Особенность описательного текста: Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение – Функционально-смысловые типы речи.Особенности текстов описательного характера

«Функционально-смысловые типы речи. Особенности текстов описательного характера». /Урок русского языка, 10 класс, продолжительность урока – 45 минут/

Функционально-смысловые типы речи.

Особенности текстов описательного характера.

 

                                               Когда порою не дается слово,

                                   В котором чувств моих и мыслей суть,

                                К словам отцов я обращаюсь снова,

                          Вбираю их, как сухостой, росу.

                                                      Григорий  Кукарека

Цель:

— систематизировать знания об описательном типе речи;

— продолжить работу по формированию умений логически мыслить,                                                                                                                                                            сравнивать сходные и отличительные черты текстов — описаний;

— содействовать развитию духовно-нравственных ориентиров учащихся: чувство патриотизма, любви к родному краю.

 

Оборудование: иллюстрации зимних пейзажей, закрытая запись темы  и задач урока, распечатка текста И. Соколова – Микитова, Г.Кукареки.

 

Метод обучения: проблемно-поисковая деятельность.

Форма проведения: работа в микрогруппах, деловая игра НИЛ (научно – исследовательская лаборатория).

Тип урока: обобщающий.

Технология обучения: анализ художественных текстов (исследовательская деятельность) на основе работы в микрогруппах. Поэтапное освоение материала и приращение одних знаний к другим.

 

Ход урока:

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.  Анализируя художественные тексты, мы  сравним сходные и отличные черты текстов-описаний, создадим опорную таблицу по теме и попробуем создать собственные тексты-описания, черпая красоту слога, любование уголками родной земли у мастеров художественного слова. Как сказал замечательный  поэт  Калмыкии Григорий Кукарека:

 

Когда порою не дается слово,

В котором чувств моих и мыслей суть,

К словам отцов я обращаюсь снова,

Вбираю их, как сухостой, росу.

      

 Обращаясь «к словам отцов», прочитайте выразительно стихотворения поэта и выполните следующие задания. 

I.Этап мотивации. Индуктор(прием, помогающий вызвать чувство, включить воображение).

   —         Запишите словосочетание «зимняя степь» и свои слова-ассоциации по смыслу, по созвучию, по цвету, по слуху, по   осязанию.                                                           —   Прочитайте свои ассоциации, дополните свои ряды услышанными понравившимися словами.

                                                                                             

1. Расширение «вербального облака» смысла словосочетания «зимняя степь».

—         Послушайте небольшой текст и запишите то, что понравилось, запавшие в душу, необычные слова.

( Распутан пушистый клубок  снегопада, рассветное оконце, румяное яблоко-солнце, белые созвездия снежинок, а на плечи зябнущие вишен все летят снежинки и летят.)

 

             ЗИМНИЙ ЭТЮД

По балкам, лиманам, распадкам

Распутан по степи ночной

Пушистый клубок снегопада

Метели холодной рукой.

Стремительный стрепет рассвета

Лишь крыльями тени взмахнет —

Проснусь на меже тьмы и света,

Услышав бесшумный полет.

Увижу в рассветном оконце:

Над белой равниной полей

Румяное яблоко-солнце

На дымчатых ветках лучей.

                * * *

Замела метелица ложбинки,

Разметала руки, сладко дремлет.

Белые созвездия снежинок

Снова опускаются на землю.

И в селе намного стало тише,

Загрустил о лете старый сад.

А на плечи зябнущие вишен

Все летят снежинки и летят.

А за садом звонкий скрип полозьев —

Кони снег взметают на бегу.

И так пахнет молодым морозом,

Что вкусней представить не могу!

                                      Г. Кукарека

 

—         Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

—         Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

—         Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите словосочетания, которые передают это состояние.

 (Распутан по степи ночной пушистый клубок снегопада метели холодной рукой; над белой равниной полей  румяное яблоко-солнце  на дымчатых ветках лучей; белые созвездия снежинок  снова опускаются на землю; на плечи зябнущие вишен  все летят снежинки и летят; пахнет молодым морозом.)

—         Какие синтаксические конструкции использует автор?

(Предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами. Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.)

—         Какие образные средства языка встретились в тексте?(Эпитеты, метафоры.)

 

2. «Вбирание» впечатлений через зрительный канал восприятия.

—  Выберите для себя одну из репродукций зимней степи, продолжите расширение ассоциативного ряда.  

—         Поделитесь выражениями-впечатлениями от увиденного.

                                                                                              II. Этап конструирования.

Создайте собственный небольшой текст, включив в него накопленный материал.

 

III. Этап демонстрации (предъявление текстов).

 Прочитайте получившийся текст.

 Читается 2-3 текста. Даются комментарии.

                                                                                             Организующее ядро.

—    Какого типа речи получились тексты?(Описание)

—         Как вы это определили? (По словам одной тематической группы, эмоционально-экспрессивная структура текста, предложения в основном без подлежащего, с обратным порядком слов, большое количество однородных членов, описательных оборотов.)

—         Это тема сегодняшнего урока.

 

IV. Этап актуализации имеющихся знаний.

—         Попробуйте определить задачи, которые встанут перед нами при изучении этой темы.

 

Высказывания учащихся.

—         Сравните ваши высказывания с планом на доске.

—         Это круг вопросов сегодняшнего урока.

(Открывается запись на доске)

Функционально-смысловые типы речи. Описание.

1.     Цель, задача, содержание текстов описательного характера.

2.     Виды текстов-описаний.

3.     Особенности текстов-описаний:

3.1  композиционные;

3.2  лексические;

3.3  морфологические;

3.4  синтаксические.

                                                                                                

V. Этап практической деятельности и созидания (творения нового знания).

— Попробуем определить, каково содержание текстов-описаний, с какой целью создаются подобные тексты.

Выслушиваются версии учащихся, можно использовать материал учебника.

Вывод 1. Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Цель: читатель должен увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Вспомните виды текстов-описаний.

(Портрет (внешность), описание внутреннего состояния, описание состояния окружающей среды, описание места, описание действий (процессов), архитектурных сооружений.                                                              

Познакомимся с особенностями текстов описательного характера на примере текста Ивана Сергеевича Соколова — Микитова.

           «Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

     Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек.

     С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов».

— Прочитайте текст про себя, а затем вслух, передав настроение автора, эмоциональный настрой текста.                                                              

— Определите стиль и тип текста. (Художественное описание).

— Какого вида это описание? (Описание состояния окружающей среды и внутреннего состояния человека).

—         Подберите синонимы к слову «состояние». (Настроение, самочувствие, расположение духа).

— Как можно сформулировать основную мысль текста? (Красив и чуден русский лес зимою).

— Найдите строки, в которых описывается состояние окружающей среды, природы. Назовите слова, которые передают это состояние. (Глубокие, чистые; кружевные белые арки; согнулись под тяжестью инея; тяжелые шапки снега; темно-зеленые ветви; ветки, унизанные ожерельями лиловых шишек).

—  А какое настроение у субъекта повествования этого текста? (Любование, восхищение, умиление, умиротворение).

—         Чем вызвано такое настроение? (Состояние природы передается человеку, самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

—         Меняется ли состояние природы и человека в описываемый момент?(Нет).

 

Вывод 2. В текстах-описаниях представляется постоянная на данный момент картина мира (какого-либо явления действительности).                                                                                              

—    Что является «данным» в этом тексте?(Лес, человек)

—         Что является «новым»?(Признаки леса, чувства человека)

—         Как взаимосвязаны «данное» и «новое»? Какой тип связи используется?

(Параллельный)

—   Изобразите этот тип связи на схеме.

                                                                


                                                                       Н1

                                                              



                                      Д                              Н2

                            общая тема               

                                                                       Н3

 

 

— Что характерно для этого вида связи? (В первом предложении задается тема, которая развертывается в последующих предложениях)

 Вывод 3.  Для текстов описательного характера используется параллельная связь. В текстах, как правило, одно «данное» или общая тема. Сведения о «данном» и будут «новым».

— Попробуйте выделить характерные элементы композиции текстов описательного характера.

1.     Общее представление о предмете. (Предложение 1)

2.     Отдельные признаки предмета. (Остальные предложения)

3.     Авторская оценка, вывод, заключение. (Отсутствует)

 

Вывод 4. Характерные элементы композиции описания: общее представление, отдельные признаки, вывод, оценка.

—   Выясним, какие языковые особенности характерны для текстов описаний. Назовите предметно-логическую структуру текста. (Лес, сугробы, березы, ели, стайки клестов)

—         Это слова одной тематической группы «лес зимой» — наиболее распространенное лексическое средство связи текстов описаний.

—         Назовите эмоционально-экспрессивную структуру текста. (Красив, чуден, глубокие, чистые, кружевные, белые, молодые, тяжелые шапки, темно-зеленые, любуешься, с восторгом смотришь, весело посвистывают)

—         Это слова, обозначающие качества и свойства предметов. Какие это части речи? (Прилагательные, краткие прилагательные, наречия на –о, причастия)

— А в какой форме стоит большинство глаголов? (Несовершенный вид, настоящее время)

— Что позволяет эта форма глагола выразить? (Особую наглядность, постоянство во времени)

— Это основные морфологические особенности текстов описаний.

—         Какие синтаксические конструкции использует автор? (Предложения без подлежащего, предложения с обратным порядком слов, предложения с однородными членами)

—         Это наиболее типичные синтаксические особенности описаний.

—   Какие образные средства языка встретились в тексте? (Эпитеты, метафоры, сравнения)

— Сделайте вывод о языковых особенностях текстов описаний.

Вывод 5.  В текстах описательного характера используются такие морфологические средства, как…, такие синтаксические средства, как… и образные средства языка.

 VI. Этап рефлексии.

—  Заполните в таблице «Функционально-смысловые типы речи» графу «Описание».

(Заполнение, чтение, дополнение и корректировка записанного.)

особенности текстов–описаний

Описание – тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: «Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления;

в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил он с особенными ударениями и придыханиями«. Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.

Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:

1) характеристику ситуации общения;

2) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;

набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационная модель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.

Поделитесь на страничке

Методическая разработка по русскому языку (6 класс): Особенности строения текста-описания.

3.Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Закрепление

знаний

6.Самостоятельная работа

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

8.Домашнее задание

Творческое задание

Работа в группах.

Продолжите ряд определений.

Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое,

добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое…

Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лука-

вое, простодушное…

Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные,

широко открытые, круглые…

Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой…

Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий,

правильный, курносый, вздёрнутый…

Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые,

тонкие…

Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные,

каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные…

Обучающиеся отвечают, дополняя свои описания, корректируя их.

На столах лежат карточки с описаниями частей лица. Нужно дополнить описания.

1.Закрепить умение описывать лицо человека.

2.Повторить  безударные гласные, проверяемые и непроверяемые.

ПОРТРЕТНАЯ ЛЕКСИКА

Цвет глаз: бирюзовые, васильковые, голубовато – серые, голубые, жемчужно – серые, зеленые, золотистые, изумрудные, иссиня – черные, карие, коричневые, светло – голубые, светло – зеленые, светло – карие, серые, синие, темно – серые, темные, черные, янтарные, ярко – голубые.

Характер взгляда: (глаза) бархатные, бегающие, бездонные, безжизненные, бессонные, блестящие, близорукие, быстрые, влажные, заплаканные, зоркие, искрящиеся, лучистые, мутные, открытые, пламенные, потупленные, пронзительные, сияющие, сонные, усталые, яркие, ясные.

Форма глаз: большие, глубокие, громадные, круглые, маленькие, миндалевидные, монгольские, прищуренные, продолговатые, раскосые, узкие, широкие.

О выражении состояния и характера человека: (глаза) азартные, бедовые, беззаботные, беспечные, благородные, вдохновленные, виноватые, внимательные, выразительные, восторженные, восхищенные, встревоженные, вызывающие, говорящие, гордые, горячие, грустные, дерзкие, добродушные, добрые, доверчивые, жадные, жгучие, живые, завороженные, задумчивые, зовущие, изумленные, иронические, колючие, кроткие, ласковые, любопытные, любящие, мудрые, мягкие, наблюдательные, надменные, наивные, непонимающие, невинные, нежные, озорные, печальные, понимающие, приветливые, простодушные, радостные, робкие, смелые, смешливые, строгие, счастливые, удивленные, умные, холодные, честные, шаловливые.

Цвет волос: белесые, белокурые, белые, блестящие, вороные, выцветшие, золотистые, иссиня – черные, каштановые, медно – рыжие, медные, огненно – красные, огенно – рыжие, ореховые, пепельные, поседевшие, пшеничные, разноцветные, русые, рыжие, светлые, седые, серебряные, смоляные, темные, тусклые, черные.

Состояние волос:буйные, волнистые, всклокоченные, вьющиеся, гладкие, густые, длинные, жесткие, жидкие, зализанные, колючие, короткие, косматые, кудрявые, курчавые, лохматые, мягкие, нежные, непокорные, непослушные, прибранные, приглаженные, прямые, пушистые, пышные, распущенные, растрепанные, редкие, слипшиеся, сухие, тонкие, тяжелые, шелковистые.

Величина и форма рук: аккуратные, аристократичные, атласные, бессильные, большие, вялые, гибкие, гладкие, детские, длинные, железные, женские, жесткие, загрубевшие, изящные, красивые, крепкие, крупные, маленькие, могучие, мозолистые, мокрые, мощные, мужские, мягкие, небольшие, нежные, некрасивые, породистые, пухлые, рабочие, сильные, сухие, твердые, тонкие, трудовые, тяжелые, хилые, холеные, худые, шелковые, энергичные.

Цвет и состояние рук: белоснежные, белые, бледные, горячие, дрожащие, жаркие, красные, ледяные, нервные, прохладные, снежно – белые, спокойные, трепетные, усталые, холодные.

Руки как символ ловкости и умения: быстрые, верные, волшебные, всемогущие, деятельные, добрые, золотые, опытные, подвижные, проворные, резвые, трудолюбивые, уверенные, умелые, шустрые.

Руки как черта характера и состояния: безжалостные, беспощадные, верные, добрые, жадные, жесткие, заботливые, загрубевшие, ласковые, надежные, осторожные, преступные, пугливые, смелые, твердые, ухватливые, хозяйские, честные, чистые, чуткие, щедрые.

Познавательные: формулирование темы

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Выражение своих мыслей; аргументация

Познавательные: умение применять пройденный материал на практике; умение аргументировать

Личностные: самоопределение

7 слайд.Звучит песня на стихи А. Кушнера к мультфильму «Пластилиновая ворона»

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется портрет. Слайды 11-14.

— Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а значит, и зритель остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Мы часто не знаем, кто этот человек. Но так ли важно для нас сходство с оригиналом? Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека. Вглядываясь в его черты, художник размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, выразить своё понимание человека, собственное отношение к нему.

И при создании сочинения-описания внешности  человека мы должны не просто описать увиденное, а постараться за внешними чертами увидеть состояние человека, выразить личное отношение к нему.

— Как вы думаете, что такое психологический портрет?

— Где его можно использовать? Слайд 15,16

Итак, портрет может быть внешним и внутренним.                                      В чем их различие? Слайд 17.

Физминутка.

III. Формирование умений составлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, редактировать предложения, исправляя грамматические ошибки.

Слайд 18. Редактирование.Анализ сочинения с недоработками. Переработка текста — предупреждение ошибок.

Девочка у окна.

У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Ее черные глаза, похожи на каштаны, и большие.Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты.

Ресницы длинные. Длинные черные волосы в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую  кофту.

Девочка красива.

Анализ текста:

  • Сформулировал ли автор основную мысль? (да, девочка красива)
  • Что помогает ему раскрыть эту мысль? (описание больших глаз, сравнение бровей, описание лица, ресниц, косы)
  • Что можно опустить, поскольку оно не помогает раскрыть основную мысль? (упоминание об одежде, сжатые губы)
  • Очевидно, что главная красота – это глаза. Достаточно ли ярко они описаны? Как лучше сгруппировать детали, относящиеся к описанию глаз? (сначала- лицо, затем –глаза, ресницы, брови-вместе)
  1. Уточнение темы работы:
  • Кого именно я буду описывать?
  • Какую задачу я ставлю? (поделиться впечатлениями, описать внешность, сообщить об отличительных признаках)
  • Что главное я скажу в своем сочинении?
  1. Работа с иллюстрациями- выделение характерных черт, которые изобразил художник
  2. Работа над «портретной лексикой»
  3. Самостоятельная работа над сочинением – описанием внешности человека.

— В портретном описании можно разграничить чистое описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики персонажа. Часто эти две стороны портретного описания называют «внешний портрет» и «психологический портрет». Переход от внешнего портрета к внутреннему происходит в художественном тексте часто совершенно естественно. Так, И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг», то чуть отстраняясь от своих героев и наблюдая их со стороны, то приближаясь к ним, подглядывая, запоминая жесты, оттенки выражений лица, дает читателю психологические этюды о внутренней жизни человека. Для того, чтобы понять психологический портрет персонажа, важно наблюдать за его жестами, которые называют «безмолвными знаками мысли». Жесты повелительные, вопросительные, жесты отчаяния, беспомощности, грубые, нежные, детские, порывистые помогают проникнуть во внутреннюю жизнь человека.

Творческое задание. Узнай портрет героя. Работа в парах.

1. «…Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых…»; «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…» (Герасим, рассказ И.С. Тургенева «Муму»).

2. Преклонных лет старец,высокий и плотного телосложения,который крестится от страха и божится всё время.Одет в коричневую рясу,на одном глазу бельмо,а на носу бородавка,напоминающая муху. (Дьячок Вонмигласов из рассказа А.П. Чехова «Хирургия»)

3. «…Все любили молодого учителя… за доброту и за щедрость…»; …роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой …»; «…начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием, предводительствовал отважными злодеями…»(Владимир Дубровский из романа А.С. Пушкина «Дубровский».

4. «…Герой хоть невелик ростом…» «…Шапку с него сбили, сапоги стащили, все обшарили, деньги, часы вынули, платье все изорвали…» Он русский офицер: «…Служил на Кавказе офицером один барин.» (Жилин из рассказа  Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Слайд 19. Рефлексия.Подведем  итог урока. Многие славно потрудились.

— Чему был посвящен урок?

— Что нового узнали на уроке?

— Какие затруднения испытали?

— Что помогло нам их преодолеть?

— Какие задания вам особенно понравились?

— Вспомним, что такое портрет?

— На какие вопросы отвечает текст описания?

— Оценивание учащимися урока в «Карте достижений».

На следующем уроке мы продолжим тему.

Домашнее задание: слова орфографического тренинга § 39.

Дополнительное задание: описать портрет близкого вам человека

Портрет -изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды , манеры держаться. Психологический портрет –портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер.

 На столах  лежат карточки с описаниями портретов литературных героев. Надо назвать имя героя, произведение, автора.

типы текста — Text types

Типы текста в литературе формируют основные стили написания. Фактологические тексты просто стремятся информировать, в то время как литературные тексты стремятся развлекать или иным образом участвовать читатель с помощью творческого языка и образами. Есть много аспектов литературного письма, и много способов для анализа, но четыре основных категорий описательные , повествовательные , описательные и аргументированные .

Описательный тип текста

На основе восприятия в пространстве. Импрессионистский из ландшафтов или лиц , которые часто можно найти в рассказах , таких как романы или рассказы . Пример: Примерно пятнадцать миль ниже Монтерей, на диком побережье, семья Торрес имел свою ферму, несколько скошенные акров над обрывом , который упал на коричневых рифов и шипение белых водах океана.

Цель

Описание используется во всех формах письма, чтобы создать яркое впечатление от человека, места, объекта или события, например, для:

  • описать особое место и объяснить, почему он особенный.
  • описывает самый важный человек в вашей жизни.

Описательные письма обычно используются , чтобы помочь писатель разработать аспект своей работы, например , для создания определенного настроения, атмосферы или описать место , так что читатель может создавать яркие картинки из символов, места, объекты и т.д.

Характеристики

Описание является стиль письма, который может быть полезным для различных целей:

  • чтобы привлечь внимание читателя
  • для создания персонажей
  • установить настроение
язык
  • стремится показать, а не рассказать читателю, что-то / кто-то подобное.
  • опирается на точно выбранный словарный запас с помощью тщательно подобранных прилагательных и наречий .
  • является целенаправленным и концентрируется только на тех аспектах, которые добавляют что-то к основной цели описания.
  • чувственное описание — что слышал, видел, запах, войлок, вкус. Точное использование прилагательных, сравнения , метафоры , чтобы создать изображения / фотографии в виде , например , носы были встречены с едким запахом гниющей плоти.
  • сильное развитие опыта , который «ставит читателя есть» фокусируется на ключевых деталях, мощных глаголов и точных имен .

Рассказ типа текста

На основе восприятия времени. Повествование является показательным из истории ; последовательность событий даются в хронологическом порядке .

Цель

Основная цель повествования , чтобы развлечь, чтобы получить и удержать интерес читателей. Однако нарративы также могут быть написаны , чтобы научить или сообщить, чтобы изменить отношение / социальные мнения , например , телесериалы и телевизионные драмы, которые используются для повышения актуальных вопросов. Повествования последовательности людей / символов во время и месте , но отличаются от пересчеты в том , что в результате секвенирования, истории установить одну или несколько проблем, которые в конечном итоге должны найти способ , чтобы решить. Общая структура или основной план повествовательного текста известна как «история грамматика». Хотя существует множество вариаций сюжета грамматики, типичные элементы:

  • Настройки — когда и где происходит история.
  • [[Character (статьи) | Characters- самых важных людей или персонажей в истории.
  • Инициирование событие — действие или событие, которое устанавливает проблему и / или цели.
  • [[Конфликт (описательный) | Конфликты / цель — координационный центр , вокруг которого организовываются вся история.
  • События- один или несколько попыток основного символа (ы) для достижения цели или решить эту проблему.
  • Решения — результат попыток достижения цели

Графическое представление этих элементов истории грамматики называется история карты. Точная форма и сложность карты зависит, конечно, от уникальной структуры каждого рассказа и личных предпочтений преподавателя построения карты.

Типы

Есть много типов повествования. Они могут быть мнимыми, фактический или комбинация обоих. Они могут включать в себя сказочные истории , тайны , фантастика , романы , рассказы ужасов , приключенческие рассказы , басни , мифы и легенды , исторические рассказы , баллады , кусочек жизни , личного опыта .

Особенности:

  • Символы с определенными личностями / идентичностей.
  • Диалог часто включается — напряженное может измениться в настоящее время или в будущем.
  • Описательный язык для создания образов в сознании читателя и увеличить историю.
Состав

В традиционной описательной в центре текста на ряд действий:

ориентация
(Введение), в котором устанавливаются символы, установка и время рассказа. Обычно ответы кто? Когда? Куда? Например, г-н Вольф вышел на охоту в лесу одна темная мрачная ночь.
Усложнение или проблема
Усложнение обычно включает в себя главный символ (ы) (часто зеркалирование осложнения в реальной жизни).
разрешение
Там должно быть разрешение осложнений. Сложность может быть решена лучше или хуже / счастливо или несчастливо. Иногда существует целый ряд осложнений, которые должны быть решены. Они добавляют и поддерживать интерес и интригу для читателя.

Более того, когда есть план написание текстов нарративных, акцент должен быть сделан на следующие характеристики:

  • Сюжет : Что будет происходить?
  • Окружение : Где история происходит? Когда история происходит?
  • Характеристика : Кто главные герои ? На что они похожи?
  • Структура: Как история начинается? Что будет проблема? Как проблема будет решена?
  • Тема : Что такое тема / сообщение писатель пытается общаться?

Пояснительный тип текста

Она направлена на объяснение, то есть когнитивного анализа и последующего синтеза сложных фактов . Пример: эссе на тему «Риторика: Что это такое и почему мы изучаем его»

Существует вероятность того, что ваша работа может падать плашмя, если вы не выбрали один из действительно хорошей описательной темы эссе. Не все темы из есть интересные или достаточно мясистые быть тщательно исследованы в работе. Убедитесь, что вы прикладываете усилия в выборе темы, которая имеет много материала, чтобы покрыть его и возбудить интерес читателей!

  • Актуальные темы: Есть ли какие-либо горячие вопросы, которые заслуживают глубокого обсуждения? Если это так, считают обучение людей на этом, казалось бы, нового наступления за счет использования хорошо написанной статьи.
    • Example: Cultural and Historical Shifts.
  • Тема, близко к сердцу: Легко гораздо легче защитить диссертацию, если вы оказываетесь страстно думать о теме. Если у вас есть адвокации и хотите сообщить другим, выбрать этот путь, и вы можете быть в состоянии поколебать убеждения!

Сравнивая прошлое и настоящее, это хороший способ кадрирования аргумент, особенно если много было написано о нем.

Спорить тип текста

На основе оценки и последующего метода в ответ на проблему. Это относится к причинам , выдвигаемые за или против вопроса. Автор обычно утверждает , с другой стороны , чтобы убедить читателя присоединиться к определенной стороне.

Литература

Литературный текст представляет собой фрагмент письма, например, книги или стихотворение, которое имеет целью рассказать историю или развлекательное, как и в вымышленном романе. Его основная функция как текст, как правило, эстетическая, но она может также содержать политические идеи или убеждение. Американские школьники и их родители учат, что литературные тексты контрастируют с информационными текстами, которые имеют целью предоставления информации, а не развлечения. Информационные тексты, такие как науки трусы и книги по истории, все больше и больше получать внимание в учебных программах государственных школ в рамках стандартов Основных государственного Common. В результате, многие родители поставили под сомнение идеи, что литературные тексты имеют меньшее значение, чем педагогическое информационные единицы.

Смотрите также

Рекомендации

внешняя ссылка

Текст-описание. Схема построения описательного текста — Студопедия.Нет

Знакомство с текстом

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Волк», текст записан на доске.

Волк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени­
ками.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о волке.)

— Определите основную мысль текста. (Описание волка.)

— Над каким типом текста мы сегодня будем работать?
Докажите.

— Как строится текст-описание? Назовите части текста-
описания.

— Озаглавьте. (Волк.) (Запись заголовка текста в тетрадь,
на доске.)

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

— Предложите название этой части. (Мощный зверь.) (За­
пись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Мощный, похож.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте вторую часть текста.

— Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

[признак частей

Перечислите по порядку, что описывается во второй ча­сти? (Тело, лапы, хвост, глаза, уши, пасть.)

Уточнение лексического значения слова:

Пасть — зев, рот зверя, рыбы.

Как описывается каждая часть предмета? Назовите опор­ные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и раз­бора текста.)

Признак частей:

1) тело         покрыто шерстью

2) лапы        большие, длинные

3) хвост       опущен вниз

4) глаза         внимательные, зоркие

5) уши          торчат, как у овчарки

6) пасть       большая, острые зубы

— Прочитайте третью часть.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-лого­пед прикрепляет на доске опорную таблицу).

[оценка предмета 1

— Прочитайте оценку предмета автором.

— Предложите название этой части. (Опасное животное.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (Легко выследить,
настигнуть добычу.)

(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Волк зверь, он, у
него, хищник.
Используются имена существительные, обозна­
чающие части целого: тело, хвост, глаза, уши, нюх у хищника.)


     
 

ОБОРУДОВАНИЕ:

«Текст»

Образец записи на доске:

ВОЛК.

План.

Мощный зверь.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Мощный, похож

а) тело

б) лапы

в) хвост

г) глаза
А) уши
е) пасть

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

покрыто шерстью большие, длинные опущен вниз внимательные, зоркие торчат, как у овчарки большая, острые зубы

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Опасное животное Легко выследить,

настигнуть добычу

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

• Обобщение.

Прочитайте опорные слова текста-описания. Определи­
те часть речи. (Коллективная работа.)

Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опор­
ными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные.)

 

С каким животным сравнивается волк? Прочитайте
предложения, в которых содержится это сравнение. (Он по­
хож на крупную собаку. Уши торчат, как у овчарки.)

Какие слова помогают сделать сравнение: (Похож на .;.
…; торчат, как ……….. )

9-10 занятия

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

формировать умения конструировать сложно­
подчиненные предложения, анализировать при­
чинно-следственные связи;

• познакомить с особенностями текста типа «рас­
суждение», схемой построения те кета-рассужде­
ния;

• формировать умения определять особенность
текста-рассуждения;

■• совершенстврвать слоговой анализ слов.

набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», кар­точки с текстом (см. приложение 2, карт.), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

— Ребята, вы все читали книгу о веселых приключениях
Незнайки. Как называется кита.*! («Приключения Незнайки
и его друзей»)

— Сядет тот, кто вспомнит имена друзей Незнайки. Опре­
делите в имени героя количество слогов.

Знайка, Торопыжка, Авоська, Небоська, поэт Цветик, доктор Пилюль-кин, художник Тюбик, изобретатели-механики Винтик и Шпунтик, слад­коежка Пончик, Растеряйка, Сиропчик, охотник Пулька, музыкант Гусля.

Кто написал эту замечательную книгу? (Николай Нико­
лаевич Носов.)

— Вы знаете, какое слово на свете самое беспокойное, са­моё любознательное? Оно, как сказал замечательный сказоч­ник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается

Вступительная беседа

«Текст»

11-12 занятия

 

во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, зада­вать массу полезных и нужных вопросов». Кто догадался, о каком слове идет речь? (Почему.)

— Конечно, это слово «почему»! Когда-то оно жило в слова­
ре, а потом ему стало скучно «сидеть» без дела и пошло «по­
чему» гулять по белу свету. А к вам оно заглядывало? Вы лю­
бите задавать вопрос «почему»?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно что-то объяснить, |
доказать. Сегодня на занятии мы познакомимся с предложе­
ниями и текстами, в которых что-то объясняется или доказы­
вается.

 

3. Запись числа, темы занятия

4. Конструирование сложноподчиненных предложений.
Смысловой анализ составляющих частей предложения

 

— Составьте полный ответ на вопрос: «Почему жителей
Цветочного города звали малышами?» (Жителей Цветочно­
го города звали малышами, потому что они были маленького
роста.)

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Как называется такое предложение? (Это сложное пред­
ложение.)
Объясните свой ответ.

Запись предложения (орфографическая диктовка, уточ­нить постановку знака препинания). Составление схемы сложного предложения, обозначение главного предложения.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

— Прочитайте из предложения то, что объясняется? (Жи­
телей Цветочного города звали малышами.)

— А теперь прочитайте само объяснение? (Потому что
они были маленького роста.)

— С каких слов начинается объяснение? (Потому что). Об­
ратите внимание на постановку знака препинания перед эти­
ми словами!

Вывод. Это сложное предложение отвечает на вопрос по­ чему? В нем содержится рассуждение, где дается объясне­ ние какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т. д. Предложение состоит из двух частей. Первая часть пред­ ложения — это то, что объясняется, а вторая часть предло-

жения — это само объяснение. В объяснении могут использо­ ваться слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что, значит, кроме того, итак, следовательно.

— Послушайте.

Шел Сережка по траве, Бил цветы по голове, Бил панамкой, бил ладошкой. Не хотим играть с Сережкой!

— Дайте полный ответ на вопрос: «Почему ребята не хотят
играть с Сережкой?» (Дети составляют устный ответ — пол­
ное сложноподчиненное предложение.)

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это
объяснение?

— Послушайте.

Снег кружится над деревней, Снег ложится на деревья, На заборы он ложится И на лысые пеньки. Почему же он боится Теплой маленькой руки?

— Дайте полный ответ на вопрос: «Почему снег боится
руки?» (Дети составляют устный ответ — полное сложнопод­
чиненное предложение.)

— Повторите предложение-ответ. (1—2 ученика.)

— Что объясняется в этом предложении?

— Какое дается объяснение? С каких слов начинается это
объяснение?

5. Физкультминутка

Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку: Встаньте прямо, улыбнитесь. Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись.

«Текст»

11-12 занятия

 

Сели, встали, сели, встали. Вы, надеюсь, не устали? Надо вам спокойно встать И спокойно подышать.

6. Работа с текстом-рассуждением

• Знакомство с текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с тек­стом (см. приложение 2).

С давних пор люди строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кир­пичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени­
ками.)

• Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о кирпиче.)

— Определите основную мысль текста. (Кирпич удобный
и универсальный строительный материал.)

— Озаглавьте рассказ. (Кирпич.) (Запись заголовка текста
в тетрадь, на доске.)

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажи­
те. (Текст отвечает на вопрос: почему так много построено из
кирпича?)

■— Запишите определение в тетрадь. (Орфографическая диктовка учителя-логопеда, обратить внимание на постанов­ку знаков препинания.)

Рассуждение — это объяснение событий, фактов, явлений, причин.

• Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи.

— Проанализируем схему построения текста-рассуж­
дения.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

 

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

— Прочитайте ту часть рассказа, которая содержит объяс­
нение.

— Прочитайте вывод. (Третья часть текста.)

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Сначала выделен тезис или основная мысль. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу). 1 ТЕЗИС [

— Предложите название этой части. (Почему понравился
кирпич.)
(Запись в тетрадь, на доске.

— Назовите опорные слова этой части. (С давних пор, поче­
му понравился.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова
на доске.)

— Прочитайте вторую часть текста.

— Приводятся доказательства тезиса. (Учитель-логопед
прикрепляет на доске опорную таблицу).

1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА]

Прочитайте, по порядку все доказательства.

— Назовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по
ходу чтения и разбора текста.)

Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно

Доказательства.

Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Кроме того,..

— В конце делается вывод. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу). |ВЫВОД].
Дается полная схема: _________

ТЕЗИС

| ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ВЫВОД

— Прочитайте заключительную часть.

— Предложите название этой части. (Из кирпича много до­
мов.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

 

— Назовите опорные слова этой части. (Во всем мире.)
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

«Текст»

11-12 занятия

 


— Назовите языковые средства связи. (Кирпич он. Ис­пользуются слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме , того, поэтому.)

Образец записи на доске:

КИРПИЧ План

ТЕЗИС. [Почему понравился кирпич. С давних пор, почему понравился

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА] Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Кроме того,…

Делают, повсюду, под рукой Не горит, не боится Не трескается Тепло, прохладно

ВЫВОД.|Из кирпича много домов.   Во всем мире

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

7. Обобщение. Итог занятия

— О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-
рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явле­
ний.)

— Из каких частей состоит текст-рассуждение? (В текс­
тах-рассуждениях есть мысль, которая доказывается, дока­
зательства и вывод.)

— Как составить план текста? (Сначала прочитать текст
2
3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что
в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть,
записать пункты плана.)

МАТЕРИАЛ ДАЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Текст-рассуждение «КОНЕК НА КРЫШЕ»

• Знакомство с текстом

КОНЕК НА КРЫШЕ

В старину избы часто украшали коньками. Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

Конь помогал крестьянину пахать землю, сеять зерно.

Многие века конь служил транспортом. На нем люди ездили и перевозили поклажу.

Без коней не было бы и почты. Почтовые лошади перевози­ли разные вести на большие расстояния.

А кто помогал русскому воину в бою? Конь! Случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь.

Живет конек на крыше. Дождик прольет — станет конь золо­тым. Еще выше поднимает голову, гордится собой.

(Е. Каменева)

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика­
ми.)

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о коньке на крыше.)

— Определите основную мысль текста. (Почему люди поме­
щали на крышу конька?)

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение.) Докажи­
те. (Текст отвечает на вопрос: почему люди помещали на
крыши домов конька?)

— Запишите заголовок. (Запись заголовка текста в тет­
радь, на доске.)

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Проанализируем схему построения текста-рассужде­
ния.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста.)

— Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс­
нения или доказательства.

«Текст»

11-12 занятия

 


Образец записи на доске:

КОНЕК НА КРЫШЕ План


Конек на крыше. В старину украшали помощ киком, конечно

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

Обобщение

О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-
рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явле­
ний.)

— Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Тезис, до­
казательства и вывод.)

 

— Прочитайте вывод. (Последняя часть текста.)

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Выделите тезис или основную мысль. (Учитель-логопед
прикрепляет на доске опорную таблицу). [ТЕЗИС]

Продолжите название этой части. (Конек на крыше.)
(Запись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (В старину укра­
шали, помощником, конечно.)
Учитель-логопед записывает
опорные слова на доске.)

— Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс­
нения или доказательства тезиса. (Учитель-логопед прикреп-

ляет на доске опорную таблицу). | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

— Прочитайте, по порядку все доказательства тезиса. На­зовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чте­ния и разбора текста.)

|ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.! Помощник человека:

а) на земле;   Крестьянину, пахать, сеять

б) транспорт; Служил, ездили, перевозили

в) почта;      Не было бы, почтовые вести,

расстояния

г) на войне.   Помогал русскому воину,

случалось, выносил раненого хозяина, спасал

— Прочитайте вывод. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу). [ВЫВОД[

— Предложите название этой части. (Золотой конь.) (За­
пись в тетрадь, на доске.)

— Назовите опорные слова этой части. (На крыше, про-
льет, станет, выглянет, поднимает, гордится.) (Учитель-
логопед записывает опорные слова на доске.)

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Конь на нем, он,
лошади. Используются вопросительные предложения. (Кто
был первым помощником человека? А кто помогал русскому
воину в бою?)).

ТЕЗИС

[ДОКАЗАТЕЛЬСТВА! Помощник человека:

а) на земле;

б) транспорт;

в) почта;

г) на войне.

Золотой конь.

Крестьянину, пахать, сеять

Служил, ездили, перевозили

Не было бы, почтовые вести,

расстояния

Помогал русскому воину,

случалось, выносил раненого

хозяина, спасал.

На крыше, прольет, станет, выглянет, поднимает, гор­дится.

«Текст»

13 занятие

 


             
     

Составление плана текста с обозначенными частями,

• формировать умения определять тип текста, срав­
нивать тексты на одну тему;

• закреплять знания о схеме построения текста-пове­
ствования, текста-описания, текста-рассуждения;

• формировать умения составлять план текста по
обозначенным частям.

ОБОРУДОВАНИЕ :

наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с тек­стами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов» (см. приложение 2), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ ;

1. Организационный момент. Беседа-повторение

На доске:

(описание)

(повествование)

(рассуждение)

пи, ни, са, о, е

по, ва, е, вест, во, ни

е, рас, де, суж, ни

Замок откроется тогда, Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

— Сядет тот, кто из слогов составит слово.

Учитель предлагает детям пользоваться памятками. (Дать таблицу «Типы текстов»). Логопед может попросить учащих­ся в процессе беседы-повторения воспроизвести схему постро­ения того или иного типа текста на доске, пользуясь наборами опорных таблиц типов текстов.

— Назовите типы текстов.

— Каково содержание текста-повествования?

— Как строится текст-повествование?

— Каково содержание текста-описания?

 

— Как строится текст-описание?

— Каково содержание текста-рассуждения?

— Как строится текст-рассуждение?

— Что такое план текста?

— Для чего нужен план текста?

— Как составить план текста?

 

Запись числа , темы занятия

Дифференциация типов текстов

На доске:

1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и силь-

ные!

3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?

— Прочитайте начальную часть трех текстов. (2—3 уче­
ника.)

— Какое предложение есть во всех трех текстах?

— Что сообщает нам это предложение? (Мы узнаем, о чем
будет говориться в тексте.)

— По какому предложению можем догадаться, о чем будет
говориться в каждом из текстов дальше?

— Прочитайте второе предложение первого отрывка. Как
вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (О том, что тигры де­
лали.)

— Вероятно, в первом тексте будет рассказываться о том,
что происходило в цирке, о событиях, о действиях, и подска­
зывает нам это слово «делали». (Учитель-логопед подчерки­
вает слово «делали» как сказуемое.)

— Прочитайте второе предложение второго отрывка. О чем
мы узнаем из этого предложения? (Какие были тигры кра
сивые и сильные.)

— Правильно. Слово «какие» подсказало нам дальнейшее
содержание текста. (Учитель-логопед подчеркивает слово
«какие» как определение.)

— Прочитайте второе предложение третьего отрывка. Ка­
кой, вопрос содержит это предложение?

«Текст»

О чем же будет говориться в тексте? (В нем будет объяс­
няться, почему тигры слушаются дрессировщика.)

— Правильно, этот текст, наверное, объяснит причину по­
ведения тигров, почему такие сильные звери слушаются дрес­
сировщика.

— Какое вопросительное слово нам подсказывает дальней-1
шее содержание текста? (Почему!). (Учитель-логопед подчер- ^
кивает слово «почему» как обстоятельство.)

— Проверим предположения.

4. Работа с текстами . Сравнение текстов . Составление плана текста

Учитель-логопед выдает каждому ребенку лист с текста-1 ми (см. приложение 2) и знакомит с порядком работы с тек-‘ стом.

Порядок работы с текстом

1. Знакомство с текстом. Чтение текста (2—3 уча­
щихся).

2. Выделение в тексте слов с непонятным лексичес­
ким значением, пояснение лексического значения.

3. Докажите, что это текст.

4. Определите тему текста.

5. Определите основную мысль текста.

6. Озаглавьте текст. Запись заголовка текста в тет­
радь, на доске.

7. К такому типу относится текст? Докажите. Опреде­
лите особенности данного типа текста.

 

8. По какой схеме строится текст. Выделите части
построения текста.

9. Сколько частей в тексте? Сколько пунктов плана?

 

10. Чтение каждой части текста, обсуждение и запись
соответствующего пункта плана текста в тетрадь.

11. Назовите средства связи предложений в тексте.

12. Пересказ текста по плану.

(^______________________ 13 занятие _____________________

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о