Описание тексты – Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение» («Школа России», 2класс)

Типы текстов

1. Тексты-описания

А) Описание предмета (отвечает на вопрос каков предмет?):

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках. а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.

Б). Описание места (отвечает на вопрос что где находится?):

Молчаливый лесной сумрак посветлел с одной стороны, и меж деревьев мелькнул водный простор. С крутого песчаного берега открылось озеро. Необозримо уходило оно, отодвинув леса до синего горизонта, и изумрудно-зелёные острова бесчисленными стаями покрывали светлое лицо его. Узкими протоками оно тянулось в другие, соседние озера, на сотни вёрст растянувшиеся по суровому, молчаливому краю, с одной стороны которого катило тяжёлые холодные волны Белого моря, с другой – морозной мглой дышали ледяные поля Северного океана.

В). Описание состояния природы (отвечает на вопрос каково вокруг?):

 Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днём таяло на солнце, а ночью дождило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги. Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи мёл бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и подвинулся густой туман, в природе перемен…

Г). Описание состояния человека (отвечает на вопрос каково ему?)

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось, даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок.

2. Тексты-рассуждения

А). Рассуждениедоказательство (отвечает на вопрос почему?):

Замечательно быть моряком. Это самая лучшая профессия.

Во-первых, у моряков красивая форма. Лента с якорем, белоснежная бескозырка привлекает многих. Во-вторых, моряки отважные, смелые, стойкие люди. Они не боятся трудностей. В-третьих, моряки бывают во многих городах земного шара, знакомятся с достопримечательностями. В-четвёртых, моряки любуются беспредельными морями и океанами, восходом и закатом солнца, лучи которого пляшут на водных просторах.

Б). Рассуждение-объяснение (отвечает на вопрос что это такое?):

Что такое космическая орбитальная станция? Космическая орбитальная станция – это большой искусственный спутник, который движется в постоянной околоземной орбите. На её борту космонавты и учёные производят научные эксперименты и наблюдают за жизнью в невесомости. В космических станциях есть жилой и рабочий салон, а также ванная, приспособленная к условиям невесомости…

В). Рассуждение-размышление (отвечает на вопрос как быть? что делать?):

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет, есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах,… Что делать с такой бабушкой? – Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть это близкий человек. Опекать, беречь… Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни.

Типы текстов. Текст-описание

– Здравствуй, Баюн!

– Здравствуй, Василиса! Как я рад тебя видеть! Ты знаешь, с тех пор, как ты познакомила меня с текстом-повествованием, мои сказки все слушают гораздо внимательнее. А намедни маленькие зайчата пристали – расскажи да расскажи нам сказку. Но ты говорила, что есть и ещё какие-то виды текстов. Ты даже обещала меня с ними познакомить.

– Да, Баюн, непременно познакомлю. И прямо сейчас. Сегодня мы с тобой поговорим о

тексте-описании. Помнишь ли ты, что при знакомстве с текстом-повествованием мы читали маленький рассказ о мышонке, о том, как он искал себе еду.

Жил-был мышонок по имени Шуршик. Маленький был мышонок. Он ещё никогда самостоятельно из норки не выходил.

Захотелось Шуршику есть. Осторожно выглянул он из норки, а потом побежал. Видит, лежит карандаш. Схватил он зубами карандаш, начал грызть, но сразу выплюнул. Невкусный был карандаш. Увидел Шуршик на полу красивую блестящую бумажку от конфеты. Вкусно пахла бумажка. Цапнул её мышонок, но и бумажка тоже оказалась несъедобной. Тут Шуршик увидел вазочку с вареньем. Залез на край вазочки, понюхал… Вкусно пахнет. А дотянуться до варенья не может. Тогда опустил мышонок в варенье хвост, а потом поднял его, облизнул – и снова в варенье. Так он ел, пока не наелся.

Вернулся Шуршик в норку и, сытый и довольный, крепко уснул.

– Да. Это текст-повествование, потому что здесь рассказывается о том, что произошло с мышонком Шуршиком, последовательно излагаются события. Опорными словами в нём являются глаголы – жил-был, не выходил, захотелось есть, выглянул, схватил и многие другие.

– Но чтобы ярко и точно представить себе Шуршика, нам необходимо описать его, т.е. ответить на вопрос какой он?

– Хотелось бы мне узнать, как выглядит Шуршик.

– Из текста мы знаем только, что он маленький. А теперь давай прочитаем, как же выглядел мышонок.

Это был маленький мышонок. На голове его торчали небольшие округлые ушки. На остренькой мордочке выделялись быстрые чёрные глазки-бусинки и любопытный подёргивающийся носик с чёрными усиками. Шкурка у него была серенькая, блестящая, но на спинке цвет её становился буроватым, а на животике – светлым, почти белым. Длинный хвостик змейкой лежал на полу.

– Ух ты, я сразу представил себе его. Такой симпатичный мышонок, что, даже встретив его, я не стал бы его есть.

– Скажи, Баюн, так на какой же вопрос отвечает этот текст?

– На вопрос какой? Мышонок какой? И идёт описание этого мышонка – какие у него ушки, какая мордочка, носик, какие глазки, какая шёрстка…

– Вот у нас и получился текст-описание. Тексты-описания нужны для того, чтобы как можно точнее описать какие-нибудь предметы. В этом тексте очень много

имён прилагательных.

Ведь именно они помогают описывать предметы.

Имена прилагательные являются опорными в тексте-описании.

А ещё в тексте-описании могут встречаться сравнения и метафоры.

– Как интересно… Скажи, Василиса, а тема и основная мысль в тексте описании есть?

– Конечно, Баюн. Этот текст о мышонке. Это и есть его тема. А основную мысль ты уловил сразу, сказав, что мышонок очень симпатичный.

А теперь ты должен понять, как составить текст-описание. Вот представь себе наш текст без первого предложения.

На голове торчали небольшие округлые розовые ушки. На остренькой мордочке выделялись быстрые чёрные глазки-бусинки и любопытный подёргивающийся носик с чёрными усиками. Шкурка у него была серенькая, блестящая, но на спинке цвет её становился буроватым, а на животике – светлым, почти белым. Длинный хвостик змейкой лежал на полу.

Скажи, если бы тебе сразу дали прочитать такой текст, догадался бы ты, о ком в нем говорится?

– Ну… я не очень уверен. Ведь так можно описать и ещё каких-нибудь зверьков.

– Да, в тексте-описании сначала обычно называется предмет или объект, который потом описывается. Это – вступление. Затем идёт само описание – называются признаки описываемого предмета. Это основная часть. Именно к этой части можно поставить вопрос какой? А заканчивается текст-описание очень часто, но не всегда, тем, что автор высказывает своё отношение к описываемому предмету.

Вот наш текст можно было бы закончить твоими, Баюн, словами: Такой симпатичный мышонок!

– А представляешь, Василиса, если бы мы не называли предмет, который описываем, то у нас получилась бы загадка.

– Да, часто именно так придумывают загадки – составляют небольшое описание предмета. И по этому описанию нужно догадаться, о каком предмете идёт речь.

– А я знаю несколько таких загадок. Вот, например: Как мяч круглый, как тельняшка полосатый. А внутри красный и сладкий.

– Я догадалась. Это арбуз. А теперь послушай моё описание предмета и догадайся, кого я тебе описала.

Глазки – изумрудные, шубейка – чёрная, пуховая, песенки – разлюбезные, коготки – железные.

– Да уж догадался я. Это загадка про меня – кота Баюна. Я песенки намурлычу, всех угомоню-успокою, а потом из моих железных когтей не вырвешься…

– Ты эти свои разбойничьи замашки брось. Лучше посмотри на две картинки и подумай, по какой из них можно составить текст-повествование, а по какой – текст-описание.

– Мррр. Мррррр. Прости, Василиса. Итак. На первой картинке нарисована зимняя природа. На ней ничего не происходит. Здесь можно описать, как выглядят небо, пруд, дерево, дом, какой снег. Значит, по картинке можно составить только текст-описание. Например:

Стояло тихое ясное зимнее утро. Небо было голубое-голубое. И эта голубизна отражалась на льду замёрзшего пруда, который тоже стал голубоватым. Все было покрыто снежным ковром. Голубые тени лежали на снегу. А вот на крыше дома и на ветвях дерева снег был белым-пребелым. Такая красота была, что просто глаз не отвести.

А вот на второй картинке появились ребята-хоккеисты. И теперь можно придумать целую историю о той ледяной баталии, которая развернётся на льду пруда. Тогда получится текст-повествование.

– Молодец, Баюн. У тебя такой поэтичный текст-описание получился. А в нём есть и вступление, и основная часть-описание, и даже заключение – отношение автора к описываемой картине. Ты очень хорошо понял, что такое текст-описание, и чем он отличается от текста-повествования. Давай ещё раз повторим то, что ты сегодня узнал про

текст-описание.

* Текст-описание описывает какой-то предмет или явление, человека или животное.

* Тексты-описания нужны для того, чтобы как можно точнее, красочнее описать какие-нибудь предметы.

* К тексту-описанию можно поставить вопросы какой?, какая?, какое?.

* Опорными словами в тексте-описании чаще всего являются имена прилагательные.

– Отлично. А теперь давай просто погуляем, полюбуемся на красоту леса. А когда вернёмся, попробуем написать о лесе красивый текст-описание. Ты согласен, Баюн?

– Конечно, Василиса! Гуля-а-ать!!!

Урок русского языка по теме:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
(программа «Школа России»)

Мироненко Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганск

Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с разными видами текстов — повествование, описание, рассуждение и развивать умения распознавать их.

  2. Способствовать формированию аналитических умений.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса «Русский язык» Рамзаева Т.Г.(1часть).

  • презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

  • карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).

  • сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.

  • разрезная схема «Виды текстов».

Методы:

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

3. Открытие новых знаний

4. Первичное закрепление

5. Рефлексия деятельности

6. Домашнее задание по выбору

1. Организационный момент (Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне)

Наш урок хотелось бы начать с пословицы

«Без русского языка не сколотишь и сапога».

— Как вы её понимаете?

2.Актуализация опорных знаний (Актуализация изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»)

1. Отгадайте загадку

В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы)

-Посмотрите на цепочку из букв и найдите закономерность.

— На какие группы можно разделить? (гласные/согласные).

-Что вы можете сказать про согласные? (глухие, парные).

2.Минутка чистописания

-Запишите в тетрадь прописными буквами, с соблюдением правил каллиграфии.

3. Анаграмма

-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)

— Что такое тест?

— На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».

— Что такое текст? (дети дают определение).

— Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна о тексте?

4. Давайте попробуем заполнить маркировочную таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).

Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?

Текст – это В литературе исполь-

два или несколько зуются разные ?

предложений, связан- виды текстов

ных между собой по

смыслу. Текст можно

озаглавить

3. Открытие новых знаний (Постановка учебной задачи)

-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные виды текстов).

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?

Физминутка

Игра «Это я, это я, определи скорей меня» (Учитель читает тексты и наборы предложений. Услышав «текст», дети встают на цыпочки, делают кивок головой, набор предложений — садятся на корточки, опустив голову вниз).

1.Работа с текстами (Решение устной задачи)

–Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение (составление «кластера» в маркировочной таблице)

 -Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).

-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

Такой текст называется текст-описание.

-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания изображаются предметы, люди, животные, природа. На доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета)

-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.

Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)

На доску вывешиваются опорные слова

(Почему? Причины, доказательства)

-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.

-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)

-Такой текст называются текст — повествования или текст — сообщения. Вывешиваются опорные слова

-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?

2. Работа в тетради

-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.

-Какой это текст? (Текст-сообщение)

-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова — помощники)

4. Первичное закрепление

1. Работа в парах

-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.

-Что поможет вам в вашей работе? («Кластер»)

У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (оранжевая — описания, серая — сообщения, розовая — рассуждения).

-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)

Ученик читает на слайде тексты, остальные дети показывают определенную полоску-ответ и обосновывают свой выбор.

1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

При затруднении учитель задает вопросы.

— О чем рассказывается в тексте?

— Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

5. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой)

— Чему мы сегодня научились на уроке?

Выполним следующее задание:

-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Осознание учащимися своей учебной деятельности

  • Посмотрите на слайд и проверьте себя (с, о, р, о, с, р).

  • Оцените свою работу, используя наших помощников (дети показывают учителю).

Улыбающееся лицо 4

— — «верно» или 1 неверный ответ

Улыбающееся лицо 7— 2-3 неверных ответа

Улыбающееся лицо 6

— 4-5 неверных ответов

— Почему у тебя такой смайлик?

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.

— Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?

— Какие виды текстов вы узнали?

— На какие вопросы они отвечают?

6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)

1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).

2. Выполнить задание в учебнике

с. 81 упр.141.

3. Работа по карточкам

Памятка.Как составить текст-описание, текст-рассуждение

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

Памятка
Как составить текст-описание:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:
1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?

В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопросы: какой? какая? какое?

Памятка
Как составить текст-описание:

1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.

Памятка
Как составить текст-рассуждение:

1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.
2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.
3.Вывод.

(Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?

В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопросы: какой? какая? какое?

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение» («Школа России», 2класс)

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
(программа «Школа России»)

Мироненко Наталья Васильевна,

 учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганск

Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с разными видами текстов — повествование, описание, рассуждение и  развивать умения распознавать их.
  2. Способствовать формированию аналитических умений.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса «Русский язык» Рамзаева Т.Г.(1часть).
  • презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
  • карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
  • сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.
  • разрезная схема «Виды текстов».

Методы:

  • частично-поисковый
  • наглядный
  • словесный
  • практический

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

3. Открытие новых знаний

4. Первичное закрепление

5. Рефлексия деятельности

6. Домашнее задание по выбору

1. Организационный момент (Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне)

Наш урок   хотелось бы начать с пословицы  

«Без русского языка не сколотишь и сапога».

— Как вы её понимаете?

2.Актуализация опорных знаний (Актуализация изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»)

1. Отгадайте загадку

В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы)    

-Посмотрите на цепочку из букв и найдите закономерность.

— На какие группы можно разделить? (гласные/согласные).

-Что вы можете сказать про согласные? (глухие, парные).

2.Минутка чистописания

-Запишите в тетрадь прописными буквами, с соблюдением правил каллиграфии.

3. Анаграмма

-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)

— Что такое тест?

— На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».

— Что такое текст? (дети дают определение).

— Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна  о тексте?

4. Давайте попробуем заполнить маркировочную таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).

  Что знаю?                          Что хочу узнать?                Что узнал?

Текст – это                          В литературе исполь-                    

два или несколько               зуются    разные                          ?

предложений, связан-         виды  текстов

ных между собой по

смыслу. Текст можно

озаглавить         

3. Открытие новых знаний (Постановка учебной задачи)

-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные виды текстов).

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?

Физминутка

Игра «Это я, это я, определи скорей меня» (Учитель читает тексты и наборы предложений. Услышав «текст», дети встают на цыпочки, делают кивок головой, набор предложений — садятся на корточки, опустив голову вниз).

1.Работа с текстами (Решение устной задачи)

–Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение (составление «кластера» в маркировочной таблице)

 -Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).

-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

Такой текст называется текст-описание. 

-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания изображаются предметы, люди, животные, природа.  На доску вывешиваются опорные слова. (Какой? Какая? Признаки предмета)

-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.

Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)

 На доску вывешиваются опорные слова

(Почему? Причины, доказательства)

-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.

-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)

-Такой текст называются текст — повествования или текст — сообщения. Вывешиваются опорные слова 

-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?

2. Работа в тетради

-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.

-Какой это текст? (Текст-сообщение)

-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова — помощники)

4. Первичное закрепление

1. Работа в парах

-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.

-Что поможет вам в вашей работе? («Кластер»)

У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (оранжевая — описания, серая — сообщения, розовая — рассуждения). 

-Почему выбраны именно эти цвета полосок? (ответы детей)

Ученик читает на слайде тексты, остальные дети показывают определенную полоску-ответ и обосновывают свой выбор.

1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело  играть. Я берегу его.

3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

 При затруднении учитель задает вопросы.

— О чем рассказывается в тексте?

—  Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

5. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой)

— Чему мы сегодня научились на уроке?

Выполним следующее задание:

-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

        

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.

Осознание учащимися своей учебной деятельности

  • Посмотрите на слайд и проверьте себя (с, о, р, о, с, р).
  • Оцените свою работу, используя наших помощников (дети показывают учителю).

       —       —  «верно»  или 1 неверный ответ

                 — 2-3 неверных ответа

                  — 4-5 неверных ответов

— Почему у тебя такой смайлик?

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результативности своей и всего класса.

— Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?

— Какие виды текстов вы узнали?

— На какие вопросы они отвечают?

6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)

1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).

2. Выполнить задание в учебнике  

    с. 81 упр.141.

3. Работа по карточкам

Как составить текст-описание?

В русском языке имеются три типа речи: описание, повествование и рассуждение. При этом описание очень часто встречается в художественной литературе. Рассмотрим его подробнее и определим, как можно составить текст-описание.

Отличительные особенности описания

Своеобразие данного типа речи уже отмечено в его названии. С помощью описания автор передает характеристики какого-либо предмета, лица, объекта и т.д. На сегодняшний момент в лингвистике выделяют три подвида описания:

  1. Описание предмета, животного или человека;
  2. Описание состояния человека или окружающей среды;
  3. Описание места.

Во всех трёх случаях для автора важно будет показать, какой именно предмет, человек и т.д. перед нами. Поэтому основные вопросы, которые можно задать к тексту, будут выглядеть так: как он выглядит? каковы его особенности? как можно его охарактеризовать?

Составляя текст-описание (особенно в случае с художественной литературой), стоит использовать больше прилагательных и слов категории состояния, ведь именно эти части речи позволяют передать специфику предмета. С точки зрения синтаксиса, в таком тексте будут присутствовать однородные члены, чаще всего — определения и обстоятельства.

В художественной литературе описание используется как способ характеристики героев, окружающих их пейзажей, интерьера и т.д. В поэтических текстах описания включают в себя большое количество эпитетов.

Пример текста-описания

В качестве примера приведем описание внешности человека. В нем будут преобладать имена существительные соответствующей тематической группы и качественные прилагательные.

Николай заметил нового студента. На вид парню было около двадцати лет. Лицо молодого человека почти ничего не выражало. Светлые волосы обрамляли правильные черты, тонкие и благородные. Яркие глаза рассматривали аудиторию из-под очков в металлической оправе. Высокий нос и тонкие губы делали парня похожим на персонажа с картины какого-нибудь художника 19 века. Загадочная полуулыбка все время блуждала на его лице. В целом, он был красивым и притягивал взгляды окружающих.

особенности текстов–описаний — это… Что такое особенности текстов–описаний?


особенности текстов–описаний
Описание – тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: «Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления;

в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил он с особенными ударениями и придыханиями«. Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.

Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:

1) характеристику ситуации общения;

2) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;

набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационная модель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

  • особенности современной лексикографии
  • особенности текстов-повествований

Смотреть что такое «особенности текстов–описаний» в других словарях:

  • ИСТОРИЯ И МИФЫ — Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники, помогают в решении задач истории как… …   Энциклопедия мифологии

  • Астрология — Иллюстрация из Часослова герцога Беррийского 15 века, отображающая связь знаков Зодиака с Гиппократовыми темпераментами в соответствии с «горячестью холодностью» и «влажностью сухостью» …   Википедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит …   Православная энциклопедия

  • ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ — [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… …   Православная энциклопедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ЯЗЫК (естественный) — ЯЗЫК (естественный язык), хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим… …   Энциклопедический словарь

  • ИЕЗЕКИИЛЯ ПРОРОКА КНИГА — входит в состав ВЗ (относится к т. н. великим пророкам). Автором традиционно признается прор. Иезекииль. Текст Еврейская традиция По утверждению мн. комментаторов, евр. текст И. п. к. один из самых плохо сохранившихся. Как считал Р. Сменд, И. п.… …   Православная энциклопедия

Author: admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о