить этот текст:

а) беседа в непринужденной обстановке;

б) это отрывок из художественной литературы;

в) представляет из себя документ, инструкцию, памятку, де­ловую бумагу;

г) встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях; это лекция, доклад;

д) используется в газетах, на радио, на телевидении; выступ­ление на собраниях, митингах.

Если сомневаетесь в ответе, то…

3. Определите задачи речи:

а) общение, обмен впечатлениями;

б) нарисовать образную картину, изобразить предмет, пере­дать эмоции и чувства автора;

в) сообщить точные сведения, имеющие практическое зна­чение, дать рекомендацию, указания;

г) сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений;

д) воздействовать на широкие массы, сформировать пра­вильное отношение к общественным проблемам.

Если снова сомневаетесь в ответе…

4. Выясните, характерны ли для текста:

а) непринужденность, свобода в выборе слов и выражений;

б) образность, эмоциональность, наглядная представляе-мость;

в) официальность, точность, бесстрастность;

г) обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональ­ность;

д) злободневность, страстность, призывность, яркость.

Чтобы убедиться в правильности ответа…

5. При необходимости определите жанр текста:

а) письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор, напутствие, чей-то портрет и т. п.;

б) отрывок из рассказа, повести, басни, сказки, поэмы, оды; клятва, присяга, гимн, загадка, пословица, поговорка, мемуары;

в) инструкция, отчет, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление, расписка, справка, памятка;

г) научная статья, рецензия, отзыв, описание опыта, статья в словаре, энциклопедии; аннотация №;

д) заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка.

Обратите внимание на выбранные варианты ответов.

6. Если у вас получились следующие варианты:

а) — то это разговорный стиль;

б) — то это художественный стиль;

в) — то это деловой стиль;

г) — то это научный стиль;

д) — то это публицистический стиль.

Конспект урока по теме «Стили речи»

Конспект урока в 11 классе

Тема: Стили речи

Цели:

Планируемый результат:

Ученик должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном,официально-деловом, публицистическом,художественном), их общей характеристике:назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Ученик должен уметьопределять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.

Организационные формы обучения:

Тип урока: изучение и закрепления нового материала.

Форма урока:комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,групповая,фронтальная.

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.

1. Словесные – беседа, объяснение.

2. Наглядные – слайды на ПК, словари.
3. Практические – работа с материалом.

Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.

Средства обучения: программное обеспечение, учебники, словари, ПК, проектор,экран.

Поэтапные задачи хода занятия:

  1. Организационный момент

В истории нашей страны есть события, которые становятся значимыми моментами и врезаются в память поколений. Таким событием, приоткрывшим завесу неизвестности, стал полет человека в космос. Юрий Алексеевич Гагарин стал не просто первым космонавтом, но и человеком-легендой.Накануне Дня космонавтики я приглашаю вас на урок-портрет, приглашаю познакомиться с Гагариным-сыном, отцом, человеком, а помогут нам в этом стили речи.

  1. Постановка цели урока

-Чтоб знания добыть, упорным будь!

Не бойся неизвестности коснуться,

В мир стилей и значений окунуться,

Чтобза портретом видеть жизни суть.

3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала

Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.

Д.Свифт

-Итак, что же такое стиль? Дома вы выполняли задание по поиску данного определения.


Всё дело в том , что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функций. Поэтому в языке выделены функциональные стили.
Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных сталей: научный,официально-деловой, публицистический,разговорный, художественный.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические,синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора(сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Система каждого функционального стиля складывается из следующих языковых единиц:
– нейтральных (общеязыковых) единиц;
– стилистически окрашенных единиц;
– единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте.
– От чего зависит выбор того или иного стиля?
(Ответы)

4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль)

5) Групповая работа

Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)

6) Выступления учащихся и заполнение таблицы.

Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.

Материал для справок

1. Сфера общения: общественно-политическая,научная, правовая, бьтовая.
2. Цель общения: передача информации;убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б)контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция языка и речи: коммуникативная,воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический,констатация или утверждение, произвольный(прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация
8-13. Объективность,точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность,полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).

5. Итог работы

Вопросы побуждающие к рефлексии:

– Какую проблему мы сегодня обсуждали?
– Что для вас на уроке явилось открытием?
– Какой вид работы наиболее запомнился?

6. Домашнее задание (на выбор)

1. Найти в художественной литературе или периодике тексты различных стилей.
2. Написать текст для каждого стиля.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его“белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно.В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно)помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью,дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

“Вон человек, что скажешь ты о нем?” — спросил я у товарища другого.

“Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность –это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.Интеллигентность надо в себе развивать,тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Приложения

Текст №1

С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3) Россия велика. (4) На ее территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы». (6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная?

Текст №2

Милаямоя Варенька,жизнь такова, что редко приходится видеть тебя. Не хочу говорить о будущем, знаю только то, что всеидет по намеченному пути. Возможно, скоро увидимся. Береги девочек. Целую, папа.

Текст №3

Космодром – это специализированная, изолированная площадка, являющаяся зоной строгой секретности, предназначенная для испытания и запуска ракет и другой военной и стратегической техники.

Текст №4

Указом Правительства Советского Союза от 12 апреля 1961г старшему лейтенанту Гагарину Ю.А. присвоено внеочередное звание майора.

Памятка «Стили речи»

Стиль

Функция

Особенность

Пример

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Информация.

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня».

Художественный Стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Разговорный (речь)

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

— Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

— Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

— Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

— Догадываюсь.

— и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

— Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

В нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его“белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно..Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно)помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью,дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Интеллигенция – от лат.intelligens – мыслящий, понимающий, благоразумный. Интеллигентностью в науке принято называть способность людей к сочетанию высокой нравственности и культуры, сочитающих глубокие знания и самостоятельные идеи.

“Вон человек, что скажешь ты о нем?” — спросил я у товарища другого.

“Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность –это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

План-конспект урока (3 класс) на тему: Стили речи. Разговорный стиль.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы органи-

зации взаимо-действия

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Приветствует учащихся

-Повернитесь  к гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Сегодня мы садимся, играя в  ассоциации. Мальчики: ассоциации по теме «Школа развития речи», девочки- «Основы смыслового чтения»

Тактильное приветствие (касание пальцев в парах, начиная с большого):

«Желаю успеха большого во всем и везде. Здравствуй!»

Ребята садятся, каждый называя термин, относящийся к той или иной теме

Фронтальная

2. Актуа-лизация и пробное учебное действие

 

Просмотр видеоролика из юмористического журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

Вопросы к видеоматериалу:

-Вспомните, при изучении какой темы мы просматривали этот видеоролик?

При затруднении -поэтическая минутка.

 Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая.

Мысль словами выражать-

 Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявленье на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Ни к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма,

— Нужно стили речи знать!

-Так почему же мы так говорим?

— Уместно ли  было общение мальчика на сленговом языке?

-Каких знаний не хватило мальчику?

-Примером какого стиля речи был данный сюжет?

-Выберите верный вариант и отметьте справа знаком «+»

Стили речи

 

Научный

 

Официально – деловой

 

Публицистический

 

Разговорный

 

Художественный

 

– Сформулируйте тему урока

— На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?

 А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

-Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?

 

— Для чего нам нужно знать функциональные стили речи?

Высказывают свое мнение

-Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Работают с таблицей

Слово стиль.

Разговорный стиль и книжный стиль.

Устная и письменная.

Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.

Групповая

В парах

2. Выяв-ление места и причины затрудне-ния

 Блеф- игра «Верите ли вы, что…» (с.30)

1.Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке, как стилистика  и культура речи

2.Слово  «стиль» относится к современному периоду и является неологизмом

3. В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный  стили.

4.Речевой стиль не предполагает определенный выбор слов.

5. Что разговорный стиль мы чаще всего употребляем  в письменной речи

Составляем кластер по  уже имеющейся информации

Обдумывают ответы на вопросы

Да (зачитывают в подтверждение слова из текста-с.30 )

Нет

Да

Нет

нет

Составляют  кластер «Разговорный стиль»

Группо-вая

3. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затрудне-ния

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

Наблюдение (с.34 тетради).

Задания для развития скорочтения:

1. Игра «Смена кадра»

  • Эмоциональный\
  • литературный
  • Бытовой
  • Фразеологизмы
  • Ласкательные
  • Уменьшительные
  • Презрительные
  • бранные

– О чем пойдет  речь в тексте? Попробуйте в группах предположить.

Открываем тетрадь «ШРР» на с.34 , пробуем узнать больше  информации: чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову.

— Что удалось прочитать? Поделитесь информацией

Физминутка

Читаем статью, выбираем информацию для  кластера

-Предположить, о чем  или о ком пойдет речь в тексте, вам поможет игра «Из двух- третье»

Ряс          паха

Боро       чик

Чере        ты

Моне       ка

Клю         да

-Догадались?

Чтение текстов(по вариантам):

  • бросок-засечка
  • буксир
  • найти глаголы (единый временной план)

Сравнение текстов в группах

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Пытаются прочитать слова за 1-2 сек проецирования

чтение только гласных, девочки зачеркивают букву з, мальчики- о , чтение с ног на голову.

«Приключение Буратино»

Монолог и диалог

Индиви-дуальная, группо-вая

4. . Первич-ное закрепле-ние с коммен-тирова-нием

Распределите слова на две группы по стилям речи:

      КНИЖНЫЙ СТИЛЬ      РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

    мерси   спасибо

спать       дрыхнуть

  праздновать   кутить

 малевать   рисовать

отец     батя          

                                    плюхнуться       упасть

                                    погибель   смерть

                                    болеть    хворать  

                                    плестись  шествовать

                                    друг   друган

                                   мальчики   пацаны

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

Фронта-льная

5. Творче-ская практиче-ская деятель-ность по реализа-ции построен-ного проекта

Лингвистический эксперимент . Прием «Метаморфозы».

  Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.

Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)

 Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

Примерный вариант полученного текста.

Двое на одного.

Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-дуальная, группо-вая

6. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону

Распознавание стилей речи.

По Монтессори

Работа может быть проведена с использованием карточек.

Текст № 1

    Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Текст №2

     Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

                                                             (По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Тест №3

   Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал.  (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)

Текст №4

   Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Текст №5

   Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)

Выполнение упражнений

Индиви-дуальная

7. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние

Составление диалогов или монологов в парах по материалу упр. 3, с.36

Задание.

Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы пользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.)

Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы

Фронта-льная

8. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока)

Рефлексия.

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?

2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?

 3. Что было главное?

 4. Что у меня получилось лучше всего?

 5. На что мне необходимо обратить свое внимание?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

☺  ☹

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индиви-дуальная

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Стили речи.

                                                         Занятие 27.

                                                   Стили речи.

  ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО  

  • Подбери эпитет.

Гроза в мае – какая? __________________________________

Дождь осенью – какой?________________________________

Листья летом – какие?_________________________________

Листья весной — какие?_________________________________

Снег зимой — какой?___________________________________

Деревья зимой — какие?________________________________

Снег весной — какой?__________________________________

         ПО  НИТКЕ  ДОЙДЁШЬ  И  ДО  КЛУБКА

«Поворачивай стиль!» — говорили древние. Означало это в прямом смысле  «стирай написанное», в переносном – «работай над слогом, обдумывай написанное». Ведь стилем (stilоs по-гречески) называлась заострённая с одного конца палочка. По-русски такая палочка называлась стило. Такой палочкой писали (царапали) по дощечке, намазанной воском; другой конец палочки имел форму лопатки – им разравнивали воск, стирая написанное.

      Сегодня слово стиль имеет несколько значений (ты можешь прочитать о них в толковом словаре). Об одном из значений толковый словарь С.И. Ожегова говорит так: «Стиль – совокупность приёмов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики». То есть стиль речи – это отбор и употребление в устной и письменной речи слов, выражений и других языковых средств, соответствующих обстановке, целям высказывания и общения. Высказывания, годящиеся для одного стиля речи, очень часто совершенно не подходят для другого. Никого не удивит, как писал Л.Успенский, разговор двух мальчишек между собою: «Ты опять  «пару» хватанул? Эх, ты! То «пара», то «кол»… Срежешься на экзаменах и выставят из школы». Но представь подобную запись в дневнике ученика: «Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять хватанул «пару», а в журнале у него то «пара», то «кол», он, несомненно, срежется на экзамене и будет «выставлен» из школы»!

          В русском языке обычно выделяются разговорный и книжный стиль. Особо выделяется стиль художественной литературы.

           Каждый из стилей речи используется и в устной и в письменной речи, но для каждого из них существует наиболее характерная форма использования. Разговорный стиль мы чаще всего употребляем при устном общении друг с другом, а для различных видов книжного стиля используем письменную речь.

            Речевой стиль предполагает и определённый выбор слов.

В разговорном стиле можно подобрать такие слова со значением «много»: полным-полно, тьма, хоть пруд пруди, через край, куры не склюют; в книжном – объединение, блок, множество.

            Развитию нашей связной речи (устной и письменной) посвящены такие разделы науки о языке как стилистика и культура речи.

   Задание № 1.Прочитай два текста. Какой из них написан в разговорном стиле, а какой – в книжном? Докажи.

      Утром Зиньку разбудил весёлый громкий крик воробьёв. Она вылетела из гнезда и спросила их:

       — Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?

       — Как? – удивились воробьи. – Разве ты не знаешь, какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются – и люди, и мы.

        — Как это – Новый год? – не поняла синичка.

        — Ах ты, желторотая! – зачирикали воробьи. – Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.

          — А что это – «январь», «календарь»?

          -Фу, какая ты ещё маленькая! – возмутились воробьи. – Календарь – это расписание работы солнышка на весь год.

 Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идут ещё десять месяцев –  столько, сколько у тебя пальцев на лапках: февраль, март, апрель, май, июнь, июль,  август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года – декабрь. Запомнила?

            — Не-ет, — сказала синичка. – Где же сразу столько запомнить! «Носик», «десять пальцев» и «хвостик» запомнила. А называются все они уж больно мудрёно.

                                                                       По  В. Бианки

                    Почему число дней в месяцах бывает разным?

        Первым, кто достаточно точно измерил продолжительность года, были древние египтяне. Они пользовались лунным (месячным) календарём, основанным на том, что через каждые 29-30 дней наступает новолуние. Но, к сожалению, такой календарь не был полным.

       Римляне тоже пользовались сначала лунным календарём. Но для того чтобы он совпадал с солнечным годом, им время от времени приходилось прибавлять дополнительные месяцы. И наконец-то Юлий Цезарь принял новый календарь, основанный на том, что солнечный год длится 365  ¼ дня. С принятием такого календаря необходимо было внести поправки в продолжительность каждого месяца. Что это были за поправки?

       Раньше январь считался одиннадцатым месяцем в году и длился двадцать девять дней. При Цезаре этот месяц стал, наоборот, первым и не таким коротким. Ведь теперь в нём был 31 день. Февраль, уж второй месяц года, стал длиться всего 29 дней (30 в високосном году), поскольку император Август приказал забрать у февраля один день и передать его августу месяцу.

             В марте, как и прежде, уместился 31 день.

             Апрель как классический лунный месяц, состоит из 29 дней, но Цезарь решил продлить его ещё на один день. Май остался таким же, как в старину, и длился 31 день. В июне, подобно апрелю, было 29 дней, его также продлили на один день.  Что же касается июля, названного в честь самого Юлия Цезаря, великий император не пожалел для него несколько дней и удлинил его до 31 дня.    

          Когда август ещё считался лунным месяцем, в нём было 29 дней. Цезарь продлил его на один день. Но император Август, назвавший этот летний месяц в честь самого себя, решил сравнять его с июлем и поэтому отобрал один день у февраля. Таким образом, август, как и июль, стал насчитывать 31 день. Лунный месяц сентябрь длился 29 дней, но Цезарь прибавил ему два дня. И император Август решил сократить его на один день, чтобы он длился 30 дней.

       При Цезаре в октябре было 30 дней, Август же увеличил этот месяц на один день. А ноябрь, наоборот, сократил с 31 при Цезаре до 30 дней. Что же касается декабря, то он тоже, подобно всем лунным месяцам, длился 29 дней, но Цезарь прибавил ему один день, а Август довёл это число до 31.

        Все эти изменения были связаны с тем, что точный календарь должен был состоять из 365 дней. Как ты уже заметил, продолжительность каждого месяца произвольно определялась двумя великими римскими императорами, согласно их собственным желаниям.

            А календарь, которым мы с тобой пользуемся, был заимствован у римлян.

                                                                               А. Леокум

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем!  «Волшебный квадрат».

  • Заполни пустые клетки недостающими буквами и прочитай сложные имена существительные с такими значениями:

             

с

д

а

о

м

х

о

р

к

а

а

п

т

  1. Специалист по выращиванию сада. ____________________________
  2. Паровой двигатель на колёсах. ________________________________
  3. Канал для выхода дыма из печи. ______________________________
  4. Русская народная игра с пением и пляской. _____________________
  5. Приспособление для пробивания отверстий в бумаге._____________
  6. Металлический сосуд с трубой для кипячения воды для чая. _______
  7. Скорострельное автоматическое оружие. _______________________

                                                 

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о